Психогенетические вопросы духовно-нравственного воспитания

20 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоиерей Игорь Аксенов. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 20 июня 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Свято-Ильинского храма в городе Выборге и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоиерей Игорь Аксенов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, по традиции благословить наших телезрителей на начало.

 

- Здравствуйте. Господь да благословит всех нас и сохранит милостью спасения и благоволения Своего.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи "Психогенетические вопросы духовно-нравственного воспитания".

Тема звучит сложно. Пожалуйста, расскажите для начала о том, что такое психогенетика, и почему мы о ней говорим?

 

- Со времен Древней Греции стоял вопрос об относительной доле природы и воспитания в человеке. Что больше влияет на характер человека: воспитание или наследственность? В определенные исторические периоды либо одна, либо другая сторона берет верх.

В частности, XX век, прошедший под знаменем марксистско-ленинского учения, как раз говорил о том, что факты воспитания превалируют над природными, поэтому мы можем перевоспитать человека по лекалам марксистско-ленинской идеологии, чтобы он соответствовал идеалам человека будущего коммунистического рая. Вы знаете, какие были тяжелые воспитательные эксперименты, связанные с ГУЛАГом, и прочее.

Сейчас маятник качнулся в другую сторону, и с конца XX века большое значение стало придаваться генетическим факторам в человеке. Психогенетика - наука о влиянии наследственности на характер. Светская психология наряду с физиологическими потребностями различает характерологические и культурологические тенденции.

Современная наука говорит о том, что 30-60% характерологических тенденций обусловлены генотипом. Как это определили? Ученые стали проводить наблюдения за однояйцевыми близнецами, то есть это близнецы, происшедшие из одной яйцеклетки путем ее деления, поэтому генетически они абсолютно идентичны друг другу. Но в силу каких-то обстоятельств они были с детства разлучены и оказались в разной среде, в разных семьях. Ученые стали выискивать таких близнецов и наблюдать. Одно из первых таких исследований было предпринято Томасом Бушаром в Миннесотском университете, когда были найдены 350 пар однояйцевых близнецов, которые были с детства разлучены. И далее путем опросов стали выяснить, в какой степени черты характера у них отличаются друг от друга. Соответственно, стали видеть, где есть влияние среды, а где есть влияние генотипа, то есть наследственности.

Вот какие были получены данные. Было найдено, что стремление к лидерству на 61% определяется наследственностью. Традиционализм или радикализм на 60%. Уязвимость стрессами, самоуглубленность и обидчивость - каждая из этих черт на 55%. Оптимизм и жизнерадостность - на 54%. Тенденции избегать неприятностей, риска - на 51%. Агрессивность - на 48%. Стремление к успеху - на 46%. Самоконтроль - на 43%. Потребность в общении - на 33%.

Потом были предприняты две другие программы. Луис-виллские исследования близнецов и Колорадский проект усыновления, которые показали, что наследственность имеет большое значение на коэффициент интеллектуальности. Удивительно, что с возрастом влияние генетического вклада в коэффициент интеллектуальности только увеличивается.

Затем было исследование, в котором рассматривали склонности следовать принятым правилам и подчиняться моральным требованиям. На примере близнецов было показано, что половина разнообразия по этому показателю вызвано генетическими причинами.

Таким образом, ученые поставили вопрос о том, в какой мере мы можем влиять на характер ребенка в период его становления, если более чем на 50% его характерологические и культурологические тенденции определяются генотипом. Естественно, что какая-то часть будет занята влиянием улицы, средств массовой информации, социальными сетями, что же остается на родительское и школьное воспитание? Разнообразные исследования показали, что очень существенен фактор начала жизни ребенка, что семья, происхождение - это очень существенные факторы в жизни ребенка.

Нам, как людям верующим, все это очень понятно. Я знаю, что такое первородный грех, что мы наследуем поврежденность нашей природы со времен Адама и Евы, которая выразилась в том, что наша природа стала тленной, страстной и смертной. Точно так же мы видим, как Господь не просто взял кого-то из людей для восприятия от них человеческой природы Своего Сына. Но это был человеческий род, который как бы культивировался Богом на протяжении веков. Два Евангелия начинаются с родословия Иисуса Христа, мы видим, насколько важно именно происхождение человека, какое значение придает этому Писание.

Когда Господь спросил апостола Петра, Кем исповедуют его люди, и Петр ответил: Христом, Сыном Бога Живаго. То Господь сказал не просто: блажен ты, Петр, но Он сказал: блажен ты, Симон, сын Ионин. То есть подчеркнул, что не только ты, но и происхождение твоего отца сказалось в тебе.

Собственно, человек, уже поживший какое-то время, видит, насколько в нем проявляются черты характера папы и мамы. Мы похожи на родителей не только цветом волос и глаз, но и характером, определенными склонностями и, к сожалению, бываем похожи определенными страстями. Конечно, Господь Своей благодатью помогает человеку подняться над всеми природными особенностями и освобождает от рабства этой наследственности. Но немногие поднимаются до того чтобы воспринять благодать, освободиться от влияния этих факторов, в большей массе люди живут по тем движениям природы, которые в них существуют.

Сама по себе расшифровка генома человека не позволяет пока определять, какие участки генома влияют на определенные черты характера. Более того, там настолько сложный процесс, именно обмен информацией между самими участками самого генома, что думаю, что мы нескоро узнаем это. Потому что сам по себе процесс репликации определенных участков ДНК зачастую зависит от внешних событий, например, связанных с выбросом гормонов, который зависит от нашей эмоциональной сферы. Какие-то наши эмоции могут влиять. Мы же знаем, что тяжелые переживания могут вызвать тяжелый генетический сбой, который может привести к серьезным заболеваниям, связанным даже с образованием раковых опухолей.

Наш разговор идет о том, в какой степени наследственность влияет на человека. Сегодня мы говорим о необходимости духовно-нравственного воспитания человека. Видим, что государство идет нам навстречу, давая возможности для обучения нравственности, для бесед, уроков со школьниками. На уроках "Основы православной культуры" мы можем приводить нравственные примеры наших святых. Но в какой степени эти образцы могут стать идеалами, и в какой степени дети могут следовать этим идеалам? В какой степени наследственность может влиять на предпочтения в выборе жизненного пути и способа реализации своих сердечных предпочтений и намерений?

Здесь мы должны сказать, что факторы наследственности очень существенны, и пренебрегать ими не следует. Сам по себе эксперимент в XX веке, который заключался в воспитании нового человека, человека нового коммунистического общества, закончился крахом. Те, кто были ответственны за воспитание этого нового человека, как только у них появилась возможность, демонтировали это дело с целью своего личного благополучия и устроения собственной личной жизни, поставив идеалы общественные на второе место после собственных личных интересов.

Сейчас наука снова возвращается к факторам генетики. Почву для размышлений дают и многие футуристические исследования. Очень интересно исследование Фрэнсиса Фукуямы, которое называется "Постчеловеческое будущее". Советую всем прочитать эту книгу, она свободно выложена в интернете. Там приводится очень много интересных мыслей, которые касаются того, как могут в будущем применяться все эти достижения, и как может измениться наша жизнь вследствие этих применений.

Применения могут быть следующими. Если мы говорим о том, что можем узнать, пусть в очень первичной степени, какие участки ДНК влияют на наше поведение, то мы можем это корректировать. Если сейчас у нас уже идет речь о том, что дети - это не дар Божий, а по сути, объект купли-продажи: когда люди платят деньги в определенной клинике и с помощью суррогатных матерей получают "продукт". Они могут за определенные деньги заказывать и определенные качества "продукта". И мы можем столкнуться с такими фактами, что дети людей, обладающих значительными средствами, будут отличаться более высоким интеллектом. То есть совершенно неприкрытая евгеника. Футурологи предупреждают нас об этом, и Фрэнсис Фукуяма очень ясно пишет об этом.

Собственно говоря, многие лекарственные препараты сегодня меняют нашу эмоциональную сферу так, что наша личность становится по некоторым своим качествам другой. На Западе очень распространено применение "Прозака" и других антидепрессантов, которые блокируют обратный захват гормона серотонина, и в результате их приема дают ощущение эмоционального всплеска. Такого, какой мы обычно испытываем, когда достигаем определенной вершины, к которой стремились в нашей деятельности. Там человек может ни к чему не стремиться, а внутри себя уже получать плоды.

Точно так же встал вопрос о детях с синдромом гиперактивности, то есть повышенной активности. Понятно, что бывают дети более активные, малоусидчивые. Когда учился я, то учителя призывали таких детей к большей усидчивости, воспитывали. Сейчас это считается заболеванием, таким детям дают "Риталин", и дети становятся как бы спокойными, тихими, сидят и учатся, но при этом с помощью медикаментов меняются их характерологические черты. А ведь все эти медикаменты имеют очень длительные и многоплановые последствия. Например, мальчикам в первом классе совсем несвойственно бездвижно сидеть 45 минут, им как раз свойственно иное, а у них это заглушают гормональным средством "Риталином", но мы не знаем, к чему это может привести. Точно так же массовое применение "Прозака", а американцев сейчас называют "нацией прозаков" привело к определенным негативным последствиям. Мы сейчас не будет говорить об этом.

 

- Пока мы не ушли от вопросов генетических, позвольте такой вопрос: В Ветхом Завете у одного из пророков мы слышим такие слова Господни "От чрева матери Я избрал тебя". Можем ли мы говорить, что Господь избирает и призывает человека еще на уровне генетическом. Существует ли своего рода генетическое предопределение к вере?

 

- Если говорить о предопределении, мы должны понимать, что Бог предвидит, и Его предопределение определяется Предвидением. Мы, как правило, судим о Боге, исходя из самих себя, поэтому мы считаем, что как будущее закрыто для нас, так же оно закрыто и для Бога. И Бог как бы догадывается будущее. Это не так.

Бог есть не только Жизнь, Он есть Сам по Себе реальность, Само по Себе Бытие. Если есть будущее, оно есть только потому, что там есть Бог. Поэтому для Бога, Который пребывает вне времени, но пребывает в вечности, а это совершенно иная категория бытия. То из вечности для Бога абсолютно реально и открыто прошлое, настоящее и будущее, поэтому Он видит нас действующими в будущем. Соответственно, видя нас, действующими в будущем, Он определенным образом предопределяет то, что от нас не зависит, как пишет преподобный Максим Исповедник. То есть Он не лишает нас свободы, но то, что не зависит от нас, Он определенным образом предопределяет. Например, болезнь, когда мы уклоняемся во зло. Когда человек болеет, он не грешит, а когда мы здоровы, подай нам развлечений, нам, как правило, бывает не до духовной жизни. Когда же мы пребываем в какой-то немощи, как раз в ней проявляется сила Божия и в ней человеку можно безопасно дать дары, и он не возгордится этими дарами, потому что обложен немощами.

Если же говорить вообще о происхождении человека, мы должны сказать, что в ипостасном Логосе, Сыне Божием, как пишет преподобный Максим Исповедник, от века коренятся и логосы ангелов, и логосы человека, и всех сущностей. И каждый получает свое бытие в определенное время и с определенными обстоятельствами. Поэтому, применяясь к нашему человеческому представлению, Бог говорит: "Я от чрева матери тебя избрал". Конечно, Бог видит, как человек будет действовать в будущем, и соответственно избирает кого-то и помогает промыслом в его служении Богу.

Как пишет тот же преподобный Максим Исповедник,  об этом же пишет преподобный Ефрем, Промысл Божий бывает двоякий: по благоволению, по домостроительству и по попущению. По благоволению - когда Бог во всем благоволит человеку. По домостроительству - когда Бог упреждает какие-то наши уклонения во зло. По попущению - когда Бог попускает нам даже сотворить зло. Все это мы можем увидеть на классическом примере, когда Господь говорит Иуде: Сын Человеческий идет так, как написано о Нем, но горе тому, кем Сын Человеческий предается, лучше было бы ему не родиться. Но это совсем другая тема.

 

- Я хотел затронуть момент предрасположенности каждого отдельного человека к вере и духовной жизни. Насколько важное значение имеют здесь генетические факторы?

 

- Тут я боюсь говорить, потому что вера - это всегда личная встреча человека с Богом, это всегда диалог двух. И этот диалог может быть более успешен в состоянии так называемого человеческого фиаско по жизни. Помните, когда Симон пригласил Господа в гости, и когда пришла женщина-блудница и стала омывать ноги Господа слезами, то Симон подумал, что если бы это был пророк, Он бы знал, кто перед Ним. И Господь  рассказывает ему притчу о двух должниках, которые были должны Господину один пятьсот динариев, а другой пять тысяч, и он простил обоим.

- Скажи, - говорит Христос, - кто из них будет больше любить этого господина?

- Тот, - отвечает Симон, - кому больше простили.

- Правильно ты рассудил, - говорит Господь и добавляет: - Кому  мало прощается, тот мало любит.

Поэтому человек может по жизни дойти до полного тупика, как благоразумный разбойник, потерпеть полное жизненное фиаско, но ведь его личная встреча с Господом произошла именно в этом его состоянии и стала для него спасительной. А вот среди тех, кто были внешне благополучны, имели хорошую генетическую наследственность: были умны, здоровы, не были вандалами, имели культурность, общительность, учителя народа, однако Христос им был не нужен. Видите, это совсем другая область.

Здесь мы говорим об успехе именно воспитания, а вопрос веры - это вопрос личной веры и, безусловно, личных отношений с Богом.

Но даже от человека неверующего мы вправе ожидать нравственного поведения, культурности, не вандализма и агрессии, но адекватного поведения в обществе людей. Поэтому духовно-нравственное воспитание может быть либо отягчено факторами наследственности, либо наоборот эти факторы уже могут выводить личность на определенную высоту.

 

- Приговора в этом нет?

 

- Конечно, нет. Потому что факторы среды, воспитания имеют очень большое значение. Даже если наследственные факторы составляют 50%, но остальные приходятся на факторы воспитания.

А действие благодати таково, что из человека в падшем состоянии может родиться святой и достичь высот святости за ничтожный, с точки зрения вечности, период времени. Когда мы видим примеры преподобного Моисея Мурина или преподобной Марии Египетской, когда падение оборачивалось потом высотой жизни.

Надо понимать, что наследственность сама по себе влияет на человека только в его падшем состоянии. У нас есть определенная разница во взгляде на человека между светской психологией и христианской антропологией. Светская психология видит перед собой только того человека, который находится перед ней именно сейчас. Мы же говорим о человеке в четырех состояниях: человеке до грехопадения, человеке в падшем состоянии, когда личность становится частью природы, и когда вся наследственность становится довлеющей, о человеке, который стремится к спасению, и о человеке спасенном, человеке века будущего. Поэтому христианская антропология видит человека в гораздо более широком плане, чем светская психология.

Само определение личности в христианской антропологии отличается: мы определяем личность, если взять определение Н.С. Лосского, как несводимость человека к природе. В силу того, что человек сотворен по образу и подобию Божию, то наша личность не есть часть природы. Точно так же, как Личности Триипостасного Бога не являются частью Его Природы. По этой причине вторая ипостась, Сын Божий, может в свою Личность восприять еще и человеческую природу в рождестве от Девы Марии. По этой причине мы должны всегда помнить о некоторой трансцендентности нашей личности нашей природе, то есть некоторой запредельности. Выносить суд о личности мы вообще в этом веке не можем.

Есть еще один нюанс: падение человека проявилось многопланово. Один из этих планов - падение с личностного образа бытия, по образу Триипостасного Бога, в свою природу. Как пишет митрополит Иоанн Зизиулас, в ипостась биологического существования. Это очень яркий образ. Действительно, во многом наша личность стала частью нашей природы: все наши стремления, все наши желания вокруг нашей природы, мы обслуживаем наши природные воления. Многие скажут, что не может быть свободы личности по отношению к природе. Нет, бывает. Любой подвиг, когда человек готов пожертвовать жизнью ради своих ближних или ради какого-то идеала, идеи, есть пример свободы личности по отношению к собственной природе. Или когда, например, наши ленинградцы претерпели блокаду, и когда тех граммов нормы хлеба, которые были установлены, хватало лишь на то, чтобы население блокадного Ленинграда прожило только один месяц. И ведь с ноября, когда была установлена эта норма, ленинградцы жили на этой норме до весны следующего года и одновременно трудились и защищали город. Медики, которые исследовали в то время этот феномен, говорили именно о господстве духа над плотью, или, говоря  на языке персонализма, личности над природой. Это возможно. Мы видим, что некоторые святые настолько превозмогают свою природу, что живут, как ангелы, их так и называют ангелоподобными.

Поэтому само по себе падение имеет такой план, как падение в свою природу. И сейчас сама по себе логика всего движения общества такова, что воспитывается личность потребляющая, то есть все воспитание направлено не на освобождение личности от господства природы, а, наоборот, на ее обслуживание: "не отказывай себе ни в чем", "побалуй себя любимого".

 

- Насколько я знаю, сейчас даже в государственных образовательных документах встречается формулировка, что нашей воспитательной задачей поставлено вырастить "грамотного потребителя".

 

- Вы знаете, я сам не сталкивался с этим, но не удивлюсь, если это так. Как раз такая позиция зачастую приводит к тому, что нравственность в обществе все более и более падает. И здесь мы должны обратить внимание на два момента.

Во-первых, сама Церковь, которая является носительницей благодати, может в вопросах духовно-нравственного воспитания личности при содействии благодати Божественной подняться над своей природой и преодолеть свою генетическую наследственность. Любой из нас испытал это в своем личном духовном опыте, потому что любой христианин, который не формально принимает крещение и действительно является членом Тела Христова, видит, насколько благодать возвышает его над собственными стремлениями и повелениями его природы. Насколько он становится выше ее, и насколько он зачастую становится выше и своих родителей. Мы об этом можем говорить вполне конкретно, если бы этого не было, то внутри Церкви не было бы и нравственного прогресса: мы не могли бы стать выше наших родителей, а с помощью благодати Божией можем. И это действие благодати гораздо более мощное, чем действие воспитания.

Второй фактор, который мы не можем обойти молчанием, то, что есть само по себе образование, и в частности духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день занимается коррекцией этих характерологических и культурологических тенденций, которые определяются наследственностью. Поэтому нам необходимо обратить внимание на нормальную, здоровую семью, в которой бы дети начинали свою жизнь в  нормальных брачно-семейных отношениях.

Приведу немного статистики, которая может нас насторожить. Те, кто сегодня учатся в 4-5 классах, родились в 2002 году, когда в нашей стране было зарегистрировано наибольшее число разводов: 854 тысячи за один год. В 2005 году практически каждый ребенок рождался вне зарегистрированного брака. Сегодня это учащиеся начальной школы. Свободные отношения стали у нас очень популярны, но статистика говорит о том, что отношения так называемого гражданского брака держатся в среднем не более пяти лет, а ведь в них рождаются дети, и они растут.

Сегодня около 400 тысяч российских детей ежегодно лишаются отца. В дореволюционной России в 1840-м году на всю Россию было 198 разводов. В 1890-м году 942 развода. В 1913 году по всей Российской империи на 98 миллионов исповедующих православную веру было оформлено 3791 развод. В 2012 году на 143,5 миллиона человек разводов 642 тысячи. Увеличение числа разводов в 116 раз. По данным демографического ежегодника ООН за 2012 год Россия занимает первое место по числу разводов на тысячу человек населения. В нашей стране 5 разводов на 1000 человек населения. В США - 3,4 разводов.

Американские ученые из университета штата Айова проанализировали данные около 4 тысяч анкет, заполненных женщинами-добровольцами. Одним из ключевых факторов являлся возраст, в котором респондентки начали половую жизнь, а также собиралась статистика по разводам и длительности состояния в браке. Результаты показали, что среди девушек, начавших заниматься сексом в подростковом возрасте с 13 до 16 лет, треть разводится в течение первых пяти лет после свадьбы. До 10 лет брак сохраняют не более половины опрошенных. Среди тех, кто не спешил расстаться с невинностью, процент разводов вдвое меньше - 15% и 27% соответственно.

Выпущенная в этом году научная коллективная монография Научного центра здоровья детей Российской Академии медицинских наук под названием "Медико-социальные проблемы воспитания подростков" приводятся следующие данные:

В 1975 году доля девушек, чей дебют в половой жизни состоялся в 15 лет и ранее, официально составлял 3,7 %.  В 1980-ом году 10%. К 1990-му году в России был зафиксирован скачок доли девушек, потерявших невинность к 15 годам, до 33%. К настоящему времени среди анкетированных по всей стране девушек выявлен 41% тех, кто к 15 годам уже потерял девственность. При этом каждый пятый из них - 8% от общего числа - лишилось невинности еще до 13 лет. Одновременно во время анкетирования Научным центром здоровья детей Российской Академии медицинских наук не нашли ни одной девственницы среди 650 опрошенных подмосковных старшеклассниц и учениц ПТУ в возрасте 17 лет по случайной выборке. Ни одной. Вы же понимаете, что это не может не наследоваться.

Когда говорится, что родители дают жизнь ребенку - это неправильно. Родители не могут дать жизнь ребенку, потому что они ей не обладают. Сами по себе мы жизнью не обладаем: никто из нас не родился по собственной воле. Жизнью Сам по Себе обладает только Бог. Мы соучаствуем своей волей в начале новой жизни, а жизнь дает Бог. Но мы даем ребенку свою жизнь. Греческое слово "архэ" означает не только "начало", но и имеет второй смысл - "основополагающий принцип". То есть мы даем свой ипостасный образ жизни со всеми теми особенностями, плюсами и минусами, утратами и приобретениями, со всем багажом, который собрали мы, а до нас еще и наши предки. Поэтому мы и говорим о семейном, родовом "древе жизни", к которому каждый из нас принадлежит, и мы несем особенности своего рода, которые определяются и национальными особенностями. И которые стираются Божественной благодатью, почему апостол может сказать, что во Христе Иисусе нет ни иудея, ни эллина, ни женщины, ни мужчины. Но мы должны помнить, что это происходит ровно в той степени, в какой мы пребываем во Христе Иисусе, здесь нет ничего механического.

Любой крещеный человек не может сказать, что у него нет различий между мужчиной и женщиной, мы видим, они есть, также они есть между национальностями. Но чем больше человек погружается в жизнь во Христе Иисусе, тем меньше эти особенности проявляются в нем. Классический пример преподобной Марии Египетской, которая будучи женщиной, ничего не имела, кроме Господа Иисуса Христа. Потому, что она была во Христе Иисусе полностью, она была выше не только мужчины, но и священника, и святого человека аввы Зосимы, почему он и просил ее благословения. Как писал апостол, без всякого сомнения меньший благословляется большим. Мое личное наблюдение: на Афоне не поймешь, какой национальности монах, пока не спросишь его. Эти особенности стираются, но механического здесь ничего нет. Мы не можем, подобно феминисткам, механически распространить это на все отношения, сказав, что надо женщин рукополагать, дать им епископское место и так далее.

 

- Позвольте задать вопрос по статистике. Получается, что уже двадцать лет мы имеем свободу, ведем деятельность, но приведенная статистика говорит, что среди молодежи успехов никаких.

 

- Я бы не сказал, что мы двадцать лет ведем нашу образовательную деятельность, пока что мы лишь "бодались" с нашим государством о том, что мы можем помочь и что мы не лишние люди в государстве. И это понимание происходит постепенно, потому что сама по себе возможность говорить не означает, что мы можем говорить к большой группе населения и донести свои идеи до каждого дома. Совсем нет.

К тому же мы не должны забывать факта господства соблазнов. Не зря сказал Господь: Горе миру от соблазнов. Действительно, когда личность человека находится в состоянии падения в его природу, у него есть выбор: посмотреть телеканал "Союз" или какое-нибудь развлекательное ток-шоу. Природные воления его подтолкнут все-таки к удовольствиям более низкого порядка. Потому что для стремления к более высокому необходимы не только природные влечения, но и влияние среды, чтобы и она влекла человека к доброму, к повышению нравственности.

То, что мы видели в советской идеологии, не могло сработать, потому что это была безбожная идеология, но она имела свои результаты, которые многие вспоминают с ностальгией. Если бы мы имели возможность такого влияния, то думаю, результаты были более положительными.

Когда я учился в школе, на 1 сентября звали какого-нибудь ветерана, теперь они вымерли, и зовут нас, священников. Бывает, и меня приглашают в старшие классы,  как-то в классе, где в основном были девушки,  я задал вопрос о том, что для них самое главное в жизни. Они стали говорить разные глупости, на что я ответил: нет, самое главное для вас - хорошо выйти замуж и для этого надо то-то. Я думал, что меня будут как-то клевать, но даже в мужской части класса только первые несколько минут были какие-то смешки, а потом было очень серьезное отношение, то есть даже старшеклассникам, даже в таком состоянии, которое показывает статистика, все равно свойственно стремление к чистоте. От Бога данное свойство.

Поэтому, если бы была возможность немного сдержать соблазны, почему мы просим навести порядок в средствах массовой информации, чтобы они не развращали людей. Затем дать немного больше информации, а таланты, которые работают на коммерческой стезе на эти соблазны, приложить к тому, чтобы возвести людей к лучшему, то будет очень хороший эффект. Среда, воспитание оказывают влияние, мы только говорим о том, что это влияние не стопроцентное. Мы не должны забывать, что надо, чтобы дети начинали жить в нормальных семейно-брачных отношениях.

Я бы хотел привести пример, который существует у наших геополитических оппонентов, и среди которых очень много христиан. Этим опытом мы могли бы пользоваться. Как пишет апостол Павел: все испытывайте, хорошего держитесь, злого бегайте. В США с 1996 года принята государственная программа с федеральным финансированием "Воспитание полового воздержания до брака". То есть они предлагают любым некоммерческим организациям, религиозным и нерелигиозным, вести это преподавание в школах. Программа имеет очень серьезное субсидирование. На пятилетие федеральный бюджет вкладывает около полумиллиарда долларов, и еще от штатов к этому прилагается не меньшая сумма. В итоге по результатам опросов сегодня каждый шестой американский подросток в возрасте от 12 до 18 лет принимает решение хранить невинность до брака.

В Америке среди тинэйджеров стало модно носить кулоны, браслеты, которые показывают, что ты дал обет воздержания до вступления в брак. То есть в отношениях сразу видно, что этот мальчик или девочка приняли решение хранить чистоту до брака, и другие отношения с этим человеком не подразумеваются. Это очень хорошая традиция, и она дала такой результат: среди давших такой обет начало половой жизни по статистике начинается в 21 год, притом, что в целом по США в 17 лет. У нас беда - 15,5-16 лет по самым оптимистическим опросам.

И нам бы хотелось, чтобы начиная с какого-то отдельного субъекта Федерации, экспериментально была принята программа подготовки школьников к семейной жизни, в основу которой была бы положена идея воздержания от половых отношений до вступления в брак. Я уверен, что это принесло бы большой положительный результат, который основывался бы на том, что дети по своей природе стремились к чистоте, свету и добру, и тогда нам не пришлось бы тратить все усилия для коррекции, но мы могли бы возвести на более высокое нравственное воспитание. Тогда духовно-нравственное воспитание в России имело бы очень серьезный и позитивный плод.

 

- Скажите, пожалуйста, несколько слов о реальности этой перспективы, тенденциях в правовом поле.

 

- На эту тему я говорил в сентябре прошлого года на конференции в Областном институте развития образования. Говорил на Рождественских чтениях в Патриаршей комиссии по семье, материнству и детству. Говорил уже на двух конференциях, с депутатами Ленинградского Областного Законодательного собрания, которые кивали мне головой, что они все понимают. На эту тему я говорю здесь с тем пониманием, что здесь есть те, кто прислушаются к этим словам и, может быть, окажут какое-то позитивное влияние на то, чтобы программа, которая уже дала положительные результаты, и которую надо лишь применить к нашим реалиям, могла бы послужить на пользу и нам.

 

- Мы призываем к гражданской активности всех.

 

- И особенно тех, от кого зависит принятие решения.

 

- Спасибо огромное, батюшка, что Вы к нам пришли. Прошу Вас благословить на прощание наших телезрителей.

 

- Господь да помилует нас от соблазнов веков сего и дарует нам всегда ходить в свете грядущего дня Господнего.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы