Беседы с батюшкой. Женщины в Церкви

23 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Стрельников, клирик Спасо-Преображенского собора. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Приближается неделя жен-мироносиц. Наверное, все женщины, думая о героинях евангельских событий, задаются вопросом о собственном смысле жизни. Насколько применимы такие высокие идеалы и подвиги для обычного человека?

- У каждого христианина и каждой христианки цель одна - достижение Бога. Другое дело, что у женщины есть особая миссия, особая роль в достижении этой цели, и она несколько иная, чем у мужчины. Поэтому говорить о смысле жизни женщины нужно именно в этом ключе. Смысл у всех один - достичь обожения, спасения собственной души. Но роль женщины в Церкви, ее христианское предназначение особое. Мы знаем, что через женщину человечество отпало от Бога. Но мы знаем также, что именно через женщину, через послушание воли Божией Пречистой Девы Марии все человечество к Богу вернулось и возможным стало пришествие в мир Спасителя. Господь именно через согласие человека пришел в этот мир. Архангел, который был вестником этой тайны, смиренно ждал ответа Той, Которая была предназначена стать Матерью Сына Божия. Именно в этом ожидании мы видим, что Господь не проявлял никакого принуждения и никакого насилия над волей человека. И только после слов Матери Божией «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» стало возможным чудо - пришествие Сына Божия, Избавителя всего человеческого рода. Это роль Матери Божией в Церкви. И все женщины- христианки стремятся подражать Той, Которая была наречена Благословенной среди женщин и стала благодаря той роли, которую Она совершила, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

- Наверное, можно поделить и женщин, и мужчин на две категории: есть те, кто в браке, и есть безбрачные...

Вопрос телезрительницы, заданный через группу ВКонтакте: «Я мама троих детей- погодок, мне очень нравится растить и воспитывать детей. Я студентка, но сейчас нахожусь в академическом отпуске. Мучает вопрос: стоит ли возобновлять учебу и так ли важно высшее образование для женщины?»

- Да, действительно, есть люди, которые связывают себя узами брака, и есть те, которые по какой-то причине остаются безбрачными. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).Роль женщины - быть помощницей мужчине - не какое-то унижение, а то, что является предназначением женщины и ее благой миссией. И роль женщины, в первую очередь, быть матерью. Имя первой женщины Ева означает «жизнь», именно потому она так названа, что стала матерью всех живущих. Роль матери очень высока, но, к сожалению, в современном мире она очень принижается. И от такого представления мы видим происходящие бедствия, которые начинаются в семейной жизни, распространяются на все общество и в конечном итоге приводят к разрушению человеческой цивилизации как таковой. Фундаментальные основы, заложенные Самим Творцом, разрушаются. Через людей враг нашего спасения действует хитрым и изощренным образом. Мы видим, что женщина объявляется закабаленной браком (эти идеи ранние, но сейчас они продолжают звучать), и освобождение ее от этого приводит к тому, что женщина теряет смысл жизни. Происходят страшные вещи, потому что разрушение семьи - это разрушение основы основ.

Наличие образования не является препятствием для семейной жизни, а его отсутствие не делает женщину ущербной; это скорее вопрос общего развития человека. Образование в подлинном смысле - это стяжание образа Божия, а не просто получение каких-то знаний и информации. Информации сейчас много, и человек ею просто переполнен, в том числе информацией, которая совершенно не нужна. Если мы говорим об образовании в подлинном смысле этого слова, то это нравственный, духовный и интеллектуальный рост человека. С получением образования человек приобретает, а не теряет: он повышает свой культурный уровень, расширяется его кругозор, человек становится более думающим, грамотным и даже более терпимым, потому что узость мышления происходит от нехватки знания и от скудости образования человека. Поэтому если есть возможность получать образование, несмотря на то что имеются дети, лучше образование продолжать, тем более формы обучения существуют разные - заочная, экстернат и другие.

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Некоторые женщины в разном возрасте уходят в монастырь. А в Священном Писании сказано, что женщина спасается чадородием. Нет ли между двумя этими вариантами противоречия?»

- Противоречия здесь нет, потому что в Священном Писании Господь говорит о духовных скопцах: есть скопцы, которые были так рождены; есть скопцы, которые были оскоплены от людей; есть те, которые сами оскопили себя для Царства Небесного (См.: Мф. 19:12). Речь идет, конечно, не о физическом оскоплении, а о безбрачии, о добровольном избрании этого пути, чтобы всего себя посвятить служению Богу. Я бы сказал, речь идет об избранничестве: не всем суждено быть служителями в Церкви, не всем суждено стать монашествующими, не всем суждено управлять государством или занимать другие ключевые посты - кому что уготовано, к чему призвал Господь.

Действительно, слова апостола о чадородии и о том, что женщина им спасается, известны, но мы должны вспомнить и о продолжении этих слов. Апостол говорит: «Женщина спасается чадородием, впрочем, в Господе». Имеется в виду, что женщина своих детей, которых дал ей Господь, должна привести к Богу и дать им самое главное направление их жизни - фундамент веры, на котором будет строиться все здание их жизни, когда ни родителей, ни мамы в живых уже не будет. Поэтому указаны два пути.

Есть третий путь, когда мужчина не женится, женщина не выходит замуж, они не посвящают себя ничему, - это Церковью осуждается; путь эгоизма неприемлем для христианина. Путь христианина - путь служения не себе. «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (См.: Гал. 6:2). Закон Христа - это служение друг другу: либо семейная жизнь, либо монашество, что подразумевает не служение себе, а подвиг борьбы со своим самолюбием и эгоизмом, подвиг, в котором человек научается быть альтруистом, быть служителем ближнего своего.

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Женам-мироносицам посвящен воскресный день после Пасхи. Чем они заслужили такое внимание и такое почитание? Это сложно понять, потому что о них в Евангелии мало сказано».

- Действительно, третье воскресенье после Пасхи посвящено памяти этих женщин - жен-мироносиц. Я бы не сказал, что в Евангелии о них сказано мало: возможно, мало по объему, но слова важные. Эти женщины почитаются как верные Христу до конца. Память о них важна для нас и для Церкви, потому что в мужчинах, которые сопровождали Господа, не обнаружилось той мужественности, которая обнаружилась в женщинах. Это удивительно: не женственность, не женский страх, а именно мужественность, верность Христу обнаружились в этих женщинах, несмотря на то что другие ученики разбежались. Все оставили Господа, кроме одного - Иоанна, и исполнилось пророчество, которое было сказано: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (См.: Мф. 26:31). В момент взятия Спасителя под стражу в Гефсиманском саду и далее в начале Его мук оставил Спасителя практически каждый из учеников, а жены-мироносицы не оставили. Конечно, они не входили ни во двор дома Каиафы, ни в преторию Пилата, где был судим Господь, но они издали наблюдали за происходящим, сопереживали; они были у Креста. Они являлись свидетелями и того, что было после крестной смерти Христа. Потом пришли Иосиф и Никодим, Никодим дерзнул и вошел к Пилату просить тело Иисуса. Эти двое знатных и богатых людей погребали Христа, завернув Его с благовониями в плащаницу. За всем издали наблюдали жены-мироносицы. Они сидели напротив гроба, видели, как гроб был запечатан. Потом на несколько часов отошли. Когда стало светать, они, взяв с собою благовония, миро (именно поэтому они называются мироносицами), поспешили, чтобы помазать тело Господа Иисуса Христа. Они шли и рассуждали между собою, кто же им отвалит огромный камень от гроба, потому что у них не было физических сил для этого. Именно поэтому их Спаситель удостаивает в первую очередь Своим явлением после воскресения; никому из учеников Он не явился в первую очередь, а именно женщинам-мироносицам - из-за их жертвенной любви, верности и бесстрашия. Это бесстрашие уже позже в себе обнаружили ученики, когда укрепились, когда радостной вестью о воскресшем Христе утвердились, но, пока этой вести не было, мы знаем, какие сомнения их посещали. Сомневался не только Фома, но и все ученики. И когда мироносицы им благовестили о воскресшем Господе, слова мироносиц, как сказано в Евангелии, явились ложью в их понимании; они подумали, что им просто лгут. Потому они и не были удостоены первыми явления воскресшего Господа.

- От телезрителя поступила просьба молиться за тяжело болящего Олега. В связи с этим хочется поговорить о таком женском служении, как служение у постели больного. Чаще всего именно женщины остаются с больным человеком.

- Да, в этом тоже проявляется верность женщин.

Помоги, Господи, болящему Олегу! Дай, Господи, ему сил, чтобы эта болезнь послужила ему для исцеления души! Чтобы он это испытание принял по-христиански, не колеблясь в том, что Бог его любит и дает ему это испытание для его блага. Верующий человек должен укрепиться и понять, что Сам Спаситель Своим ученикам и нам (потому что мы тоже ученики Христовы) сказал: «Не бойтесь и не будьте боязливы, даже волосы на вашей голове сочтены и ни один из них не падает без воли Отца Небесного».

Служение женщины в больницах, хосписах, приютах распространено потому, что женщины более сердобольны и чувствительны к чужому горю и беде, это свойственно женской природе. Женщины - все матери: либо уже фактически состоявшиеся, либо - в будущем, либо в духовном смысле - матушки в монастырях, которые занимаются духовным окормлением. Там, где мужчине сложно, женщине проще найти себя в служении. Нам, мужчинам, нужно брать с них пример, потому что нельзя перекладывать все на женщин, так же как и женщине в семье нельзя все перекладывать на мужчину. Все должно быть выверено, взвешено. Очень важно не меняться ролями: роль мужчины одна, уготованная ему Богом, роль женщины - другая, и никто полностью не может заменить один другого или взять на себя обе роли, потому что это будет бременем не по силам и ни к чему хорошему не приведет. Мы знаем, что без отца достаточно сложно вырастить детей, но еще сложнее - без матери, это травма на всю жизнь. Сейчас общество все больше обращает на это внимание, Церковь об этом не устает говорить и нередко берет на себя функции по усыновлению и воспитанию детей, оставшихся без материнской или отцовской заботы.

- Вопрос телезрительницы: «Женщина относится к слабому полу. На нее столько возложено: дети, работа, домашние дела. При всем том у мужа - только работа. Сил на все не хватает, муж почти не помогает. Как быть? У кого просить помощи, кому молиться?»

- В данном случае роль мужчины просто не осуществляется. Как вести себя в семье, если мужчина одержим тяжким недугом пьянства или другой страстью? Самым простым, легким, но неправильным способом было бы семью разрушить и отказаться от жизни с таким человеком.

- Кстати, у нас вопрос о пьянстве тоже имеется от другой телезрительницы. А в данном случае вопрос таков: человек только работает - это тоже страсть?

- Заработок - это то, что является источником дохода семьи и источником ее существования. Поэтому женщина должна с пониманием относиться к тому, что мужчина большую часть своей жизни и времени посвящает работе, чтобы семью обеспечить. Если он не будет ее обеспечивать, время, проведенное в семье, тоже пойдет не на пользу. Роль мужчины - в работе. Но при этом если у мужчины нет понимания, что женщина устает, что она требует внимания и помощи в домашних делах, то в таких семьях и у детей не будет хорошего отцовского примера - никто не будет помогать матери в домашних делах.

Нужно стремиться договариваться. В семье самым правильным является разговор: стремление достучаться до совести и сердца человека, до его разума. Скандал - это самый непродуктивный способ прояснять отношения, взаимные упреки и обвинения ничего не дают. Я хочу сказать всем телезрительницам, которые нас слушают, а также мужчинам, что ссориться со своей половиной - это все равно что ссориться с самим собой. Когда нас в самом себе что-то не устраивает, мы пытаемся это изменить, когда у нас что-то болит, мы это лечим; мы не избавляемся от своей руки или ноги, когда она болит, а лечим ее. Так же нужно относиться и к своей половине - не пытаться избавиться и сойти с креста, а все-таки постараться найти точки соприкосновения. Я не думаю, что кого-то из современных людей насильно женили или заставляли выходить замуж. Значит, в этом человеке было то, что привлекало, и не просто привлекало - было то, что полюбила (полюбил). Полюбил не только некие качества, но и самого человека, со всем его внутренним содержанием, со всеми его особенностями, сильными и слабыми сторонами.

Человек кардинальным образом не мог измениться, просто до начала семейной жизни мы стараемся показать только свои лучшие стороны, а долго так себя вести не получается, потому что это однобокое поведение. Отсюда возникают разочарования, когда начинает открываться то, что ранее тщательно скрывалось. Человек не изменился, а показал, каким он может быть. Но он может таким и не быть, если мы попытаемся с этой проблемой справляться вместе. Очень важно понять в семейных отношениях, что такое поведение - это проблема обоих, это их общее недомогание, недомогание семьи, а не одного человека. Лечение этого недомогания заключается в совместных действиях, и зачастую даже с детьми, которые являются теми, кто в семейной жизни либо поддерживает своих родителей в главном, либо начинает показывать свою строптивость, самоутверждаться, ссориться друг с другом, дерзить родителям. Во всех семьях, к сожалению, это происходит, но с этим можно справляться с Божией помощью, только через смирение. Самая главная добродетель в семейной жизни после любви - это смирение. Если мы не будем смиряться друг перед другом, то ничего не построим.

- А что делать с такими запущенными случаями, когда муж совсем не ценит тех отношений, которые есть, пьет и гуляет?

- Нужно взять за основу Священное Писание: только по вине прелюбодеяния возможен развод. Конечно, есть и другие причины. Есть указания священноначалия и самой Церкви о том, что если возникает смертельная опасность для жизни одного из супругов со стороны другого, чаще всего для женщины как физически слабой, в этом случае возможен развод.

Кода нарушается супружеская верность, брак не просто шатается, он разрушается. И либо он в этом разрушении остановится и сохранится, либо все пойдет вразнос. Это зависит только от того, остановится ли тот, кто это совершает: будет ли у него раскаяние, переосмысление поведения, возврат в семейную жизнь и исцеление от этого недуга, или он окажется тем, кто разрушит свою собственную семью. Такая ситуация, к сожалению, у многих.

- Вопрос телезрительницы из Литвы: «Женщины без Божией помощи не смогли бы ничего потянуть - ни семью, ни работу, ни проблемы. Очень большая беда коснулась нашей семьи: моего брата могут посадить в тюрьму. Я одна вытаскиваю его из этого состояния, помогаю родителям. Кроме Бога, не знаю, где искать помощи. Услышала, что можно читать молитву по соглашению с такими же несчастными женщинами, как я. Как к такой молитве относится Церковь - она возможна или лучше воздержаться от нее?»

- Молитва по соглашению не является уставной молитвою и молитвою, необходимой в обязательном порядке для христианина. Это скорее благочестивая традиция - молиться всем вместе в одно и то же время. На самом деле здесь не нужно доходить до крайности, что только молитва по соглашению может помочь. Точно так же, как нельзя рассуждать, что именно перед этим образом нужно молиться или только конкретный молебен может помочь в данной ситуации. Господь действует там, где Он хочет, Дух дышит где хочет. Все зависит от того, как мы молимся. Не от того, что просто употребляем определенные слова молитвы и совершаем определенные действия, а как усердно и насколько мы доверяем Богу. Вера - это не просто признание, что Бог есть; этого недостаточно. Вера - это доверие Богу, полное и всецелое. Такое доверие, как у маленьких детей по отношению к своим родителям, когда они настолько им доверяют, что полностью находятся в этой зависимости от родителей и счастливы этим. Они безгранично им верят. Эта безграничная вера и есть то, о чем Господь нам Сам сказал: «Если вы не будете как дети, не сможете войти в Царствие Небесное». Если мы будем безгранично верить своему Небесному Отцу, значит - будем уверены, что Он поможет, не оставит в ситуации, казалось бы, безвыходной. Эти ситуации решаются с Божией помощью. Нет ничего, что не было бы решено с помощью Божией. Господь Всемогущ, Он Вседержитель. Ситуация, которая Вам дана, попущена, произошла для того, чтобы Вы укрепились в вере и помолились от всей души и от всего сердца. Я рекомендую Вам попросить как можно большее количество людей молиться, и совсем не обязательно в одно и то же время, ведь Господь - вне времени, Он - Творец пространства и времени, Творец всего сущего, поэтому совершенно неважно, в какой час дня или ночи совершать молитву. Это важно только для нас самих. Самое главное, чтобы молитва была общей. Так называемая молитва по соглашению всегда в Церкви совершается, потому что Господь сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).Люди договорились о том, что будут усиленно молиться, и совершают эту молитву.

По поводу слабого пола: нигде в Священном Писании не сказано, что женщины являются слабым полом. Это всего лишь наши человеческие рассуждения. Слабость в физическом смысле перед мужчиной тоже относительна. Женщины уступают мужчине в физической, грубой силе, но они более выносливы, потому что более терпеливы. Жизненная сила женщин больше, чем мужчин. Статистика нам говорит о том, что женщины живут дольше, - это объективная реальность. Мужчины растрачивают свою энергию попусту очень часто и психически по-другому организованы. И я думаю, что ни один мужчина, если бы физиологически способен был рожать, не выдержал бы этого. У Церкви нет учения о слабости женщины. Наоборот, грядущий праздник жен-мироносиц подчеркивает их силу, в чем-то даже превосходство перед мужчиной, хотя бы в момент воскресения Христова.

- Тем не менее в Священном Писании сказано, что «женщина в Церкви да молчит», и в Уставе, и в «Домострое», и в традиции существует некое принижение роли женщины в жизни. С чем это связано и как с этим жить?

- Это не совсем правильное понимание. «Домострой» - это не руководство для жизни христианина, это литературный памятник, который привязан к своему времени. Если сейчас пытаться жить по «Домострою», ничего хорошего из этого не получится, потому что ни мужчины, ни женщины к этому не подготовлены своим воспитанием, и условия к этому никак не благоприятствуют. Это не нужно абсолютно точно.

Неправильное понимание слов апостола Павла о том, что «женщина в Церкви да молчит», приводит к унижению женщины и ее роли в Церкви. Женщина не может учить в Церкви, ибо учение в Церкви отдано мужчине. По той же причине она не может быть облечена священным саном. У каждого своя роль и свое место. Господь наш Иисус Христос воплотился как человек и стал мужчиной. Воплотился Он через девственную утробу Женщины, Девы. Никакого принижения женщины нет. Эти слова апостола Павла именно об учении Церкви: женщина не может говорить с амвона, заниматься церковной проповедью, принимать исповедь и совершать другие Таинства, потому что у нее другая роль. Буквальное понимание этих слов приводит к тому, что женщина вообще не может рта раскрыть, находясь в Церкви. Это неправильное понимание, и это недопустимо. Подобные однобокие толкования всего Священного Писания приводят к тому, что люди не назидаются словом Божиим, а соблазняются им и соблазняют других. Очень важен контекст, в котором было сказано данное изречение и применительно к какой ситуации оно было сказано. Иначе мы скатимся в буквализм, что приведет к тому, что Слово Божие не будет на нас действовать одухотворяющим образом. Буква умертвляет, а Дух животворит. Очень важно понять дух Слова Божия. Задача наша не цепляться за каждую букву и за каждое слово, а понять, что сказано и в каком смысле в Слове Божием.

- Мы недостаточно сказали о смысле жизни одинокой женщины. Телезрительница спрашивает, каков смысл одинокого существования женщины?

- Смысла в одиночестве как таковом вообще никакого нет. Одиночество как эгоизм бессмысленно, потому что мы не являемся центром Вселенной и мир не вертится вокруг нас. Эгоцентризм разрушает человека, делает его духовно убогим и обессмысливает его бытие. Смысл жизни одинокого человека в том, чтобы отдавать себя другим людям. Человек может быть одинок в том смысле, что у него нет мужа (жены) и детей, но он не должен быть одиноким в своем отношении к людям. Одиноким людям в чем-то даже проще (как не связанным семейными обстоятельствами и заботами) проявлять себя в служении другом - к примеру, на работе. Есть прекрасные преподаватели, которые всю жизнь посвящают служению ученикам. Есть наставники и наставницы, которые передают воспитанникам частицы своей души, свои знания, навыки, умения. Таких людей очень много. Кто-то овдовел и, сохраняя верность, свою духовную цельность, продолжает любить свою половину, потому что для христианина нет смерти, а браки совершаются на небесах. Такой человек, оставшись одиноким, не должен погружаться до конца в свое горе, а выходить из него через служение людям. Нужно понимать, что одиночество не может иметь цели.

Другое дело, когда человек уже немощный, престарелый или с какими-то проблемами (инвалид), тогда встает вопрос: почему общество и мы все, ответственные за каждого, кого мы видим, кого встречаем, оставляем такого человека без помощи, одиноким? Одиночество бывает разное. Бывает, когда человек всеми оставлен и покинут, к сожалению. А может, человек находится в таком престарелом возрасте, что и никого близких уже не осталось. В таком одиночестве нельзя оставлять человека уже нам - тем, кто услышал о нем, знает, что он нуждается в помощи, и знает, что может что-то для него сделать - оказать простое внимание, человеческое участие. Таким людям очень важно общение.Таких людей нельзя оставлять без доброго и теплого слова, которое может поддержать и окрылить. Мы должны быть милосердными. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А мы считаем себя учениками, а любви у нас маловато. Поэтому каждому из нас нужно сделать то, что он может.

- Вопрос телезрителя из Новороссийска: «Есть православная семья, брак венчанный, в семье трое детей. Получилось так, что женщина не сохранила верность мужу. Может ли и должен ли принять мужчина свою жену обратно, если муж сомневается, сможет ли она жить как раньше?»

- Конечно, мужчине это безумно тяжело. Думаю, что и женщине тоже. Но это вопрос любви и прощения. Когда мы перед Богом каемся и просим нас принять обратно, мы Господа тоже ставим перед выбором - принять нас или не принять. Но мы надеемся, что Он нас примет, причем после самых страшных грехов, после самых страшных падений. В данном случае человек должен искать в своем сердце прощение и любовь. Искать не просто в своем сердце, потому что в своем сердце мы их во всей полноте не обнаружим. Мы должны искать свою любовь, свое прощение и все силы в неисчерпаемом и нескончаемом источнике - в Господе, Который всех прощал, Который любит всех безмерной любовью, какую мы даже себе представить не можем.

Я бы посоветовал помолиться. Молитва укрепляет человека в принятии определенных решений. Если женщина раскаивается и осознает, что она совершила, если это подлинное и искреннее покаяние, то вспомним слова Господа, Который говорит: «Грядущего ко Мне не прогоню вон». Если Господь нас не изгоняет, а принимает, то Он ожидает и от нас того же.

Очень важно еще подумать о детях. Все наши ссоры, предательства и измены - это не только то, что разрушает отношения мужа и жены, это и то, что разрушает детство наших детей. В детстве важны не игрушки и не материальный достаток и благополучие - красивый дом, шикарная квартира, поездки и курорты, а важна родительская любовь. И дети имеют право видеть, как мама предана мужу и как папа нежно относится к своей супруге. Будем думать еще и о детях. А мы ведем себя как эгоисты: это меня оскорбили, это мне нанесли ранение, это меня отвергли, - и, кроме собственных амбиций, ничего не замечаем, не думаем о детях, которые могут пострадать. Поэтому нужно ради детей терпеть друг друга и прощать.

- Скажите на прощание что-то важное нашим любимым женщинам.

- Я призываю Божие благословение на всех нас: не только на женщин - подражательниц мироносицам, но и на мужчин. Друг без друга мы не можем, Господь сотворил нас друг для друга, мы не должны об этом забывать. То, что держит этот мир и не дает ему скатиться в адское состояние (потому что мир может стать либо преддверием рая, либо подойти вплотную к вратам ада), - это семья. Семья - основа основ, то, что должно оставаться незыблемым. Только нашими совместными усилиями - и мужчин, и женщин -это возможно. Если мы будем верны христианским принципам, заповедям Божиим, если мы будем стремиться во всем угождать Господу и друг другу, то с Божией помощью наши семьи будут не разрушаться, а сохраняться. Каждой семье желаю укрепления любви, преодоления всех трудностей и испытаний и той радости, которая переполняет сейчас каждое христианское сердце. Христос Воскресе!

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать