Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает публицист и миссионер, настоятель храма Иваново-Вознесенских святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш).

– Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей.

Вопрос: «Как помочь своим сродникам переступить порог храма? Хочется видеть их в храме на службах, вместе приступать к таинствам Церкви, быть малой церковью дома».

– Хороший вопрос, очень актуальный. Это вопрос о миссии для ваших близких – самых близких  вам людей. И к мужу, жене, детям, родителям, дядям, тетям, дедушкам, бабушкам, к кому угодно – к каждому свой подход. Действовать необходимо по обстановке. Смотреть, думать, что может этих людей привлечь, заинтересовать, взволновать. А самая общая база, конечно, – это посмотреть на себя. Самой быть для них безупречным примером православной христианки, с тем чтобы они смотрели на Вас и им хотелось быть с Вами, подражать Вам, дружить с Вами, следовать за Вами. А иначе, как это нередко бывает, на вас посмотрят и скажут: ну да, нам такие христиане не нужны, подальше от них надо держаться. И тогда все ваши усилия без толку.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея, когда Иуда подходит к Иисусу Христу в ночь ареста, говорит: „Радуйся, равви!“ Что это значит?»

– «Радуйся» – очень простое слово, «хэрэ» по-гречески – обычное приветствие. Мы говорим: «Здравствуйте!» Что такое «здравствуйте»? Ведь это «будьте здоровы», и тот, кто не знает русского языка, скажет: чего это они вдруг о здоровье заговорили? А это всего-навсего стандартное, обычное греческое приветствие, которое в известном смысле до сих пор сохранилось почти в той же форме.

– Вопрос: «Что нужно делать человеку, если он решил измениться в корне, помимо каждодневных молитв, хождения на службу, исповедовавшись и осознав свои ошибки, работая над ними днями и ночами?»

– Конечно, вопрос общий. А что значит «измениться в корне»? На голове ходить, что ли? Раньше он ходил на ногах, теперь ботинки на голову наденет? Наверное, не это. Автору этого вопроса надо бы на исповеди выяснить, попросить священника помочь ему выяснить, в чем именно ему нужно измениться в корне, где этот корень. Этот корень должен быть в его грехе, потому что если человек хочет меняться просто так, ради самих перемен, – это напрасно, не нужно, потому что человек – это образ Божий. Его, человека, беда (можно смело сказать это слово) в том, что его образ Божий искажен грехом. Чтобы эту беду превозмочь, Спаситель приходит на землю и дает нам возможность освободиться от греха. Поэтому увидеть свой грех («Даруй ми, Господи, зрети мои прегрешения») – вот задача. Только увидишь грех – уже большая часть дела сделана. И тут уже помогут измениться в корне. У одного алкоголь, у другого личные отношения, у третьего лень, у пятого еще какие-то неприятности, и так достигается успех.

– То есть конкретное…

– Совершенно верно, целевое воздействие.

– Вопрос телезрительницы: «Есть такая (говорят, что это секта) “Церковь любви Христа”. Мне бы хотелось знать, это действительно секта?»

– Очень просто, к счастью, такие вопросы понять, хотя речь идет о делах неприятных. Но ответ дать очень просто: все, что не представляет собой Единой Святой Апостольской Православной Церкви, не представляет собой какой-то другой традиционной известной конфессии (как мусульмане или римокатолики, лютеране), все, что имеет какие-то новые «привлекательные» названия, – это те или иные секты. То есть новообразования под маской христианства, с той или иной степенью уклонения от истины, степенью настырности, с которой они привлекают к себе наших наивных и не очень разумных сограждан. Дорогие друзья, те из нас, кто хочет быть православным, оставайтесь и будьте в Православной Церкви. Если нас слушают представители других религиозных конфессий, – что ж, мы вас тоже приветствуем, очень вас уважаем, но мы должны отличать традиционные конфессии от новообразований под маской якобы христианства, эти вещи опасны и достаточно вредны.

– В чем коренное отличие сект от Церкви?

– Если взять просто какие-то религиозные образования, которые мы называем Церквами (как лютеране или римокатолики), пожалуй, отличие будет такое. Церковь – это группа верующих, религиозная организация, которая образует культуру. Это культурообразующая функция религиозного объединения. Да, есть лютеранская культура, с XVI века (как раз 500 лет исполнилось), со времен начала Реформации мы видим очень важные элементы лютеранской культуры. Римо-католическая культура… Это не значит, что она принимается нами, мы не разделяем многого из того, что в этих культурах обретается, но мы признаем их исторический вес, историческую значимость.

А если возьмем свидетелей Иеговы, – это чисто деструктивная секта. Задача их – привлечь сторонников, обобрать их материально, оторвать от той среды, где они были (будь то православие, римокатолицизм или что бы то ни было), и сделать своими рабами. Вот это есть тоталитарная секта, которая полностью овладевает людьми и отрывает их от родной почвы. Ну, это я сверхкратко сказал. Более подробно можете найти в Интернете, на сайте противосектантского центра; пожалуйста, информации достаточно.

– Вопрос: «Как относится Православная Церковь к китайскому искусству, фен-шуй, китайской народной медицине и так далее?»

– Вопрос-то интересный, но уж очень он широкий, как выстрел дробью по всем целям. Искусство есть искусство, какое отношение Церковь имеет к искусству? Рисуйте, китайцы мои дорогие, какие у вас тут изображения, картины, театр... Церковь тут, грубо говоря, ни при чем. Медицина? Опять ни при чем. Фен-шуй уже соединяет элементы искусства с элементами образа жизни, мировоззрения. Здесь надо быть повнимательнее и не поддаваться тем элементам религиозности или, может быть, магии, которые присущи каким-то проявлениям этих культурно-эстетических направлений. Иными словами, друзья, не пытайтесь одной кистью, валиком красить эти тонкие предметы. Валиком красят стены. А когда речь идет о разных сторонах национальной жизни, причем такой древней, как китайская, это четыре тысячи лет как минимум… С одной стороны, там много глубокого, интересного, полезного. С другой стороны, могут быть элементы, которые вас отведут от нашего христианского наследия, от той истины, которую мы сохраняем в Святой Православной Церкви. Поэтому будьте осторожны и внимательны. Это во многом относится к молодежи, которая любит заниматься единоборствами, гимнастикой, физкультурой определенного рода. Где-то это и полезно физически, где-то может увлечь прочь от христианского сознания. Будьте разборчивы, внимательны, однозначного ответа здесь не будет.

– Может ли человек заниматься йогой или использовать искусство фен-шуй, обходя эти моменты, о которых Вы сказали?

– Вот про йогу у нас даже есть ответ Святейшего Патриарха Кирилла именно в том духе, как я только что высказал. Пока речь идет о физических упражнениях, гигиенических правилах – ради Бога, какая нам разница, какой зубной щеткой зубы чистить? Но когда руководители групп по занятию йогой уводят людей в какую-то магическую практику нехристианского религиозного опыта, естественно, надо их сторониться, держаться  от них подальше. Что касается фен-шуй, я просто не в курсе, не знаю, какого рода предлагаются там основы, действия, практики. Но легко понять, что христианская жизнь всеобъемлюща. Конечно, гвозди забивать может и христианин, и мусульманин, и буддист совершенно одинаково. Когда речь идет о жизни человеческой организации, быта, организации семьи, эстетики, личной культуре, то здесь христианство накладывает свои отпечатки, свои стандарты, обычаи, которым мы следуем. Если мы вместо того, чтобы следовать христианскому стандарту, обычаю, христианской норме, уклоняемся в норму чуждую – пускай она древняя, уважаемая, но она чужда нашему религиозному строю, мировоззрению, – мы тем самым подвергаемся опасности, корабль начинает черпать воду и в конце концов пойдет под заныр.

– Вопрос телезрительницы: «У меня супруг занимается йогой, он на голове стоит,  медитирует по полчаса в позе лотоса. Я христианка, хожу в церковь, причащаюсь и исповедуюсь. Как мне его убедить, что он русский человек, что его вера должна быть православной?  Он мне отвечает: ты еще будешь воплощаться тысячу раз. Я просто  реагирую на это, как бык на красную тряпку…»

– Может быть, в этом и беда, что Вы так реагируете. Вам надо прекратить так реагировать. Судя по всему, Ваш муж человек достаточно упорный, и Вы только поддаетесь на его провокации. Чтобы не поддаваться на его провокации, будьте православной христианкой не на словах, а на деле. Сожалейте, сочувствуйте, сострадайте его заблуждениям. От того, что он стоит на голове, проблем нет. А от того, что он начинает вам ахинею пороть насчет воплощений, – уже гораздо хуже. Он, а точнее – те невидимые силы, которые движут бедным Вашим мужем, Вас провоцируют на скандал. От скандала-то избавляйтесь, сами занимайтесь своим православным просвещением, сами узнавайте, почему и по какой причине духовные основы индостанской религии (даже не только буддизма, а буддизма и индуизма вместе) никак не совместимы с христианством. И аккуратно, очень ненавязчиво, но в то же время уверенно излагайте это мужу в подходящий момент, подходящее время. А когда вместо разумного, сдержанного просветительского стиля разговора Вы, как выражаетесь, изображаете из себя быка, результат будет только отрицательный.

– Может быть, Вы что-то посоветуете прочитать, чтобы эти основы как раз изучить и сравнить?

– Есть у нас книги по сравнительному богословию или истории религий. Я сам, поскольку не очень этим занимаюсь у нас в России, то и не знаю названий. В свое время была неплохая книга иеромонаха Серафима Роуза «Православие – религия будущего», но она направлена немножко на другую цель, на так называемый нью-эйдж, то есть воздействие восточных культур на верующих христиан, причем в семидесятые годы прошлого века. Она уже устарела, элементарно говоря. А Вам бы надо просто посмотреть в библиотеке или в Интернете поискать хороший материал – не скандальный, не полемический, а просветительский – о том, что такое религиозная культура Южной Азии, буддизм и индуизм и как их нужно воспринимать с точки зрения православия. Там есть очень глубокие вещи, которые ясно демонстрируют не просто различие, а противоположность христианского образа мысли и образа мысли индуистов и буддистов.

– Хотя бы одну из вещей можете назвать?

– Могу, конечно. Христиане (как, кстати, и мусульмане, и иудеи) исповедуют определенный факт испорченности человеческой природы грехом, грехопадением и освобождение тем или иным путем, избавление от этого греховного наследия. У мусульман он свой, у иудеев свой. Христиане прекрасно понимают, что Господь Бог становится Человеком и дает нам избавление от результата грехопадения, что мы, люди, не такие, какими должны быть. Спасение, или избавление от наследия греха, есть цель жизни. У индуистов и буддистов этого совершенно нет. У них нет понятия грехопадения. У них есть просто рассуждение о том, что жизнь не такая, какой должна быть, и что правильный подход, правильное восприятие окружающей реальности, окружающего мира (даже слово «реальность» не очень точное), восприятие человеком окружающих воздействий, исправление ведет его к так называемой у буддистов в той или иной форме нирване.

Что такое нирвана? Иногда люди малограмотные нирвану отождествляют со спасением. Это опаснейший вздор! «Нирвана» на санскрите – «угасание». Угаснуть должен человек. Жизнь – вещь неприятная. И, кроме того, буддисты считают, что она нереальна. Нужно угаснуть, перестать воспринимать жизнь в том виде, как она есть, и как-то выскочить из нее за счет угасания, исчезновения. Исчезнуть – вот буквально что нужно воспринять с точки зрения буддиста. Исчезнуть. С точки зрения христианина – реализоваться. Совершенно противоположные пути. Христианин реализует себя в своем движении к Господу. Буддист желает исчезнуть. Это вот суперкратко.

– Вопрос: «Меня зовут Наталья. Пишу Вам по просьбе мамы, ее зовут Надежда, ей 84 года. Крестилась, когда ей было 70, в храм не ходит. Давно слышу от нее, что животных она любит больше, чем людей. Просит узнать, не грешно ли это».

– Наталья, дорогая, 84 года человеку. Ученого учить – только портить. У нее какие-то свои идеи, прямо скажем, неразумные. Не пытайтесь ее ни в чем переубедить. Не нужно. Судя по Вашему краткому письму, жизнь Вашей матери была далека от какой-то христианской нормы. Сочувствуйте ей, сострадайте, ставьте какие-нибудь хорошие аудиозаписи с хорошими православными проповедями, доступными; с приятными на ее слух православными песнопениями или просто музыкой, даже классической. Иными словами, облегчайте закат ее жизни. А спорить с ней на богословские сюжеты, кого она больше любит – животных или людей, не надо. Поверьте, этот подход очень важный для пожилого поколения. Не пытайтесь их переломить через колено. Пытайтесь им помочь, сострадать, утешить, облегчить им жизнь. Они будут любить Вас и, может быть, за Вами в какой-то момент пойдут. Вы будете маму любить, утешать ее, и в какой-то момент она скажет: «Пригласи священника, чтобы он меня исповедовал и причастил Святых Даров». А будете спорить насчет животного мира – только конфликт лишний.

– Вопрос телезрителя: «Где граница добрых дел, если благими намерениями выстлана дорога в ад?»

– Я такого высказывания, насчет того, чем дорога в ад выстлана, не знаю. Не знаю, откуда оно взято. Дорога в ад выстлана грехами. Вот это можно с уверенностью сказать. Пословица про благие намерения иронична. Она  о том, что человек имеет какие-то намерения, ему кажется, что у него хорошие намерения, а на самом деле он делает гадости – и, естественно, скользит в понятном направлении. Так вот, гадости делать не надо, надо делать добрые дела, чтобы были хорошие намерения и хорошее дело. А чтобы человеку в этом помочь, поспособствовать, существует Святая Церковь со своими таинствами – Покаяния и Евхаристии; со своими богослужениями, молитвами, своим христианским просвещением. Все это вместе сходится, и Ваши благие намерения становятся дорогой не в ад, а в небо, чего мы Вам и желаем.

– Вопрос: «Мне кажется, я заметила, что когда молишься и просишь от души за зависимых людей (алкоголь, наркотики), то они попадают в беду, их сильно избивают. Связано ли это? Если да, то почему?»

– Почему так происходит? Потому что они вяжутся неизвестно с какими людьми, в дурной компании общаются, ходят по углам, где торгуют наркотиками, или по винным магазинам – и там, естественно, встречаются с такими же людьми, как и они, и встревают в драки. Вот чтобы этого не было, им надо помочь прервать свою зависимость. Чтобы прервать зависимость, человек должен сам пожелать этого. Вы молитесь о них, естественно, но помните, что молитву Господь исполняет не автоматически (с неба что-то такое падает – и все меняется). Он дает Вам или Вашим близким средство к воздействию на других людей – доброе слово, доброе дело, участие, доверие. Скажем, элементарнейшая помощь – найти номер телефона общества трезвости или христианского (или любого другого благонадежного) реабилитационного центра и сказать: давай туда сходим, может, тебе какую-то помощь окажут. И вместе пойти туда. И действительно, человек может получить огромнейшую пользу от такого Вашего участия. А от каких-то странных домыслов и наблюдений над чужими драками толку никакого не будет. Помоги Господь.

– Вопрос: «Почему православные молятся Иисусу Христу или святым, ведь Сам Иисус Христос учил молиться Отцу Небесному, а не Самому Ему или святым? „Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…“».

– Правильно. Но нигде, ни в одном месте ни наш Спаситель, ни какой бы то ни было еще персонаж, упомянутый в Священном Писании Ветхого или Нового Завета, не сказал, что молиться надо только так. Если вам предлагают хлеб, это очень хорошо, но если вы, кроме того, помажете хлеб маслом, вряд ли вас кто-то сможет упрекнуть, что вы едите не то, что надо. Хлеб полезен, а хлеб с маслом еще лучше. Поэтому мы молимся, обращаемся ко всем трем Лицам Святой Троицы, то есть к Единому Богу, обращаемся в молитве к людям. Мы обращаемся к людям, которые вокруг нас живут, это живые люди,  ходящие по земле. Мы обращаемся к людям, которые тоже живы, но уже иной жизнью, из этой жизни они перешли в жизнь иную, потому что они все и все мы составляем Единое Святое Тело Церкви. Вот на этом основана наша молитва, ничего тут удивительного, странного нет. Находим в Священном Писании примеры обращения к другим лицам – и в Книге Маккавейской, и кое-где в Ветхом Завете обращение верующих людей к другим усопшим, умершим, перешедшим в иную жизнь людям.

К сожалению, иногда и сектанты, антиправославно, антихристиански настроенные, начинают компостировать мозги людям, будто бы этого делать нельзя. Знаете, элементарно говоря, что им, бедным сектантам, еще делать? Им же надо как-то к нам привязаться, в чем-то нас обвинить. К сожалению, иногда они находят поводы к реальному нашему обвинению, когда мы, православные христиане, становимся недостойны своего имени. Это очень плохо и это лучшее, что мы можем дать сектантам, когда они увидят наши реальные грехи. Когда они не видят наших реальных грехов, они их выдумывают – вот вам ответ.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Скоро наступает Великий пост. Как приготовить 11-летнего сына к причастию?»

– Серьезный вопрос, 11 лет – как раз возраст пограничный. Уже не малыши, которые, в принципе, чужды поста, но еще не юноши и девушки, которые вполне могут поститься, молиться, участвовать в христианской жизни вместе со взрослыми. Поэтому, дорогая Татьяна, Вы должны аккуратненько посмотреть, подумать, понаблюдать за своим сыном, насколько он уже взрослый, насколько способен приобщиться ко взрослой жизни. Одиннадцатилетний мальчик будет воспринимать свое взросление как привилегию, если Вы ему раз-другой скажете: ты теперь взрослый, уже можешь быть как  мы. Когда ты был еще ребенок, ты не постился, жил детской жизнью, а теперь уже входишь во взрослый мир и способен быть взрослым. С этой мотивацией он потянется вслед за Вами.

Не надо ему предъявлять требований, которые Вы предъявляете к себе. К себе хорошо предъявлять требования, а к ребенку предъявлять опасно. Ребенок 11 лет должен видеть свою христианскую жизнь, повторяю, как некую привилегию, привилегию взросления, своего совершенствования, своего вхождения во взрослый мир. На этом постарайтесь сделать акцент. Тогда будет ему польза и от поста, и от молитвы, и от всего, что дает людям Церковь.

– Вопрос: «Сын бросил жену и ребенка двух лет. Ушел к разведенной, старше его на девять лет. Слышать не хочет о возвращении в семью, никакие уговоры не помогают. И ругали, и грозили, и просили. Невестка очень хорошая, семейная девочка. Ребенок сильно страдает и плачет. Каким святым молиться, какие молитвы читать? Может, мне обет какой-то дать? Служу в храме свечницей, воцерковлена. Посоветуйте, пожалуйста».

– Посоветовать тут можно одну простую вещь. Возьмите Вашу теперь бывшую сноху и дружите с ней, помогайте ей, помогайте Вашему внуку, Вашей бедной обиженной и оскорбленной, обманутой снохе, чтобы она могла сказать: что ж, муж какой был, такой был, Господь с ним. Уже был, все – брака больше нет. Но вот зато бабушка наша, моя свекровь – вот это человек, настоящая православная подвижница, Господь ее (Вас то бишь) благослови! С Вашей помощью и невестка Ваша сможет жить дальше, и внучок воспитается так, как нужно. А что сказать про Вашего сына? Ничего про него не скажешь. Мы про него не знаем, и Вы про него ничего не пишете, кроме того, что он совершил подлый поступок. Ну что сделаешь, опять – между ним и Господом. А Вы сейчас отдайте все свои усилия Вашей невестке и внуку. Вот Вам совет, Господь Вас благословит.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии приводится родословная Иисуса Христа со стороны Иосифа Обручника. Почему? Ведь Он не имел к появлению Иисуса Христа никакого отношения».

– Знать-то это знаем, но современники Спасителя могли этого не знать. Эта информация, естественно, не разглашалась, это таинственное бессеменное рождение Спасителя Иисуса из Назарета от Святого Духа и непорочной Девы Марии. На взгляд окружающих его людей, Он  был сыном Иосифа, что и неоднократно подчеркивает евангелист: вот отец Его, Иосиф, и Мать Его… Значит, с их точки зрения, родословие Его велось по мужской линии от царя Давида, что важно было показать Его современникам для Его отождествления с Мессией, обещанным Помазанником Божьим. Вот и весь ответ, дело несложное.

– Вопрос: «Муж увлекся порнографией. Чем опасен этот грех?»

– Действительно! Этот вопрос, казалось бы, довольно неприятный, но в то же время важный. Мы интуитивно чувствуем, что это гадость. А почему? Я встречал, увы, таких людей, женатых, которые сами в этой дряни купаются и еще норовят свою семью втянуть, жене демонстрировать те же самые мерзости.

Что такое порнография? «Порни» по-гречески – проститутка, если кто не знает. Значит, порнография – изображение проституток. В чем вред самого этого термина, уже более-менее понятно, гнусность присутствует. Но гнусность эта становится вполне конкретным вредом. Это разрушение брака. Вы говорите о муже. Отдельная тема, когда заходит речь о молодых людях. Мы говорим о женатых мужчинах, состоящих в браке, которые вместо своего супружеского соединения, супружеского ложа уходят к тем самым «порни», которые фигурируют в порнографических изображениях. Они разрушают брак. Это форма диверсии против брака, средство убийства брачной жизни, которое сатана реализует через своих земных слуг. Нам очень горько, во всяком случае – мне и всем, кого я знаю, что наша страна и наши правоохранители, администраторы, те, кто у нас отвечает за общественный порядок, не блокируют эту форму информации, которая фигурирует в Интернете, как это делают во многих цивилизованных странах мира, прежде всего в странах ислама. И в Китае, кажется, тоже. А у нас до сих пор еще нет. Я бы очень хотел, чтобы нас услышали наши правоохранители и приняли немедленные меры к тому, чтобы предотвратить засорение нашей информационной среды, нашей среды обитания этой зловредной информационной силой – враждебной, антинародной, антихристианской, античеловеческой.

– Вопрос телезрительницы: «Почему женщине нельзя находиться в церкви в шапке, а нужно быть именно в платке?»

– Кто Вам сказал такую глупость?!

– Телезрительница: «Мне сделали замечание…»

– О, у нас очень любят! Лучше задайте такой вопрос: почему у нас в Церкви так любят делать замечания? Почему люди не могут спокойно стоять, молиться, а им обязательно нужно делать замечания? Это тоже форма человеческого несовершенства. Этим людям, которые делают замечания, помоги Господь исправиться. А Вы стойте в церкви в том виде, в каком считаете нужным. Если Вам будут делать замечания, отвечайте им очень просто: спасибо, я Вас услышала! Больше ничего.

– Хорошо. Телезрительнице, которая задавала предыдущий вопрос об увлечении мужа порнографией, может, дать какой-то совет? Молиться или как-то воздействовать на мужа?

– Лучше всего бы, если этот муж вообще христианин, если ходит в церковь, рассказать об этом горе, беде священнику, чтобы священник воздействовал на мужа. Если нет, может быть, найти какого-то другого человека, авторитетного для мужа, который попытается вправить ему мозги. Самой жене это и неловко, и неэтично, и неэффективно. Надо искать способ воздействия на мужа, способ его просветить, изменить его довольно гнусную зависимость уже. Бывает, люди смотрят из какого-то странного интереса, извращенного, а бывает достаточно часто, что они впадают в зависимость от порнографии. В результате идет полностью под откос их интимная супружеская жизнь – и брак разрушается. Кончается дело гибелью брака, то есть разводом.

– Вопрос телезрительницы: «Грешно ли молиться с католиками? Я православная, сватья у меня католичка, мы иногда молимся за здравие общих знакомых, родственников и усопших».

– Лучше молиться по отдельности. Зачем вам это делать вместе? Вместе мы должны молиться в храме. Наша христианская православная община – это община храмовая. Молиться в доме хорошо, но это Ваша индивидуальная молитва. Не вполне понятно, зачем Вам соединять Вашу индивидуальную молитву с другой индивидуальной молитвой, которая к тому же принадлежит  иной конфессии. Это вопрос достаточно тонкий, но исходя из уважения к церковным канонам, церковному обычаю, церковному наследию нет никакой причины Вам продолжать такую практику. Молитву личную продолжайте, общение с Вашей сватьей продолжайте, Вы должны с ней поддерживать дружбу. Но общения молитвенного, тем более в своем доме, не надо. Представьте себе, это служит соблазном и огорчением для окружающих. Вы такое дело проводите, а кто-то скажет: знаете, там у них молитвенный дом, у них собираются вместе римокатолики и православные и устраивают молитвенные радения. Иначе сказать, Вас выставят сектанткой, антиправославной. Вам это совершенно не нужно – ни Вам, ни окружающим. Поэтому здесь нужна осторожность, сдержанность. Еще раз повторяю: прекрасно, пускай Ваша кума молится, это ее дело, Вы совершайте свою молитву. Ну а совместное моление вы производите в христианском православном храме. Вот и прекрасно.

– Но такая молитва не является грехом?

– Тут, видите, формальный разговор не очень получается. Есть церковные каноны о запрете молитвы с инославными, с еретиками, с людьми, придерживающимися других воззрений, они трактуются как участие в молитвенном собрании: чтобы человек не пришел в молитвенное собрание иноверных людей и не участвовал там. Но эта женщина, которая нам звонит, фактически устраивает у себя дома молитвенное собрание, уж никуда не денешься.  Почему я и посоветовал этого не делать.

– А чем опасно участие в молитвенных собраниях?

– Опасно утратой центрального христианского основания нашей веры, когда мы сначала отвергаем какую-то ересь, неправое, неверное суждение, неправильную веру, а затем вроде как снова ее принимаем. Получается, одной рукой мы отвергаем, а другой принимаем. Не нужно этого делать.

– Возможен ли крепкий брак между людьми, которые находятся не вполне в одном духе?

– Тонкий вопрос, острый и достаточно печальный. Потому что сказать твердо «нет» и топнуть ногой проще всего. Но это не действенно. Возможно или нет – это мы не знаем, а вот вступать в такой брак нежелательно, и причина для этого достаточно очевидна. Потому что когда люди вступают в брак, если они исповедуют одну и ту же веру, у них есть общая платформа, здание строится на надежном фундаменте. Здание может покачнуться, какая-то неприятность произойти в этом здании, но фундамент общий: если он стоит, значит, здание можно отремонтировать. А если говорить практически, оба православные, и они придут в церковь, скажут священнику, что поссорились, и священник их примирит, напомнит каждому из них, что они православные люди, что их соединил Господь и им нужно обоим заботиться о целостности своего брака, друг о друге, о любви друг к другу.

А теперь возьмем людей разной веры. Они построили здание брака, начались неприятности, а фундаменты разные. И как в басне Крылова: рак пятится назад, а щука тянет в воду. Он будет обвинять жену, что она неправильно верует и из-за этого портит ему жизнь, а она будет обвинять мужа, что он неправильно верует и из-за этого портит им обоим жизнь. И никакой общей базы, на которой они могут найти примирение, они не найдут. Будут искать, Бог их ведает, найдут или не найдут, но основной религиозной базы у них уже не будет. Вот в чем опасность брака с людьми иной веры.

– Известно, что многие христианские святыни находятся на территории Римско-Католической Церкви, в Риме. То есть получается, что человек православный не имеет права поехать туда…

– Имеет, имеет!

– Это не будет молитвой…

– Не будет. Мы знаем это на примере такого великого святого, как святитель Иоанн Шанхайский, который в бытность свою архиереем в Брюсселе настаивал на том, чтобы все жители западноевропейских городов, где находятся святыни неразделенной Церкви, обязательно приходили туда, знали этих святых, молились перед ними. Но это совсем не значит, что надо принимать участие в богослужении римокатоликов перед этими святынями. Придите в другой момент, в любое другое время. У нас есть превосходный пример. Еще недавно, когда был жив Святейший патриарх Алексий II, в городе Париже, в соборе Нотр-Дам он молился перед терновым венцом Спасителя. Лично он пришел в этот собор, определенные меры были приняты, чтобы в этот момент не было римо-католического богослужения, и Святейший патриарх пришел для поклонения и молитвы перед такой святыней, как терновый венец Спасителя.

– Вопрос: «Меня зовут Варвара, мне 9 лет. В Татьянин день меня крестили, могу ли я в этот день праздновать свой как бы второй день рождения?»

– Ну-у, «как бы»… День крещения, так и празднуйте, дорогая, день крещения! И вообще для Вашего возраста чем больше праздников, тем лучше – христианских праздников, православных, в память святых, память Вашего крещения. Это очень хорошая, разумная мысль. Просто иногда у нас взрослые люди, те, кто старше Вас, не понимают, в чем состоит праздник. Им надо либо пузо набить, либо еще чего похуже. Этого не нужно, это лишнее. А праздничное дело, радость, приглашение гостей, посещение храма, что особенно важно, с молитвой – это всегда в Ваших руках.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы о Великом посте отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы