Беседы с батюшкой. Ангельские силы

21 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Сегодня наша передача посвящена празднику в честь святого Архистратига Михаила со всеми Небесными Силами. Давайте поговорим о бесплотных  Небесных Силах. Кто такие ангелы в православном понимании?

– Да, сегодняшний праздник нас как раз к этому призывает: прославить ангельские силы и порассуждать об этом, потому что для человека это очень важно – представлять, кто находится все время рядом с ним. Слово «ангел» означает «вестник», тот, кто возвещает человеку волю Божию. Это бесплотные разумные силы, имеющие волю, разум, которые созданы Богом прежде творения мира, задолго до творения человека; служебные силы, служебные духи, как их называет апостол Павел, для служения Богу, потому что это те, кто непосредственно окружает Бога, предстоит у Престола Божия, прославляет Бога.

Существует целая иерархия ангельских бесплотных сил, которые подразделяются, различаются между собой по видам своего служения. И, в частности, кроме служения Богу ангелы призваны служить человеку, призваны служить делу спасения людей. И все, что человек делает в жизни доброго, исполняя волю Божию, он делает, так или иначе, при участии ангельских сил.

Все ангелы делятся на две большие категории: ангелы светлые – ангелы, служащие Богу, которые утвердились в добре; и ангелы падшие, которые отпали от Бога, стали противниками Бога, они воюют против людей, идущих к Богу. И вот есть светлые ангелы  и падшие ангелы, которых еще называют «бесы» или «нечистая сила». Названий очень много разных, но суть одна: это силы, которые сопротивляются добру и стараются насадить зло среди людей и погубить человека.

Поскольку ангелы даны человеку в качестве помощников, то, приступая к Богу, принимая таинство Святого Крещения, каждый человек получает ангела-хранителя, который помогает ему исполнять заповеди Божии, вразумляет его. Мы часто в своем сердце слышим голос ангела-хранителя. Это голос нашей совести. Мы часто чувствуем, что надо делать, что не надо. И если мы любим добро, если стремимся делать добро, то склоняемся на этот голос, а часто его не слышим или пренебрегаем им. Порой люди говорят: как узнать волю Божию? Как понять, что тебе говорит ангел-хранитель? Церковь нам об этом говорит, что надо иметь чистое сердце. Тогда в чистом сердце человек чувствует голос ангела-хранителя. И, что самое главное, готов слушаться этого голоса.

Существует множество ангелов, не только ангелы-хранители. По церковному учению, у каждого человека, у каждого народа, у каждой страны есть какой-то свой ангел- хранитель, множество различных Небесных Сил, которые, так или иначе, служат Богу, служат людям. Известно, что ангелы – это грозная сила. В Евангелии говорится о последних днях мира, о том, что Господь через ангелов будет попускать на земле страшные катастрофы, бедствия, гибель людей, что ангелы отнимут все беззакония и соблазны и представят людей на Суд Бога.

И все это совершается при участии ангельских сил, которые будут как грозные слуги, ведущие людей на Суд Божий. Конечно, такое грозное ангельское служение всегда осознавалось людьми. Поэтому в ветхозаветные времена люди воспринимали явление ангелов (а оно часто описано в Ветхом Завете) как знак близкой смерти, как знак какой-то беды, чего-то страшного и неотвратимого. Безусловно, христианская вера открывает нам очень многое в отношении ангелов, раскрывает нам, как мы должны правильно относиться к духовному миру, к миру невидимых духов. Ведь Священное Писание неоднократно говорит о том, что ангелы суть служебные духи, которые посланы для служения людям, хотящим спастись. И это отношение к ним как к помощникам очень важно.

В связи с этим хотелось бы вспомнить о том, ради чего установлен сегодняшний праздник. В древние времена в язычестве невидимую силу воспринимали как некое божество, от которого зависит судьба человека, счастье и горе, и старались это божество как-то умилостивить, задобрить путем жертвоприношений, магических ритуалов, обрядов и так далее. И вот такое языческое представление даже проникало и в христианство. В первые века христианства известны многие секты гностического толка, где ангелам тоже присваивалось божественное достоинство,  ангелы воспринимались как божественная сила. Потому что Бог для гностиков совершенно непостижим, недоступен. И человеку остается поклоняться не Богу, а этим служебным силам. Церковь, желая дать правильное понятие об ангелах и об отношении к ним, установила сегодняшний праздник, в котором мы бесплотные Силы прославляем как служителей Бога и служителей для людей, как тех, кто помогает нам спастись, исполнять волю Божию.

– Вопрос телезрителя: «В чем разница между познанием Бога и верой в Бога?»

– Одно связано с другим, безусловно. Потому что Бог по Своей сути непостижим для человека, Божественное естество непостижимо, но Господь Себя открывает человеку, дает ему возможность познавать Его, не столько интеллектуально, сколько деятельно борясь с грехом, очищая свое сердце. Это и есть в христианском понимании познание Бога – очищение своего сердца от страстей, от греха. И тогда человек начинает ощущать присутствие Бога в своей жизни, в своем сердце, тогда он начинает понимать смысл заповедей Божиих, волю Божию, судьбы Божии. Вот это и есть познание Бога. И, конечно, познание Бога начинается с веры в Бога – как принятие бытия Божия, как желание последовать за Христом, как желание подчинить себя Божественной воле. С этого начинается познание Бога – с веры. И потом человек на этом пути веры познает Бога и все более и более приближается к Нему в своем сердце. Вот эти два аспекта, которые составляют один путь человеческой жизни христианина: вера и познание Бога.

– И ангелы являются помощниками на этом пути.

– Собственно, да. Невозможно познавать Бога без участия ангелов, они как раз и помогают человеку и молиться, и бороться с грехом, найти силы, решимость победить страсть в себе, победить грех. Безусловно, это было бы невозможно, если бы не было ангелов, наших помощников.

– Как ангелы участвуют в молитве? Помогают ли они в молитве?

– В Ветхом Завете есть такой образ – «лестница Иакова», когда праотец Иаков в одном из мест лег отдохнуть, заснул и увидел сон: небесную лествицу, и по этой лестнице ангелы Божии нисходили и восходили на небо, к Престолу Божию. И вот молитва человека к Богу как раз и возносится ангелами по образу этой небесной лествицы. Человек возносит молитвы сам, но при этом до Престола Божия они достигают при участии ангелов. Точно так же и Господь открывает человеку Свою волю, человек получает какие-то откровения от Бога, какие-то вразумления тоже не сам по себе, а при участии ангельских сил.

Безусловно, мы сами знаем, что молитва у нас бывает разной: бывает иногда настроение молиться, когда молиться легко, радостно, а бывает молиться очень тяжело. Хотя мы находимся в тех же самых условиях, и нельзя это относить только за счет своего физического состояния: устал или не устал, голодный или сытый и так далее. И, безусловно, здесь явное действие на нас духовных, невидимых сил. Точно так же, как ангелы нам помогают молиться, точно так же есть и бесплотные силы, падшие ангелы, которые нам мешают молиться, которые все время нас отвлекают от молитвы помыслами, какой-то дремотой, леностью. То есть мы видим и помощь в молитве, и препятствие по время молитвы ощущаем. И то, и другое – действие тех или иных ангельских сил: светлых ангелов и падших.

– То есть человек не может ничего творить сам по себе?

– С одной стороны, да – человек все творит при участии ангелов, но это не уничтожает свободы выбора человека, потому что все равно выбор остается за нами. Мы можем захотеть молиться и будем, побеждая всякие искушения, молиться и доводить это дело до конца, а можем не захотеть совершать свой подвиг для Бога и тогда можем подчинить себя власти темных сил. Выбор все равно остается за нами. И если уже мы выбрали или добро, или зло, то уже потом на этом пути нам помогают те или иные силы.

– Какова помощь ангелов в посмертной жизни человека?

– Да, об этом нам говорит Священное Писание и Священное Предание. О том, что ангелы не только участвуют в земной жизни, помогают человеку деятельно исполнять заповеди Божии, но и при разлучении души от тела забирают душу, возносят ее к Престолу Божию, помогают душе проходить мытарства. Опять же, здесь участие тех и других сил: и светлых, и темных. Светлые силы возносят душу, а темные силы, бесы, препятствуют душе на мытарствах, вспоминают грехи, которые совершил человек в земной жизни, и говорят, что он недостоин Бога. Ангел-хранитель, наоборот, вспоминает все добрые дела, которые человек совершил, особенно дела покаяния. И эти дела покаяния помогают душе преодолеть мытарства и предстать у Престола Божия.

– А как человеку сделать более прочной связь со своим ангелом-хранителем и от чего эта связь зависит?

– Если отвечать кратко, то, безусловно, от чистоты сердца, с одной стороны, а с другой стороны, от желания человека быть с Богом и служить Ему. Если у человека есть желание, ревность, стремление, то он ощущает эту связь со своим ангелом-хранителем. Не просто  это осознает, но чувствует и радуется от того, что у него есть такой помощник.  Все, что рассеивает человека, развлекает его, отвлекает от молитвы, мешает нашей связи с ангелом-хранителем, мешает нам сохранить чистоту душевную, любовь к Богу.

Есть в духовной практике, в творениях святых отцов такое понятие, как духовная, невидимая брань. Это как раз и есть борьба с невидимыми силами. Апостол Павел об этом говорит: наша брань, наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных, демонов, которые постоянно воюют с человеком. Мы можем и не осознавать этого, что находимся в состоянии войны, но каждый это, так или иначе, испытывает. Он может это относить за счет своего состояния, что это его мысли, его чувства, его нежелание молиться и так далее, но очевидно, что когда стараешься сделать доброе дело, явно тебе все время что-то препятствует, а когда делаешь зло, оно получается очень легко, само собой. Явно, что кто-то этому способствует.  И вот когда христианин это осознает, понимает, что он в состоянии борьбы, тогда он уже начинает использовать те средства, которые дает Церковь для этой борьбы. Все, что установлено Церковью, все аскетические правила, распорядок жизни, пост, определенный режим дня –все служит как раз к тому, чтобы побеждать в этой борьбе, чтобы иметь возможность правильно молиться, не подпасть под влияние темных сил.

– Рассказ телезрительницы из Саратова: «У меня дома остановились все часы, и я попросила ангела-хранителя, чтобы он меня разбудил ровно в пять утра. Представляете, вдруг подходит ко мне, я чувствую, что дотрагивается до моего лба: «Просыпайся». Я открываю глаза – ровно пять часов. Мне так хотелось бы еще чуть-чуть подремать, и я чувствую, что засыпаю. И в это время крылом дотрагивается до моих рук, и я вот так просыпаюсь: «Ангел мой родной, я так благодарю тебя». Вы не представляете, такая благодать! И весь день у меня было такое ощущение, как будто он меня носил на крыльях. Я так благодарна своему ангелу-хранителю!»

– Да, действительно, такие случаи часто бывают в жизни, только важно слушаться ангела- хранителя. Если человек один раз не послушался, второй раз не послушался, потом ангел- хранитель уже не помогает человеку, потому что человек не хочет этой помощи, не хочет этой поддержки. А так действительно, я тоже много раз замечал, что ангел-хранитель может будить в то время, когда нужно, но только важно, когда он тебя разбудил, сразу встать. А если начинаешь думать о том, что устал и хочешь еще поспать, то потом все оказывается плохо. И думаешь: почему же сразу не встал? Наверное, каждый из нас это испытывал в жизни, ощущал.

Действительно, ангелы – это помощники, но падшие ангелы – это те, кто нас все время окружает. И вот хотелось бы вспомнить, что современный человек склонен к тому, чтобы интересоваться чем-то непостижимым, сверхъестественным, таинственным и загадочным. Посмотрите, сейчас многие передачи, так или иначе, касаются этой темы: каких-то пришельцев, монстров, инопланетян, каких-то непонятных, странных существ. И все это вызывает нездоровый интерес к этой теме. Это не просто неправильно, но и вредно, опасно для человека. Потому не зря Церковь нам заповедует относиться с осторожностью к этому духовному, невидимому миру, который нас окружает.

Вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорит о том, что человеку дана телесная оболочка, его телесное естество для того, чтобы оградить его от этого невидимого духовного мира. И обычный человек не видит ни ангелов, ни бесов как раз потому, что ему это видение было бы опасно, он бы этого не вынес, просто бы погиб. Другое дело святые, которые, очистив себя покаянием, подвигом, постом, воздержанием, приобрели такую чистоту, которая дает им возможность с этим миром общаться, видеть его и этим самым помогать другим людям.

Нам в обычном состоянии этот духовный мир видеть неполезно. И когда многие из нас любопытствуют («А как это интересно!») и начинают читать различные оккультные книги или заниматься какими-то оккультными практиками, это крайне опасно и страшно. Потому что человек неподготовленный, вторгаясь в эту область, повреждается и гибнет от прелести, от самомнения, он начинает слышать голоса, ему кажется, что ему Бог открывает Свою волю, непосредственно с ним беседует. А он слышит голос не Бога и не ангела-хранителя, а голос беса, который все время внушает в конце концов зло, мысли о смерти, даже мысли о самоубийстве. Много таких примеров есть в жизни и случаев, когда люди начинают слышать голоса, влекущие их в какую-то бездну, к смерти.

– Каково здравое отношение к миру невидимых сил?

– Церковь нам заповедует, когда мы молимся, не обращать внимания на сверхъестественные явления, не придавать им какого-то особого значения и вообще не ставить себе целью как-то познать этот мир невидимых сил. Господь дал большую власть апостолам, он дал власть им исцелять недуги, изгонять бесов, лечить одержимых, бесноватых. И апостолы пришли ко Христу и с радостью говорят: «Господи, и бесы нам повинуются!» Казалось бы, такая радость, такая власть – человек может управлять бесами, может изгонять их. А Христос отвечает: «Не радуйтесь тому, что вам бесы повинуются, а радуйтесь тому, что ваши имена написаны на небесах». Не это цель, чтобы управлять силами духовными, изгонять бесов, чтобы иметь какую-то власть над ними, а цель в том, чтобы прийти к Богу, научиться любить Бога, чтобы стяжать Царствие Небесное. И поэтому любое такое любопытство крайне опасно. Не обращайте внимания на какие-то явления, когда непонятно, что это такое, не любопытствуйте, не пытайтесь это еще раз как-то воспроизводить, на этом останавливаться.

Святые отцы заповедуют: если ты молишься и во время молитвы  что-то увидел необычное (увидел, что икона как бы ожила, или  увидел какое-то сверхъестественное явление), не обращай внимания и продолжай молиться. Потому что внимание к этому может тебя поработить, ведь могут быть ложные чудеса, ложные явления, которые как раз и устраиваются этими падшими силами для того, чтобы увлечь человека как ребенка. Ребенок увидел что-то интересное, туда посмотрел, отвлекся – и может попасть в беду. Так же и человек, который придает большое значение каким-то таинственным, сверхъестественным явлениям, легко может попасть в беду.

Нужно трезвение, как об этом говорит Церковь, нужна осторожность, нужно слушать только то, что заповедует нам Господь. Много таких примеров есть в житиях святых, когда уже преуспевшие в духовной жизни подвижники были прельщаемы падшими ангелами, когда им являлись ангелы в образе Христа, в образе  святых и говорили: «Мы пришли спасти тебя, ты уже достоин Царствия Небесного». И противостоять этому, конечно, можно только глубоким смирением, покаянием и помнить о своем недостоинстве. Мы недостойны, чтобы видеть ангелов, недостойны, чтобы нам являлись бесплотные Силы, потому что мы грешные люди. И вот это смирение с молитвой и трезвением охраняет человека от беды в духовной жизни.

– Вопрос телезрителя: «Иисус стремился, чтобы была единая христианская вера. Князь Владимир тоже стремился, чтобы у нас была единая вера. Ведется ли сейчас какая-то работа у священников к единой вере или нет?»

– Вопрос немного непонятен для меня, но я Вам отвечу, как я понял. Вера действительно едина, эту веру дал Господь, Он открыл людям истинную веру в Евангелиях, в Своем служении, которое совершал на земле, в Своем крестном подвиге. Наша задача в том, чтобы эту веру сохранить, но сохранить не только с точки зрения знаний об этой вере, но, что самое главное, претворить ее в жизнь, то есть исполнять заповеди Божии.

Что такое единство? Единство – это знак того, что люди служат Богу. Когда люди перестают служить Богу, начинается разделение, раздробление, хаос, Вавилон. Отчего на земле нет одной-единственной веры, нет единомыслия между людьми? Как раз от того, что люди уклоняются от служения Богу. Если мы хотим иметь единую веру, то мы должны служить Богу и бороться с грехом, но не все это делают. Поэтому на земле существуют разногласия, раздоры, войны и так далее. Единственный путь к единой вере, к единодушию людей – это служение Богу, служение в духе Евангелия, при исполнении заповедей Божиих. Так я понял Ваш вопрос и так на него отвечаю.

– Каково достоинство человека перед ангелами? То есть стоят ли ангелы выше человека? Или человек выше ангелов?

– Да, этот вопрос очень важный, потому что, видя могущество Небесных Сил, человек невольно чувствует себя песчинкой по сравнению с ними, поэтому и поклоняется иногда Небесным Силам как божествам. На самом деле следует вспомнить о том, что Господь, придя на землю, принял облик человеческий, а не ангельский. Господь принял человеческое естество для того, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей, и тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. Потому что цель Боговоплощения – спасти человека. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве, мы должны помнить о своем великом призвании, что Господь принял наше человеческое естество, вознес его одесную Бога Отца и нас призывает к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия, чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники. Безусловно, велико достоинство человека. К сожалению, мы его сами унижаем или даже не осознаем это достоинство, но оно постигается нами как раз при исполнении заповедей Божиих. Почему Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»? Сначала кажется, что трудно исполнять заповеди, но когда человек их исполняет, он начинает ощущать в себе великую радость и осознает свое достоинство быть Сыном Божиим по благодати, быть причастником Царствия Небесного. И в этом, конечно, великое утешение для нас с вами на пути христианской жизни.

– В силах ли человек бороться с темными невидимыми силами?

– Безусловно, человеку дана такая возможность, ведь, уже принимая Святое Крещение, он вступает в эту борьбу. Она начинается с того, что мы отрекаемся от служения дьяволу. В чине Крещения мы три раза дуем и три раза плюем на запад, это образно мы плюем на нечистые силы, пренебрегаем злом, мы как бы провозглашаем то, что будем победителями над злом. А за счет чего победителями? За счет того оружия, которое нам дает Господь. Оружие поста, молитвы, воздержания, слово Божие как меч духовный, таинства церковные: таинства Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, – это то орудие, которое помогает нам побеждать нечистые силы.

Но при этом важно человеку сохранить смирение, не превозноситься, не гордиться и не считать, что это его собственная добродетель помогает побеждать. Побеждает Господь в нас, когда мы себя предоставляем Богу, когда мы себя посвящаем Ему, когда смиряемся пред Ним. И действительно, тогда человек способен одержать великую победу. Пример тому – святые угодники Божии, святые апостолы, преподобные, многие-многие сонмы святых, которые прославились тем, что изгоняли бесов, исцеляли одержимых, могли повелевать бесами (как святитель Иоанн Новгородский летал в Иерусалим на бесе). Современному человеку трудно понять, как это может быть, но настолько у человека была власть повелевать духами, что для него это было возможно.

– Вы сказали об орудии противостояния невидимым силам. Почему Архангел Михаил изображается с оружием, с мечом?

– Да, его наименование  – Архистратиг, то есть военачальник всех Небесных Сил бесплотных, и он изображается с мечом. Это меч духовный, слово Божие, оружие, которое побеждает всякое зло. Есть иконы, на которых Архистратиг Михаил изображен попирающим дьявола. Он тот, кто ревнует о славе Божией, тот, кто противостоит всякому злу, тот, кто дает человеку мужество бороться со злом, потому что, конечно, без такого мужества, без осознания себя воином Христовым невозможно победить. Вот поэтому и изображается меч в руках Архистратига Михаила, это знак воинской доблести, воинской силы и дерзновения побеждать зло добром.

– Вопрос телезрительницы: «Я очень бы хотела услышать о дне Восьмом относительно Сил Небесных, относительно ангелов. И когда этот день будет: до Второго Пришествия Сына Человеческого, вместе с Ним или после Него?»

– В церковной традиции Восьмым днем называется будущее Царствие Небесное. Господь творил мир в течение шести дней, а в седьмой день почил. Седьмой день – это наша земная жизнь, наша человеческая история, а день Восьмой в толковании святых отцов –день будущего Царствия Небесного. Действительно, этот Восьмой день, который не имеет конца, вечное Царствие Небесное – это день непрестанного прославления Бога, в котором участвуют не только люди (праведники, святые), достигшие Царствия Божия, но и ангельские силы. Потому что главное предназначение ангелов не только в том, чтобы помогать людям спастись: когда не было людей, они уже исполняли свое служение непрестанного славословия Богу. И об этом нам напоминает Божественная литургия, когда во время Херувимской песни мы поем: «Всякое ныне отложим попечение». Потому что мы, как херувимы, прославляем Бога, мы в этот момент, когда стоим на литургии и молимся, изображаем собой ангелов, которые непрестанно славословят Бога. И то же самое будет совершаться в дне Восьмом, в Царствии Небесном, когда ангелы и человеки вместе будут прославлять Бога.

– Как правильно почитать ангелов, невидимые Небесные Силы?

– Этот вопрос, собственно, о том, о чем говорит нам сегодняшний праздник, что нельзя ни в коем случае обожествлять ангельские силы, ставить их выше Бога. Нельзя забывать, что источник всех благ для нас – это Господь. Но при этом надо обращаться к ангельским силам как к своим помощникам, как к друзьям, как к тем, кто нас направляет на пути спасения. Относиться к этому, с одной стороны, с осторожностью, потому что мы не всегда способны общаться с ангельским миром, а с другой стороны, относиться с большим благоговением и трепетом. Нам телезрительница рассказывала, как ее будил ангел-хранитель, и мы действительно постоянно ощущаем его действие, мы чувствуем его голос в своем сердце.

Мы должны слушаться ангела-хранителя, мы должны быть внимательными к его голосу, тогда Господь через него будет нас направлять к добру и ограждать от всякого зла. И в этом, конечно, нам помогает Святая Церковь. Человеку, который участвует в богослужениях, воцерковлен, живет жизнью Церкви, это понятно и близко. Ему легче, чем тому, кто пытается своими силами идти к Богу и обращаться за помощью к ангелам. Поэтому, дай Бог, чтобы Господь нас укрепил, чтобы Господь нас научил правильно почитать святых угодников Божиих, правильно почитать наших ангелов-хранителей, слушаться их и исполнять волю Божию.

– Как человеку услышать голос ангела-хранителя?

– Это дело всей жизни – научиться слышать голос ангела-хранителя, соблюдать чистоту сердца, хранить себя от ненужных помыслов, от суетности, конечно же, от греха: от осуждения, ропота, недовольства. От всего, что омрачает нас. Господь говорит в Евангелии: будьте как дети. Не случайно дети часто рассказывают родителям о том, что они видят ангелов. Если мы с вами будем как дети по чистоте своего сердца, то будем тоже видеть ангелов и слышать голос ангела-хранителя, правильно почитать Бога и ангелов. Будьте как дети, говорит нам Господь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать