Беседы с батюшкой. Царские дни

23 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– Тема, которая пройдет красной линией в нашей программе, – «Царские дни». Праздничные мероприятия начались 17 мая, в праздник Вознесения Господня, в канун 150-летней годовщины со дня рождения императора Николая II. В Екатеринбурге прошел благотворительный вечер в рамках ежегодного фестиваля «Дни Белого цветка». Мы подведем предварительные итоги того обилия мероприятий, которые прошли на Екатеринбургской земле на минувшей неделе, поговорим о предстоящих событиях. Конечно, Вы расскажете и о предстоящем Царском крестном ходе. Хотелось открыть нашу программу с такого несколько личного вопроса: каково Ваше отношение к царской семье? Какие мысли ложатся на Ваше сердце, когда Вы вспоминаете их семью и этот подвиг Царственных страстотерпцев?

– Мне на память приходит разговор нашего всегдашнего гостя Екатеринбургской епархии, одного из родственников убитого здесь с царем повара Ивана Михайловича Харитонова. Этот человек – Петр Валентинович – также приезжал в одну из студий нашего города, и ведущий спросил его: скажите, какие плюсы и минусы у царя Николая? На что наш гость, может быть, довольно резко, оборвал такой вопрос восклицанием: «Вы понимаете, царь – это не батарейка, это царь! В этом слове все сказано. Какое отношение может быть у сына к отцу? Заданность этих понятий уже определяет и отношение».

Наша проблема, в том числе и сегодняшней России: мы часто рассматриваем государя вне этого сакрального, религиозного, священного контекста. Мы начинаем копаться в каких-то мелочах, искать какие-то возможные ошибки, на которых, если их находим, строим свое отношение. Но какое? Не сыновнее. А я бы хотел иметь именно такое отношение. И мы стараемся прививать нашим прихожанам, что это священная личность нашей истории и Церкви со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– А в качестве эпиграфа к нашей беседе я хотел бы процитировать слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который неоднократно отмечал, насколько важно сегодня открыть для себя истинный образ членов семьи последнего российского самодержца. «Невозможно, увидев их, узнав их житие, не захотеть в чем-то измениться, стать лучше, чище. Знакомство со святыми Царственными страстотерпцами наполнит нашу жизнь новым смыслом, придаст сил и поможет в деле, которое назначил каждому из нас Господь».

Об уроках, в том числе исторических, политических и моральных, которые мы должны вынести из жизни святых Царственных страстотерпцев, я бы хотел, чтобы сказали и наши зрители. Уважаемые зрители, звоните и делитесь своим мнением. Я уже сказал о том, что 17 мая, в праздник Вознесения Господня, прошла акция ежегодного фестиваля «Дни Белого цветка». Несколько слов об этом событии.

– Семнадцатого числа мы совершали вместе с нашим владыкой, правящим архиереем нашей епархии митрополитом Кириллом, Божественную литургию в том самом храме, который видела царская семья, когда находилась в заточении в Ипатьевском доме. Это Вознесенский храм города Екатеринбурга, один из древнейших храмов. В отличие от Тобольска государя уже не отпускали за границы этой тюрьмы, этого дома, потому что мы помним, что в Тобольске они даже посещали в Благовещенском храме Божественную литургию. Здесь же было все по-другому.

С этого храма, свидетеля пленения и мученичества царской семьи, мы начали торжества 150-летия со дня рождения государя. Совершили Божественную литургию, после этого открыли небольшую экспозицию, которая называется «Царским маршрутом». Это выставленные вдоль храмовой территории все основные святыни, находящиеся в Екатеринбурге, связанные с царской семьей, с кратким описанием для удобства и пользования наших паломников и горожан. А позже в духовно-просветительском центре «Царский» совершилось открытие этого так называемого «Белого цветка», когда все желающие делали пожертвования для нужд нашего социального отдела, для тех, кто нуждается в помощи, подражая или вспоминая, как это делали царские дети, царская семья. Традиция эта очень давняя, она была принята еще в дореволюционной России. Можно сказать, что с такого доброго дела начались торжества и празднование памяти юбилея.

– Основы милосердия были заложены царской семьей, и спустя годы эта традиция продолжается. Я бы хотел сказать еще об одном событии. 18 мая, в рамках празднования 150-летия со дня рождения последнего российского императора, в Екатеринбурге, в киноконцертном театре «Космос» прошел общественный форум «Царский». Вы уже сказали о Петре Валентиновиче Мультатули, это ученый, писатель, историк, который тоже был на форуме. С кем Вам удалось пообщаться на форуме? Каково Ваше впечатление от этого события?

– Форум – очень полезное и очень значимое событие, он транслировался на многие страны через возможности телеканала «Союз». Гостями этого форума были и ученые, и богословы, и в том числе гости из Болгарии и Сербии. Мы услышали замечательные и очень интересные доклады. И главной целью этого форума явилась попытка осмысления, возвращения еще и еще раз к истории нашего Отечества и сохранения того наследия, которое нам оставил государь. Этот анализ, конечно, требует большего времени, еще больших усилий, в том числе и всех общественных сил, подключения туда всех возможных ресурсов. Но сама тема была задана этим форумом. И, как мне кажется, он прошел прекрасно и очень полезно, очень поучительно. Заканчивался этот форум выступлением Сретенского хора, который в том числе вечером дал сольный концерт, а на следующий день участвовал в богослужении.

Форум собрал более двух тысяч зрителей. Весь киноконцертный зал (это крупнейшая площадка в Екатеринбурге) был заполнен до отказа. В рядах зрителей присутствовали и военные, и ученые, и историки, и представители власти, духовенства. Как мне кажется, такая масштабность празднования юбилея императора будет только расширяться. И, может быть, в дальнейшем мы придем к тому, что будем праздновать день рождения государя даже более торжественно, чем когда это было при его жизни. Потому что последние Романовы взяли тенденцию на наиболее скромное празднование своих личных дат. Но сегодня, осмысляя масштаб личности царя Николая, его вклад в русскую историю и все то, что он сделал для нашего народа и нашей страны, мы, безусловно, понимаем, что память о нем сохранится навеки, и мы еще услышим благодарность поколений в адрес этого великого человека.

– Я хотел бы для наших зрителей, кому не посчастливилось побывать на форуме, озвучить список гостей, которые были на этом научном собрании по изучению царского наследия, впервые проводившемся на таком уровне. Перед собравшимися на форуме выступали: известный историк Петр Валентинович Мультатули; главный научный сотрудник Института российской истории РАН, академик РАЕН Владимир Михайлович Лавров; председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Константин Валерьевич Малофеев; публицист Егор Станиславович Холмогоров; преподаватель философского факультета Белградского государственного университета Никола Танасич; старший научный сотрудник Болгарской академии наук Георги Димов; председатель Сергиевского мемориального общества Дмитрий Борисович Гришин; военный журналист, историк Владислав Николаевич Майоров и многие другие.

Но, как говорят, история – это политика, опрокинутая вспять, и сейчас нет однозначного прочтения истории царской России. Как Вы думаете, почему все-таки нет в обществе единой точки зрения и на мученический подвиг царской семьи, и на дела государственные? Ведь буквально повсеместно сообщается о том, что он заложил и авиацию, и космос. И основы многих других достижений были заложены именно в царской России. Ваше частное мнение, почему так происходит?

– Ввиду того что государь был в том числе и политическим деятелем, то его деятельность не могла устраивать всех. Его упрекали в том, что он пытался сохранить самодержавие, просто люди не понимали, что он делает, в том числе и представители элиты. Потому как он говорил о том, что сберегал не свою самодержавную власть, а сберегал Россию. Поэтому в какой-то мере царь Николай остался непонятым своими современниками. К сожалению, этому «помогла» (в кавычках) развернутая охота и террор на государственных деятелей, тысячи из которых были уничтожены, то есть это лучшая элита, проводившая в жизнь реформы царя Николая, которые в том числе называются столыпинскими. Но Столыпин был действительно очень сильным и последовательным исполнителем тех реформ, которые задумывал, планировал царь Николай. И Столыпин тоже был убит.

Поэтому в обществе вообще возникло сильное напряжение, ввиду того что перестали оценивать действия через призму моральных, нравственных ценностей. И сегодня мы слышим от тех, кто не привык брать на себя ответственность и нести ее за какие-то ошибки, те же возгласы, что виноват один человек. Хотя очевидно, что виноваты все вместе наши предки, не поддержав тот курс, который выбрал царь Николай. А курс этот был очень простой – народосбережение. Это курс на развитие России, но не через многие страдания, а через труды, через честный заработок для народа, через отсутствие войны, и он все делал для того, чтобы страна не воевала, насколько это было возможно. Но все же когда ему приходилось принимать тяжелые, но правильные решения, он всегда твердо это делал. И никогда не принимал такие решения, которые противоречили бы его личной совести, его христианскому пониманию своего служения, своего креста и роли нашей страны, в том числе и для всего мира.

Как раз об этом сказал наш гость Никола Танасич из Сербского университета, который рассказал об отношении сербов к царю Николаю. Это отношение очень благоговейное, потому что действительно эта страна была спасена тогда усилиями царя Николая. И он не мог не вступить в том числе и в Первую мировую войну. И благодаря тому, что он вступил так, как и обещал, и сделал это быстро, те две австрийские дивизии, которые стояли непосредственно у границы Сербии, готовые захватить ее, были оттянуты на русский фронт. Да, невыгодная для нас война, да, ненужная, но единственно правильное решение было принято царем: «Сам погибай, но товарища выручай». И те основы христианской нравственности, морали, которые вообще существуют, им были заложены в том числе и в мировую политику.

Мы часто слышим, что мораль и политика несовместимы, но это неправда. И на примере царя Николая мы видим, что такие решения не всем приятны, поэтому разболтанная, расслабленная русская элита не захотела принять этот путь: путь правильный, но тяжелый, путь честный, но в какой-то мере крестный. И поэтому успехи хотели приписывать себе, а неудачи все списывать на одного человека, на правителя нашей державы. Поэтому вопрос отношения к царю Николаю – это вопрос нравственного прочтения истории, как мы видим события, которые были.

Также мы взираем и на события двухтысячелетней давности, как поступали ученики Христа: мы же все стараемся мерить через Евангелие. По крайней мере, так нас учат святые отцы. Каждый жизненный пример укладывается в контекст Евангелия, и оттуда может быть получено решение, как поступить правильно. Царь Николай руководствовался Евангелием, а Священное Писание говорит, что «все благочестно хотящие жить о Христе Иисусе гонимы будут». Поэтому, к сожалению, консенсус зачастую невозможен.

Даже более того, истина никогда не была и не будет за большинством. Поэтому царь Николай совершил свой подвиг на этой земле, и можно сказать, что в какой-то мере он принес себя в жертву (и он об этом говорил), и принес не только себя, но и всю свою семью и тех, кто пошел за ним. Для чего? Для того, чтобы нам показать единственно правильный путь, даже если этот путь приведет к смерти. Но царь Николай с этого пути не свернул. И он сегодня обращается к нам и, можно сказать, прямо говорит нам, что во всем, что касается церковной, семейной, государственной жизни, нужно принимать не те решения, которые легкие, но хитрые, где-то подлые, где-то лукавые, выискивая какую-то сиюминутную выгоду, а нужно принимать правильные решения – единственное, что может не лишить нас помощи Божьей и Божьего благословения.

Это то, что сделал царь Николай. В какой-то мере он проиграл свою земную битву как царь, хотя и это тоже спорно, потому что все-таки крушение России произошло именно тогда, когда он этой власти лишился. Сокрушалась Россия, уже ведомая заговорщиками и предателями, которые организовали Февральский переворот. Царь передавал им страну в военное время, но в прекрасном стратегическом положении, в том числе и военном, на станции Дно, когда у него забирали эту власть. Россия готовилась к летнему наступлению. У нас даже карточек не было. И зачастую эту февральскую революцию называют революцией сытых, потому что только сахар был по талонам, но и то ввиду того, чтобы исключить самогоноварение, а хлеб был доступен на рынке, и об этом говорят газеты.

Очень объемный вопрос Вы задали, но еще раз повторю, что без нравственного прочтения истории мы никогда не ответим правильно на вопрос, как поступил царь Николай. А он руководствовался исключительно своей христианской совестью и долгом. Дай Бог нам понять это.

– Наверное, мы, православные, должны находиться на такой позиции, что царь сделал все возможное для России, но, увы, Россия сама себя ввергла в этот беспощадный бунт.

– Безусловно.

– Но еще один урок царского времени – это борьба с терроризмом. Потому что известно, что все сотрудники министерства внутренних дел составляли лучшую службу в мире. Это общепризнано в мире. Потом уже эти принципы унаследовали другие спецслужбы, но это мы уже говорим о более позднем времени социализма.

Телезритель из Екатеринбурга: «Милостью Божией я присутствовала на форуме, огромная благодарность и низкий поклон за труды историков, ученых и богословов. Я хочу обратиться ко всем родителям: изучите, пожалуйста, материалы форума (такая возможность есть) и расскажите детям о царской семье. Пусть дети узнают это от вас в первую очередь и потом свои знания подкрепят уже сами. И, может быть, у кого-то жизнь совершенно изменится. Спаси Господи!»

– Благодарим нашу слушательницу; видите, какой отклик производят в душе слушающего слова правды о царе. А по поводу Вашей реплики насчет силовых ведомств: здесь очень простая логика. Царь не хотел превратить Россию в полицейское государство, и он все время обращался к внутреннему стержню нашего народа, к его совести, к его традиционному укладу. Простой пример: на сегодняшний день Министерство внутренних дел в России составляет сотни тысяч человек, что-то в пределах миллиона, а в царской России, которая была численностью больше, чем сегодня, – несколько десятков тысяч человек. Для государства эта цифра имеет значение? Конечно, имеет, это же затраты. Это те затраты, которые могли быть направлены на что-то другое. Поэтому, конечно, тот опыт террора был уникальным в какой-то мере. Сегодняшняя реакция на терроризм в государстве адекватная, но в то время еще вырабатывались механизмы. И вообще существовал вопрос,  можно ли другими средствами остановить этот террор, чтобы не направлять все силы государственной казны на увеличение внутренней армии. Поэтому сегодняшним днем, конечно, мы умные, но царь Николай исследовал каждую возможность.

– Вечером 18 мая в резиденции губернатора, доме Севастьянова, при поддержке Фонда святой Екатерины состоялся императорский бал лучших выпускников региона. Церемонию открытия возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и руководитель администрации губернатора Свердловской области Владимир Георгиевич Тунгусов. И еще одно событие было. Впервые Царские чтения состоялись у Храма-на-Крови; мне посчастливилось принять участие в них. Читались письма царской четы друг к другу. Императорский бал, царская семья и внутрисемейные отношения – какие уроки здесь мы можем и самим себе преподнести, и своим чадам?

– Это традиционное уже событие нас возвращает в ту Россию, во времена переписки царя Николая с его супругой. Во-первых, это очень эмоциональные, очень теплые письма, в которых раскрываются личности императора и его супруги. И как сказал владыка на открытии форума, невозможно не захотеть стать хоть чуточку чище, если ты прикоснешься к этому наследию, к этому творчеству, к этим письмам, к этому материалу. Поэтому прикоснуться, слава Богу, смогли многие, для этого около нашего храма была развернута площадка. И открыл чтение писем наш митрополит, владыка Кирилл, а также известные общественные деятели. А также потом могли подключиться к чтению писем, к этому марафону, и все желающие, в том числе и прихожане, которые остались после богослужения. Замечательная традиция. Я думаю, что она очень воспитывает, дает возможность погрузиться именно в ту атмосферу. Атмосфера любви и такого сердечного друг к другу участия, заботы, которую мы видим через эти письма, пусть входит в каждый дом.

А императорский бал, о котором Вы упомянули, это уже многолетняя традиция, приуроченная ко дню рождения императора. Лучшие ученики нашей области участвуют в нем и проходят серьезную подготовку, они занимаются с преподавателями, слушают лекции, встречаются с интересными людьми. Они приходят в Храм-на-Крови, им проводят экскурсию по храму, в том числе и по музею, и в результате они поднимают для себя огромный пласт новых знаний и информации о царе, его семье и подвиге.

И в завершение всего этого двухнедельного процесса обучения в губернаторском зале происходит очень красивый торжественный бал, который, я думаю, останется в памяти ребят на всю жизнь. А то, что они услышали, к чему прикоснулись, поможет им в их дальнейшей жизни, в построении и укреплении своей семьи и в том общественном служении, которое они понесут в какие-то ближайшие три-четыре года после окончания высших учебных заведений. Императорский бал – это такое направленное на молодежь мероприятие, которое имеет большой положительный результат. Никто из тех, кто принимает в нем участие, не сказал, что он разочарован.

– Мне по роду деятельности тоже приходится часто принимать участие в публичных мероприятиях, и когда организовывали чтение писем возле Храма-на-Крови, мне по благословению пришлось вести это мероприятие. Думал, что на улице как-то несколько потеряется вот эта проникновенность, все-таки открытое пространство, шум города, но на самом деле даже вот эти короткие отрывки звучали проникновенно, очень сильно. И удивительно, что действительно проникали в сердце. Даже более того, уже были и московские гости, одна из зрительниц из Москвы привезла на наш праздник духовное произведение – песню о царской семье. Через год мы надеемся ее уже исполнить. То есть вот такие мероприятия рождают творчество.

Может быть, в ближайшее время будет творческий конкурс на царскую тему, время покажет, а мы движемся по хронике Царских дней. 19 мая, в день 150-летия со дня рождения государя-императора Николая Александровича, в Храме-памятнике на Крови была совершена праздничная Божественная литургия. Кто в ней участвовал и насколько Вам удалось ощутить ее торжественность?

– Служба была очень благодатная, торжественная. Участвовали правящий архиерей, митрополит и все епископы, входящие в нашу митрополию.

– И митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон.

– Да, это наш гость из Греции, который специально прилетел сюда на празднование юбилея государя, дня рождения царя Николая II, а также наши епархиальные архиереи, входящие в состав Екатеринбургской митрополии. Особенностью этой службы было участие в ней знаменитого, прославленного хора Сретенского монастыря, который исполнил все богослужебные песнопения. Храм был наполнен людьми, мы видели в храме участников вчерашнего форума, который прошел днем ранее, наших дорогих гостей, в том числе и зарубежных, и казачество, и наших студентов, и военных курсантов. То есть представительство на службе было соответствующее.

– Если говорить еще об одной традиции, которая появилась в вашем храме, – это та вереница, чреда неусыпных Божественных литургий каждую ночь. Коротко расскажите, что там происходит, во сколько нужно прийти и когда исповедоваться, во сколько это заканчивается?

– С 30 апреля каждый день у нас совершается в 00:00 часов Божественная литургия. 30 апреля был крестный ход в память приезда царской семьи в Екатеринбург из Тобольска. И на богослужении владыка митрополит объявил о решении, что мы будем сугубо молиться эти 78 оставшихся дней (а именно столько царская семья провела в доме Ипатьева), до 17 июля, до той самой главной ночной службы, которую, как мы надеемся, возглавит Его Святейшество Патриарх Кирилл. Поэтому всех желающих приглашаем на ночную службу. Службу совершают не только клирики нашего храма, но и приходские священники, настоятели храмов приезжают со своими прихожанами.

– То есть это уже как приглашение?

– Священники, которые стоят в череде, об этом знают. Люди могут приходить и с какими-то приходами вместе помолиться на святом месте около той самой комнаты, где была замучена царская семья.

– И во сколько нужно прибыть?

– Служба начинается в 23:30.

– Вы сказали, что будет 78 литургий. И последняя литургия с традиционным Царским крестным ходом. Расскажите о том, что ждет паломников, которые прибудут в Екатеринбург к 17 июля либо накануне. Кто планирует приехать? Понятно, что на все воля Божия. Какие гости изъявили пока желание прибыть 17 июля в Екатеринбург на Царский крестный ход?

– У нас открыт специальный телефон так называемой «горячей линии» в Епархиальном управлении, и практически с раннего утра до позднего вечера любой может позвонить и узнать более подробную информацию о Царских днях, о тех событиях, мероприятиях, которые будут проходить. Но в целом можем сказать: как и всегда, всех наших паломников, дорогих гостей ждет наше гостеприимство, наша любовь. И мы всех приглашаем, безусловно, как и ранее это делали, для того чтобы нам всем вместе пройти этим крестным ходом, совершить Божественную литургию у Храма-на-Крови. Она состоится ночью, традиционно 17 июля. Как я уже сказал, мы очень надеемся, что ее возглавит Святейший Патриарх Кирилл, и готовимся к этому, ожидаем приезда большого количества гостей. Мы слышим о том, что в том числе и из-за границы к нам приедут паломники, представители Русской Зарубежной Церкви, большие паломнические группы, в том числе студенческие. Поэтому рады будем принять всех и предоставить такую возможность участия в главной службе этого богослужебного года.

– Напомните цифру, сколько людей участвовало в последнем крестном ходе?

– Порядка 60-70 тысяч, и эта цифра колеблется в районе 70-80 тысяч ежегодно. Максимально мы насчитывали около 80 тысяч участников крестного хода. Я думаю, что в этот юбилейный год большее количество паломников захочет приехать в Екатеринбург. Поэтому мы готовимся и всех ждем.

– Для Вас, как старшего священника Храма-на-Крови города Екатеринбурга, это особенно сложно. Как Вы справляетесь с нагрузками?

– Стараемся хоть как-то послужить царю Николаю и его святой семье и исполнять благословения, которые дает нам наше священноначалие. Конечно, это определенная нагрузка, связанная со стечением большого количества людей. Но обратная сторона этих трудов – это неизреченная радость от возможности прикоснуться и быть участником таких великих событий. И это может сделать каждый, потому что мы приглашаем всех. И участников волонтерского движения. Нам понадобятся силы многих людей, для того чтобы накормить многих, предоставить какой-то отдых, что-то подсказать, помочь, встретить.

– Это уже и приглашение тех, кто хотел бы оказать помощь Храму-на-Крови. То есть можно записаться к вам волонтером?

– Да, безусловно, вся епархия будет задействована в этой службе. И волонтерская служба очень важна и нужна, поэтому желающие могут вот таким образом приобщиться к этому и помочь.

– Я хотел бы еще об одном событии рассказать, которое произошло 19 мая. Стартовал (будем надеяться, что традиционный) мотопробег с флагами. То есть, если визуально, то это колонна шумящих железных коней с флагами. Куда они проследовали?

– От Храма-на-Крови до Ганиной Ямы. Царь Николай очень любил технику, и многое из того, чем мы пользуемся сегодня,  впервые в его правление увидело свет, в том числе и в России. И он живо интересовался всеми новшествами, понимая, что все это можно обратить на пользу Отечеству. В этом плане он был очень прогрессивный человек, очень мудрый, стратегического мышления. И все силы в нашем государстве тратились на то, чтобы не отстать от остального мира. Может быть, в память этого эти люди на мотоциклах решили вот так почтить юбилей царя, проехав последней дорогой, которую он совершил в этой земной жизни. На Ганиной Яме их очень тепло встретили, они прошли экскурсии. Многие, кстати, и не бывали там.

– То есть это своего рода просвещение тех, кто участвовал в мотокрестном ходе?

– Да. Мы надеемся, что эта традиция будет жить, и молодежь в таких интересных формах будет приобщаться к царской семье, ее подвигу и памяти.

– Помимо этого 19 мая на 4-м канале города Екатеринбурга был реализован проект «От сердца к сердцу»: письма из переписки царской четы читали известные уральцы и политики. И после мотопробега была открыта выставка под названием «Велик и страшен год 1918-й от Рождества Христова». Это историческая выставка, которая располагается в центре «Царский».

– Совершенно верно.

– Если можно, давайте виртуально пройдемся по этой выставке. Что могут там найти зрители, если посетят ее?

– Выставка очень интересная, там представлено множество реликвий, документов, артефактов того времени. Мы знаем, что такое 1918 год. Это не только год убийства царской семьи, это начало гражданского противостояния. И в этом смысле понятно название этой выставки. Она располагается в нижнем, цокольном этаже духовного центра «Царский», открыта с 10 часов утра до позднего вечера. Экспозиция будет там находиться все летние месяцы, с тем чтобы любой желающий мог даже к началу сентября ее посетить. Я говорю о школьниках в том числе. Выставка посвящена событиям этого очень тяжелого 1918 года. Царская семья, новомученики, Гражданская война… Многое из того, что выставлено, выставлено там впервые.

– Спасибо. Мне тоже в свое время посчастливилось пообщаться с Петром Валентиновичем, все-таки есть еще неизвестные факты в биографии царской семьи. Что нам еще предстоит открыть и изучить о царской семье? Говорят, что некоторые документы до сих пор засекречены.

– Мне сложно об этом судить, я могу только предположить: наверное, ввиду того, какие решения принимались, конечно, часть документов не будет открыта даже в ближайшее время. Но наиболее существенным и важным для нас является установление истины относительно самой трагедии, как она происходила, какие документы есть. И мы ожидаем, что когда-нибудь, возможно, эти документы будут открыты. Потому что мы знаем слова убийц, которые говорили: вы никогда не узнаете, что мы с ними сделали. Что имелось в виду? И вот эта правда нужна нашему народу, для того чтобы понять, что произошло и что мы допустили. Мы смотрим с надеждой вперед, что когда-то мы эту правду, безусловно, узнаем.

– Хотелось бы завершить наше общение на жизнеутверждающей ноте. Непростая ситуация в стране, потому что очень много людей до сих пор живет за чертой бедности, непростая ситуация во внешней политике. Как выяснилось, у нас масса недоброжелателей. Наверняка нас сейчас смотрят простые люди. Какое наставление, исходя из опыта царской семьи, Царственных страстотерпцев, Вы дали бы простому жителю России?

– Я думаю, тот урок, что стержнем жизни человека, семьи и отдельной личности должна быть святая православная вера, которая укрепляет человека в самых тяжелых испытаниях. И мы видим это в жизни наших императоров, царей, в том числе в жизни царя Николая. Та глубокая, подлинная, искренняя вера, которую он хранил в своем сердце, помогла ему выстоять. Мы можем сказать, что нам нелегко. Да, часто бывает, что многие трудности посещают нас в этой жизни. Но только задумаемся на одну минутку, насколько было тяжело этому великому человеку претерпевать то, что выпало на его долю, видеть, как разрушается держава, которую созидали его предки и он сам десятилетиями, терпеть унижения, арест и в конце концов смерть. И тем не менее оставаться в силе духа, кротким, смиренным и любящим, прощающим даже тех, кто направил на него свое оружие. Нет таких трудностей, которые человек не смог бы преодолеть, если он укрепляется благодатью Божией. Поэтому дай Бог, чтобы мы стяжали Божественную благодать в своем сердце и жили с радостью в Духе Святом о воскресшем Христе Спасителе.

– Многие сейчас ратуют за возрождение монархии, а мне кажется, что на самом деле у России есть настоящий живой царь, настоящий монарх – царь страстотерпец Николай II, потому что у Бога все живы. И по его молитвам и нашим, по молитвам всех россиян Россия будет жива и возродится. В это и будем верить. Спасибо большое, всех благ вам. Верю, что все мы встретимся этим летом на Ганиной Яме.

Ведущий Дмитрий Шакуров

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать