Беседы с батюшкой. Что должен знать и делать христианин в случае болезни

20 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии и семиологии Кишиневского медицинского университета иерей Виктор Курка.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Виктор, замечательно, что мы с Вами встретились в этой студии, чтобы поговорить на столь важную тему. Потому что, несмотря на то что в рамках нашей программы периодически выходят передачи, когда мы разговариваем и об отношении к болезням, в том числе к тяжелым и смертельным, людям всегда очень важно услышать мнение человека, который сумел совместить в себе два очень важных служения: священника и врача.

В начале передачи я всегда прошу ввести наших телезрителей в курс дела, объяснив основные понятия. Как можно объяснить слово «болезнь» и с духовной точки зрения, и с точки зрения сугубо медицинской?

– Во-первых, слова «болезнь», «больница» имеют в корне слово «боль». Иной раз болезнь не имеет болезненных ощущений, то есть боли нет, но первоначально в основе была «боль». Казалось, что все болезни связаны с болью, поэтому были построены больницы, дабы убрать эту боль. Но боль – это наш ангел-хранитель, который нас предупреждает о сбое в организме.

Болезнь – это патологическое состояние, противоположное здоровью. Болезнь имеет начало, пик и финиш. Финиш может быть и выздоровлением, и смертью. Нет ни одного абсолютно здорового человека. Нет родившегося младенца, у которого нет какой-либо болезни, врожденной или приобретенной с первых минут жизни. Естественно, чем больше человек живет, тем больше у него болезней.

Не нужно рассматривать болезнь как только наказание Божие. Может быть, это даже любовь Божия. Есть притча о том, как молились два монаха, один из них был пожилым, другой – молодым. Пожилой монах приложил руки к лицу и молился очень тихо, слова его не были слышны. Здоровый молодой монах огромных размеров клал поклоны, бился головой об пол: «Господи! Ну почему Ты не хочешь моего спасения?! Ну обрати внимание: вот он – я, грешный! Господи!» Пожилой монах сказал:

– Что с тобой? Что ты говоришь? Ты молод, красив, здоров, прекрасно поешь, произносишь замечательные проповеди – у тебя столько даров! У тебя столько физической силы!

– В том-то и дело! Ну как я могу спастись, если у меня ничего не болит? Ну как?

В древние времена, когда человек заболевал, говорили, что Бог обратил на нас внимание, посетил нас. Именно во время болезни нам дается какая-то передышка: мы можем остановиться и подумать, размыслить. В наше время жизнь протекает очень быстро: компьютеризация и так далее. Мы встали утром – пришли вечером, положили руку под подушку, проснулись – и опять все снова. И мы не успеваем подумать о смысле жизни. Я часто спрашиваю своих больных, студентов, знакомых: «Скажите, каков смысл жизни? Для чего ты пришел в этот мир?» Некоторые говорят: ну, в старых книгах написано, что для того, чтобы человеку исполнить свою роль на земле, ему надо посадить сад, выкопать колодец и родить сына. Другие говорят: смысл моей жизни – делать добрые дела. Студенты говорят: смысл нашей жизни – стать хорошими врачами и делать много добрых дел. Девушки говорят: в том, чтобы выйти замуж, родить детей. К сожалению, не все знают о смысле жизни.

А наши деды, прадеды знали и вложили смысл жизни в наш язык, которым мы говорим. Вспомним, как нас учили в детстве: если кто-то сделал тебе хорошо, но ты не можешь ему отплатить материально, ты должен сказать волшебное слово. Какое? Спасибо. Рассмотрим, что такое слово «спасибо». «Спаси Боже». То есть мы не можем отблагодарить, а желаем спасения души – да спасет твою душу Бог! Это вложено в наш язык.

Теперь мы понимаем, что смысл жизни – спасение нашей души. А Господь иной раз посылает нам искушения, иной раз – болезни, кратковременные или долговременные, для того чтобы мы вспомнили, что мы на этой земле временно. Пророк Давид в 89-м псалме говорит: жизнь человека – семьдесят лет, а при особой крепости – восемьдесят, а что более – это болезнь, испытания. То есть Господь смотрит на нас со Своей высоты и знает прошлое, настоящее и будущее. Если мы не идем по пути спасения, иной раз у нас появляются искушения, иной раз даются какие-то болезни. И если мы не сделали должного вывода, приходит другая болезнь, потом еще одна, а затем, может быть, даже и смерть.

Ведь Господь пришел на землю две тысячи лет назад, чтобы научить нас спасению, и называется Он Спаситель. Иной раз при болезни мы понимаем, что все эти материальные блага (дом, машина, богатые вещи и так далее) не представляют никакой ценности абсолютно. Какая нам польза от этих вещей, если мы помрем? Никакой. А Иисус Христос сказал: «Ищите Царствия Божия, и все остальное приложится вам». Если мы идем по пути спасения, нам все будет дано: и машина, и квартира, все, что нам нужно; ни больше, ни меньше.

– Как все это становится тщетным и ненужным, когда человека вдруг посещает какое-то заболевание.

– Болезни бывают разные. Болезни бывают телесные. Что такое телесные болезни? Авария и разрыв селезенки, перелом костей, аппендицит, грыжа, холецистит, пневмония, цирроз печени – всё это болезни телесные. Есть болезни духовные. Есть болезни душевные. Душевные болезни лечатся в психиатрии. А духовные болезни лечатся только в Церкви.

Иной раз я встречался с больными, которые участвовали в медицинском «футболе»: приходят к семейному врачу с определенными жалобами, он назначает им анализы клинические, биохимические, УЗИ, рентген, радиологические исследования, компьютерную томографию. Человек прошел – все нормально. Симулянт. Консультации одного врача, другого, в конце – психиатра. Назначили курс лечения один, другой, а человеку ничего не помогает, он страдает. Это признак. Если у него не психическое заболевание, то заболевание духовное.

Телесные заболевания очень часто связаны с болезнями душевными и духовными. Например, такое заболевание, как атеросклероз, наиболее частое у людей среднего и пожилого возраста и лечится у врачей разных специальностей: невропатолога, кардиолога, хирурга и так далее. Какая связь? У больного имеется тяга к объедению: он ест много и услаждается едой. В результате возникает ожирение, антисклеротические бляшки закрывают просветы сосудов – и начинаются эти заболевания. Блуд – в результате венерические болезни, заболевания других органов.

Страсть табакокурения… Те, кто курит, очень часто заболевают болезнями органов дыхания, у них очень часто возникает рак легкого. Не только у тех, кто курит. Очень часто заболевают жены и дети. У нас в республике проведена научная работа – исследовали детей, находящихся в отделении пульмонологии, и вновь и вновь поступающих в него с заболеваниями органов дыхания. Стали спрашивать в анкете, курят ли родители. Большая часть родителей были курящими. Ведь есть курильщики активные и пассивные. Папа покурил на балконе, зашел в комнату и выдыхает никотин еще всю ночь – и жена болезненная, и дети плохо развиваются и учатся.

А сколько страданий причиняет алкоголизм и самому человеку, который выпивает, и тем, кто с ним живет, работает и так далее. Человек выпил, сел за руль машины и попал в аварию – вот тебе и телесные заболевания. К нам в отделение хирургии очень часто поступают больные с панкреатитами, и чаще всего после посиделок в дружной компании, где сочетается большое количество белковой пищи и алкоголя. Страсть винопития – и телесные заболевания. И так далее, и так далее; связь очень четкая.

Здесь тем, кто заболел, Господь дает отдых, чтобы, оказавшись в постели с температурой или какими-то болями, мы могли бы проанализировать, как мы живем, что делаем... Всегда есть какая-то связь.

Вы скажете, что есть врожденные заболевания, какие-то дефекты. Все равно связь есть. Вспомним Ветхий Завет и легендарного царя Давида, который написал Псалтирь и которым очень гордятся евреи. В Израиле днем очень жарко, и древние евреи сидели в это время дома, а когда солнце уже опускалось и не было такой жары, они выходили и прогуливались по крыше дома, которая была плоской. И вот царь Давид видит с крыши дома, что в бассейне купается обнаженная женщина невероятной красоты.

– Кто она такая?!

Слуги говорят:

– Это жена твоего генерала Урии – Вирсавия.

– Хочу!

– Но как же твой генерал?

– Я знаю, что с ним сделаю: пошлю его на войну, и в то место, где он погибнет.

Так и сделал. И вот генерал Урия умер, а его жену Вирсавию царь Давид взял себе во дворец и жил с ней блудно, и у него родился сын. И вот к Давиду приходит пророк Нафан и говорит:

– Царь, можно попросить у тебя совета?

– Да, пожалуйста, садись, побеседуем.

– В царстве твоем непорядок.

– Да-да, расскажи, будем разбираться. Что такое?

– Жили два соседа. Один бедный. И была у него овечка, в которой дети не чаяли души: причесывали ее, купали, завязали на шею красную ленточку, в постель брали, со стола кормили. Увидел богатый сосед такую красивую овцу, она понравилась ему, и он сказал: «Взять ее». А у самого было столько овец, что он даже не знал им числа.

Плакал хозяин овечки, плакала его жена и дети: взяли у них единственную овцу, в которой они не чаяли души.

Как по-твоему, царь, чего заслуживает этот сосед?

– Смерти!

– Так вот это ты.

– Как я?

– А Вирсавия откуда?

И вспомнил царь, и горько плакал...

И сказал ему пророк:

– За беззаконие твое погибнет сын твой, а ты останешься жить за твои добрые дела.

На третий день сын заболел, и царь молился за него, но Бог взял душу его сына, который был зачат в грехе. И пророк Давид написал знаменитый 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония моя…» И покаялся. И Господь простил его грех.

Родился другой сын – знаменитый Соломон, умнее которого не знало человечество. И Господь не разрешил Давиду достроить храм, которым гордились все евреи. Давид собрал все материалы, а Соломон воплотил храм в жизнь, построил. Но и Соломон тоже упал: согрешил с женами-язычницами и поклонялся идолам. И наказан был болезнью сына, который родился слабоумным. Но это о Ветхом Завете.

Если мы будем говорить о современном времени, то должны видеть болезнь и не пугаться ее. Поскольку Господь послал нам испытание, обязательно пошлет и излечение.

В Кишиневе мы выпустили книгу «О болезни. О чем должен знать и что должен делать христианин в случае болезни». В ней собраны выдержки из многих книг. Не надо терять самообладание, во всем есть закономерность. Если мы заболели, то, во-первых, надо обратиться к врачу. Когда мы идем к врачу, ждем своей очереди, то должны о нем молиться: «Господи, вразуми врача. Пускай он неверующий, атеист или иного вероисповедания, Господи, вразуми его, дай ему ясность ума, чтобы он правильно поставил диагноз». Как переводится слово «диагноз»? «Диа» – через, «гнозис» – знание. То есть чтобы врач узнал болезнь. И вот мы сидим и молимся.

Зашли в кабинет врача, рассказали о симптомах своего заболевания. Доктор назначил обследование. И все принимаем как из руки Божией. Если нужно принимать антибиотики, принимаем. Если надо идти на операцию, принимаем безропотно. Если нам назначили хирургическое лечение, то опять молимся о том, кто будет его выполнять: «Господи, пусть рука Твоя Божия двигает рукой хирурга, чтобы он сделал то, что мне нужно».

Заболевания бывают разные. Иной раз бывают неизлечимые заболевания. И здесь мы опять должны принять это как волю Божию. В конце концов, наше спасение не зависит от того, сколько времени мы проживем. Нам кажется, семьдесят лет – это много! Так считают молодые, прожившие 15–20 лет, а кто прожил больше 50, понимает, что вчера было 15, а сегодня уже 60: это мгновение. В конце концов, не важно, сколько мы прожили, важно спастись.

Многие спрашивают: а как спастись, от кого спасаться? Существуют два мира – видимый и невидимый. В видимом мире находится все, что мы видим и можем оценить по визуальным ощущениям, можем потрогать, попробовать… К невидимому миру относится Бог. Он невидим, и Он есть везде и повсюду. Мы похожи на Бога наполовину: у нас есть бессмертная душа, она невидима. Мир духов, электромагнитные волны, воздух, которым мы дышим, мы тоже не видим, но мы без воздуха не можем.

И имеются две силы – сила Божия, невидимая, и сила дьявольская, невидимая. Кстати, как расшифровывается слово «дьявол»? Противник Божий. Многие спрашивают: почему Бог не спасает всех? Он относится к нам не как к рабам, а как к сыновьям. Рабами управляют плеткой: «Вперед – и только так!» Бог относится к нам как к сыновьям и дочерям: «Идите ко Мне все», но не заставляет нас. Это решение каждого. Человек хочет спасения, и не просто хочет, а идет к этому. Или не хочет. А дьявол не хочет нашего спасения и делает все, чтобы мы не спаслись. Федор Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» писал так: тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Не один раз мы решали, что и с Господом, и с дьяволом не хотим. Каждую минуту, каждую секунду в нашей душе происходит борьба двух сил. Все зависит от нас. Бог не может быть побежден. Просто если мы склоняемся к мнению дьявола, Господь нас покидает и отходит. Каждую минуту, каждую секунду в нас происходит борьба.

Иной раз нам нужно перестрадать, дабы спастись. И, может быть, после болезни мы повернем свою жизнь, откажемся от грехов: да, это было явно связано с тем-то и тем-то, это явно греховное. И тогда Господь даст нам излечение.

– Вы уже обозначили, как стоит вести себя человеку: не отказываться от медицинской помощи. Наверняка Вам как хирургу приходилось встречаться с людьми, которые нуждаются в операции, но боятся (нет, не пойду!) и начинают молиться, чтобы Господь их исцелил. Ведь бывает так, что Господь дает шанс исцеления именно через операцию.

– Именно так. Есть такая маленькая притча. Разлилась река, началось наводнение, но вода прибывала очень медленно. Был один очень верующий человек, но он кичился своей верой; как фарисей, показывал, что очень верит в Бога. Стали спасать на лодках сначала детей, потом женщин, затем стариков, наконец – мужчин. И вот к нему подплывает лодка:

– Садись в лодку.

– Да идите вы, грешники. Меня Господь спасет, – говорит он и читает Священное Писание.

Через два часа приходит вторая лодка, а вода ему уже по шею:

– Садись! Ты последний!

– Идите, грешники, в ад! Меня Господь спасет. – И читает дальше.

И утонул. Идет его душа и видит Господа:

– Господи! Ну как же так? Всю жизнь Тебе служил! Почему Ты меня не спас?

А Господь говорит:

– Я за тобой два раза лодку посылал.

Так что отказываться от медицинской помощи глупо. Но нужно все делать с большим разумением. Мы не можем однозначно говорить, что только так или не так. Везде должно быть разумение.

Существуют разные способы хирургического лечения. Есть операции, которые делают в экстренном порядке. Если не проведешь их в первые минуты, больной погибнет. Например, асфиксия – инородное тело, нужно делать трахеостомию. Кровотечение из крупной артерии – если его не остановить, больной погибнет. Есть срочные операции, например: аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва, холецистит. Есть только три-пять часов, чтобы подготовить больного. А есть операции плановые, которые можно отложить на месяц, два, на год. Можно посоветоваться, пойти к одному врачу, другому, узнать, какие способы есть, и так далее.

Есть операции, без которых человек не может прожить, а есть операции косметические, которые стоят больших денег, и я не могу сказать, что человек без них прожить не может. Например, женщине кажется, что у нее очень длинный нос, на самом деле он нормальный, и она мучает разных лор-врачей и косметологов, делает операцию – и недовольна, ей кажется, что стало еще хуже, и начинаются проблемы. Или убрать морщинки, сделать что-то еще...

Если человека нужно оперировать в срочном порядке, а он отказывается, мы должны убедить его. Если он отказывается, мы должны вызвать родственников, чтобы они на него воздействовали. Но мы не можем оперировать больного без его согласия. Если это маленький ребенок, то решают родители. Если же это человек пожилого возраста и у него имеются какие-то психические нарушения, спрашиваем у детей. А если человек в бессознательном состоянии и есть угроза его жизни, но у него нет никаких родственников, то создается консилиум из нескольких врачей. В него обязательно входят администратор (главврач или его заместитель) и врачи нескольких специальностей. Пишут: консилиум заключил. И тогда берут больного на операцию, если сам он ничего не может сказать.

– Как я понимаю, любому больному важно подчиниться врачу, смириться и послушаться его? Наверняка Вам приходилось сталкиваться с буйными больными, которые, может быть, узнав о своем диагнозе, начинали вести себя не то что агрессивно (хотя сейчас и такое тоже бывает), но почему-то сильно капризничали. Надо принимать лекарства, они: «не буду принимать...» И в результате упускают драгоценное время, которое как раз было отведено для лечения.

– Так бывает редко, чаще всего по-другому. Сейчас эра компьютеризации, когда практически каждый может получить в Интернете какую-то информацию о своем заболевании, способах лечения, о том, какие клиники этим занимаются, какие результаты… И здесь возникает проблема – больные не хотят обращаться к специалистам, а занимаются самолечением.

Иной раз спрашивают, почему врача учат так долго. В нашей республике врача общего профиля готовят шесть лет, но он не имеет права работать самостоятельно, а поступает в резидентуру, где обучается в зависимости от специальности четыре или пять лет. Получается, одиннадцать лет. Для чего? Во-первых, для того, чтобы научиться правильно ставить диагноз. Если диагноз есть, можно легко посмотреть, как лечить.

Болезнь нынешнего времени и в том, что врачам не доверяют. Наверное, в этом зачастую виноваты врачи, поскольку видят в своих пациентах способ заработать. К сожалению, это очень трагично. Еще хуже, когда больные сами обращаются в аптеку и говорят: «Дайте мне, пожалуйста, лекарство от головной боли», «Дайте мне таблетки от поноса», «Дайте мне, пожалуйста, таблетки от боли в желудке». И фармацевт дает лекарства. Допустим, у него несколько коммерческое сознание: у этого лекарства выходит срок годности, это лекарство дешевое, а это дорогое. Иной раз, даже если он честный и дает то, что нужно, нельзя по симптомам поставить диагноз. Скажем, боль в желудке, рвота или понос – это симптомы многих заболеваний. Кишечная непроходимость – рвота. Сотрясение головного мозга – рвота. Токсикоз беременности – рвота. Язвенная болезнь – рвота. Ну как можно одной таблеткой лечить абсолютно разные заболевания?

Во-первых, нужно обратиться к врачу. Если врач чувствует себя не вполне компетентным, он обязательно направляет на консультацию или просит консультанта для себя. Например, в нашу больницу к хирургу пришла молодая женщина с болями в животе. Диагноз: острый живот. Без консультации гинеколога вопрос не решается, чтобы исключить гинекологическое заболевание. Нужен терапевт, так как это может быть абдоминальная форма инфаркта миокарда. Делается электрокардиограмма, если возраст пациента более сорока лет, и так далее. Начинается постановка диагноза, а после этого уже будет и лечение.

А если ты обратился в аптеку, то какой диагноз? У тебя аппендицит, а тебе дали антибиотики. Поможет? Нет. Клиника изменится, и потом никто уже не поставит диагноз, но будут осложнения, а может быть, и смерть.

– В рамках нашей беседы хотелось бы задать такой вопрос: как христианину относиться к пересадке органов и переливанию крови?

– Здесь нельзя ответить односложно. Например, «Свидетели Иеговы» полностью отрицают переливание крови. Я встречался в своей практике с тем, что такие пациенты сразу приходят с пастырем и несколькими свидетелями, дают бумагу и говорят: «Смотрите, мы свидетели Иеговы и расписываемся, что отказываемся от переливания крови. И что бы ни было, пускай он умрет, но чтобы переливания крови не делали». Конечно, врачи не хотят брать таких больных на крупные операции, где риск кровопотери, и, конечно, эти больные обижаются.

Отношение нашей православной религии к переливанию крови абсолютно положительное. Что такое переливание крови? Это пересадка жидкого органа, который есть кровь, в организм другого человека, и этим можно спасти жизнь. Ведь Христос тоже жертвовал Своей жизнью для нашего спасения. А здесь мы просто отдаем часть крови, которая восстанавливается очень быстро.

Насчет крови все понятно, проблема касается пересадки органов, тканей. Есть аутотрансплантация, когда человек сам является донором и реципиентом. Например, у больного ожог большой поверхности 3А, 4-й степени, то есть собственная кожа там не появится никогда, будет рубец, и это нарушит функцию конечностей… Тогда кожу пересаживают с других донорских участков человека – здесь все нормально, проблем нет, сам себе и донор, и реципиент.

Проблема возникает, когда нужно пересадить орган от животного или другого человека. Пересадку от животных применяли раньше. Профессор Николай Тестемицану, имя которого не зря носит наш университет (он был великим человеком, министром здравоохранения, травматологом), предложил при переломе шейки бедра заменить это место рогом быка. Конечно, эти ткани отторгаются, от этого отказались.

Чаще всего органы пересаживают от человека к человеку, но здесь есть очень много проблем. Во-первых, тканевая несовместимость, несовместимость по группе, по резусу и так далее. И мы все знаем, что эти операции делаются все чаще и чаще и что много людей, которым нужно пересадить орган, то есть реципиентов, но мало доноров. И есть огромные очереди, в которых люди ждут подолгу; многие умирают, так и не дождавшись своего органа.

Как это происходит? Появляется донор, и ищут, кому из реципиентов можно пересадить орган. Официально это не стоит ничего, а неофициально стоит очень много. У меня был такой случай. Несколько лет назад я оперировал тридцатилетнюю женщину с тридцатью неделями беременности. У нее была редкая патология – перекрут всего тонкого кишечника: плод умирает, ее привозят с явлениями кишечной непроходимости, перитонитом. На УЗИ гинекологи обнаруживают, что плод мертв, устраивается консилиум, решают брать на операцию. Спрашиваю гинекологов: «Что будете делать?» – «Ну что будем делать: убираем матку вместе с мертвым плодом. А вы что будете делать?» – «Не знаю. Откроем живот, посмотрим, какова причина непроходимости». Когда открыли живот, весь кишечник был черный – очень редкая патология. Гинекологи убрали матку беременной, а у нас вопрос. Прямо в операционной собрали консилиум. Что делать: без тонкого кишечника человек жить не может. Функция тонкого кишечника – всасывание питательных веществ. Есть вариант – просто закрыть его и оставлять ее умирать, а есть вариант – убрать кишечник и ждать донора. Удалили, наложили анастомоз между двенадцатиперстной кишкой и слепой кишкой.

Женщина выжила, вышла после операции и прожила после нее четыре месяца. Они пришли в себя и стали искать, где можно сделать такую операцию. У нас в республике такую операцию не делают. Посмотрели в Интернете, и им показалось удобным сделать операцию в одной из двух стран: в Израиле или Германии. Цена очень большая... И там, и там сказали: приезжайте со своим донором. Стали искать донора. Человек может жить с полутора-двумя метрами кишечника. Оказалась одна группа крови и тканевая совместимость с матерью и сестрой. Сестра отказалась, сказала, что у нее маленький ребенок, она не может. Мать согласна – «я отдам часть кишечника». Стали давать объявления по радио, телевидению, призывая пожертвовать, собрали определенную сумму, но она не составила даже десяти процентов от требуемой. И они поняли, что жизнь, к сожалению, заканчивается. Эта молодая женщина умерла от истощения, прожив четыре месяца.

Конечно, такая пересадка, такое донорство очень угодно Господу. А когда своими органами торгуют? Опять же у нас в республике не очень много работы, а если она и есть, то очень плохо оплачивается, поэтому стараются уехать на работу в другие страны (Италию, Германию, Израиль, Россию), чтобы что-то заработать. Растратят – едут опять. И вот один из наших жителей поехал заработать денег в Турцию. Через месяц приезжает на иномарке с пачкой денег, все односельчане: «Откуда ты взял? Как заработал?» – «А посмотри, видишь разрез: взяли почку, стоит столько-то». – «И я хочу!» – «Поехали со мной». И так второй, третий – и все село с одной почкой. Это угодно Господу? Нет. Одно дело, когда мы жертвуем безвозмездно, как кровь, не продаем... Это во славу Божию, во имя ближнего своего, именно в этом проявляется наша любовь к нему.

Также у нас в республике недавно пересаживали часть печени. Зять отдал левую долю своей печени тестю – жест очень красивый. А если у человека забирают печень полностью? Во-первых, у трупа печень не берется, только у живого. Это как? Это криминально. В трансплантологии сейчас введено такое понятие, как смерть мозга, то есть человек живет, сердце его бьется, легкие дышат, печень и почки работают, а мозг считают погибшим. И тогда считается, что этот человек очень хорош для трансплантации. А если он не хочет, не согласен и при жизни согласия не дал? Тогда как? Тогда это криминал.

Описан случай, произошедший в Англии. Женщина родила ребенка очень поздно, он заболел гематологическим заболеванием, и требовалась пересадка кроветворных органов. Ей сказали: в Англии такого нет, но если поедете в Африку, то в определенных государствах делают – из зародыша изымут ткани, имплантируют больному ребенку, и ваш ребенок будет спасен. Она сделала это. Это угодно Богу – убивая младшего брата, спасти старшего?

– Видимо, она не понимала, что это живой человек. Только так можно это объяснить.

– Да, живой человек. Это осуждается нашей Церковью. То есть отношение к трансплантологии должно быть индивидуальным. Мы говорим в «Символе веры»: «...чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Если человек воскреснет, а у него взяли и печень, и легкие, и сердце, и пересадили другим, чьи органы это будут?

Несколько лет назад у меня был такой случай. Один из моих студентов (хороший студент, мы до сих пор поддерживаем с ним связь, он православный) был на летней практике после IV курса в Голландии. Когда вернулся, пришел ко мне, мы с ним побеседовали. Я спрашиваю: «Ну, рассказывай, какие у тебя впечатления, что ты видел? – «Меня все очень впечатлило: условия, техника – все чудесно! Кроме одного случая». Он рассказал, что ночью скорая привезла пожилую женщину, в компьютере сразу отметили, что у нее нет родственников и что у нее черепно-мозговая травма – ага! хороша для пересадки. Пришли урологи, удалили почки с мочеточниками. Пришли кардиохирурги, взяли сердце. Говорят: «Отключайте аппарат». А у нее слезы потекли. И как он сказал: эти глаза со слезами у меня до сих пор перед глазами. Как на это можно смотреть?

К сожалению, во многих добрых делах иной раз совершается грех. И тот человек, который совершает, и тот, который участвует в этом, будут наказаны. Так же, когда дело идет об аборте: и тот, кто привел женщину, и тот, кто согласился, и тот, кто сделал, – все будут наказаны за человекоубийство.

– Время нашей передачи незаметно подошло к концу. Очень увлекательная беседа. Чтобы ее завершить, хочу задать вопрос о книге, которую Вы принесли с собой и составителем которой являетесь. Как ее можно приобрести?

– Мы планируем издать ее здесь, в Санкт-Петербурге. Уже много сделано, однако есть определенные искушения. Но думаю, скоро она выйдет и будет здесь, в Лавре, даваться больным. А если тираж получится больше, можно будет ее купить прежде всего в «Центре православной книги», находящемся рядом с Лаврой, а потом уже и в других местах.

Я считаю, эта книга очень нужна для болящего, у него есть время, он может прочитать ее и понять, что для спасения нужны таинства Исповеди, Причастия, Соборования; именно так мы можем стяжать благодать Святого Духа. Когда Серафима Саровского спросили, каков смысл жизни (это описано в книге Мотовилова), он сказал: «Стяжание Духа Святаго». А стяжать Дух Святой в нашей жизни мы можем только при помощи таинств. И только когда мы стяжаем Дух Святой, мы можем бороться с темными силами, не желающими нашего спасения. Только так, иначе мы в этой борьбе пушечное мясо, без оружия, без всего.

– Пусть стяжание Духа Святого будет завершающим пожеланием для наших телезрителей. Нам пора прощаться. Отец Виктор, сердечно благодарю Вас за то, что Вы нашли возможность прийти сегодня к нам в студию, у нас получилась серьезная и важная для многих беседа. Буду рад встретиться с Вами еще раз в нашей студии.

 

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать