Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о молитве и труде отвечает настоятель Свято-Покровского храма села Ельцы Киржачского района Владимирской области протоиерей Олег Истомин.

– Тема нашей сегодняшней передачи «Труд и молитва». Скажите, как связаны между собой эти понятия?

– Каждый человек, получивший благодать в таинстве рукоположения во священство, исполняет триединую задачу: это, во-первых, совершение Божественной литургии, во-вторых, требоисполнение и, наконец, проповедь слова Божия, евангельская проповедь. Апостол Павел так об этом сказал: «Горе мне, если я не благовествую». Сегодня сердце мое преисполнено радости, потому что я вновь могу благовествовать о Господе нашем Иисусе Христе, тем более что сейчас такое благодатное время – прошла первая седмица Великого поста, мы отметили празднование Торжества православия, когда сугубо молились, неся особый подвиг молитвы.

Теперь нам нужно подумать не только о молитве, но и о добром делании во славу Божию. Господь так и говорит, что не всякий, кто называет Его имя и взывает к Нему: «Господи, Господи!», внидет в Царствие Небесное, но тот, кто творит Его волю. Народная мудрость отвечает на это словами: «Молитва и труд рядом идут». В наше время сейчас много на телевидении рекламы, которая насыщена соблазнами. В ней людям говорится о том, что не надо молиться, времени нет сегодня на молитву. Более того, нам говорят, что и трудиться нам тоже не надо: выиграй миллион, купи все в кредит, проведи жизнь в Интернете. Бизнес-леди и бизнесмены разъезжают на «Мерседесах», и вся жизнь в рекламе преподносится нам в розовом цвете, что, конечно, является губительным и для каждого человека, и для общества в целом. Господь задумал и создал человека по Своей любви для того, чтобы он хвалил Его имя и возделывал сад Эдемский. Это так и было до тех пор, пока не произошло грехопадение. После изгнания Адама из рая Господь сказал ему: «В поте лица своего будешь добывать себе хлеб». Он дал первому человеку обетование, надежду, заповедовав ему молиться и трудиться. Мы знаем, что уже в первой семье братья Каин и Авель занимались земледелием и овцеводством, приносили жертвы Богу от трудов своих, пребывая в молитве, и Господь принимал это от того, кто был чист сердцем и трудился достойно.

Мы помним из истории Ветхого Завета, насколько великим тружеником и молитвенником был Ной. Он был праведен в очах Господних и много лет трудился, строя ковчег. Даже после потопа он продолжал трудиться, занимался земледелием, выращивая виноград. Тогда только люди познали, что такое виноградный сок и вино.

Наши праотцы Авраам, Исаак, Иаков тоже были очень хозяйственными людьми; несмотря на то что они были праведны в очах Господних, они продолжали работать. Пророк Божий Моисей в Синайском законодательстве подвел черту в заповедях Божиих, по которым мы должны не только молиться, но и трудиться. Среди них есть те, которые касаются Господа, человеческой жизни, нашего общения между собой, а есть среди них одна заповедь, относящаяся именно к труду. Эта четвертая заповедь говорит нам о том, чтобы мы шесть дней работали, а седьмой посвящали Богу, особо возносили Ему свои молитвы. Через весь Ветхий Завет такой красной нитью проходит заповедь о труде и молитве, это идет рядом и одно без другого не может быть.

– То есть человек задуман, если можно так выразиться, существом трудящимся и молящимся?

– Конечно, ведь именно по любви все это происходит: Господь нам заповедовал молиться (хвалить имя Господне) и трудиться (возделывать сад Божий).

– Но всякую ли деятельность можно назвать трудом? Может быть, мы называем какую-то работу трудом, которая на самом деле таковым и не является?

– Очень многие трудятся всуе, и когда мы говорим: «Всяческое оставим попечение», то имеем в виду, что все, что делается не для Господа, богатеется не в Него, есть фикция. Если мы не приносим плода в Боге, то что взамен дадим для спасения своей души? Ведь можно весь мир приобрести, а душу свою погубить. Именно поэтому все наши труды должны быть направлены на то, чтобы спасти свою душу. Война идет не за тела – Адам взят из земли, сотворен из глины, – а за нашу бессмертную душу. В наших духовных качествах отражается образ и подобие Божие.

Как же они проявляются? Мы знаем об этом притчу о ближнем. Кто оказался ближним попавшему в руки разбойников? Тот, кто проявил милосердие к нему, кто потрудился. Мало того что он помог человеку, так еще, дав деньги хозяину гостиницы, сказал: «Помоги этому человеку, послужи ему. А если издержишься, то я тебе, вернувшись, возмещу твои расходы». Таким должен быть труд на пользу человека и Бога. Вспомним о Страшном суде, когда многие спросят: «Господи, а когда мы видели Тебя жаждущего, алчущего или в какой-то беде и не послужили Тебе?», и Господь ответит им: «Кто не послужил ближнему своему, тот и Мне не потрудился». И мы здесь уже переходим к Евангелию, к Новому Завету. С самого начала, когда Господь только родился, то эта весть в ангельском пении была открыта простым труженикам – пастухам, которые в бдении охраняли свое стадо. Они творили свой труд в терпении. Господь не явился богатым людям, сильным мира сего, спящим в мягких постелях и дорогих одеждах.

А праведный Иосиф Обручник? Господь родился в бедной семье, Сам был в послушании у Иосифа и, помогая ему, укреплялся Духом. И когда Он вышел на проповедь Евангелия, то начал проповедовать среди бедных рыбаков, простых тружеников. Он сказал им: «Вы сейчас ловите рыбу, но следуйте за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеческих душ». А ведь ловля рыбы была их семейным делом, передававшимся из поколения в поколение, и тем не менее они всё оставили и пошли вслед за Христом.

– А почему именно так произошло? Почему Господь обратился к простым труженикам? Чем их внутреннее устроение отличалось от устроения сильных мира сего?

– Главное отличие кроется в чистоте намерения. Если обратиться к людям знающим, грамотным, к тем, которые через многое прошли, то их нужно переучивать, переделывать, а это сопряжено с большим трудом. Зачастую уже невозможно бывает переучить с одной системы на другую, потому что сознание людей наполнено своими представлениями и не может воспринимать новое. А эти труженики, впервые услышав проповедь слова Божия, которое острее меча обоюдоострого, смогли не только принять его, но и, оставив свои сети, в чистоте сердца оказались способными пойти вслед за Господом. Такую сердечную чистоту у людей грамотных, знающих трудно найти, поэтому Он и обратился к простым рыбакам.

Господь со страниц Евангелия учит нас тому, как нам попасть в Царствие Небесное. Он обращается к нам в притчах, которые все связаны с трудом. Например, притча о талантах, где говорится о том, как Господь раздал каждому столько, сколько он мог понести. Мы помним, что кто-то разумно и успешно их воплотил, а кто-то пошел и зарыл все в землю...

Или возьмем, к примеру, притчу о сеятеле. Господь объяснил потом Своим ученикам то, что многим не дано было знать. Семена, которые сеялись, – это слова Божии, это дела, которые мы должны были взять и сотворить, но мы их не делаем и от радости, печали или от многих других дел отступаем и забываем об этом.

В притче о виноградарях говорится о том, что Господь все сделал для того, чтобы мы вовремя приносили Ему свои плоды, и уже от этого зависит, оправдаемся мы или осудимся и будем держать свой ответ перед Господом нашим Иисусом Христом.

В своем «Огласительном слове на Пасху» святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь и желания наши приемлет, и намерения наши целует. Он принимает и того, кто трудился весь день, и того, кто пришел поработать в единонадесятый час, приемля последнего так же, как и первого. Только нам нужно иметь желание трудиться во славу Божию.

– Скажите, а чем отличается труд с молитвой от труда, который совершается без нее?

– Труд с молитвой – это труд с Господом, совершаемый с Божией помощью. А работа без молитвы – это всего лишь бизнес, который является бездушным делом, способным все погубить. Здесь действуют только чисто денежные отношения, и нет такого преступления, на который не пошел бы бизнес, если впереди будет ожидать большая прибыль. Нам всем необходимо задуматься над тем, как мы живем, как поступаем в своей жизни. Молитву нельзя оторвать от труда. Апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть». Ведь если мы будем только верить, ничего при этом не делая, то станем как медь звенящая, кимвал звучащий или как разбитый колокол... Одно дело, когда от колокола идет красивый звон, призывающий людей на службу, и другое дело, если он разбит. Вот так и человек – если он просто живет занимаясь бизнесом и не спасая свою душу.

Наши святые проводили свою жизнь в труде и молитве. К примеру, преподобный Сергий Радонежский, который был не только молитвенником и печальником о судьбе нашей Родины, но и великим тружеником. А наш преподобный Серафим Саровский? Можно поехать в Саров, в Дивеево и посмотреть на те вещи, что остались после него. Садовые инструменты, которыми пользовался преподобный, для нас сейчас окажутся неподъемными.

Если говорить о сегодняшнем дне, то у нас почему-то принято считать, что храмы, монастыри, приходы живут только за счет пожертвований. Это не совсем так! Исторически там не только молились, но и трудились. Возьмем, к примеру, наш приход в деревне Ельцы, где живет всего 250 человек. По летописям, архивным документам, когда-то нашей церкви принадлежала земля, часть реки, был свой заливной луг, свои леса. Здесь жили, трудились люди, и на этом жил наш приход. Сегодня наша церковь такого лишена, и выживать в современных условиях нам очень тяжело. Тем не менее мы нашли для себя выход: согласно Уставу нашей Русской Православной Церкви я взял благословение у нашего правящего архиерея для того, чтобы работать в лесу. Мы разрабатываем там небольшие делянки. Это очень тяжелый, почти ручной труд. У нас есть трактор «Беларусь» 1972 года выпуска, ему уже 45 лет, и если кто-нибудь сможет пожертвовать нам новый, то мы с радостью примем такой подарок. Мы сможем трудиться дальше для того, чтобы наша церковь жила, чтобы мы могли вести реставрационные работы, а наш приход мог существовать. Сегодня благодаря труду и молитве живет наш храм, и мы радуемся такому единству.

– Телезрительница из Ростовской области спрашивает: «Я занимаюсь тяжелым крестьянским трудом. Дома постоянно читаю утреннее и вечернее правило, покаянные каноны, Псалтирь, Евангелие. Раньше я ходила в церковь два-три раза в месяц, исповедовалась и причащалась, но сейчас у меня нет такой возможности. От старых людей мне приходится слышать такое: «Если ты не ходишь в храм долгое время, значит Бог тебя отлучает от Себя! Вот ты ходила-ходила, а теперь не ходишь!» Как мне к этому относиться? Я не могу без молитвы, без нее не могу трудиться, и даже если я себя плохо чувствую, то все равно стараюсь молиться, но не знаю, как надо относиться к тому, что говорят бабушки».

– От того, что было признано Церковью неправильным, мы избавились в это воскресенье, когда отмечали Торжество православия. Есть чин, согласно которому мы наводим порядок в наших церковных отношениях: если кто-нибудь в чем-то ошибался, неправильно себя вел, то мы его предаем епитимье и немного отлучаем, и, наоборот, тех, кто пожил без Бога и понял, что без Него жить невозможно, мы принимаем в нашу церковную обитель, в корабль спасения.

Есть домашнее правило, которое все обязаны исполнять, что мы и делаем – в чем-то нам здесь помогают советы преподобного Серафима Саровского. А в связи с тем, что у Вас очень много дел по хозяйству, я советую Вам бывать в церкви по возможности. Я понимаю, что нельзя оставить ни телочку, ни бычка без внимания, поскольку животные требуют ухода, и Вы не должны оставлять своего домашнего молитвенного правила, но при этом нужно помнить, что нет ничего выше церковной молитвы. Господь так и говорит: «Где двое или трое собираются во имя Мое, там Я посреди них». Так что старайтесь бывать в церкви по возможности.

– А что нужно отвечать тем людям, которые нашей телезрительнице говорят, что Господь отлучил ее от Себя, потому что она в храм не ходит?

– Так и говорите, что Господь не отлучает тех, кто трудится. Он любит тружеников и привечает их, а бездельников и тунеядцев наказывает смертью: что не упражняется, не занято делом, то умирает. Поэтому будем молиться и трудиться, тогда и жить будем вечно, и Господь нас воскресит вместе с Собой.

– Телезрительница из Рязани спрашивает: «Что делать, если пенсионер получает приличную в наше время пенсию, около 40 тысяч, и будучи здоровым мужчиной, не хочет ничего делать? Он целыми днями сидит у телевизора, смотрит «Рен ТВ», щелкает семечки, мечтает о реинкарнации в следующей жизни и вместе с тем хочет, чтобы его отпели в нашей церкви. Скажите, какие шансы на спасение есть у такого человека и правильно ли он вообще живет?»

– Что касается реинкарнации, то это не к нам, к православию это не относится. А вот то, что он желает, чтобы его отпевали по чину Русской Православной Церкви, то это правильное желание. Вы посмотрите, чего он хочет?! Ведь во время отпевания мы поем: «Со святыми упокой», и этот человек, который сейчас здоров, силен и от безделья щелкает семечки, хочет быть вместе со святыми! Другой вопрос, что для того, чтобы быть с ними, нужно много трудиться и молиться. Мой совет ему: хватит щелкать семечки, пусть идет и трудится во славу Божию и себе во спасение.

– Как простимулировать такого человека? Как вдохновить его на труд?

– А пусть он смотрит не «Рен ТВ», а программы телеканала «Союз».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем труде на приходе. Вы только немного затронули в нашей беседе эту тему, а нам хотелось бы узнать побольше о том, что собой представляет ваша работа в лесу.

– Лес требует внимания и ухода, поэтому выделяются делянки, на которых старые заболевшие деревья вырубают. Чтобы лес был ухоженным и красивым, нужно приложить очень много усилий: спилить то, что нужно, затем убрать, выкорчевать пни, а после вспахать участок и посадить новые деревья. Мы получаем такие делянки у нашего леспромхоза либо у других арендаторов и таким образом стараемся заработать деньги для того, чтобы что-то сделать и в церкви, и кому-то из ближних помочь.

– А на какие именно дела уходят деньги? Я знаю, к примеру, что Вы восстановили храм.

– Не могу сказать, что я один его восстановил: со мной трудилось еще очень много людей, которые помогали его восстанавливать, делали пожертвования. Наш храм в лихие годы постигла печальная судьба: в нем был устроен и химический склад, и МТС, и зернохранилище. К нашему времени от него остались одни камни, поэтому его пришлось фактически восстанавливать заново. От окончательного разрушения храм спасло то, что он был построен из кирпича, а ведь первоначально церковь была деревянной. Он был построен простыми тружениками на средства московских купцов, и это один из самых старинных храмов нашего благочиния.

– Сейчас идет поприще Великого поста, и из великопостной молитвы Ефрема Сирина мы слышим о духе праздности и уныния. Эти слова соседствуют рядом в прошении. Скажите, а как эти понятия связаны между собой? Почему праздность и уныние стоят рядом?

– Праздность в конце концов порождает уныние. Часто бывает, мы говорим кому-то такие слова: «Что ты страдаешь? Что мучаешься от безделья? Иди займись делом!» Праздность, возникшая от безделья, заставляет страдать и мучиться человека, тем самым приводя его к унынию, которое может стать причиной его гибели. Мы можем видеть много примеров, когда люди страдают, гибнут от того, что находятся в состоянии уныния, поэтому лучше молиться и трудиться, и тогда мы не внидем в напасть.

– То есть всем тем, кто пребывает в унынии, нужно купить себе билет до деревни Ельцы и приехать к вам, чтобы помогать, трудясь, на вашем приходе?

– Необязательно так делать. Конечно, Господь говорит: «Грядущего ко Мне не изжену вон», и мы с радостью встретим гостей, но все же найти применение своим силам можно и там, где находишься сейчас: и в Ростовской, и Рязанской, и Московской области, да и в самой Москве. Есть очень много дел, которые требуют нашего участия, нашей энергии. И для того чтобы изгнать из себя этот дух уныния и праздности, не нужно ехать на Соловки или Валаам, можно и дома найти себе занятие: позвоните маме, помойте полы, наведите порядок у себя в шкафу, да и много еще что можно сделать. Смотришь – и уныние уйдет, ночью спать будешь спокойно и достойно и никакой дух тебя мучить не будет, потому что за день устанешь.

– А если кто-то из наших телезрителей захочет вам помочь, пусть не физически, а финансово, то как можно будет это сделать? У Вас наверняка есть сайт вашего храма?

– Конечно, можно обратиться на телеканал «Союз», где есть наши данные, а можно найти страничку нашего храма в Интернете, и все, кто желает, нам помочь, могут это сделать. Мы открыты для всех и готовы к всестороннему сотрудничеству, в том числе и к духовному. Приезжайте к нам помолиться и потрудиться! Мы с радостью вас примем, у нас есть место и для молитвы, и для чая!

– Спасибо за приглашение! А как нужно, по Вашему мнению, воспитывать любовь к труду и молитве?

– Безусловно, нужно воспитывать любовь и к труду, и к молитве. Это воспитание мы можем получить только в лоне Церкви, потому что именно здесь возникает симфония, единение одного с другим. А вне Церкви нет спасения, и это действительно вселенское мнение всех святых отцов. Конечно, можно и самому трудиться и молиться, но для того, чтобы спасти свою душу, нужно научиться всему вначале в Церкви, пребывая в ней. Если тебя правильно всему научили, если у тебя были достойные учителя, то тогда ничто не сможет отлучить тебя от верного пути ко Господу. Апостол Павел говорит: «Ничто нас не может отлучить от любви Божией: ни высота, ни глубина, ни богатство, ни печаль, ни иная какая тварь...», и это так и есть, если мы воспримем все в лоне церковном. Тогда мы сами пойдем в мир для того, чтобы проповедовать слово Божие, привлекая других людей к спасению. Но научиться этому мы должны, еще раз повторюсь, именно в нашей Русской Православной Апостольской Церкви, которую исповедуем в нашем Символе веры. Мы должны помнить, что являемся преемниками того наследия, которое нам осталось со времен апостольских.

– К Вам обращается наша телезрительница: «Я приезжала летом к своей подруге, которая живет в вашей деревне. У меня нет вопросов к батюшке, я просто хотела его поприветствовать. Я периодически смотрю по телеканалу «Союз» эту передачу, и очень рада была увидеть в ней Вас, отец Олег!»

– Спаси Вас Господи! Помощи Вам Божией в Ваших делах! Приезжайте к нам в гости в Ельцы, с удовольствием будем вместе молиться.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать