Беседы с батюшкой. Как противостоять зависимости

22 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). Передача из Москвы.

– Тема нашей сегодняшней программы «Как преодолеть зависимость», но начать передачу хотелось бы с разговора о преподобном Иосифе Волоцком. Как раз сегодня отмечается 500 лет со дня его преставления. Скажите, чем угодил Богу и людям преподобный Иосиф Волоцкий, что спустя века его вспоминают с благодарностью?

– Этот удивительный святой реально существовал, его мощи находятся в монастыре, который он основал и где был игуменом. Он твердо стоял на позиции защиты православной веры, которая подвергалась многим нападкам, особенно в те времена, когда жил преподобный. И если вспоминать этот тяжелый период истории, когда жил Иосиф Волоцкий, то это было время становления и централизации нашего государства, российской государственности, и нужно было защищать не только внешние рубежи нашей молодой страны, но и ее духовные границы. Преподобный Иосиф Волоцкий вместе с архиепископом Германом Новгородским занимались этим великим духовным деланием.

– А в чем оно заключалось?

– Прежде всего это установление на Русской земле духовного образа жизни, это возрождение русской православной души, основание монастырей, утверждение богослужебной практики, монашеского делания и в конце концов научение людей тому правильному пути, которым можно достичь Царствия Небесного. Вот, если кратко говорить, чем занимался святой преподобный Иосиф Волоцкий. Он оставил нам богатое духовное наследие в виде основанного им монастыря, трудов, наставлений от своего имени, поучений, которые являются в нашей богословской науке ясными ориентирами в православной жизни.

– Насколько я знаю, он боролся также с ересями.

– Да, ереси возникали. Самая главная ересь, которая была распространена в то время, это ересь жидовствующих. Почему она так называется? В Новгородскую землю, когда происходило становление российской государственности, правителей посылал польский король. Он послал туда своего ставленника, вместе с которым приехал один священнослужитель Захария, наученный такой жидовской премудрости. Он получил образование, что, по моему твердому убеждению, явилось таким семенем, которое должно было поломать русское православие как бы изнутри. Именно к такому выводу можно прийти, если смотреть на эту ересь, разбирать ее в богословском аспекте, на то, каких взглядов придерживались люди, как приманивали в свою секту новых адептов. Они говорили, что у них якобы сохранились те древние уставы, которых придерживался Сам Иисус Христос.

Но эта ересь была лживой: Иисуса Христа как Сына Божия они отвергали, к богослужению относились с насмешками, а православие было для них чисто утилитарным способом жизни в русском обществе того времени. Они пытались существовать паразитическим образом на вере простого русского народа, который хотел, приходя в храм, получать Божию благодать посредством таинств Церкви. Зачинатель всего этого монах игумен Захарий не причащался в своем монастыре сам и не разрешал причащаться своей братии. А когда архиепископ Герман вызвал его к себе на совещание, то он сказал ему: «А от кого нам причащаться? Попы у нас поставлены за симонию, таинства в Церкви недействительны». У Захарии был протест против самого владыки, но это только была видимая часть айсберга. Дело в том, что всегда, когда происходит политическая борьба, то политики пытаются на свою сторону привлечь и Церковь, чтобы она как духовная скрепа помогла им в той или иной борьбе. Так вот, это надо учитывать и в таком явлении, как ересь жидовствующих. Мы, конечно, не будем вдаваться в полный исторический экскурс, но нужно ясно сказать всем, что самой главной целью этой ереси было уничтожение православной веры в том виде, в каком она существовала, в каком была передана апостолам Самим Господом Иисусом Христом.

– Получается так, что преподобный Иосиф Волоцкий исцелил Русскую Церковь от духовной инфекции, которая на тот момент времени распространилась.

– Сказать так, чтобы он исцелил, я не могу, потому что исцелил Сам Господь посредством Своего Божественного орудия – Иосифа Волоцкого, архиепископа Германа и тех учеников и подвижников, которые воспитывались у преподобного. Мы знаем, что даже митрополит Макарий Московский был учеником Иосифа Волоцкого, и тот дух, то учение, то отношение к Церкви, к вере, которые были им даны, – все это имеет большой вес, и в этом заслуга святого неоценима.

– Скажите, по Вашему мнению, на сегодняшний день есть в Церкви ересь, которая может причинить вред православию?

– По моему глубокому убеждению, ереси в нашей Православной Русской Церкви в принципе быть не может. Этому есть и внутренняя причина: благодать Святого Духа, которая преизобильно действует в ней, помощь нашего священноначалия. Хотел бы обратить внимание на деятельность нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который ежедневно и неустанно трудится. Смотрите, насколько подняла голову наша Церковь, приобрела и политический, и духовный вес среди всего мира, к нам прислушиваются сейчас даже представители инославных конфессий. Наш Патриарх стал духовным светилом для многих поместных церквей, на которое они могут ориентироваться. Поэтому ересь как таковая (в том значении слова, если переводить его с греческого языка, – параллельное, иное учение, чем то, которое есть в Церкви) у нас сейчас невозможна.

– Прежде чем мы перейдем к нашей заявленной теме о том, как противостоять зависимости, хотел бы спросить: зависимость – это медицинский или духовный термин?

– Это больше гражданский термин, научное понятие, потому что он служит физиологическим ответом человеческого организма на внешние факторы, действия. Термин «духовная зависимость» (тоже можно так сказать) можно использовать в богословской науке, но если говорить церковным, историческим языком, то здесь существуют такие понятия, как страсть, пристрастия, помыслы, желания. Конечно, если соединять эти термины: церковные, духовные, медицинские, то можно обнаружить похожие элементы, которые удовлетворят запросам и медицинского, и духовного плана.

– То есть, к примеру, если есть наше желание совершать постоянно тот или иной грех, то это греховная зависимость?

– Да, зависимость к греху, греховная зависимость.

– А какие есть зависимости помимо тех, которые Вы назвали?

– Мы знаем, что есть алкогольная, наркотическая, никотиновая зависимости, игромания – лудомания, различные желания совершать противоправные действия: воровство, убийство, насилие. Это тоже виды зависимостей. А также обычная человеческая лень, различные виды того, когда человек страстно желает чего-то и делает все, чтобы получить то или иное, используя все доступные способы. Так что зависимостью называется патологическое болезненное влечение человека получить то, что он желает.

– А где грань в алкогольной зависимости: между «выпить в меру» и просто-напросто «напиться»?

– Дело в том, что понятия «выпить» и «напиться» не должны быть применимы к православному человеку вообще. Потому что люди, находящиеся не в церковной ограде, а далеко от нее и смотрящие на православных, что употребляют алкоголь, укоряют нас в этом. Мы должны сказать, что православие и пьянство, алкоголизм – это вещи абсолютно несовместимые. Каждый человек, который исповедует себя православным христианином, должен отдавать себе в этом отчет. Если он действительно верит в Господа Иисуса Христа, в Царствие Небесное, вечную жизнь, то такой человек будет думать о том, как достигнуть ему этого. Мы знаем, что на страницах Священного Писания алкоголизм, пьянство, пристрастие к вину, к одурманивающим веществам осуждаются.

– Понятно. Но вот, к примеру, если праздник, то можно поднять бокал вина, а может, граммов 50 покрепче выпить. Это разве считается грехом?

– Дело в том, что человек, когда употребляет алкоголь, делает это с какой-то целью. И здесь необходимо поставить вопрос – с какой?

– Ради праздника.

– Ради праздника можно и сока выпить или молочный коктейль. Следовательно, человек выпивает не потому, что праздник, а для того, чтобы изменить свое сознание. Значит у человека не хватает внутри собственного праздника, то есть эндорфины, те вещества, которые призваны давать человеку состояние внутреннего счастья, скорее всего вырабатываются в недостаточном количестве, и он хочет получить суррогат счастья. Он хочет изменить свое сознание по отношению к окружающей действительности, к тому, что происходит вокруг него в данный момент.

Как любят говорить те люди, которые страдают зависимостью: «Я пью, чтобы снять напряжение, отвлечься, расслабиться, получить удовлетворение, забыться». Вот именно для этого и употребляется алкоголь. Очень часто в последнее время мне приходится слышать такое оправдание, что якобы врач назначил выпивать по 50 граммов того или иного крепкого алкогольного напитка. Тогда я спрашиваю: «Вы покажите, пожалуйста, а в каком документе он это отметил? Вот Вы приходите на прием к врачу, который ведет рабочий дневник, карту больного... Так где же он назначил такое лечение?» Мне улыбаются ехидной улыбкой, с хитрыми глазами, и говорят: «Но Вы же понимаете, что это врач говорит нам как совет». Я на это отвечаю: «Конечно, я понимаю, что человек, который хочет выпить, найдет любой удобный случай для того, чтобы удовлетворить свое алкогольное пристрастие».

– Но вот опять же апостол говорит, что вино веселит сердце человека.

– Мы уже разбирали этот вопрос, и, конечно же, апостол говорит это из-за того, что спирт, который есть в вине, действует на человека расслабляюще. Спирт действует на мозг, а на сердце он не оказывает никакого воздействия. Дело в том, что вино употребляли в то время как источник, богатый минеральными веществами, витаминоподобными элементами. Действительно, глюкоза, которая содержится в вине (человек ведь раньше не знал о действии глюкозы, сахара), веселит сердце человека, делает его более крепким, более позитивным в отношении к жизни. Сама глюкоза – это топливо для головного мозга. Когда человек получает определенный уровень глюкозы, то, естественно, он становится веселее, радостнее, он становится способным воспринимать мир в красках. Здесь рассматривается именно этот аспект, понимаете? Да и если посмотреть на то, как употребляли вино раньше, в апостольские времена, можно увидеть, что существовала целая традиция винопития. Вино было разных сортов, разного качества, и Боже упаси, чтобы какой-то еврей или христианин первых веков использовал вино для того, чтобы вывести себя из состояния реальности. Это было недопустимо. Апостол обращается к христианам Рима, где были языческие традиции, устраивались дни Диониса, пьянство, оргии, когда вино использовалось для того, чтобы притупить чувства, сознание, чтобы вывести человека из духовного равновесия, чтобы человеку было легче совершить грех, и именно по этой причине его послание было грозным: «Что вы делаете? Посмотрите, какие грехи в вашей общине процветают!» Первые римские христиане жили рядом с язычниками, работали вместе с ними и пытались их обычаи перенести в свою среду, и здесь апостол Павел предостерегал их, увещевал, чтобы они не занимались больше таким пагубным делом.

– Часто бывает так, что люди выпивают по бутылке пива и не считают это грехом, какой-либо степенью пьянства. Скажите, употребление пива можно отнести к злоупотреблению, к зависимости?

– Если человек выпивает его один раз в неделю или месяц, то, наверное, такое невозможно отнести к зависимости. А вот если он вынужден делать так каждый вечер или употребляет пиво для того, чтобы заглушить сознание, забыться, уйти от проблем, то это говорит о факторе наличия пивного алкоголизма, пивной зависимости. И здесь причиной этому выступает сам алкоголь, который находится в пиве, то есть человек хочет принимать определенную дозу алкоголя, разбавленную большим количеством жидкости. В пиве содержится от 5 до 7% спирта, и тот, кто его пьет, набирает количество этого алкоголя для того, чтобы включить механизм ложного счастья в своем организме.

– Согласно Вашим словам понемногу можно употреблять алкоголь?

– Но очень редко и в исключительных случаях!

– Есть еще и другие зависимости, например наркотическая. Скажите, насколько она страшнее алкогольной зависимости?

– Мы должны указать, что это все является зависимостью, но для того, чтобы науке было легче ориентироваться, алкоголь, табак выделили в отдельные группы. В наркотиках содержатся более сильные вещества, которые изменяют сознание человека. Наркомания более пагубна для человека потому, что у молекулы героина или у любого другого наркотического вещества есть сродство с нашим внутренним наркотиком на молекулярном уровне. У каждого из нас есть около 300 видов собственных наркотиков, которые вырабатываются в нашем организме. За счет этого устроенного Богом механизма, работающего на очень тонком уровне, у нас формируется настроение: радость, горе, счастье или печаль. И когда человек пытается вмешаться в этот процесс, то у него происходит гормональное, гуморальное расстройство, если говорить медицинским языком. Он начинает сильно страдать, становится недееспособным, превращается в существо, которое не способно мыслить, заниматься прославлением, познанием Бога, то есть человек полностью отходит от Него и пытается быть скотом. Даже первые отцы Церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий уподобляли такого человека скотине, которой нужно только подышать свежим воздухом и удовлетворить свои естественные потребности – точно так же, как и животному: поесть, поспать и сделать то же самое на следующий день. А если человек уподобляется скоту, то, конечно же, здесь нет связи с Богом, и вот это очень страшно. Человека Господь создал по образу и подобию Своему, а животные созданы для того, чтобы ему служить, чтобы приносить пользу. Понимаете? Человек поставлен выше всего этого, он поставлен для того, чтобы называть то, что его окружает, своими именами. Бог дал человеку такой дар: быть подобным Себе, причастным к богообщению. И когда человек занимается такими неблаговидными делами, греховными, он отворачивается от Бога, и сам процесс божественного домостроительства утрачивает свою силу.

– Вопрос от телезрительницы из Москвы: «У меня такая ситуация: мне 58 лет, мужу 61 год, мы прожили с ним 30 лет. Сейчас очень хочу с ним разойтись. У моего мужа диагноз кретинизм. Мне раньше говорили о его болезни, но я терпела и смирялась ради детей. Дети выросли, и я очень хочу теперь с ним разойтись. Не знаю, грех ли это. Этому человеку ничего не нужно: пришел, поел, поспал – вот и все. Скажите, что мне делать?»

– Здесь я могу отметить очень большую духовную проблему, которая развивалась в бездуховной семье, потому что само понятие брака, понятие христианских взаимоотношений мужа и жены не были полностью осмыслены сердцем и душой. К сожалению, это очень частая болезнь советского человека, поскольку раньше отрицалась душа, духовная связь человека с Богом, отрицалось то, что брак благословляется Богом. Раньше, когда создавалась семья, образовывалась не ячейка общества, а такое ангелоподобное сообщество на земле, которое должно было прославлять Бога едиными устами, единым сердцем. Само понимание брака, конечно же, закладывалось в дореволюционной России в Церкви, в христианских семьях. Здесь такого, к сожалению, нет. Возникает вопрос: «Что же случилось? Почему люди, дожив до такого возраста, хотят расстаться, ведь диагноз был известен до вступления в брак?» А случилось следующее, и здесь может быть несколько вариантов развития ситуации: либо возник человек на горизонте, который больше отвечает душевным порывам, потребностям; либо возможны какие-то материальные споры; либо еще что-то. Этой женщине необходимо не кидаться из пламени в лед, из горячего в холодное, а подумать здравым умом и найти себе духовника, прийти вместе с мужем в храм Божий и дать Духу Божьему посредством Божественной благодати поработать внутри себя. Надо вместе с супругом исповедоваться, причаститься, пожить интенсивной церковной жизнью для того, чтобы понять, что в конце концов происходит, какова духовная причина происходящего. Ссориться мы можем каждый день, но в Писании сказано, чтобы мы не засыпали, не примирившись с врагом своим. Поэтому здесь необходимо посмотреть глубоко в духовный корень, женщине нужно обязательно найти духовника. Им обоим нужно обрести Бога в душе, потому что любовь – это не поцелуи, не сердечки на открытках и «обнимашки», как принято сейчас говорить, а это тяжелый духовный и физический труд. Ведь если человек попадает в аварию, если что-то с ним на производстве происходит, то тогда получается, что его надо бросать из-за того, что с ним что-то случилось. А не возникает ли вопроса, что и тебя бросят потом? Что и ты потом будешь проходить эту же школу жизни, которую ты устроил другому? Поэтому прежде чем устраивать ее другим, нужно все правильно взвесить, размыслить духовно. Пусть Господь благословит эту семью! Молюсь, чтобы они одумались, сохранили свой брак, чтобы он был закреплен Церковью, чтобы мир, любовь и Божье благословение поселились у них дома.

– Вопрос от телезрительницы из Мурманской области: «Мой сын находится в длительном запое. Подскажите, что можно предпринять? Может быть, у Вас есть какой-нибудь реабилитационный центр или клиника? Я готова привезти его туда. Уже просто предел! Я не хочу его терять, но что мне делать?»

– Такая ситуация сейчас очень распространена, и здесь матери нужно прежде всего избавиться от материнского крика, необходимо успокоиться и понять, что такая зависимость развилась не вчера и не позавчера, а развивалась на протяжении длительного периода времени. Вам надо прежде всего сходить в храм Божий, помолиться, исповедоваться и причаститься. Надо найти хорошего духовника, молитвенника, который бы Вас понял и разрешил бы Вашу духовную проблему. Сама страсть, пристрастие просто так не пройдут. Как только Ваш сын выйдет из запоя, постарайтесь его привести в храм Божий. Не пытайтесь у него сейчас забирать бутылку, упрекать его или бить... Если есть возможность поместить его в обычную наркологическую клинику, то хорошо было бы его туда определить, чтобы ему провели интоксикацию организма, посмотрели бы за сердцем. А когда выйдет оттуда, приступить к духовному деланию реабилитации, поскольку зависимость в этом пристрастии не физическая составляющая, а духовная: люди зависимые – это люди без духовного стержня.

– Скажите, насколько оправданно решение врачей выписывать тяжелобольным людям обезболивающие препараты, в которых содержатся наркологические вещества? Что Вы как доктор и священник можете сказать по этому поводу?

– Такая практика действительно существует, и основана она на гуманном подходе к человеку. Когда есть тяжелобольной, возникают две чаши весов: вы хотите смотреть, как он корчится от боли, или же вы хотите сделать его жизнь более приемлемой для него самого? Либо самому сострадать, плакать и мучиться вместе с ним, но при этом вы ничем не можете ему помочь; либо сделать так, чтобы лекарственное вещество в правильно подобранной дозе принесло такому человеку облегчение и успокоение? В Священном Писании мы можем увидеть, что люди обращались к сикеру, то есть к такой браге, в которой было живое брожение с глюкозой и большая концентрация спирта. Его давали людям, которые были ранены на войне, либо тем, у кого были какие-то язвы, приносящие боль. Сейчас человек может прибегнуть не к браге, а к тому средству, которое предлагает современная фармацевтика, и при этом будет меньше побочного воздействия. Конечно, так не достигается лечебный эффект, потому что сама болезнь не устраняется, но наступает хотя бы физическое и душевное успокоение как у страдающего больного, так и у того, у кого такой человек находится на попечении. Здесь, естественно, и Церковь благословляет использование в правильно подобранной дозировке таких медикаментов. Ведь человек не сам покупает их, растворяет и делает уколы, а целая коллегия врачей прописывает эти препараты, делает назначения. Так что Церковь поддерживает то, чтобы жизнь у человека была достойной, чтобы он не мучился от боли, а получал адекватную терапевтическую помощь, которая необходима и известна на данный момент.

– С другой стороны, все вот эти позывы гуманизма привели на Западе к тому, что сейчас спокойно делают эвтаназию, причем в рамках закона.

– А мы и не говорим об эвтаназии. Мы говорим о том, чтобы человека достойно проводить в мир иной.

– То есть это разные вещи?

– Это абсолютно разные вещи! Мы не затрагиваем тему эвтаназии, убийства и самоубийства. Эти вопросы снимаются на начальном этапе. В порыве человек захочет помочь корчащемуся от боли ребенку, родителю, который умирает и просит: «Убей меня – я не могу больше терпеть!» И что он сделает? Если человек бездуховный, душевный, движимый эмоциями, то возьмет в руки подушку... Много ведь описано в литературе случаев, когда, проявляя вот такой недуховный «гуманизм», человек совершает убийство; или, к примеру, когда больной собирает последние силы, идет и выпрыгивает из окна. Поэтому мы должны подходить к этому трезво и взвешенно, а не кидаться из одной крайности в другую. И как я уже отметил, Церковь одобряет традиционные, проверенные наукой методы поддержания человеческой жизни.

– Вопрос от телезрителя из Орла: «Вы все время говорите об алкоголиках, наркоманах, а как быть нам, бесноватым? Про себя скажу: я хожу в Церковь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, бываю на соборовании. А куда можно обратиться за более существенной помощью? Или, может быть, есть батюшка, который понимал бы, что такое человек не психически больной, а бесноватый? Вот, к примеру, сегодня ночью, когда я спал и был в бессознательном состоянии, я нанес жене травмы, повредив кожу на руках до крови, пока она меня пыталась успокоить, чтобы я не кричал. Что мне делать?»

– Здесь человек поставил сам себе такой диагноз. Беснование как духовное явление, которое выводит человека из себя, реально существует, и оно действительно может быть не связано с психическим заболеванием. Но в этом случае необходимо проверить неврологический статус. Нужно обратиться к врачу-невропатологу, к нейрохирургу, чтобы врачи посмотрели, что происходит с головным мозгом, нет ли там очагов патологической импульсации, то есть каких-нибудь повреждений головного мозга, нет ли опухолей, каких-то морфологических изменений, которые вызывают такие функциональные расстройства. И только сделав томограмму, определенные неврологические и нейрохирургические пробы (это не психиатрические – не надо путать!), которые помогут разобраться с анатомией и физиологией мозга, можно будет ставить диагноз. Когда будет заключение врачей, что ткани головного мозга находятся в нормальном функциональном состоянии и патологических изменений не существует, только тогда рассматривается вопрос о духовной составляющей – о бесновании. Потому что так может проявляться болезнь после перенесенного энцефалита, энцефаломиелита, или это могут быть очаги патологии, связанные с судорогами, с различными припадками. Поэтому необходимо исключить неврологическую составляющую.

– И раньше времени нельзя самому себе ставить диагнозы…

– Абсолютно верно! Потому что очень часто бесноватые люди приходят в неистовство, когда соприкасаются со святыней. Человек говорит, что он причащается, постится и молится; при этом нет никаких видимых проявлений – мы помним из Священного Писания, как бес повергал человека в припадке, когда рядом был Христос и возникало прямое прикосновение со святыней. Здесь человек сам в себя принимает Бога в таинстве Причастия и не отмечает того, чтобы были какие-то проявления беснования. Значит в этом случае я как медик, как анатом и физиолог, изучавший эти предметы в медицинской академии, отдам приоритет функциональной или морфологической составляющей головного мозга.

– Скажите, как обстоят дела с курением?

– Курение – это очень большая проблема для тех, кто не понимает того, что они с собой делают. Дело в том, что люди, которые курят, одновременно употребляют различные эрзац- наполнители. Вот если бы они курили дорогие сигареты, то это одно. А так как при курении они вдыхают этот дым в легкие, то соответствующим образом происходит повреждение как легочной ткани, так и внутренних органов, которые получают ненужные вещества, шлаки, находящиеся в табачном дыме. К сожалению, люди часто спохватываются поздно, когда у них уже есть какая-то болезнь, развивается патология.

Сейчас есть такие «умники», которые говорят о пользе табака. Действительно, он был привезен в Россию и использовался первое время как лечебное средство при мигрени, но надо помнить, что это был чистый, неокультуренный табак. Это было такое же лекарственное растение, как и красавка, и белладонна. А потом появились люди, которые знали, как нужно извлечь ту или иную составляющую для формулы и удовлетворить свою страсть. Конечно, тут уже возникло много проблем. Поэтому курение тоже изменяет сознание человека, изменяет сами рецепторы в головном мозге – вещества, которые попадают туда, влияют на них. Человек находится в некотором измененном сознании, в некоей эйфории, отстраненности от реалий. Такие табачные вещества называют эндогенными, то есть это вещества, которые заменяют собой божественное устроение человека изнутри. В духовном плане они наполняют его совсем другим.

Поэтому люди, которые приходят в Божий храм для того, чтобы избавиться от этой привычки, с верой, надеждой и благоговением приходят к святыне. Я знаю много случаев, когда люди исцеляются, у них пропадает желание курить, они бросают эту пагубную привычку. И часто после совершения определенного молебна люди бросают курить.

– Вы оговорились, наверное, сказав, что если человек курит дорогие сигареты, то это не так вредно?

– Здесь надо понимать, что речь идет не о сигаретах, а о сигарах. Может быть, я назвал сигары сигаретами потому, что редко пользуюсь такой терминологией. При курении сигар человек принимает дым в ротовую полость и как бы «ополаскивает» ее, но сам дым в легкие не принимает. Там щелочная составляющая. А если человек пропускает дым в легкие, где есть кислотная составляющая, то действие этих веществ совершенно другое. Когда в организме не хватает веществ, обладающих таким никотиновым эффектом, безусловно, сам никотин может использоваться, но не в табаке, а в дозированной лекарственной форме. В медицине есть никотиносодержащие препараты – к примеру, никотиновая кислота, которая предлагается человеку по определенным методикам, и люди избавляются от некоторых болезней. Когда же люди начинают заниматься самолечением, думая, что тем самым они принесут себе пользу, то на самом деле они причиняют себе огромный вред, потому что не знают ни дозировки, ни действия, ни противодействия, ни того, как и что применять. Ведь если вы разберете дорогой часовой механизм и начнете в нем по своему усмотрению менять ход шестеренки или напрягать, ослаблять пружинку, то часы выйдут из строя. То же самое происходит и с человеческим организмом. Когда он находится в состоянии компенсации, то многие люди относятся к нему беспечно, а когда в силу вступает состояние декомпенсации, то люди начинают сильно страдать, но помочь им уже бывает очень трудно.

– В церковной среде можно услышать такую фразу: «Курить – бесам служить».

– Да, это Амвросий Оптинский часто говорил.

– Это относится именно к сигаретам?

– Выражение «курить – бесам кадить» относится к курению вообще.

– То есть курить дорогие сигары, в принципе, можно…

– Нет. Нежелательно курить вообще. Дело в том, что есть сигары, которые используются с медицинской точки зрения. Есть специальные сигары, которые применяются в пульмонологии. Понимаете, есть такие болезни легких, когда необходимо принимать лекарственное вещество в виде дыма. Поэтому существуют медицинские сигары, которые разжигаются соответствующим образом, и человек получает это лекарство в строго дозированной форме.

– Только по рекомендации врача...

– И под наблюдением специалиста. Наша российская императрица Екатерина, которая страдала головными болями, использовала сигары и избавлялась таким образом от мигрени. Действие никотина и еще других некоторых веществ обладало таким фармакологическим эффектом. Таблеток тогда не было, о химических реакциях, которые происходят в организме, также было мало известно, так что вот таким эмпирическим путем наша императрица избавлялась от страданий.

– Хотелось бы спросить еще про игроманию.

– Игромания – это зависимость, пристрастие с духовной точки зрения («духовное» с отрицательным значением), которое приводит человека к тому, что он теряет все, становится ленивым по отношению к тому, что полезно. Он играет в различные азартные игры, проигрывает дома, имущество, даже свою человеческую личность. Он опускается на дно, поскольку не имеет духовного стержня, потому что человек духовный, трезво мыслящий никогда до таких вещей не опустится: не пойдет и не возьмет деньги, нужные для детей, не пропьет, не прокурит, не проколет, не проиграет их. То есть все это звенья одной цепи, и игромания тоже. Поэтому эта зависимость также лечится духовными путями и способами. Если человек не начнет заниматься своим внутренним миром (а мы – по своему призванию – сосуды Духа Святого), то ничего не получится. А если сосуд не занят Богом, то в нем начинают поселяться совсем другие духи, духи злобы поднебесной, которые чувствуют себя там очень хорошо. Особенно когда благодать Божия покидает тех людей, которые отворачиваются от Бога, когда вчера сосуд этот был чист, а сегодня приходят бесы и, по слову евангельскому, видя, что там убрано, хорошо пахнет, занимают его и начинают жить припеваючи. И такой человек начинает уже страдать различными духовными недугами, проблемами, зависимостями, отрицанием самого себя как образа Божьего. Понимаете? Поэтому это очень страшные вещи.

– Скажите, а игроманию можно связать только с игровыми автоматами, или сюда же относятся и компьютеры, и что-то другое?

– Да, это и компьютеры, и гаджеты, и игровые автоматы, и различные рулетки, и разные приспособления, которые существуют. Сегодня их очень много, я не могу их все перечислить, но все то, что человека отвлекает, делает его пристрастным к тому или иному явлению, к той или иной функции, которая сейчас существует и в компьютерах, и в приложениях на телефонах, – это все лудомания. Просто это бывает разных степеней: первой, второй, третьей или четвертой. Последняя степень зависимости самая погибельная, а первая является как бы инициационной, когда человек начинает впускать в себя этих духов злобы поднебесной, и очень важно, чтобы человек знал, как избавиться от этого.

– И как это сделать?

– А избавиться очень просто: надо найти храм в том городе, где ты живешь. Я часто бываю по долгу службы в Москве и захожу в Ильинский храм, который находится недалеко от того места, где я живу. Там совершаются регулярные молебны для людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией; для людей, которые хотят разойтись, вот как в той ситуации, о которой мы сегодня уже говорили с вами; и проводятся пастырские духовные беседы. Нужно найти такой храм. Причем мне понравилось в Ильинском храме то, что люди приходят сюда из разных групп. Допустим, кто-то проходит 12-шаговую программу, и его не одергивают – пожалуйста, ходите туда. Но люди в группе не могут подкрепляться духовно, получать наставление от пастырей, участвовать в таинствах, поэтому здесь происходит такая гармонизация. Надо найти именно такой храм, и если его нет в епархии, то у нас Церковь большая, нужно организовать такие приходы у себя. Их не должно быть очень много, но они будут маячками, куда люди смогут прийти и получить духовную квалифицированную помощь. Это очень важно!

– Наш Святейший Патриарх Кирилл призывает при каждом приходе содержать и миссионерского, и социального работника.

– Конечно, призыв Святейшего – это то, что должно быть в идеале, но нужно смотреть реальными глазами.

– По крайней мере, нужно обратиться в епархиальное управление. Все равно при каждой епархии есть отдел.

– Да, но я говорю, что это необязательно есть в каждом храме. К примеру, если служат три раза в неделю и нет постоянного священника в храме, что делать? А человек приходит! Вы знаете, я даже опыты такие делал, когда занимался научной работой: одевался в простую одежду, приходил в какой-нибудь храм и в Москве, и в других городах, и на Украине. Просто таким образом набирал данные для статистики, я же не буду спрашивать постороннего человека, который может меня обмануть. Заходил и говорил: «Страдаю алкоголизмом. Как мне помочь?» И очень часто получал от ворот поворот, несколько раз обещали даже милицию вызвать. Так что у нас с этим большая проблема, на которую надо смотреть с открытыми глазами. Святейший Патриарх говорит об этом не из-за того, что это надо сделать, а потому, что поднимает проблему, которую надо решать с помощью реальных шагов. Ну будет при храме миссионер – и что? А степень алкоголизма он знает? А о наркомании он знает? А поведение зависимого человека он знает? Так что это очень большая проблема. Поэтому при епархиях, при различных приходах, которые специализируются на такой помощи зависимым людям, необходимы курсы для благочиния, для группы служащих храмов, где можно будет поделиться опытом. В Ильинском храме мне понравилось, как с научной точки зрения хорошо подобрана комбинация, когда здесь не вмешиваются в медицинскую составляющую, а оказывают пастырско-духовническую поддержку людям.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать