Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

20 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии  телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Вопрос: «Какие существуют доказательства истинности православия и надо ли искать эти доказательства, чтобы укрепиться в вере?»

– Истинное православие содержится не внутри каких-то математических формул. Главным критерием является вера. Тут не может быть таких доказательств, перед которыми падут все аргументы. Потому что все другие стороны имеют свою группу аргументов, которые они считают гораздо более серьезными. Но чем православие драгоценно (как драгоценен нам город Маалюля, где говорят на языке Христа) – православие сохранило веру, которую нам передали святые апостолы, без всяких изменений. Это главное доказательство. Пусть кто-нибудь найдет, чем вера, которую исповедуют сейчас Православные Церкви, отличается от той веры, которую нам заповедали святые апостолы. Мы видим, что все совершенно тождественно.

– Хотя некоторые правила первых христианских Церквей сейчас не исполняются, может быть, в силу изменений нашей жизни.

– В силу изменений жизни.Например, такое правило, что в городе может существовать только одно евхаристическое собрание. В одном нашем храме в это воскресенье было три евхаристических собрания, на которых причащались более 1200 человек. То есть нам либо нужно идти на то, чтобы в такую холодную погоду народ стоял на улице и Причастие длилось вдвое дольше по времени, либо совершить три литургии. Церковь считает нужным, чтобы в храме было несколько престолов и несколько Божественных литургий. Это новая традиция, но этой новизне уже более пятисот лет.

– И все-таки, когда человек начинает выбор, к какой вере ему примкнуть, чем ему руководствоваться?

– Еще есть такой неформальный критерий – святые. Каждое человеческое сообщество, которое претендует на звание Церкви, должно показать плоды своей «церковной» (в кавычках) жизни. К примеру, вы – Церковь адвентистов седьмого дня, замечательно и очень даже интересно. Первое: какая дата вашего появления на свет? А что было до того? Второе: где ваши святые? Покажите человека, который безукоризненно свят?

– Но критерии святости могут быть разные.

– Да, но все-таки в каждом народе есть свои ощущения. Даже у мусульман есть люди, которых почитают за святых, у них есть слово, которое обозначает святого человека. Конечно, святые у мусульман отличаются от святых православных, но все-таки люди в любой культуре (даже в языческой индийской) примерно представляют, что значит для них святой, и могут показать: «Вот этот человек – святой». И можно посмотреть на лицо этого человека, на его походку, послушать его слова, а если что-то за ним записано (или он сам написал), можно почитать.

Например, когда были споры внутри Церкви о том, что Григорий Ефимович Распутин(Новый), дескать, святой, мученик, мне в руки случайно попала брошюрка с его, с позволения сказать, произведениями. Я почитал этот очень примитивный бред сивой кобылы, даже трудно себе представить, что Григорий Ефимович, который ходил в церковь, вдруг написал такое. Кто такой святой? Это тот человек, жизнь которого овеяна благодатью Святого Духа, и он не мог такой бред написать. Мы знаем, что есть неграмотные люди. Например, Мария Египетская нигде не училась, всю жизнь провела в пустыне, но знала наизусть Священное Писание. Понятно, что это дары Божии.

А тут: что он пишет? Я очень сочувствую, что его убили, Юсупов поступил очень нехорошо, этот поступок князя я осуждаю, но из этого делать вывод, что Распутин – святой, я никак не могу на основании его собственного «продукта». Не могу сказать, что я известный патролог, но, по крайней мере, книги святых мне доводилось читать. Я занимаюсь этим с юности и представляю, что за Дух веет в этих страницах. Порой я думаю, что это вообще один автор, они не различаются на тысячу лет, разные национальности и прочее...Вот такие критерии, не математические.

– Но это можно почувствовать как-то?

– Не каждый может почувствовать.

– Это Вы, который в Церкви всю жизнь, уже можете почувствовать, где Духом Святым диктовалось, а где– от человека…

– Я тоже могу ошибаться: я грешный человек, немощный. Но есть люди, которые в своей жизни управляемы благодатью Божией, они сразу почувствуют, что это не то. Приходит какой-нибудь гражданин с бородой и говорит: «Я такой-то архимандрит, я оттуда-то, хочу то-то…» –и сразу видно, что он «мелко плавает», хотя борода шикарная. И что бы он ни говорил, какие бы «овечьи» ризы на себя ни надевал, все равно видно, что это человек, можно сказать, несерьезный. Потому что святость – это дело очень серьезное.

– И она проявляется не в том, что человек о себе заявляет, а как-то иначе?

– Как Господь нас научил: дерево судят по плодам.

– У дерева православия богатые плоды.

– Да, богатые плоды, богатейшая святость. Причем святость, которая сеет на весь мир. Преподобного Серафима Саровского,вполне можно сказать,святого последнего времени, потому что XIX век – для Церкви небольшая цифра, чтут во всем мире. Даже через его житие (а буква – это все-таки некое препятствие) люди совершенно других культур, другой духовности это воспринимают и говорят: «Да, это подлинная святость».

– То есть чувствование святости дано каждому человеку.

– Да, в той или иной степени.

– Вопрос: «Почему так много разногласий среди православных в вопросах церковной жизни? Даже священники: одни говорят одно, а другие – противоположное».

– Этому не сотни, а тысячи причин. Потому что священник что-то значит, но далеко не все. Первый крупный ересиарх Арий был священником. Что тут такого?

– Люди опираются на слова священства, потому что это самые доступные люди, которые могут их просветить в вопросах духовной жизни.

– Священник священнику рознь, адвокат адвокату рознь, художник художнику рознь. Возьмем двух художников, например художника Бродского (Ленина рисовал) и художника Вермеера Дельфтского, и сравним. Что говорил Бродский, какие у него мысли об искусстве, меня абсолютно не интересует, потому что его продукт вне художественности. Это просто продукт советской довоенной эпохи, что само по себе интересно, но в этом нет красоты, нет ничего от искусства. А Вермеер, несмотря на свой вполне рациональный, даже физико-математический и оптический подход к живописи, что чудно, тем не менее величайший художник всех времен и народов.Так и священники. Ты священник – отлично. Кто ты такой, кроме сана, свидетельства о рукоположении с печатью?

– Человек грешный, порой грешнее многих прихожан.

– Да. Покажи свои труды, покажи свою паству. Был в России хороший священник Иван Ильич Сергиев, народ прозвал его Кронштадтским (его фамилию знали не все, а то, что он из Кронштадта, знали все). Народ в результате его обширной деятельности назвал его всероссийским батюшкой. Никто его не обвинял в экуменизме, хотя он давал деньги на строительство и мечетей, и лютеранских кирх. От огромности своего православного сердца он старался всем помочь: и татарам, и немцам, и католикам. Тем самым лучше располагал к православию сердца тех людей. Более того, они не гнушались православием, чтобы прийти к отцу Иоанну и попросить помощи, и получали ее. Вот такой великий человек, который спустя менее ста лет после смерти был прославлен как святой. Человек очевидно святой: воскрешал мертвых, по его молитве вода в реке прибывала и огромный пароход снимался с мели. Это видели сотни очевидцев, кто был на этом пароходе: он помолился, и вода прибыла. Попробуй помолись! А по воде не хочешь походить? А Мария Египетская ходила, и не потому, что хотела фокус показать, просто ей нужно было реку перейти.

Поэтому каких-то тестов на святость нет. Сегодня в Церкви читался отрывок из Евангелия про Нафанаила, который я очень люблю. Филипп говорит Нафанаилу: «Пойди и посмотри». Он пошел, посмотрел и убедился. Я хоть и не Нафанаил, но со мною был похожий случай. Я постоянно ездил к старцу, отцу Тавриону, в Елгаву, где он был духовником монастыря.И вот он умер.Каждый, кто теряет для себя такого человека, чувствует свое сиротство. Я слышал об отце Иоанне (Крестьянкине) и поехал, чтобы посмотреть. Когда я приехал к нему (приехал не один, с женой), он по своей прозорливости не сказал мне ни слова. «Ты приехал посмотреть? Ну, смотри»… Я увидел, что это такой же святой человек, как и отец Таврион, хотя они абсолютно разные. Но вкус святости совершенно очевиден.

– Надо встретиться со святым человеком, чтобы потом понимать: свят или нет.

– Это как звон колокола, который извещает. Иногда про кого-то говорят:«Вот этот человек святой», послушаешь, а это ржавое ведро, а не колокол. Но может быть и ошибка, может быть, я уже глуховат стал. Я ни в коем случае не считаю себя критерием. Позже я кого только не встречал у отца Иоанна: вся Россия к нему ездила, начиная от деревенских старух из Сибири и кончая самим президентом. Если он с ним беседовал около часа, значит, что-то у него искал,значит, были темы.

– Вопрос телезрительницы: «Я седьмой год пою на клиросе в местном храме. Пою во славу Божию, мне ничего не надо. Но почему за требы надо платить деньги? Неужели мой труд (пение) совсем ничего не стоит? Или, может, я не права, неправильно рассуждаю? Но мне кажется, хотя бы за своих родных я могу бесплатно помолиться, а не за деньги?»

– Не знаю. В каждом храме свой порядок. В нашем храме за требы певчие ничего не получают. Но даже когда певчий получает какие-то деньги, это совершенно не меняет главного условия: он поет во славу Божию. Это же не зарплата: два такта спел – пять рублей. Я люблю смотреть на наших певчих в храме, мне это доставляет удовольствие, потому что люди осмысленно поют, поют во славу Божию. А то, что они получают, это не зарплата, а жалованье – то, чем мы можем их вознаградить за труды.

– Везде по-разному, возможности разные.

– Конечно, везде по-разному. С другой стороны, я ничего не понял из этого вопроса.

– Вопрос: «Слышал, что XX век называют безбожным. Но ведь столько людей пострадало за веру. А сейчас, если случится гонение на Церковь, как Вы думаете, пойдут люди на смерть за Христа?»

– Кто-то пойдет, безусловно.

– То есть, пока гонения не наступят, этого понять невозможно?

– И так ясно, чего можно ожидать от человека, чего – нет. С другой стороны, в острые минуты и тяжелые времена люди меняются. Иной, кажется, кремень, а когда «жареным запахло» – кремень и рассыпался в руках. Такое бывает. И наоборот: вроде еще необожженный кирпич, а в горниле огненных испытаний закаляется до звона. Все это с людьми очень быстро происходит.

– Когда в Москве собрались провести гей-парад, ему воспрепятствовали молодые люди, еще не очень воцерковленные, но которые поняли, почувствовали, что этого допустить нельзя. Они разогнали тех, кто туда пришел. Это были не какие-то специальные бойцы, а обычные москвичи, которые выступили за нравственные православные устои.

– Тут даже не в православии дело. Просто здравый смысл. Что тут обсуждать?..

– Вопрос телезрительницы: «Я 22 года служу в храме псаломщицей. Батюшка украсил иконостас лампадками, в которые вставлены лампочки, как гирлянды. Я неловко себя чувствую и попросила батюшку ради поста отключить эти “гирлянды”, пусть лучше горят лампадочки с маслом. Пусть их будет три, но чтобы они горели с маслом. Батюшка на это не отреагировал. Отец Дмитрий, может, я неправильно это чувствую?»

– Каждый человек чувствует по-своему. Например, приходит человек в обувной магазин, надевает туфлю – она ему мала. Второй человек надевает эту же туфлю – она ему велика. Также и здесь: одному, как говорил актер Папанов, «на первое мая смахивает», а другому – масличко, лампадочка и прочее… Люди разные. А правильно или неправильно – это вообще к делу не относится. Было время, когда на Афоне в кельях у монахов были запрещены лампады, потому что много пожаров. Люди рассеянные: забыл или уснул, масло воспламенилось, икона загорелась, от иконы – занавеска, от занавески – перекрытие, вот и сгорело полмонастыря. Лампадочки, масличко – а все сгорело… Всякое бывает, хотя Святая гора Афон. Сейчас там противопожарная безопасность. А некоторые недовольны: «Зачем дороги строят?» По дорогам может проехать поливальная машина и затушить пожар. В каждом деле есть что-то симпатичное, а что-то… Людям нравится свое. Одним нравится ходить в юбках, а другие говорят: «Не могу в юбке – ноги мерзнут». Все люди разные.

– Вопрос: «Мой муж категорически против того, чтобы я постилась, считает, что это плохо отразится на моем здоровье, буквально заставляет меня есть скоромное. Посоветуйте, как мне быть в этой ситуации? Хотелось бы попоститься».

– Это зависит от цели. Если цель – развалить семью, то надо устроить скандал и поститься. А если цель – укрепить семью, нужно есть то, что муж прикажет, и нахваливать.Все зависит от цели.

– Для многих есть скоромное Великим постом – великий грех.

– Это заблуждение, которое противоречит церковным канонам. Великий грех – не слушаться мужа…

– И создавать раскол в семье…

– Да. Это великий грех, потому что сказано: « а жена да боится своего мужа». Что это значит? Бояться мужа – это как бояться Бога, бояться его огорчить. Если муж огорчается: родненький, сейчас я и рыбку съем, и пельмешек, и отбивной закушу с вареньем – все, что скажешь…«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Это же Господь научил нас поститься.Господь сказал поститься, мы и постимся. А если муж сказал не поститься – не буду поститься.

– Посмотрит муж на такую покладистую жену и скажет: «А давай вместе поститься».

– Да, и сам будет поститься.

– Вопрос: «Может ли человек каким-то чувственным образом ощутить, что Бог его простил?»

– Может. Пример: потерял некий человек ведро. Люди всегда в этом случае думают: украли – и начинают подозревать того, кто последний приходил. И вот сидит человек, подозрения его становятся все более «кучерявыми», он вспоминает всякие обстоятельства. И когда человек уже решает идти к тому, кто якобы украл ведро, в этот момент с полки падает ведро прямо на голову. Человек: «Ой, а я на него думал. Прости меня, Господи». И вот боль от ведра на темени есть свидетельство, что Бог простил.

– Бог убедил…

– Да, убедил. Потому что Бог,если наказал человека, значит, и простил. Если бы сам человек сказал: «Господи, зачем я подозреваю? Господи, прости меня», стал бы бороться, класть земные поклоны, прочитал покаянный канон, то подозрение бы отошло. А тут Сам Господь вмешался. Как это ведро стояло, стояло и вдруг упало? Ясно, что это Господь Сам так устроил, значит, Он все сделал за этого человека. Наказал и простил. А человек тут же покаялся. Немножко в другом порядке.

– Часто человека мучают старые грехи, в которых он уже каялся, но боль от них не прошла. Эта боль есть свидетельство непрощенности греха или еще что-то?

– Мне один настоящий старец сказал, что это епитимья за эти тяжелые грехи, и ее надо нести. Это не есть свидетельство, что Господь не простил. Если человек перестал совершать зло, покаялся, то Господь не попомнит этого греха.

– А то, что мучает, –это как некое напоминание.

– Да, как шрам. От тяжелых ран бывают глубокие шрамы.

– Чтоб неповадно впредь было.

– Это помогает, конечно.

– Вопрос: «Почему Бог попускает влюбленность между людьми, один из которых или оба в браке? И как должно православным христианам вести себя в этой ситуации?»

– Так же, как и вообще всем, если объект твоей влюбленности принадлежит другому. А если влюбишься в чужой дом? В чужую машину? В чужой капитал или в чужой бизнес? Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему. Этому учат детей в воскресной школе.

– Но Бог попустил этой влюбленности случиться.

– Бог попускает для чего? Если человек учил заповеди, получал пятерки, но, когда это случилось, он заповеди не следует, тогда Господь отходит: «Ну смотри, что из этого выйдет». Из этого всегда бывает несчастье.

– То есть это как некий экзамен.

– Да, и человек получил двойку.

– Вопрос: «Как достичь настоящей любви, о которой говорит апостол?»

– Надо читать Евангелие.

– То есть Евангелие – это как раз ступени к этой любви?

– Да.Благая Весть, или,в переводе на греческий язык, – Евангелие, этому и учит, как достичь совершенной любви.

– На Ваш взгляд, какой первый шаг на этом пути?

– Открываем Нагорную проповедь: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Нищета духовная.

– Но это уже из смирения.

– Да, человек трудится для того, чтобы достичь смирения. А как достигать смирения? Надо делать не то, что хочется, а то, что муж велит. Что больше приблизит к Богу: отказаться от собственной воли и съесть то, чего не хочется, или настоять на своем, упорствовать, упрямиться?

– Ведь, кажется: я пощусь, Богу угождаю…

– Если кажется – перекрестись.

– Вопрос телезрителя: «В программу“Диалог под часами” к Вам в гости приходил Андрей Кочергин. Я бы хотел спросить об этом человеке: как Вы к нему относитесь и можно ли слушать его творчество?»

– Это было когда-то давно, простите, я не помню, кто это – Андрей Кочергин. Передача идет уже много лет, я не всех помню, к сожалению. Но раз я его пригласил на передачу, наверняка его слушать нельзя. И его творчеством интересоваться тоже нельзя ни в коем случае, иначе зачем бы я его позвал. Так что успокойтесь.

– Вопрос: «Давно хочу жениться, но все время что-то мешает, что-то сдерживает. Может быть, семейная жизнь не для меня и Богом мне приуготовлена другая стезя? Как мне понять?»

– Очень бы рекомендовал почитать рассказ Чехова «Человек в футляре», может быть, поможет. «Женитьба – шаг серьезный», – сказал Антон Павлович Чехов, поэтому к «Человеку в футляре» направляю за консультацией.

– Вопрос: «Поделитесь, пожалуйста, названиями тех художественных фильмов, которые вы позволяете смотреть воспитанникам Ваших детских домов. И есть ли у Вас любимые кинофильмы?»

– Я очень люблю Эйзенштейна, и все его кинофильмы считаю гениальными, особенно немые. Еще я помню душещипательный фильм под названием «Маленькая принцесса». Вообще я небольшой любитель кино, поэтому считаю, что его нужно смотреть небольшими дозами. Очень люблю фильм «Чапаев», считаю, что это великий фильм.

– Детям Вы могли бы порекомендовать что-то?

– Все-таки кино – это искусство не для детей. Я сейчас не припоминаю ничего, что безусловно рекомендовал бы детям… Хотя фильм «Маленькая принцесса» можно рекомендовать.

– А у Вас в детских домах ребята что-то смотрят?

– Изредка смотрят, но этим подбором занимаются другие люди. Когда у меня родилась дочка, я телевизор выбросил, поэтому у меня большой провал той эпохи кинематографа.Во всяком случае, очень многие фильмы, которыми у нас восхищаются в программах по каналу «Культура», мне кажутся чрезвычайно примитивными и с запахом дурного вкуса. Это низкий жанр, и мне это малоинтересно. Очень редко встречается хорошая актерская игра, еще реже – хорошая режиссура, еще реже – хороший сценарий. Мне, к сожалению, это все видно, я отравлен пониманием, и мне просто жалко два часа времени. Есть много фильмов, которые я отношу к разряду неплохих.

– Вопрос телезрительницы: «Я была в монастыре. Уезжая, мы писали записки на молебны, а монах нам говорит: “Зачем вы пишете, вас же не будет на службе”. Значит, не давать записки, если,например,кто-то знакомый едет в монастырь?»

– Кто как пожелает. Кто хочет – дает, кто не хочет – не дает.

Разногласия: один говорит, что хорошо, когда молятся…

– Так сам апостол говорит: «Хорошо, когда между вами разномыслия, чтобы выявились искуснейшие». Один думает так, другой – по-другому. Представь себе, какой кошмар: все думают одинаково. Они роботы, что ли?

– Если в лесу все деревья оцилиндрованы, что это за лес?

– Красота в том, что каждый стволик, каждый листик – разные.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать