Беседы с батюшкой. Миссионерская деятельность в Церкви

20 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая чудотворца в квартале «Новая Скандинавия» г. Санкт-Петербурга иерей Александр Гинкель.

– Наша сегодняшняя тема звучит так: «Миссионерская деятельность в Церкви». Конечно же, первым будет вопрос о том, почему эта тема Вам наиболее близка?

– Во-первых, миссионерская деятельность – то дело, которое движет внешней политикой нашей Церкви. После Пятидесятницы, когда Святой Дух сходит на апостолов, первое, что он дает, – вдохновляет их на проповедь. Причем эта проповедь настолько поглощает тех, кто ее слышит, что, как мы знаем, три тысячи  человек принимают крещение и становятся христианами, слыша эту проповедь каждый на своем наречии. Ввиду этого Церковь живет Святым Духом, Который подвигает ее на то, чтобы проповедовать о Христе, возвещать Царство Небесное.

Что касается лично меня, Господь благословил мне в свое время быть сотрудником Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. В течение шести лет я был выпускающим редактором журнала «Миссионерское обозрение», участвовал в ряде миссионерских конференций, в том числе в миссионерских съездах нашей Церкви. И не только теоретически разрабатывал ряд документов, касающихся миссии Церкви, но побывал в миссионерской командировке в Южно-Сахалинской и Курильской епархии, где в течение полугода проходил миссионерское служение. Поэтому я стараюсь, чтобы дух, вложенный в меня миссионерской семинарией, которую я окончил (это Белгородская православная духовная семинария с миссионерской направленностью), не угас, стараюсь прилагать для этого все усилия, чтобы действительно по мере своих сил и возможностей делать малое дело для блага Церкви Христовой. И, собственно, сегодня хочется на эту тему побеседовать.

– Сейчас, в эпоху секуляризации, когда речь заходит о миссии, по крайней мере в светской среде, сразу же на ум приходят классические протестанты (или сектанты), которые ходят парочками и таким образом ведут миссию, стараются каждого проходящего вовлечь в свою группу или организацию. А представление о миссии Православной Церкви практически отсутствует. Как Вы считаете, почему такая ситуация возникла, верна ли она и должны ли мы ориентироваться на западных проповедников?

– Скажем так, деятельность, которой занимаются западные проповедники, имеет конкретное название – прозелитизм. Это насильственное либо обманным путем обращение человека в свою веру, что, конечно, для Православной Церкви недопустимо. Например, в Католической Церкви, мы все знаем, существовал принцип обращения огнем и мечом, целые крестовые походы в свое время шли, чтобы неверных обратить в истинную веру, как считали католики; по сути, этот же принцип сохранился и в протестантизме, только, конечно, не огнем и мечом, а вот таким лукавством.

Мы помним слова Господа относительно такого недопустимого миссионерского действия: «Не бросайте святыни псам и не мечите бисер перед свиньями». То есть людям, которые не хотят слышать о Христе, навязывать свою веру мы не имеем права, потому что наша вера – это святыня, которую мы должны беречь. И перед «свиньями» бисер не имеем права метать. Это все в том смысле, что если люди негативно относятся ко Христу. Вот  для свиней, что им ни положи, вся еда представляет одно и то же. Также есть такие люди, которым разговоры о вере, Христе безразличны. Конечно, говорить перед этими людьми о каких-то сокровенных духовных переживаниях бессмысленно.

С другой стороны, мы всегда должны помнить слова апостола Петра: вопрошающему у тебя о твоем уповании дай ответ с кротостью. Что это значит? Если человек интересуется нашим упованием, то есть нашей верой, мы обязаны ответить ему с кротостью, без превозношения, не считая себя выше его, если мы уже крещены, если знаем больше, чем он. Вот превозношения не должно быть. Но главный принцип проповеди о Христе – это не принцип какого-то духовно-нравственного превосходства и привлечения другого человека как одного из адептов, а принцип поделиться радостью спасения о Воскресшем Господе с тем, кто этого желает.

И если человек желает спасения, то Церковь не может молчать об этом. Если люди обращаются к нам со своими вопросами, мы не имеем права молчать или отмахиваться, отсылая их в том числе и к каким-то другим авторитетным источникам: «Иди читай. Молись, постись и спасайся». Я просто встречал людей, которых вот такое отношение со стороны некоторых христиан, к сожалению, привело в протестантизм. Но ошибки есть  всегда и везде, однако мы будем говорить не об ошибках, а об идеалах, к которым необходимо стремиться. А ошибки порождают, конечно, наши грехи, наши немощи, и важно осознавать свои немощи, чтобы не возгордиться, но при этом, конечно, помнить завет Спасителя, Который Он завещал всем ученикам: «Идите научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Поэтому научить соблюдать то, что повелел нам Господь, – в этом задача не только пастырей перед своей паствой, но также задача родителей перед своими детьми, задача каждого христианина перед теми близкими, которых Господь в данный момент поставил рядом.

– Этот вопрос как раз я и хотел Вам задать: собственно, миссия Церкви должна быть исключительно в руках пастырей или в руках мирян? Но Вы уже начали отвечать на этот вопрос. Однако у священника есть площадка для проповеди – это амвон. А вот мирянин может именно проповедовать в таком классическом ключе, должен или нет? Допустим, на каком-нибудь мероприятии на работе или будучи приглашен на какую-нибудь конференцию, должен ли мирянин выступать в роли проповедника?

– Очень хороший вопрос, и он довольно глубокий, поэтому, чтобы ответить на него, я хочу немножко вернуться к миссионерскому завету Спасителя. Это миссионерское изречение делится на три части; следовательно, каждая из этих частей воспринимается Церковью как одно из главных направлений деятельности. Поэтому в первой части – «идите научите все народы» – речь идет о собственно миссионерской деятельности, о проповеди людям, не знающим о Христе. Во второй части – «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» – речь идет о миссионерском характере богослужения и самих таинств Церкви; это о миссии как о мистагогии, то есть о погружении в духовную и литургическую традицию Церкви. Наконец, третья часть – «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» – обучение заветам Христа уже крещеных людей; это именуется катехизацией. Так вот, мы знаем, что миссионерами были не только епископы, не только священники, но и миряне, причем не только мужчины, но и женщины: Жены Мироносицы, равноапостольная Нина и так далее; можно приводить множество примеров тех святых, которые проповедовали о Христе.

Что касается второго завета, то есть богослужебной жизни Церкви, если строго подходить, то крестить другого человека может и мирянин при определенных условиях. Конечно, другие таинства миряне совершать не могут, но они могут участвовать в них непосредственно. Например, мы знаем, что без чтения и пения, в котором преимущественно участвуют миряне, богослужение Церкви не совершается. И своим пением, чтением многие могут как раз обращать других людей, зашедших в храм или слушающих их, ко Христу.

Но в строгом смысле, конечно, богослужение – это тоже своего рода проповедь о Христе. Вспомним пример с князем Владимиром, с его послами, которые, придя в храм Святой Софии и только побывав на богослужении, услышав это величественное пение православного богослужения (хотя до этого они были и в мечети, и в синагоге, и в костеле у католиков), действительно что-то почувствовали и сказали, что не знают, где они находились, на небе или на земле. И в большей мере как раз Крещение Руси (именно принятие православия), как мне кажется, зависело от того духовного опыта, который послы князя Владимира, а потом и он сам во время своего крещения, пережили благодаря православному богослужению.

Наконец, катехизация как научение вере других людей. Мы знаем, что первые несколько веков катехизаторы тоже были по преимуществу миряне. Но понятие «мирянин» тоже довольно позднее… А кроме духовенства, священников были еще пророки и учителя. Так вот, учителя могли иметь духовный сан, а могли не иметь. И сейчас, в новейшей истории нашей Церкви, этот институт катехизаторов активно возрождается. Мы знаем, что при каждом большом приходе есть приходской катехизатор, который очень часто не имеет духовного сана.

Поэтому отвечаю на Ваш вопрос, может ли мирянин, особенно  участвующий на какой-то конференции, говорить о Христе: безусловно, может и должен, если позволяют обстоятельства, если люди хотят его услышать. Так как если бы проповедь сводилась только к устам одних священнослужителей, то мы бы продолжали жить в замкнутом пространстве церковного двора, как это было в советские годы. Но сейчас голос Церкви вышел за пределы церковного двора – и проповедь о Христе звучит из уст не только епископов, священников, дьяконов, но и каждого христианина, призванного к этому.

Единственное, нужно уточнить: если мы говорим о проповеди как о части богослужения, то она, конечно, подчиняется все-таки указанию апостола Павла: женщина в храме да молчит, учить жене не позволяю, но да учится у мужа своего. В этом плане с амвона не допускается произносить проповедь, во-первых, женщинам, а что касается мужчин, то по благословению епископов или священнослужителей допускается произнесение проповеди богословами, не имеющими духовного сана.

– А что касается современных средств миссионерской деятельности, сейчас пространство Интернета охватило практически все уголки нашей Родины, мы имеем огромное количество православных ресурсов: «Православие.ру», «Правмир» и многие, многие другие. Скажите, как относиться к миссии через электронные ресурсы? Можем ли мы считать эффективной такую миссию?

– Безусловно, Церковь использует те возможности, которые предлагает жизнь и время для распространения миссии. И первая возможность такого социального характера, в которой появляется Церковь, – это римские дороги, средство коммуникации, которые существовали в империи. Все дороги ведут в Рим; следовательно, все дороги ведут из Рима. Поэтому за короткие сто лет вся империя была охвачена христианством и Евангелием. Конечно, империя не стала христианской, но Евангелие было провозглашено везде: во-первых, благодаря дорогам, во-вторых, благодаря единому языку. Греческий язык, на котором говорили все образованные люди империи, был единым средством коммуникации. Поэтому мы знаем, что даже апостолы, будучи евреями, практически все написали священные книги на греческом языке. Это первое.

Что касается Интернета, то в свое время я участвовал в написании учебника по миссиологии, первого учебника нашей Церкви, который был разработан на ряде конференций и сейчас является официальным пособием для изучения миссиологии в духовных школах. В этом учебнике есть целый раздел «Миссия в Интернете», есть раздел «Миссия и средства массовой информации», где буквально по пунктам расписываются основные методы того, каким образом нам использовать эту сферу. Почему? Потому что если мы не будем присутствовать в этом пространстве, в котором живет масса людей, то его займут другие. Его и так занимают все кому не лень, но все-таки разные люди, находясь в интернет-пространстве, сами решают, где им быть, какие сайты смотреть, что читать. И, безусловно, мы не имеем права не сказать о Христе и там тоже.

Мы не имеем права не говорить о Христе и по телевидению, если имеем эту возможность. Собственно, наш телеканал – это одна из таких замечательных возможностей, когда люди, которые не хотят смотреть сумасшедшие ток-шоу или глупые сериалы, смотрят то, что может принести пользу их душе. И то, что такая возможность есть и на телевидении, и в Интернете, – это тоже Промысл Божий, и этой возможностью нам необходимо пользоваться.

– А вот есть у нас такая проблема, как христиане только по имени. И мы знаем, с наступлением 90-х годов прошлого века очень многие стали христианами только по какому-то маркерному признаку, то есть: «Хорошо, теперь я буду православным». Скажите, пожалуйста, можно ли такой итог считать результатом миссии или результатом нехватки миссии? Или таких людей мы в принципе не можем считать православными? Как разобраться с этим вопросом?

– Миссия Церкви разделяется на два направления: внешнее и внутреннее. Внешняя миссия – это проповедь о Христе тем, кто не знает Христа, это та миссия, которую осуществляли апостолы, великие миссионеры (такие, как святитель Иннокентий Московский и многие другие). Но есть и внутренняя миссия – это проповедь о Христе крещеным, но не просвещенным. Тем, кто, как Вы сказали, формально крещен, но не научен вере во Христе, не воцерковлен. И внутренняя миссия поэтому имеет другое название – воцерковление, катехизация. Это всё синонимы того процесса, о котором говорит как раз третье повеление Христа: «Учите их соблюдать то, что Я повелел вам». То есть быть христианами не по букве, а по духу. И, конечно, вся деятельность большинства священников направлена именно на катехизацию, на учение своих прихожан, которые приходят к нам в храм, чтобы стать настоящими христианами. И если дает Господь возможность еще сказать где-то вне храма о Христе, то, конечно, батюшка должен этим пользоваться. Но главная задача – говорить о Христе той пастве, которую мы имеем.

Мне на ум пришел замечательный пример с нашим великим святым миссионером –праведным Иоанном Кронштадтским. Он тоже великий миссионер, он горел духом миссионерства. Когда он хотел принимать духовный сан, хотел ехать к язычникам в дальние страны, чтобы возвещать о Христе, а Господь ему показал, что вокруг него, по сути, язычники живут. То есть оставайся и будь здесь светильником веры. И он был миссионером для нашего города, а впоследствии и для всей империи. Таких примеров мы можем назвать множество, поэтому, с одной стороны, нужно помнить слова Господа: не вы Меня призвали, а Я вас призвал; и никто не может прийти к Отцу Моему, если Я не приведу его.

То есть в этом плане нужно каждого приходящего к нам христианина понимать как того, кого Сам Господь привел к нам. И чем чаще мы будем об этом вспоминать, тем больше любви даже мы будем воспитывать в себе к ближнему. А с другой стороны, конечно, это убережет нас во многом от того прозелитизма, который, как мы уже сказали, недопустим у нас. Мы уважаем свободу выбора другого человека. И в диалоге с иноверцем наша задача не унизить его и даже не обратить в свою веру, а показать красоту нашей веры; выбор уже он должен сделать сам. И если он сделает этот выбор, то выбор будет осознанным и ценным в глазах Божиих, намного важнее, чем если мы его чем-то завлечем, а через какое-то время человек разуверится и уйдет из Церкви.

– Хотелось бы задать Вам вопрос о Священном Писании, потому что миссионеры и проповедники из западной среды делают первостепенный акцент на Священном Писании. Может быть, это мое представление и мое заблуждение, но у меня складывается такое впечатление, что у нас  очень часто проповедь строится на каких-то отвлеченных вещах, не укореняется в Священном Писании. Как Вы считаете, есть такая проблема? Или это, может быть, иллюзия?

– Не знаю насчет проблемы; здесь, безусловно, я могу сейчас о себе сказать. Не буду про других батюшек ничего говорить, скажу про себя. Когда я поступил в духовную семинарию, одним из скучных схоластических предметов был катехизис, который состоял по большей части в зубрежке цитат из Священного Писания, касающихся тех или иных сторон нашей веры. Но я постарался сразу смотреть на этот предмет не как на сухой и скучный, а как на особо важный. Почему? Потому что действительно на Священном Писании держится наша вера. И если мы хотим убедительно говорить о ней, то должны подтверждать свои слова высшим авторитетом: либо словами Самого Спасителя, либо Его апостолов. И если мы знаем, о чем говорили апостолы, опираемся на их слова, то наша проповедь приобретает особый смысл. Мы уже, что называется, не отсебятину городим, а  продолжаем озвучивать ту традицию, которая берет свое начало от слов Самого Господа.

Более того, я, как бывший преподаватель Священного Писания Нового Завета в духовной семинарии, скажу, что на самом деле в нашей Библии есть ответы на все жизненные вопросы, важно только их найти и выразить. И хорошие духовники, хорошие пастыри во многом отличаются (от меня лично) тем, что знают эти ответы. Им задали вопрос, а они отвечают так, как когда-то сказал какой-то пророк, или апостол, или Сам Господь. И, конечно, когда для человека звучит этот ответ от самой божественной премудрости, а не из каких-то моих измышлений, которые могут быть и неверны на самом деле, то он, безусловно, воспринимается намного серьезнее.

Поэтому я всегда (и когда обучал студентов, и до сих пор, когда провожу какие-то катехизаторские беседы у себя на приходе) подчеркиваю важность чтения Священного Писания, без которого невозможно подлинное богопознание, особенно для тех, кто умеет читать. Да, мы знаем некоторые примеры. Мария Египетская читать не умела, но все-таки даже она цитировала Священное Писание. И уж тем более грех тому, кто умеет читать, но не хочет познавать премудрость Духа Святого, которая заложена в священных текстах нашей Библии. Нельзя говорить о Христе, не зная Писания.

– Следующий вопрос, заранее знаю, несколько неоднозначный, однозначного ответа на него быть не может, поэтому я, наверное, спрашиваю исключительно Ваше мнение по данному вопросу. Какова роль Святой Евхаристии, роль Причастия в миссии, как Вы считаете? Потому что сейчас часто бывает так, что наши православные миссионеры хотят поскорее подтянуть человек к Евхаристической Чаше. Нужно ли это? Или все-таки человека надо некоторое время готовить для того, чтобы он смог приступить к своему первому причастию?

– Если мы говорим о человеке еще некрещеном, безусловно, считаю, он должен пройти некий подготовительный период оглашения, и только после этого его уже можно окрестить и допустить к Святому Причастию. Но если мы говорим о человеке крещеном, но не знавшем о Христе, то здесь все-таки нужно вот что учитывать. Глобальная цель миссии Церкви – это создание новой Поместной Церкви на земле, если мы не говорим о спасении, о вечности, а говорим о земле. И последняя Поместная Церковь, которая родилась в XX веке, – это Американская Поместная Православная Церковь.

Но локальной задачей миссии является создание нового прихода вокруг Святого Причастия. Поэтому в этом смысле для меня, конечно, видится цель проповеди не в том, чтобы только рассказать о Христе, а в том, чтобы привести человека в Церковь, ввести его в церковные таинства. Я знаю о тех двух мнениях, о которых Вы сказали, но я придерживаюсь все-таки мнения о необходимости привести человека к Святой Чаше как можно быстрее. Почему? Потому что перед Евхаристией человек проходит таинство Покаяния, и все-таки нельзя умалять действия Божия в святых таинствах на душу человека.

То есть мы можем сколько угодно рассказывать человеку о важности нашей Церкви, о необходимости достойного принятия Тела и Крови Христовых. Он может умом как угодно это понимать, а может не понимать, но его личное участие сначала в таинстве Покаяния, а потом в таинстве Евхаристии намного важнее, я считаю, чем все наши разговоры. Потому что в этих таинствах Сам Бог входит в его сердце и дает ему силы и возможности измениться изнутри. Да, он может этого не понять сегодня, но он это может понять через месяц, а может, через год, даже если он уйдет после этого. Но уже то, что он причастился, великое благо для него, поэтому каких-то искусственных препятствий мы не имеем права создавать, я так считаю, если  только это не какие-то канонические препятствия.

И важно помнить: если этот человек пришел, то не просто так, Христос его привел. Лично я не могу его отогнать, если нет никаких канонов, запрещающих ему причаститься. То есть я в своей практике всячески стараюсь его допустить до причастия, и только либо его нежелание причаститься, либо какое-нибудь легкомысленное отношение может оградить его от этого.

Конечно, всех приводить к Чаше тоже нельзя, все-таки надо помнить: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Нельзя допустить вот этого лобзания Иуды. Для этого во многом и существует прежде Евхаристии таинство Покаяния, когда священник  выступает в  роли судьи той властью, которую дал Господь: кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком оставите – останутся. Но при этом, конечно, нужно помнить, что священник все-таки судья милостивый, милосердный.

Это мое мнение, безусловно, но я так считаю, что задача миссионерской деятельности – привести человека ко Христу, Евхаристии, Причастию. А дальше уже он по своей свободной воле будет избирать: либо постарается сохранить в себе эту благодать и научиться чему-то большему, либо же проигнорирует ее. Но это уже, безусловно, действие самого человека, его свободный выбор. И моя задача его к этому выбору подвести, чтобы он его сделал. Потому что пока он не причастится, у него вообще как бы выбора нет никакого, то есть он во грехе, получается, и дьявол как бы довлеет над ним. А вот в этих святых таинствах все-таки Господь вмешивается в его жизнь, и это важно помнить, я думаю; не сводить миссию только к действиям одного миссионера, но понимать, что мы лишь соработники у Бога, а главное делает Бог. И чтобы Господь что-то сделал с этим человеком, нужно его подвести к этому, к святым таинствам.

– Но ведь миссия – это не только слова, это, наверное, и дела. Как Вы считаете, какие дела веры являются наиболее продуктивными в деле миссии?

– Это вопрос всеобъемлющий; он строится еще на одном важном замечательном высказывании нашего Спасителя из Нагорной проповеди: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела твоя, и прославят Отца нашего… Добрые дела – это то, без чего не может быть христианина. То есть злой христианин – это алогизм, парадокс. Христианин не может быть злым. Или, наоборот, злой человек не может быть настоящим христианином. Поэтому надо стремиться искоренять зло в себе, что касается цели духовной жизни, и стремиться делать добро другим. А в чем это добро заключается, зависит от тех обстоятельств, в которых каждый из нас живет.

И что касается миссионерских дел, есть множество различных направлений в миссионерской деятельности. Это и социальная деятельность, и работа с молодежью, и катехизаторская деятельность. Сейчас в нашей Церкви они получили даже уже свое отдельное направление. Но все это как бы в широком смысле слова представляет собой миссию Церкви. Это и различная апологетическая деятельность, как раз защита веры перед лицом иноверия или безбожия и так далее. Этих направлений масса, я не буду сейчас их перечислять, скажу о том, что если человек действительно живет по-христиански, то будет трудиться в том, куда его поставил Христос.

В этом плане апостол Павел говорит, что иных Бог поставил апостолами, иных пророками, иных учителями; иным дал дары веры, иным дары пророчества, иным дары говорения на языках, а другим толкование этих языков; каждому Дух дает как хочет, но все эти дары изливаются от одного и того же Духа. Поэтому у каждого из нас есть свои предпочтения, свои таланты, которые мы и можем применять в том, в чем благословляет Господь Бог. Например, апостол Павел был и апостолом, и пророком, и учителем, то есть у него было множество талантов. А у какого-то человека один или два таланта. То есть одному нравится богословие, а другому строительство. И каждый действительно может и должен  свои таланты реализовывать в том, в чем благословляет Господь.

Поэтому, исходя из той жизненной ситуации (если я говорю о себе), в которую Господь меня ставит здесь и сейчас, из тех возможностей миссионерства, я и выбираю тот максимум, как нужно действовать. Сейчас у меня маленький храм-часовня, где всего несколько прихожан и при этом минимальные возможности. То есть у нас нет возможности заниматься социальной деятельностью, у меня практически нет никакой молодежи, но у наших прихожан есть дети. А раз есть дети, можно открывать детскую воскресную школу, что, собственно, мы и сделали. Есть взрослые люди, значит, с ними тоже можно беседовать, и мы открыли лекторий для взрослых. Сначала это был еженедельный, сейчас ежемесячный лекторий. Есть возможность создать интернет-сайт, мы его тоже создали, и в интернет-пространстве наш храм тоже участвует.

– Может быть, озвучите название вашего сайта?

– Набирается русскими буквами, одним словом: храмнаберегу.рф. Если кому-то интересно, можете зайти познакомиться. Я бы развернул и другую деятельность, намного большую, но пока Господь смиряет, давая то, что имеем. Более многочисленные приходы, как мы видим, имеют больше возможностей для миссионерской деятельности, они больше делают, но не делать совсем ничего – это, конечно, очень плохо. Нужно помнить нам всем предостережение апостола Петра, что когда явится Пастыреначальник, то каждый из нас даст Ему ответ. Поэтому не нужно зарывать свои таланты, подобно тому ленивому и лукавому рабу, который еще и господина своего начал обвинять.

– Спаси Господи, прошу Вас, благословите нас на прощание.

– Божие благословение всем нам на добрые дела во славу Христову!

Ведущий: дьякон Михаил Кудрявцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать