Беседы с батюшкой. Храм Христа Спасителя

21 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Михаилом Рязанцевым, председателем Церковного суда при Епархиальном совете города Москвы, ключарем кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. Передача из Москвы.

– Отец Михаил, Вы являетесь ключарем кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, главного Храма нашей страны. Все приезжие считают нужным посмотреть кафедральный соборный Храм, но не все знают историю создания этого Храма. Многие знают, что Храм был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года, многие даже считают, что он именно в этом году и был построен. Так ли это на самом деле?

– Я даже слышал, как какие-то школьники говорили о том, что французы, покидая Москву, разрушили Храм Христа Спасителя. На самом деле в 1812 году император Александр I издал указ о том, чтобы в Москве построить Храм Христа Спасителя в благодарность Богу за избавление России от нашествия Наполеона. Как говорится в торжественном молебне, составленном святителем Филаретом, «в благодарность Богу за избавление от нашествия галлов и с ними двадесяти язык», то есть практически вся Европа воевала на стороне Наполеона.

История строительства Храма Христа Спасителя была долгой. Не сразу удалось его построить, осуществить пожелание императора Александра I. Наверное, многие знают, что первоначально был выбран проект архитектора Витберга. Место же было выбрано на Воробьевых горах, и, как оказалось, неудачно. Уже во время строительства стали происходить подвижки грунта, и строительство прекратили.

И только брат Александра I, император Николай I, вернулся к этой идее. Он сам лично объезжал Москву, выбирал место, и выбор его пал на то место, где находился древний Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским, в XVI веке. К тому времени он уже пришел в ветхость, было принято решение этот монастырь перенести в другое место (сейчас это район станции метро «Красносельская», где было Красное Село), что и было сделано. В 1839 году святитель Филарет, митрополит Московский, который тогда уже возглавлял Московскую кафедру, в присутствии императора Николая I совершил закладку будущего Храма Христа Спасителя.

Строительные работы продолжались до 1860 года; в том году были сняты леса со стен Храма, и он впервые предстал взору москвичей в своем великолепии. Если учесть, что Москва была малоэтажная, то Храм Христа Спасителя возвышался как гора над Москвой. Очевидцы, современники говорили о том, что его было далеко видно еще на подъезде к Москве. Но прошло еще 20 лет до того момента, как Храм был готов к освящению: проходили работы по росписи, по облицовке мрамором внутренних стен. Освящение Храма Христа Спасителя предполагалось совместить с 25-летием восшествия на престол императора Александра II, но, как известно, в марте 1881 года он был смертельно ранен, и освящение Храма отложили до того момента, пока не приехал в Москву на коронацию его сын, будущий император Александр III. После того как он восшел на престол, после коронации, он присутствовал на освящении Храма Христа Спасителя, которое совершилось в 1883 году. С этого момента Храм стал кафедральным собором московских митрополитов и в нем проходили торжественные богослужения. В частности, когда было 100-летие Отечественной войны 1812 года в 1912 году, император Николай II принимал парад войск на набережной, прилегающей к Храму. Такова краткая история строительства.

Надо еще сказать о том, что Храм освящен в честь Рождества Христова, потому что многие этого не знают. Это не случайно. Именно в праздник Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества. В честь этого события и было принято решение освятить Храм в честь Рождества Христова. Он был построен не просто как памятник участникам этих событий, отличившимся, погибшим в сражениях Отечественной войны 1812 года, но прежде всего как благодарность Богу за избавление России от нашествия Наполеона и его войск. Поэтому называется Храм Христа Спасителя: Спасителя не только всего человечества от вечной смерти, но и Спасителя нашего Отечества от порабощения и от захвата наших храмов, уничтожения нашей православной веры, о чем мечтал Наполеон.

– Нижний храм освящен в честь Преображения Господня. Это тоже не случайно?

– Это не случайно. Я уже сказал о том, что до строительства Храма Христа Спасителя на этом месте был Алексеевский женский монастырь. Как часто бывало, древние монастыри разбирались, переносились в другое место, либо на их месте ставились храмы, либо монастыри реконструировались. После того как был перенесен Алексеевский женский монастырь, на этом месте был построен Храм Христа Спасителя, в основание которого легли его разобранные постройки. Когда же было принято решение о воссоздании Храма, то решили запечатлеть память о том, что здесь был Алексеевский женский монастырь. Так получилось, что основной Храм Христа Спасителя был построен на той же исторической отметке, на которой он стоял. К этому времени, как известно, здесь был вырыт котлован под Дворец Советов, но построить его не удалось, и был сделан бассейн. Когда бассейн пришел в полную негодность и было принято решение этот бассейн убрать и подготовить площадку для строительства Храма Христа Спасителя, то не стали насыпать землю под основание Храма, а поставили его на бетонной коробке, которая называется стилобатом. Кстати, это первое строительное слово, которое я узнал, когда меня назначили ключарем Храма Христа Спасителя. Внутри этой бетонной коробки как раз и появилась возможность сделать нижний храм и посвятить его воспоминанию об Алексеевском женском монастыре.

Нижний храм имеет три алтаря: Преображенский, в честь главного собора этого монастыря, придел в честь Алексия, человека Божия, по имени которого и назывался монастырь, и придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери, особо чтимой святыни Алексеевского монастыря. После того как в 1996 году этот нижний храм был освящен, в нем стали совершаться регулярные богослужения. Совершаются они и сейчас, ежедневно, кроме праздников. Праздничные и воскресные богослужения совершаются в верхнем, основном Храме.

– Есть такое поверье, что когда храм разрушается, ангел-хранитель остается на этом месте и охраняет его. В советское время, как Вы сказали, хотели многое построить, но ничего не удавалось, тот же самый бассейн пришел в негодность, и его за ненадобностью убрали. Скажите, это был Промысл Божий, Божественный замысел вернуть храм на это место, либо это молитва ангела-хранителя?

– Я полностью уверен в том, что Господь сохранил это место для того, чтобы впоследствии здесь был воссоздан Храм Христа Спасителя. После того как Храм взорвали в 1931 году, на этом месте предполагалось построить новый «храм» новой религии – грандиозную 400-метровую башню, где наверху должна была находиться 100-метровая фигура Ленина. Я думаю, что если хотя бы цоколь или один этаж был построен в то время, то вряд ли на этом месте можно было бы воссоздать Храм Христа Спасителя. Случилось так, что Храм взорвали. Долгое время руины лежали на этом самом месте, в самом центре Москвы, потом их разобрали, выкопали котлован, заложили бетонное кольцо в основание, но началась Великая Отечественная война. Строительство Дворца Советов было прекращено. Металлические конструкции, которые к тому времени туда завезли, пошли на оборонные нужды, а после войны уже не стали возвращаться к этой идее. Сделали бассейн, который, как оказалось впоследствии, легко можно было разобрать и на этом месте снова воссоздать Храм Христа Спасителя.

Поэтому я думаю, что Господь сохранил это место для того, чтобы здесь снова зазвучала молитва и снова начала совершаться Божественная литургия.

– Кому принадлежала идея воссоздания Храма Христа Спасителя?

– Думаю, что москвичи с болью в сердце и со скорбью в душе восприняли известие и само событие о разрушении Храма. Наверное, в то время вряд ли могла прийти мысль о том, что когда-то он будет воссоздан. Шло время, и все-таки москвичи лелеяли эту мысль, что каким-то образом это удастся сделать. В начале 90-х годов был организован Фонд строительства Храма Христа Спасителя, в который входили знаменитые люди: композитор Георгий Свиридов, известные писатели. Я помню, в «Литературной газете» публиковались сводки пожертвований, люди постепенно, понемногу стали перечислять деньги для строительства этого Храма. Но решение принято еще не было. В 1994 году президент Б.Н. Ельцин подписал указ об особом отношении к памятникам истории и культуры, где первым пунктом было воссоздание Храма Христа Спасителя.

Я знаю о том, что еще патриарх Пимен (ныне покойный) высказывал мнение, что хорошо было бы воссоздать этот Храм. Но это произошло при патриархе Алексии II. Все мы были свидетелями того, как благодаря бывшему мэру Москвы Ю.М. Лужкову дело сдвинулось с мертвой точки, приобрело масштаб, и буквально за пять лет с начала строительства Храм был построен. В 2015 году мы отмечали 20-летие закладки строительства будущего Храма. В праздник Рождества Христова в 1995 году крестным ходом из Успенского собора Московского Кремля на это место пришли Святейший Патриарх Алексий II, премьер-министр В.С. Черномырдин, Ю.М. Лужков и совершили закладку будущего Храма Христа Спасителя. И уже с 8 января началось строительство.

– Вопрос телезрительницы из г. Москвы: «Где находится подлинник фрагмента иконы Иисуса Христа работы художника Сорокина – в основном Храме или в нижнем храме?»

– Это не фрагмент иконы, а полностью икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина, которая была написана на цинковой плите, поэтому, может быть, она так и сохранилась. Как известно, этот образ находился в правом клиросе Храма Христа Спасителя. Перед этим образом обычно совершались молебны в Храме до его разрушения. Чудесным образом не только место было сохранено для строительства Храма Христа Спасителя, но и этот образ тоже.

Известно, что перед разрушением Храма там служили обновленцы. Потомки митрополита Александра Введенского, который был настоятелем Храма в последнее время, сохранили эту икону. Как мне рассказывали, перед тем как Храм разрушить, Введенского вызвал Луначарский, сообщил ему, что принято решение о сносе Храма, и разрешил взять что-то на память. Введенский взял именно эту икону, которая долго хранилась в его семье… Когда началось воссоздание Храма Христа Спасителя, стали разбирать старые вещи и наткнулись на этот сверток, – так нашли этот образ Спасителя. На Волхонке был организован небольшой музей с видом на строительство Храма, где и был представлен этот образ и находился там во время всего строительства.

Когда уже Храм был построен, образ предполагали поместить на то же самое место, но, к сожалению, проектировщики немного ошиблись в размерах, и киот для этого образа оказался меньше размером. Поэтому было сделано предложение: в самом Храме поместить копию, а образ, сделанный Сорокиным, поместить в нижний Преображенский храм. Собственно говоря, там ежедневно совершаются молебны, то есть традиция совершения молебнов перед этим образом продолжилась, но молебны служатся в нижнем храме. Таким чудесным образом эта икона вернулась на свое место.

– Много святынь осталось от первого Храма?

– Немного. Дело в том, что после разрушения Храма попытались искоренить всю память о нем, потому что это был символ нашей веры, символ православия, символ державности. Поэтому из памяти хотели вычеркнуть все воспоминания об этом Храме, и практически все было уничтожено. Но чудесным образом сохранились шесть больших картин художника Верещагина (не того Верещагина, который писал батальные сцены, а однофамильца), которые находились в алтаре Храма Христа Спасителя. Они и сейчас там находятся. Их обнаружили в Казанском соборе тогда еще города Ленинграда, где был Музей истории религии, они находились там, свернутые в рулон. Их обнаружили, отреставрировали. Когда закончили строительство и оформление Храма Христа Спасителя, то картины вернулись на свои места.

Кроме этого, подлинное мраморное кресло на горнем месте, которое было в Храме Христа Спасителя, тоже каким-то образом оказалось в Ленинграде, его подарили патриарху Алексию I. Это кресло находилось в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Естественно, когда Храм Христа Спасителя был построен, это подлинное кресло, которое пришлось немного отреставрировать, снова вернулось на свое место.

Икона Нерукотворного Образа Спасителя художника Сорокина тоже является подлинной святыней, оставшейся от Храма.

Практически это все, что удалось сохранить. Может быть, где-то еще и хранятся какие-то вещи, но пока это неизвестно.

– Храм был воссоздан именно в первоначальном виде? Остались чертежи?

– Слава Богу, что остались чертежи и не были уничтожены. Все построено в точности так же, как и строилось в первое время, но с применением современных технологий, почему так быстро и удалось построить. То есть не клали кирпичи, как это было раньше, а основные несущие конструкции были выполнены из монолитного железобетона, потом уже это было обложено кирпичом, были возведены стены из кирпича, облицованы мраморными плитами, и Храм приобрел тот же самый вид.

Образ Спасителя не удалось поставить в самом Храме потому, что пришлось переводить системы измерения из аршин в сантиметры, в метрическую систему мер, и, видимо, произошел какой-то сбой. Но в основном Храм построен в тех же размерах и в том же объеме, каким он и был до разрушения.

– Когда Храм строился, периодически в СМИ появлялась такая информация, что он строится не для молитвы, а для комфорта, для развлечений, что в Храме запроектированы лифты, будут парковки, мойки, химчистки и так далее. Имеет ли это место? Мешает ли вся эта инфраструктура молитве?

– Этот вопрос является очень большим соблазном для людей, которые еще не очень тверды в вере, и очень хорошим поводом для людей, которые хотят упрекнуть и Церковь, и верующих в том, что они делают что-то не так. Как я уже сказал, воссозданный новый Храм Христа Спасителя был построен на стилобатной части. Естественно, мы не могли в точности построить (да это и не нужно было) те самые котельные, которые топились углем в прежнее время, потому что современный уровень жизни дал другие средства для отопления, для кондиционирования. Поэтому это было применено. Если мы спустимся в подвал Храма Христа Спасителя, то увидим огромный завод, который состоит из большого количества оборудования: теплового, канализационного, светового и прочего. При строительстве Храма были применены современные технологии и что-то добавилось, соответствующее современному уровню. Конечно, появились лифты, которые скрыты в пилонах, это внутренние помещения, и они ничему не мешают, наоборот, появилась возможность сделать смотровую площадку по периметру Храма на уровне купола. Многие люди, пользуясь этими лифтами,особенно пожилые, инвалиды, для которых предусмотрены возможности на колясках подняться на уровень, благодарны тому, что это сделано. Современность идет рядом и ничему не мешает.

Упрекали в том, что есть подземная стоянка, мойка. Был такой курьезный случай. Многие мнения людей публикуются, и один простодушный человек, желая защитить Храм, написал: «Я был в Храме Христа Спасителя, но никакой мойки там не видел». Естественно, он этого и не мог увидеть, потому что подземная стоянка существует в стилобатной части и находится вне территории Храма. Если открытая стоянка возле храмов допускается, почему не может быть крытой стоянки? Когда проектировалась новая (стилобатная) часть, Ю.М. Лужковым было принято решение, которое одобрил Святейший Патриарх Алексий, сделать здесь инфраструктуру, чтобы приезжающие в Храм люди могли оставить на стоянке свои машины, а также чтобы все это давало какие-то средства для осуществления эксплуатации всего комплекса. Я уже сказал о том, что под Храмом находятся громадные технические сооружения, что требует материальных средств, чтобы все это работало. Эти средства в том числе поступают и от эксплуатации той же стоянки и другой инфраструктуры, которая находится рядом с Храмом.

Что касается самого помещения, где совершается литургия (и в нижнем, и в верхнем храмах), там ничего постороннего нет и быть не может.

– Остается незыблемым. То есть Церковь может идти в ногу со временем, но не входит в противоречие с церковными канонами и догматами.

– Естественно. Мы же не можем вернуться в каменный век и делать все так, как строили наши далекие предки. Господь дал человеку разум для того, чтобы развивалась техника, промышленность, искусство – это и применяется в современных условиях.

– Если бы строили по тем технологиям, то и строили бы семьдесят лет, а не пять.

– Конечно.

– Комплекс Храма Христа Спасителя громадный. В то же время без лести и преувеличения могу сказать, что управляется он как слаженный механизм, который работает как часы. Как тяжело было завести этот механизм, чтобы он работал без сбоев?

– Когда еще завершалось строительство Храма, уже готовились к тому, как будет осуществляться его эксплуатация. Все было продумано заранее. Были собраны грамотные люди, специалисты, которые запустили все это оборудование и бережно к нему относились, относятся до сих пор, думаю, что так будет и дальше. Все это удалось запустить достаточно просто. Сложнее было держать этот уровень, который был определен. Слава Богу, все работает. Конечно, бывает, что какое-то оборудование выходит из строя, приходится его заменять, но за этим следят технические сотрудники, которые обслуживают храмовый комплекс.

Что касается совершения богослужений, то сначала приходилось трудно. Богослужения начались еще в то время, когда проходили строительные работы. В 1996 году был освящен нижний храм – Преображенский. Когда еще шла отделка в нижнем храме, а наверху велись строительные работы, в субботу рано утром мы приходили, все чистили, мыли, готовили утварь для совершения богослужений, служили всенощную, в воскресенье служили литургию, потом это все убирали, и с понедельника опять начиналась пыль, воцарялась строительная атмосфера до следующей субботы. Был такой режим. Слава Богу, были помощники: уже тогда определилась некая группа людей (ядро, которое сохранилось), им Храм Христа Спасителя пришелся по сердцу, по душе, и они считают это место своим местом, где до сих пор молятся и являются нашими прихожанами.

Со временем, когда стали завершаться отделочные, строительные работы, стало проще: не надо было приносить, уносить утварь, необходимую для службы. И уже сложился тот ритм в совершении богослужений, который сохраняется до сих пор. Нам остается только его поддерживать.

– У Вас очень ответственная должность ключаря самого главного Храма нашей страны. Вам приходится решать и административные, и духовные вопросы. Как Вам это удается?

– Прежде всего возникают вопросы по поводу обозначения самой должности – что такое ключарь? Все думают, что я ношу ключи и открываю-закрываю Храм. Должность ключаря храма обычно бывает в кафедральных соборах, когда настоятелем храма является сам правящий архиерей. Настоятелем Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх. Поскольку он исполняет обязанности не только в Москве, хотя является правящим архиереем и города Москвы, но заботится о всероссийской пастве, поэтому свои полномочия по управлению кафедральным собором Храма Христа Спасителя передаются старшему священнику, который и именуется ключарем. У меня хранятся ключи от ризницы, от помещений, необходимых для совершения богослужения.

Как мне это удается, я сам удивляюсь. В семинарии этому не учили и в академии к этому не готовили. Когда меня назначили ключарем, у меня был какой-то опыт: до этого я служил в Успенском храме Новодевичьего монастыря, еще раньше иподиаконствовал у патриарха Пимена. То есть некий опыт по содержанию храма, совершению богослужения, порядку, размеренности, расписанию богослужений у меня уже был. Конечно, административные обязанности часто отвлекают от того основного служения, к которому призван священник, но думаю, что по молитвам наших прихожан и с помощью Божией как-то мне удается это осуществлять.

У нас замечательный клир, который отобран Святейшим Патриархом. Наши священники являются моими помощниками в совершении богослужений и в окормлении той паствы, которая приходит к нам в храм.

– Какие планируются особо торжественные праздничные богослужения в ближайшее время?

– Есть много святынь, которые хранятся в нашем Храме. О них можно узнать с сайта Храма в Интернете, где обозначены все святыни. В ближайшее время, 23 июля, город Москва будет праздновать замечательное событие, которое свершилось в 1625 году, – это принесение в Москву и положение в Успенском соборе части ризы Господней. В Храме Христа Спасителя находится этот ковчег с ризой Господней. 22 июля за всенощным бдением мы будем торжественно выносить эту святыню, которая находится в алтаре, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на богослужение. 23 июля после литургии все желающие, кто придет помолиться в Храм Христа Спасителя, смогут приложиться к этой святыне. Традиция вынесения этой святыни существовала все время и осуществлялась только один раз в год, на Ризоположение. В этом году мы еще выносили ризу на Страстной седмице. Думаю, в дальнейшем мы продолжим эту традицию. Если будет желание людей чаще видеть эту святыню и молиться перед ней, то мы испросим благословение Святейшего Патриарха для того, чтобы делать это чаще.

Особое торжественное богослужение состоится 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, когда богослужение будет возглавлять Святейший Патриарх, будет сонм архиереев. В этот день на богослужение приходит много военнослужащих внутренних войск, потому что князь Владимир является их небесным покровителем. В этот день с нами будут молиться воины, солдаты, офицеры этих войск. Это богослужение будет торжественным актом празднования 1000-летия со дня кончины князя Владимира. В Храме Христа Спасителя хранится частица мощей князя Владимира, она находится постоянно в ковчеге, где собраны еще несколько других святынь. Она доступна для поклонения верующим в любое время, когда Храм открыт.

– В правой части от алтаря находится рака с мощами святителя Филарета, митрополита Московского. По традиции мощи московских предстоятелей покоились в Успенском соборе. Почему мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя? У него было особое отношение к Храму либо это связано с чем-то другим?

– Дело в том, что святитель Филарет, митрополит Московский, имеет самое непосредственное отношение к Храму Христа Спасителя: он в 1839 году совершил закладку первого камня в основание будущего Храма. Кроме того, он принимал самое деятельное участие в проектировании и наполнении Храма тем благолепием, которое потом и удалось сделать. Те, кто был в Храме Христа Спасителя, помнят, что по стенам стоят мраморные киоты с иконами, с образами Богородичных праздников. Это было предложение святителя Филарета. Ему приходилось выдерживать споры и с государем по этому поводу. Святитель Филарет говорил: «Как православному человеку, придя в храм, не помолиться перед каким-нибудь образом?» В проекте не было киотов, были просто мраморные стены, а вся роспись находилась наверху. Согласившись с доводами святителя Филарета, внесли коррективы.

Кроме того, идея мраморного иконостаса в виде часовни, в виде кувуклии принадлежит святителю Филарету. К сожалению, он не дожил до освящения Храма. Благодаря заслугам святителя Филарета, по благословению патриарха Алексия II, мощи его были перенесены в Храм Христа Спасителя, хотя, как известно, он завещал похоронить себя в Троице-Сергиевой лавре, которую очень любил, и он был похоронен в Духовском храме. Но все происходит удивительно: в то время происходил ремонт, место упокоения обвалилось, были обнаружены останки святителя Филарета (к тому времени он уже был канонизирован Церковью), останки были извлечены, сделана рака, которая находилась в Трапезном храме какое-то время. После того как было получено благословение Святейшего Патриарха о переносе мощей святителя в Храм Христа Спасителя, это было сделано. Для этого мы нашли место, спроектировали площадку. На мой взгляд, получилось удачно: с одной стороны почивает святитель Филарет, а с другой стороны находится мощевик с частицами мощей других святых угодников Божиих, которые почитаются нашей Церковью.

– Нередко приходящие в Храм отмечают благолепное стройное пение хора Храма Христа Спасителя. Расскажите об этой составляющей. Как возник этот профессиональный коллектив?

– Мне всегда хотелось, чтобы в Храме звучали классические песнопения, которые составляют духовную драгоценность Церкви. Когда я иподиаконствовал у патриарха Пимена, слышал замечательное пение Московского хора Богоявленского собора, которым управлял регент Комаров; я слышал пение Матвеева Николая Васильевича в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Когда я начал заниматься устройством богослужения и вообще всего порядка совершения богослужений в Храме Христа Спасителя, я хотел, чтобы хор был достоин кафедрального собора. На должность регента хора мы пригласили Николая Сергеевича Георгиевского, который был хранителем певческих традиций, в частности московских. Он собрал замечательный коллектив. Сначала, когда службы совершались в Преображенском храме, пели там, потом в самом Храме.

С того времени сменилось несколько регентов. Сейчас регентом Храма Христа Спасителя является Илья Борисович Толкачев, сын священника, человек очень грамотный музыкально и духовно. Мы стараемся поддерживать тот уровень богослужений, который соответствовал бы кафедральному собору.

Сейчас есть увлечение унисонным пением, уклонение в старину. Это хорошо, красиво и настраивает на молитву. Но было бы странным в нашем Храме, который расписывали академики Российской академии художеств в классическом стиле, слышать унисонное или крюковое пение, это был бы диссонанс. Мы стараемся подбирать тот репертуар, который соответствовал бы интерьеру Храма. Надеюсь, нам это удается, и люди, которые поют, тоже понимают свою миссию и отдают все силы и талант, который Господь им дал для того, чтобы Храм был украшен не только образами, живописью, но и церковным пением, настраивающим людей на молитву.

– Храм Христа Спасителя является достопримечательностью не только Москвы, но и всей России. Туристы потоком направляются в этот Храм, чтобы его посмотреть. Хорошо это или плохо, когда люди приходят не помолиться, а просто посмотреть на стены, интерьер?

– Мне приходится встречать много разных делегаций: не только паломнических групп, но и людей светских – и наших, и иностранцев. Всегда, когда мы входим в основной объем Храма, выходим из галереи, я слышу вздохи и возгласы. Первое, что люди произносят: «Как можно было такую красоту разрушить?» Храм Христа Спасителя является кафедральным собором, главным Храмом нашей Церкви, нашего Отечества, здесь совершает богослужения Святейший Патриарх Кирилл. Он действительно является Храмом, доступным для всех. Многие считают, что этот Храм элитарный, в него сложно, практически невозможно попасть, что для этого нужны какие-то особые приглашения. Ничего подобного. Храм Христа Спасителя открыт ежедневно, кроме понедельника с утра до 12 часов дня, когда совершается уборка после выходных дней. Ежедневно Храм открыт и может принять всех желающих туда прийти не только помолиться, но просто познакомиться с историей войны 1812 года. Ведь Храм является еще и памятником, и, обходя вокруг галереи, где на мраморных досках запечатлены все события Отечественной войны 1812 года, можно воскресить в памяти эти события, воскресить в памяти людей, которые были участниками этой войны: награжденных, убитых, пострадавших. Это является еще и достоянием нашей истории, достоянием нашей культуры. Поэтому Храм привлекает не только молящихся, но и туристов и просто людей, проезжающих через Москву по своим делам.

Однажды был случай, когда встретились бывшие одноклассники, которые тридцать лет не виделись: одна жила на Дальнем Востоке, а другой жил на Западе. И они встретили друг друга, придя в Храм Христа Спасителя. Такие события тоже здесь происходят.

Мы всегда и всем рады. Но поскольку это Храм, то у нас существуют определенные ограничения в одежде, что является нормальной практикой всех храмов, не только православных: в жаркое время года людей в майках, в шортах, с оголенными частями тела стараемся в Храм не допускать. Но если человек находит возможность как-то прикрыть оголенные части тела, то имеет возможность свободно зайти – посмотреть и помолиться. Надеюсь, что атмосфера Храма дает такое настроение, когда человек не остается холодным и равнодушным, приходя сюда, но у него возникают внутренние чувства по отношению к тем святым, изображения которых мы видим на стенах Храма Христа Спасителя.

– Я благодарю Вас за нашу сегодняшнюю беседу. В завершение программы Вы бы хотели что-то пожелать нашим телезрителям или обратиться с приглашением на богослужения?

– Каждый имеет возможность прийти в Храм Христа Спасителя. Если кто-то имеет какое-то предубеждение, услышанное с чьих-то слов, хочу сказать словами Евангелия: «Приди и виждь». Сделайте сами свои выводы о том, о чем вы слышали, и сравните это со своими ощущениями. Желаю вам всего доброго, благословение Божие да пребывает со всеми вами.

Приглашаю на богослужения в Храм Христа Спасителя. Одно дело прийти вне богослужения посмотреть, и другое дело прийти на службу, когда вы почувствуете дух этого Храма, который возрожден, действует, и думаю, будет действовать еще долго на радость и утешение верующим людям.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать