Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

20 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– С праздником, дорогие братья и сестры, с Рождеством Пресвятой Богородицы, с днем, когда мы вспоминаем очень важную веху нашей русской истории – Куликовскую битву. С начала церковного года Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый праздник.

– Можно сказать, что с Рождества Богородицы началась новая эра. Хотя мы ведем отсчет от Рождества Христова, в течение нескольких тысяч лет народ ждал именно появления Богородицы. Обстоятельства должны были сложиться таким образом, чтобы могла появиться Та, Которая стала Вместилищем Бога.

– Не надо забывать о том, что это не было случайным стечением обстоятельств, а было целенаправленным подвигом, который привел к тому, что народ Божий родил из своих недр этот Цветок. Поколение за поколением украшали этот род своим подвигом, благочестием и молитвой, пока не родилась Честнейшая Херувим. Она смогла ответить на призыв Архангела Гавриила: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».

– Пресвятая Дева явила в этих словах величайшее смирение. Достижима ли такая степень смирения кем-то из людей?

– К сожалению, нет. Не знаю, как это можно назвать. Недаром началась новая эра. Она стала Вместилищем Бога. Это умом непостижимая вещь: ее можно созерцать умом, но как-то объяснить, представить невозможно. Об этом можно только слагать гимны. Чем Церковь и прославляет Пресвятую Деву.

– Сегодня утром мы читали притчу о талантах. Всякий ли талант от Бога?

– В этой притче речь идет о талантах, которые дает Бог. Многие люди, особенно дети, не понимают, что они принадлежат Господу. Они плохо понимают даже роль родителей, что не будь родителей – и их бы не было. Дети переживают свое бытие, но по своей малости не понимают, что они плоть от плоти родителей, а Господь вложил в них душу. Да и обычный человек живет, не думая об этом. На самом деле все в нас от Бога. Даже те таланты, которые мы употребляем как-то иначе. Например, ум можно потратить на игру в преферанс, но это не значит, что ум дан тебе не от Бога, хотя преферанс потом принесет семье много бед. Ведь изначально у Бога был другой замысел.

– Даруя ум, Бог надеялся, что человек разовьет его и употребит на нечто полезное.

– Конечно, Он надеялся, что тот преодолеет соблазн дурных компаний, свою гордыню. Многие пороки у детей возникают на «слабо?».

– Такое бывает не только у детей, но и у взрослых.

– Но особенно жалко детей.

– Вопрос от телезрителя: «Поясните слова святителя Игнатия Брянчанинова: чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя»».

– Это значит пожелать самому себе достичь общения с Богом. Не богатства, не знатности, не силы, не красоты.

– Можно сказать словами Евангелия: «Отвергни себя, следуй за Христом».

– Да. И если человек полюбит себя таким образом, он увидит пользу ближнего. Когда общаешься с родителями (а общаться приходится много), со скорбью приходится видеть не только грубейшие, убивающие душу ребенка педагогические ошибки, но и то, что вектор воспитания направлен совсем не на духовное и душевное развитие.

– Но это происходит не от того, что родители не любят ребенка, а от непонимания, незнания, неопытности.

– Потому что они не любят ни себя, ни своих детей. Когда видишь на сцене пятилетнюю кривляющуюся девочку с микрофоном – будто пьешь напиток из змеиного яда температурой 200 градусов. Я не могу этого перенести. Сразу хочется куда-то убежать. Хорошо, если это показывают по телевизору: можно сразу нажать кнопку, чтобы не видеть этого ужаса.

– Вопрос от телезрителя из Московской области: «Вы уже упоминали святителя Игнатия Брянчанинова. Если почитать его творения, творения Феофана Затворника, то они рекомендуют постоянно творить Иисусову молитву для того, чтобы выполнять правило «непрестанно молитесь». Но сейчас священнослужители почему-то не рекомендуют самостоятельно читать эту молитву и говорят, что на нее нужно брать отдельное благословение. Однако они не дают благословение, так как боятся, что духовное чадо может впасть в прелесть. Можно ли творить данную молитву самостоятельно или все-таки нужно благословение?»

– Прежде этих прекрасных людей, святителя Игнатия и владыки Феофана, «непрестанно молитесь» сказал еще апостол Павел. Так что тут нет ничего особенного. Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины литургии – и теперь в основном мы молимся устами этого замечательного святителя.

Дело в том, что если бы Иисусова молитва была провокацией к прелести, то тогда бы с нее не начинался молитвослов. Обратите внимание: многие молитвословы начинаются именно с этой молитвы. Как говорили люди, которые ее практиковали, в ней содержится все Евангелие. В древности такие молитвы именовались «поучениями». Иисусова молитва научает нас Евангелию. Это очень большая ценность.

Почему священники не благословляют на ее чтение? По простой причине: они сами ее не совершают. Как они могут рекомендовать то, чего сами не делают? Им это не позволяет совесть. Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье.

В Ваших словах есть настораживающий термин: как только человек начинает не молиться, а «творить» молитву, то это «творчество» становится опасной вещью, потому что всякое творчество требует учителя. Не бывает мастера без того, кто научил его мастерству. Если и творить молитву, то под руководством человека, который ее совершает. А молиться в простоте, как дитя, без всяких художеств, говорить «Господи, помилуй» – чего же здесь страшного? Это очень естественное, богоугодное дело к взаимной пользе и радости общения души человека и Спасителя. Если доверять Богу, ничего плохого не будет.

– Может быть, запрет связан с тем, что люди начинают видеть в этой молитве некую магию?

– Мы не говорим об отдельных людях, которые начинают видеть в этом нечто подобное.

– Некоторые даже начинают спорить о количестве, сколько раз надо прочитать Иисусову молитву:

– Надо сто.

– Нет, сто мало – надо сто пятьдесят.

– Нет, всякие художества перестают делать молитву молитвой. Остаются только они. Вместо картины – рама. Хотя в XIX веке художники писали картины уже вставленными в рамы, и красота рамы использовалась для достижения в картине гармонии. Но все-таки ценность картины не в раме, потому что рама повторима, а картина уникальна. Можно делать копии, но они всегда отличаются. Вполне можно сделать идентичную раму, хотя всегда приятно, что «такой-то художник выбрал именно эту раму». Речь идет о нормальных людях. Если некоторые имеют склонность к экзальтации, они наделяют Иисусову молитву чем-то особенным. Это совершенно неправильный путь, потому что молитву делает чем-то значительным не текст, а исключительно то духовное чувство, благодаря которому совершается обращение к Богу. Вот что важно.

– То есть молитва должна располагать человеческие души к Богу, настраивать их на определенный тон?

– Не молитва. Душа настраивается покаянием и смирением. А какую молитву человек при этом читает: «Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – совершенно неважно. Ты ездишь на «Фольксвагене» или «Тойоте Камри»? Да какая разница! Главное, что едешь. Быстрее, чем тебе позволяет смена цветов светофоров, ты никак не проедешь. Где-нибудь отщипнешь себе 30 секунд, а так езда по городу всегда примерно одинакова, зависит от пробок. Так же и здесь. А если человек начинает что-то выделять, говорить: «это особенное», он переходит в область «творения», а это путь, на котором пропадает общение с Богом, так как человек весь погружен «в художество».

– Вопрос от телезрительницы: «Объясните значение выражения из Евангелия: «Кому дано, тому прибавится, а кому не дано, у того отнимется». И второй вопрос: если Бог наш Небесный Отец, то почему мы Его рабы?»

– Вы, наверно, слушаете нас с недавних пор, потому что мы отвечали на этот вопрос 1532 раза. Немножко потрудимся и повторим еще раз, ибо повторение – мать учения.

Начну со второго вопроса. Слово «раб» произошло от «работать». Каждый христианин призван стать рабом Божиим. Если рассматривать социальные отношения людей, понятия «хозяин» и «раб», то раб трудится не за деньги, а за еду или какую-то одежду. Каждый христианин должен трудиться для Бога не за какие-то блага, а только за то, что ему требуется для жизни. Вот что имеется в виду. А если считать, что раб – нечто оскорбительное, это просто интеллигентские глупости, потому что быть рабом у Бога – торжественно и почетно. Отнюдь не все люди, а, наоборот, единицы достигают такого устроения, чтобы стать рабами Божиими.

– Большинство людей вступают в спор.

– Им что-то не нравится. Это от недопонимания. Теперь скажу по поводу первого вопроса. Речь идет о том, что человек принимает благодать на благодать. Если он трудится для Бога, является Его рабом и соработником, для того чтобы ему произвести что-то угодное Господу, Бог посылает ему благодать. Если Господь видит, что человек не ослабевает в своих трудах, Он дает ему возможность трудиться еще и еще. Для этого Он дает все больше и больше благодати. Благодать человека, который не радеет о деле, остается втуне. Например, в нашей стране 84% крещеных людей. И эти люди давно потеряли благодать Божию. Их когда-то крестили, и этим они ограничили свою духовную жизнь. У нас есть четыре источника благодати Божией: чтение Священного Писания, молитва, добрые дела и таинства Церкви. Если человек не читает Священное Писание, не участвует в таинствах Церкви (покаянии, Святом Причащении, елеосвящении, если его брак не освящен таинством Венчания), то благодать Божия, которую он получил в крещении, принимает совершенно микроскопические размеры и никак не влияет на его жизнь. При полном нерадении она практически отнимается у человека, потому что он живет только для себя, как эгоист, осуждает всех вокруг, ленится трудиться для Бога, не ходит в церковь. Какая тут благодать Божия?

– Такие люди все равно говорят: «Я чувствую, что Бог рядом. Очень часто Он дает мне то, о чем я прошу».

– Если «прошу и дает» – это уже молитва. А это один из четырех источников благодати Божией. Если человек молится – это о-го-го как много. Конечно, если человек любой веры обратится к Богу, то тут же почувствует, что Господь рядом. Я сколько раз говорил: «Ты не веришь в Бога? Замечательно. Вечерком на кухне, когда все лягут, выключи свет, сядь на табурет и скажи: «Господи, если Ты есть, я хочу в Тебя веровать. Сделай так, чтобы я Тебя познал»». Недели не пройдет, как Бог откроется человеку и он станет верующим. Почему? Его молитва анонимному Богу сразу приближает Господа. Человек начнет свой религиозный опыт. Отчего люди теряют веру? Потому что они не молятся. Если бы все молились, все бы были верующими.

– Вопрос от телезрительницы: «Не хочется говорить об этом в праздничный день, но многие православные семьи, к огромному сожалению, распадаются. И у мамы остается множество детей. Я смотрю на этих мам и удивляюсь: большинство из них, чтобы пробить своим детям дорогу в жизни, обеспечить их, становятся этакими «атаманами в юбках». Мужья в таких случаях обычно почему-то не помогают, устраняются, что еще хуже – пытаются забрать детей. Что лучше для мам: действительно стать мужеподобными и пробиваться, потому что надо кормить детей, или выйти замуж, если на них обращает внимание другой, пусть не очень православный мужчина, который готов заботиться о детях? Предыдущий брак был расторгнут в результате прелюбодеяния супруга».

– Ваш вопрос очень прост. И ответ на него очень простой. Но я не могу его дать, потому что с каждой такой женщиной, ее детьми и бывшим мужем нужно разбираться, рассматривать в лупу, что происходит. Вы нарисовали схему, но жизнь – это не схема. Последующий муж может оказаться хуже предыдущего. Все вопросы (с будущим мужем, семейством, детьми) нужно решать до супружества.

К сожалению, я заметил другую тенденцию: многие женщины торопятся выйти замуж. Настолько торопятся, что даже забывают зарегистрировать брак. А когда спохватятся, что, оказывается, они уже беременны, то называют то, что произошло, «гражданским браком». Я бы назвал это «браком млекопитающих». Причем тут гражданство? При таком браке не спрашивают, гражданином какой страны ты являешься. Существует только некое соитие, которое свойственно всем млекопитающим.

Я не знаю, что произошло в данном случае, поэтому здесь нельзя давать какие-то общие советы. Если считать эту молодую женщину соломенной вдовой, то тогда, следуя словам апостола Павла, лучше выходить замуж. Но выходить замуж лишь бы за кого, чтобы быть замужем, не нужно. Одно дело говорить: «Я согласен, я воспитаю». А может, у этого мужичонки хватит пороха месяца на два, а дальше он скажет: «Ну нет. Я оказался не готов». Чтобы доверить своих детей какому-то другому человеку, нужно его очень внимательно и долго изучать в ту же лупу: все его мотивы и так далее. Может быть, это будет самый старший, самый капризный и самый больной ребенок из всех остальных.

Одна женщина мне рассказывала, и я теперь рассказываю всем: когда муж бросил ее с детьми, они сначала очень страдали, а потом, через год, дети ей сказали: «Мама, а нам без папы-то лучше». Скандалов дома нет, никто не капризничает, не раздражается, не орет, нет источника страха. Ушел – и слава Богу! Все стало настолько лучше: дети восприняли это не так, что их бросили, а как везение, что Бог так благополучно устроил, раз этого папеньки теперь с ними нет. Дети сумели оценить новое качество жизни. Когда выбирают супруга, совершенно не думают о будущих детях. А разумная невеста в первую очередь должна смотреть на своего избранника как на будущего отца своих детей. Нужно внимательным образом изучать семью этого молодого (или не очень молодого) человека. А потом уже смотреть, что из этого может получиться, планировать, советоваться не один, не два, не три, а, может быть, десять раз, чтобы таких эксцессов не было.

Мы с вами «приехали» на эту землю в очень страшную эпоху. Это преддверие пришествия антихриста. На земле творится незнамо что, совесть и честь не только не в почете, но их вообще не встретишь. А вот подлость, измену, предательство – сколько угодно. Мужчины, в силу того что большинство из них маменькины сынки, напоминают мужчин только внешне с полной утратой своих ипостасных свойств. Поэтому предпочтительнее слушаться второго совета апостола Павла: «Лучше оставайтесь как я, иначе будете иметь многие скорби по плоти». Он оставался девственником всю жизнь и служил Богу. Наверняка он ощущал какой-то ущерб, но служение Богу это восполняло: он все время был с людьми, в трудах, проповеди, молитве. Но у него не было семейных проблем. В ту эпоху тоже было трудно найти себе христианку для женитьбы: их было очень мало. Сейчас тоже. Выйти замуж ненадолго просто: на год, два, пять. А чтобы получилась семья, чтобы человек хотел строить домашнюю церковь, любил детей, труд, был ответственным – нужно все предварительно изучить. Обжегшись в первый раз, во второй нужно тщательнее дуть на воду.

– Многие женщины страшатся своего возраста, говорят: «Если не сейчас, кто потом на меня посмотрит?»

– Важно не просто исполнить свою функцию млекопитающего. Я веду речь о семье как домашней церкви. Сегодня пришла еще одна женщина: «Живу с мужем, он все время пьет». Она живет с ним 30 с небольшим лет. Спрашивается: зачем такая жизнь? Какая в ней радость? Лицо у женщины невеселое, жизнь трудная, смысла в ней нет, кроме одного: она постоянно терпит эту муку.

– Смысл в терпении.

– Да, но лучше что-то еще и созидать. Само терпение – нужное, прекрасное качество. Но можно было бы взять двоих детей из детского дома (а так она родила от этого бедного пьяницы только одного парня) и с терпением их воспитать. Была бы польза: двое деточек приобрели бы маму. Или взять ребенка-инвалида – и он бы вместо горя и ненужности приобрел бы человека, который его любит. Они бы жили вместе в любви. А в какой любви она живет с этим пьяницей? В постоянном страхе. Это просто какое-то самоистязание. Не знаю, какие у нее мотивы (я только познакомился с этой женщиной, она пришла в храм), но она сказала: «Когда я выходила замуж, он тоже выпивал».

– Но обещал бросить?

– Я не знаю, даже не спрашивал. Но это же безумие: выходить замуж за выпивающего человека. Я понимаю: инстинкт очень силен. Но каким бы он ни был, разум-то есть у всех. Ну, почти у всех. Мне просто жалко людей, которые обрекают себя на такую жизнь, исполненную страданий не во имя чего-то, а просто так. Пьяницы не наследуют Царства Божия. Уж лучше тратить жизнь на то, из чего хотя бы кому-то будет некая польза. Послужи ближнему: воспитай ребенка, выходи больного.

– Вопрос от телезрителя: «Говорят, что Бог не дает испытаний выше сил человека. Почему же некоторые люди сходят от горя с ума или кончают жизнь самоубийством?»

– Так бывает только в кино: человек поволновался, его увезли в больницу – и он там умер. Никто никогда не умрет от волнения. Человек может умереть от того, что его сердечные сосуды заполнены холестерином. От волнения сосуды сужаются. Так же и здесь. Человек сошел с ума от горя – так бывает только в романах и кино. Есть определенная причина, а всякие обстоятельства могут что-то провоцировать. Если человек с Богом, такого вообще не может быть: человек переносит любые страдания достойно, Бог ему помогает. Это все из области клеветы на Господа. Такие мысли может внушать только дьявол. Так как дьявол не творческое, однообразное существо. Куда бы ни поехал – везде задают одни и те же вопросы, а некоторые по сорок раз.

– Особенно: «За что мне такие муки?»

– Да. Начинаешь спрашивать – одно, другое, третье, пятое, десятое. За половину перечисленного надо «убить». А тут всего лишь муки. Даже странно: человек делает все, что хочет, все делает против Бога, все, что с ним случилось, – результат его жизни. И Бог виноват. Хорошо, что человек понимает, что это как-то связано с Господом и что нужно покаяться.

– Вопрос от телезрительницы: «Я всегда с удовольствием смотрю вашу программу и с нетерпением жду воскресного вечера. Я 45 лет прожила с супругом в законном браке, но мы не венчались: я так и не смогла его убедить повенчаться, хотя он ходил в храм. Три года тому назад он внезапно ушел в мир иной. Я ежедневно читаю молитву вдовицы за супруга Богородице. Не грешу ли я этим? Я могу читать эту молитву?»

– Вам обоим не очень-то это и было надо. Когда вечерком приходишь домой, темно – и мы включаем свет. Почему? Нам это надо. Во время обеда мы разогреваем вчерашний или свежесваренный суп. Потому что нам это надо.

– Почему вы не повенчались?

– Да нам это не надо.

(продолжение вопроса): «Разум приходит с возрастом».

– Да? Что-то не замечал. У меня, например, последний уходит. Вы хотите помолиться за человека, с которым (это чувствуется по Вашей интонации) Вы прожили хорошую жизнь. Как молитва о нем может быть грехом? Сколько лет Вы ходите в храм?

«С детства. Сначала водила в храм бабушку».

– Значит уже лет 60. И я столько же. Дальше что? Речь не об этом. Как молитва жены за усопшего мужа может быть грехом? Мне самому интересно: что Вы там улавливаете греховного? Какие тут можно нарушать правила?

«Я чувствую свою вину, что не смогла убедить своего мужа повенчаться».

– Допустим, это Ваша вина. А в чем грех молиться за него? Я просто хочу разобраться. На мой взгляд, вопрос странный. Человек хочет – и молится. Например, у него заболел кот. И человек начинает молиться за кота. Что в этом плохого? А тут – человек, да еще и муж, крещеный, ходил в церковь. Если бы он был безбожник и пьяница, я должен был бы в три раза больше молиться за него.

– Вопрос от телезрителя: «Может ли моя молитва помочь усопшему родственнику подняться из ада в рай?»

– Никакая и ничья молитва не может никогда никому ни в чем помочь. Запомнили и мысленно повторили. Это может только Господь. Что такое молитва? Это наша просьба к Богу. Мы можем просить Господа, но надеяться, что наша просьба для Бога составляет какую-то важность, мы не можем. Мы можем только со смирением просить. А не то что напрягся, помолился – и всё. Это совершенно неправильное отношение к молитве. «Молю вас» по-сербски – «прошу вас». Мы можем просить о чем-то святых, чтобы они за нас помолились Богу. Если Господь откликнется на их молитву, мы можем поблагодарить святого и, конечно, Самого Бога, Который, как нам кажется, приклонил Свое ухо к нашим молитвам, хотя Он слушает всё. Говорят: «У него сильная молитва». Не бывает сильных и слабых молитв.

– «Много может молитва праведного».

– Есть такие люди, которых называют угодниками Божиими. Они так живут, что Бог радуется. Десять минут назад я разговаривал с одной женщиной. Я говорю: тебе можно помочь, если ты сделаешь так и так. Она присылает мне sms: «все сделала». Я позвонил ей, сказал: «Знаешь, потрясающее послушание». А она отвечает: «Эффект потрясающий. Я так довольна. Все получилось, слава Тебе, Господи». И я так рад! Есть такие люди, которые все делают так, как их просит Господь. И когда они просят у Бога, Он не может им отказать, как Матери Божией в Кане Галилейской. Она говорит: «Сынок, вино кончилось, помоги». А Он бы ответил: «Зачем Ты это делаешь? Ведь если Я совершу чудо – это будет Мой первый шаг на Голгофу». «Что Мне и Тебе, Жено?» – сказал Он со скорбью. Но все-таки сделал по Ее просьбе. Казалось бы, какие проблемы? Но Он не мог отказать Матери. Есть и угодники Божии, которым Он не может отказать. Что они у Него ни попросят – получают. Потому что сами все делают для Него. Все делает не молитва праведного, а отклик Самого Господа Бога не на текст молитвы, а именно на праведность человека. Бог очень привечает праведников. Он их любит. А грешников зачастую милует по молитве (то есть по просьбе) праведника.

– Хочешь помочь кому-то – встань на путь праведности, угоди Богу своей жизнью.

– Надо искать другой путь. Не выйти замуж за безбожника, а идти по пути праведности. И Господь накормит, напоит, купит кроссовки «Adidas» – все будет.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать