Крещение Господне

20 января 2014 г.

Скачать видео:
  • Скачайте утилиту savefrom.net (http://ru.savefrom.net/user.php)
  • Наведите «мышкой» на видео
  • Цифры от 144р до 480р - это качество видео
  • Для просмотра сохраненного видео используйте vlc player (http://www.videolan.org/vlc/)
Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы. Эфир 20 января 2014 года.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, протоиерей Олег Стеняев.

 - Добрый день!

 - Здравствуйте, отец Олег. Прошу – благословите наших телезрителей

 -Божье благословение! Поздравляю всех с праздником Крещения Господня и днем Богоявления.

 - Спасибо, отец Олег. И тема нашей  передачи сегодня – Крещение Господне. Напоминаю, что мы работаем в прямом эфире, и  вы можете позвонить  к нам в студию, задать любые интересующие вас вопросы. Телефон в Москве 8 (495)781 49 54.

Итак, Крещение Господне. Скажите, отец Олег, почему Иоанн Креститель проповедовал именно в пустыне - не в городе, не еще где либо, а именно в  пустыне?

 - Иоанн Креститель хотел таким образом напомнить евреям их предысторию. Как нация, они сформировались во время Исхода, когда ходили по пустыне сорок  лет, шли из Египта в Землю обетованную. Он как бы возвращал их к временам Моисея, когда в пустыне Бог давал им Святые Заповеди. С другой стороны, сам Иоанн Креститель вел очень строгий аскетический образ жизни. Пребывая в пустыне, он питался медом и акридами. Акриды – это вид кузнечиков,  которых сушили и по закону Божию разрешали есть в то время.  И  дикий мед он собирал. Он не мог не напоминать всем людям другого пророка. Он был одет в  одежду из верблюжьего волоса и кожаным поясом подпоясан. Таким был пророк Божия Илия, который задолго до Иоанна Крестителя свидетельствовал, в том числе и в этой пустыне, и в разных других местах о Воле Божией.

Иоанн Креститель был тем человеком, который пришел в духе пророка Илии. Как на ученике Илии - Елисее почил его дух, так и  на Иоанне Крестителе. И Христос даже однажды сказал, если хотите: «он есть как Илия». Поэтому было несколько причин, почему он проповедовал в пустыне. С одной стороны – напомнить  о славных временах прошлого, с другой стороны -  есть объяснение Святых Отцов.  Он хотел показать,  что народ оказался в состоянии некоего духовного вакуума. Пустыня нравственная и моральная проникла в общество. И когда люди выходили из Иерусалима, из Десятиградия, из  Иудеи, из разных городов и сел   к нему в пустыню, они осознавали свою некую несостоятельность и нуждались в обновлении тех обетов, которые они приносили Богу на горе Синай, когда сказали: «мы исполним и выслушаем, то, что Бог нам даст».

 -  То есть, этот факт проповеди в пустыне актуален и сегодня.

 - Конечно. Для нас пустыня -  это времена катакомбной Церкви, когда христиане были в гонениях. А гонения время от времени возвращаются, и мы как бы заново переживаем сложные времена. Но имея великие примеры, образы мучеников,   подвижников, мы легче переносим трудности.

 - Скажите, а чем отличается Иоанново Крещение от христианского традиционного Крещения?

 - То, что совершал Иоанн Креститель, подробно описано в книге «Левит». Там сказано: если человек прикоснется к чему-то нечистому, или человек осквернится, то он должен омыться, совершить обряд, который называется в еврейской традиции «микве» и до захода солнца  он будет нечист. И в Священном Писании, в книге «Левит» сказано: «когда солнце зайдет, тогда очистится».

А так как Иоанн Креститель был Предтеча Христа, на самом деле этим обрядом он указывал на захождение солнца, которое произошло, когда Христос умер на Кресте. И когда Он умер – солнце зашло,  и мир очистился. А в законе Моисеевом было сказано, что до захода солнца все будут в состоянии нечистоты, даже после омовения. Вот этот обряд был известен со времен Моисея, но особенность Иоанна Крестителя – обычно люди сами погружались в воду, а тут он их крестит сам. Он совершает над ними этот обряд. Поэтому они его спрашивали: кто ты такой – ты Христос, ты пророк, почему ты так поступаешь? Но он именно Предтеча, он приготовлял людей ко встрече с Иисусом Христом. Он во множестве собрал их в пустыне – так бы они не вышли если бы  не видели его равноангельского образа жизни. Он совершает обряд Крещения ветхозаветного, уже указывая на Крещение будущее когда говорил: «Я крещу вас в воде, но Тот, который идет за мною -  Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». То есть вся его миссия – это миссия Предтечи. И кстати, именно Иоанн  Креститель начинает проповедь о том, что приблизилось Царство Небесное. И в этом смысле он Предтеча главной доминанты проповеднической. Когда Христос начнет проповедовать, Он тоже будет проповедовать  о Царствии Божием. Все притчи Иисуса Христа  связаны с Царством Бога, которое приближается, то есть устраняется человеческая система правления,  и принципы Божественной теократии воцаряются на земле.

 - То есть, Крещение Иоанново – оно как бы предтеча христианского Крещения?

 - Да, оно является предтечей Крещения, это обряд «микве», который до сих пор совершают иудеи, если они оказались в состоянии скверны. А обычно этот обряд совершается  над человеком, который, например, жил долго среди язычников, а потом вернулся на Святую землю – и над ним совершают «микве».  Здесь поразительно то, что  он совершает этот обряд над жителями Иерусалима - иудеями. Он как бы им говорит – вы стали хуже, чем язычники, вас надо (на  нашем христианском языке) как бы перекрестить заново. И вот это было чудесно для всех людей, которые наблюдали это действие, совершаемое им на Иордане, и в другом Евангелии, кроме Евангелия от Матфея, есть уточнение: «там было много воды». Обряд «микве» считается совершенным только тогда,  когда человек полностью погружается в воду. Это как бы аллегория умирания для скверны, и  потом он выходит из этих вод, как воскресший, очищенный.

 - Вопрос из Подмосковья. Не противоречит ли омывание святой водой после вечерней службы накануне праздника Крещения елеопомазанию, полученному ранее? Можно ли окунаться в Иордань  после елеопомазания?

  - Я думаю, что в этой ситуации получается, как благодать на благодать. То есть, вы получили помазание освященным елеем, и потом вы погружаетесь в Иордань. Здесь действительно благодать на благодать, и Сила Божия присутствует как милость Божия, проявление благодати на таком человеке как бы дважды – испытать радость соприкосновения со Святым.

 - Иоанн Креститель назван величайшим ветхозаветным пророком. Неужели он остается в Ветхом Завете – за порогом Нового Завета?

 - Да, это действительно так. Он остался за порогом Нового Завета, но он –величайший из всех пророков. Так сказал Христос, и  тут же Христос добавил: «Но меньший в Царствии Божием больше его». Он не пережил христианского Крещения – во имя Отца,  и Сына и  Святаго Духа. Он не пережил Пятидесятницу – нисхождение Духа Святаго – то, что каждый крещеный православный человек переживает в Таинстве Святого Миропомазания. Он выполнил свою миссию, он как бы такое славное завершение Ветхого Завета. И собственно говоря, Иисус Христос начинает проповедовать только тогда, когда Иоанна Крестителя по приказу Ирода заключили в темницу в крепости Масада. 

Вот с этого момента, когда Христос узнал, что Иоанн заключен в темницу, Иисус начинает проповедовать. Здесь как бы уже начало Новозаветной уже       проповеди. Заключением Иоанна Крестителя – этого праведного богочестивого человека в темницу – как бы пленение всех ветхозаветных усилий произошло выстроить правильные отношения с Богом. И здесь уже сам Богочеловек начинает свидетельствовать о Евангелии. Как сказано: «Закон произошел через Моисея, а благодать и истина – через Иисуса Христа».

 -  Крещение младенцев - как оно связано с библейским Крещением?

 - Давайте обратим внимание на то, что в ветхозаветные времена ребенок входил в общину Израиля в восьмидневном возрасте, когда над ним совершалось обрезание. Причем ребенок, который обрезан, будучи младенцем, мог вкушать от пасхальной трапезы. Сказано: «Необрезанный да  не ест пасхальную трапезу», а эта трапеза собой преобразовывала Евхаристию. Как Апостол Павел говорит: «Наша Пасха – Христос, закланный за нас».

Таким образом, получается, что в Ветхозаветные времена восьмидневный младенец мог войти в народ Божий, он мог участвовать в трапезе – в седере пасхальном. И неужели с приходом Иисуса Христа положение детей усугубилось? Это было бы странно -  такое допустить. Потому что во дни Закона это было возможно, что дети становились членами ветхозаветной Церкви, тем более – в наши времена. В писании есть тексты, где говорится прямо, что обрезание преобразовывало собою Крещение. Об этом мы можем прочитать  в «Послании к Колоссянам» апостола Павла (вторая глава,11-12 стих). Здесь сказано: «В Нем   (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым быв погребены с Ним в Крещении». То есть, это Крещение. И те люди, которые отвергают где-то Крещение, они обычно выдвигают такие аргументы, что Христос сказал: «Идите, научите и крестите». Но как мы себе можем представить, что апостолы входили  бы в дома, ничего не объясняя родителям, брали бы младенцев и крестили бы их?

 Никто бы не разрешил им прикоснуться к младенцам. Они сначала учили родителей, а потом, как часто в Новом Завете мы встречаем такое выражение: «крестился такой-то и дом его». Например, «сотник римский крестился и дом его». Дом в тогдашнем понимании -  это все домочадцы, это рабы, это их дети, это младенцы, это подростки – то есть люди разного возраста. И есть прямой текст в Священном Писании, где говорится  о том, что дети могут креститься. Это книга «Деяний Святых Апостолов» (глава вторая с 37 стиха и ниже): «Услышав это (то есть проповедь апостола Петра в Иерусалиме) они (жители Иерусалима) умилилися сердцем и сказали Петру и  прочим апостолам, что нам делать, мужи братия»? Петр же сказал им: «Покайтесь». Когда Петр говорит: «Покайтесь», он не говорит: «покайтесь все», потому что каяться могут только взрослые люди. А когда он говорит о Крещении, он говорит уже несколько иначе: «И  да крестится каждый  из  вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов».

Почему каждый должен креститься? Потому что и взрослые, и младенцы во грехе. В Писании сказано -  Давид говорит: «В беззаконии зачат я, во грехе родила меня мать моя». В книге «Исход» (20 глава, 5 стих) сказано: «Бог наказывает детей  за вину отцов до третьего - четвертого рода». Поэтому Петр говорит: «Да крестится каждый из  вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святаго Духа». А далее: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим». Обетование о том, что после Крещения, когда люди очистятся в водах Крещения. они смогут получить Дар Духа Святаго. Таким образом. Слово Божие очень достоверно об этом говорит.

Некоторые говорят -  но ведь в Писании сказано, что Крещение есть обещание Богу доброй совести. Тот, кто крестится, должен веровать. Но  в христианской практике за младенца верует его крестный родитель. И крестный родитель дает обещание от его лица – когда отрекается от сатаны, от ангелов его, от служения гордыне его от лица младенца. Кто-то спросит  - а как один человек может веровать за другого? В Евангелии много таких случаев. Вспомните сотника, который пришел и сказал: «отрок мой -  слуга жестоко страдает». И Христос, видя веру его, говорит этому сотнику: «Иди, твой слуга здоров». Или - четыре человека принесли друга больного на постели, спустили   к ногам Иисуса, разобрав крышу. И сказано, что Иисусу Христос, видя веру их, говорит расслабленному (похоже, не только физически, но и духовно): «Встань, возьми постель и иди в дом свой» То есть, мы видим, как по вере одних  людей другие получали исцеление чудесное, когда благодать Божия касалась их. И в Церкви эта практика установилась, потому что мы не можем подвергать опасности младенцев, которые родились. У нас нет абсолютной гарантии, что они доживут до такого возраста, когда смогут самостоятельно  принять это решение.

 -  Вопрос из Подмосковья от раба Божьего Сергия. Почему на празднике Крещения повторяются слова 113-го Псалма «Что с тобою, море, что ты побежало, и <с тобою>, Иордан, что ты обратился назад»? С чем это связано?

 - Это связано с преданием о том, что когда Сын Божий подошел к воде Иорданской, вода испугалась и отступила вспять. Потому что, кто такой Христос? Это Богочеловек. Это Тот, о котором сказано: «Им и через Него небо и земля сотворены». Это Бог, который воплотился на земле и жил среди людей тридцать три с  половиной года. Природа всегда чувствует Бога, Природа всегда чувствует действия Бога в этом мире, она, безусловно, подчиняется Создателю.

 Только человек, наделенный свободной волей, может принять волю Создателя или  уклониться от нее. Вот это предание, и то, что оно связано с  пророческим псалмом царя Давида – а в псалмах царя Давида много есть пророчеств о Христе, и в том числе об этом событии, когда Иордан встрепенулся при приближении Творца. Ведь о Боге сказано, что все Им движется и существует. И вода движется  только потому,  что есть какое-то намерение Бога относительно этого, и жизнь каждого из нас, и  кровь по нашим жилам  струится потому, что есть намерение Бога, чтобы мы существовали. То есть, мир  не существует без Бога, он существует в Боге  и с Богом. И хотя Бог -  Творец этого мира, Он не соприкасается с этим миром, но всецело управляет им.

 - Через Крещение происходит ли прощение грехов?

 - Если говорить о  Крещении Иоанновом, то нет. Это было Крещение в покаянии. Там погружение в воду  было символическим моментом очищения тела.  А уже о христианском крещении в Писании говорится, что оно не является омытием плотской нечистоты, но прежде всего - обещанием Богу доброй совести. Когда человек взрослый крестится, он  дает обещание Богу, что  с доброй совестью  свидетельствует, что принимает заповеди Евангелия и будет им следовать

 - То есть только обещание, не прощение?

 - Прощение совершается, когда Таинство Крещения. Сказано: «Пойди и омой свои грехи» – в книге Деяний Святых Апостолов, когда апостол проповедовал евнуху  Эфиоплянину. То есть, действительно в христианском Крещении, которое совершается во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, заслугами  Христа, Его крестной смертью, Духом Святым усвояются нам эти заслуги, и совершается искупление человека, который крестится. И здесь уже реально происходит, что   человек после Крещения такой же чистый, как младенец после Крещения. В христианской практике человек никогда не исповедует грехи, которые были до Крещения. Это  возможность начать жизнь заново, с чистого листа. Поэтому многие древние христиане всегда отодвигали момент крещения. Известно, что равноапостольный император Константин Великий крестился на смертном одре. Он очень хотел, чтобы встреча с Господом произошла в тот момент, когда он после Крещения абсолютно чист, как  и младенец после Крещения.

 - Вопрос от постоянного слушателя Евгения из  Белгорода. Дар Святаго Духа после обряда Крещения дается человеку автоматически, или еще кое-что надо кроме Крещения и самого обряда? А так получается  -  покрестился, а человек может быть, неверующий, а дар Святого Духа ему  дан уже

 - В православной традиции после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. В апостольском периоде это выглядело так: человек крестился, потом приходили апостолы, возлагали руки на крещеных и те получали через возложение рук апостолов Духа Святаго. Это было явственно  для всех. И даже был человек – Симон волхв, который увидел, что Дух Святой сходит на тех, на кого апостолы возлагали руки в крещении. Он хотел дар купить у апостолов,  но это невозможно.

В нашей традиции епископ, который является преемником апостолов,  не может на всех крещеных младенцев возлагать руки, и поэтому готовится миро, которые освящают епископы вместе с Патриархом. Этим освященным миром потом помазывают людей, которые крестились, и произносятся слова: «Печать Дара Духа Святаго» - трижды.  И потом смысл жизни христианина – раскрывать эти печати Дара Духа Святаго - то, что старец Серафим Саровский называл стяжанием благодати Дара Духа Святаго.

 Конечно, если человек неверующий, он не может быть крещен. Мы крестим младенцев, но мы настаиваем на том, чтобы родители приняли Евангелие или крестные, как минимум, обязательно были бы верующими людьми. Но если взрослый человек приходит и говорит, что он не верит – мы его не крестим. Потому что Крещение совершается  по вере. Когда я крещу взрослых, я всегда  спрашиваю – прямо перед Крещением: «Веруешь ли ты в Богочеловека Христа Иисуса как в своего Спасителя. Веруешь ли ты  в Святую Троицу?»  И когда он говорит: «Да, я  верю» -  я уже совершаю Крещение. Это такая общая практика  церковная – взрослых людей мы не просто вопрошаем,  мы их оглашаем.  Оглашенные  - это люди,  которые готовятся к Крещению. Они ходят в храм, стоят за Литургией до определенного момента – эта часть Литургии называется Литургией Оглашенных. Они готовятся, изучают Писание, и только потом, когда они засвидетельствуют свою веру, мы их крестим.

 - Вопрос из Оренбургской области. Есть ли у иудеев, кроме обрезания, Крещение?

 - Если бы иудеи совершали крещение во имя Иисуса Христа, они были бы православными христианами. Они совершают обряд «микве» – погружение в воду. В каждой синагоге есть специальный бассейн, чтобы человек мог полностью погрузиться в воду. То есть, они совершают омовение в формате того, что делал Иоанн Креститель. Но Иоанн Креститель это делал, как Предтеча Христа. К сожалению, иудеи не приняли Христа как Мессию, они ожидают, что Христос, как они говорят, еще должен прийти. В этом принципиальное отличие между их верой и нашей верой.

 - А Миропомазание совершается только во время Таинства Крещения?

- Оно совершается после Таинства Крещения.

 - Больше Миропомазание не происходит?

 - Второй раз в жизни человека Миропомазание совершается только тогда, когда он становится царем.  Когда человек становится царем, на него возливают миро освященное, чтобы Дух Святой теперь руководил им,  как государем, и он смог бы управлять   вверенным ему в попечение  своим народом.

- Чем миро отличается от елея?

 - Мироварение -  это Таинство очень важное. Миро сообщает соприкосновение с Духом Святым и   предполагает руководство Духа Святаго. Дух Святой входит  в жизнь человека  миропомазанного, а в жизнь царя он дважды входит, и человек может более эффективно совершать свое служение. Как апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилася в сердца наши Духом Святым».

 Елей сообщает пользу нашему здоровью. Это больше забота о нашем теле, и мы в этом нуждается, реально нуждаемся. Елей – это то, что люди употребляют в пищу, когда освящается пшеница, вино и елей во время службы, потом этим елеем помазывают. Это то, что касается жизненной необходимости человека, для здоровья его тела. А Миропомазание -  это именно Дух Святой, то, что называется Крещением Духом Святым. Как Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас в  воде, а Он будет крестить вас Духом Святым».

 - В Евангелии есть два свидетельства, два момента, когда Бог Отец свидетельствует об Иисусе, как о своем Сыне. Одно свидетельство -  во время Крещения,  другое -  на горе Фавор. Чем отличаются эти свидетельства?

 - Очень хороший вопрос. Отличие существует. В день Крещения Господь сказал – Бог Отец о Сыне: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». А на Фаворе  слова немножко иные: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте». Вот это отличие. Почему? Потому что Иисус Христос начал проповедовать после Крещения, когда Иоанн Креститель был взят под стражу. И вот это отличие и было как раз зафиксировано - когда люди уже и Нагорную проповедь услышали, и многие другие наставления Христа, его притчи. На Фаворе Бог произносит те же слова, что и в день Крещения, но добавляет: « Его слушайте».

 - То есть это как бы двойное подтверждение?

 - Да. Это свидетельство с неба. Посмотрите: Иоанн Креститель был человек, который созерцал эту Тайну. И на Фавор Господь взял трех своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова. Почему он взял трех, а не двенадцать? Потому что по закону Моисееву достаточно трех свидетелей, двух или трех. Сказано: «Любое слово верно при устах двух-трех свидетелей». И эти люди слышали голос Бога Отца на Фаворе,  который  засвидетельствовал эту Тайну.

 - Вопрос из Наро-Фоминска от Валентины. Я в советские еще времена  очно и заочно стала крестной матерью четырех крестников. Одна из них 20 лет живет в Америке. Сомневаюсь, что она исповедуется в православии. Один из крестников – человек неверующий, а для двух я была крестной заочно. Как  быть?  Я о них молюсь, но в требы не подаю, потому что не уверена.

 - Я так отвечу на Ваш вопрос. Это беда на самом деле  - то, что вы взяли на себя ответственность стать крестной и никак не смогли участвовать в жизни этих детей. Дело в том, что обязанность крестного - именно духовное окормление и воспитание младенца, ребенка, отрока, юноши или девицы. Ситуация сложилась так, что вы не имеете доступа к этим людям. Вот в тот момент, когда вам предлагали стать крестной, вам надо было расспросить этих людей -  какие у них планы на будущее. И если бы вы услышали, что они куда-то хотят уехать за границу, вы должны были отказать в  том, что вы станете крестной.

Это очень серьезно и ответственно - быть крестным. Крестный отвечает за духовное воспитание и развитие ребенка. Но так как вы могли этого не знать, и от вас эта ситуация не зависела -  эти  люди разъехались, вам остается делать то, что вы делаете -  вы молитесь за них. И вы обязаны за них  молиться, вы обязаны за них совершать необходимые моления, даже если вы знаете, что один из них неверующий, чтобы Господь вразумил бы этого неверующего, чтобы ваш крестник обрел бы дар веры - это очень важно.

 - А требы можно подавать за них?

 - Если человек неверующий и открыто об этом говорит, заявляет, о нем можно молиться в домашней молитве. А подавать  в храм, особенно  на проскомидию -  это, конечно, недопустимо в такой ситуации.

Давайте зададимся вопросом -  почему этот праздник называется не только Днем Крещения Господня,  но еще он называется Днем Богоявления. Почему? Смотрите, что написано в Священном Писании – это «Первое послание к Тимофею» (глава 3 . стих 16): «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам». Почему  о Боговоплощении Христа Иисуса сказано, что Он проповедал в народе, явился во плоти, показал Себя ангелам? Ангелы не могли постичь Бога до Его Боговоплощения на земле. Они закрывали свои лики крылами и только восклицали: «Свят, Свят, Свят!» А когда происходит Тайна Боговоплощения -  Бог являет Себя как Триединый Бог.

 Иоанн Креститель был первым человеком,  который явственно, почти осязаемо созерцал эту Тайну. Он видел Сына Божия – второе лицо Святой Троицы, который стоял в струях Иордана особо. Он видел Духа Святаго,  который в виде голубином особо парил над головой Сына Божия. И он слышал голос Бога - Отца, который  звучал из осеняющего облака с неба. То есть, Иоанн Креститель созерцал это Богоявление, когда присутствовала вся Троица. «И Дух Божий носился над водами» -  давайте вспомним, что нам это напоминает? Сотворение Мира! Сказано в «Сотворении мира»: «Создал Господь Бог        небо и землю, и Дух Божий носился над водою.»  И учитель Церкви Тертуллиан  говорил  - в день Богоявления, когда было Крещение Господне, Христос начинает творить новый мир -  мир Нового Завета. Потому что это Крещение преобразовывало христианское Крещение. Предтеча указывал на Христа Спасителя и когда он увидел его на Иордани, он сказал:  «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». И для нас тут очень важно понять, что во Христе  мы имеем доступ   к Духу Святому во Христе, мы получаем познание о Боге - Отце.

Однажды апостол Филипп попросил Господа Иисуса: «Покажи нам Отца и будет довольно». На что Христос ответил: «Сколько Я с вами, и ты не видишь? Видевший Меня видел и Отца». Почему Он так сказал? Потому что Он говорил то, что Отец вложил в Него. Он Сам говорит: «Я говорю то, что услышал от Отца».  То есть Иисус Христос своим Боговоплощением показал нам характер Бога-Отца, раскрыл намерения Бога - Отца относительно всего рода человеческого, и уже в христианском, евангельском формате  мы знаем, что Бог - Отец это есть Любовь. Ибо сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного,  дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную».

А в ветхозаветном формате люди до конца не понимали характер Бога, не понимали его намерений. А дьявол всегда клевещет на Бога. Он хочет обвинить Бога в том, что он  жестокий, что он все время ищет, как бы нас в чем-то обвинить. А Евангелие показывает нам другого Бога. Христианский Бог  - это любящий Отец.  И когда ученики Христовы однажды подошли к нему и попросили: «Иоанн Креститель научил своих учеников молиться,   и Ты научи нас молиться», -  Он дает им молитву, которая начинается словами «Отче наш». Это очень важная молитва, потому что в этой молитве мы осознаем, что Бог  - создатель мира, Отец небесный - он наш Отец. То есть, в Иисусе Христе, по благодати, мы усыновляемся Богу - Отцу. И поэтому этот день называется днем Богоявления, так как никто кроме, Иоанна Крестителя до этого так явственно и осязаемо  не созерцал эту Тайну. Ведь когда Иоанн Креститель крестил Сына Божия, он прикоснулся вверху головы Его. Это был момент такого познания о Боге,  которого никто не переживал до этого. Но  в христианской традиции,  в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, мы верим, что они обреклись в познании о Боге, и теперь  могли свидетельствовать в Духе Святом  с силой и с дерзновением. Потому что о Духе Святом Христос говорил: « Он научит и наставит вас на всякую правду».

 - Вопрос из Твери от рабы Божией  Евгении. Меня крестили в 1970 году,  когда мне и года  не было. Я выросла, венчалась. В миру меня зовут Жанной, а венчали, как Иоанну. Потом кто-то вспомнил, что меня окрестили, как Евгению. Я начала жить церковной жизнью и причащаюсь, как Евгения. Но нет до сих пор ясности, под каким именем меня крестили.  Меня крестили в Москве, в храме Ильи Пророка на Преображенке. Сохраняются ли записи, и как мне узнать, под каким именем меня крестили?

 - Вы можете обратиться в этот храм. Если вас крестили, как вы говорите, в 70-х годах, в то время обязательно записывали всех, кто крестился. Если вы придете в этот храм, назовете свою фамилию, год, когда были крещены и по церковным книгам этого храма можно будет совершенно четко установить, с каким именем вы были крещены.

 - Что может принести святая вода в дома верующих?

 -  Если мы внимательно прослушаем молебен на Богоявление, когда совершается освящение этой воды, то главная мысль этого молебна выражена в том, что после освящения эта вода становится той самой водой, в которой  стоял Сын Божий, над которой парил Дух Святой в виде голубином, и над которой прозвучал глас Бога - Отца. Она называется «вода, скачущая в жизнь вечную». Она очищает человека от страстности, от  любой скверны. И когда мы приносим Богоявленскую воду в дом, мы окропляем этой водой все. В старину окропляли скотные  дворы, любые постройки этой водою, чтобы везде было бы это благословение Иордана.

 А это благословение Богоявления  - это благословение всей Троицы. Ибо Сын Божий участвует в этом откровении Бога Самому Себе, Дух Святой, и звучит глас Бога Отца. Это поистине святая вода, и мы должны бережно относиться к этой воде. Она должна не просто где-то стоять -  она должна стоять рядом с иконами, со святыми книгами, как раньше говорили - «в красном углу». И если мы эту традицию выполняем  - это очень важно. Если, например ваш ребенок  плохо спит – покропите этой водой его кровать. Если к вам домой пришел какой-то человек, вел какой-то пустой разговор,  он ушел, а вы чувствуете некий дурной осадок -  покропите то место, где был этот человек, и   вообще -  старайтесь дома принимать верующих людей.   Сказано:  «Кто приходит к вам  и не приносит силу учения, того   не принимайте в дом». Эта вода – запас ее на год до следующего Богоявления  - мощное средство против злых духов.

 - То есть весь год вода держит эту силу?

  - Да, благодать этой воды сохраняется, и мы оберегаем эту воду. Ее надо пить натощак. На Руси был обычай – (вспоминаю свое детство) - я рос в городе Орехово-Зуево Московской области. Когда я был маленьким мальчиком, утром всегда мне бабушка мыла лицо во имя Отца, во имя Сына,  во имя Духа Святаго этой водой, чтобы не только моя плоть пробуждалась ото сна плотского, а чтобы душа моя детская встрепенулась.

Поэтому подружите с этой водой своих детей, сделайте ее благословением для всех своих домашних и для себя. И тогда Иордань, и радость Крещения Господня, и торжество Богоявления  будет круглый год, если сохраняя эту воду, как свидетельство этого события, мы будем правильно ее использовать.

 - Если наши телезрители не успели набрать воды – сегодня уже 20- е число?

 - Эта вода хранится в храме. Вы можете в течение месяца-двух приходить в храм. В церквах эта вода сохраняется в течение года. Конечно, в эти дни надо прийти . Если вы не успели взять эту воду - поспешите, пойдите завтра. И это будет Божие благословение, великое Божие благословение.

 - А почему вода освящается дважды?

 -  Это связано с тем, что в древние времена была традиция – один раз освящали воду в храме, а другой раз ходили, как говорили, на Иордань.  То есть, ходили на реку, ходили к озеру, какому-то водоему. Это был Крестный ход, и там тоже совершали освящение воды. Так, чтобы  вся стихия воды – и та,  которая в храм принесена, и та, которая в естественных источниках струится -  вся бы она была освящена. Не надо забывать то, что человек, по-моему, на 90%  состоит из воды. Если мы будем причащаться этой воды - это так и называется в традициях (конечно, это не Тело и Кровь Иисуса Христа), но когда мы  принимаем эту воду, мы причащаемся благодати Иорданской воды  - той самой, в   струях которой стоял сам Сын Божий, над которой парил Дух Святой, и от которой отразился глас Бога -  Отца. Как известно, когда близ источника громкий голос, то вода отражает его. Помните, как у Давида сказано: «Как лань стремится к источникам вод,  так душа моя стремится к Богу». Вы знаете,  как лань стремится к источнику вод? Она не знает, где вода. Она совершает громкий клик и слышит,  где звук его  отразится от воды. И когда она слышит, что это справа или слева -  лань бежит именно туда.

 - Надо же…

 - Так и верующий человек. Он должен эти святыни иметь у себя дома. Например, когда по благословению священноначалия я  ездил в Чеченскую Республику во время военных действий, я всегда брал с собой Святую воду. Это было в 1999-2000 годах. И видели бы вы радость наших солдат, когда кропил этой водой, как они радовались, что  им привезли эту воду. Как бы Иордань  в разливе достигла их душ и их сердец.

 - Вопрос из Подмосковья. Ранее прозвучал вопрос от женщины, которая, став восприемницей, не всегда могла знать судьбу в дальнейшем своих крестников. У меня такая проблема – через день я должна буду стать в детском доме крестной матерью для детишек. Получается, что я дальнейшую судьбу их не всегда смогу подкрепить. Я готова молиться за них, готова, сколько будет сил, следить за их жизнью. Но возможно, они будут в разных местах. Что мне делать? Может, лучше взять себе не большое количество, а три-пять крестников?

 - Вы знаете, это очень серьезная ответственность. Поэтому не берите на себя ответственность за многих детей, возьмите себе двух-трех, не более. И действительно, следите за их судьбой. Не просто следите, а принимайте деятельное участие в духовном воспитании этих детей. Воспринимайте их, как своих детей. Вы  - их крестная мать. Крестная мать - это человек, который будет иметь духовное попечение о своих  детках.

Когда я совершаю Таинство Крещения в храме, после этого я говорю тем людям, которые пришли: «Ваша семья стала больше. У вас появились новые родственники  - это крёстные родители ваших детей. Дорожите этим новым родством. И вы, крестные, сознавайте великую ответственность, ибо в день Страшного Суда вы будете истязаемы за каждую душу, за которую вы поручились  быть путеводителем для этих душ, для этих детских сердец в Царствие Небесное».

Это очень большая ответственность. Люди, которые имеют страх Божий – в лучшем случае у них за всю жизнь пять крестников, не более, думаю. Потому что страх Божий предполагает очень серьезное отношение к любому Таинству. И когда мы так относимся к обязанности крёстного –  мы действительно заботимся об этих детях,  мы действительно участвуем в их судьбе и приносим им благословение. В противном случае это может  превратиться в некий конвейер. Ко мне одна женщина пришла, говорит: «У меня уйма крестных детей». А я ей сказал: «Но вы  то у них одна. И как вы справляетесь?» Стал с ней беседовать. Потом она со слезами сидела и говорила: «Да я ничего для них не сделала…»

Это очень важный момент. И родители, кстати, должны выбирать крестных. Понятно, что здесь дети без родителей, то есть мы должны протянуть руку помощи, но надо пригласить других христиан и христианок, которые возьмутся быть помощниками для этих детей в их духовном росте и смогут как- то проследить за их судьбой. Поэтому это очень серьезно.

 - Вопрос из Германии от рабы Божией Тамары. Есть разные мнения о том, можно ли и нужно ли оставлять на шее крест, когда купаешься. Есть ли такое постановление Церкви?

 - Такой канон мы  с вами не найдем. Если вспомнить, как возникло крестное знамение, то это были времена гонений на христиан. Христиан приговаривали к казни на арене цирка. А к этой казни -  когда людей бросали на съедение зверям или в руки гладиаторов, - приговаривали кого в Римской империи? Детоубийц, убийц своих родителей и беглых рабов. И вот когда христиане выходили в окружении детоубийц, убийц родителей, они свидетельствовали, что мы страдаем за распятого Иисуса Христа, и начинали проповедовать. Тогда римские власти стали вырезать языки у христиан, чтобы их смерть не превратилась бы в пропаганду Христовой веры, как  язычники на это смотрели.

Когда христиане с вырванными языками выходили на арену цирка, они поднимали руки, показывали крестное знамение. Они на себя  налагали крестное знамение, показывая тем Риму – мы страдаем за Распятого. А весь Рим знал, что христиане -  это те, кто верит в Распятого Бога. Это крестное знамение мучеников. А мы должны всегда в сердце иметь это знамение. И крест -  это великое оружие, которое на дьявола  дано нам. Перед ним трепещет всё. Почему? Если  кто-то горел в огне, он боится огня. Если кто-то тонул в воде, он боится воды. Силы зла, и дьявол, и все  его бесы и демоны были  сокрушены этим оружием, когда Христос сказал на Голгофе: «Свершилось». Свершилась победа над властью дьявола, страхом смерти и властью греха. Поэтому, когда мы осеняем себя крестным знамением с благоговением -  это величайшее оружие на дьявола,  и духи трепещут перед этим. Когда на груди у нас крест – это тоже наше оружие, наша защита. Поэтому старайтесь, по возможности, не расставаться с этой святыней. Если это приходится делать по каким-то обстоятельствам, то,  в любом случае, имейте представление  о том, что крест и  в сердце вашем. Как только вы выходите из ванной комнаты – сразу  надевайте этот крест. Я знаю, что младенцам крест не оставляют, когда они  в кроватках лежат, но его прикрепляют к самой кроватке, потому что ребенок может запутаться  в веревочке, если она неправильно завязана. Если завязать спокойно, не очень широко оставить -  ребенок нормально себя чувствует. Но в любом случае, крест, распятие должны быть  у нас дома рядом  с Евангелием или на стене. И без крестного знамения – это уже не православие.

 - Иисус Христос – это воплощенный Бог, безгрешный. Зачем же Ему понадобилось Крещение?

 - Чтобы научить и наставить нас на всякую правду. Так он сказал Иоанну Крестителю: «Мне надлежит совершить всякую правду». Христос крестится, чтобы освятить это Таинство Крещения - имеется в виду уже христианское Крещение на будущие многие-многие поколения.  И если какой-то христианин  будет стоять перед дилеммой -  креститься или нет, – пример Христа научит его всякой правде, что необходимо это делать.

 С другой стороны, Христос сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А по закону Божию, люди совершали этот обряд с древнейших времен. И Христос не уклоняется от этого обряда, чтобы поддержать всех тех людей, которые тоже пришли тогда  на Иордан к Иоанну Крестителю. Чтобы засвидетельствовать  властно о том, что то, что Он там делает -  оно угодно Богу

 - Отец Олег, к сожалению, время нашей передачи подходит к концу. В конце программы, я прошу вас – благословите наших телезрителей.

 - Пусть крещенская вода, которая в ваших домах, принесет вам  благословение Божие! И для меня будет большой подарок, если после этой передачи вы совершите окропление   в ваших домах, ваших родных и близких, того помещения, где вы находитесь. С праздником вас, с днем Крещения,  с днем Богоявления Господня!

   - Спасибо большое, отец Олег. Я напоминаю вам, что у нас в гостях был клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, протоиерей Олег Стеняев.

Всего вам доброго и до новых встреч!

 

Расшифровка: Галина Парамошина.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала - беседа об образовании с настоятелем храма святого преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы иеромонахом Никодимом Шматько.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Вопросы и ответы

Последние телепередачи