Беседы с батюшкой. Рождение и воспитание детей

20 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас тема посвящена рождению и воспитанию детей, но, конечно же, мы не оставим в стороне великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который завтра отмечает наша Церковь. И прежде чем мы начнем разговор о детях, расскажите об этом великом празднике, который мы завтра празднуем.

– Этот праздник начинает церковный год праздников, и само его положение в церковном году уже говорит о том, что это начало всех начал, с этого события, собственно, начинается евангельская история, то Божие благословение и благоволение к людям, которое явилось при воплощении Сына Божьего.

Событие праздника – наверняка каждый слышал о том, что праведные родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, были очень благочестивые люди, которые всем сердцем любили Бога. И, конечно, как любая семья, они стремились иметь детей, иметь чадо, чтобы посвятить его Богу. Но Господь долгое время испытывал их веру, их любовь, их упование на Промысл Божий, и поэтому долгое время они были бесчадны. Господь испытывал их и со стороны окружающих людей, которые, считая их грешными и поэтому бесчадными, всячески их унижали, обижали. Даже однажды священник оттолкнул Иоакима, который хотел принести жертву в храме, и сказал: «Ты не достоин этого, потому что имеешь тайные грехи и поэтому ты бесчаден». Конечно, это смирение Иоакима и Анны явилось удивительным подарком, жертвой Богу, которая была награждена рождением Пресвятой Богородицы у праведных родителей.

Удивительно еще и то, что Иоаким и Анна восприняли этот дар не как подарок самим себе, они этот дар как бы опять вернули Богу. Вскоре после рождения, буквально в трехлетнем возрасте, отроковица Мария была приведена в храм Божий и оставлена там для воспитания, для молитвы. Фактически престарелые Иоаким и Анна отказываются от того, чтобы в старости иметь утешение, чтобы иметь рядом дочь, которая ухаживала бы за ними, а посвящают ее Богу и тем самым показывают свою любовь к Богу.

Этот праздник, конечно, говорит нам очень о многом, раскрывает нам смысл и нашей жизни, и нашего родительского служения, и то, как мы должны относиться к детям, как относиться к этому дару чадородия, который нам даровал Господь.

– А как жили родители Пресвятой Богородицы до Ее рождения? Как они относились к тому, что у них нет детей?

– Они переносили это со смирением и терпением. Несмотря на то что они были царского рода, они жили очень просто и достаточно бедно. Они молились Богу, трудились в меру своих сил, не любили показываться на людях, то есть это были простые, скромные люди, которые слагали в своем сердце молитвы, надеялись на Бога, не роптали и не унывали. Этот их родительский подвиг начался еще до рождения Богородицы. То есть Господь их готовил к тому, чтобы стать богоотцами, родителями Пресвятой Девы, готовил долгим путем смирения и терпения. Самое главное – они понимали, что это испытание Божие. Они не роптали, не считали, что совершается какая-то несправедливость по отношению к ним, они просто смиренно, тихо это терпели, молились и уповали на то, что Господь услышит их молитвы.

– После того как они узнали, что будет ребенок, догадывались ли они, что это особый ребенок? Почему именно Богородица должна была родиться от бесплодной женщины?

– Бесспорно, они осознавали и понимали, что это особый ребенок, уже потому, что перед рождением им было явление ангела, который сообщил о рождении, утешил их. Конечно, они понимали, что родится особое чадо, и восприняли этот дар как посещение Божие.

Божия Матерь, безусловно, особенная, но при всем этом по естеству Она родилась так же, как все люди. И в одном церковном тропаре говорится, что Матерь Божия родилась от бесплодной Анны, но все-таки естественным путем. И ложное учение о непорочном зачатии Божией Матери, конечно, не принимается Церковью, потому что если бы это было принято, то умалялось бы все величие подвига Пресвятой Богородицы и величие Ее родителей. То есть во всем по естеству Она была такая же, как мы. И как раз это и являет высоту Ее духа, высоту Ее любви к Богу: несмотря на то что Она такая же, как мы, по естеству, но жизнь Ее равноангельная. И в этом заслуга не только Ее, но и, конечно, Ее родителей, потому что именно у таких родителей и бывает такой плод. Какие родители, такие и дети.

– Вы говорите «родительский подвиг». О нем будем говорить много. Но вначале поговорим о том, что многие молодые пары, у которых нет детей, наверное, переживают те же чувства, которые были у Иоакима и Анны, и часто люди ропщут. Как себя вести, если Бог не дает детей?

– Да, вопрос очень сложный, но ответ на него человек получает тогда, когда стремится понять волю Божию разными путями: путем молитвы, поста, совершения добрых дел, помогая людям страждущим, больным, немощным, участвуя в воспитании, может быть, чужих детей, может быть даже беря на воспитание сирот. Есть такие примеры, когда бесплодные пары брали сирот к себе в семью, воспитывали, а потом у них рождались свои дети. То есть все пути познания воли Божией, все пути для того, чтобы человек исполнял эту волю Божию, как раз и помогают преодолеть это испытание, эту трудность, потому что у Бога нет тупиковых путей.

Если человек оказался в какой-то сложной ситуации, это не значит, что из нее нет выхода: выход есть, просто человек его еще не увидел, он ему еще не открыт Богом. Он открывается по мере того, как человек преуспевает в исполнении воли Божией, очищается от каких-то своих страстей, пристрастий, привязанностей, самомнения, гордыни. И тогда он начинает видеть и понимать, в чем воля Божия. И даже уже начинает благодарить Бога за испытание, которое ему было послано. Потому что если бы не было этого испытания, то, может быть, и не было такого стремления к Богу у человека.

– Часто по этой причине (из-за того, что нет детей) пары распадаются и не живут вместе, считая, что это невозможно, ищут кого-то на стороне, обвиняя друг друга в причине. В таких ситуациях можно ли обращаться к врачам или нужно надеяться только на Бога? Часто люди задают этот вопрос.

– Мы привыкли читать жития святых, в которых написано о том, что святой молился и Господь давал исцеление, не обращаясь к врачам. Но мы забываем о том, что мы-то не святые, поэтому не стоит считать себя равными святым и надеяться, что сила нашей молитвы совершит чудо и Господь без врачей поможет. Наоборот, стоит смириться и понять, что я человек немощный и не могу молиться как надо, поэтому я буду искать воли Божией теми средствами, которые мне даны. Эти средства – молитва и обращение к врачам. Безусловно, Господь помогает и через врачей. Может быть, даже полезно человеку получить помощь через врача, чем непосредственно чудесным образом через молитву, потому что тогда он не будет гордиться, считать себя великим молитвенником или великим праведником, а просто скажет: «Спасибо этому человеку, который мне помог». Это гораздо лучше, гораздо полезнее, когда мы будем благодарить человека, через которого нам Господь помог, чем будем надеяться на себя. Конечно, к врачам необходимо обращаться, но всегда не забывая о том, что через врача действует Господь. Поэтому, не оставляя молитву, нужно лечиться и обращаться к врачам.

– Вы говорили о том, что родительский подвиг начался еще до рождения Богоматери. Как-то подробнее можете объяснить? Потому что сейчас для нас родителями становятся, когда уже зачат ребенок, и потом уже идет вся подготовка к рождению и дальнейшей жизни этого младенца. Но ведь и до этого момента идет какая-то работа, духовная жизнь. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Собственно, эта работа начинается с момента венчания пары. Уже в молитвах этого чина есть прошение о даровании детей, о благословении этой семьи чадородием, многочадием. И уже тогда супруги должны осознавать, для чего они вместе.

Конечно, брак заключается не только в чадородии, но все-таки одна из главных целей брака – это рождение и воспитание детей для Царства Небесного. И если люди создают семью, они должны понимать, что это их главное послушание, которое им дано от Бога, и не бояться тех трудностей, которые с этим связаны. Ведь современный человек очень боится трудностей и старается всячески их избегать всеми способами. Избегая трудностей, он сам себя лишает Божьего благословения, как это ни парадоксально. Избегая трудностей, он становится несчастным. Потому что если бы он любил те трудности, которые Господь дает, он бы вкушал этого благословения и той благодати, которыми Господь награждает человека и семью за эти трудности.

А семья – это особенное место, место особого подвига. Потому что здесь и подвиг телесный, надо трудиться, чтобы заработать деньги, обеспечить семью; и подвиг душевный, надо уметь находить контакт со своим близким человеком, со всеми семейными близкими людьми, с детьми; это и духовный подвиг, потому что надо среди всей этой житейской суеты и круговерти еще и найти время помолиться, не забыть, для чего все это нужно – для служения Богу. Конечно, семья – это место особого подвига и особых скорбей, но тем-то она и ценна, и благословенна, что именно здесь узким путем человек достигает Царства Небесного.

– А то, что человек уходит в монахи? Как это объяснить? Получается, не по послушанию?

– Монашество – это особый подвиг, потому что человек воспринимает весь мир как своих родных и близких, за которых он должен молиться. Он уходит в монахи не потому, что ему все надоели и он хочет от всех убежать, а потому, что он за всех скорбит, не только за своих родителей, сестер и братьев, родственников, но за весь мир переживает, что мир может погибнуть, что люди, которые окружают, не знают Бога. И он избирает путь монашества для того, чтобы молиться за весь мир; для того, чтобы быть светом, который просвещает всякого человека, грядущего в мир; для того, чтобы являть всем людям красоту служения Богу. Поэтому монашество – это особый подвиг именно ради ближнего, ради других людей, а не ради того, чтобы ото всех изолировать себя.

– К сожалению, именно такие мнения встречаются часто среди людей.

– К сожалению, да.

– Вы знаете, есть такая притча, которая ходит в лавре среди студентов, когда студент приходит к раке преподобного, молится и говорит: «Преподобный, дай мне смирение, кротость, любовь». Преподобный подумал – и дал матушку.

– Да, шутка, в которой маленькая доля шутки, а большая доля правды.

– Так и бывает. А до свадьбы можно ли говорить о детях в смысле их рождения? Когда пара только начинает встречаться, это ведь начало пути, который приведет к венчанию, а потом, даст Бог, и к рождению детей. До венчания рождается ли какая-то духовная связь, какие-то задатки, которые впоследствии помогут создать семью? Мне кажется, это очень важно. Или нет? Многие говорят, что никто никому ничего не должен. Другие говорят, что это ответственность. Как здесь быть?

– Задатки будущей семьи должны формироваться уже в семье родителей. Маленький ребенок, взирая на своих родителей, уже должен понимать, что его тоже ждет семья, он тоже должен быть готов к семье.

Всегда у нас русские люди воспитывались в такой традиции, что они с детства учились готовить, ухаживать за маленькими, исполнять семейные обязанности, понимая, что в будущем их ждет семья, и уже с детства к этому готовились. А когда люди встретились, полюбили друг друга и решают создать семью, безусловно, они между собой должны осознавать, ради чего они желают быть вместе – конечно, прежде всего ради рождения и воспитания детей. Другое дело, что если по каким-то причинам Господь не дает детей, тогда уже людям можно понять, что у них особый путь, особый подвиг. Но первоначально, конечно, при создании семьи люди думают о том, чтобы Господь благословил чадородием. И они должны быть к этому готовы и не бояться этих трудностей.

Некоторые считают, что мы сначала поживем вместе, насладимся жизнью друг с другом, а потом уже будем думать о семье. Но потом уже может быть поздно, когда уйдут силы, эта энергия, радость и здоровье. Тогда будет уже поздно, и тогда уже остается только грызть локти, как говорится, и искать себе какие-то другие утешения. Очень многие люди, которые приходят на исповедь, скорбят о том, что они вовремя не родили детей, а думали совсем о другом. Когда приходит зрелость, осознание того, для чего надо было жить, люди понимают, что они ошиблись, согрешили пред Богом.

Конечно, об этом надо говорить, наверное, уже и с детьми-школьниками, для чего нужна семья. Тема рождения детей очень деликатная, но важная для обсуждения, только важно правильно ее освятить, правильно сказать, что это благословение Божие. Потому что сейчас эта тема либо замалчивается, считается, что об этом с детьми не надо говорить, либо искажается, как у старшеклассников, на уроках какого-то сексуального просвещения, когда она становится вульгарной, теряет красоту как благословение Божие и превращается просто в обсуждение человеческого инстинкта. И это самое страшное, когда благословение Божие заменяется и на его место встает человеческий инстинкт. И тогда теряется смысл: а зачем тогда это нужно, если это просто инстинкт? Ради чего тогда все эти труды, болезни, скорби, если это просто инстинкт? Удовлетворил инстинкт, и больше тебе ничего не надо. Получается, человек приходит к одиночеству, к изоляции себя от Бога, от людей, от смысла жизни и остается в конце концов одиноким и несчастным.

Поэтому тема воспитания и рождения детей, безусловно, очень важная для современного мира, который как раз страдает тем, что люди не осознают, насколько это великий и ответственный дар, на который надо суметь ответить Богу, суметь его принять и приумножить. Как в евангельской притче сказано, что если ты получил дар, талант, ты должен его приумножить. Если ты его не приумножил и закопал, то ты будешь наказан. Это один из великих даров, это десять талантов, которые надо еще более приумножить.

– И если Бог дает детей, то, конечно же, только радоваться этому. Вы знаете, часто не хотят рожать детей в силу экономических проблем. Нет денег у семьи – зачем плодить бедноту? Ведь так люди говорят?

– Люди много чего говорят по неразумию, потому что любят себя больше и поэтому боятся за себя: а как мне будет? А подумать о том, что имеется возможность подарить человеку жизнь – они об этом не думают. А если ты подаришь человеку жизнь, то Господь, безусловно, даст средства для того, чтобы этого ребенка воспитать и вырастить. Тем более что не так уж мы тяжело живем, чтобы не было такой возможности. Мы, конечно, просто себя жалеем, боимся, что вдруг нам будет тяжело, вдруг мы не выдержим. Хотя были времена и более тяжелые, и люди не боялись. Это удивительно, даже парадоксально, что в самые сложные времена истории больше рождалось детей, если это не война или голод, потому что люди, наверное, возвращались к главным ценностям жизни. В сложные периоды люди больше начинали понимать, что самое главное в нашей жизни – это семья. И поэтому уже не разменивались, а избирали именно вот это и воспринимали возможность иметь детей с благодарностью.

А когда человек живет расслабленно, особенно не страдает и больших трудностей нет, тогда он сдувает с себя пылинки, всего боится, боится иметь семью, детей. Потому что просто не хочет никакого подвига, никакого усилия над собой. Но в результате он сам себя лишает благодати Божией.

– Может, он не боится, а просто очень гордый?

– Может быть, причин-то много, потому что одному всегда проще, живешь один – живешь по своей воле, живешь в семье – тут уже забываешь о том, что ты хочешь, о собственных желаниях и интересах, а живешь интересами семьи.

– Мы говорим о старшеклассниках, о рождении и воспитании детей. Совсем недавно мне пришлось общаться с нашими одиннадцатиклассниками. Уже давно я закончил школу, но смотришь на них – они вроде и дети, но в то же самое время они сейчас знают намного больше, чем я знал когда-то в их возрасте. И первый вопрос, который задают мне как семинаристу: «Как так у вас принято, что до свадьбы никак?» Я им говорю: «Нет, никак, это не положено. Это как бы даже не обсуждается». Они удивляются, но ведь им по 15–16 лет. Вопросы целомудрия – ведь это тоже проблема. Целомудрие, которое люди должны сохранять в себе до брака, тоже влияет на рождение детей, ведь так?

– Безусловно. Целомудрие даже во многом определяет то, как будет жить семья и какими будут дети. Но оно формируется тогда, когда у человека есть вера в Бога, только тогда возможно целомудрие, потому что это целостность, когда человек весь устремлен к Богу, всеми сторонами своей жизни: и физически, и духовно, и телесно – по-всякому. И вот как раз важно с детьми правильно говорить об этой теме, говорить, что это дар Божий, прекрасный дар, который нельзя разменивать на инстинкты, потому что он дается человеку один раз. И если ты этот дар примешь, как говорил Иоанн Златоуст, как драгоценную чашу, то не расплескай эту чашу, сохрани ее, и тогда ты получишь великое утешение от семьи. А если теряешь этот дар, не ценишь его, а воспринимаешь как собственный инстинкт, который ты можешь удовлетворить сколько тебе хочется, не неся за это никакой ответственности, то тогда ты лишаешь себя этой радости, этой неповторимости брака. Потому что брак, конечно, неповторим для человека.

Один брак, один муж, одна жена, то есть это одно-единственное. И когда человек понимает это как уникальный дар, тогда он его и ценит. А когда он уже все знает и, может быть, до брака пробует жить, тогда он свой дар обесценивает, тогда то, что ему дано Богом, возможность чадородия, теряет свою духовную ценность, оно превращается просто в инстинкт. И тогда, конечно, человек остается несчастным, потому что он не может почувствовать эту неповторимость, эту красоту того, что он может стать родителем, отцом, матерью.

– Мы жили в такое время, где о нравственности речи почти не было. Даже не мы, а поколение 90-х годов, ведь там уже было не до этого. И люди даже не знали о простых вещах: о нравственности, о целомудрии. Сейчас некоторые приходят к вере, но за плечами у них немного другая жизнь, отличная от тех христианских ценностей, о которых мы сейчас с Вами говорим. Но ведь у них жизнь тоже продолжается, Господь их тоже наделил чадородием, у них есть дети. Допустим, они совершали какие-то грехи до брака и так далее. Разве они чем-то отличаются от других? Был у человека грех, но впоследствии он покаялся – есть какая-то разница?

– Безусловно, есть покаяние, которое врачует наши грехи, дает нам возможность опять начать с чистого листа. Но все-таки какая-то разница есть между человеком, который сохранил себя в телесной чистоте до брака, и человеком, который все это испытал, хоть он и покаялся, но все равно он уже немножко надломленный, немножко поврежденный, не такой целостный, не такой яркий, чистый для этого. Поэтому он как спортсмен, у которого уже была какая-то травма и она болит – и у него что-то болит в душе, какие-то воспоминания, какие-то болячки, физические болезни и так далее. Поэтому нельзя его назвать полностью свободным от всего этого и счастливо строящим свою жизнь, хотя, может быть, он и покаялся.

Поэтому все равно, конечно, целомудрие, девство до брака является тем самым лучшим цветком, который надо сохранить, чтобы действительно ощутить радость от семьи по-настоящему. К сожалению, сейчас у многих людей такие проблемы, скорби, что был второй брак, даже третий, и были дети от первого брака, от второго, и все это так перемешивается и приводит к тому, что у человека постоянно какие-то житейские скорби. Это тоже промыслительно, потому что скорбями человек спасается. Если он эти скорби воспринимает со смирением и покаянием, понимая, что это за грехи, за немощи, то эти скорби тоже помогают ему спастись, потому что для каждого человека открыт путь ко спасению. Но все-таки лучше было бы не терпеть таких скорбей.

– Но человек не знал…

– Не то что не знал, я думаю, что в сердце каждого человека заложен нравственный закон Божий, человек его чувствовал. Но если не знал, конечно, как в Евангелии сказано: «Кто не знал и совершил грех, не сотворил волю Отца, тот будет бит мало, а кто знал и все равно согрешил, тот будет бит много». Понятно, что у каждого человека есть возможность покаяния, но, конечно, человек уже не такой.

– Но все равно же живет, радуется…

– Конечно, каждому человеку дана возможность спасения, возможность достичь вечной жизни, а уж в земной жизни этот уровень счастья, уровень благополучия может быть разным в связи с тем, что были какие-то прошлые грехи. Конечно, человеку остается потерпеть это, принять это как епитимью за свой грех. Безусловно, потенциально для всех открыта возможность Царства Божия через покаяние.

– То есть получается, родители несут ответственность за своих детей даже задолго до их рождения, даже не планируя их?

– Конечно, потому что даже их жизнь до брака уже формирует будущую семью. Безусловно, они несут ответственность и в момент рождения, и после рождения, и эта ответственность, наверное, продолжается и потом, когда дети вырастают и начинают совершать свои поступки и свои грехи. И по этим поступкам либо родители прославляются, благословляются, либо терпят скорбь. Хороший пример – Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия. Они прославлены благодаря их чаду, преподобному Сергию. Хотя о них самих мы знаем мало. Так родители благословляются в детях. И даже уже по смерти благословляются, их поминают, их почитают как родителей такого удивительного угодника Божьего. Так же и каждая семья, каждый родитель имеют такую возможность быть прославленными через своих деток, которые потом вырастут настоящими людьми, будут творить добро, помогать людям, и за это Господь наградит и родителей, и самих деток.

– Иногда говорят о том, что дети отвечают за грехи родителей. Так ли это? Если родители покаялись, пришли в Церковь, ведут действительно настоящую христианскую жизнь и у них рождается много детей, они переживают за прошлую жизнь, молятся, каются – несут ли их дети ответственность за их грехи?

– Дети не то что несут ответственность, тут не с юридической точки зрения, что они виноваты в грехах родителей, а с точки зрения того, что они, конечно, могут что-то терпеть за то, что родители когда-то неправильно сделали, иметь какую-то скорбь или даже болезнь за то, что родители как-то неправильно жили или делали что-то не так. Но если это правильно понимается, принимается детьми со смирением, что они терпят что-то за родителей, тогда спасаются и дети, и родители.

– Когда Господь не дает детей, сейчас часто обращаются к медицине: это искусственное оплодотворение, ЭКО. Что Вы можете сказать по данному вопросу?

– Этот вопрос очень сложный, наверное, о нем нужно говорить в отдельной передаче. Только скажу, что, наверное, стоит задуматься, почему Господь не дает. Не хочу говорить о том, надо делать ЭКО или нет, можно или нельзя, хотя есть мнения, что это, конечно, сопряжено и с потерей уже оплодотворенных эмбрионов, то есть уже младенцев. Но все-таки вопрос в другом: если так получается, что Господь никак не дает, то, может быть, надо принять это и понять, что значит, какой-то другой путь уготован. Может, взять на воспитание деток или заняться каким-то служением людям. Надо понять, почему это дано и для чего это Господь делает, потому что во всем есть внутренний смысл, какая-то цель. И, конечно, не оставлять молитву, чтобы это понимать. А может быть, Господь даст деток уже в зрелом возрасте, в преклонном – такое тоже часто бывает.

Есть знакомая семейная пара, которые много-много лет не могли родить ребеночка и слышали от врачей: «Вы не можете иметь детей, у вас их никогда не будет». Они продолжали молиться, надеяться на Бога, и потом, через восемь или девять лет, Господь дал им мальчика, а потом у них еще родился мальчик, хотя это было вопреки всем прогнозам врачей. В течение долгого времени они молились, надеясь на помощь Божию, и получили от Бога долгожданное чадо.

– Когда рождаются дети, это великая радость, но эта радость порой сменяется очень тяжелыми днями и бессонными ночами. Пока ребенок маленький, в принципе, как многие родители говорят, это более простое время, когда ребенок еще спит, можно поносить его на руках. Но он вырастает, начинает совершать какие-то поступки, баловаться, еще что-то. В многодетных семьях порой бывает такое, что очень напряженная, раздражающая ситуация. Как относиться родителям к своим детям, чтобы в семье не было этого духа раздражительности и, наверное, какой-то пренебрежительности к детям?

– Очевидно, что надо относиться к детям с большим терпением, хотя в какие-то моменты родитель должен проявить свою родительскую власть и сказать строго и наставительно, настоять на том, чтобы исполнялось то или другое. Но, как и в любом деле, человек не должен озлобляться, не должен забывать, что перед ним ребенок, такой же человек, как ты, что он дан тебе Богом для того, чтобы ты воспитал его для Бога; не считать, что ты полный хозяин над ним, что можешь с ним сделать все что угодно, унижать его, оскорблять. Он такой же человек. Если ты его сейчас оскорбляешь, то потом пожнешь горькие плоды этого оскорбления в своей старости.

Наверное, очень важно всегда уметь дружить с детьми, даже когда они маленькие, когда вырастают, когда уже совсем большие. Дружить в том смысле, что уметь с ними доверительно общаться, уметь их услышать, понять их проблемы, уметь как-то снизойти на их уровень, разделить их мысли, их радости, скорби. Если они будут чувствовать, что ты для них близкий человек, что ты друг для них, а не начальник, тогда они всегда будут тебя уважать и любить, всегда придут к тебе со своей скорбью или посоветоваться, спросить что-то.

Самое главное, что всегда будешь чувствовать, что этот ребенок, хоть он и твой ребенок, такой же неповторимый человек, как и ты. Ты даже должен к нему благоговейно относиться, как к образу Божию, как к чаду Божию, который должен наследовать вечную жизнь. Порой мы, родители, забываем об этом в родительской суете, нам хочется, чтобы дети быстрее что-то делали, быстрее нас слушались, а забываем, что перед нами человек, такой же неповторимый, как мы сами. И, наверное, это и рождает многие проблемы в семье, что мы об этом забываем. Может быть оттого, что мы очень переживаем из-за каких-то мелких трудностей.

Когда у меня было двое детей, разговаривал с одним священником, спрашиваю у него: «Сколько у тебя детей?» Он говорит: «У меня шесть. А у тебя всего два? Ну, ничего, когда будет у тебя много, тогда ты уже не будешь переживать, что в комнате не убрано, что кто-то там нахулиганил, там где-то подрались – они уже будут сами себя управлять». Потому что молодые родители переживают из-за каждой мелочи: ой, ребенок упал, ой, он там измазался, испачкал что-то. Чем больше становится детей, тем меньше родители обращают на это внимание, меньше нервничают об этом. Ну, подумаешь, он там что-то пролил, разбил, испачкал – уже это так не переживается и не беспокоит. Ну и что? Ничего страшного не произошло. Потому что когда родители начинают нервничать, это является источником для того, чтобы они злились, повышали голос, ругались, и тогда уже происходит действительно беда, когда все ругаются и все на взводе. Хорошо, когда спокойно относятся: «Ну, разбилось что-то, что-то сломалось – ничего, это не самое страшное, главное – все живы остались». Такое философское отношение к трудностям очень помогает сохранить мир в семье.

– Батюшка, простите, а сколько сейчас у Вас детей?

– У нас немного, всего трое, поэтому, наверное, лучше бы на моем месте кто-то другой был, у кого побольше, но, в общем-то, когда рождается третий ребенок, то понимаешь, что именно это и требуется от тебя, что не надо слишком нервничать и переживать из-за каких-то мелких неурядиц, потому что они решатся сами собой – ничего, гораздо важнее сохранить мир в семье.

– Но все равно на самотек нельзя пускать детей, мне кажется…

– Здесь есть определенный баланс: с одной стороны, ты как-то все-таки контролируешь, следишь за общим состоянием, но с другой стороны, на мелочи, на какие-то второстепенные вещи не стоит себя тратить, потому что, конечно, не хватит сил.

– Вы как священник много общаетесь с людьми, послушание у Вас в Боткинской больнице, многое видите. И вот хотелось бы задать такой вопрос: в чем сейчас самая главная проблема в деле воспитания детей? Что самое главное упускают родители в нашей современности? Ведь говорится же, что в конце времен оскудеет почитание к родителям.

– Говорится, что в мире оскудеет любовь в конце времен. И что самое страшное сейчас, на мой взгляд, у родителей не хватает времени любить своих детей. Во-первых, родители загружены работой, добыванием денег, делами, а во-вторых, и дети страшно загружены школой. Получается, что родители и дети разделены. В будни дети в школе, родители на работе, в воскресенье что-то еще, то есть очень мало времени для того, чтобы родители могли просто общаться со своими детьми, просто куда-то сходить, просто погулять, просто вместе побыть.

Мне кажется, вот это самая большая проблема для современного общества, которая приводит к тому, что дети отделяются от родителей, очень быстро отдаляются от них, уже не воспринимают их как своих родителей, а воспринимают их просто как тех, кто им дает деньги, их кормит. Это самая большая проблема – у нас нет времени любить.

А иногда мы сами себя загоняем в эту суету, когда мы и могли бы посвятить время нашим детям, мы придумываем какие-то дела, может быть, потому, что нам нечего сказать им, может быть, оттого, что мы сами ощущаем пустоту иногда, и когда остаемся один на один с детьми, испытываем какой-то дискомфорт, нам проще включить сказку, мультфильм, чтобы ребенок был чем-то занят, чем найти в себе какие-то духовные силы, какие-то эмоции, чтобы поделиться с детьми, что-то рассказать, объяснить. Может быть, это наша внутренняя пассивность, может быть, наша леность, а может быть, просто суетность. Эта суетность хотя вроде бы не такой уж большой грех, но приводит к страшным последствиям: от суетности рождается очень много других страшных грехов. Наверное, суетность – это самая большая проблема нашего современного мира.

– Сейчас очень много поставлено на то, чтобы заработать для детей, деньги зарабатываются для того, чтобы дети были обеспечены, не знали проблем. Что важнее: купить ребенку «Айфон-7» или что-то другое? Многие действительно относятся к этому именно так: у ребенка должно быть все, и на это работают. И, как Вы сказали, порой с ним даже не общаются. И что важнее: заработать для ребенка или провести время с ним? Вроде ответ-то очевидный в контексте нашей беседы, но и без содержания семьи ведь тоже невозможно.

– Конечно, как в любом деле, есть золотая середина. Понятно, что дети должны быть обеспечены, но когда для них цель жизни заключается в том, чтобы приобрести новый телефон или что-то еще материальное и больше ничего, тогда, значит, уже что-то не так совершается. Безусловно, в этом должен быть какой-то баланс. Но все равно самое главное – это общаться со своими детьми, разговаривать с ними, знать, что их волнует, о чем они думают, о чем говорят между собой, чтобы можно было во всем этом участвовать, чтобы это не упустить. Потому что бывает так, что дети вырастают, а мы даже не замечаем, что они выросли, как-то сами по себе в своем мире, а мы совершенно этого и не знаем, и получается, упускаем детей.

А что касается материального обеспечения, то оно ведь даже вредит порой. Когда все благополучно, дети к этому привыкают и считают, что так и должно быть, и начинают как-то с презрением относиться к тем, у кого этого нет, начинают мечтать только об этом, и в результате они беднеют, черствеют, становятся циничными людьми.

Поэтому слава Богу, что сейчас такое время, когда немножко труднее стало жить всем. Мне кажется, что это время в духовном плане очень полезно, надо правильно этим временем воспользоваться, пока не поздно. Именно сейчас очень хорошо с детьми говорить о том, что вообще самое главное в жизни: хорошая, высокая зарплата или что-то другое, хорошая машина или что-то другое. Потому что именно сейчас, когда многие семьи испытывают трудности, и дети это понимают и видят, как раз можно об этом говорить с детьми, чтобы они поняли, что дело не в материальном благополучии, а в том, чтобы твоя душа была здорова, в том, чтобы ты мог чувствовать, как страдает твой ближний, чтобы мог помогать, кому-то сострадать, мог любить. Поэтому, наверное, очень даже и неплохо, что сейчас многие из нас испытывают материальные трудности, потому что это помогает вернуться к истокам, вернуться к самому главному, для чего мы здесь, на земле, живем.

– Просто сейчас век потребления, мы зарабатываем и потребляем в неограниченном количестве. Очень важно, чтобы дети не были этими потребителями. И это очень сложный вопрос во все времена, но все-таки кого должна воспитывать православная семья прежде всего?

– Понятно, что православная семья находится в мире, среди этого мира потребления, где со всех сторон тебе говорят: «Купи, купи, купи», рекламируются товары, говорится о том, что цель жизни – это успех, заработок, богатство, роскошь. Со всех сторон призывы к этому, поэтому, конечно, очень трудно ребенку устоять. И трудно, может быть, отчасти потому, что взамен этого ничего не дается.

Наверное, чтобы воспитать нормального человека, надо что-то этому противопоставлять, если уж от этого мы не можем избавиться. Мы не можем уйти из мира, но мы можем противопоставить этим ложным ценностям ценности настоящие, чтобы сердце ребенка было наполнено этим. Говорить им о семье: «Хорошо, ты хочешь иметь хорошую работу, но для чего? Для того, чтобы у тебя была семья, чтобы были хорошие дети, чтобы они могли учиться, развиваться. Ты хочешь иметь хороший дом? Прекрасно, но ты должен для этого потрудиться, должен не лениться, должен хорошо учиться, должен понимать, что ты учишься не потому, чтоб тебе сразу поставили хорошую оценку, а чтобы ты вообще научился работать всю жизнь, чтобы научился отвечать за свои поступки. Ты должен научиться слушаться учителя, для того, чтобы когда ты вырастешь, слушались и тебя».

То есть можно противопоставлять ребенку настоящие ценности, тем более что у нас богатая культура, литература, музыка, искусство, которые могут наполнить душу любого человека, даже относительно далекого от веры. Но наши культурные ценности христианские, поэтому они помогают любого человека, а тем более ребенка воспитать в христианском духе. Поэтому надо просто взамен этим ложным ценностям давать детям настоящие ценности – нравственные христианские культурные ценности, которые помогают созреть ребенку как настоящему человеку, умеющему любить, работать, отвечать за свои поступки, быть настоящим семьянином.

– И в завершение программы что бы Вы пожелали всем нашим телезрителям: родителям, будущим родителям, бабушкам и дедушкам?

– Всем желаю больших дружных многодетных семей, всем желаю мира в семье, конечно, желаю здоровья, и духовного, и телесного, и всем помощи Божией и благословения Божия.

– Спаси Господи, батюшка!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать