Беседы с батюшкой. Взаимодействие с Вооруженными Силами

20 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Привалов, руководитель Синодального отдела по работе с армией.

– Сегодня тема нашей передачи – «Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами». Какова цель создания Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами?

– Синодальный отдел был создан для координации действий епархиальных военных отделов по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и другими воинскими формированиями. Эта координация подразумевает как участие в тех мероприятиях, на которые силовые структуры приглашают священнослужителей, так и строительство храмов, часовен на территории воинских частей, освящение знамен, участие в праздновании тех или иных событий. Но самое главное – это пастырское окормление военнослужащих. Это не только участие в богослужении, но в первую очередь просвещение военнослужащих, людей, которые носят погоны, оружие.

И вот именно для них в воинские формирования приходят священнослужители. Синодальный отдел координирует всю эту работу, и все силовые структуры, которые замыкаются на Синодальный отдел, практически входят в сферу нашего влияния и действия. Епархии, возглавляемые правящими архиереями, имеют свои епархиальные военные отделы, у них создана структура, которая возглавляется руководителем епархиального военного отдела, они, в свою очередь, замыкаются на Синодальный отдел в плане отчетов, планов и других вопросов, которые их касаются, по взаимодействию с представителями силовых структур.

– Церковь и армия взаимодействовали еще до революции, то есть это была такая традиция. Почему возникла необходимость воссоздать эту традицию?

– Инициатива была от военных, был такой этап в начале перестройки, когда те или иные мероприятия уже не могли обходиться без священнослужителей: приглашали на присяги, на дни воинской части, на 9 Мая и 23 февраля.

– Еще до создания Синодального отдела?

– Фактически да, потому что у людей была потребность. Первые военнослужащие, даже и в высоком ранге, стали воцерковляться, и они понимали, что это помогает, а если помогает им, то наверняка может помочь и всем остальным их подчиненным. И такая инициатива в конце концов вылилась в то, что был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.

– Наверное, не случайно такая потребность возникла, ведь специфика работы людей, которые служат в армии и в правоохранительных органах, – это как бы грань между жизнью и смертью, когда человек задумывается о вечном.

– Безусловно, потому что когда начинались вооруженные конфликты, Чеченская кампания, которая унесла многие жизни наших военнослужащих, участие священнослужителей в пастырском окормлении стало явной необходимостью.

– Каковы результаты работы Синодального отдела с того времени, как он был создан?

– Если можно так выразиться, самый главный результат работы на сегодняшний день – это то, что к нам не просто привыкли, а нас ждут в воинских частях. Это не только введение штатных должностей военных священнослужителей в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации (введено порядка 250 штатных должностей, более 160 назначено штатно на эти должности). Когда священнослужитель приходит в армию в воинскую часть, то он становится уже членом команды, выполняет те функции, которые на него возложены, а это в первую очередь организация богослужений, просвещение военнослужащих в вере Христовой и участие в тех мероприятиях, которые укрепляют воинскую дисциплину, воинский коллектив становится более-менее сплоченным. Все это происходит в рамках того, что военные ждут от священнослужителей.

– А что это за должности, про которые Вы говорили?

– Они называются помощники командиров по работе с верующими военнослужащими и вводятся в соединениях и воинских частях. Вообще это трехзвенная структура: есть Управление по работе с верующими военнослужащими, которое замыкается на Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, следующее звено – это отделения по работе с верующими военнослужащими, сформированные в округах, их возглавляют, как правило, гражданские люди, не имеющие священного сана, и помощники начальников отделений, которые уже в священном сане, среди которых есть и представители традиционных религий России: это православие, буддизм, мусульманство и иудаизм. А на нижнем уровне, в воинских частях, помощники командиров по работе с верующими военнослужащими несут функцию по пастырскому окормлению военнослужащих.

– А взаимодействуют ли священники с неверующими военнослужащими?

– Конечно.

– Как это происходит?

– Дело в том, что любой человек, который призван в Вооруженные Силы, может даже не знать до конца, верующий он или нет. Проводятся социологические опросы, выявляется в процентном соотношении содержание тех или иных представителей традиционных религий России, по этому опросу принимается решение, священнослужитель какой религии должен находиться в этой воинской части. Но самое главное, что функция по пастырскому окормлению военнослужащих подразумевает не только работу с верующими и воцерковленными, но и со всеми остальными, включая помощь представителям других религий для того, чтобы они смогли найти своих и как-то поучаствовать в тех или иных богослужениях или мероприятиях.

– Как происходит взаимодействие с другими конфессиями?

– Здесь все достаточно просто. Во-первых, на территории выявляются представители, в первую очередь, мусульман, потому что большую часть военнослужащих составляют православные и мусульмане, буддисты – в определенном регионе, иудеев – малое количество, поэтому основное внимание уделяется взаимодействию с представителями мусульманской религии. В этом случае, если кто-то из военнослужащих желает каким-то образом поучаствовать в тех или иных мероприятиях, в том числе в богослужении, приглашается мулла (в первую очередь это касается их праздников), или военнослужащий под руководством помощника командира по работе с верующими военнослужащими организованно доставляется в то место, где он сможет принять участие в том или ином богослужении.

– Как принимают священников в военной среде? Есть ли какие-то сложности в этом?

– Наверное, поначалу было тяжело, потому что священнослужитель ассоциировался с чем-то инородным: все-таки ряса, камилавка, крест, весь в черном – это казалось необычным и внешне и внутренне. Люди в погонах сначала сторонились, а с другой стороны, обязательно находился тот человек, у которого были волнующие его вопросы, и так как рядом священнослужитель, хочется их быстрее задать, получить правильные ответы. На этом поприще священнослужители совершили много добрых дел, потому что в храм очень тяжело прийти, особенно невоцерковленному человеку, нужен тот, кто поможет сделать первые шаги. А когда священник оказывается в казарменном помещении, когда сначала проводит беседу или лекцию, показывает тот или иной духовный фильм и участвует в различных мероприятиях, то все это помогает человеку в погонах по-другому смотреть на священнослужителя.

Но в любом случае священник – это высота и величина, потому что, обладая сакральным действом и своего рода даром от Бога, он должен выдержать дистанцию, чтобы не соединиться просто с воинским коллективом, как это иногда хочется сделать (сдружиться и т.п.), а оставаться священнослужителем, то есть человеком не от мира сего, чтобы его воспринимали именно так. То есть он такой же человек, но несет ту функцию, которая соединяет его со Христом Спасителем. И в этом случае его слово, поведение, внутренние убеждения и их проявления в делах и поступках – это самый главный элемент, когда священнослужитель остается таковым даже в воинском формировании.

– То есть это серьезный экзамен…

– Конечно.

– С одной стороны, нужно завоевать доверие, расположение, но, с другой стороны, не слиться с коллективом, не приспособиться.

– Священник полностью на виду, то есть 24 часа в сутки он находится под наблюдением: что он сделает не так или, наоборот, что он делает такого, чтобы можно было подражать ему? Этот момент очень интересен, особенно для духовного становления священнослужителя, когда понимаешь, что не только под Богом ходишь, что Сам Господь знает твои помыслы, твои душевные расположения, а еще и люди видят, то есть ты не можешь скрыться нигде, и это очень мобилизует человека, который решил посвятить себя такому служению.

– Вопрос телезрительницы: «Может ли православный человек принимать участие в суде в качестве присяжного заседателя? Для православного это возможно?»

– Конечно, возможно, потому что каждый гражданин имеет такое право, может быть даже и обязанность. 70–80% граждан у нас считают себя православными, и если такой человек участвует в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя, он должен говорить все по совести, именно для этого и собираются присяжные заседатели, чтобы суд получился духовно правильным. Если ими окажутся православные совестливые люди, может быть принято то решение, которое спасет человека от незаслуженного судебного преследования. Когда православный судит по закону совести, то это суд, в первую очередь, с любовью, потому что такой человек понимает, что и сам согрешает и может в какой-то момент преступить закон, но закон Божий, закон совести помогает сделать правильный вывод и принять правильное решение.

– 22 июня отмечается памятная дата. Уделяет ли Церковь внимание этому дню?

– Это, наверное, самый скорбный день в году для всего населения нашей страны, поэтому все священнослужители в храмах участвуют в заупокойных богослужениях, в первую очередь это молитва о тех, кто ушел из жизни в годы Великой Отечественной войны и в другие годы, когда и молодые, и пожилые, и даже дети отдавали свои жизни за Родину.

Эта дата – своего рода напоминание нам, что если мы верующие, мы должны помнить и молиться о тех, кто сохранил наше государство, Отечество, веру, храмы и монастыри, нашу самобытность, поэтому Русская Православная Церковь в этот день всегда вместе с народом, с государством, которое делает этот день днем памяти и днем государственного и мудрого отношения к началу Великой Отечественной войны. Проводятся многие мероприятия: возложение венков и цветов к Могиле Неизвестного Солдата, на Поклонной горе, конференции, те или иные общественные мероприятия, которые готовят человека к осознанию того, что тогда произошло.

И чтобы не забыть, священнослужители должны быть в первой колонне тех, кто напоминает нам о великом героизме нашего народа, который остановил порабощение многих и многих народов коричневой чумой. Но это и духовная победа: когда мы празднуем 9 Мая, фактически самый главный праздник в государстве, должны вспоминать и о дне 22 июня – дне, который заставляет задуматься о духовной составляющей жизни в нашем Отечестве. Поэтому нужно помнить обе эти даты и так готовить Вооруженные Силы и другие воинские формирования, чтобы никто даже подумать не мог, чтобы еще раз пойти с оружием против нашей страны.

– Какова роль Церкви в этой подготовке?

– Во- первых, Святейшим Патриархом разосланы во все храмы соответствующие циркулярные письма, то есть везде совершаются заупокойные службы, и, соответственно, священнослужители участвуют во всех памятных мероприятиях, которые проводит государство. В этом году есть еще такое интересное начинание: зажечь свечу на окне в память о дне начала Великой Отечественной войны. То есть, с одной стороны, это солидарность, так же как на День Победы колонна с бессмертным полком, когда люди приносят фотографии своих родных и близких, которые прошли через эту войну. И еще одно напоминание нам – этот огонек на окне, когда все на несколько минут вспоминают об этом событии, это и объединяет наших людей в едином духовном понимании, насколько важна человеческая жизнь и что нельзя допустить, чтобы войны были развязаны.

– Какова роль Церкви в духовной подготовке армии?

– Мы говорим о духовном потенциале Вооруженных Сил, о духе того или иного воинского подразделения или формирования. Безусловно, одним техническим вооружением победить на войне невозможно, ключевой элемент – это человек, а человек – это всегда, как мы говорим, чело в вечности, разум в вечности. Он может быть соединен с Богом, тогда у него от Бога берутся силы и он выполняет ту функцию, которая на него возложена, и идет на верную смерть, причем с осознанием того, что он отдает жизнь, но это соединяет его с Богом в вечности.

То, что происходит в Сирии, когда совсем молодые военнослужащие вызывают огонь на себя, когда они готовы на самопожертвование при несении той или иной службы, – все эти поступки обычных офицеров и солдат, наших современников, показывают, что нашу армию победить невозможно. В ней есть эта духовная составляющая, которой должна заниматься, в первую очередь, Русская Православная Церковь. А это и богослужения, и просвещение, беседы, встречи и просто молитва. Когда человек в сане находится внутри воинского формирования (даже не только находится, а просто знает тех или иных военнослужащих), то начинает о них молиться, тем самым укрепляя наши Вооруженные Силы. И вот эта сакральная составляющая, когда человек в молитве может передвинуть гору в море, позволяет понять, что войны иногда не начинаются только из-за того, что десяток человек молятся с кровью и потом, только поэтому происходит мирное урегулирование тех или иных конфликтов. Поэтому настоятельно прошу всех, кто сегодня нас видит и слышит, чтобы обращались в первую очередь к Богу в молитве и с любовью просили, чтобы наша страна никогда не принимала участия в войнах.

– Вопрос одиннадцатилетней телезрительницы из Подмосковья: «Как правило, на войне люди убивают друг друга, защищая свою Родину, но убийство – это же великий грех. Как быть? Ведь тогда умирают близкие люди или люди своей страны. Простит ли Господь?»

– С одной стороны, в Священном Писании есть четкое указание «не убий», но с другой стороны, мы говорим не об убийстве, а о защите своего Отечества. И вот когда человек защищает, он в первую очередь предотвращает еще большее количество невинных смертей. Можно ли человеку защищать с оружием в руках свое Отечество, государство, свою семью, народ? Не просто можно, но человек обязан это делать.

В Священном Писании мы видим такое напутствие нам от Бога: «Всяк стой в своем звании». А значит и находясь в качестве военнослужащего. В ветхозаветные времена и во времена, когда Сам Господь ходил, мы нигде не встречаем, что Он каким-то образом обличал военнослужащих (сотника Лонгина или еще кого-нибудь). Такого нет, более того, все святоотеческое писание говорит о том, что защита Родины, своей семьи и близких – это священный долг, который не является убийством.

Поэтому когда мы личностно воспринимаем то или иное событие, участвуя в боевых действиях с оружием в руках, понятно, что это серьезное внутреннее духовное переживание. Выстрелить первый раз в сторону противника – это у очень многих вызывает такой прилив эмоциональных и духовных переживаний, что на самом деле человеку бывает очень трудно встретиться лицом к лицу с ним и принять решение его уничтожить. Но когда мы говорим о служении в качестве военнослужащего, следует понимать, каким образом мы должны относиться к пленным, мирным жителям, к противнику, который сложил оружие. Это отношение должно быть гуманным и человеколюбивым. Если так относиться к противнику, он скорее сдаст оружие и прекратит бойню. С одной стороны, без внутренних переживаний человеку невозможно выполнить свой воинский долг, но при этом и мы психологически их готовим, и сами военнослужащие прекрасно понимают, что они защищают Родину, Отечество, свой дом.

– Возможно ли милосердие к противнику?

– Не просто возможно, а это христианский долг, потому что главная схватка происходит на небесах. Проявление вооруженного конфликта есть следствие того, что происходит на духовном уровне. Наша главная задача – победить в духовной брани, а в ней можно победить только милосердием и любовью. Если будешь любить противника, только в этом случае ты победишь на войне, если будешь ненавидеть противника, то проиграешь войну. Этот момент очень важен во всех конфликтах, особенно Чеченская затяжная и никому не нужная бойня говорит о том, что тех людей, которые относились к противнику с ненавистью, потом настигала пуля, а те, кто относился к уже плененному, сдавшему свое оружие противнику с милосердием, находили в себе внутренние силы побороть ненависть к другому человеку и этим самым многое выигрывали.

– Вы сказали, что долг человека – защищать Родину с оружием в руках, но всякий ли вооруженный конфликт является защитой Родины? Ведь могут быть конфликты, которые являются следствием каких-то политических столкновений.

– Мы до конца не понимаем, что большая часть столкновений – это духовная брань: не просто хотят захватить часть нашей территории и навязать свою идеологию, но хотят поработить наши души. Когда понимаешь, что все начинается с территориальных претензий, с каких-то псевдопричин, связанных с нефтью, газом или другими полезными ископаемыми, а на самом деле хотят изменить нас по существу, то в этом случае никак нельзя сдаваться. Поэтому с духовной точки зрения нужно понимать, что война – это продолжение деятельности бесов в мире сем, а если так, то они не сдаются просто так, им нужно выставить не только силу оружия, против них нужно воевать на духовном уровне: в первую очередь это молитва, богослужение, исповедь, причащение Святых Христовых Таин, и главное, чтобы это присутствовало в сознании каждого нашего человека, что победить врага можно только тогда, когда сам станешь святым.

– В чем сходство и различие службы в армии и службы в Церкви? И там, и там речь идет о службе.

– С одной стороны, очень много схожего, потому что служение подразумевает отречение от себя. В Вооруженных Силах и других воинских формированиях человек принимает присягу – и священнослужители принимают присягу: при крещении человек отрекается от сатаны. И единоначалие, и построения, и ритуалы во многом похожи.

А в чем тогда отличие? Отличие в цели. Вооруженные Силы предназначены для того, чтобы сохранить государство как таковое, а у Церкви задача надмирная: она предназначена для того, чтобы соединить человека с Богом, спасти его душу. И здесь состоит главное различие: в Церкви ты можешь умереть, но ты не умираешь, если соединяешься со Христом, тебе ничего не страшно, ты понимаешь, что твоя жизнь принадлежит Христу Спасителю. И только в этом случае ты осознанно живешь. Эта высшая цель приносится Русской Православной Церковью.

Если человек понимает то, что он делает в своей жизни, если он отдает свое сердце Богу и ближнему, в этом случае он становится настоящим воином Духа, а если так, то и воином, который может помочь воину в погонах в Вооруженных Силах обрести самое главное – благодать Божию внутри сердца. В этом случае человек становится непобедимым. Он ничего не боится, потому что он уже со Христом, он может выполнить любую задачу и при этом будет наголову выше противника. Но даже если он и не победит в конкретном бою или схватке, то покажет такие чудеса героизма, которые поднимут миллионы других людей, вставших на защиту Отечества. Это нужно объяснять людям, пропагандировать, внушать с молоком матери и через все средства массовой информации, но самое главное – это нужно донести до каждой человеческой души, чтобы человек принимал это как данность. Человек – божественное существо, обожение человека есть цель человеческой жизни.

– Чело в вечности…

– …разум в вечности. Дай Бог, чтобы все наши уважаемые телезрители тоже для себя это поняли и молодых парней, которые готовятся к службе в армии, наставляли именно через служение Богу. Если ты идешь в армию, ты служишь Богу и ближнему, потому как его защищаешь.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Я понимаю, что защита Родины и Отечества – очень благородное и нужное дело, но всегда ли защита государственного режима совпадает с защитой Отечества, тем более в ту последнюю войну, когда многие люди уходили из лагерей воевать, а потом в лагеря и возвращались. Что они защищали: Отечество или режим?»

– С одной стороны, сложный вопрос, но с другой стороны, есть понятие совести. Тебя призывают тогда, когда твоему Отечеству больно, когда оно может быть разрушено до основания, при том что политики в той или иной степени могли ошибаться. Но ты послушай голос совести, который от Бога тебе говорит: «Встань на защиту!» Понятно, что все мы разные, одни хорошие, другие плохие, но с точки зрения христианства нет хороших или плохих, есть те люди, которые в один момент времени согрешают, а потом каются и становятся хорошими. Например, благоразумный разбойник – что хорошего он совершил в своей жизни? Наверняка он был в тысячу раз хуже любого нашего правителя, и до сегодняшнего времени, и еще на тысячу веков после, но при этом он сказал одну-единственную фразу, попросил Бога, чтобы Он только помянул его во Царствии Своем, – и оказался первым в раю.

Когда мы принимаем решение, то должны слушать голос совести, то есть голос, который Сам Господь через наше сердце внушает нам, и это решение обязательно будет правильным. Всегда можно найти что-то не совсем согласное со Священным Писанием или теми законами, которые должны соблюдаться, всегда можно найти руководителя, который делает что-то не так, но мы-то служим Богу, Отечеству, поэтому совсем другим должно быть и восприятие нашего служения через воинское послушание.

– Какова специфика службы военного священника?

– Священнослужитель в армии – организатор всей духовной жизни. В первую очередь это богослужения. Специфика в том, что священнослужителя, может быть, даже никто особо и не ждет, то есть ему нужно с нуля организовывать храмовое пространство, библиотеку, помогающую военнослужащим найти то или иное духовное произведение, которое им поможет. Священнослужитель должен обладать особыми качествами: с одной стороны, это коммуникабельность, умение говорить и участвовать в обязательных мероприятиях, а с другой стороны, он должен быть тихим молитвенником.

У нас есть разные священнослужители: и пожилые, и молодые. Особенность служения военного священника в том, что он фактически также должен выполнить приказ командира, особенно когда начинаются учения, то есть он должен вместе со всеми подняться и со своим храмом-палаткой убыть в то место, где должен организовать полевой храм. Он должен выполнять и свои священнические обязанности, и участвовать в сплочении воинского коллектива, предупреждать неуставные взаимоотношения в воинском коллективе, какие-то грубые дисциплинарные проступки, то есть столько много обязанностей и задач, которые ставятся перед священнослужителем, что иногда диву даешься, откуда взять на это силы. Одна из особенностей, что все-таки военнослужащие большую часть времени готовятся к войне, участвуют в полевых выходах, учениях, повседневно заняты этой работой, и тут иногда не до молитвы. И священнослужитель должен так выбрать время, чтобы все-таки молитва стала естественным состоянием в течение дня военнослужащего.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Мой муж – военный пенсионер, живем в военном городке, несколько недель назад он собрал вещи и ушел из дома, дети у нас взрослые. Я хотела бы спросить, как Церковь рассматривает этот поступок и как нам, его семье, реагировать на это, как поступать дальше? Мы еще не развелись, и семья не понимает, что нам делать. Помогите нам».

– Хотелось бы, чтобы и Ваш муж нас сейчас слышал. Первое и самое главное: воцерковленный человек сначала должен испросить благословения у духовника: что делать, если бес внушает уйти от супруги? Духовник или священнослужитель в храме однозначно скажет такому человеку, что это наваждение и это пройдет, возвратись, и все будет хорошо. Другое дело, что существуют определенные государственные механизмы, когда ты можешь подать на развод, в крайнем случае – будешь выплачивать алименты… Но с духовной точки зрения – посмотри внутрь себя.

Что делать женщине, которая сейчас спрашивала: в первую очередь нужно что-то делать с собой, примириться внутри себя с этой ситуацией. Как только Вы простите мужа, найдете внутри себя любовь к нему, то процентов на семьдесят есть вероятность того, что он вернется, покается и будет вместе с Вами. Если будет злость, раздражение, обида и внутреннее негодование по отношению к его поступку, то наверняка он не возвратится. Поэтому внутри себя нужно найти мир. Если найдете мир, то Дух Божий подскажет, что дальше делать: может быть, в какой-то момент выйти с ним на контакт и проговорить те вопросы, которые не были решены внутри семейного совета. Безусловно, его тяга к детям будет основным катализатором, он все время будет мучиться именно этим вопросом: как же дети? Будет искать контакты, чтобы все-таки быть вместе с ними. В любом случае это тяжелейшая ситуация, но нужно обязательно обращаться к Богу и молиться за него, за себя, за детей, чтобы Сам Господь управил эту ситуацию. Если возникнет мир в сердце, будет положительный результат.

– Понятно, когда освящают квартиру или автомобиль, но зачем освящают оружие и военную технику?

– Воинское оружие освящается для того, чтобы защищать Родину. Всякий предмет можно освятить, в крещенскую ночь мы берем крещенскую воду и проходим по всем помещениям. Но вопрос в том, для чего освящается оружие. Для того, чтобы защищать, чтобы оно не отказало или, может быть, не было применено не по назначению. Но в первую очередь это молитва к Богу, чтобы человек через эту технику и вооружение сумел остановить противника, поэтому мы уповаем и призываем помощь Божию, призываем благодать Духа Святого, а если так, то уже Он выходит на защиту. Сколько чудес было при сражениях, когда противник пугался того, что духовные силы выходили на брань, и того, что с ними может произойти, потому что призывается не только сила оружия, но и ангельский и архангельский чин, все святые угодники Божии на помощь людям для защиты своего Отечества. Именно этим мы и занимаемся вместе с военнослужащими, освящая технику и вооружение, то есть призываем помощь Божию.

– Известны ли случаи, когда освященное оружие каким-то особым образом было применено, когда освящение имело свои плоды?

– Когда запускают ракеты и космические аппараты, обязательно стараются, чтобы священнослужитель освятил технику, чтобы она вовремя и правильно взлетела. Если трагедии и бывают, то они могли бы быть в тысячу раз хуже. У нас в Синодальном отделе есть священнослужитель, который в свое время был в дальней авиации, он совершал один из молебнов перед началом учений, учения прошли как положено, но во время учений был тяжелейший случай: загорелся двигатель у самолета дальней авиации, и все лопасти этого двигателя высыпались в одну небольшую щель и не повредили фюзеляж самолета, который практически представляет из себя цистерну с горючим. Если бы хоть один осколок этого мотора попал в фюзеляж, то были бы тяжелейшие последствия, а так все обошлось.

Ученые рассматривали это происшествие и сказали, что с точки зрения физики такого быть не могло. Все это приписывают Промыслу Божию и совершенному перед началом учений молебну, поэтому после этого случая был благодарственный молебен. С тех пор в дальней авиации всегда совершают подобные молебны перед началом всех учений, а священнослужители всегда участвуют в сборах дальней авиации, но не только – сейчас по всем округам сборы, и священнослужители принимают участие в этой работе.

– А как относиться к тому, что обе противоборствующие стороны освящают свое оружие? И те, и другие просят помощи Божией…

– В этой ситуации нужно понимать, что мы как люди хотим одного, мирским взглядом воспринимая ситуацию, но у Бога есть Промысл о каждом человеке, каждой стране и народе в отдельности, поэтому наше призывание помощи Божией свыше выливается в те или иные ситуации. Мы помним, что в средние века князья воевали друг с другом, но при этом все вроде бы молились одному Богу. В этой ситуации нам следует задать вопрос друг другу и самим себе: зачем воевать? неужели нельзя все решить за столом переговоров? почему обязательно нужно уничтожать друг друга? В преддверии 22 июня всем должно быть понятно, что большей трагедии, чем война, быть не может, только отступление от Бога еще большая трагедия. Но если ты с Господом, то сделай так своей молитвой, чтобы тебе не пришлось применять оружие.

– Что вера дает военнослужащим?

– Вера дает главное – смысл жизни и смысл служения, потому что без веры служение, в том числе и воинское, бессмысленно, потому что ты рискуешь самым дорогим, что у тебя есть, – жизнью. И в тот момент, когда рискуешь самым дорогим, ты должен понимать, во имя чего это делаешь. Нельзя отдавать жизнь за 200 рублей или 2000 долларов, это просто глупость, потому что жизнь в тысячу раз дороже, она не имеет цены в денежном эквиваленте, ни одна зарплата не соответствует уничтожению твоей физической плоти. Но самое главное, что есть в человеке, это душа. Она должна, соединившись с Богом, служить там, куда ее поставляет Сам Господь. Ведь люди приходят в армию не потому, что кто-то собирается продолжать дело отца или деда, но в первую очередь потому, что что-то внутри сердца происходит и человек хочет отдать свои силы, волю, время и здоровье на то или иное послушание. Служение воинское есть послушание от Бога, его нужно нести с честью и во имя Божие.

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать