Беседы с батюшкой. Предновогодняя кутерьма

21 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново (г. Санкт-Петербург) протоиерей Михаил Стрельников.

– Наша сегодняшняя тема – «Предновогодняя кутерьма». Вопрос актуальный, и встает он перед православными каждый год: как же нам сохранить мир, спокойствие в той предпраздничной атмосфере, которой наполняется светское общество?

– Да, вопрос действительно актуальный. Современные реалии – это, с одной стороны, Рождественский пост, который не закончился, а с другой стороны – новогодний праздник, начало гражданского нового года, по которому мы все живем. Вообще-то сохранение мира прежде всего зависит от самого человека, от его внутреннего мирного состояния. То есть важно, чтобы то, что происходит вокруг, не могло поколебать этот внутренний мир. И если он действительно настоящий, то никакие внешние обстоятельства и празднования или какая-то неумеренность в этом праздновании этого мира не нарушат.

Другое дело, что мы должны подумать, как нам, христианам, наиболее правильно встретить гражданское новолетие. Понятно, что раньше, до календарной реформы, до 1918 года, мы жили по юлианскому календарю (и гражданское общество тоже), поэтому все было достаточно органично. То есть сначала, 25 декабря, было Рождество Христово, а потом, в период святок, святых дней между 25 декабря и 6 января, было единственное тогда новолетие. Сейчас ситуация иная, сейчас есть Новый год, и с этим надо что-то делать.

Сейчас во многих храмах выработалась очень добрая, замечательная, хотя и новая, традиция: встречать Новый год так, как встречают христиане всякое событие, – молитвой. Этому посвящают ночную, не Рождественскую, но новогоднюю литургию. Понятно, что сама литургия ничем не отличается, кроме как в последней ее части либо делается славление с теми молитвами, которые обычно читаются на церковное новолетие (то есть 14 сентября по новому стилю), либо делается отдельный новогодний молебен. Традиция замечательная, потому что кто-то сидит перед телевизором в новогоднюю ночь. И если он не развлекается, а скорбит по поводу своих развлекающихся соседей, то ничего, кроме раздражения, эти новогодние развлекательные программы у него не вызывают. Но при этом есть те, которые приходят в новогоднюю ночь в храм.

И по установившейся у нас в Старо-Паново традиции мы в эту новогоднюю ночь тоже будем совершать Божественную литургию, именно ночную. Начнем исповедь в 23 часа, а ровно в полночь, можно сказать, с боем курантов, у нас прозвучит возглас: «Благословенно Царство...», – и начнется литургия. То есть новый год, гражданское новолетие мы встретим Божественной литургией. А потом, после этой литургии, думаю, не будет предосудительным прийти домой и не разговеться, конечно, но выпить тот же бокал шампанского, закусить его традиционным мандаринчиком – ничего в этом страшного нет, абсолютно ничего неправославного или нехристианского. Тем более что по Уставу Церкви вино разрешается в субботние и воскресные дни даже Рождественским постом, как мы знаем.

Так что вот она – правильная традиция встречи Нового года, вот самый лучший способ сохранить внутренний мир. Потому что когда мы находимся в храме, то не смотрим телевизор, не слышим канонады из фейерверков и каких-то невоздержанных возгласов на улице, а просто молимся Господу. Во-первых, благодарим Его за прошедший год, что очень важно. Кстати, таинство Евхаристии – это таинство благодарения. В самом этом таинстве уже есть благодарение Господу за все то, что Он нам дает. И очень правильно, что мы поблагодарим Господа за год прошедший, тем более что всегда есть за что благодарить. И попросим также на этой литургии и после нее в новогодних молитвах и ектении благословения на год предстоящий.

– Общество у нас сейчас все-таки разделенное, мы не можем сказать, что живем в стопроцентно православной стране. И очень часто получается так, что в семье есть одновременно и верующие, и неверующие. И для неверующих людей Новый год является самым светлым и добрым праздником из всех праздников, которые есть в году. И возникает вот этот диссонанс, когда верующие, может быть, хотят встретить этот Новый год в храме, а неверующие хотят его встретить дома, у телевизора. Можно ли найти какой-то консенсус?

– Думаю, да, потому что литургия не длится больше двух часов, она идет не всю новогоднюю ночь, поэтому те, кто встречает Новый год за столом, думаю, дождутся своих родных из храма. Конечно, это непростой момент для семьи, если в ней есть люди, которые идут храм, а другие убежденно в него не идут. Но вообще это достаточно редкий случай. Нам, христианам, как-то надо с терпением и любовью относиться к тем,  кто еще не пришел к вере или не воцерковился. Безусловно, не делать это нарочито или напоказ, что мы идем в храм, никого, естественно, не осуждать, не ходить с раздраженным лицом, а просто сохранить внутренний мир и молитвенное настроение и донести это до новогоднего стола.

Конечно, нет ничего плохого в светлом для многих празднике, но я здесь хотел бы сказать, что все-таки светлый и радостный этот праздник скорее для детей, а не для взрослых. Потому что, к сожалению, реалии нашей современной жизни таковы, что для многих взрослых это не очень светлый праздник. Он начинается у них с предвкушений неких удовольствий, но это псевдорадость на самом деле, потому что обычные последствия этого праздника, как мы знаем, очень печальны. Я неоднократно наблюдал, какое количество машин «Скорой помощи» несется в новогоднюю ночь, особенно под утро, в те больницы, которые дежурят.

– Сейчас «донорский светофор» многих больниц весь красный, то есть не хватает всех групп крови, хотя еще праздники не начались.

– Если бы Вы в эту передачу пригласили врача, а не священника обсудить эту тему, я думаю, он многое бы рассказал, особенно если это врач, практикующий в больнице или на «Скорой помощи», что творится у нас в новогоднюю ночь в наших больницах. И это происходит не по вине каких-то внешних обстоятельств, когда непогода и гололед, не по причине неубранных улиц, когда у нас плохо работает ЖКХ, это происходит исключительно по вине самих празднующих, потому что это уже не празднование радости, а празднование беззакония на самом деле. Люди сами виноваты в том, что они превращают праздник не в праздник, потому что, к сожалению, это уже не радость, а именно праздность и ничегонеделание, предвкушение того, что впереди еще целая неделя выходных и можно просто во все тяжкие пускаться.

Конечно, наша позиция должна быть просветительская и неосуждающая, а именно это демонстрация того, как это может происходить совсем по-другому. Но самое главное – внутри сохранить радостное настроение, а оно бывает именно после литургии. Эту традицию впервые я воспринял как священнослужитель от той традиции совершения именно новогодних богослужений 1 января, которые были в Преображенском соборе, где я служил семнадцать лет. Исключительно каждый первый день нового года отец Борис Глебов совершал всегда Божественную литургию и нам, молодым священникам, говорил: «Отцы, как год начнешь, так Господь и благословит его провести. Начнешь в храме, значит, будешь служить – и все будет хорошо».

– Мы с Вами сразу перенеслись в новый год, а до него еще достаточно много времени, тем не менее у всех есть список задач, которые нужно успеть сделать . И в том числе это многочисленные подарки, которые нужно купить, потому что потом их банально уже не купишь, после Нового года уже ничего нет. И Рождественским постом мы вынуждены ходить по многочисленным магазинам, в которых уже играет музыка. Как Вы посоветуете себя настроить, чтобы не потерять, с одной стороны, предвкушения Рождества, а с другой стороны, все-таки выполнить этот долг покупки тех или иных подарков?

– Я думаю, это из той же серии, когда заботливая мать семейства готовит рождественскую или пасхальную трапезу. Вопрос: когда она ее начинает готовить? В самый строгий момент: либо в сочельник, либо еще до сочельника, либо на Страстной седмице. То есть она готовит их заранее, но при этом она сама ведь не искушается тем, что делает, потому что это приготовление, это не вкушение. И в этом есть разница. А если мы ходим по магазинам... Ну, мы  живем в мире, действительно ходим... «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши  добрые дела и прославляли Отца, Который на Небесах». То есть внутренний свет не растеряешь, если он есть. Раздражает обычно человека все вокруг, и он находится в состоянии уныния, если у него внутри не все в порядке, то есть дело не во внешних моментах. Безусловно, они влияют, но победить не могут, если человек внутренне силен; как сказано, чистому все чисто. То есть он ходит в поисках той малой радости, которую  может подарить своим близким и своим детям.

Не знаю, лично для меня никогда не было какой-то большой проблемой, если я иду в магазин. Я просто могу устать от того, что кутерьма какая-то, много лиц и так далее, но это не та усталость, которая раздражает, это просто усталость ног, это не духовная усталость. Если ты  никого не осуждаешь, если  просто идешь с определенной целью, то тогда и внутреннее твое состояние – это состояние спокойствия. Новый год мы имеем как данность, определенным образом должны к этому относиться, но все-таки главный праздник, к которому мы должны готовиться весь Рождественский, или Филиппов, пост – это, конечно, Рождество. Поэтому не стоит разговляться  на Новый год, но игнорировать его полностью – это тоже крайность. Как всегда, у нас не должно быть крайностей.

С одной стороны, если полное игнорирование этого события, как будто его не существует, то здесь есть лукавство. Мы все равно живем по гражданскому календарю, по нему строим свои планы, смотрим в календарь и называем именно это число, не перестраивая его на старый стиль, если это не церковный праздник. Да даже и церковные праздники: мы же говорим, что Рождество у нас 7 января, а не 25 декабря по старому стилю. Поэтому все-таки надо быть последовательными. То есть Новый год – да, но это не окончание поста, это некое событие.

Не так давно, 19-го числа, мы праздновали память великого угодника, святителя и чудотворца Николая. С его памятью как раз связаны в том числе и рождественские подарки, эта традиция идет еще со Средневековья, когда именно с образом святителя Николая было связано все, что сейчас перешло на образы двух других персонажей – Деда Мороза и Санта-Клауса. Тем не менее мы отмечали этот день торжественными службами, и пост у нас не кончался из-за того, что у нас праздник святителя Николая. Так же и с Новым годом можно поступить, тем же самым образом.

– Тем не менее у людей, у которых есть дети, встают еще вопросы, связанные с нашей светской системой: школами и детскими садами. Там везде проходят утренники и разнообразные мероприятия, связанные с Новым годом. Как Вы считаете, стоит ли ребенка как-то настраивать на сохранение именно постного настроения или можно дать ребенку возможность расслабиться и побыть со своими друзьями, не ограничивая его в этом общении?

– В общении вообще себя не стоит ограничивать, особенно в общении с друзьями. Церковные дети общаются со своими светскими сверстниками, для которых будет полезно услышать и о Рождестве в том числе. И если ребенок, общаясь с ними, скажет, что приближается Рождество, ничего плохого в этом не будет.

По поводу утренников и всяких мероприятий – не стоит детей от этого ограждать, потому что обычно эти школьные мероприятия проходят не таким образом, как празднуют взрослые. То есть это в основном какая-то сказка, связанная с Новым годом. Понятно, что там есть некое приветствие Деда Мороза и Снегурочки, но это и воспринимается детьми как сказка. Здесь нет никакого смешения, ничего страшного, если ребенок в пост придет на сказку, если будет такая «елка», на которой будет рассказана какая-то сказочная история. Почему мы должны своих детей лишать радости детства и сказок в том числе? В сказках нет ничего плохого, они назидательны, содержательны. Понятно, что они должны быть адаптированы под детей. Есть иные сказки, для взрослых и так далее, мы это знаем, но речь идет о наших добрых сказках, на которых мы выросли, и они никак нам не повредили.

 Вспомним, как мы относились к образу Деда Мороза... Да, мы знаем, что это полуязыческий какой-то образ, имеющий свое происхождение от представлений древних славян. Но это когда мы уже были отягощены нашими знаниями, для нас этот образ стал сомнительным, если не связывался с образом святителя Николая. А дети над этим не задумываются, они воспринимают Деда Мороза как волшебника (не в смысле колдуна, а волшебника), дарящего сказку, то есть того, кто приносит им подарки, кто помогает желаниям исполниться и так далее.

Я уже буквально слышу возражения, что надо приучать детей к тому, что только Господь творит чудеса. Но, опять же, здесь ничего страшного, не церковного нет, потому что Господь творит чудеса и через людей в том числе. Поэтому если они будут окунаться в эту сказочную атмосферу на какое-то время, ничего страшного в этом нет. Все утренники обычно проходят до Нового года, а не в Новый год. И потом у вашего чада есть возможность попоститься целую неделю перед Рождеством.

Вспомним, что Рождественский пост в том сорокадневном варианте, который есть у нас сейчас, установился не сразу. И во многих Поместных Церквах, так называемых Древневосточных, к которым относится и Армянская Апостольская Церковь, сохранилась древняя традиция поститься перед Рождеством только одну неделю. Понятно, что мы не можем ничего менять, и это не нужно, у нас выработался Устав – и слава Богу. Но ребенок имеет возможность после Нового года все наверстать и попоститься. Тем более что для детей, особенно маленьких, пост – это скорее не ограничение в мясных и молочных продуктах, а  как раз ограничение в радостях и удовольствиях. Чтобы более ярким был сам праздник, необходимо его ожидать. Пост для ребенка и есть ожидание праздника.

Если мы сделаем акцент в первую очередь на Рождестве, а не на Новом годе, в сознании ребенка все это естественно произойдет: что Новый год – это более светский праздник в школе, в детском саду, а вот дома, в семейном мире самый главный праздник – это Рождество Христово. И вот если родители сами будут делать на этом акцент, если более ценными подарками во всех смыслах будут рождественские, а не новогодние, то они приучат детей к тому, что Рождество все-таки гораздо важнее. Потому что в отличие от Деда Мороза, Снегурочки и каких-то других персонажей Нового года все-таки Богомладенец Господь Иисус Христос отнюдь не сказочный персонаж, а действительно родившийся Спаситель мира, Которого мы встречаем и Которому, подобно волхвам и пастухам, приносим свои дары. А дары – это, конечно, подарки друг другу. И прежде всего это наша радость, которой мы делимся друг с другом. Почему-то мы воспринимаем пост как время печали или каких-то мрачных размышлений. Нет, конечно. Это время внутреннего самоограничения, духовного делания, время сугубой молитвы, но это не время, которое не предполагает радости, иначе бессмысленны слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это касается и поста, и не поста; так что, наверное, так.

– Вы уже сказали о том, что эти два персонажа – Дед Мороз и Санта-Клаус – имеют своим прообразом именно святителя Николая Чудотворца. И возникает такой вопрос. В определенном возрасте детям объясняют, что Деда Мороза не существует, а может ли быть другой подход: сказать детям, что это святитель Николай и просто он невидим, а мы его изображали? Как Вы считаете, такой педагогический ход уместен?

– Во-первых, детям никто не говорит, что Деда Мороза не существует; они, наверное, начинают сами так считать, когда вырастают. Но действительно не существует того Деда Мороза, о котором идет речь, если это не святитель Николай. Я своим детям, которые сейчас уже практически выросли, в свое время так и сказал. Дед Мороз – это не дед, живущий где-то в Лапландии или Великом Устюге, вроде как у нас его туда поместили и построили ему там терем…

– Сослали. (Смеется.)

– Да, и слуг ему там учредили. Есть такой момент. Но это действительно сказка. В свое время ребенок в нее верит, потом перестает. Я своим детям говорил, что Дед Мороз – это святитель Николай. Действительно, он ходит и дарит подарки. И знаете, я детям не солгал. Объясню Вам такой очень интересный момент. Когда я от имени не Деда Мороза, а святителя  Николая делал своим детям подарки, я поступал абсолютно честно, потому что именно благодаря святителю Николаю Господь мне посылал возможность сделать им подарки. И такое чудо в моей жизни было неоднократно. У нас не было средств не то что на подарки, но даже на рождественский стол. И вот проходит 19 декабря, и нам святитель Николай по нашей скромной молитве посылает эти средства, появляется возможность сделать подарки. Хотя они куплены мною, принесены и положены под елку, но все равно я как посредник выполнял эту работу. Я думаю, все остальные родители тоже могут поступать точно так же, никак не обманывая своих детей. Другое дело, что не надо сочинять каких-то уж совсем сказок.

У меня в семье была такая интересная игра у детей: они все время хотели подкараулить этого Деда Мороза, который приходит и приносит подарки, но у них так и не получилось это сделать, потому что даже когда они под столом на кухне постелили и там сидели и ждали, когда его поймают, они все-таки уснули... То есть сказка для них осталась сказкой. Сейчас они смотрят на папу по телевизору, и папа им такие вещи открывает... Они уже большие.

– Сейчас многие православные боятся отрицательного западного влияния. И некоторые западные рождественские элементы проникают и к нам: вот эти красные носочки, в которые вкладываются подарки; сейчас начали продаваться рождественские календари, когда можно каждое число открыть и взять оттуда какой-то подарок или конфету. Как Вы считаете, стоит ли отказываться от этих западных традиций Рождества, считать их в каком-то смысле еретическими? Или же мы можем брать полезное и оттуда?

– Дело вот в чем: как всегда, нужно хорошо знать историю. Традиции рождественских елок тоже происходят из Германии, причем даже не католической, а реформаторской, принявшей уже учение Мартина Лютера. И многие другие традиции, которые мы сейчас считаем уже православными, на самом деле пришли к нам из Западной Церкви и впервые были у западных христиан. Например, всем известный указ императора Петра I о том, что Новый год должен праздноваться 1 января. До этого новолетие праздновалось 1 сентября, а еще до этого, до XV века, 1 марта. Многие забывают, что этот указ не только смещал Новый год на 1 января, но еще и повелевал летоисчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова.

Для нас сейчас летоисчисление от Рождества Христова – это правильно, это же православно, а на самом деле это западная традиция, потому что мы вели летоисчисление от сотворения мира. И очень интересно, что в 1699 году новый, 1700 год встречали дважды, причем официально: первый раз 1 сентября, а второй раз – 1 января. И традиция украшения елки, и сама елка... мы уже проходили через отказ от нее в 20–30-е годы XX века, в советские годы, когда елка была объявлена вне закона, называлась буржуазным пережитком, поповскими измышлениями; даже говорили, что от подарков, которые под елкой, веет поповским ядом. То есть все это уже было. Просто нужно понимать, что есть те традиции, которые мы уже усвоили, просто время вынесло свое решение, что эти традиции добрые, в них нет ничего плохого.

Традиция славить Христа, святки, колядки – это тоже западное влияние. Народные песни, духовные стихи прославления Господа, хождение с Вифлеемской звездой, даже украшение елки сверху этой звездой – все это появилось в России в XIX веке. И первой, кто стал это вводить, была императрица Александра Федоровна (имеется в виду жена великого князя Николая Павловича). В 1819 году она впервые сделала елку для своих детей, и все это потом потихоньку стало распространяться. Но это все равно традиции, пришедшие к нам из западного христианского мира. Поэтому сейчас я не вижу никакой опасности в том, что появились красные носочки...

Вообще традиция вешать носки была привязана все-таки к камину. По дымоходу, в котором прямой, без колен, ход, мог спуститься даритель и в этот носок что-то положить. Странно было бы видеть это рядом с печью, потому что там столько колен, что тот, кто будет дарить этот подарок, просто заблудится в самой печке. Ясно, что в этом носочке нет ничего плохого, хотят – пожалуйста. Но все-таки надо понимать, что и наш Дед Мороз, и Санта-Клаус – это просто два сказочных персонажа, не более того. Хотя «санта» – это «святой», а «Клаус» – это редуцированная форма от «Николаус» – «Николай», но тот образ доброго старичка из Лапландии в золотых очочках и красном колпачке и святитель Николай – это уже совершенно невяжущиеся образы, потому что святой – это святой.

– Поступил вопрос: а если не служится литургия на Новый год, как же быть?

– Можно дома помолиться, можно Евангелие почитать, можно просто взять те молитвы, которые читаются в церкви на Новый год, и прочитать хотя бы одну молитву. Да просто самому помолиться, поблагодарить Господа за прошедший год, за все, что Он в нем дал пережить, и попросить благословить себя и детей, свой дом на предстоящий год. То есть можно самому почитать какое-то правило, да просто акафист святителю Николаю. Насколько это будет правильным! Это каждый решает, но всех тех, кто в Петербурге, я приглашаю к нам в храм в Старо-Паново на ночную литургию.

– Как до вас добраться?

– Храм находится в Петербурге, внутри кольца, но несколько в стороне. Есть такой микрорайон Старо-Паново, где была знаменитая Старо-Пановская операция, это был рубеж обороны Ленинграда в свое время. И сейчас там поселок, в основном это одноэтажные и двухэтажные домики, но добраться просто: метро «Проспект ветеранов» и все, что идет в сторону Красного Села. Остановка сразу после моста… Идти до храма от остановки всего 15 минут, было бы желание. Я думаю, что в новогоднюю ночь весь транспорт и метро будут работать, так что прийти на Божественную литургию желающие смогут.

– Предрождественское чувство очень тонкое и неуловимое. Как Вы считаете, какие домашние традиции являются самыми укрепляющими, поддерживающими предрождественское настроение?

– Я думаю, что это украшение дома, подарки своими руками, это то, что дает радость: рукоделие, совместное чтение. К сожалению, мы практически потеряли в семьях традицию совместного чтения. Посмотрите на старые дореволюционные рождественские открытки, как семья сидит за рождественским праздничным столом: где-то елочка, и обычно либо мама, либо отец семейства читают книгу, а дети слушают. Это может быть и какая-то рождественская сказка, очень важная для детей. То есть это ожидание чуда, праздника. Но, конечно, очень уместно просто прочитать Евангелие о Рождестве, потому что это и в храме звучит, как это происходило. Особенно подробно повествует Евангелие от Луки о рождественских событиях. И если отец или мать прочтут своим детям о Рождестве именно из Евангелия, это будет лучше всякой сказки. Это не сказка, это Истина, причем Истина с большой буквы, то есть это родившийся Богомладенец, пришедшее и воплотившееся Слово, Спаситель мира.

И очень правильным будет вспомнить, что, наверное, у каждой семьи есть знакомые, которые нуждаются в каком-то рождественском подарке и даже просто в приходе гостей. Ходить друг к другу в гости очень правильно, особенно если есть люди, которые сами не могут прийти. Это, может быть, какой-то больной или старый человек, необязательно  родственник. Надо нести доброе дело, нести свет, радость праздника тем, кто сам не может пребывать в атмосфере семейного счастья. Не надо бояться радости. Уныние Богу точно не угодно. У нас много моментов, которые не ведут нас к радости, и если мы еще искусственно будем избегать радости, лишь бы не согрешить, то скорее согрешим, если будем больше печальны, а не радостны. Человек, пребывающий в истинной, настоящей радости, трезвой, осознанной, духовной, все-таки к греху не склоняется.

– Как быть с символами года? Это языческие те или иные животные, которые наполняют прилавки всех магазинов и, к сожалению, дома верующих людей, потому что светские люди обязательно дарят этих зверушек. Принимать такие подарки? Или что делать? Я даже не знаю, в честь кого будет этот новый год по языческому календарю.

– Я думаю, что лучше принять этот подарок, чтобы не огорчить человека, но нужно смотреть, кто его дарит. Если его дарит человек, который ходит в храм, то, наверное, все-таки стоит объяснить, что этого не надо делать. Если совсем нет другой возможности, принять и выбросить. Я думаю, это отомрет точно так же, как все эти святочные гадания. Смотрите, интересно, кто сейчас гадает на святки? Из здравомыслящих людей все-таки никто. Есть люди, которые совсем этим заражены, но это действительно совершенно невоцерковленные люди и, кстати, даже не атеисты. Это люди, подверженные всяким суевериям, уже осознанно сами идущие на поиски этих суеверий. Но традиции гадания утрачены, слава Тебе, Господи. Их нет, потому что это умерло, как то, что не имеет под собой никакой истинной основы. То есть это дело, поскольку было не от Бога, развалилось. То же самое и с этими календарями. Понятно, что нужно просвещать, то есть от просвещения рассеется тьма. Тьма может рассеяться только от света. Если у нас будет свет истинных, действительно радостных, благочестивых обычаев, которые связаны только с Самим Христом и с Его Рождеством прежде всего, то все это наносное, пришедшее даже не с Запада, а с Востока, уйдет. Это же календарь вообще...

– …буддистский. Животные, которые пришли поклониться Будде.

– Ну, тем более.

– Вопрос телезрительницы из Петербурга: «Вот сейчас в Новый год очень многие будут праздновать этот год собаки и поклоняться этому языческому идолу,  буквально будет целая вакханалия. Потому что будут и есть эту собачью пищу, и надевать одежды собачьи, и все удовольствия будут собачьи. Будут приглашать эту собаку в свою семью, чтобы она дала счастья, и прочее. То есть это действительно будет поклонение идолу как Богу…»

– Я думаю, тут уже все телезрительница сказала, как люди празднуют этот год собаки. Конечно, несколько сгущаются краски, это понятно, вряд ли будет поедание собачьей пищи и одевание в собачьи одежды. У нас в основном народ обходится каким-то календарем, часто это соседствует даже с иконой. Что делать? Не принимать самим в этом участие. Понятно, что нужно объяснять, почему это неправильно. А для того чтобы объяснить, почему неправильно, нужно самим быть твердыми в вере и, как говорит апостол Петр, в любой момент дать ответ о своем уповании (то есть на что мы-то сами надеемся). И какое может быть благодеяние или милость от каких-то там животных-символов? Это чистой воды неоязычество. Правильно, это все идолопоклонничество.

Кстати, оно приживается только тогда, когда нет истинной веры. Но иногда человек, пройдя через заблуждения, через какие-то ложные ценности, не истинные, через ложную веру, разочаровавшись в них, поняв, что это все бессмысленно, бесполезно и просто глупо, начинает искать дальше. А когда он ищет дальше, хорошо, если на его пути попадется грамотный христианин или христианка, объяснив, что все это чушь… Мы же не будем ходить и пытаться достучаться до людей, если они этого не хотят слышать? Как и со всем суеверием и злом, которые происходят в мире, мы можем бороться, только противопоставляя свой собственный внутренний свет веры и осознание себя как последователя истины, а не лжи и ложных заблуждений. Потому что кто мы такие? Мы христиане, то есть Христовы ученики, последователи Господа Иисуса Христа и несущие свет Его учения, и прежде всего в самих себе должны его нести. То есть если мы следуем этому учению, живем им, тогда мы христиане. Так же и здесь: если человек сам еще не тверд, то ему сложно убедить в чем-то кого бы то ни было. И просто говорить, что так неправильно, но без аргументации, – это ничего не даст. Как к этому относиться? Со скорбью, но с терпением. И, конечно, с юмором тоже. Хорошая шутка и юмор всегда разряжают обстановку.

– Может быть, какие-то еще у Вас есть пожелания или какие-то советы для людей постящихся, как нам этот Рождественский пост провести с наибольшей пользой?

– Совет, как и у всякого священника: чаще бывайте в храме, особенно тогда, когда есть для этого возможность. А когда для этого появляется возможность? В выходные дни. В очень многих храмах, в больших соборах богослужения совершаются ежедневно. Есть такая замечательная возможность, когда наступил новый год, в последнюю неделю перед Рождеством походить каждый день в церковь Божию. Вот и будет самый лучший пост. То есть ты проникнешься всем духом предстоящего праздника, потому что чем ближе к Рождеству Христову, тем все более полно церковь воспевает это событие. Ведь те песнопения и те молитвы, которые читаются, бывают не только в сам праздник, посвященный Рождеству, а еще задолго до него.

«Христос рождается, славите», – поется в каноне еще тогда, когда до Рождества Христова практически целый месяц. Поэтому просто ходите в храм, и ваша душа настроится уже, и пост получится наиболее оптимальным. То есть не надо спать всю эту выходную неделю до Рождества, а нужно прийти и потрудиться. И Господь воздаст по нашим силам, по труду. То есть это будет хороший новогодний старт в наступивший год, который начнется, как, может быть, для многих, не с какого-то тяжелого похмелья, а с совершенно других ощущений, другого настроения. И дальше год сложится по милости Божией очень хорошо. Это такой мой небольшой совет для всех нас.

Ведущий Михаил Кудрявцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы