Беседы с батюшкой. Праздник святых жен-мироносиц

22 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Праздник жен-мироносиц, наверное, самый главный наш праздник, которым мы стараемся всячески вытеснить Восьмое марта. Но в то же самое время по-разному бывает, оба этих дня отмечаем. И все-таки наш праздник – это праздник жен-мироносиц. Мы не можем не поговорить более подробно об этом празднике. Что это за жены-мироносицы? И есть ли в нашей действительности жены-мироносицы?

– Дело в том, что мы все-таки православные церковные люди (или есть сочувствующие), поэтому мы, конечно, слышали о великих подвижницах веры и благочестия Марии Магдалине, Марфе и Марии, Сусанне, Марии Клеоповой, которые остались при Кресте нашего Господа, служили Ему сначала при Его жизни, а потом послужили и после смерти. В сегодняшнем Евангелии как раз об этом говорилось, как Господь отметил их жизнь, этот подвиг, это служение – первым явился женам-мироносицам. У Иоанна Златоуста есть такое выражение: они стали апостолами для апостолов, потому что возвестили, что видели воскресшего Господа.

Интересно, какими первыми словами Он наградил жен-мироносиц. «Радуйтесь», а потом – «не бойтесь». И показал этот алгоритм взаимоотношений, алгоритм нашего духовного состояния: для того чтобы радоваться, не надо бояться. Это есть у отцов, и есть русская пословица: «Не бойся никого, кроме Бога одного». Вот это и есть основание для духовной радости. И Господь не только дал это пожелание, это приветствие, это слово, но самое главное – дал и путь к этой духовной радости.

Прошли постовые дни, прошла пасхальная седмица, которая была чрезвычайно насыщенной на нашем и всяком приходе, и в моей жизни было радостно, даже сама погода в Москве была солнечной. Сама эта Светлая неделя была радостной, потом эти пасхальные богослужения, а потом подходят близкие люди и говорят: «Батюшка, а что-то радости нет пасхальной?» Интересно, идут пасхальные дни, а пасхальной радости нет. А почему? Вопрос-то очень важный. А потому что нет пасхальной жизни. А в чем пасхальная жизнь? Кто-то из святых сказал: «Мы должны соотноситься с Воскресением; и в нас должно быть наше внутреннее воскресение».

А каким образом и с чего начинается воскресение? Кто-то из святых сказал, что воскресение вот с чего начинается: когда блудник становится целомудренным, когда жадный становится щедрым, когда лживый становится правдивым и истинным, когда завистливый становится благодушным, когда нетерпеливый становится терпеливым, когда буйный и раздражительный становится кротким. И так далее и тому подобное. Когда идет внутренняя работа над самим собой. Вот только так: с Божией помощью, с Церковью, с Евангелием, со Священным Писанием. Когда что-то внутри меняется.

Однажды отец Иоанн Кронштадтский сказал: «Вот мы сейчас всех поздравляем с новым годом, с новым счастьем. Год-то новый, а грехи старые». И был этот фейерверк Пасхи. Как Златоуст говорит: все, все насладитесь пира веры – и постившиеся, и непостившиеся; телец упитан, пасха готова, никто не выходи неутешен, никто не выходи нерадостен. То есть Господь всем в эти дни это дает.

А потом обыкновенные будни. Надо этот духовный хлеб зарабатывать в поте лица; для того чтобы иметь радость, надо иметь пасхальную жизнь. Какая пасхальная жизнь? Когда работа над самим собой не перестает продолжаться. Как говорил Александр Васильевич Суворов, главная победа – это победить самого себя.

И еще есть интересный алгоритм этого духовного состояния «радуйтесь и не бойтесь». Старец Паисий, когда жил на Синае, заметил такую закономерность. Он очень много общался с бедуинами – арабами, жителями пустыни. Я два раза был на Синае и видел, что это просто выжженная пустыня, камни и овцы. То есть видно, что они питаются только молоком и мясом; и эти черные палатки из шкур коз, которыми они их накрывают от непогоды и солнца... И видел небольшие цистерны с водой (такие, в которых у нас раньше квас продавали; на тонну, может быть), можно ее и руками укатить. И вот там вода (может, на машине небольшой привезли, кто-то руками прикатил). То есть какие тяжелейшие условия у людей!

И Паисий заметил, что если кто-нибудь из них сможет раздобыть в течение какого-то времени пачку кофе, он так радуется, как радовался бы грек, если бы его холодильник был набит морепродуктами. И еще он заметил, что у них в воде чего-то не хватает, потому мужчины к сорока годам почти полностью теряют зубы. Но если у бедуина останется хотя бы один зуб, он радуется и этому, как будто он у него перламутровый. И старец говорит: «Я про себя подумал: бедуины лишены элементарных условий жизни, но при этом какая радость жизни! А у нас, греков, – тревога». У нас то же самое, из-за чего люди не могут радоваться жизни, – тревога. В Апокалипсисе есть такие слова: «Люди будут издыхать от ожидания страданий и бедствий».

– Что мы сейчас, в принципе, и делаем...

– То есть еще ничего нет, одно только ожидание, а уже от этого страдание. Поэтому не надо накручивать, усложнять и драматизировать свою жизнь, потому что о том, чего еще не было, не надо много думать и бояться этого, живи одним днем. Конечно, о будущем надо думать, но в положительном смысле, а не ожидать бедствий, что все будет плохо. Наоборот, живи с оптимизмом, что с Божией помощью и с твоим посильным участием в собственной жизни все устроится. Старец Амвросий говорил: «Боже, поможи, да и ты, мужик, не лежи». Под лежачий камень вода не течет. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет.

Вспоминается одна история этой безумной тревоги, безумного ожидания. Об этом случае рассказывал старец Амвросий Оптинский. Как-то собрались деревенские девушки в один дом, потому что раньше электричества не было. Это сейчас мы в студии сидим, всё в софитах, а раньше солнце зашло чуть-чуть – полутемень какая-то, а потом всё. А вечера же длинные, вот собирались в какой-то избе, вели беседы, был общий труд, рукоделие или какое-то взаимное общение. И вот одна сидит (они там пряжу прядут, что-то вышивают, мастерят совместно), и вдруг по печке пробегает кошка. На печке обычно сушились дрова. Кошка задевает полено, оно падает на ведро с водой, выливается вода, а на ведре от полена какая-то вмятина. Одна перекрестилась и говорит: «Слава Тебе, Господи, что я не замужем, что у меня нет сыночка Ванечки, потому что если бы он был, точно лежал бы здесь – и бревно попало бы ему по голове». Вот такой пример бурной фантазии, когда люди что-то драматизируют и из какого-то простого случая выводят не положительный момент, а, наоборот, отрицательный. Поэтому «не бойся никого, кроме Бога одного». И поэтому путь к радости – это умение радовать других и делать их счастливыми.

Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «Мне радостно радовать». Важно, когда человек это поймет, что путь к духовной радости прежде всего внутри самого тебя... Кто-то из мудрых людей сказал: «Счастье – это когда тебя понимают; большое счастье, когда тебя любят, но настоящее счастье – это когда любишь ты». То есть если человек ищет любви и внимания от других людей, то он редко сможет это найти, когда цель его жизни, чтобы любили и понимали его. Нет, это ты должен понимать, любить. А что такое любовь? Жертвенное служение, не только одни слова, хотя они тоже принимают в этом участие, это тоже выражение любви, но оно не только в этом. Поэтому апостол Павел так и говорит: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною». Я иногда на проповеди говорю: «Если мы не умеем любить делом и истиной, давайте хотя бы любить так: начиная с языка».

Однажды мы собирались строить наш Покровский храм... Кстати, это картинка Покровского храма сейчас в студии. Там украшено замечательными византийскими мозаиками по подобию выдающихся шедевров мировой культуры. И мы объехали полмира, чтобы увидеть лучшие образцы и потом их воплотить на нашей Русской земле. Когда-то я был в Италии, в Сицилии и слышал: у молодых, среднего возраста или пожилых пар очень часто употребляется в итальянской речи слово «адельфия» или «адельфосо»; это какое-то обращение. Спрашиваю у гида, что это за слово такое. Он говорит: «Они так обращаются друг к другу». – «А что это за обращение?» – «Возлюбленная, возлюбленный». Думаю: «Ничего себе». А там пары и молодые, и среднего возраста, и около семидесяти им – и одно и то же обращение. Можешь себе представить свою семейную жизнь или жизнь других людей, чтобы было вот такое обращение?

– При всех?

– Да, конечно.

– У нас иногда, если начинаешь любезничать со своей спутницей, супругой, проявлять нежность при всех, это почему-то воспринимается в штыки. У нас ментальность другая, там люди из ничего праздник могут сделать.

– Совершенно верно.

– А мы немножко другие.

– Вот я про это и говорю... Как говорил старец Амвросий: «От ласки у людей бывают другие глазки». Сегодня мы вспоминаем день жен-мироносиц – наш православный христианский международный женский день. И это должно начинаться не только в этот день, а просто – доброе участие с доброго слова. Кстати, интересно, как у нас сегодня прошел праздник. Может быть, меня будут смотреть старосты храмов, главные бухгалтеры храмов, алтарники, пономари; может, батюшки, хотя им все время некогда...

– Если не сейчас, то посмотрят в записи.

– Хорошо. У нас как-то неожиданно сложился такой обычай на приходе в Покровском храме. Нашелся человек, который заведует цветочным магазином, и он нам к празднику Пасхи около трехсот-четырехсот роз жертвует для храма. И мы после отпуста, когда даем целовать крест, раздаем прихожанкам по одной красной розе. И сегодня всем раздали, мало того, подходили мальчишки... Я сначала не понял, говорю: «Ты ж не девочка». Потому что боялся, что роз не хватит, мальчишек тоже много. И мне было очень радостно, когда они говорили: «Для мамы». А другой: «Для мамы и бабушки». Значит, брал по две. Если подходила девочка, говорила: «А мне для бабушки» (то есть той, которая в храме не присутствует). Мне это очень понравилось.

Был крестный ход, как и на Пасху, с чтением Евангелия, с окроплением. Это тоже традиция нашего храма. И они все шли с этими красными розами, как жены-мироносицы шли с благоухающими ароматами. Это было довольно красиво, сердечно и приятно, хоть какое-то внимание женщинам. Мы же Восьмое марта не отмечаем, но вот этот день хоть немножечко, но должен быть как-то отмечен.

– Я тоже расскажу, у меня был такой опыт. Буквально несколько лет назад я был на одном приходе (это было на Ходынском поле, храм преподобного Сергия Радонежского, я там какое-то время нес послушание), там батюшка тоже очень активно участвует в такой приходской деятельности. Я вот не помню, сколько мы роз раздали в этот день, но если взять большую ашановскую корзину, куда продукты складывают, примерно столько. И мы с этой корзиной ехали в большой торговый центр, ходили и раздавали всем цветы. Доходило даже до такого абсурда: молодые люди думали, что должны заплатить за цветок и подарить своей девушке, и говорили: «У меня денег нет, идите отсюда». Я объяснял: «Так это бесплатно, пожалуйста». И там была специальная открытка, где рассказывалось о празднике.

– То есть такой миссионерский ход?

– Да, обязательно, не просто: «Вот вам цветочек». А еще – что это такое.

– Замечательно.

– Конечно, было грустно, когда некоторые цветы были в мусорке, по ним топтались. И такое было, к сожалению. Но в целом удивительные глаза женщин, которые вообще не ожидают, даже не знают, что это такое.

– Это даже такой апостольский ход, когда мы выходим за пределы храма. Это чрезвычайно важно.

– Но были проблемы с охраной, я помню: «Что это вы тут несанкционированно продаете?» Но ничего, как-то прорывались, причем внаглую, честно сказать. Потому что если со всеми начнешь договариваться, никому ничего не подаришь.

– Вы, наверное, поступали как Александр Васильевич Суворов. Этот праведник нашей истории мне очень нравится; у него есть такие выражения: «Отвага – половина успеха»; «Вали кулем, потом разберем».

– Вы знаете, я боялся. Но батюшка так все это энергично организовал, что уже нельзя было ничего сделать. И не я один такой был, таких было десятки человек по всему району, рассортировались все. То есть там было все очень организованно, был штаб.

– Мне кажется, что через это люди вообще просто узнали, что это такое.

– Эти акции продолжаются до сих пор.

– Надо будет тоже как-то попробовать этим воспользоваться, выйти за пределы храма. Потому что надо дарить людям радость. Поэтому и есть этот источник радости, когда ты сам хоть чуть-чуть, но начал дарить. Я часто говорю прихожанам и людям, которые приходят в храм: «Лучше в дом престарелых ходить, чем в доме престарелых лежать; лучше помогать, чем нуждаться в помощи; лучше любить, чем нуждаться в любви». Все зависит от нас.

Интересное наблюдение было у одного врача (я рассказывал в храме), который работает в Институте Склифосовского в отделении нейрохирургии. Когда я начинал свой путь в медицине, я тоже начинал с Института Склифосовского и с этого тяжелейшего отделения. Сейчас это все расположено на Садовом кольце, восстановлено, и восстановлен храм Святой Троицы. Когда я там работал (это был 1979/1980 год), то в алтарной апсиде стоял бюст Ленина, я даже поначалу не сразу догадался, что это храм. Четыре крыла стекаются в огромный зал, и сразу было непонятно, что это бывший храм.

Так вот, один из врачей со мной поделился и рассказал: он заметил, что если родственники хотят, чтобы больной жил, то он будет жить, они организуют уход, будут теребить врачей, будут поднимать его настроение, разминать, делать ему массаж. А хотят – чтобы кто жил? Добрая бабушка и добрый дедушка; особенно если у них нормальная пенсия. Все очень хотят, чтобы они жили как можно дольше.

Кстати, насчет пенсии практический совет. У одной женщины спросили: «Как Вы с мужем прожили целых сорок лет?» В наше время это уже довольно большой срок. Для ориентира: социальные исследования показали, что в прошлом году в России было зарегистрировано на тысячу браков шестьсот разводов, причем половина разводов в первый год жизни. Почему? Потому что сошлись два эгоиста, каждый из них не хочет уступать и не хочет радовать, а ждет, чтобы радовали его; не служить, а чтобы служили ему, не подчиняться и уступать, а чтобы уступали ему.

Поэтому когда у этой женщины спросили, как она прожила сорок лет с мужем, она ответила: «Да, конечно, жизнь была непростая; и я не сахар, и муж не сахар. Мне моя бабушка очень часто повторяла, когда я была девочкой и молодой девушкой: две пенсии лучше, чем одна. Вот я свою бабушку старалась слушать, так как-то и притерпелось уже сороковой год». Кто не хочет терпеть, тот оказывается у разбитого корыта. Терпение и труд все перетрут. Без терпения нет спасения. Поэтому тоже основа духовной и просто человеческой радости – это уметь потерпеть. Потому что разбить и разорвать очень легко, склеить бывает очень трудно.

– Иногда бывает, что за пять минут накосячишь, а потом вся жизнь поломана.

– Кстати, этим отличаются женщины. Болтливостью и безудержным гневом, когда они сначала наговорят, а потом пожалеют, но порой бывает уже очень поздно. В Священном Писании есть такие слова: «Многие пали от острия меча, но еще более падших было от своего языка». И есть такая русская пословица: «Язык хоть и мал, но много судеб поломал». Поэтому у человека два уха и один язык, чтобы больше слушать и меньше говорить, меньше болтать.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по работе. Я хочу вас спросить, считается ли это грехом, если я прикрываю женщину, с которой  работаю? Я знаю причину, по которой она не вышла, но обманываю».

– Дело в том, что я до конца не знаю Ваших обстоятельств жизни и работы. Если это не стрелочник на железной дороге, если от этого невыхода на работу не страдают еще и другие люди, то эту ситуацию можно потерпеть, потому что, может быть, у человека были семейные обстоятельства, была какая-то болезнь и он не смог на этот день взять больничный. Шарахнуло давление; пока дойдешь до поликлиники, шарахнет инсульт. И поэтому Вы, зная о ее обстоятельствах жизни, взяли ее работу на себя. Это вполне нормально. Но если вдруг это какие-то важные, ответственные моменты, от которых может зависеть судьба, успех или неуспех многих людей, то, конечно, это не должно стать злоупотреблением. Поэтому все красит мера. Один-два раза можно ситуацию прикрыть, но нельзя, чтобы это уже становилось каким-то постоянным делом, чтобы не узаконивать беззаконие.

– Мы говорили о том, что нужно в каких-то моментах жизни думать о чем-то хорошем, положительном. А можно ли мечтать, что-то далекое планировать? Понятно, что должна быть цель, к ней нужно идти. А вот как относиться к мечтам?

–  Есть интересное выражение: «Мечта начинается с мечтателя». И вообще прогресс двигали мечтатели, которые на ровном месте воображали себе дом, дворец, стадион, храм, корабль, машину, танк, велосипед, подзорную трубу, путешествия. Для этого строили корабли и прочее. То есть прогресс двигают неравнодушные люди. Вот эта осуществленная мечта – Покровский храм – тоже началась с одного мечтателя. Никто не мог предположить, что вдруг появится такая красота. Восемь лет шла подготовка. И все это потом с Божией помощью, с помощью массы доброхотов осуществилось.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Не надо бояться тяжелой задачи, а надо бояться дешевой удачи; не надо бояться быть честным и битым, а надо бояться быть лживым и сытым». Битым в каком смысле? Кто вылезает, кому много и всегда чего-то надо, тот все-таки выглядит белой вороной. Может быть, перед людьми он белая ворона (человек, которому всегда что-то надо; конечно, в добром смысле этого слова), а перед Богом он духовный павлин. Поэтому надо всегда не бояться браться за что-то серьезное, брать на себя ответственность.

– Один раз монах в Троице-Сергиевой лавре ко мне подошел и сказал: «Ты знаешь, что главное в деле спасения?» Я своим семинарским умом начал там что-то: молитва, послушание. Он говорит: «Не тормозить». Я немного промедлил в одном месте, поэтому он меня так и остановил. Так и здесь, наверное: не тормозить и не бояться.

– Кстати, этот монах перевел Серафима Саровского на язык XXI века. У Серафима Саровского есть потрясающий алгоритм духовной жизни. Когда у него спросили: «Батюшка, а почему сейчас нет таких великих святых, которые были раньше?», он сказал: «Христос вчера, днесь и сегодня Тот же, готовый помогать, наставлять, вразумлять, поддерживать, давать благодать Святого Духа для исполнения Евангелия во всей полноте. Единственное, что в наше время не хватает людям, это решимости». Вот это как раз и есть: тормозят, тормозят, тормозят. Что-то человек задумал: «ой, сложновато», «ой, в следующий раз», «ну, с понедельника», «ну, со следующей недели». А задумал что? Доброе дело.

Кстати, кто-то из святых сказал, что добродетель должна быть мгновенной, покаяние должно быть мгновенным, прощение должно быть мгновенным, доброе дело должно быть мгновенным. Задумал позвонить – позвони, задумал простить – прости, задумал помолиться – помолись, задумал причаститься – причастись, задумал исповедоваться – сейчас Богу скажи, потом донесешь до священника. Завтра – враг сегодня.

– Да, потом поздно.

– Всё мы готовы, но завтра. Кстати, когда я был в Италии, тоже мне сказали, что итальянцы интересные люди.

– Это купить можно?

– Можно.

– А когда?

– Ну, завтра.

– А это сделать можно?

– Можно.

– А когда?

– Завтра.

– А это достать можно?

– Можно, но завтра.

То есть магазин есть, а то, что мне нужно купить, он потом у друга в другом магазине возьмет. Говорит: «Без проблем, но завтра». То есть нормальные люди, но всё на завтра. Все будет о'кей, но завтра. Поэтому добродетель должна быть мгновенной. Эта заповедь о спасении («не тормози») и решимость, конечно, в деле духовного спасения чрезвычайно важны. Мне нравится одна надпись на машине. Едет «Ока», у которой на заднем стекле надпись: «Я джип, только в детстве болел». Это такой нормальный духовный девиз. Мы тоже маленькие люди, среднестатистические христиане, но на дела и подвиги, на большие добрые дела должны решаться.

– А нужно ли торопиться?

– И торопиться нужно.

– Вот прямо задумал – и побежал?

– Дело в том, что не надо быть кулемой. Даже мирские дела надо делать с расторопностью. Однажды мы с одним братом были в лечебном отпуске, готовили обед сами себе, потому что самая лучшая еда – это еда, приготовленная собственными руками. То не нравится, это не нравится, вот возьми сам и сделай. И мы начали готовить суп – минестроне. Кто не знает, посмотрите в Интернете, что это такое. Лук, морковь, красный перец – и смотрю, он быстро все режет. Я у него спрашиваю: «А куда мы торопимся?» И он тогда говорит: «А зачем на эту ерунду тратить столько времени? Я живу один и готовлю обед за полчаса». У меня была такая мысль: «Как он прав». Ведь мы все развозим: приготовление обеда, мытье посуды. Из-за того, что мы делаем обыкновенные мирские дела медленно, нерасторопно, у нас уходит масса времени.

Все надо делать параллельно, чтобы оставалось время для Евангелия, для одной страницы из отцов и пять-десять минут для молитвы. Поэтому надо иметь расторопность и учиться делать все быстро: пылесосить, стирать, убирать, готовить обед. И свою работу на работе надо учиться делать быстро, чтобы оставалось время для духовного перерыва. Я ребятам говорю: «Ты сидишь за компьютером, каждые полчаса прерывайся, сам в это время делай пятиминутную духовную зарядку: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Пять минут прервался в течение часа – во-первых, глаза отдохнули, мозги отдохнули. И, мало того, эта молитва тебе подскажет, как лучше сделать твою работу, потому что всегда нужна пауза для осмысления». Загнанный человек очень мало что может решить, особенно когда он работает головой. Поэтому пауза должна быть.

Люди говорят: «А где взять время?» Раньше была производственная зарядка. Для чего? Люди поддерживали свое физическое здоровье, поддерживали руки, спину, шею, чтобы не затекала, поддерживали свое телесное здоровье. Так вот, в нашей повседневной работе должны быть пятиминутные духовные перерывы, чтобы поддерживать свое духовное здоровье. А перерывы, конечно же, для молитвы или для страницы из Евангелия, если возможно. Но сейчас компьютер, телефон либо книга в кармане, в сумке, на столе – все это должно быть. То есть  тебе никто на тарелке духовную жизнь не принесет, и всегда надо  за духовную жизнь бороться. Времени никогда не будет, если ты не будешь к этому стремиться.

– Один вывод могу сделать. Помню, когда я пришел в семинарию (мне было семнадцать лет),  у меня не получалось учиться, просто катастрофа была. А потом я уже подружился с ребятами, которые пришли после высшего образования, у них все очень быстро получалось. У них был навык учебы, они умели учиться, а я не умел после школы. Как-то привыкли. Но надо уметь жить, надо научиться в эти моменты делать. Я тоже часто замечаю за собой, что времени не хватает. Бывает, радуюсь, когда хотя бы что-то получилось за день. Но это очень редко, это большой труд, конечно.

– Греки говорят: «В деле спасения чрезвычайно важен режим». То есть следование установленному порядку. А этот порядок ведется откуда? Он ведется из Церкви и из армии. В армии нет подъема кто когда хочет. В шесть утра. Я был в армии, служил два года. Крик дневального: «Рота, подъем!» И побежали: зарядка, заправка постелей, в семь часов завтрак, в восемь часов развод на работу, на учебу, на боевую подготовку. Все четко. В Церкви то же самое. Утром начало ровно во столько-то, всенощная или вечернее богослужение ровно во столько-то, не тогда, когда я захочу, когда будет настроение, а все по расписанию.

Кстати, однажды я ехал в такси, водитель был мусульманин из Ташкента; мы разговорились, и я у него спрашиваю: «Ты мне расскажи про ваш намаз, молитву пять раз в день. Это вообще помолиться надо пять раз в день или по расписанию?» Он говорит: «Вай, ну ты что думаешь, Бог меня будет ждать, когда я захочу? По расписанию: в 6.00, в 9.00, в 12.00, в 15.00 и на закате солнца». То есть регламентирована жизнь временем, не настроением, когда я захочу. А когда ты захочешь? Да вообще самое тяжелое дело – это дело спасения души. Самое тяжелое – это духовная жизнь, это молитва, чтение Евангелия, доброе дело. Поэтому должен быть заведенный порядок. И этот порядок будет удерживать в рамках.

Ты учился в семинарии, там урок так урок, перемена так перемена, а не когда у кого какое настроение. И сейчас очень большие деньги платят людям, которые имеют понятие о тайм-менеджменте, то есть об устроении и управлении временем. Поэтому важен правильно составленный распорядок дня самим человеком. Ты же распоряжаешься временем, ты знаешь свое время, вот и напиши, когда одно, другое, третье. Вот у меня работа с таким-то, значит, что я могу сделать до работы? До работы у меня есть полчаса времени. Как я их использую? Так-то. Какие могут быть перерывы? Перерывов столько-то. Что у меня после работы? После работы у меня есть еще три часа свободного времени. Что я могу вложить в эти три часа? Звонок, дело и прочее, прочее. Ты сам прикинул настолько, насколько это возможно, без фантазий, а то, что реально доступно, а потом следуй этому плану, который прикинул. Хуже жить вообще без всякого плана, без всякого расписания.

Возьми наш церковный календарь. Мы открываем и смотрим: праздники тогда-то, святые тогда-то, Устав тогда-то... У нас на год расписан алгоритм духовной жизни. Это, в общем, для Церкви, для христиан, но и свой распорядок тоже должен быть приблизительно на неделю и на сегодняшний день; может быть, на месяц. Все время этот небольшой прикид должен быть. С одной стороны, есть понятие «не заботься о завтрашнем дне», а с другой стороны – «вникай в себя и в учение», в жизнь-то надо вникать.

Например, школьники 9-10 классов… Если он не тянет дальше, значит, он уже в восьмом классе задумывается, в какой колледж пойдет и какие будут экзамены, какие предметы будут профилирующие. В 10-м классе он прикидывает уже сейчас, какие репетиторы, подготовка, выбор направления, а не тогда, когда уже выпускной и человек начинает только задумываться.

Покойный наместник Оптиной пустыни, архимандрит Венедикт, мне постоянно напоминал (и с этой заповедью я буду всю жизнь): «Уготовихся и не смутихся». То есть если ты подготовился к вопросу, к проблеме, к какому-то делу, то не смутишься. А если все внезапно, все какой-то экспромт, тогда это неправильно. Делай все, что зависит от тебя, а остальное – на волю Божию. Делай что должно, и будь что будет, а будет то, что Бог даст. Но если ты не сделал должное, как же Бог даст то, что нужно?

Поэтому старец Амвросий говорил: «Боже, поможи, да и ты, мужик, не лежи». Это тоже основание и фундамент для радости, когда ты подготовился. Например, у лесничего из нашей любимой Оптиной пустыни, который нас сейчас смотрит, тоже есть планирование на все. Сани с лета, а телега зимой. Когда ты подготовился, тогда все тихо, спокойно. Так и надо жить, в этом правильном алгоритме.

Кстати, у Лествичника есть замечательное выражение о лете и о зиме: «Никто зимой не ищет лета, и никто летом не ищет зиму». Если ты время свое упустил, тогда чего ты ноешь, чего ищешь? Лето надо было искать летом, и зимой надо жить как в зиме, но не путать их местами. Поэтому все красит мера, и все надо делать вовремя. Это тоже основание для той радости, о которой мы сегодня говорим. Поэтому не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. А кто-то шутил: не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня.

Кстати, сейчас позднее время, скоро уже девять часов, люди нас смотрят, кто-то с чаем, кто-то с булкой, кто-то доедает сегодняшнее заливное с макаронами и сосисками. Но надо помнить, старец Амвросий говорил: «Гордый – как поздний ужин, никому не нужен». И поэтому все надо делать вовремя. Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть. Поэтому надо свои «баки» заправлять утром, чтобы потом энергично проехать по дороге своей жизни, а не заправлять их на ночь, чтобы потом была одышка, несварение, изжога...

– ... плохое настроение.

– Все должно быть вовремя. Есть замечательная восточная пословица: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Поэтому сделать доброе дело никогда не поздно. Поэтому, друзья, вы же все прекрасно знаете и понимаете, мы живем в XXI веке и пользуемся уникальной возможностью, уникальной свободой – православными телевидением, радио, изданиями. Поэтому поддерживайте телеканал «Союз», потому что все это складывается из ваших трудовых копеек. Все понемножку, по 10, 50, 100 рублей; от нас не убудет, а будет замечательная возможность нам всем встречаться, смотреть эти замечательные просветительские программы с пользой для души, не просто какие-то безумные передачи с этими бесконечными падениями, пожарами, со всем негативом. Поэтому поддерживайте телеканал «Союз».

И еще: вот видите эту картинку? Всех, кто сегодня смотрит нашу передачу, приглашаю своими глазами увидеть храм в Москве. Это Покровский храм, метро «Ясенево», а потом «язык до Киева доведет». Посмотрите этот храм, где византийская мозаика, а в нижнем храме точная копия Гроба Господня, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Камня Помазания, места Рождества Христова в Вифлееме, водонос из Каны Галилейской, колонна рассечения при сошествии Благодатного огня.

– Экскурсии есть?

– Экскурсии для всех желающих будут организованы даже в персональном виде. Поэтому приезжайте в любое время дня и ночи. Итак, Москва, метро «Ясенево», Покровский храм. Увидите Иерусалим в Москве своими глазами. Это тоже кусочек радости.

– Кроме этого, еще памятник человеческой вере, труду и решимости.

– И людям, которые не тормозили. (Смеется.)

– Я ездил в паломничество на Кипр и был в этих красивых храмах, думал: как же это здорово, вот они сохранили это, у них это все в незыблемом виде, хотя там и войны были, а у нас всё рушили, ломали. И вот попал в этот храм, удивился, что на юге Москвы, казалось бы, в спальном районе, есть такая красота. Действительно, очень здорово, очень приятно. И приход у вас очень хороший. Вчера видел фотографию, как у вас проходил субботник, какой-то там плов жарили...

– Это в пятницу было.

– То есть, несмотря на холодную погоду, радостные лица, улыбки. Очень приятно.

– Почему? Потому что всех объединяет одно дело и человек живет по принципу «мне радостно – радовать»... А радовать чем? Радовать храмом, территорией, благоустройством, порядком. Это все для людей. Когда у тебя есть эта задумка, это маленькое направление для того, чтобы не только ожидать, чтобы тебе служили, но и послужить, тогда все будет правильно устроено в жизни. Потому что наша жизнь – не наслаждение, а служение. И лучше служить, чем нуждаться в этом служении. Поэтому всем, братья и сестры, духовной радости! Всех жен, сестер, бабушек, матерей поздравляю с этим международным православным днем жен-мироносиц. Желаю, чтобы вы пребывали в вере, надежде и неизменной любви к Богу, к людям и к Церкви. От этого и будет проистекать всегдашняя духовная радость.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы