Воспитание и работа с молодежью

22 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Сандырев, руководитель отдела по делам молодежи Екатеринбургской Митрополии. Передача из Екатеринбурга. Эфир 21 августа.

 

- Что такое молодежь для РПЦ и Екатеринбургской Епархии?

- До революции молодежи не было – были дети, и они сразу становились взрослыми. Проблемы с молодежью стали вырисовываться с появлением секуляризации в обществе, городского населения. А когда большинство семей жило и питалось от земли, там молодежи не было. Как у Некрасова «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» – когда мальчик это сказал, он уже был взрослым.

Состояние молодежи – это состояние выбора, когда у молодого человека появляется спектр возможностей, когда он необязательно должен перенять ремесло своего отца. Вспомним Евангелие: «Я не могу идти за Тобой, Господи, пока не похороню отца». Похоронить отца – это принять все, что у него есть, его ремесло, его умения, его навыки. Молодой человек должен был стать таким же, как его отец. Поэтому проблемы молодежи тогда не существовало: ты родился плотником – должен быть плотником. Даже со Христом это было, все говорили «Не Он ли сын плотника?». Людей идентифицировали по принадлежности к роду, который человек олицетворял. Как только начала развиваться городская культура, появилось много возможностей, куда идти учиться. Стала появляться проблема молодежи – кем быть молодому человеку, как себя реализовать, как себя найти. И особенно остро эта проблема стоит сегодня. Именно сегодня часто молодой человек отрывается от родителей уже в подростковом возрасте, как мы знаем, в пресловутый переходный период, когда молодой человек начинает идти против родителей, много драм бывает на этой почве. И вот проблема выбора – самая большая проблема перед сегодняшней молодежью.

 

Вообще молодому человеку нужно найти себя в трех аспектах. Во-первых, выбрать свое мировоззрение, веру. «Кем быть? Для чего я здесь?» – эти вопросы мучают почти каждого думающего человека. Второй вопрос – это выбор спутника жизни: «С кем мне быть? Как мне с ним быть?». И третий вопрос – это выбор профессии: «Что я буду в этом мире делать?». Эти три вопроса стоят перед молодым человеком, когда он выходит в жизнь. Соответственно, Церковь должна помочь ему совершить эти три выбора, совершить на каком-то смысловом уровне. Может, не столько на уровне профессионального ориентира, сколько на мировоззренческом – чтобы брак был христианским; вера была связана с нравственностью, с духовностью жизнью; а профессия была призванием, чтобы человек именно так ее себе искал, потому что рано или поздно если его профессия не является делом его жизни, то такой молодой человек рано или поздно придет к разочарованию, кризису, слому. Поэтому чем правильнее человек в молодом возрасте найдет себя, чем правильнее совершит выбор, тем легче ему будет потом жить, быть в Церкви, в семье, профессионально состояться. Все наши программы нацелены именно на помощь выбора человека.

 

- Давайте остановимся на том, как Церковь приходит в молодежную среду, через какие формы?

- Во-первых, есть молодежная среда уже православная, т.е. которая заканчивает воскресные школы. Есть молодые люди, которые сами приходят в храм, ищут себя, хотят найти ответы на какие-то вопросы. Т.е. это люди, которые сами к нам пришли, и из них начинает формироваться православное молодежное движение. Хотя здесь есть проблема, православное молодежное движение постоянно обновляется. Т.е. они выросли, вышли замуж и женились, они практически сразу перестают быть в молодежном движении, выходят из этой среды, у них уже взрослые проблемы и другие запросы начинаются.

Второй момент – это обращение к внешним средам. Молодежи много в различных вузах, сузах, школах (старшеклассники), к ним, конечно, другие формы должны быть применены.

Третий метод. Есть православная молодежь, которая, так или иначе, воцерковленная или даже околоцерковная, и есть светская молодежь. Есть формы взаимодействия между ними.

 

Православное молодежное движение – с одной стороны, все просто – у них есть свои инициативы, и их надо поддерживать, здесь много разных моментов. Балы, фестивали, слёты православной молодежи – это они организуют сами, достаточно дать им свободу, мы можем только помочь, направить, поддержать их, иногда финансово.

 

Со светской молодежью работать сложнее, там очень острый нерв всегда, с ними нельзя говорить «сверху», нельзя морализаторствовать – сразу человек отходит и не хочет слушать. Поэтому нужно уметь общаться в виде диалога, причем на равных, но при этом ты должен понимать, что ты священник и тоже говоришь от лица Церкви. Поэтому этот диалог можно назвать своеобразной «культурной миссией», т.е. мы несем определенную культуру от лица Церкви, от лица нашей отечественной истории, которую мы стараемся открыть, поговорить о ней на дискуссионном уровне. Для этого мы придумали различные игровые формы, диспуты, ролевые игры.

И, наконец, форма взаимодействия православной и светской молодежи у нас получается в виде нескольких проектов: различных экспедиций (сплавы с поисковой деятельностью), киноклуба (просмотр различных фильмов, их сейчас стало много, они доступные, но обязательно выбираются фильмы с духовно-нравственным содержанием, чтобы они были интересны и содержательны, и естественно с определенной цензурой). Внутри этой среды может происходить общение, взаимодействие и пополнение молодежного движения.

 

- Посоветуйте человеку, который хотел бы присоединиться к православному молодежному движению, с чего ему начать, куда обратиться, применительно ко всем Епархиям РПЦ?

- За все Епархии не могу говорить, буду говорить за нашу, и может еще за ряд Епархий. Нужно прийти в ближайший храм и спросить, есть ли молодежный клуб. Если даже его нет, подойти к настоятелю и сказать «Давайте организовывать молодежный клуб». Инициатива может исходить и от молодежи. Как образуются кристаллы – есть насыщенный раствор, есть маленький кристаллик, и вокруг него нарастает целый кристалл. Поэтому человек может стать этим первым кристалликом, обратившись к настоятелю, попробовать что-то создать в своем ближайшем храме. Но чтобы это создать, нужно где-то это посмотреть. В нашем городе и нашей Епархии есть несколько точек, где происходят такие «кристаллизации». Прежде всего, это храм Вознесения, где происходят традиционные городские Евангельские чтения (каждый четверг в 19 часов), куда может прийти молодежь из любых храмов. Я их провожу уже более 10 лет, или кто-то меня заменяет, если я участвую в других мероприятиях. В других храмах тоже есть клубы. Лучше всего молодому человеку обратиться в храм, который ближе всего к нему, чтобы была мобильность общения.

 

- Работа с молодежью круглый год идет?

- Да, есть специфика летняя, зимняя, весенняя, осенняя.

- Расскажите о последнем сплаве, в котором принимали участие.

- Последний сплав у нас был от г. Михайловска. Традиционно сплавы мы называем миссионерскими, потому что стараемся совершить какое-то дело, послужить на местном приходе совместно с нашей молодежью литургию (в этом году в г. Михайловске мы совершали литургию, там очень большой красивый храм, ломали последнюю стенку советского режима, так получилось символично и радостно, совершали крестный ход). А потом 3-6 дней плывем, изучаем Священное Писание, затрагиваем различные темы, берем что-то из другой культуры для изучения, например, японскую поэзию, басни Эзопа, чтобы было интересно. Необходимо, чтобы была какая-то культурная программа. В этом году она еще более интересная получилась – вместе с рыбаками нашли зуб мамонта, как нам сказали палеонтологи, теперь надо определить возраст, какому мамонту он принадлежал… Это уникальное событие.

На протяжении 8-10 лет у нас было порядка 15-20 сплавов. Как правило, происходит 2 сплава в год, но в этом году у нас весенняя программа была очень насыщенная, поэтому ограничились летним сплавом, может, еще сделаем осенний.

Важно, что сплав это не просто «собрался и поехал», мы всегда стараемся так организовать маршрут, чтобы была трудовая, просветительская, миссионерская деятельность. Она-то и объединяет, больше всего вспоминает молодежь, как они вместе трудились. В прошлом году мы сплавлялись в с. Сылово – в храме делали вместе баннер, кирпичи разгружали, приводили в порядок. Может, помощь не такая глобальная в целом для храма, потому что действительно большие объемы строительства, но важен сам импульс, и для нас, и для местных – люди из города приезжают, что-то делают, для сельских жителей это удивительно. Таких мест было порядка 8 в нашей и не только нашей Епархии.

 

- Как происходят утренние и вечерние молитвенные правила в походных условиях?

- Мы их немножко сокращаем, поскольку молодежь бывает церковная и нецерковная, но больший упор делается на чтение и обсуждение Евангелия, Апостольских посланий и вообще Библии. А в остальном никаких отличий. Это тоже объединяет, присутствует соборность. В этом году у нас певчие сплавлялись, с регентского отделения были выпускники – очень красиво пели все вместе, учили нас петь. На природе хочется молиться.

 

- Вы сказали, что к вам присоединяется невоцерковленная, светская молодежь. Вы как-то привлекаете ее на такие сплавы?

- Изначально это были сплавы для тех людей, которые ходили на Евангельские чтения в Храм Вознесения, потому что сам формат сплава подразумевает не больше 30 человек – больше уже сложно организовывать. Но в последний раз мы задумали сделать что-то общее. Сплав предполагает все-таки знакомых, но всегда 2-3 человека Господь откуда-то и пошлет, в этом году было так. Они поначалу смотрят на все большими глазами, особенно, когда работа идет – тяжело все-таки, если человек городской, не приученный физической работе. А потом привыкают, и потихоньку происходит взаимодействие, общение.

Был случай однажды весной, мы сплавлялись по р. Бардым, и там был сильный подъем воды. У нас было два «настоящих», как они думали, туриста, которые сначала не хотели петь «Христос воскресе…», а потом, когда поняли, что ситуация напряженная и даже опасная (пришлось снимать сплав), все сразу стали петь и молиться. И эта общая молитва нас объединила и спасла.

 

- Какие еще мероприятия в другие сезоны происходят?

- Если взять православное молодежное движение, весной и осенью у них традиционный бал, но это больше досуговая форма, туда приходит и  неправославная молодежь. Еще есть конференции приходских молодежных клубов, объединений на разные темы. Есть фестиваль православной молодежи, который больше посвящен творчеству. Спартакиады, выставки, кинопоказы (ролики сама молодежь снимала), традиционный 2-3хдневный слёт, обучение. В Москве есть проект «Вера и дело», Синодальный отдел его развивает, и у нас для Уральского федерального округа (приезжали ребята из Челябинска, из Перми, из Тюмени, из Кургана и т.д.) проводилось обучение по православным молодежным движениям с тренингами, с мастер-классами. Есть у нас интеллектуальная игра «Познай истину», в этом году она проходит на трех уровнях – для школ, для сузов, для вузов. Цель игры – чтобы через диалог завязать общение на культурно-исторические темы, а поскольку в нашей культуре православие всегда было, есть возможность поговорить на духовные, патриотические темы.

 

- Как строится беседа с молодыми людьми? Люди приходят с вопросами или просто посмотреть?

- По-разному бывает. Иногда просто приходят, сидят-сидят, потом начинаются вопросы. Главный опыт у меня в храме Вознесения (как центральном городском храме со своими традициями, где большое активное скопление молодежи) и на Сортировке (это район более отдаленный, иногда говорят «депрессивный», но я сейчас понимаю, что это не так – там есть свой нерв, там малый приход, и «молодежка» другая). В Храм Вознесения приходит молодежь постарше, студенты в основном, а на Сортировке школьники бывают, это более семейный, домашний клуб. Там их человек 10-15, а на Евангельские чтения в Вознесенский храм однажды 100 человек пришло, так невозможно вести, сейчас установилось до 30-40, максимум 50 человек.

Мы читаем вместе Евангелие, разбираем различные темы, отвечаем на вопросы, разбираем Ветхий Завет, другие Книги. Сейчас больше года мы ведем так: неделю читаем Новый Завет, неделю Ветхий Завет, раз в месяц отвечаем на вопросы. По Ветхому Завету дошли до середины Исхода, по Евангелию дошли до 7 главы (от Матфея).

 

- Как происходят обычно Евангельские чтения? Наверняка, не просто сидят и читают…

- По-разному бывает. Кому-то может показаться это скучным,  но, думаю, мы не должны все время «плясать» перед людьми. Все-таки формат изучения Библии предполагает определенную сосредоточенность. Когда человек приходит, он должен понимать, что это усилие, мы не должны скатываться до грубого развлечения.

Во-вторых, мы стараемся как-то оживить занятия – культурный контекст взять, иллюстративные материалы, фильм посмотреть (сейчас много фильмов по библейской тематике, в т.ч. в Голливуде, интересно разобрать, посмотреть, как их сняли). Можно использовать материалы из других сфер художественной культуры, начиная от музыки, заканчивая живописью. Можно говорить и о проблемах молодежи, чтобы они как можно больше задавали вопросов. Поэтому если идут не только лекции, не только монолог, получаются иногда очень живые беседы, очень интересно даже мне самому.

Если человек захочет, ему будет интересно, потому что духовная жизнь необычайно интересна, если серьезно и правильно ей жить. Нужно сделать шаг, приложить усилия и методический подход, т.е. регулярность, последовательность и постепенность. Но молодежь как раз этим не обладает – сегодня они пришли, завтра у них любовь, послезавтра у них экзамены, поездка и т.д. Поэтому мы так выстраиваем Евангельские чтения, чтобы человек пришел, потом опять пришел через полгода – как будто не уходил. Те, кто ходят полгода-год, чувствуют, что уже выросли, Евангельские чтения теперь не нужны. Но главное, человек остался в Церкви, что еще нужно.

 

- У каждого молодого человека есть вкус, он выбирает музыку, что читать, с кем разговаривать и т.д. Когда вы говорите с ним о чем-то, у него уже есть свои предпочтения. Как вы говорите с ним, например, о музыке?

- Я говорю о той музыке, которую люблю слушать, и советую вместе послушать. У меня была идея проекта, чтобы у человека правильно воспитать чувство, чтобы он мог нормально жить и правильно ко всему относиться. Чтобы чувства воспитать, нужно, грубо говоря, показать примеры правильных чувств.  Например, человека обманули, предали – «жизнь закончилась»…  А есть такие произведения искусства, где показаны правильные чувства – как человек это пережил. Эти произведения искусства могут быть очень показательны и «воспитательны», чтобы когда случится с человеком в жизни какая-то проблема, он, прочувствовав на хорошем достойном примере, мог правильно поступить. Как пример назову Анну Герман, у нее есть песня «Один раз в год сады цветут». Девушка готовится к свадьбе, и вдруг молодой человек ее бросает, очень распространенная ситуация. Там описывается, как она это переживает, в интонации «Ну что же тут поделаешь…» и смирение, и кротость, и нет отчаяния. Такой богатый оттенок чувств в этих словах, как она пропевает это необычайно красиво и глубоко! Чтобы воплотить это проект, меня одного не хватает, нужна целая культурная среда, какой-то зал, класс. Но мы это совершаем в каких-то формах общения и стараемся об этом поговорить.

Что касается музыки, которая нам, взрослым, кажется ужасной, тяжелой, например, рок, то, во-первых, мы не должны испугаться, говорить, что это плохо. Чаще всего, молодой человек находит там что-то свое, что его вдохновляет, он этим живет, а мы этого не прочитали. И называя что-то сатанинским, мы называем так то, что ему показалось добрым, поэтому он разворачивается и уходит. Поэтому наша задача сделать его кругозор шире, чтобы была культурная широта, чтобы он научился слушать не только рок, но научился понимать, что классика глубже рока, более многослойная. Хотя тоже можно сравнивать, смотря, что брать в роке, это тоже очень широкое понятие. Главное – не испугаться, не поливать все грязью, говорить рассудительно и трезво.

Есть вещи откровенно проходные, направленные на манипуляцию сознанием – нужно учить беречься от таких вещей, это техника безопасности. Зачем слушать такую музыку, которая разрушает твою душу? Рано или поздно молодой человек поймет это и не станет саморазрушаться, слушать звуки, которые подсознательно влияют на человека. Это можно человеку показать и рассказать. И в классике не все так просто, там тоже много различных моментов, там тоже можно показать борьбу добра со злом. Собственно говоря, для этого и нужна мировая художественная культура, чтобы показать всю широту борьбы добра со злом. Как говорил Достоевский, «Дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Нужно научить человека в своем сердце бороться со злом и обращаться к добру, к любви, к свету, ко Христу, к Богу.

 

- Завтра состоится IX Съезд законоучителей, на котором вы тоже будете выступать…

- Да, попытаюсь что-то рассказать о формах работы с молодежью. Движение должно расти за счет тех, кто бескорыстно начинает служить этому делу. С молодежью нужно уметь говорить – их легко отвратить, это самая большая опасность.

Очень важно знать, чем помочь Церкви. Когда можно сказать, что работа с молодежью заканчивается? Когда человек выходит на служение (вступление в брак это тоже служение), берет ответственность на себя, начинает что-то организовывать. Тогда он полноценный член Церкви, его уже нельзя назвать «молодежью», потому что он свой выбор совершил. И такие форумы помогают определиться тем, кто еще не нашел себя в Церкви, в служении. Необходимо найти, потому что если этого нет, будет духовная пустота и разочарование. Бывает, человек ходит в храм, причащается, и через много лет чувствует, что на одном месте топчется – значит он не нашел свое служение, не является активным делателем. Господь сказал нам быть активными: «Идите, служите, проповедуйте, да светит свет ваш перед людьми, не ставьте свечу под спуд» и т.д. Поэтому форум поможет нам определиться.

 

Вопросы от зрителей по теме и не совсем:

 

- Может быть, главное в воспитании молодежи – начать с себя? Как сказал Апостол Павел «Проповедуя другим, как бы самому не оказаться недостойным». Самое главное, пример, как Вы считаете?

- Да, я говорил, что как только мы начинаем хоть где-то допускать ложь, это действительно «антипример». А поскольку мы все равно не идеальны, но говорим все же о святых вещах, поэтому очень сложно соблюсти эту тонкую грань – осознавая свою греховность, недостойность, говорить людям не с высоты, а из глубины смирения. Если эту грань соблюдать, молодежь чувствует, что нет фальши, они в этом плане очень чуткие.

 

- После программы «Беседы с батюшкой» идут вечерние молитвы, как лучше: по телевизору смотреть или читать по молитвослову?

- Можно и так, и так. Если вы благодаря телевизору чувствуете, что соборно молитесь, или человек немощный – нет проблем, телеканал поможет поднять молитвенную жизнь. Если он вам мешает молиться, если человек «отключается», лучше взять молитвослов и самим помолиться. Нет особых препятствий и правил, лишь бы это была молитва.

 

- Молодые люди собираются жениться, в день свадьбы жених приехал за невестой. По христианской традиции, кто должен их благословить и какой иконой? Кто должен встретить в ЗАГСе?

- Традиционно это делается не перед ЗАГСом, а перед венчанием, но сейчас разные бывают случаи, например, дети не готовы к венчанию, но хотят все равно благословиться. Все равно нужно благословлять, если родители соглашаются на этот брак. Обычно для благословения используются родительские иконы, с которыми сами родители венчались, держали их перед алтарем. Но сейчас мало у кого есть родители, которые обвенчаны и у которых есть такие венчальные иконы. Поэтому верующая мама, или отец, а лучше оба благословили своих детей: отец – иконой Спасителя, мать – иконой Божией Матери. Могут сказать напутственное слово, отеческое наставление. Еще есть поздравление в самом храме во время венчания.

В ЗАГСе кто как хочет, это светская традиция, мы не против ее, но регламентировать, что там делать, нет смысла.

 

- Мы с мужем 5 лет живем в браке, 10 лет вместе живем. Он готов венчаться, а я пока не готова духовно. Батюшка нас по этой причине не причащает. Что делать?

- Ваш духовник все же вас знает лучше, вопрос нужно решать с ним. Меня больше всего удивляет, что человек готов причащаться, но не готов вступать в брак, в Таинство со своим родным мужем. Что мешает вступить в брак, в Таинство, в котором Господь бы вас благословил? Причастие нужно, чтобы нам правильно жить с Богом и в Боге, в мире и в Церкви. Все Таинства Церкви имеют единую природу – это благодать Божия, которая вливается в нашу жизнь и нас преображает. В Причастии мы говорим «Господи, измен нас, мы отдаем себя в Твою волю, и мы ищем Твою волю отныне», просим благословения на всю жизнь. В Таинстве венчания Господь тоже открывает нам Свою волю и нас благословляет именно на жизнь в браке, жизнь семейную, а мы не принимаем благодать Божию. Батюшка мудро поступает, потому что видит это раздвоение: вы не готовы к венчанию, как вы можете быть готовы к Причастию? Правда, я не знаю всех нюансов вашей жизни и не могу сказать больше, чем сказал.

- С такими вопросами к вам молодежь обращается?

- Конечно, эти вопросы основные, которые и приходится все время решать. Здесь не должно быть формального подхода.

 

- После венчания сына, поздравляя молодых, я сказала о том, чтобы они были готовы не к праздникам жизни, а к мученичеству (неслучайно священник поет тропарь мученикам), но сторона невесты на меня обиделась. Может, я была неправа, говоря в такой праздник о мученичестве?

- Да, нужно знать, где что говорить, надо помнить «Не мечите бисер перед свиньями». Человек, не понимающий духовных истин, может обидеться, разозлиться. О духовном нужно говорить там, где нас поймут. Это во-первых. Нужно покаяться и в следующий раз учесть тот момент, что даже среди близких и родных людей нужно быть осторожным. Мы своей верой можем людей искусить, а верный не должен никого искушать, нужно быть трезвым и рассудительным.

 

Во-вторых, что касается мученичества и венчания. Наш «мученик» от слова «мучение» - не совсем точный перевод. Этот стереотип всегда перевешивает. Да, у мучеников бывают сильные мучения, которые они преодолевают, вспомним великомученика Георгия Победоносца. Но главный акцент не на том, что он мучился, а на том, что он свидетель Христов, Его Воскресения. Греческое слово martiros переводится как «свидетель», человек свидетельствует о том, что он никогда не сойдет с того пути, который он выбрал. Применительно к новобрачным – они вместе стоят друг с другом, имеют общий путь ко Христу, который начинается у притвора, где происходило обручение, потом в центре храма происходило само венчание с троекратным хождением вокруг аналоя с Евангелием и с Крестом, в этот-то момент и пели «Святые мученицы…» и другие тропари пророческие, символично путь их жизни происходит вокруг Евангелия, вокруг Креста и завершается этот путь перед Царскими вратами как символ вечности, символ Страшного Суда. Суть в том, что два человека свидетельствуют перед всем миром (почему помолвка должна была раньше быть широко освещена, чтобы каждый мог прийти и сказать «Он обещался другой невесте», раньше даже в газетах писали, если известные семьи вступали в брак), перед всей Церковью они торжественно свидетельствуют, что их любовь друг к другу есть любовь Христова, прежде всего любовь во Христе. Поэтому поются тропари мученические, свидетельствующие об их общем духовном пути.

 

Поэтому может, нужно было более завуалировано сказать, что они вместе выбрали эти венцы, которые и на мучеников надевали, и на императоров, что у императоров раньше было особое служение, они должны были служить народу, возвещать Христа, проповедовать Христа. Думаю, если бы эти нюансы были раскрыты, родня невесты бы не обиделась, что у них общий духовный путь. Нужно быть внимательными, осторожными и искусными в беседах с нашими молодыми.

 

- Брат в возрасте, в первом браке был не венчан, сейчас хочет повенчаться во втором браке. От родителей остались венчальные иконы. Кто может их благословить этими иконами, если они будут венчаться?

- Духовник может благословить, может старший брат. Вообще, Таинство венчания и есть благословение Церкви на брак, и эти иконы можно использовать в Таинстве венчания.

- А со стороны родственников?

- Нет такой традиции, все-таки родители должны благословлять. Не нужно искусственно это делать, искать специально родственника. А если есть какой-то родственник, который действительно их воспитывал, родной, близкий, духовно трезвый, рассудительный, который может дать наставление – это разрешается, пожалуйста. Думаю, здесь нет препятствия.

 

- Дочке скоро 11 лет. Когда она боится что-то делать, я ей советую: «Бог любит смелых, скажи «Господи, благослови» и делай!». А ее крестная где-то читала, что нужно приступать ко всему с рассуждением. Посоветуйте, как правильно?

- Хорошо бы еще узнать, какая дочка по характеру. Кому-то можно говорить «Бог любит смелых» и слушать песню Анны Герман «Надежда – мой компас земной, а удача – награда за смелость». Кого-то нужно вдохновлять и постоянно говорить о смелости. А есть дети и без того инициативные, и им наоборот нужно сказать «Ты куда лезешь, подумай немножко». В педагогике очень важно увидеть неумеренность у человека и уврачевать – если есть неправильная наклонность и вразумить. Поэтому если дочь тихоня, ей нужно говорить «Дерзай, старайся, ищи», подтолкнуть в жизни, дать импульс, о смелости говорить, а если наоборот, то нужно о рассудительности говорить.

В любом случае, надо говорить и о том, и о том. Потому что есть смирение, а есть дерзновение. Дерзновение – это не дерзость, так же как смирение – это не раболепие. Но если смирение без дерзновения, будет раболепие. А дерзновение без смирения – будет дерзость. Два крыла у птицы, два понятия, которые, казалось бы, друг другу противостоят, но рождают возможность для человека полететь, духовно приподняться (но не улететь духовно!). Так же и здесь, смелость и рассудительность – два крыла для человека. Умение рисковать, пробовать что-то новое должны быть присущи человеку. Если у человека не будет, назовем светским языком, амбиций, то он не сможет реализоваться. А если у него наоборот слишком много амбиций, а возможностей мало, он очень быстро сломается. И то и другое нужно развивать, а  в зависимости от человека нужно что-то больше развивать, что-то меньше.

 

- Почему в школах нет православного урока?

- В школах вводится курс «Основы православной культуры» в классе четвертом-пятом. Это только начинает вводиться. К сожалению, не все родители выбирают эти предметы, здесь есть определенные проблемы. Я думаю, этот вопрос лучше бы прокомментировал специалист из отдела религиозного образования и катехизации, какие есть сложности и нюансы. Может быть, мы, православные, не готовы в школе работать на профессиональном уровне, есть, наверное, проблема с кадрами. Это мое видение, на мой взгляд, лучше чтобы специалист об этом более грамотно рассказал.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать