Беседы с батюшкой. Роль богословия в духовной жизни

21 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает кандидат философских наук, преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии иеродиакон Симеон (Мазаев). Передача из Москвы. Повтор от 9 ноября 2015г

– В чем заключается роль богословия в духовной жизни? В чем роль знания в духовной жизни? Можно ли считать себя неграмотными даже сравнивать себя с неграмотными рыбаками-апостолами, или все-таки знание играет очень важную роль в духовной жизни?

– Вот это именно тот самый вопрос, с которого начинается первый учебный день студентов нашей духовной академии: «Зачем вам это нужно? Зачем вы сюда пришли, если вы и до академии были благочестивыми христианами, ходили в храм, участвовали в таинствах?» Давайте задумаемся над таким вопросом: как звали любимого ученика Христа согласно Писанию? Его звали апостол, евангелист Иоанн Богослов – это был один из тех трех великих людей, которым Церковь дала столь возвышенное именование – богослов. Второй был Григорий Богослов и третий – Симеон Новый Богослов. Давайте задумаемся, почему именно Иоанн среди прочих апостолов был любимым учеником Христа? В отличие от Петра и Андрея не он был призван первым, в отличие от Петра и Павла не он назван первоверховным. Почему же он любимый? Думается, что вопрос раскрывается самим его прозвищем – богослов. Ведь что такое любовь? Это общение с тем, кого ты любишь во всей полноте, по всем возможным каналам бытия. А общение во всей полноте, по всем каналам возможно только с тем, кто тебя хорошо понимает. Например, американский писатель Сэмюэл Клеменс (известный больше как Марк Твен) на вопрос своих почитателей, почему он женился именно на Оливии Лэнгдон, то есть именно на этой женщине, а не на какой-то другой, отвечал очень просто: «Она смеялась моим шуткам». Действительно, как практикующий преподаватель, я могу сказать, что влюбляешься в ту аудиторию, в которой есть хорошая интеллектуальная акустика, которая смеется твоим шуткам, которая тебя хорошо и тонко понимает. Я могу понять хорошего певца, который способен влюбиться в ту аудиторию, которая обладает хорошей акустикой и возвращает ему обогащенным его собственный голос, это здорово вдохновляет! И действительно, тот, кто понимает твои шутки (это справедливо и в отношениях между людьми), кто хорошо тебя понимает, имеет больше шансов завоевать твою любовь, чем человек, у которого отсутствует вкус и слух, для того чтобы тебя понять и оценить. Возможно, Иоанн Богослов является любимым учеником Господа именно потому, что он понимает Его лучше, чем прочие безграмотные люди. Образно говоря, это человек, способный смеяться Его шуткам.

– По учению Православной Церкви считается, что нужно крестить человека в младенческом возрасте. Но не является ли это насилием над волей человека, ведь младенец беспомощен и целиком находится во власти родителей? Не правы ли в этом случае баптисты, которые крестят уже в сознательном возрасте?

– Я Вас немного поправлю: по учению Православной Церкви крещение в младенчестве допускается, но не является обязательным. Не нужно, а можно крестить, но это не является обязательным.

В древности в одной из провинций Римской Империи жила женщина по имени Моника. У нее был сын с очень горячим характером, темпераментом. Она была христианка, он – язычник, как и его отец. От страха, что он осквернит Святое Крещение какими-то непотребными делами, она его в детстве не крестила. Он вырос, стал известным адвокатом, встретился с епископом Медиоланским Амвросием и решил уже во взрослом,сознательно возрасте принять Крещение. Я говорю о знаменитом учителе Церкви, святителе Гиппонском Августине Блаженном. Это действительно один из самых известных и великих учителей Церкви. Его мать -блаженная Моника, ее мощи лежат в одном из известных соборов Рима. К ее молитвенной помощи прибегают женщины с просьбами о своих неверующих мужьях, братьях, сыновьях, племянниках и так далее. И вот ее, христианку, святую блаженную Монику не испугало то, что пугает многих наших современников: «А вдруг что-то случится, и мой ребенок останется некрещеным, поэтому, нужно как можно быстрее…» Надо помнить пример блаженной Моники. Православная Церковь допускает крещение в младенчестве. Может быть, в каких-то случаях действительно стоит повременить с крещением. Еще раз повторю: эта практика не является обязательной.

Отвечая на Ваш вопрос, нет ли насилия со стороны родителей над ребенком? Конечно, есть. Однако, как человек, работающий в сфере образования, скажу, что вообще любое воспитание и учение есть насилие, и от него никуда не деться. Но спросим себя: хорошее это насилие или плохое? Кто больше свободен? Представим двух мальчиков-подростков: одного из них родительская любовь отпустила на свободу – он бегал по улицам, слонялся, занимался какими-то своими делами и родительская воля на его волю никак не посягала. Второго же родительская воля, а кое-где и плеть, заставляла силой учить иностранные языки. И вот ко времени поступления в вуз этот человек свободно говорит на русском, на английском, немецком и французском языках. Сравним этих двух людей и спросим себя: кто из них в конечном итоге более свободен? Второй юноша может говорить (или молчать, если он захочет) на нескольких языках. Первый же, тот, которого родительская любовь отпустила на свободу, испугалась хорошего насилия, тот и по-русски едва ли может два слова связать, и потому, как правило, всегда бывает принужден к молчанию.

– Но насилие тоже должно быть грамотным. Как так сделать, чтобы оно не оттолкнуло человека от знаний?

– Я думаю, может быть, надо говорить через раз: то жестко, то ласково –работать двумя веслами сразу.

– Возьмем пример Крещения Руси, где тоже было применено насилие.

– Действительно, летописец несколько миролюбиво передает нам слова князя: «Кто хочет из вас быть мне другом, приходи креститься». Вроде бы он дает свободу: хочешь быть мне другом – приходи, не хочешь – не приходи. Но это мы с вами можем быть друзьями, можем не быть, а можем быть недругами. А в случае с князем и полноправным властителем средний, нейтральный вариант исключен: кто не хочет быть ему другом, тот становится недругом. С недругами же у князя разговор короткий. Поэтому современник, конечно, не мог не уловить в этих словах «железного» тона. И прав летописец:нельзя сомневаться в том, что многие действительно крестились страха ради. Однако если говорить о необходимости и свободе, скажем так: князь Владимир не лишил своих людей свободы, а может быть, впервые в истории славянских племен попытался эту свободу обеспечить. Примерно также, как обеспечивают свободу передвижения те, кто строят железные дороги. Когда вы едете в поезде или электричке, можно, конечно, сетовать, что дорога жестко задает направление движения, и вы не можете отклониться ни влево, ни вправо, а поезд проедет лишь там, где проложен путь. Однако сетовать на это было бы глупо, потому что бездорожье не предоставляет и этой малой свободы: там, где нет дорог, никакого движения вообще быть не может. И вот князь Владимир впервые попытался построить эту дорогу. Кроме того, обратите внимание еще на один важный момент: дорога задает направление, но не обязывает двигаться, у вас есть свобода, ехать в этом направлении или нет.

Точно также и крещение, осуществленное в детстве: оно не обязывает человека быть христианином. В известном фильме «Тот самый Мюнхгаузен» цитируются замечательные слова Пифагора: «Любовь – это теорема, которую нужно каждый день доказывать заново». Эти слова вполне применимы и к вере. Вера не есть что-то раз и навсегда заданное. Если я крестился, это еще не значит, что я являюсь настоящим христианином. Меня поставили на некоторый путь мои родители (дай Бог им здоровья), но вовсе не обязали двигаться в этом направлении. Для того чтобы перестать быть христианином, нужно перестать каждый день заново доказывать «теорему» своей собственной веры. Ведь каждый раз когда мы впадаем в какое-то искушение, каждый раз, когда делаем выбор между добром и злом, мы либо доказываем эту «теорему», либо опровергаем ее своими же собственными делами, словами, помышлениями. Таким образом, для того чтобы перестать быть верующим, достаточно просто перейти к бездействию в религиозном отношении. И какова здесь роль родителей? Свободы у нас они не отняли.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Сама я крестилась в сознательном возрасте, в 49 лет, была и пионеркой, и комсомолкой, и так далее. Свою дочь я не крестила по той же самой причине: она училась в школе и тоже была пионерка, комсомолка. Но дело в том, что она стала поклоняться темным силам. И я очень переживаю именно за то, что в свое время не крестила ее, упустила этот момент. Я даже просила ее: покрестись в любую веру: католическую, какую угодно, но лишь бы ты была ближе к Богу. Она на это не пошла, отказывается от Бога, семьи, обычных добрых дел. Я очень переживаю именно за то, что в свое время не крестила ее и не смогла убедить».

– А сколько лет сейчас Вашей дочери?

– Телезрительница: 53 года.

– Когда мы думаем о своей вине и грехах, очень важно не брать на себя лишнего. Еще раз повторю, что само по себе крещение не делает человека настоящим христианином, как этого требует Евангелие. Поэтому не переживайте по поводу того, что Вы не сделали. Я знаю изрядное количество людей, крещеных в младенчестве, которые чему только не поклоняются. Таким образом, крещение само по себе (особенно, если оно совершено в детстве) не всегда останавливает человека от того, чтобы потом изменить обетам, которые за этого человека давали его восприемники.

Что касается поклонения темным силам – это, конечно, печальный факт, однако не стоит отчаиваться: Господь милостив. Мы связаны друг с другом духовными каналами, это можно сравнить с электрическими сетями: есть подстанция областная, есть районная, а есть возле нашего дома. И на практике можно заметить, что есть человек, более воцерковленный, а есть менее, особенно это касается родственников, наших близких, то есть людей, которые нам не безразличны, и молитвы за которых, стало быть,являются не формальными, а идут от души. И бывает так, что наши менее воцерковленные, более далекие от Церкви люди, впадают в какие-то странные или даже страшные духовные состояния по нашей молитвенной лености, примерно так, как если напряжение на областной подстанции по каким-то причинам падает, соответственно некоторые трансформаторы по цепочке вообще отключаются.Поэтому не унывайте. Мы будем молиться вместе с Вами, чтобы Ваша дочь пришла ко Христу. Еще раз повторю: есть блаженная Моника, мама Блаженного Августина, которой молятся за неверующих родственников и католики, и православные, потому что и она, и Августин – наши общие святые, до разделения Церквей.

– Вернемся к теме о князе Владимире. Вы сказали, что выбрав православную веру, князь Владимир как бы проложил путь для развития государства. А почему был выбран именно этот путь? Почему не мусульманство, не буддизм?

– На этот вопрос летопись отвечает, на первый взгляд,однозначно. Почему князь Владимир отказал мусульманам? Ислам запрещает пить вино, а он сказал так: «Издревлена Руси есть веселие пити, не можем без того жити». Но это,скорее, была форма вежливого отказа, чем реальная причина. Хотя бы такое соображение: князь, как известно, по-мужски был весьма любвеобилен, у него были сотни жен и наложниц, целое село. Представим себе такой эксперимент: выйдем на улицу и опросим сотню мужчин. Ислам запрещает вино, но разрешает гарем, христианство запрещает гарем, но разрешает вино. Если мы выйдем на улицы Москвы и опросим первых 10 мужчин: «Товарищ, от чего ты скорее откажешься – от женского внимания или от рюмочки перед обедом?» Думаю, если наша выборка будет репрезентативна (опрос не будет проходить в подземном переходе «площади трех вокзалов»), ответ очевиден даже без специального эксперимента.

Смотрите: князь отказывается от своего гарема, но при этом выбирает ту веру, которая позволяет пить вино. Едва ли это было сделано из каких-то конъюнктурных соображений, дескать, это удобнее. И вообще, вера – это такая «вещь», которую нельзя выбирать как костюм или платье – по фигуре. Хороший костюм нигде не должен жать, не должен стеснять движений, топорщиться и морщиниться. А вот вера, наоборот, должна стеснять движения, должна причинять боль. Выбирая веру, человек выбирает себе идеал, который безжалостно высветит его несовершенства. Это очень болезненно для самолюбия, когда увидишь, что я-то, оказывается, не такой крутой, хороший, светлый и добрый парень, а я – червь, пусть даже я царь, как меня почитает моя дружина. Выбирая себе веру, человек выбирает закон, который будет его безжалостно судить. Если веру выбирать «по фигуре», если вера не причиняет тебе никаких неудобств, то получается абсурд. Какой смысл в этом действии? Это все равно что хотеть стать олимпийским чемпионом и выбирать тренера, который будет тебе во всем потакать:

– Не могу, тренер, больше выполнить упражнение.
– Не можешь, посиди, отдохни.
– А можно я завтра не приду на тренировку, у меня день рождения?
– Не приходи.
– А выпить можно?
– Выпей.

С таким тренером можно очень весело проводить тренировки, но вряд ли вы не то что станете олимпийским чемпионом, едва ли вообще что-то поменяется в вас в лучшую сторону.

Сейчас не модно быть атеистом, и вот поп-звезды именно выбирают себе веру, как по моде выбирают платье или пиджак. Сейчас в моде каббала и легкая версия буддизма (которая никакого отношения к классическому буддизмуне имеет), или даже дианетика Хаббарда, и когда артисты дают интервью, они говорят: «Я почувствовал, что это мое, по мне». А смысл-то какой? Что ты сделал, если твоя религия заведомо благословляет тебе все твои похоти, а запрещает то, что тебе итак не хочется? Если ты сам есть альфа и омега, начало и конец, то куда тебе идти, к чему стремиться? И что вообще даст тебе такая вера? В этом смысле князь Владимир, несмотря на все свои недостатки, не подходил к этому вопросу также поверхностно, как наши и зарубежные «звезды».

– Можно ли ясно сформулировать законы духовной жизни?

– Ясно сформулировать законы духовной жизни и можно, и нужно, правда, это нелегко, потому что их очень много. Законы духовной жизни формулирует такая дисциплина, как аскетика. Можно говорить о начинающих, потому что я и сам, можно сказать, начинаю в этой науке – науке из наук – и мне было бы странно говорить о каком-то своем опыте. Расскажу только о том, что интересного удалось найти у отцов и философов, которые занимаются вопросами человеческой природы и этики. Из поучений святых отцов, из учений о человеке известно три главных зла, уничтожающих или умаляющих любовь и веру – это небрежение, невежество и бездерзновение. Это далеко не все законы и, может быть, даже не самые основные, но хотелось бы обратить внимание наших телезрителей на эти три.

Анализируя генеалогию греха, отцы-аскеты пришли к выводу, что тяжкое преступление, смертный грех никогда не совершается вдруг, он всегда имеет предысторию, некоторую историю развития. И начинается все с небрежения к мелочам в религиозной жизни. Читая Евангелие, мы привыкли несколько снисходительно относиться к фарисеям за их щепетильность в вопросах религиозных мелочей. Однако эта щепетильность имеет свой смысл, и об этом не надо забывать. Фарисейское внимание к мелочам не всегда бессмысленная формальность, об этом знают и социологи. Например, в 1982 году криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг представили научному сообществу «теорию разбитых окон». Суть ее проста и экспериментально подтверждается на улицах города: если в доме кто-то выбил окно и не вставили новое, то очень скоро в доме не останетсяни одного целого окна. Потом появятся граффити на стенах и поблизости от этого дома начнут происходить преступления. А началось все с мелочи – одного разбитого окна. Дэвид Ганн, директор нью-йоркского метро, куда еще 20 лет назад было страшно зайти, столько там совершалось преступлений, взял эту теорию на вооружение. И как он говорил потом в своем интервью: «Я приказал каждый раз, как состав проходит свой маршрут, закрашивать граффити и отмывать стены всех вагонов. Мы делали это с сизифовым упорством, каждый божий день отмывали эти составы». И обратите внимание, совсем не религиозный человек интуитивно чувствует и говорит: «Это было как религиозное действо». Этот начальник нью-йоркского метро Дэвид Ганн прославился именно тем, что при нем преступность в метро минимизировалась, и сейчас там ездят вполне приличные люди. Ему удалось победить преступность и исправить эту ситуацию.

То, что криминалисты и социологи XX века называют «теорией разбитых окон», у святых отцов называется концепцией мелкого греха, когда постепенно, шаг за шагом прокладывается путь от мелкого греха к более крупному, и в конце концов логическим завершением этой цепочки является какой-то тяжкий грех, преступление, может быть, даже уголовное, которое преследуется даже гражданским законом. И Церковь предлагает нам практику освобождения от этого мелкого греха – это регулярная исповедь. С помощью регулярной исповеди мы как бы отмываем от граффити –наших страстей и мелких грехов –стены наших вагончиков. В таинстве Покаяния врачуются, восстанавливаются «разбитые окна» нашей души и устанавливается некий минимум духовной жизни, без которого все вообще пойдетв разнос, кем бы вы ни были и какими бы духовными талантами не обладали. Таким образом, подобная педантичность и внимание к мелочам в духовной жизни более чем оправданы. Вспомним слова Спасителя, Который говорит об этом очень красиво: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом, и во многом будет неверен».

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Существуют понятия: сердце и душа, ум и дух. Хотелось бы уяснить: сердце и душа – это одно и то же или одно находится в другом?»

– Сердце вообще – это физический орган человеческого тела. Поэты говорят о сердце как о некой чувственной стороне души. Сердце – это та часть души, которая может ликовать, радоваться, может печалиться, чувствовать боль и так далее. То есть в поэтическом смысле сердце – чувственная часть души и существует в человеке наравне с разумной. Ум – это счетная машинка, аналитическая способность человека. Я понимаю, что можно запутаться, потому что в аскетической литературе дух – это одно, в художественной –слово«дух»используется очень широко и его действительно можно перепутать с душой. Если использовать это слово в аскетическом смысле, дух – это наша устремленность к Богу, правде, истине, которая есть в каждом человеке. В этом смысле может быть противоречие между духом и душой. Вспомним, как апостол Павел говорит: «Странный я человек: добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю». В этом проявляется результат грехопадения человека. В первобытном Адаме до грехопадения не было этого конфликта разделенности между духом и душой. Человек не хотел злого себе. Например, человек, бросающий курить, знает этот между духом и душой. Дух говорит ему:

– Человек, кто хочет бросить курить?
– Я, – отвечает человек.
– А кто в этот самый момент хочет мучительно покурить?
– Опять я.

В первобытном Адаме такого разделения не было, а после грехопадения произошел раскол,и поэтому в нас есть сторона, которая тянет нас наверх, а есть сторона, которая понуждает нас исполнять какие-то похоти тела и вообще нашей поврежденной чувственной стороны души.

– То есть ум и дух – это вообще абсолютно разные понятия?

– Ум – это просто счетная машинка, калькулятор. Хотя у греческих философов существует понятие«нус», мировой ум. Под умом они подразумевают вообще то начало человека, которое призывает нас к порядку, к порядочности. Например, говорят: «порядочный человек» – это человек, у которого порядок везде. Порядок всегда устанавливается по уму; вот у безумца – беспорядок. А тот человек, который руководствуется умом, умным началом – порядочный. И слово «ум» в истории философии использовалось очень по-разному. В каком-то контексте, действительно, можно считать его началом, упорядочивающим, призывающим человека к свету, чистоте, прямоте и ясности. Даже в Покаянном каноне человек сетует, что грех привел его к тому, что и мысли смутились, и настроение меняется как осенняя погода, так что я даже не могу решение принять. Бывает, что когда человеку нужно принять какое-то важное решение, он ходит, взвешивает «за» и «против», изводится, потому что не может принять решения. Уже весы, на которых он взвешивает все свои «за» и «против», трещат от аргументов. А все дело в том, что не ум, а именно греховность: греховная смятенность духа и отсутствие ясности мешают ему принять правильное решение. Он может сколько угодно напрягать свой ум, взвешивая аргументы «за» и «против», но так и не сумеет принять решение. В таком случае нужно позаботиться о своей духовной составляющей и с помощью молитвы, церковных таинств, каких-то добрых трудов приобрести безмятежность, ясность духовную. Это как самолет, попавший в грозу, когда непонятно, куда лететь, если следовать правилам визуальных полетов. Но вот буря рассеивается – ясное небо, и видно, где верх и где низ, где право и лево, виден горизонт.Когда дух человека приходит в ясность (без всякой помощи ума, между прочим), решения (над которыми он бился целую неделю) становятся очевидными.

– Вернемся к вопросу о законах духовной жизни. Вы сказали, что есть три основных причины грехопадения человека, и рассказали о первой из них – небрежении. Скажите о двух других?

– Второй противник вдохновения и благодати –невежество. Это как раз к теме нашей беседы. Храмовое богослужение,необходимость совершать утреннее и вечернее молитвенное правило могут оказаться для человека, только входящего в церковь, какой-то тягостной повинностью. Многие винят в этом архаичность церковнославянского языка и предлагают даже перевести богослужение на русский язык. Но есть два вида непонимания. Представьте, что я рассказываю в компании анекдот, и среди нас есть китаец, который по-русски не понимает. Все засмеялись, а он не засмеялся. В данном случае он не понял языка, тогда перевод действительно может поправить дело. А в другом случае непонимание может возникнуть из-за того, что человек не понял соль анекдота, того смысла, который, как воздух в шину, нагнетен в междустрочие анекдота его рассказчиком. Дети не понимают многих анекдотов взрослых просто потому, что не знают подоплеку, некий бэкграунд, культурный контекст, на фоне которого появляется этот рассказ, поэтому они не могут оценить юмор. Ровно то же самое происходит у человека невежественного с церковными молитвами.

Основные церковные песнопения и молитвы – это образчики высочайшей поэзии, тексты сочиненные нашими величайшими святыми в минуты вдохновения, когда сердце горело в них ко Христу. Прозаический текст, научный трактат или лекция передают информацию от одного ума к другому; ум отформатировал, отредактировал информацию, и сердце осталось спокойным. А вот поэт Пушкин, который когда-то горел чувствами к предметам своих стихов, может и спустя несколько столетий зажечь тем же огнем сердце нашего современника. И смысл церковных текстов и гимнов –поэтический: передать нам то состояние, то горение ко Христу, которое было у великих святых. И проблема здесь не в языке.

Если непонятный анекдот тому же китайцу перевести с русского языка на китайский, ему все равно будет непонятно.Теоретически мы можем перевести все церковнославянские тексты на русский язык, но они от этого не станут более понятными, потому что они поэтически отсылают к каким-то уже заранее всем известным событиям. Чтобы понять смысл анекдота, надо знать какое-то событие заранее, иначе соль его будет непонятна, хотя все слова будут русскими. Тут то же самое: все слова молитв отсылают к каким-то событиям Священной истории (различные фигуры умолчания: аллюзии, коннотации, реминисценции, ассоциации), возникает потрясающая игра смыслов, которую не может прочувствовать и оценить тот, кто элементарно не знает Священную историю и не прочитал «Закон Божий».

Чтобы читать молитвы и понимать, что там сказано, более того, почувствовать вкус и силу этой поэзии, тот самый огонь, которым горел святой, сочинивший это строки, нужно прочитать Священную историю хотя бы в сокращенном изложении в виде «Закона Божия».

Представим себе, что увидит в вечном городе Риме человек, который не смотрел фильмов Феллини? Для него Испанская лестница, Фонтан Треви тождественны сами себе. Фонтан, ну и что? А у человека, который смотрел фильмы Феллини, возникнет очень тонкое чувство ностальгии. Что увидит человек, не читавший романа Сенкевича «Камо грядеши», глядя на Колизей? Большой стадион. Даже может возникнуть вопрос: что у Рима нет денег, чтобы восстановить... Здание – инвалид, и где я должен фотографироваться?Аппиева дорога ничего не скажет человеку, который не знает истории Рима, не читал Сенкевича, хотя бы не смотрелфильма по его книге. Заточеловек, у которого есть это предварительное знание, может со слезами и с горящим сердцем пройти по его улицам и остановиться у маленькой неприметной часовенки близ Капенских ворот, на которой написано «Квовадисдомине?» (Quo vadis, Domine?)Вот еще один ответ на вопрос, зачем нужно религиозное образование и просвещение. Хотя бы для того, чтобы понимать поэзию святых, поэзию молитвы. Потому что иначе общение с Богом действительно превращается в какое-то занудство, я совершенно согласен, что если ничего не понимаешь, то,безусловно, становится неинтересно. Без вдохновения все очень тяжело.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Бывает ли Богу угодно, чтобы человек поступал не по совести?»

– Совесть, которая, конечно,существует у каждого человека, – это и есть голос Божий в человеке. Как может быть угодным Богу то, что противоречит Его же собственному голосу? Как может быть Богуугодным какое-то действие, от которого отговаривает человека его совесть? Конечно же, никак. Совесть – это очень интересное явление, которое наблюдали даже древние язычники. Философ Сократ говорил о некотором голосе, который никогда его ни к чему не подталкивает, но иногда отговаривает от каких-то действий, то есть голос«работал» только в отрицательном плане: «Не делай так, это нехорошо». По-гречески Сократ называл его, может быть, несколько неприятным для русского православного уха словом «демон» – даймоний Сократа. Принято полагать, что это как раз обостренное чувство совести, которое действительно звучало в голове Сократа почти как голос.

– А может быть так, что человек сделал что-то,казалось бы,доброе, полезное, но в итоге его мучает совесть, и не во время поступка, а после него?

– Откуда тогда человек знает, что он сделал доброе и тем более полезное? Дело в том, что мы сами оценивать наши действия как добрые или злые не можем. Например, я дал человеку милостыню на улице. Доброе дело сделал? Казалось бы, да. Господь говорит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Но, когда Он это говорит? Когда весь Иерусалим был едва ли больше, чем Сергиев Посад, когда все друг друга знали и если человек просит, то все знали, кто он такой и что ему действительно нужно. Если сегодня в Москве к вам подойдет нищий, и вы дадите ему денег, то сделаете очевидное зло, потому что это член мафии нищих, сами же окажетесь жертвой мошенников. Уж я не говорю о том, что этот человек на ваши деньги купит себе какой-нибудь политуры, отравится и умрет без покаяния.

Нам не дано предугадать, 
Как слово наше отзовется, — 
И нам сочувствие дается, 
Как нам дается благодать...

(Ф. И. Тютчев)

Поэтому мы можем думать, что сделали доброе дело, но если не можем предугадать, чем обернется наше слово, тем более не можем предугадать последствия наших дел. Бывает,что человеку делают неприятное, например, врач ставит укол пациенту, но оказывается, что это идет ему на пользу. Поэтому здесь два ориентира. Во-первых,долг – когда не знаешь, как поступить, делай, что должен; и, во-вторых, совесть, которая, безусловно, более тонкий советчик, но не всегда различимый.

– Вы сказали о нерадении, о невежестве. Третье – это недерзновение?

– Да. У каждого церковного человека, наверное, есть какой-то любимый отрывок из Евангелия. У меня это эпизод, связанный с хождением Петра по воде Генисаретского озера.Ученики находятся в лодке, которая отплыла от берега, и ночью Господь Иисус Христос идет к ней по воде, как посуху. Апостол Петр восклицает: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» и получает ответ: «Иди». Онвыходит из лодки и действительно не тонет, начинает идти по воде, как об этом пишет Евангелие. Если во всех прочих случаях чудеса, творимые Христом, имеют какой-то возвышенный и трагический смысл: воскресение человека, исцеление прокаженных, то здесь чистое ребячество со стороны Петра: зачем идти навстречу Спасителю, когда Он сам идет в лодку и вы сейчас с Ним увидитесь? Это была чистая авантюра, реакция по-детски непосредственной души на очевидное чудо. «О, я тоже так хочу!» – как дети говорят. И Господь не отверг это, Он говорит: «Иди». Услышав это слово, апостол, ничтоже сумняшеся, перешагнул через борт лодки и поставил свою ногу на бушующее море. Мне этот эпизод нравится:понятно, почему апостол Петр становится первоверховным и ключарем рая по церковной традиции. Заметьте: его образ в Евангелии драматургически наиболее нагружен, он постоянно дерзает, постоянно первый. И на вопрос Спасителя«за кого почитают Меня люди?», он первым отвечает за всех. Петр постоянно во все ввязывается, это красивая мужская добродетель – дерзновение. Не дерзость. Следует различать дерзость и дерзновение: дерзость – это порок, безусловно, грех. А дерзновение –способность начать некое невозможное дело, совершить невозможное при помощи Божией. Вот ее-то многим из нас сегодня не хватает. Это третья и главная причина, которая охлаждает и веру, и любовь. Мы слишком долго не можем ни на что решиться. Бывает, человеку приличное количество лет, он играет в домино со своими уже седеющими школьными товарищами и наконец старческим надтреснутым голосом говорит: «Ребята, я решил жениться». Все его товарищи, тоже холостые, делают удивленные глаза и говорят: «Ты хорошо подумал? Это же на всю жизнь!»

Современный человек действительно страдает кризисом мужества, ему очень трудно даются какие-то важные судьбоносные решения.Это не только мои наблюдения, в этом единое согласие философов, социологов и психологов.Сидит человек годами и думает: поступить ему в монастырь или нет? Он начинает подсчитывать: смогу ли я, потяну ли я? Нет, не потянешь. Думает жениться и взвешивает: а буду ли я счастлив с этим человеком? А потяну ли я? Не потянешь, даже не сомневайся. Посмотрите на апостола Петра: он с детства рыбак, и отец его был рыбаком, он вырос на берегу Генисаретского озера и всю жизнь рыбачил здесь, уж ему-то лучше, чем кому бы то ни было другому, было известно, что не может человек ходить по воде. Но он сказал (красивая мужская молитва): «Господи! Повели мне…», а дальше сами присовокупляйте что-то физически для вас совершенно невозможное. И получив ответ: «иди», он вышел и пошел. Вот этого дерзновения у нас недостает, и в результате мы проводим жизнь, так и не решившись ни на что серьезное, потому что Господь рядом с теми, кто дерзает, кто творит историю, с теми, кто вышел на какую-то дорогу. Он покровитель путников, и потому трудно надеяться на какое-то тесное общение с Ним тому, кто привык сидеть дома перед телевизором (да не в телевизионной студии будет сказано).

– Вы преподаете в Московской духовной академии. Существуют ли дистанционные, заочные формы обучения в академии?

– Есть все формы. Было бы желание. У нас большое количество преподавателей, рядом Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры, настоятель которого отец Павел Великанов организует лекторий,куда можно попасть, даже не входя в лавру. То есть любой желающий человек может прийти и пообщаться с преподавателями нашей академии, которые читают там свои лекции, участвуют в «круглых столах», беседах и так далее. Для клириков есть и заочное образование, и дистанционное.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать