Беседы с батюшкой. Детские летние лагеря

21 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Василенков, глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга.

– Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – детские летние лагеря и патриотическое воспитание молодежи. Батюшка, вот уже и лето заканчивается, но, насколько я знаю, оно у Вас всегда проходит бурно: это и командировки, и встречи, и решение разных организационных вопросов. Расскажите, пожалуйста, немного о Вашем летнем периоде.

– Что касается темы нашей передачи, то этим летом милостью Божьей нам пришлось участвовать в проведении разных детских лагерей. А так как мы люди военные и работаем с военными и казачеством, то и лагеря наши своеобразные: в них пребывают в основном мальчики и сами заведения имеют военно-патриотическую направленность, то есть это военно-патриотические лагеря, а среди них есть такие, которые несут казачий дух, такое казачье наполнение. Вот они у нас и проводились этим летом под Санкт-Петербургом. Надо сказать, что мы впервые в этом году совместно с нашими друзьями-священниками из других епархий вывозили питерских ребят в очень интересные летние лагеря разных регионов, особенно в те, что были устроены на юге России. Здесь мы и сами участвовали в проведении лагерей, и помогали активно различным молодежным организациям, которые летом сами по себе проводят для детей какие-то мероприятия, в том числе и такого плана.

Хотелось бы еще упомянуть, что этим летом наши санкт-петербургские казаки в конце июня – начале июля в Ленинградской области на территории Гатчинской епархии, под деревней Хотнежа, организовали очень интересный лагерь, в котором было около сорока детей. Они жили в палатках, занимались военной, казачьей подготовкой. В этом лагере были даже девушки, которые в основном занимались лошадьми. Ребята учились джигитовке, занимались по особой программе. В работе этого лагеря активно участвовали и наши священники из Санкт-Петербурга. Особую благодарность хочется выразить председателю военного отдела Гатчинской епархии протоиерею Леониду Трофимуку, который к нам приезжал. Нам с ним удалось провести очень интересную службу. Да и сам лагерь был посвящен как раз тысячелетию прославления святого равноапостольного князя Владимира. С детьми мы постоянно проводили беседы, устраивали разные встречи, были рассказы не только на духовную тему, но и об истории нашего Отечества. Конечно, я очень внимательно наблюдал за ребятами, потому что (хотя большинство из них православные) встречались и те, кто впервые принимал участие в таком лагере, они были из невоцерковленных семей, и здесь происходило некое такое возмужание, за которым было очень интересно наблюдать со стороны.

У нас бывают очень интересные лагеря под Санкт-Петербургом. Наш большой друг Евгений Гуреев устраивает лагерь «Невская земля в Псковской области». Это такой общинный детский православный лагерь, в котором есть и мальчики, и девочки. Здесь занимаются и физической культурой, и военной подготовкой, и плаванием с аквалангами. Но знаете, может быть, об этом лучше сделать отдельную передачу, пригласить в студию интересных руководителей молодежных организаций, которые активно работают с детьми. И это было бы очень интересно на самом деле, потому что каждому из них есть не только что рассказать, но и показать.

– Спасибо, батюшка, конечно, мы примем это ко вниманию. А если сравнивать такие лагеря со светскими, то есть ли между ними сходство и в чем заключается отличие?

– Во-первых, я хотел бы заметить, что очень интересный лагерь есть у одной организации с забавным названием «Корпус имени цесаревича Алексия», здесь занимаются воспитанием детей в духе русской императорской армии. Так что жизнь у нас кипит, и то, что я называю, это только малая часть того, что проводится.

Что касается лагерей, то, конечно, у каждого из них есть своя специфика. Я знаю, что есть под Санкт-Петербургом православные лагеря, но они гражданского или полугражданского плана – лагерь православных скаутов, к примеру. А есть лагеря чисто военной направленности, и мы как раз работаем с организациями военно-патриотического характера, с казаками, ведь казак – это прежде всего воин, защитник Отечества. Соответственно, и казачья молодежь воспитывается именно в таких военных лагерях, потому что здесь прежде всего железная дисциплина, строгий распорядок дня, то есть тут дети не просто отдыхают, занимаясь рыбалкой и хождением за грибами, нет! Здесь есть своя четкая программа воспитания: дети занимаются физическими упражнениями, рукопашным боем, работают с холодным оружием, например с шашкой и пикой, а также с плеткой, плюс ко всему они учатся владеть и современными видами оружия. Сейчас во многих лагерях очень успешно применяются и современные виды военного обучения детей – такие, как страйкбол, пейнтбол, лазертаг. Ну и, конечно, где-то и строевым шагом приходится ходить – этому ведь тоже надо учить. Так что такой лагерь – это насыщенное время обучения, хотя и здесь вкраплены моменты, чтобы дети могли отдохнуть – искупаться, к примеру, но главная цель не в этом, то есть перед вами не такое вот доброе собрание отдыхающих людей, а суровое военное обучение будущих защитников Отечества, которое заканчивается каким-то экзаменом или военной игрой. Здесь преследуется определенная цель.

Хочу привести такой пример: этим летом с друзьями из Ростовской митрополии нам удалось принять участие в лагере под Азовом, который организован у них совместно с нашими правоохранительными органами. Он носит название «Предтеченский городок». Здесь проводится три смены – три похода в июне, июле и августе, и каждую смену, которая длится две недели, сюда приезжает более ста детей. Этим летом тут смогли побывать более 400 детей. И вот в этом году впервые наши питерские ребята организованно прибыли сюда, хотя и были в разных сменах. Но всех поразила та суровая военная подготовка, которая там проводится: дети занимаются джигитовкой, с 15 лет прыгают с парашютом (естественно, с разрешения родителей), сюда приезжают специалисты из наших правоохранительных органов, для того чтобы проводить обучение, представители отрядов специального назначения со своей техникой... Так что жизнь здесь просто кипит. Было очень интересно смотреть за теми изменениями, которые произошли с нашими детьми за время их пребывания в этом лагере, когда такая, знаете, детская расхлябанность на выходе начинает превращаться в мужскую серьезность – ребята становятся совершенно другими. После похода ко мне подходили многие родители, причем даже те, чьи дети не смогли туда попасть, чтобы на следующий год отправить в лагерь своих ребятишек, и, может быть, не на одну смену, а на два-три таких похода, ведь тогда будет хороший, ощутимый результат. Я сам был там вместе с некоторыми детьми, которых привозил туда, и могу сказать, что там обязательно есть молитва, каждое воскресенье проводится богослужение, дети регулярно исповедуются и причащаются, каждый день проходит беседа со священником.

Если кто-то из наших зрителей желает узнать больше об этом лагере, то можно выйти на сайт http://azov-predtecha.ru. Я имею в виду сейчас жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, потому что люди из других регионов могут сами связаться с организаторами и все узнать. В следующем году мы хотим отправить нашу группу, создать наш такой питерский курень, чтобы там не просто прошло обучение и этим все закончилось, а чтобы дети, получив заряд настоящего, хорошего мужского казачьего воспитания на юге, смогли продолжить его развитие и здесь, на питерской земле. И мы сейчас активно над этим работаем.

– Замечательно, батюшка! Но Вы знаете, всегда возникает такой вопрос: воспитание, которое сопровождается военной суровой подготовкой, с использованием оружия, не способствует ли развитию агрессии в ребенке?

– Мне часто приходится в последнее время видеть не только православных молодых людей. Хочу сказать, что дети, особенно мальчишечьи коллективы, достаточно суровы. Они часто бывают довольно-таки жестокосердными, потому что у них понимание добра и зла не сформировано еще так, как у взрослого человека. Дети не знают границ и могут (а примеров этому достаточно) начать «клевать», издеваться морально, а бывает, что и физически, над более слабыми и беззащитными. Это происходит, когда границы размыты, когда ребенок растет в таком информационном поле, в котором и самому взрослому порой становится страшно, когда включишь телевизор, посмотришь его... Да и детские программы тоже часто бывают грустными и печальными. То есть ребенок растет без веры в Бога, без каких-то нормальных моральных ориентиров. Особенно если учесть, что сейчас у нас в стране сильно развит прагматизм. Дети сами проникаются этим, и если ребенок не воспитан в семье должным образом, не имеет крепости не только физической, а самое главное – духовной, то ему бывает очень тяжело. Я вам даже скажу, что и у православных ребят не все бывает просто: дети-то все разные, кто-то из воцерковленных семей, кто-то из только воцерковляющихся. Повторюсь, коллектив, особенно мальчишеский, – это суровый коллектив. Здесь могут и обидное прозвище прикрепить (у нас, конечно, в лагере используют позывные, но здесь речь идет именно о прозвище), и посмеяться над какими-нибудь недостатками или еще что-то придумать. Так что это все присутствует, поэтому и требуется такое большое внимание священников, воспитателей, чтобы вот этот мальчишеский коллектив не превратился в стаю, а действительно стал сообществом настоящих православных людей, готовых душу свою положить друг за друга. В этом самая главная цель.

Воспитание на улице в наше время иногда бывает таким: ребенок или кто-то постарше, ориентированный на зло, является более сильной личностью, чем другие, и потому подавляет остальных, а более слабые начинают за ним тянуться. Но вот куда? В агрессию, в зло. И точно так же бывает и здесь: есть более крепкий ребенок, за которым идут все остальные. Так что лидеры, вожаки у нас есть, от этого не уйти, таковы особенности, сложности воспитательного процесса, а военное обучение, суровое воспитание, сопряженное с духовным, помогает детям на выходе стать цельными личностями, сильными духом.

– У нас есть звонок от телезрителя из Екатеринбурга: «У нас многие дети не совсем здоровы, скажите, как в этих лагерях контролировались их заболевания, был ли там медицинский специалист, который за ними наблюдал, чтобы потом, по возвращении детей домой, родители не обвиняли организаторов лагерей в том, что болезнь у ребенка начала прогрессировать или появились какие-то другие заболевания? Вот такой у меня вопрос медицинской безопасности. Спаси Вас Господь!» Ну да, проводится ли медосмотр перед лагерем?

– Конечно! Во-первых, у нас есть определенные, установленные законом медицинские и санитарные нормы, которые организаторы лагерей всегда должны учитывать. Во-вторых, прежде чем ребенок поедет в лагерь, с его родителями проводится беседа, требуются документы, в том числе и копия медицинского полиса. В лагере обязательно присутствует медицинский работник. Кроме того, мы всегда соответствующим образом просим, чтобы родители обязательно указывали, какие есть заболевания у ребенка, высказывали свои пожелания, и это всегда нами учитывается. Хотя опять же специфика нашего лагеря такова, что сюда приезжают более крепкие, здоровые ребята, поскольку военное воспитание – это все же военное воспитание. В таких военно-патриотических организациях дети все же покрепче. С другой стороны, у нас были такие случаи, когда, допустим, ребенку не рекомендовано слишком много бегать, и, соответственно, при определенных физических нагрузках ему давалось только то, что он мог понести.

– Изображать раненого, в конце концов...

– За этим всем следят. Но опять же есть вопрос, который мы всегда учитываем, потому что нужно понимать: лагерь лагерю рознь, и если ребенок больной, то ему, наверное, в военном лагере не место – у нас же в армию больных не берут. Для таких детей у нас есть чудесные православные лагеря, где можно и отдохнуть, и в море покупаться, и духовно вырасти – там же работают наши священники. Знаю, что такие лагеря есть и у нас в епархии, и в других тоже. Дети ездят за границу, бывают в международных православных лагерях, так что – пожалуйста. А здесь у нас все же специфика немного другая, тут военная патриотика, казаки... Конечно, дети бывают с приемлемыми болезнями, но все это обязательно учитывается. Если вы зайдете на сайт нашего лагеря, то увидите, какие требуются документы от каждого ребенка, в том числе и медицинские, поймете, что у нас все серьезно и просто так в лагерь не попадешь. Так что этот аспект в отношении детей мы всегда внимательно отслеживаем.

– Батюшка, Вы знаете, многие сейчас отмечают, что в нашей стране существует очень большая проблема – часто у нас мужчины упускают свою роль в семье, из-за чего бывают различные семейные трагедии, вплоть до развода. Как Вы считаете, военное воспитание каким-то образом может изменить эту ситуацию?

– Само по себе военное воспитание ничего не гарантирует, впрочем, как и получение каких-то определенных военных навыков. Знаете, можно сделать боевика из любого человека, в том числе и из ребенка: научить стрелять, бросать гранату, прятаться, обращаться с разными видами оружия, но вот вопрос: а что мы хотим на выходе-то получить? А вот если к военному воспитанию прилагается духовно-патриотическое образование, то тогда это уже дает определенный результат. В этом случае мы можем сказать, что на выходе мы увидим православного человека, который в семье будет лидером, ее главой прежде всего. А это подразумевает ответственность и жертвенность. Наш лагерь помогает в том, чтобы такая личность сформировалась, но если нет воспитания в семье, дома, то, я думаю, что и лагерь-то ничем особо не сможет помочь, то есть здесь должно быть соработничество, сотрудничество, а не так: «Отдам в армию ребенка, авось там из него человека сделают!» Но ведь бывает и хуже, поэтому надо самой или самому прежде воспитывать своего ребенка, а лагерь – это не панацея, там дети сами по себе не воспитываются. И в мужском коллективе не все так просто бывает, а особенно в детском мальчишеском, который собирается из разных ребят, где каждый со своим характером, из своей социальной среды. Ведь не нужно забывать, что все наше общество достаточно расслоено, и мальчик из обеспеченной семьи отличается от ребенка из малообеспеченной или еще к тому же многодетной семьи. Опять же может быть и разная степень воцерковленности у детей.

И вот все эти дети, большинство из них православные, конечно, собираются вместе, в единый коллектив, но у каждого из них есть свои минусы в воспитании, им нужно научиться быть всем вместе, а это тоже не проходит без каких-то трений и даже конфликтов друг с другом. И как раз патриотическое и духовное воспитание дает возможность все это сгладить, и как обтесывается дерево, как говорится, так и ребенок «обтесывается», чтобы мы смогли увидеть в нем настоящего, ответственного православного человека. В предтеченском лагере очень интересно сделано: там все собираются с определенной периодичностью на круг, где решают вместе все проблемы, ведь даже, несмотря на приложение усилий и воспитание, здесь тоже бывает всякое, потому что нет идеального человеческого сообщества, но дети учатся преодолевать препятствия, учатся жить вместе, учатся быть братьями по отношению друг к другу, и эта школа для детей только начинается. Кто-то учится две недели, кто-то три, но не так: пришел ребенок одним, а вышел другим, как в сказке про Урфина Джюса: раз – и из полена вышел такой красавец, что и родителям радостно. Нет, так не бывает! Ребенок приходит, и это начало работы. Только при совместных усилиях родителей, воспитателей и, может быть, не в этом году, а в следующем, когда ребенок поучаствует не в одном походе, все это как-то благотворно скажется на нем и станет видно, что это уже действительно другой человек, а те трудности, что раньше у него были в характере, в конце концов удалось преодолеть. Но это труд, тяжелый труд! У меня самого четверо детей, трое из них мальчики, и я по себе знаю, как это тяжело. Мой сын тоже был в казачьем лагере, ему также давалось и дается это не очень просто, но я вижу результат, вижу его возмужание, вижу, как он становится более ответственным. Ведь как раньше на Руси было: брали ребенка с четырех-пяти лет от маминой груди и отдавали на воспитание дядьке – я имею в виду княжеские и военные семьи, и он воспитывался уже как воин, как защитник Отечества. Вся эта «слезливая сопливость» при этом уходила, воспитывался воин, человек, ответственный за свою Родину, семью, способный принимать решения и реализовывать их в деле.

– Батюшка, наши телезрители спрашивают, где еще, кроме Интернета, можно узнать о православных лагерях. Можете ли Вы дать еще какие-нибудь контакты, чтобы можно было связаться с нужными людьми?

– Контакты все у меня есть, телефоны тоже.

– Если можно, озвучьте их, пожалуйста.

– Думаю, лучше будет так: у Вас есть мой номер телефона, поэтому если кому-то будет интересно, то пусть мне позвонят, а я уже дам телефоны или сориентирую. Мне приходится в Санкт-Петербурге заниматься не только казачьим и военно-патриотическим воспитанием, но и спортивно-патриотическим, поскольку это все взаимосвязано. Я общаюсь с представителями разных спортивных, военных организаций у нас в городе. Поэтому мне, бывает, звонят родители и спрашивают, куда можно записать ребенка, потому что в Питере это непросто: допустим, в каком-нибудь районе есть такая организация, но ее нет в другом районе, а ездить далеко, и вот необходимо найти, чтобы это было рядышком. Здесь то же самое – если будут желающие отправить, к примеру, своего ребенка в лагерь под Санкт-Петербургом, я дам телефон, но тут важно, чтобы они смогли сразу связаться. Руководители, которые устраивают лагеря, продолжают и здесь заниматься с детьми. То есть это не так: приехал, побыл в лагере – и потом гуляй, веселись до следующего лета. Нет, у нас на самом деле проводится большая работа. Много руководителей, которые занимаются детьми. К примеру, в Гатчине я могу отметить клуб «Отчий край», меня туда часто приглашают на военные сборы. Есть хорошая организация «Верность и честь». Так что у нас много добрых детских организаций военно-патриотического характера.

– Батюшка, а как с Вами можно связаться?

– Мой номер телефона 8-921-770-95-46, пожалуйста, звоните. Кому интересно, я могу связать с нужными людьми. Особенно сейчас есть возможность для этого, когда с первого сентября все вернутся, в молодежных клубах, организациях продолжатся занятия, и у детей будет возможность поучаствовать в них, а потом уже, соответственно, если им станет интересно и дальше продолжить, то можно будет летом уже отправить в лагерь. Так что давайте пробуйте!

– У нас есть звонок от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У нас многодетная семья, воспитываем четырех мальчиков. Проживаем в поселке Бугры, посещаем храм Августовской иконы Божией Матери. Мы очень часто Вас видим, общаемся с Вами. Конечно, к нам на службу тоже приезжают казаки. Но я, включив телевизор, впервые узнала о том, что есть такие лагеря. Скажите, пожалуйста, с какого возраста вы берете мальчиков в военно-патриотические лагеря?»

– С первого класса. В лагере под деревней Хотнежа были ребята с первого класса. А бывает и так: приезжает батюшка, а у него дети мал мала меньше, как говорится. Старший ребенок в лагере занимается, а младшие вокруг него бегают, но не просто так праздно болтаются, а участвуют в жизни лагеря. Но разумнее всего, конечно, чтобы это были дети с первого-второго класса. Если Вы меня знаете, видите часто в Буграх, подойдите ко мне ближе к лету, и мы постараемся Ваших детей определить в какой-нибудь лагерь.

Хотя у нас некоторые клубы проводят и зимние учебные сборы, так что если получится, то можно будет кого-то из них туда отправить. Если, повторюсь, будет возможность и желание.

– Отец Димитрий, а сталкивались ли Вы с такой ситуацией, когда родители принуждают детей участвовать вот в таких военно-патриотических лагерях?

– Честно скажу, я с таким не сталкивался. Бывают нередко другие ситуации, когда семья только воцерковляется, дети доброго православного воспитания не имеют, у них не все бывает прекрасно, хотя у ребят хорошее стремление есть. У нас был первый опыт посещения лагерей, а после этого ко мне обратились многие родители и сказали: «Батюшка, всё – в 2016 году мы своих оболтусов туда отправим!» Я не видел детей, мне трудно сказать поэтому, хотят они сами или нет, но их родители настроены так: «Всё! Отправляем! Поедут, никуда не денутся!» Конечно, прежде чем отправить детей куда-то, мы здесь проведем определенную работу, все покажем, объясним, чтобы они поехали туда с радостью.

– Батюшка, ребята получают определенные навыки владения оружием, боевыми приемами, не возникает ли у них соблазн, когда они возвращаются в школу, продемонстрировать перед своими сверстниками полученные знания?

– Скажу так: у нас сейчас достаточно детей в школе, которые занимаются единоборствами, участвуют в каких-то клубах, необязательно православных. Мне самому приходится общаться с нашими единоборцами, мы начинаем сейчас такое общение с различными федерациями, которые проводят разные турниры, приглашают туда и нас, священников, чтобы мы им как-то помогли, вложили в сердца детей что-то доброе, хорошее. Много очень православных людей, которые занимаются в этих секциях и тянутся к нам, хотят видеть, чтобы батюшки там были. Поэтому если меня кто-то слышит из представителей военно-патриотических, спортивных организаций, то обращайтесь, звоните! Приедем обязательно, найдем вместе, как нам сотрудничать, что доброго можно сделать, чтобы и для детей была большая польза. Ко мне уже некоторые обратились, и мы готовим совместно два турнира. Даст Бог, к тому, что мы уже имеем, добавится еще что-то доброе, что сделаем вместе.

Возвращаясь к Вашему вопросу, хочу сказать, мне приходится часто заходить в неправославную школу. Если кому-то захочется себя каким-то образом показать, то он это сделает. У нас всякого хватает. Сейчас кто чем хвастается: кто айфоном, кто определенными возможностями, а кто-то своими умениями, так что этим сегодня никого не удивишь. Наша же задача прежде всего в том, чтобы наш парнишка, который учится в школе, не этим хвастался, а чтобы он был добрым защитником всего того хорошего, что есть в школе, защитником для своих товарищей, чтобы они увидели в нем как раз опору, человека, на которого они всегда могут положиться, в особенности тогда, когда возникают непростые школьные отношения. Главное, чтобы он был миротворцем, защитником, чтобы, видя в нем силу духа, другие тоже бы тянулись к нему, к православной вере. К сожалению, у нас часто в неправославных школах, гимназиях бывает так (мне приходилось с этим сталкиваться), что дети там растут без тормозов – все можно, что хочу, то и ворочу. Православному ребенку бывает очень трудно выживать в таких классах. Со стороны своих товарищей он чувствует к себе особое отношение, и перед ним, как правило, выбор: или плестись ему за всеми и даже участвовать в тех «нехорошестях», что они творят, или от этого отказаться и быть белой вороной, а к ним не всегда относятся по-доброму. Если же парнишка сильный духом, то он вызывает уважение, к его мнению начинают прислушиваться, православная вера в глазах его одноклассников становится верой сильных духом людей, а не таких, кому этого нельзя или того нельзя, а сами православные какие-то мракобесы. У такого ребенка особая миссия, он может в сердцах своих товарищей взрастить что-то доброе, привести других к вере. Мы должны воспитывать таких ребят. Иоанн Златоуст пишет о том, что мы должны воспитывать воинов Христовых, не размазней, а именно воинов, которые бы светились своей верой, чтобы люди видели дела наши и прославляли Отца нашего Небесного.

Поэтому очень важно и духовное, и патриотическое воспитание, в том числе и потому, что мы живем в России, где существует самая большая Православная Церковь, где живет большинство православных людей. Мы можем смело сказать, что это наша православная страна и мы ответственны за нее. История нашей страны – это прежде всего история жизни православных христиан в православной стране, даже несмотря на те катаклизмы, которые были в ХХ веке. Да и какой век ни возьмите, всегда в нашей истории происходило что-то страшное в большей или меньшей степени, потому что враг борется с нами, с нашим Отечеством. Уничтожь нашу страну, и что тогда будет с православием? Рухнет она, и что будет дальше? Так что что ни говори, а Россия не просто страна, а некая ограда Церкви, и, наверное, у нас такое послушание: хранить наше Отечество, любить его, Богом нам данное. И православный патриотизм заключается в осознании этого послушания. Мы должны воспитывать людей в понимании того, что нам поручил Бог, в той ответственности, что Он нам дарует. Соответственно будем воспитывать детей, и история мира будет продолжаться. Будем молиться за наших дедов, прадедов отмаливать. От нас все зависит, потому что такие испытания постоянно к нам приходят. Поэтому давайте действительно воспитывать детей защитниками Отечества и воинами. Это я говорю про мальчиков прежде всего. Мужское воспитание очень важно. Быть мужчиной, мужем – это значит быть человеком, способным брать на себя ответственность: ответственность за семью, себя, за свое Отечество. Ребенка нужно учить быть ответственным, а это подразумевает прежде всего еще и готовность душу свою положить за других – «нет больше той любви, кто душу положит за други своя». А этому ведь нужно еще научиться: как ее положить-то? Ведь это самая великая жертва, которую может принести человек, но чтобы научиться жертвовать, нужно и в малом научиться жертвовать собой – если ты не очень верен в малом, кто даст тебе большее? Если я, к примеру, в пост не могу отказаться от шоколада, то неужели, когда будет более серьезное испытание, я смогу это сделать? Нет! Если я не приучаю своего ребенка к испытаниям, чтобы его дух закалялся, то он не способен будет в каких-то важных трудных испытаниях поступить правильно, он сломается, погибнет. А с мужским воспитанием у нас, к сожалению, большая проблема. Посмотрите, сколько у нас в стране разводов – по статистике 70%, я уже точно не знаю.

– По-моему, больше.

– Да, больше. А к чему это приводит? Кто у нас воспитывает, получается, мальчиков? Женщины. А женщины не могут дать полноценного мужского воспитания мальчикам, и в этом беда...

– Батюшка, благословите наших зрителей.

– Бог благословит! Поздравляю вас всех с Успенским постом! Как раз сейчас есть возможность воспитывать свой дух. Воспитывайте себя, своих детей, особенно мальчиков, в вере в Бога, крепкими защитниками своего Отечества. Бог в помощь!

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать