Беседы с батюшкой. Иконопочитание

20 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы об иконопочитании отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.

– Сегодня тема нашей передачи: «Иконопочитание, икона в Церкви, ее смысл и назначение». Казалось бы, в Библии есть запрет на изготовление любых изображений. Как обстоит дело на самом деле? Разрешает ли Библия делать изображения и поклоняться им?

– Давайте вспомним, где содержится этот запрет. Глава 20 Книги Исход, 4-й и 5-й стихи:          

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.

Обычно, когда отрицают святые иконы, ссылаются на эти слова: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу. Но реально эту заповедь о кумирах надо читать не с четвертого, а с третьего стиха: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим – и далее: не делай себе кумира и изображения того, что на небе вверху и на земле внизу.

Как известно, язычники обожествляли и поклонялись тому, что на небе вверху, – солнцу, луне, звездам, и тому, что на земле внизу, – гадам, пресмыкающимся, разным животным. Но к истинному богопочитанию в священных изображениях эта заповедь никакого отношения не имеет. Ведь совершенно очевидно, что в Библии нет никаких противоречий, потому что это слово Божие.

В 3-й Книге Царств (глава 6, стих 29) мы находим такие слова: И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов – херувимы где обитают? На небе – и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне… А дерева и цветы где растут? На земле. Таким образом, мы видим в Иерусалимском храме изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И это не противоречило воле Божьей: когда Иерусалимский храм освящали, то Божественное присутствие так наполнило храм, что какое-то время люди не могли там спокойно стоять, настолько плотно, если так можно сказать, было Божественное присутствие.

Всегда надо отделять вопрос, можно ли иметь изображения, от вопроса, можно ли поклоняться изображению или почитать его, потому что это совершенно разные вопросы. Мы находим в Библии много примеров того, что изображения делались по прямому Божьему указанию, причем те мастера, которые делали священные изображения, даже получили Духа Божия на совершение этой работы. Так, в Книге Исход (глава 31, стихи 2–4) мы читаем, как Господь говорит Моисею: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди. То есть даже тот мастер, который делал священные изображения того, что на небе вверху и на земле внизу, получил Духа Божия для совершения этой работы.

– То есть запрета на это нет?

– Мы не видим запрета делать священные изображения. Есть запрет на изготовление идолов. Однажды я беседовал с одним свидетелем Иеговы и обратил его внимание на то, что в их журналах тоже много изображений. Мы взяли журналы «Сторожевая башня», «Пробудись», и я показал ему изображения апостолов, Христа, пророков. Он сказал: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям!» Надо понять, что первый вопрос: можно ли иметь изображения? Ответ на него: можно. Они были в Иерусалимском храме на всех стенах, кругом. Даже в православных храмах нет такой плотности изображений. Христиане, которые не признают иконы, используют изображения в своих журналах и книгах.

А вот второй вопрос – можно ли поклоняться этим изображениям, почитать их – требует другого объяснения. Для того чтобы это понять, нам надо открыть Книгу Исход, 3-ю главу. Текст начинается такими словами:

1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

Сейчас внимание, очень важный стих:

5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Сразу возникает вопрос: почему земля стала святой? Сказано: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Если мы зададим такой вопрос человеку неправославного исповедания, он скажет: там присутствовал Господь Бог. Обычно в таком случае я смотрю на ботинки этого человека и говорю: «Разувайтесь, Бог Вездесущий!» Смотрите: псалом 138, стихи 7–10: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Бог Вездесущий!

Повторю вопрос: почему земля стала святой? Ответ очевиден: всякий раз, когда Бог видимым образом проявляет Свое присутствие через материю, происходит освящение этой материи. Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Святой может быть не только определенная земля, но и целый город. Например, в Книге пророка Даниила рассказывается, что, когда Даниил молился, он открывал окна на город Иерусалим (кстати, тогда этот город лежал в развалинах, однако все равно это святое место). Пятый псалом царя Давида, 8-й стих, где Давид восклицает: А я по множеству милостей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему. Если он поклонялся храму, значит, почитал и все изображения, которые там находились.

То есть везде, где благодать Божия себя проявляет, происходит освящение материи, и эта материя становится объектом почитания или поклонения. Святой город, святая гора, святой храм – это реальность. Даже останки Божьего пророка, мощи. Например, в 4-й Книге Царств (глава 13, стих 21) мы находим такие слова: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев (то есть пророка Елисея); и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Что воскресило мертвого человека? Кости Елисея? Я в это не поверю. Дух Святой, Который почивал на костях пророка Елисея. Здесь описывается момент фиксации: когда мертвый при своем падении коснулся костей Елисея, он ожил и встал на ноги.

В Книге деяний апостольских говорится о том, что исцеляла даже тень апостолов, так что больных выносили на улицу и клали их там, где проходили апостолы. А в 19-й главе Книги деяний (стихи 1­1–12) сказано: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь мы видим, что одежда апостола, его пояс, плат исцеляли людей и злые духи исходили, когда на человека возлагали эти вещи Павла.

Что мы, таким образом, устанавливаем с помощью Священного Писания? Первое: можно иметь изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Мы видим это в Иерусалимском храме. Причем мастера, которые делали эти изображения, получали Духа Святого на совершение подобной работы. Есть принципиальное отличие священного изображения от идола: как говорит апостол Павел, идол есть ничто. Что значит идол – ничто?

– В нем нет Духа Святого.

– С одной стороны, так. А с другой стороны, есть, например, статуя Зевса. Разве в духовном мире существует какой-то Зевс? Нет. Есть статуя Артемиды Эфесской. Разве существует какая-то Артемида Эфесская? Нет. То есть никакой духовной реальности за идолами, кроме реальности бесовской, не скрывается. Как пишет Павел, в идолах бесы обитают. А изображение в храме херувима указывало на небесного херувима. Изображение на иконе Христа указывает на реального Христа. Любой образ предполагает наличие первообраза. И когда Бог проявляет Свое присутствие через освященный храм, святое место, вещи святых людей, даже мощи мертвых угодников Божьих, то происходят великие Божьи чудеса, на которые Священное Писание обращает внимание.

Таким образом, иконопочитание ни в коей мере не противоречит библейскому откровению. Напротив, библейское откровение подтверждает, что люди жили в такой реальности. Если бы кто-то сейчас в духе перенесся бы в древний Иерусалимский храм и увидел бы там кругом, на всех стенах храма изображения священников, с кадильницами в руках, в специальных облачениях, это бы больше напомнило ему православный храм, нежели собрание каких-нибудь неопротестантов. Это объективная библейская реальность. Как в Иерусалимском храме были алтарь, катапетасма (завеса), престол, жертвенник, это реальность, так они продолжают существовать и в христианской Церкви. Мы, христиане, конечно же, обращаем на это внимание и придаем этому соответствующее значение.

У пророка Малахии (глава 1, стих 11) прямо говорится, что служение Иерусалимского храма распространится по всему миру. А это произошло только в формате христианства. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам (то есть каждение) имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. То есть не только в Иерусалиме, но от востока до запада на всяком месте. И это исполнилось в формате Христовой Церкви, и каждения совершаются, и другие обряды, которые имеют начало в ветхозаветной традиции, но исполняются уже в духе Нового Завета.

Тем более, когда мы читаем в Библии о некоторых священных действиях, в Пятикнижии Моисея очень часто находим такое уточнение: постановление вечное, то есть неизменяемое. Изменился характер жертвы. Раньше приносили агнцев, тельцов, а мы имеем жертву Крови Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И мы совершаем наше богослужение как постановление вечное. Более того, в Царствии Небесном (которое описано в книге Откровение Иоанна Богослова) мы видим и жертвенник, и престол, и семисвечник – все то, что наблюдается в каждом православном алтаре. Мы видим двадцать четыре старца, которые совершают поклонение перед престолом, видим ангелов, совершающих каждение. Потому что все, что устанавливал для богослужения Моисей, и все то, что бережно оберегает Церковь, делается по образу небесного богослужения: Господь показал Моисею образцы всего того, что потом тот делал для походного храма – скинии. Иными словами, богослужение христианской Церкви – это и есть отображение Неба на земле.

– Как и икона и иконопочитание.

– Как и икона – это образ, который указывает нам на первообраз.

– Как связаны между собой икона и молитва?

– Икона помогает молящемуся человеку отсечь личное, субъективное восприятие духовной реальности. Как-то я рассказывал в этой студии о беседе с одной баптисткой. Я ее спросил: «Как же вы молитесь без иконы?» Она отвечает: «У меня Христос в сердце». Я спрашиваю: «Как же Он выглядит?» Она смутилась и говорит: «Ну, Он небольшого роста, рыженький…» – «Он Вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости знала одного бухгалтера». Видите, что происходит? Свой субъективный образ из дней юности (может быть, это была первая любовь) она переносит на Христа. А икона отсекает наше субъективное восприятие духовной реальности.

Другой случай. Одна женщина смотрела фильм итальянского режиссера Дзеффирелли «Иисус из Назарета». Потом, когда она становилась на молитву, в ее сознании был образ этого актера с характерными чертами лица, и она очень долго не могла освободиться от него. А что такое икона? Это духовное виде́ние какому-то святому человеку, который потом написал это виде́ние в виде иконы. Или он руководил иконописцем, который делал этот образ, а все последующие иконописцы делали с него списки. Таким образом, икона – это бесстрастное ви́дение духовной реальности, которое отсекает субъективное, неправильное, чувственное восприятие той или иной реальности, – все то, что не должно вторгаться в область нашей молитвы.

– Икона этим отличается от картины?

– Это очень хороший вопрос. Поясню. Икона должна быть написана по канонам нашей восточнохристианской традиции. Отличительная черта между иконой и картиной, которая сразу бросается в глаза: икона нам предлагает обратную перспективу. То есть на иконе предмет, удаляясь от нас, становится больше, а приближаясь к нам – меньше. Таким образом, все линии сходятся на человеке, который стоит перед иконой и молится. Он как бы созерцает бесконечность. А в картине все линии сходятся к горизонту. Такая тупиковая живопись: в ней нет обратной перспективы. Таким образом, икона – это как бы взгляд за пределы нашего ограниченного бытия.

– То есть в бесконечность?

– Да, из глубины человеческого сердца в бесконечность. А картина – тупиковая живопись: все линии сошлись на горизонте, это созерцание какой-то точки. Это один момент.

Другой момент: икона – это всегда список. Иконописец не может вносить какие-то свои фантазии, галлюцинации в икону, которую пишет. Он должен повторять то, что пишет. А если взять картины, то мы знаем, что Эль Греко рисовал своих апостолов и святых с бесноватых людей в сумасшедшем доме. И Эль Греко, и Рафаэль, и другие известные художники писали своих мадонн с уличных женщин. Так им было дешевле. Где ты натурщицу найдешь? И они нанимали уличных женщин, сажали и с них писали мадонн. А что значит Мадонна? Это Дева Мария! Какая же реальность откроется перед человеком, если он будет молиться на такие изображения? Это не икона. Это чувственное восприятие. Человек может даже духовно повредиться, если будет молиться перед такими картинами. Здесь как раз нет бесстрастия, но все пропитано страстями. А икона – это бесстрастная, чистая реальность, которая открывается для нас, и мы созерцаем духовную тайну как некое умозрение в красках – целомудренное и благочестивое.

– Кто написал первую икону?

– Первую икону создал Господь Бог. Первая икона – это человек. В Библии сказано: И создал Господь Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 26). Слово «образ» по-гречески «иконос», то есть икона. Человек, созданный по образу Бога, и есть образ Божий. Каждый человек – это очень достоверная икона Бога. Но как икона нуждается в реставрации, так и люди тоже нуждаются в духовной реставрации. Иногда иконы покрываются копотью, на них появляются трещины, где-то грунтовка осыпалась, и надо что-то переделать, восстановить. Скажем так: человек – это поврежденная икона, над которой надругался дьявол, и она нуждается в серьезной реставрации. Реставрация такой иконы – это воцерковление, когда человек приходит в Церковь и восстанавливает свой статус.

Собственно говоря, в православном понимании спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он пребывал до грехопадения в раю. Причем в православном понимании человек будет восстановлен не по образу Адама перстного, который создан перстами Бога, а по образу Адама Небесного – Человека, сошедшего с неба, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Иоанн Богослов пишет в своем послании: не знаю, какими мы будем, только знаем, что будем подобны Ему (то есть Христу), как Он. И Петр пишет о Христе: Он оставил для нас пример, дабы мы шли по стопам Его. То есть спасение в православном понимании – это когда образ Христа начинает отображаться в нашей жизни.

– В подтверждение мысли, что человек – это икона, созданная Богом. Я слышал, что даже части тела человека символичны.

– Да, на это обращали внимание древние отцы. Например, древний святой Иустин Философ, или Иустин Мученик, настаивает на том, что в человеке все глубоко символично. Отцы спрашивали: почему у нас десять пальцев на руках и на ногах? И отвечали: потому что есть десять заповедей, и мы должны действовать в соответствии с ними и ходить путями закона. Как говорил Давид: закон Твой светильник для ноги моей. Или почему у человека два глаза? Апостолы писали: все Писание полезно, мы созерцаем Божественную мудрость через два Завета – Ветхий и Новый. Почему у нас едины уста? Потому что мы не разделяем Божественное откровение, мы свидетельствуем о том глаголе вечной жизни, который нам открывается в Иисусе Христе, Господе нашем.

Иустин Философ даже писал: у человека есть нос, который поднимается кверху и от него крестообразно в разные стороны расходятся брови – это знак креста. И тут он вспоминал слова одного пророка: «Господь при дыхании моем». То есть на челе каждого человека крест, настаивает святой Иустин Мученик. Получается, что ни об одном человеке нельзя сказать «и креста на нем нет», потому что лик человека сам по себе крестообразен. Причем Иустин Философ писал, что сама возможность говорить (ведь животные не говорят, а люди говорят) обеспечивается человеку только потому, что в него всеян Божественный Логос – Христос. А Христос есть Слово, Которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати истинной. То есть все, могущие говорить и говорящие, причастны Христу, потому что Он есть Слово. Мы созерцаем мир через Ветхий и Новый Заветы. Мы запечатлены знаком креста при дыхании нашем. Действительно, у святых отцов все очень символично. Само человеческое тело человека с раскинутыми руками являет форму креста.

Иногда спрашивали, почему Христос промыслительно избрал для Себя такую смерть – на кресте. Имеется в виду, что этими раскинутыми на кресте руками Он как бы готов все человечество заключить в объятия Божественной любви. Как сказано в Библии, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

– Да, какова ответственность человека, если он носит на себе такие символы, запечатленные в его теле!

– Человек должен оберегать священный дар своей жизни, и он лично ответствен перед Богом за чистоту и непорочность не только души (на что все, конечно, обращают внимание), но и за чистоту и непорочность своего собственного тела. Об этом мы можем прочитать в Писании, в Послании апостола Павла к Фессалоникийцам, где он пишет, что к пришествию Господа нашего Иисуса Христа мы должны соблюдать в чистоте дух, душу и тело. Дух, душу и тело – ко дню пришествия Христа. То есть в своей совокупности, цельности человек – это не только тело и не только душа. Это именно дух, душа и тело, троичность человека опять указывает на образ Лиц Святой Троицы. И человек должен оберегать свою чистоту. Сказано: прославляйте Бога в душах и в телесах ваших. Поэтому тело тоже участвует в богопоклонении: например, мы опускаемся на колени. Мы знаем, что апостолы во время молитв воздевали чистые руки перед Богом. С древних времен существует традиция осенять себя крестным знамением.

– Откуда пошла эта традиция?

– Традиция осенения себя крестным знамением – это как бы икона в движении, она связана с теми днями, когда христиан приговаривали к казни на аренах римского цирка. Надо понять, что в те времена к такой казни приговаривали следующие группы людей – детоубийц, убийц родителей и беглых рабов. Когда христиан выталкивали на арены римского цирка, они свидетельствовали, что страдают не как детоубийцы, отцеубийцы или беглые рабы, а страдают как верующие во Иисуса Христа: начинали проповедовать или петь псалмы, пока на них не нападали звери. А в античном мире очень ценили мужество, особенно перед лицом смерти. Тогда язычники стали вырезать у христиан языки и выталкивать их на арену римского цирка в толпе других приговоренных. И христиане поднимали руки кверху, показывали знак креста, слагали руки крестообразно на груди, осеняли себя крестным знамением, показывая всем, что страдают не как беглые рабы или убийцы, злодеи, а как те, кто верит в Распятого. Весь языческий мир тогда уже знал, что христиане веруют в Распятого Бога.

Таким образом, знак креста возникает как знамение мучеников. И когда мы осеняем себя крестным знамением, то это глубоко иконографичное действие. Мы слагаем персты очень символическим образом – три соединенных кверху перста православно исповедуют нашу веру в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Два пригнутых книзу перста иконографично исповедуют нашу веру в то, что Иисус Христос пришел на эту землю как истинный Бог и истинный Человек.

Когда мы кладем персты на чело, это знак того, что Христос – глава Церкви; на грудь – в знак того, что Он сошел на землю нас ради человек и нашего ради спасения; на правое плечо – в знак того, что Он вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца; на левое плечо – в знак того, что в Своем Втором Пришествии Он придет на землю, и не дай нам Бог в тот день оказаться слева от Него. Когда православный человек перекрестился, он совершает поклонение. Поклонение совершается, только когда рука отрывается от левого плеча, чтобы не ломать форму креста.

Наши предки очень серьезно относились к обрядовым действиям. Как писал отец Павел Флоренский, вся разруха в современной церковной жизни – от невнимания к культу, то есть к обряду. И когда мы придерживаемся нашего культа, нашей традиции: перед какой иконой я молюсь, как совершаю крестное знамение, поклоны, есть ли живой огонь перед иконой (лампадка должна гореть, нет лампадки – свечку зажги)… Нам даже запрещено читать дома молитвы по памяти. Мы должны иметь перед глазами молитвенник, чтобы дьявол не спутал наши мысли и молитва не ушла бы куда-то в сторону. То есть все имеет глубокое значение, и через какие-то внешние действия мы получаем духовное внутреннее обогащение.

– Глаза человека должны быть сосредоточены на словах молитвы или должны смотреть на икону?

– Мы взираем на образ, перед которым молимся, но в то же время читаем слова, поэтому делались аналои, чтобы и икона, перед которой молимся, и живой огонь были примерно на одном уровне. В древности считалось, что, как целиком сгорает свеча, так и жизнь христианина целиком должна молитвенно пламенеть перед Богом. Это символическое действие. Как писал в Первом послании к Коринфянам апостол Павел: Духа не угашайте, пророчества не уничижайте (1 Кор. 5, 9–10).

– Это же значение имеет лампада?

– Горящая лампада. Вообще, на Руси было принято, чтобы она горела все время. Только когда люди покидали жилище, ее могли погасить: мало ли что, дома были деревянные.

– Вы сказали, что Господь не случайно избрал смерть именно на кресте. Я слышал, свидетели Иеговы утверждают, что Господь был распят на столбе. Какие есть подтверждения в Библии, что форма древа, на котором был распят Христос, была именно крестом?

– Да, действительно, слово «ставрос», которое у нас переводится как «крест», а чаще как «древо», означает «столб», «мачту на корабле». Но столб – это не обязательно крест, и мачта точно не крест, хотя слово одно и то же. Однако в Библии есть текст, с помощью которого мы можем установить, какая форма была у древа, на котором был распят Иисус Христос. Прежде всего хочу напомнить слова апостола Павла, который писал, что все, что было с древними (то есть в Ветхом Завете) – говорится в прообразах и для нас, достигших последних времен, то есть это образы в том смысле, что Ветхий Завет – это икона Нового Завета. Все очень иконографично.

И в Ветхом Завете есть такой интересный образ. Иаков был отцом и имел возлюбленного сына Иосифа. Он посылает его к своим братьям. Иосиф приходит, но свои его не принимают, а продают за сребреники. Понятный образ, да? Бог Отец имеет Бога Сына, посылает Его к Своему народу, народ Его не принимает. За сребреники Он был продан Иудой…

Когда Иосиф оказался в Египте, он вступил в брак с египтянкой. Египет – это символ языческой цивилизации. От этого брака (как бы от брака с языческой церковью) у него рождаются два сына – Манассия и Ефрем, символизирующие собой народы, произошедшие от Хама и Иафета, то есть языческие народы, которые через проповедь Евангелия становятся христианами. И когда Иосиф приводит Манассию и Ефрема к своему отцу Иакову, отец, любя сына, объявляет этих двух – Манассию и Ефрема – своими детьми и вводит их в двенадцать колен Израиля. То есть через Иисуса Христа мы, некогда языческие народы, усыновляемся Богу Отцу как Новый Израиль. Как пишет Павел, не тот иудей, кто внешне таков, но тот, кто таков внутренне.

И вот когда мы читаем, как происходит благословение Иаковом Манассии и Ефрема, мы видим знак креста. Ведь действительно только страдания Сына Божия на кресте очистили языческие народы от тьмы грехов и способствовали их обращению в истинную веру. Давайте обратим внимание на этот текст. Книга Бытие, глава 48, стихи 13–14. Мне понадобится Ваше участие: Вы будете Иосифом, а я буду Иаковом.

И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку (подымите правую руку) против левой Израиля, а Манассию в левую (подымите левую руку) против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои… Какой у нас знак получился?

(Скрещивает руки в воздухе.)

– Крест.

– Знак креста. Значит, через страдания Сына Божия на кресте происходит усыновление Богу Отцу языческих народов. Как писал апостол Петр, некогда не народ, а ныне народ, некогда не помилованные, а ныне помилованные (1 Петр. 2, 9). И все – и евреи, и язычники – страданиями Иисуса Христа усыновляются Богу Отцу. И все мы теперь, обращаясь к Богу Отцу с молитвой, произносим слова «Отче наш», то есть у нас установлены семейственные отношения. Так же, как поступает по отношению к Манассии и Ефрему Иаков-Израиль, когда говорит Иосифу: «Они будут моими детьми, и я их ввожу в двенадцать колен Израиля, в мое наследие».

– То есть символ креста был заложен еще в Ветхом Завете?

– Да, мы это видим реально. Потом другой текст: Книга Исход, где в 12-й главе даются законы о ветхозаветной пасхе. Там Моисеем было сказано (а ему сказал Господь), что косяки домов надо помазывать кровью жертвенного пасхального агнца. И косяки помазывались крестообразно. И ангел смерти, который шел в эту пасхальную ночь, если видел, что на косяке жертвенная кровь, перепрыгивал этот дом и искал тот, где нет жертвенной крови, входил в него – и там умирал первенец. Кстати, слово «пасха» (по-еврейски «песах») означает «прыгать», потому что ангел смерти не мог войти в те дома, где на косяках была жертвенная кровь, и перепрыгивал через них.

И мы, христиане, с благоговением носим на себе крест, потому что это великое оружие, которое дано нам на дьявола. Почему дьявол и бесы очень боятся креста? Об этом, насколько помню, писал Василий Великий: если кто-то горел, он боится огня, если кого-то порезали, он боится острых предметов, кто тонул, тот боится воды. Дьявол и бесы очень боятся креста, потому что для них крест – напоминание о самом страшном поражении, которое они потерпели, потому что на кресте Христос всецело победил дьявола.

Смотрите, как действовал дьявол по отношению к Сыну Божию. Он все делал для того, чтобы Иисуса Христа распяли, возмущал толпу, чтобы она кричала «распни, распни», подговаривал первосвященников. А когда распяли Сына Божия, дьявол вдруг ощутил (а он очень чуток к грехам, как бы питается ими), что все грехи мира собрались на кресте и Сын Божий Своей кровью очищает эти грехи. И дьявол испугался, стал кричать через этих еврейских мудрецов: «Сойди, сойди с креста, и мы уверуем в Тебя». Он увидел полное свое поражение. А когда Христос перед смертью сказал «Свершилось», то это свершилось наше освобождение.

Мы поем на Пасху: «Смертию смерть попрал», то есть Христос Своей физической смертью на кресте попрал нашу духовную смерть. «И сущим во гробех жизнь даровал», то есть принес нам не просто жизнь, а жизнь с избытком. Это не та куцая жизнь, которую нам обещают атеисты-безбожники: живешь 50-60 лет, умрешь, лопух вырастет на могиле, и будь доволен. Жизнь во Христе – это та жизнь с избытком, которая, начавшись в этой временной жизни, уже не прекращается никогда. Пасхальной радостью мы проповедуем, что смерти нет, ибо Христос смертию смерть попрал. И православная икона, и православный крест, и разные православные святыни дают нам возможность уже в этой жизни как бы прикоснуться к иной, надмирной, реальности и пережить ее в своей собственной жизни.

– Какие еще символы, кроме креста, изображались древними христианами?

– У древних христиан было много символов. Очень распространенный символ – это знак рыбы, потому что рыба по-гречески – «ихтиос», это как бы аббревиатура слов «Иисус Христос Сын Божий» – «их-теос». Потом было изображение якоря – символа христианской надежды. В изображении якоря как бы совмещался и христианский крест, и наша полная надежда, что страданиями Сына Божия на кресте прощены наши грехи. Ведь что сделал Христос на кресте? Как пишет апостол Павел, Он все рукописание наших грехов, весь тот компромат, который на нас пишут бесы, пригвоздил властной рукою к древу креста, то есть освободил нас от нашего собственного греховного прошлого.

Также древний христианский символ – пшеница как символ Церкви: зрелые зерна, которые уже созрели и готовы оказаться в житнице Божией. Были и разные другие символы, кресты разных форм. И в Риме, и в других местах, где жили древние христиане, мы до сих пор обнаруживаем эти знаки. Особенно часто знаки рыбы и якоря на тех камнях, под которыми расположены самые древние захоронения христиан. Больше всего – в римских катакомбах, которые были общественными кладбищами. Это было единственное место, куда было нельзя заходить с оружием и обнажать его там, поэтому христиане там и собирались. Их могли арестовать, только когда они выходили из катакомб. И там очень много таких знаков.

Кстати, древнейшие иконы и фрески мы находим именно в римских катакомбах. Это свидетельство того, что уже в конце I – начале II века изображения существовали. Наиболее распространенные древние христианские изображения из катакомб – это изображения Доброго Пастыря, когда Христос изображается в виде молодого юноши с овечкой на плечах. Также было очень много изображений на ветхозаветную тему, потому что книги Нового Завета еще не были собраны в единый свод, а Библией апостолов и первых христиан были книги Ветхого Завета, который был уже сформирован. Во II веке Римская Церковь в лучшем случае могла иметь Евангелие от Марка. Христиане Палестины имели Евангелие от Матфея. Другие христиане – какое-то другое Евангелие.

Процесс собирания книг Нового Завета занимал какое-то время, а в основном читали книги Ветхого Завета. Это те самые ветхозаветные паремии, которые мы читаем во время больших праздников. Раньше христиане собирались и слушали перед литургией чтение Библии – тех книг, которые были доступны. А так как в то время сеть еврейских синагог была по всему миру, эти книги были более доступны, тем более что Ветхий Завет существовал уже на греческом языке – известная Септуагинта. Эту книгу можно было приобрести, христианская община могла себе это позволить. Поэтому есть очень много изображений трех отроков в печи (сюжет из Книги пророка Даниила), Моисея Боговидца, Авраама, который приносит в жертву Исаака, – это как икона Бога Отца, Который отдает в жертву за грехи мира Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

– Время нашей передачи подходит к концу. В заключение скажите, пожалуйста, коротко еще раз о смысле и назначении икон в Церкви.

– Великое назначение иконы – явить нам краски другого мира, дать возможность увидеть бесстрастную реальность Царствия Божия и главное, пережить ее уже в буднях этой временной земной человеческой жизни. Потому что для христианина Царствие Божие, вечная жизнь начинаются уже в этой временной жизни, в той ее части, когда мы молимся, читаем слово Божие, участвуем в общественных богослужениях и особенно в таинствах Святой Церкви. Спаси вас всех Христос!

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать