Беседы с батюшкой. Великий пост. Богослужебные особенности

23 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на территории ЖК «Новая Скандинавия» Санкт-Петербурга священник Александр Гинкель.

– Тема сегодняшней беседы – «Великий пост. Богослужебные особенности». Мы будем говорить о том, какие особенности совершения служб в храме нас ожидают в этом посту (или уже начались).

Первая неделя уже прошла, мы уже столкнулись с этими богослужебными особенностями в Великом посту. Мы совершенно меняем образ своей внутрицерковной жизни и домашней духовной жизни. Расскажите, пожалуйста, как изменилась наша жизнь именно с точки зрения богослужений.

– Каждый христианин, входя в Великий пост, входит в особую богослужебную традицию, которая существует в Церкви уже множество столетий. Огромный пласт этой традиции восходит к древнему монашескому течению – к древним монастырям Палестины, Египта, Сирии. Часть богослужений, безусловно, имеет своим истоком византийскую традицию – богослужения города Константинополя. Сегодня мы попытаемся немного с этим разобраться, потому что Великий пост, его богослужения – это тема, безусловно, огромная. Поэтому мы и попробуем хотя бы поверхностно заглянуть в эту священную богослужебную традицию.

Прежде всего, Великий пост – это, конечно, время покаяния. Меняется все: цвет облачения, богослужебное пение, настроение молитв и текстов. Четыредесятница установлена прежде всего в память сорокадневного поста нашего Спасителя. Как Господь постился ради нас, чтобы выйти на Свое служение, быть подготовленным к этому, так и для нас, христиан, Великий пост является особым временем.

Во-первых, нужно сказать, что Четыредесятница – это завершение богослужебного года. Литургический год начинается с Пасхи. Завершаем год именно такой подготовкой. Первая седмица поста – особо строгая и в пище, и в богослужении. Если кто-то из вас присутствовал в течение первой седмицы на утреннем богослужении, то заметил, что службы намного продолжительнее, чем в обычные дни. И в понедельник, вторник и четверг не совершается Божественной литургии. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, то есть Даров, которые были освящены накануне. Эта традиция имеет собой возврат в древнюю Палестину, где в монастырях на Великий пост монахи расходились. Перед постом друг с другом все прощались. Отсюда и чин прощения, который до сих пор существует в нашей Церкви, когда мы в Прощеное воскресенье прощаем друг другу прегрешения. А древние отцы и друг с другом прощались, потому что кто-то мог не дожить до Воскресения Христова. Когда будет читаться житие Марии Египетской, там как раз описывается эта традиция палестинских и египетских монастырей. Соответственно, кто-то уходил далеко, кто-то не очень. Кто-то уходил на весь пост, а кто-то – только на несколько дней. Они брали с собой Святые Дары, чтобы не оставаться без Причастия. Находясь вне храма, они причащались. Отсюда происходит традиция совершения литургии Преждеосвященных Даров.

Кто-то возвращался к выходным дням – и в субботу и воскресенье как в дни литургические идет послабление поста. Надо сказать, что Русская Православная Церковь живет по палестинскому Уставу монастыря Саввы Освященного. Монастырь очень строгий. Если кто из вас был на Святой Земле, вы знаете, что в этот монастырь женщины не допускаются. Сам этот Устав тоже довольно строгий, но для мирян, естественно, есть послабления. Однако с точки зрения устава первые пять дней седмицы – сухоядение, то есть без вкушения растительного масла. А уже начиная с субботы пост послабляется – в связи с тем, что совершается полная Божественная литургия.

– Вопрос телезрительницы: «Читается ли Великим постом Евангелие дома? Или только Ветхий Завет? Второй вопрос: можно ли вместо молитв ко святым читать тропари сейчас?»

– Евангелие, безусловно, читается. Евангелие не имеет никаких исключительных ограничений. Во все дни года дома мы можем читать Евангелие. За богослужением – да, в седмичные дни Великого поста Евангелие не читается. А дома, келейно – пожалуйста.

– В некоторых традициях в течение поста на часах прочитывается все Четвероевангелие, да?

– Да. Раз уж Вы заговорили, по Уставу положено прочитывать все четыре Евангелия на Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду. Но так как это очень увеличивает продолжительные богослужения, то существует традиция читать Евангелие в течение всего поста, начиная со второй седмицы, во время часов.

Что касается тропарей, они не исключают собой молитвы. Вы можете их читать перед молитвой – вначале тропари, а после уже молитву святому.

– Итак, мы говорим о первой седмице. Существует еще традиция увеличения количества служб. Службы, которые традиционно в приходских храмах чаще всего не служатся (такие, как изобразительны), добавляются в богослужение.

– Строго говоря, богослужение первой седмицы поста максимально приближено к Уставу. Это то богослужение, которое положено совершать  практически в течение всего года. Только кафизм поменьше читается в другие дни вне поста. Поэтому у нас, живущих в миру, первая седмица – это уникальная возможность погрузиться в уставное богослужение, почувствовать, как на самом деле молятся в монастырях. Ввиду этого во время богослужения минимализируется пение. В основном предпочтение отдается чтению. Это сугубо монастырская практика, когда в V–VI веках в монастырях отдавали предпочтение именно умилительному чтению Псалтири, нежели ее песенному исполнению.

– Вопрос телезрительницы: «Есть ли во время Великого поста какие-то изменения в молитвенных правилах при подготовке к исповеди и Причастию? Какие лучше читать молитвы, чтобы подготовиться правильно?»

– Относительно молитвенного правила – его индивидуально устанавливает духовник. Есть, конечно, определенные каноны, правила ко Святому Причащению, дополнительные каноны. Но Великим постом каждый может для себя свое личное молитвенное правило немножко усугубить. Мы имеем право взять себе дополнительную молитвенную нагрузку. Например, если в течение года мы Псалтирь не читаем, то Великим постом дополнительно ее надо читать. Если не читаем Священное Писание, – постом читать и его. Единственное исключение: Великим постом мы не читаем акафисты. Их мы заменяем канонами.

Возвращаемся к богослужению первой седмицы. Конечно, первые четыре дня большинство наших прихожан стараются прийти на вечернее богослужение. Утром многие работают, поэтому Церковь ввела особый чин. На великом повечерии в вечернее время вставляется чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Это самый большой по содержанию канон – и самый вдохновенный. Он читается на пятой седмице Великого поста целиком. Но чтобы выделить значение первой седмицы как начала молитвенного подвига каждого христианина, канон был поделен на четыре части и разделен на первые четыре дня первой седмицы Великого поста. Мы уже эти дни прошли. Каждый из вас, кто присутствовал на этом чтении, думаю, почувствовал ту Божественную благодать, которая касается нашего сердца через слышание тропарей этого канона.

Сам канон главным своим содержанием имеет, конечно, Священное Писание – книги как Ветхого Завета, так и Нового. Великий пост предполагает напоминание нам о книгах Ветхого Завета, которые, к сожалению, многие христиане оставляют на второй или третий план. А на самом деле, если мы признаем, что Великий пост – это сугубое молитвенное время, то чтение Книги Бытия, Книги пророка Исаии, которое совершается Великим постом, совсем по-другому возвращает нас к осознанию Промысла Божия, путей Божиих. Приводит нам многие примеры покаяния.

– Вопрос телезрителя: «Меня зовут Руслан, мне 9 лет. Как подготовиться к Причастию?»

– Если дома есть молитвослов, посмотрите раздел: «Правило ко Святому Причащению». По возможности, сколько хватит терпения, нужно прочитать оттуда молитвы. Если есть кто-то из взрослых, кто ходит в храм и когда-то причащался, то лучше всего спросить у него. Либо у родителей, либо у крестных, и они обязательно подскажут, как это лучше сделать.

– Возвращаемся к нашей теме. Время Великого поста – это время осознания необходимости покаяния. Первые дни наполнены покаянным содержанием за счет чтения Великого покаянного канона. Тем не менее они не оставляют нас без радостей праздников. Даже в завершение недели (начинается с памяти Феодора Тирона, когда освящается коливо, читается канон святому) проходит достаточно торжественная служба.

– Да, сегодня утром соединились постное и праздничное богослужения. То есть сначала совершалась великопостная литургия Преждеосвященных Даров, а после нее устав меняется, пение меняется. На середину храма выносится коливо – и читается канон святому великомученику Феодору Тирону в память о его чуде. Церковь совершает это уже более полутора тысяч лет. Произошло это в IV веке. Думаю, многие знают об этом событии.

Один из нечестивых императоров Юлиан Отступник захотел поглумиться над христианами Константинополя и приказал градоначальнику окроплять на рынке пищу идоложертвенной кровью, чтобы христиане невольно, купив себе там еды, осквернились. Понимая, что первые несколько дней христиане постились, то есть практически ничего не вкушали, а к концу недели обычно шли на рынок покупать еду к субботе и воскресенью, он сделал такую пакость. Святой великомученик Феодор Тирон ночью явился епископу Константинополя, сообщил ему об этом замысле и поведал, как избежать этой дьявольской уловки. Даже предложил особое кушанье, которое именуется коливо. Это вареная либо замоченная проросшая пшеница с различными сладостями, сухофруктами, медом. Это великопостное лакомство, с одной стороны, а с другой – память о чуде святого великомученика Феодора, который заботился о христианах и не хотел, чтобы язычники насмеялись над ними.

Завтра, в первую субботу Великого поста, мы и совершаем память великомученика Феодора Тирона. Канон служился сегодня, потому что вечернее богослужение предваряет следующий день. Вообще особенность литургии Преждеосвященных Даров и любой литургии в том, что она соединяет собой два дня – и сегодняшний, и завтрашний. Поэтому поминаются святые двух дней на литургии Преждеосвященных Даров, которую по Уставу положено совершать на вечернем богослужении, то есть в вечернее время. Ввиду этого существует несколько традиций. Где-то для удобства она совершается утром, а в некоторых храмах, следующих Уставу, совершается в вечернее время.

– И завершается первая неделя большим торжественным событием – праздником Торжества православия. Прежде чем мы о нем поговорим, ответим на вопрос телезрительницы: «Всем ли нужно собороваться в Великий пост?»

– В течение года, как правило, к этому таинству прибегают только по нужде, если у человека есть какая-то физическая или душевная болезнь. Но относительно Великого поста существует традиция каждому православному христианину хотя бы один раз приступить к этому святому таинству. Ибо все мы немощны, у каждого из нас есть та или иная болезнь или немощь. Поэтому если мы ее можем терпеть, то в другие дни года не нужно собороваться. А Великим постом это хорошая практика.

– Итак, праздник грядущего воскресенья первой недели Великого поста – Торжество православия. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– В 843 году произошло событие, которое получило наименование Торжества православия и которое мы до сих пор уже более тысячи лет ежегодно совершаем. Это событие связано с памятью императрицы Феодоры (кстати, завтра совершается ее память), с окончанием торжества иконопочитателей. К сожалению, после Седьмого Вселенского Собора, прошедшего в 787 году, через несколько лет воцарился новый император, возобновивший гонения на иконы. Получается, что более пятидесяти лет несколько императоров учиняли еще большие гонения на иконы, чем до Вселенского Собора.

И вот последний из императоров-иконоборцев перед смертью покаялся. Господь его смирил, даровал ему сильную болезнь, и император очень страдал. Его супруга, благочестивая Феодора, очень молилась Господу. Ей было жаль мужа. Господь услышал ее молитвы. Однажды, когда муж лежал в беспамятстве, он вдруг пришел в себя и сказал: «Мучают меня за иконы». Тогда Феодора дала ему облобызать святой образ, который у нее был, после чего он с покаянием умер. Тем не менее ей открылось видение: по городу шла процессия, и ее мужа вели связанного. А когда привели его к Судье, к Господу, то Он его осудил. Тогда Феодора просит духовенство молиться за своего мужа. Прежде всего она возвращает иконопочитание. Первую седмицу Великого поста посвящают сугубым молитвам – как сама она, так и новый патриарх Константинопольский вместе со всем клиром духовенства. В конце первой седмицы происходит видение и Феодоре (она видит, что муж ее освобожден), и патриарху. Ему является ангел и говорит: Господь услышал твои молитвы. Тогда патриарх написал список имен всех еретиков, которые были иконоборцами, положил его на престол и после молитвы увидел, что имя последнего императора-гонителя Феофила было изглажено. Тем самым все поняли, что Господь его помиловал.

– Вопрос телезрительницы: «Я готовлюсь к Причащению. Можно ли мне чтение канонов разделить на два дня? Второй вопрос: когда можно причащаться в воскресенье, в праздничный день, а когда в будний день? Одно и то же это будет Причастие?»

– Да, Причастие одно и то же. В богословском плане оно одинаково – что на полной литургии, что на литургии Преждеосвященных Даров. Там тоже Тело и Кровь Христовы, которые освящаются на полной литургии. Поэтому не так важно, в какой день причащаться. Важно помнить главный принцип: чем чаще в посту мы причащаемся, тем лучше. Нужно ценить и использовать каждую возможность быть в храме Божьем.

Что касается подготовки к Причастию, существует, конечно, практика разделять каноны на несколько дней. Но здесь надо понимать другое. Чтение канонов – это не просто вычитывание их и не просто некое исполнение правила. Чтение канонов – это наш духовный настрой на то важное действие, к которому мы собираемся приступать. Если мы вчера прочитали каноны, а сегодня уже забыли об этом, то нет никакого смысла их вычитывать заранее. Поэтому лучше постараться меньше прочитать, но качественнее – непосредственно накануне Святого Причастия. Есть другая практика, более целесообразная – разделять чтение канонов на вечер и утро. Это хорошая практика. Либо можно не подряд все сразу каноны читать, а в продолжение всего вечера: сначала один канон, через час – следующий. Так тоже можно. А разделять чтение канонов на несколько дней я лично своим прихожанам не рекомендую.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть такое выражение: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Как правильно понять это выражение?»

– Нам нужно понимать это выражение в контексте. Господь обращает эти слова Своим апостолам, посылая их на проповедь. Это миссионерское выражение. В чем мудрость змеи? В том, что она первая никогда не жалит. Она всячески пытается уйти от человека, и только если ей некуда уже уходить, тогда она защищается, обороняется. В этом смысле речь идет о змеях. Голуби же очень кроткие, незлобивые. Здесь Господь показывает апостолам, чтобы они не держали ни на кого зла, потому что злопамятство – один из тонких и тяжких грехов, оскверняющий человеческую душу и саму жизнь. Поэтому и будем стараться в отношениях с другими людьми никогда первыми не идти на конфликт. А если нас кто-то обидел, то долго зла не держать.

– Итак, мы говорили о празднике Торжества православия.

– Да, вернемся к этому событию IX века. Как я уже сказал, когда патриарх увидел, что в синодике имя Феофила вычеркнуто, изглажено рукой ангела, он понял, что Господь его помиловал по молитвам Церкви. Тогда в воскресный день он объявил об этом царице. Был организован торжественный крестный ход с иконами, хоругвями в соборный храм Святой Софии в Константинополе. Впервые за шестьдесят лет было совершено торжественное богослужение вместе со святыми образами. Еретикам была провозглашена анафема, а всем благоверным, благочестивым – многолетие. С того времени Церковь вспоминает первую неделю Великого поста как Торжество православия, его окончательную победу над ересью иконоборчества, которая довольно долго мучила Церковь.

– И сейчас есть традиция в соборных храмах, крупных храмах совершать чин Торжества православия – очень интересный, торжественный чин. Присутствовать на нем, чувствуя свое участие, – очень благодатно.

Вопрос телезрительницы: «Есть чтение особых двенадцати псалмов. Мне хочется узнать: на славах там можно упоминать о здравии и упокоении?»

– Насколько я знаю, это древний монашеский чин псалмопения, двенадцать псалмов. Древние монахи совершали это псалмопение. Вообще существуют две традиции чтения Псалтири. Эти две традиции в богослужении у нас переплетены. Первая традиция – это чтение Псалтири поочередно, последовательно. Ввиду этого вся Псалтирь была поделена на двадцать частей, названных кафизмами. Есть другая традиция – когда совершалось псалмопение, выделялись особые псалмы для богослужения. Эта традиция зафиксирована в книге Часослов. Большинство наших богослужений вне литургии состоит из чтения избранных псалмов. Но я не совсем понял, о каких двенадцати псалмах нас спрашивали.

Насколько я понимаю, вопрос был о поминовении во время чтения Псалтири. Так вот, если мы берем обычную Псалтирь, где каждая кафизма поделена на три славы, то на первой славе мы поминаем о здравии, на второй – о упокоении, а на третьей читаем те тропари и молитвы, которые положены в конце.

– Мы закончили обсуждение первой седмицы поста. Следующие седмицы относительно одинаковы. Каждая седмица заканчивается воскресным днем, который посвящен определенным святым (святителю Григорию Паламе; преподобному Иоанну Лествичнику и преподобной Марии Египетской). На Крестопоклонную на поклонение выносится крест. Расскажите об этих особенностях.

– Прежде чем переходить к этим неделям, вот еще что нужно сказать. Великий пост – это время сугубой молитвы об умерших. Таков пример царицы Феодоры, вымолившей своего мужа-еретика, который многих даже предал мучительной казни за иконы. Но ее молитва, молитва Церкви, молитва патриарха и духовенства смогли его из преисподней вытянуть, Господь помиловал и спас этого человека. Это один из самых показательных примеров необходимости молитвы за усопших. Поэтому в Великий пост по окончании каждого утреннего богослужения совершается заупокойная лития. А вторая, третья, четвертая субботы Великого поста – это родительские поминальные субботы, когда мы все призваны прийти и помолиться за наших предков. Хорошо, если мы знаем их имена. Но если мы знаем имена наших бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, знаем ли мы имена наших предков, живших двести, пятьсот лет назад, благодаря которым мы сейчас живем и существуем? Конечно, многие из нас их не знают.

Двадцатый век, к сожалению, был направлен на то, чтобы искоренить генетическую, генеалогическую память в русском народе. Но у Бога все живы, Бог знает имена всех – и тех, кто сейчас находится за пределами этого мира. Кто-то в Царствии Небесном, а кто-то в аду. Они ждут наших молитв. Те, кто находится в Царствии Небесном, радуются, когда мы молимся за них. А те, кто мучается в преисподней, благодарят и испытывают великое облегчение от наших молитв. Поэтому очень часто практически во всех храмах существует особое поминовение на Великий пост. Но также, как я уже сказал, есть особые родительские поминальные субботы. Их в Великом посту три. Кроме того, чтобы подать записки на поминовение, еще принято приносить и жертвовать продукты. Это тоже древний обычай, образ милостыни за упокой душ наших сродников.

– Спаси Господи, это очень важный момент.

– Что касается воскресных дней, каждый воскресный день Великого поста имеет свою особенность, память того или иного святого. Вторая неделя Великого поста посвящена одному из столпов богословия нашей Православной Церкви – святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому. Он в полемике с католиками обосновал и утвердил православный догмат о Божественной благодати. О том, что Божественная благодать есть действие Бога (или по-гречески – энергия Бога). Так Бог раскрывается в этом мире, и мы через Его действие, Его энергию можем познавать Его Самого. Соприкасаясь с Ним в содействии, или синергии, соработничестве, мы тем самым уподобляемся и Самому Богу. Как сказал Сам Господь, верующий в Меня, дела, которые  творю Я, и он сотворит. Эти дела, которые продолжаются совершаться Церковью  на земле, и свидетельствуют о том, что Церковь жива, что Бог продолжает жить в Своих святых.

Я не хочу сейчас углубляться в богословие. Думаю,  каждый, кто придет на службу в этот день, услышит на проповеди от своего настоятеля то, что нужно услышать. Важно другое. Если мы посмотрим на смысловую связь, почему Церковь после Недели Торжества православия выбирает из множества святых именно святителя Григория Паламу? Дело в том, что Торжество православия – это установление иконопочитания. Икона – это святыня, через которую Господь являет Свою Божественную благодать. А Григорий Палама – столп Церкви, который защищал учение о Божественной благодати как о нетварных энергиях Бога. Самая главная святыня Церкви Христовой – это святой животворящий Крест. Именно поэтому третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Накануне вечером, на всенощном бдении, на поклонение будет выноситься Крест Христов. В течение всей следующей недели он будет находиться в храмах на поклонении, свидетельствуя о страстях Господних, о великом деле нашего спасения.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Тема беседы: «Смысл Рождественского поста».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы