Беседы с батюшкой. Значение и итоги визита Патриарха Кирилла в Латинскую Америку

22 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

– Наша сегодняшняя тема: «Значение и итоги визита Патриарха Кирилла в Латинскую Америку».

Отец Стефан, сегодня завершилась практически двухнедельная поездка Святейшего Патриарха Кирилла в страны Латинской Америки, много было встреч, богослужений, но, наверное, ключевым или даже эпохальным событием была встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Многие в православном сообществе были возмущены этой встречей и говорили, что это чуть ли не предтеча воссоединения двух ветвей христианства. Так ли это на самом деле?

– Я бы не сказал, что многие были возмущены, все-таки люди, которые интересуются церковной жизнью, церковной политикой, вопросами межконфессиональных отношений, понимают, что значение Католической Церкви велико, что причины, побудившие Святейшего Патриарха Кирилла встретиться с Папой Франциском именно в это время, вполне определенные, значимые. Их значение велико не только для отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, но и, наверное, для всего человечества, потому что Патриарх Кирилл и Папа Франциск говорили о том глобальном кризисе, который поразил сегодня нашу цивилизацию, о его причинах и путях выхода из него, о такой проблеме, как положение наших братьев-христиан на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира, где они подвергаются гонениям.

А что касается критики этой встречи и ее итогов, имеющей место в некоторых кругах, среди некоторых людей, наверное, такие передачи, как наша, и призваны к тому, чтобы ответить на недоуменные вопросы тех, кто искренне старается разобраться в этой проблеме, но, может быть, им не хватает компетентности, богословских знаний в этой сфере, потому что сфера межконфессиональных отношений достаточно тонкая и специфическая и нужно просто помочь им разобраться.

– То есть, я так понимаю, вопросы догматического богословского характера там не обсуждались в принципе?

– Безусловно, уже много раз говорилось, что вопросы богословского характера на этой встрече не обсуждались и не могли обсуждаться, потому что для их обсуждения существует определенный устоявшийся формат межцерковного диалога, он так и называется – богословский диалог между Римской Католической Церковью и Православной Церковью (не только Русской Православной, но и всеми другими Православными Церквами вместе взятыми). С 1980 года работает смешанная комиссия по этому богословскому диалогу, было уже очень много заседаний, обсуждались разные темы, и, наверное, процесс этого диалога будет еще долго продолжаться, потому что сегодня в его повестке стоит самый непростой, острый вопрос, который и привел когда-то к разделению между христианским Западом и христианским Востоком, – это вопрос, касающийся полномочий первенствующего епископа во Вселенской Церкви.

Когда мы говорим, что Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск вовсе не затронули богословскую тематику во время своего общения, это, конечно, правильно, но если мы почитаем документ, принятый по итогам этой встречи, то увидим, что начинается он с некоторой богословской терминологии, используемой в контексте контактов между Православной Церковью и инославной. Когда мы приступаем к чтению этого документа, к его изучению, нужно обязательно учитывать, в каком контексте он написан. Безусловно, у христианского Запада и Востока существует достаточно большой период истории (больше тысячи лет), когда у нас была общая традиция, общий корень нашей веры и единая церковная жизнь, потому что и Запад, и Восток сохраняли литургическое общение. На этот период христианской истории ссылаются Святейший Патриарх Кирилл и Пап а Франциск в начале своего совместного документа и констатируют, что утрата этого единства была скорбным событием, что все мы, если можно так выразиться, тоскуем по этому единству.

Я могу предположить, что у людей, не вполне глубоко изучавших историю межконфессиональных отношений, особенно ее новейший период, историю богословских диалогов Православной Церкви с иными христианскими конфессиями, может быть, вызывает сомнения сам этот термин «единство». Что значит христианское единство? Дело в том, что в XX веке получила очень широкое развитие и известность такая доктрина, как экуменизм. До сих пор это слово пугает очень многих, и отчасти справедливо пугает, но, говоря об экуменизме, мы немного забываем о том, что эта доктрина была исключительно протестантской. То есть что такое экуменизм? Это протестантское видение того, как христианский мир должен вернуться к единству, такая теория, согласно которой христианская Церковь в какой-то период истории как будто бы разделилась на несколько ветвей, несколько течений, каждое из которых несет в себе частицу истины, и если эти течения объединятся, тогда произойдет воссоединение Церкви Христовой в полноте. Сейчас, наверное, это видение не очень актуально, но важно, что Русская Православная Церковь, да и весь православный мир достаточно четко и уже давно сформулировал свое отношение к этой доктрине.

Католики мыслили объединение христиан по-своему, несколько иначе. Для них, наверное, самым главным в вопросе этого объединения был приход к такой точке, когда все христиане признали бы над собой верховную власть Римского Папы. В таком контексте католики достаточно долго мыслили воссоединение христианского мира. Православная Церковь уже во второй половине XX века четко сформулировала, как она понимает термин «христианское единство»: те течения, которые когда-то уклонились от древнего Апостольского Предания неразделенной Церкви первых веков христианства, должны вернуться в то русло, которое тогда существовало и хранится Православной Церковью, поэтому именно Православная Церковь является главной на пути созидания этого единства. Именно в таком понимании мы употребляем слово и термин «христианское единство».

Если учитывать это обстоятельство, то, наверное, недоуменные вопросы будут сняты. И именно такой тезис, даже аксиома, с нашей точки зрения, понимания этого единства и позволила Православной Церкви вступить в очень многие диалоги с инославными конфессиями (в том числе и с Римской Католической Церковью), которые продолжаются по сей день. Есть определенный перечень документов, где более детально прописывается наше понимание того, как мы ведем эти диалоги и какой смысл вкладываем в термин «христианское единство». Я могу упомянуть очень важный, определяющий для нашей Церкви документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый Архиерейским собором в 2000 году. Он очень большой и пространный, но отвечает на все вопросы, которые могут по этой теме возникать, и четко позиционирует наше отношение к проблеме христианского единства.

На межправославном уровне тоже существует целый ряд документов и договоренностей. В 80-е годы очень остро встал вопрос присутствия Православных Церквей во Всемирном совете Церквей. Тогда была очень жесткая дискуссия, и, наверное, все Православные Церкви были в шаге от того, чтобы выйти из этого Всемирного совета. В ходе этой дискуссии были сформулированы на межправославном уровне очень четкие положения того, как понимается христианское единство с нашей точки зрения и на каких принципах мы можем сохранять свое участие во Всемирном совете Церквей.

У всех на слуху, что сейчас готовится проведение Всеправославного Собора летом этого года и опубликованы проекты документов этого Собора, один из которых посвящен теме отношения православного мира к прочим христианским конфессиям. В проекте этих документов четко и ясно сформулированы те принципы, которыми руководствуются Православные Церкви в своих диалогах с инославными. Всем рекомендую ознакомиться с этими документами.

– Если перевести вопрос встречи Святейшего Патриарха и Папы в бытовую плоскость (к примеру, как взаимодействие соседей по дому), то никто ведь не будет против, если сосед православный, сосед мусульманин или иудей вместе добиваются от управляющей компании исполнения своих законных прав. Никто же не скажет, что такое сотрудничество будет предательством веры. Православная Церковь даже благословляет межконфессиональные браки, насколько мне известно. Почему же тогда эта встреча была так ревностно воспринята?

– Вы привели правильный пример. Мне кажется, проблема в том, что такое непонимание иногда происходит из-за того, что не учитывается контекст, в котором употребляется та или иная терминология или происходят те или иные события. Например, когда мы говорим о православном богослужении, православной вере, православном богословии, то, безусловно, ни о каком единении с инославными в рамках литургии или совместной молитвы, конечно, быть не может, потому что есть совершенно четкие положения нашей традиции на этот счет. Но когда речь идет о вопросах другого порядка, не богослужебного или богословского, а касающихся нашего совместного существования на той земле, которую Господь нам всем заповедовал хранить и возделывать, тогда это совершенно иная плоскость общения между людьми. И в этой плоскости возможно очень близкое и тесное общение, соработничество и сотрудничество с представителями иных религий, тем более с теми, которые веруют во Христа, а также с атеистами. Для нас особенно важно и близко межхристианское сотрудничество. Можно привести пример: если мы встретим человека, исповедующего веру во Христа, он будет нам ближе всего и с ним мы в первую очередь будем налаживать контакт, хотя этот контакт не исключается и со всеми остальными. Наверное, в этих категориях следует осмыслять вообще внешнюю деятельность Церкви и, в первую очередь, ее контакты с инославным миром.

– Хороший пример – Храм Гроба Господня в Иерусалиме: все туда едут поклониться, но мало кто задумывается, что этот храм принадлежит трем конфессиям (православным грекам, монофизитам-армянам и католикам), а ключи от него находятся у араба мусульманина. С одной стороны – парадокс, но с другой – все туда едут поклониться, и никто не говорит, что мы предаем свою веру или нарушаем какое-то единство. Другой очень хороший пример – город Бари, где хранятся мощи святителя Николая Чудотворца, и многие из живущих в России там бывают, едут поклониться мощам, которые находятся в католическом храме. И ни у кого нет никаких опасений, что этим они могут предать свою веру, – люди едут к святыне.

– Совершенно верно, это еще один пример того контекста, в котором происходят контакты между христианами разных конфессий. Я могу привести еще один пример: сегодня очень много наших соотечественников проживает в Европе и некоторых других частях света, где просто пока нет возможности построить достаточное количество православных храмов, и наши друзья или братья (не побоюсь этого слова) католики или протестанты очень часто дают возможность проводить богослужения (регулярно или с какой-то периодичностью) в своих храмовых помещениях. В этом нет ничего непристойного или противоречащего нашей традиции, потому что богослужение совершается на православном антиминсе православным батюшкой в присутствии православных верующих.

– И никакие догматы этим не попираются?

– Никакие догматы здесь никоим образом не затрагиваются.

– Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Если сверить определения святых отцов, то Церковь – это Тело Христово. Можем ли мы считать Латинскую Церковь своей сестрой в данном случае, потому как она очень далеко отошла от понимания Церкви как Тела Христова?»

– Я бы не сказал, что Римская Католическая Церковь отошла далеко от понимания Церкви как Тела Христова, она изменила первое христианское учение по поводу некоторых других догматов (каким образом Дух Святой исходит от Отца, утверждая, что Он исходит также и от Сына; по некоторым вопросам, касающимся богословия о Божией Матери; по вопросу примата Римского Папы и по некоторым другим вопросам, которые, безусловно, важны). Что касается представлений о Церкви как о Теле Христовом, здесь католики не прегрешают, это понимание они не изменили.

По поводу того, следует ли считать Католическую Церковь сестрой, нет единого мнения. Потому что если мы будем говорить в строгом соответствии с православным богословием, то безусловно, что Церковь одна – Православная, исповедующая Символ веры в его неповрежденном виде, которая строго придерживается учения святых отцов и хранит Предание как великую святыню. Но как быть с теми сообществами, которые именуют себя христианскими церквами и исповедуют веру во Христа? Ведь таких сообществ очень много. Есть Римско-Католическая Церковь – разве мы можем сказать, что католики не веруют во Христа или во Святую Троицу? Они веруют. На Востоке существуют так называемые Древние Восточные Церкви (Коптская Церковь, Ассирийская Церковь Востока, некоторые другие Церкви) – это те христиане, которые сегодня терпят страшные мучения от экстремистов и террористов, захвативших Сирию, Ирак. Эти христиане гибнут с именем Христовым на устах под ножами мучителей, которые требуют от них только одного – отречения от Христа, но они не отрекаются, а предпочитают смерть. Они сегодня являются исповедниками и свидетелями веры во Христа перед человечеством, которое о Христе в настоящее время забыло.

Можем ли мы называть их братьями, а те Церкви, к которым они относятся, Церквами-сестрами? Нет единого мнения на этот счет, но я думаю, что братьями мы их называть можем, поскольку братом мы можем назвать каждого человека, тем более того, который прямо свидетельствует о своей вере во Христа. Что касается церковных сообществ, к которым они относятся, – это дискуссионный вопрос, и эта терминология (Церкви-сестры) – неустоявшаяся. Строго говоря, мы стараемся избегать такого определения, но если оно иногда встречается в каком-то контексте, то не должно пугать, потому что люди с православной стороны, которые его употребляют, руководствуются тем, что Церковь Христова одна, хранящая в чистоте Предание, и употребляют это слово просто в контексте братских взаимоотношений между представителями разных конфессий. Очень важно смотреть, в каком контексте употребляется слово.

– Вопрос телезрительницы из Казани: «Я хотела спросить об Александре Мене. По-моему, он был сторонником экуменизации, может, из-за этого и пострадал. Расскажите, пожалуйста, об этом».

– Об отце Александре Мене очень много известно широкому кругу православных верующих. Это была яркая личность, очень известный священнослужитель. Что касается экуменизма, я уже сказал, что это вполне конкретный богословский термин, которым называется та доктрина, через которую представители протестантского мира осмысляют движение к христианскому единству. Отношение Православной Церкви к этой доктрине было выражено вполне определенно: мы эту доктрину не приемлем. Никакую теорию ветвей, согласно которой существуют многочисленные равнозначные Церкви, объединение которых только и может привести к полноте Христовой Церкви, мы не приемлем. Православная Церковь мыслит движение к христианскому единству совершенно по-иному: как такое движение, когда те конфессии, которые когда-то уклонились от единства Церкви Христовой, должны вновь вернуться к исходной точке.

– Отношения православных и христиан не всегда были хорошими, и мы даже знаем случаи, когда Вселенский Патриарх и Папа Римский обменялись анафемами. Сейчас мы видим обратное: диалог идет, подписываются совместные заявления. Что явилось решающим фактором, чтобы собраться именно сейчас и подписать Декларацию?

– Главным вопросом, который побудил к тому, чтобы встречу больше не откладывать, был вопрос необходимости совместного выступления в защиту христиан, которые сегодня терпят бедствия на Ближнем Востоке. Мы, наверное, не всегда задумываемся о том, что там происходит. И информации зачастую не так много, хотя сейчас стало больше, но и, наверное, мы не очень подвергаем анализу ту трагедию, которая там совершается. Убиваются христиане, разрушаются христианские святыни, это происходит планомерно и систематически и приводит к реальной угрозе, что вообще не останется ни одного христианина и ни одной христианской святыни на Ближнем Востоке. Будут стерты с лица земли вообще все следы присутствия христианства в этом регионе.

Что такое Ближний Восток, Сирия, Ирак, Ливан, Палестина? Это все те земли, которые мы называем Святой Землей в широком понимании. Если мы откроем Библию и начнем читать с Ветхого до Нового Завета, географические названия, которые мы там встретим, все земли, которые там описываются, это и есть регион Ближнего Востока, и, конечно, это еще значительная часть территории Турции. Поэтому вопрос стоит именно таким образом, проблема очень серьезная и острая, и откладывать ее решение и возможность высказаться по этому поводу было уже нельзя. Это стало главной причиной.

Те, кто знакомился с текстом Декларации, подписанной по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, увидят, что удалось обсудить гораздо более широкий круг вопросов. Они обсудили и другие темы, которые волнуют сегодня очень многих на нашей земле, а вот те, кого это не волнует, может, и обратят на них внимание после такого громкого воззвания. Существует такая важная и актуальная проблема, лежащая в корне тех пагубных процессов, которые сегодня происходят во всем мире, – проблема отступления человеческой цивилизации от традиционных нравственных ценностей. Святейший Патриарх Кирилл по итогам встречи с Папой Франциском сказал очень важную, ключевую, на мой взгляд, вещь. Во-первых, он заметил, что сама встреча была очень конструктивной, потому что они говорили на одном языке, исходя из единого ценностного понимания вопросов, которые они обсуждали, потому что это понимание базируется на Евангелии и ценностях, содержащихся в нем. Патриарх сказал также, что в основе тех разделений и тех проблем, которые сегодня существуют в мире, лежит не что иное, как отступление некоторой части человечества от традиционных нравственных основ бытия, которые являются общими и универсальными для всех. Именно по этой линии произошел такой разлом, который привел ко многим трагедиям. И Папа, и Патриарх обсуждали эту тему очень содержательно, они высказались в защиту института семьи и брака.

Мы знаем, что сегодня происходит в странах западного мира, когда эти институты подвергаются радикальному пересмотру, некие альтернативные виды сожительства пытаются выдавать за то, что мы называем браком, хотя таковыми они не являются. Эти сожительства получают легализацию на государственном уровне, узакониваются, и Церкви на Западе, и верующие во Христа стоят перед лицом очень серьезного вызова. Как быть человеку, если он является верующим католиком или принадлежит к какой-то традиционной протестантской конфессии, а в государстве принимается закон, согласно которому допускаются такие сожительства? Человек вынужден существовать в условиях этой юридической системы, и нужен какой-то ответ, он должен понимать, как ему быть как христианину. Проблема очень серьезная.

Существует проблема и более универсального плана: проблема взаимоотношений супругов в семье, проблема супружеской верности, как помогать супругам сохранять семью в ее христианском понимании, существует проблема отношения к детям в семье, проблема отношения к старикам – аспектов у этой темы очень много. Другая, очень актуальная для сегодняшнего мира проблема, это проблема бедности, социального неравенства. Совершенно очевидно, что существуют страны, которые процветают и преуспевают, в то же время значительная часть мира пребывает в нищете, есть целые страны или регионы, в которых люди голодают (в Африке или Азии). Проблема социального расслоения существует даже в рамках одного государства, и она, безусловно, насущная, потому что является почвой и питательной средой для очень многих других негативных процессов, которые происходят в современном обществе. На эту тему Патриарх и Папа тоже высказались по итогам встречи.

Очень важное место в Декларации отводится теме Украины. Конечно, мы все очень переживаем по поводу того, что там происходит. Папа и Патриарх призвали к тому, чтобы, во-первых, установился прочный мир в этой стране, чтобы те стороны, которые вовлечены в это гражданское противостояние, нашли в себе силы сесть за стол переговоров и прийти к реальному соблюдению заключенных договоренностей, потому что речь идет о жизнях людей. Папа и Патриарх призвали к тому, чтобы религиозный фактор ни в коем случае не использовался в ходе этого противостояния. В этой связи отдельные слова сказаны по поводу уний и действий Украинской Греко-Католической Церкви в рамках этого конфликта. Очень важные слова сказаны про Ближний Восток, про происходящую там трагедию. Так что значение подписанной Святейшим Патриархом и Папой Декларации, думаю, будет осмысляться еще не один день.

Значение этой встречи и ее итогового документа действительно эпохально. Я призываю всех изучать этот текст, постараться более внимательно его осмыслить, пытаться понять, почему два крупнейших, ярких и самых влиятельных на сегодня христианских лидера подписали этот текст, что послужило причиной этой встречи, а не пытаться искать здесь какую-то конспирологическую мотивацию, которой нет и не было. Документ, принятый по итогам встречи, изложен на четырех страницах, там тридцать пунктов. Два лидера общались два часа, и, наверное, им едва хватило времени, чтобы обсудить такую сложную повестку встречи, где уж тут заниматься какой-то конспирологией...

Обсуждались серьезные вопросы, которые озвучены в Декларации, и решения очень важные, и очень важен призыв: прежде всего главная тональность этого документа – призыв к человечеству вразумиться, остановиться в своем бесконечном стремлении к саморазрушению, к углублению взаимного непонимания и недоверия и взаимной агрессии. Прежде всего должно быть стремление к миру, мир должен быть воспринят всеми как высшая и важнейшая ценность на сегодня, ради которой все прочие вопросы и разногласия должны быть отодвинуты на второй план. Мир нарушен сегодня в очень многих регионах, каждый день люди гибнут, страдают и подвергается угрозе вся человеческая цивилизация, потому что, как говорили Папа и Патриарх, мир стоит на пороге Третьей мировой войны. Кому, как не духовным лидерам, призывать политиков, тех людей, которые вовлечены в эти противостояния, к тому, чтобы они остановили эту угрозу.

– Можно ли найти текст этой Декларации в открытом доступе, чтобы его могли изучить все сомневающиеся? В принципе, каждый христианин должен ознакомиться с этим текстом.

– Сегодня этот текст очень легко найти в открытом доступе, он стал доступен буквально сразу: в первые часы после подписания он уже был размещен на официальных церковных сайтах. Я призываю к тому, чтобы использовать эти сайты для изучения Декларации, потому что сейчас существует много перепечаток, текст обсуждается и цитируется какими-то частями, но полная и неповрежденная версия есть на официальных сайтах.

– Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Когда анонсировалась встреча Святейшего Патриарха и Папы Римского, митрополит Илларион сказал, что эта встреча готовилась два года втайне. Почему втайне? От кого?»

– Такая встреча готовилась около двадцати лет, и постоянно каждый год возникали вопросы: состоится она или нет? И постоянно ответы были примерно такого характера, что встреча готовится и ее возможность прорабатывается. Со стороны Русской Православной Церкви очень важно было учесть, чтобы эта встреча была не просто протокольной, а была содержательной: если два лидера встретятся, чтобы они могли обсудить серьезные вопросы, которые всех волнуют.

Что касается слов владыки Иллариона, действительно, последние два года подготовка этой встречи была наиболее интенсивной, потому что уже была возможность выйти на согласование и времени, и конкретного места, и самое главное – сторонам удалось прийти к единству по поводу той повестки, которая должна была обсуждаться на этой встрече. Перечень наиболее актуальных вопросов постепенно уже был выработан. События на Ближнем Востоке еще больше подтолкнули к тому, чтобы эту тему сделать основной во время встречи и встречу больше не откладывать, а провести ее немедленно.

Почему втайне? Эти слова следует воспринимать в техническом плане. Я не встречал ни разу, когда готовится какое-то очень важное дело, мероприятие или событие, чтобы задолго об этом говорилось. Во-первых, это и не принято: говорить заранее, когда еще не сделаны какие-то конкретные шаги. Во-вторых, о самой возможности встречи на Кубе не было известно за два года, о ней стало известно недавно. И после того, как было согласовано все (формат встречи, время, место и ее повестка), тогда и было объявлено, что встреча состоится в такое-то время на Кубе и будет посвящена обсуждению таких-то вопросов. Здесь причины исключительно рабочего, технического плана. Никто не делал никакой тайны по поводу содержания встречи. Вы сослались на пресс-конференцию митрополита Иллариона, на которой было объявлено, что эта встреча состоится, на той же самой пресс-конференции владыка очень подробно, детально рассказал, чему встреча будет посвящена, почему она состоится именно в этот день, в этом месте, каков будет ее итог. То есть все было открыто.

– Святейший Патриарх Кирилл в своем слове сказал, что эта встреча могла бы и не состояться, если бы о ней знало большое количество людей, потому что было много противников. Я так понимаю, что вопросы были острые, их нельзя было откладывать, поэтому все это делалось узким кругом людей.

– Совершенно верно, как всякое важное дело, готовящееся специалистами в техническом отношении, к которому я отношу, конечно, и содержательную часть встречи. Все это прорабатывалось непосредственно Святейшим Патриархом Кириллом и Папой Франциском, а вот условия для того, чтобы у них была возможность заранее проработать контекст этой встречи, создавались соответствующими структурами в Русской Православной Церкви (это Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) и в Римской Католической Церкви (Папский совет по содействию христианскому единству). Этот процесс контролировали митрополит Илларион со стороны Русской Православной Церкви и кардинал Курт Кох, возглавляющий Папский совет. Событие действительно готовилось важное, историческое. Конечно, как Святейший Патриарх совершенно справедливо отметил, не все в мире с такой радостью и оптимизмом восприняли факт этой встречи, поэтому время ее проведения не объявлялось до определенного момента.

– Какой стороной была инициирована эта встреча?

– Процесс подготовки этой встречи так давно происходит, что уже, наверное, никто не помнит, кто впервые инициировал эту идею. Я думаю, что это была обоюдная инициатива, потому что вообще встречи такого уровня проводятся по обоюдной инициативе, но и назрела ее необходимость, она была нужна всем: не только Православной и Католической Церквам, но и всему христианскому миру.

– Наверное, и не только христианскому миру, а всему миру вообще.

– Согласен с Вами, потому что Декларация по итогам встречи адресована всем, там упоминаются все люди доброй воли, то есть те, кому не безразлична судьба человечества; в первую очередь христиане, потому что встретились два христианских лидера, но адресат этого послания гораздо шире, ведь обсуждались темы, которые важны для всего человечества.

– С повесткой встречи все понятно: обсудили, подписали совместное заявление. А что дальше? Это заявление имеет продолжение, или оно так и останется на бумаге?

– Я уверен, что будет развитие тех пунктов, которые в этом заявлении отражены. Во-первых, у нас существует определенный формат взаимодействия с Римской Католической Церковью. Не сегодня и не вчера мы увидели и осознали, что у нас есть целый ряд вопросов, по которым мы можем сотрудничать: вопрос защиты традиционных ценностей, защиты семьи, брака, вопросы христианского отношения к молодежи, старикам, вопросы биоэтики.

Посмотрите, насколько сильна позиция Римской Католической Церкви по теме абортов, насколько твердо она отстаивает ценность человеческой жизни с момента зачатия… И в нашей Церкви Святейший Патриарх в последние годы часто и мощно высказывался о том, что Россия должна положить конец такому явлению, как аборты, что оно не должно быть настолько обыденным, каким является сейчас. Мы в этой теме, безусловно, являемся союзниками. А секулярный мир, те люди, которые не руководствуются традиционными нравственными нормами, наоборот, утверждают, что аборты – это нормальное явление, что их нужно узаконить. Посмотрите, что происходит в Европе. Разве мы не можем союзничать в этом вопросе? Мы просто обязаны союзничать. Или, например, такое явление, как эвтаназия… Отношение Русской Православной Церкви к ней понятно и давно сформулировано, отношение Римской Католической Церкви практически такое же. Разве мы не можем совместно противостоять этому явлению, которое, конечно, не является христианским и богоугодным? Это узаконенное убийство. Мы близки в этой теме, мы должны соработничать.

Уже было несколько событий в Европе, когда христианам запрещали носить нательные крестики. Это было в Великобритании и некоторых других странах, и даже ссылались на некоторые законодательные акты и нормы, которые запрещают открыто показывать, что ты христианин. Или борьба с рождественскими елками… Было очень громким одно дело, которое называлось «Лаутси против Италии», когда в Италии пытались провести ту же самую законодательную норму. Италия – страна с католическим большинством, и тогда Римская Католическая Церковь попросила помощи у Русской Православной Церкви в этом вопросе. И по ходатайству Русской Православной Церкви Россия, как государство, которое может представлять свои интересы в Европейском суде по правам человека, выступила в этом суде вместе с некоторыми другими странами, и удалось отстоять права итальянцев на то, чтобы в итальянских школах присутствовало распятие. Это яркий пример соработничества, которое принесло свои плоды. Очень много тем, по которым мы сотрудничаем. Например, в такой сфере, как культура, как возможность через средства культуры нести проповедь о Христе. Все эти проекты, конечно, будут развиваться и далее. Встреча Святейшего Патриарха с Папой Франциском придаст очень мощный новый импульс развитию проектов в этих сферах, и я думаю, очень многие новые совместные проекты мы разовьем, прежде всего в теме совместной защиты христиан и всего населения, страдающего на Ближнем Востоке, потому что у Русской Православной и Римской Католической Церквей в этой сфере уже есть серьезные самостоятельные наработки.

– Чем грозит всем нам разделение по духовно-нравственному аспекту?

– Оно грозит тем, что в мире будут углубляться конфликты, будет усугубляться та ситуация, которую мы сегодня наблюдаем, люди все меньше будут понимать друг друга: и политики, и люди на бытовом уровне. Если какая-то часть человеческой цивилизации отойдет от тех норм, которые объективно являются этическими нормами для всех, то разделение произойдет не по какому-то религиозному признаку, по этим базовым вопросам у нас нет разделений между христианами классических конфессий или с представителями других традиционных религий. Разделения есть между теми, кто сохраняет приверженность традиционным нравственным нормам и кто посчитал, что можно от этих норм отказаться и строить будущее человеческой цивилизации без опоры на эти нормы и вообще без всякого упоминания о Боге.

Поэтому борьба за традиционные нравственные и моральные ценности лежит сегодня в основе всех совместных усилий, которые прилагаются как в межхристианском диалоге, так и в межрелигиозном диалоге. Более того, тот терроризм и экстремизм, который мы сегодня наблюдаем на Ближнем Востоке и в других регионах мира, как сказал Святейший Патриарх, связан не с каким бы то ни было противостоянием на религиозной почве, ни в коем случае в его основе не лежат разногласия между христианством и исламом, этот экстремизм стал порождением секулярной идеологии, которая сегодня насаждается, потому что когда мир отказывается от традиционных нравственных норм, тогда очень легко использовать ревность человека относительно того, чтобы придерживаться этих норм, для создания таких уродливых явлений, как терроризм и экстремизм.

– Если вспомнить нашу историю, в Российской империи, несмотря на то что она была православной страной, жило большое количество других народов, исповедующих совершенно другую веру. И никаких противостояний никогда не было, все жили в мире и согласии.

– Россия – одна из немногих стран, которая всегда являла образец межконфессионального и межрелигиозного мира, и в этом смысле опыт России очень важен для всего человечества. Кстати, почему католикам нужна была встреча Патриарха и Папы? Мы сегодня объяснили с нашей стороны, для чего была нужна эта встреча. Почему западный католический и протестантский мир сегодня так заинтересован в контактах с Русской Православной Церковью? Потому что наша Церковь сегодня очень твердо проповедует о традиционных христианских нормах, в том числе благодаря той деятельности, которую осуществляет Святейший Патриарх Кирилл.

Чтобы закончить нашу тему, вернемся к ее началу. Мы начали с того, что кого-то смущают результаты встречи Святейшего Патриарха с Папой и сам факт этой встречи. Хочу еще раз призвать людей к тому, чтобы никто не смущался, и напомню слова Святейшего Патриарха, которые он произнес по возвращении из поездки в Латинскую Америку: «Даже если бы главы Церквей и все иерархи решили прийти к какому-то объединению, никакого бы объединения не произошло, потому что это дело, которым ведает Святой Дух». Поэтому экуменические опасения здесь не имеют под собой никакой почвы. Еще раз хотел бы призвать изучать документ, принятый по итогам этой встречи, обращать внимание на то, в каком контексте используются богословские термины, и почаще обращаться к официальным источникам. Православная Церковь и межправославное сообщество уже давно сформулировали свое отношение к теме христианского единства: как оно понимается, как мы к нему должны идти и что должно лежать в его основе.

– Поскольку у паствы есть пасомый, то нужно доверять ему.

– Конечно, об этом, наверное, даже стыдно и говорить. Мы должны не просто доверять Святейшему Патриарху (он наш отец и духовный лидер), но и архипастырям и пастырям. Ведь Господь не просто так устроил Церковь Христову именно таким образом и обратил ко всем нам призыв доверять наставникам нашим. Если мы будем подвергать сомнению саму эту основу нашей духовной жизни, то, наверное, скорее прегрешим, чем если будем следовать по пути, заповеданному нам Самим Богом.

– Христос сказал, что создал ту Церковь, которую не одолеют и врата ада. Поэтому, наверное, можно спокойно жить, ходить в храм, молиться и полностью доверять своему священноначалию.

– Абсолютно с Вами согласен. Сколько уже было таких страшилок и будет, но, наверное, нужно всегда иметь трезвомыслие и всегда понимать, на чем основывается наша вера, нужно иметь доверие к своим духовным пастырям, и если возникают у нас какие-то вопросы (это лукавый дух нашего века всевает такие вопросы в наше сердце), всегда нужно искать на них ответы тем путем, который приведет нас не к появлению вражды и духа злобы в нашем сердце, а способен действительно дать ответы на эти вопросы.

– Как сказал Христос: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

– Эту заповедь очень важно иметь в своем сердце всегда.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать