Беседы с батюшкой. Почитание святой царской семьи

20 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

– Совсем недавно мы встретили день памяти святых царственных страстотерпцев. Но для Екатеринбурга это не один день или ночь, это целый период так называемых Царских дней. Поэтому сегодня я еще раз предлагаю поговорить о подвиге святой царской семьи, о том, с чего начиналось почитание, канонизация царской семьи, также поговорить о подвиге их верных слуг и о причислении их к лику святых. И наверное, стоит затронуть тему об останках, найденных под Екатеринбургом в Поросенковом логу. Принадлежность их приписывается членам царской семьи, но они не признаются Церковью; Вы их тоже видели.

Отец Флавиан, Вы уже более двадцати лет в священном сане и свидетель тех событий, когда еще не было Храма-на-Крови, а царская семья не была прославлена в лике святых. Как начиналось почитание царской семьи?

– Это началось, конечно, еще до принятия мною священного сана, когда я был мирянином, когда как в светской, так и в церковной прессе стали появляться публикации материалов, которые были в Советском Союзе под запретом. Тогда были опубликованы и первые свидетельства о том, что же на самом деле произошло с царской семьей, со всеми шокирующими подробностями, которых большинство до поры до времени не знало. И вот совсем недавно, 17 июля, именно в день церковного поминовения святых царственных страстотерпцев, был сороковой день по смерти приснопамятного архиепископа Мелхиседека (Лебедева), который управлял Свердловской, затем Екатеринбургской епархией в течение многих лет.

Как раз с его личностью и было связано начало почитания святой царской семьи. Это глубоко символично, и я исполнился священного трепета, когда осознал, что сороковой день по отшествии ко Господу владыки Мелхиседека выпадает как раз на день памяти царственных страстотерпцев. Конечно, это не случайно, на мой взгляд, это именно награда почившему архипастырю (который меня рукополагал в священный сан) за его преданность тому убеждению, что последний император и члены его семьи должны быть причислены к лику святых. Он это убеждение тихо, спокойно, ненавязчиво нес и вел очень большую проповедническую работу, в том числе то служение, которое потом стало называться миссионерским.

Мне никогда не забыть, когда я был еще мирянином, как он созвал пресс-конференцию по поводу всех обстоятельств, связанных с гибелью царской семьи, с местом их гибели, с предполагаемыми планами построения там храма и так далее, и спокойно, на протяжении долгого времени разъяснял это. Он говорил со всеми буквально как дедушка с неразумными внуками. На тот момент это было действительно миссионерство, просвещение народа. Потому что тогда у многих людей разрозненные сведения о жизни последнего императора не складывались в какую-то единую картину, не связывались с оценкой их внутренней жизни.

И именно важно служение владыки Мелхиседека, когда он и в беседах со светскими лицами, и на таких пресс-конференциях, и в своих проповедях говорил и разъяснял, что значит для нас подвиг царской семьи. Он собирал все сведения, касающиеся почитания святой царской семьи: о том, как люди приходили к дому инженера Ипатьева, оставляли записки с молитвенными обращениями к царю Николаю, которого и в те времена верующие люди считали святым, как люди пели около тех окон, где предположительно был ход в подвал, где царская семья была расстреляна, о том, как обстояли дела уже в начале 90-х годов, когда на месте убиения святых царственных страстотерпцев был поставлен вначале крест, а потом икона. Собственно говоря, первый крест с большим скандалом был поставлен еще в конце 80-х годов. И вот обо всем этом владыка Мелхиседек говорил.

Именно с его именем, его инициативой связано начало крестного хода, который он начал от места убиения до места уничтожения тел (святых мощей) царственных страстотерпцев. Сейчас это крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме, а тогда это был ход от одного креста до другого креста. И владыка Мелхиседек возглавлял один из первых таких крестных ходов. Стояла ужасная непогода, и дороги как таковой тогда там не было…

– Вы участвовали в том крестном ходе?

– Да. Я был тогда еще мирянином, алтарником храма Вознесения Господня. И владыка Мелхиседек по грязи, по распутице в дождь шел по этой дороге. Как говорят: «У нас в России некоторые дороги – не дороги, а направления». Вот там было буквально так же. Ему советовали: «Владыка, может быть, по лесу чище будет идти?» Он отвечал: «Ну, уж как идем, так идем». Несмотря на все эти трудности, крестный ход был завершен. Это послужило началом, с этого впоследствии стали брать пример, и сейчас в какую прекрасную традицию это выросло!

– То есть крестный ход, который проходит сейчас и традицией поддерживается, – это, можно сказать, комфортный крестный ход по сравнению с тем, что был тогда, тем более что сейчас большая часть пути идет по асфальтированной дороге.

– Безусловно.

– Я знаю, что к вопросу канонизации святой царской семьи в то время относились неоднозначно. Насколько мне помнится, первоначально царская семья была причислена к лику святых как местночтимые святые Екатеринбургской епархии, также при владыке Мелхиседеке.

– Скажем так, официального провозглашения не было, но поскольку архипастырь относился к царю Николаю и его семье как к святым людям, то, соответственно, это почитание естественным образом передавалось и в среду простого верующего народа. И для того, чтобы так утверждать, не было никаких сомнений. Если архипастырь так верует и так относится к царской семье, то, конечно, любой православный христианин может относиться к этому точно так же.

– Каково было Ваше личное отношение к убиенной царской семье тогда и изменилось ли оно потом, спустя годы?

– Исходя из того, что тогда я был совсем молодым человеком, я, конечно, был под большим впечатлением, что все эти обстоятельства были скрыты от народа, а потом вдруг опубликованы с такой натуралистичностью и с такими подробностями. Особенно когда стали публиковаться материалы следователя Соколова, который по горячим следам исследовал убиение царской семьи. Конечно, изначально я находился под большим впечатлением, насколько жестокая и циничная это была расправа, в которой не было никакой, скажем так, нужды. Потому что хоть с политической, хоть с человеческой, хоть с гражданской точки зрения не было нужды в том, чтобы убивать последнего российского императора, тем более что он сам отрекся от престола.

Конечно, это родило первый протест в душе, который затем оказался просвещен такой тихой, лучезарной, вдумчивой позицией владыки Мелхиседека. Вдохновленный его личным примером, его проповедью, я считал царя Николая и членов его семьи святыми и очень ждал его прославления. Буквально перед каждым Архиерейским Собором мы ждали новостей. А когда прославление совершилось, то, конечно, это была радость, был праздник.

– Порой приходится слышать от людей, которые не понимают, почему император Николай II был причислен к лику святых, воспоминания о неоднозначности его исторической фигуры. И может быть, говоря о подвиге святой царской семьи, подвиге царя-страстотерпца, стоит поговорить вообще для начала о том, что это за лик страстотерпцев.

– Лик страстотерпцев – это очень немногочисленный лик святых. Самые первые русские князья Борис и Глеб причислены к лику святых как страстотерпцы именно потому, что они отказались бороться за власть, используя оружие, и претерпели смерть от своего брата именно потому, что хотели оставаться христианами. То есть воевать с братом за власть – это не тот путь, на котором должен стоять христианин. Так рассуждали святые братья Борис и Глеб и пали от родственного меча.

Император Николай II правил Россией – мощнейшей и крупнейшей империей в мире – долгие годы. За годы его правления было много моментов как светлых, так и не очень. И в данном случае в этих моментах пусть разбираются историки, правоведы, социологи, антропологи и так далее и тому подобное. Для нас важно, что царь Николай II и члены его семьи прославлены именно как страстотерпцы. Если бы вся жизнь царя была святой и праведной, то он был бы прославлен как благоверный царь. Но этого нет, потому что, так или иначе, святы именно последние моменты жизни царя Николая.

В акте Архиерейского юбилейного Собора 2000 года о канонизации как раз говорится, что есть два основных момента, которые указывают на святость последнего российского императора. Во-первых, это то, что он добровольно отрекся от престола и этим самым предотвратил кровопролитие. То есть он отказался от своей самодержавной власти ради того, чтобы страна не утонула в крови. И надо сказать, что это его чаяние осуществилось, после его отречения от престола никакого значимого кровопролития не происходило.

Кровопролитие возобновилось через полгода уже по совершенно другим поводам, напрямую не связанным с императором, который к тому времени уже долгое время был под арестом. И вот это действительно промыслительный момент: добровольное отречение от власти ради того, чтобы стране и людям было хорошо, ради того, чтобы люди не ринулись убивать друг друга, раздираемые противоречиями относительно персоны государя-императора.

И второй момент – это свидетельства людей, которые общались с царем и членами царской семьи, свидетельства очевидцев и письма (в основном письма дочерей государя). В одном из этих писем содержится пронзительное увещание, которое передается от имени самого царя, что он попросил не мстить за него. Он всех простил и просил сказать о том, что много зла сейчас творится в мире, но победит не зло, а только любовь. Можно себе представить: человек правил огромной империей. И вдруг подданные ведут себя так, что надо отречься от престола. Потом подданные тебя арестовывают, истязают, терзают какими-то подозрениями, держат под арестом, возят с места на место...

Это ужасная судьба, ужасный жизненный путь. И в таких тяжелейших условиях сохранить христианское миролюбие, незлобие, любовь ко всем, в том числе и к своим мучителям! Как говорится в одном поэтическом произведении: «Царь и его семья могли молиться кротко за врагов», – вот здесь очень точно выражено внутреннее состояние этих людей. И конечно, это состояние не может быть ничем другим, как святостью. Потому что любой другой, скажем так, не святой человек имел бы очень много шансов пребывать совершенно в противоположном состоянии – в мизантропии, озлобленности, гневе, ненависти и так далее.

– На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале этого года к лику святых причислен и врач царской семьи – Евгений Сергеевич Боткин, который тоже был убит в ночь с 16 на 17 июля. Поэтому в этом году 17 июля мы молились ему уже как святому и его икону несли Царским крестным ходом. Расскажите о канонизации святого врача Евгения Сергеевича Боткина и остальных царских слуг.

– Святого врача, по крайней мере у нас в монастыре, прихожане очень почитают, потому что с тех пор, как его прославили, я не могу вспомнить какого-нибудь воскресенья, чтобы он не был записан в числе святых, которому заказаны молебны. Поэтому почитание я могу лично засвидетельствовать.

Вообще в канонизации царственных страстотерпцев, которая была совершена в 2000 году, для царских слуг было прописано, так скажем, особое место в почитании, потому что было понятно, что эти люди были искренне христиански настроены. Можно рассуждать, предполагали они или не предполагали о том, что их жизнь закончится смертью именно рядом и вместе с царственными страстотерпцами ради их верности царю и его семье, – это уже другой вопрос.

Но так или иначе, это были люди, верность и христианское умонастроение которых не подлежало никакому сомнению. И для воздаяния почестей их христианским доблестям и добродетелям было обозначено свое место. В определении Архиерейского Собора отмечено, что царские слуги показали высокую степень преданности и христианского настроя и для них будет достаточно, чтобы о них было упомянуто в житии святой царской семьи. Это было, с одной стороны, по-христиански понятно и красиво.

Но со временем исторические исследования продвинулись вперед, мы о каждом из этих людей стали узнавать что-то новое, и до сих пор эти сведения собираются. С другой стороны, уже после канонизации царственных страстотерпцев в Русской Православной Церкви состоялось воссоединение с Зарубежной Православной Церковью. А у них царственные страстотерпцы были причислены к лику святых вместе со слугами. Возникла своего рода коллизия, и нужно было каким-то образом объединить эти две точки зрения: у них царственные страстотерпцы прославлены вместе со слугами, а у нас слугам уделено просто место в житии.

И сейчас начался процесс канонизации, по крайней мере, есть уже много собранных свидетельств не только об уже прославленном в Русской Православной Церкви докторе Боткине (страстотерпце Евгении), но и о других царских слугах. Материалы собираются, и, конечно, в тех обстоятельствах, в которых мы оказались сейчас, если находятся действительно весомые свидетельства за прославление, то святость не может всегда скрываться под спудом, она выходит на поверхность. Вот святой доктор уже прославлен, имеется большое почитание, об этом прославлении люди говорят, обсуждают, простой церковный народ принял это близко к сердцу. Слава Богу!

– Вы затронули очень важную тему почитания слуг царской семьи. Вы привели пример, что молебны святому врачу Евгению дают знать, что почитание его в народе есть. Но почитание является основанием для канонизации святого. Как можно судить о почитании остальных слуг царской семьи, которые были убиты 17 июля?

– Мне сложно об этом говорить, потому что я не специалист в данной теме, и о царских слугах я знаю не так много, как хотелось бы. Если говорить о почитании, то существуют люди гораздо более информированные: это могут быть любители истории, профессиональные историки, те люди, которые ведут глубокую молитвенную жизнь. И может быть, кто-то из православных христиан обращается с молитвой не только к царственным страстотерпцам, но и к их слугам. Предполагаю, такие люди могут что-то о своем молитвенном опыте рассказать, и, несомненно, такие сведения собираются. Ничего больше, за своей малой информированностью, сказать не могу.

Но так или иначе, процесс прославления святых ведется сбором каких-то свидетельств почитания, которое обязательно должно иметь место до канонизации. Это совершенно верно, и в каждом из случаев эти сведения собираются. Но бывает такое, что что-то проходит мимо. По крайней мере, мне не приходилось слышать о том, что кто-то обращается с молитвой к слугам царской семьи. Но это не значит, что таких молитвенных обращений нет. Более того, я уверен, что такие молитвенные обращения есть, просто я об этом еще не знаю.

– Вопрос телезрительницы из Липецка: «Простите, что вопрос немного не по теме беседы. В городе Саранске (республика Мордовия) есть Богословский Макаровский мужской монастырь. Я была там недавно, и меня поразило, что на территорию монастыря входят в одежде в любом виде, хоть в плавках, и это еще не беда. Беда другая: на территории огромный пруд, на берегу этого пруда стоят две беседки, где происходит торжественная регистрация, играет музыка, вино, шампанское льется рекой.

И это еще не беда. А беда в том, что на территории монастыря стоит гостиница, на первом этаже которой ресторан и там проводятся свадьбы. Я хочу услышать от Вас как от монаха: скажите, разве это допустимо в монастырях?»

– Ваш вопрос, конечно, вызывает мое глубокое сочувствие. Но очень часто бывает так, что в тех или иных монастырях монастырская территория не полностью принадлежит монастырю, и на той части, которая принадлежит монастырю, Церковь устанавливает свои порядки, а на остальной территории могут хозяйствовать другие субъекты. То, что Вы видели и чем возмутились, вполне может быть следствием такого печального, плачевного положения дел.

Бывает также ситуация, когда есть монастырская территория и есть примонастырская территория, соответствующая застройке. Бывает так, что территория монастыря недостаточно хорошо обозначена, особенно когда утрачена монастырская ограда. И бывает, что монастырская территория и примонастырская территория, по застройке сходные, воспринимаются непривычным глазом как единое целое, и человек может сказать: «Вот это монастырская территория, а на ней вот такие порядки». Но это только лишь то, что я могу предполагать.

В любом случае Ваше неравнодушие весьма похвально. Вы могли бы в наш XXI век найти в Интернете сайт этого монастыря, написать письмо по электронной почте (либо по обыкновенной – в письменном виде) и донести до руководства монастыря (до его наместника или настоятеля) свою тревогу. И даже будет лучше, если Вы так поступите, потому что для монастырского начальства каждый взгляд со стороны важен именно тем, что это взгляд со стороны.

– Еще одна тема для разговора о царской семье – это останки. И вообще есть ли эти останки… По инициативе Русской Православной Церкви возобновлено исследование останков, найденных под Екатеринбургом в 90-х, затем в 2007 году в местечке Поросенков лог, принадлежность которых приписывается членам царской семьи, но которые не признаются Церковью.

Какие-то движения по этому делу всегда получают широкое обсуждение в средствах массовой информации. Вообще многих участников крестного хода смущает табличка, которая называется «Мемориал Романовых», указывающая на местечко Поросенков лог, которое находится по пути следования крестного хода к Ганиной Яме. Вы являетесь одним из немногих, кто вообще видел эти останки: Вы совершали панихиду, и хотелось бы, чтобы Вы рассказали об этом. Правильно ли я понимаю, что поскольку неизвестно, чьи это вообще останки, то имена при совершении этого богослужения не назывались?

– Да, действительно, по благословению правящего архиерея в конце 90-х годов я посетил Бюро судебно-медицинской экспертизы, где на деревянных поддонах под полукруглыми колпаками из оргстекла находились на полках скелеты тех людей, которые были найдены в Поросенковом логу. Благословение правящего архиерея заключалось в том, что мне нужно было отслужить заупокойную литию (это сокращенная панихида) и при этом вместо имен употребить такую формулировку: «Ихже имена Сам Ты, Господи, веси», то есть «Ты, Господи, знаешь людей и их имена». После совершения этого заупокойного богослужения было благословение по согласованию со специалистами Бюро судебно-медицинской экспертизы каждый из этих скелетов (каждые останки) накрыть церковным хлопчатобумажным покрывалом. Это было мною исполнено: аккуратно я накрыл каждый из скелетов, таким образом, для человека, который заходил в это помещение, они уже выглядели как прибранные по церковной традиции останки, а не просто как скелеты, лежащие на виду у всех.

И вот это посещение оставило очень своеобразные воспоминания, наложившиеся в моем сознании на те сведения, которые я к тому времени с большим вниманием прочитал, когда были опубликованы материалы следствия царского следователя Соколова. Следователь Соколов вместе со своими помощниками в общей сложности опросили более двухсот человек и нашли такие подробности, которые указывали на то, что показания тех или иных людей, опрошенных ими, это не выдумка и не фантазии, а именно они совпадают с тем, что было в действительности. Показания же очень легко проверяются сопоставлением тех или иных обстоятельств и допросов между собой.

Конечно, перед квалифицированным следователем, специалистом стояла глобальная задача, но он выполнил ее с той скрупулезностью, которая не позволяет сомневаться, что следователь Соколов специалист, профессионал. Он провел единственное профессиональное следствие, которое только и было возможным на тот момент. И пришел к тем выводам, которые мы сейчас знаем: что на Ганиной Яме тела были облиты кислотой, затем при помощи дров, горючего подвергались горению на протяжении более суток. За это время все останки царя Николая и царской семьи были сожжены полностью. То есть при длительном температурном воздействии даже от костей остается один только пепел. Например, в крематории нужно полтора-два часа, чтобы тело полностью сожглось.

Конечно, на лесной поляне совершенно не те условия, но тем не менее он пришел к такому выводу, что от останков не осталось вообще ничего. Он нашел подробности – частицы разрубленной кожи, фалангу пальца, предположительно женского. И это совпадало с материалами, которые он получил в результате допросов, что перед сожжением тел а царственных страстотерпцев были разрублены на куски. Все это позволило ему выстроить вот эту картину зверской расправы уже над умершими людьми, над их останками: разрубание, воздействие кислоты и температурное воздействие (сжигание на костровищах).

Выводы следователя Соколова очень не совпадают с той сохранностью скелетов, которые я увидел (скажем так, самые несохранные скелеты были процентов на шестьдесят, а более сохранные – процентов на семьдесят–восемьдесят). Конечно, между теми выводами, к которым пришел следователь Соколов, и между состоянием, в котором находились эти скелеты, была существенная разница. То есть если доверять выводам, к которым пришел следователь Соколов, то это не те останки. Собственно говоря, к такому выводу я пришел тогда и той же точки зрения придерживаюсь сейчас.

– Вы считаете, что это все-таки не останки царской семьи?

– Да. И надо сказать, что официальная позиция Русской Православной Церкви такова, что Церковь не утверждает и не опровергает это, она выражает сомнение в том, что это могли быть останки царской семьи. Выводы историков на настоящий момент очень сильно разнятся. Некоторые говорят, что записка Юровского, которая наводит на Поросенков лог, – подделка. И те останки, которые нашли в Поросенковом логу, – это останки совершенно других людей, но их ровно столько же, сколько и членов царской семьи, для того чтобы скрыть то злодеяние…

– То зверское убийство.

– Даже не столь убийство, сколь зверскую расправу над останками, чтобы всех мистифицировать, всех запутать – о мотивах этих людей мы можем только предполагать. Одна точка зрения: следователь Соколов прав, записка Юровского – подделка, следовательно, останки, найденные в Поросенковом логу, не царские.

Другие историки верят, что записка Юровского – это подлинный документ, имеющий практический смысл, а то, что сделал следователь Соколов, не достойно внимания. Но никакого другого следствия на тот момент не было вовсе, поэтому с чем связано такое упование этих историков на записку Юровского, непонятно. Так или иначе, Церковь выражает сомнение.

Правительственная комиссия, возглавляемая Борисом Ефимовичем Немцовым (ныне уже покойным), в которую входил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, пришла к выводу, что останки, найденные в Поросенковом логу, царские, и их захоронили в Петропавловской крепости. Во-первых, задолго до окончания работы комиссии Священным Синодом были сформулированы десять вопросов, на которые надо было ответить, для того чтобы все позиции были согласованы, чтобы можно было надеяться на то, что выводы, к которым придет комиссия, не вызовут больших разногласий в обществе и возражений со стороны Русской Православной Церкви.

Так вот, мало того что эти вопросы были просто проигнорированы, на них не было дано ответов. От народа было скрыто (нигде в средствах массовой информации я не встречал, чтобы было упомянуто), что Церковь не просто выразила какое-то сомнение, а митрополит Ювеналий, входивший в эту комиссию, не подписал ее итоговый документ, а представил отдельное мнение, которое являет собой, скажем так, исторический документ. Этот документ тоже не был опубликован. Все это от народа, повторюсь, было просто скрыто, и это вызвало во многих сердцах еще б о льшие возмущения. Мало того что пришли к таким выводам, которых требовала политическая обстановка на тот момент, так еще и важные обстоятельства, связанные с позицией Церкви, скрыли от общества.

И сейчас Церковь выражает свою инициативу, что исследования будут продолжены, и надежду на то, что на те вопросы, которые были обозначены Священным Синодом, будут даны те или иные ответы. Между одними утверждениями и другими есть разница, и надо ответить, почему эта разница существует.

– Нам остается только ждать, потому что в таком деле спешки быть не может. Если все-таки эти останки признают и скажут о том, что они принадлежат святой царской семье, то отношение к ним будет уже не как к останкам, а как к святым мощам. Отец Флавиан, как Вы думаете, с чем вообще может быть связано это сокрытие, политические веяния, спешка с проведением исследований, спешное захоронение этих останков в Петропавловской крепости в то время, когда еще окончательная точка в этом вопросе не поставлена?

– В то время к личности последнего российского императора было привлечено очень большое внимание общества. Общество было шокировано теми данными, которые были опубликованы, как совершалось это убийство, как совершалось уничтожение останков. Собственно говоря, закончилась эпоха большевизма, которая была, с одной стороны, эпохой немыслимых зверств. С другой стороны, по целому ряду вопросов это было абсолютно закрытое общество – общество тоталитарного контроля государства над всем и вся. И вдруг в стране произошли перемены: Советский Союз распался, к власти пришли люди с совершенно другими убеждениями, экономическая ситуация поменялась. Произошли огромные перемены.

Маятник общественного интереса всегда имеет какой-то размах. Обществу была внушена мысль о том, что император Николай II – плохой человек. Произошли изменения – и этот маятник качнулся в противоположную сторону. Было и народное возмущение, и очень большая жалость в отношении того, что с детьми царя поступили таким образом, было раскаяние в том, что это совершили наши предки, и нужно было выразить какое-то отношение. И даже нецерковные люди с весьма своеобразными представлениями о покаянии произносили это слово в ожидании того, что власти предпримут какой-то акт, чтобы выразить чаяния народа о том, что с последним царем поступили так подло, что такой ужасной была смерть царя и его семьи.

И эти чаяния, с точки зрения тогдашних правителей, властей, должны были быть осуществлены в чем-то значимом. Под этим «значимым» нарисовался план того, чтобы останки (даже несмотря на то, что Церковь выражает свои сомнения) объявить царскими и захоронить, тем самым выразить чаяния огромной части российского общества. То есть общественный запрос на тот момент был очень велик, и власти именно с политической точки зрения сочли нужным этот запрос удовлетворить.

– Отец Флавиан, спасибо Вам за то, что Вы пришли сегодня в студию и мы поговорили об этих важных страницах нашей истории, о памяти святых царственных страстотерпцев и о почитании их верных слуг. В завершение программы хочется вспомнить вот о чем: завтра (точнее уже сегодня, так как богослужебные сутки начинаются с вечера) Православная Церковь совершает память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани.

На нашем телеканале завтра запланирована прямая трансляция Божественной литургии. Может быть, коротко расскажете об этом торжестве, чтобы наши зрители знали об этом празднике.

– Икона Божией Матери «Казанская» относится к немногочисленному количеству явленных икон. Она была явлена на пепелище дома одного из царских стрельцов, несших свою службу в городе Казани, которая за несколько лет до того была царем Иоанном Васильевичем Грозным присоединена к Российской империи. Маленькой девочке по имени Матрона было видение о том, что нужно сделать раскоп на том месте, где находилась изба стрельца, и что нужно оповестить митрополита и городских воевод. От девочки отмахивались как от назойливой мухи, но девочка настаивала и говорила, что сделать это надо непременно.

Единственной, кто прислушалась в конечном итоге к ее доводам и рассказам о том, что ей трижды являлась Пресвятая Богородица, была ее мать, которая помогла ей сделать раскоп на том месте, где стояла печь. То есть эта икона была сокрыта в земле. Предполагают, что она могла быть сокрыта православными христианами еще тогда, когда в Казани было магометанство, то есть еще до присоединения этих территорий к Руси. Но у этой иконы могла быть какая-то совершенно особенная судьба, и это только предположения.

И вот эта икона была найдена. Она была тщательно завернута, упакована и поэтому хорошо сохранилась. Впоследствии так случилось, что священник, который ее обретал (впервые взял ее на руки и отнес в ближайший православный храм), потом стал патриархом Гермогеном. Он составил службу перед иконой Пресвятой Богородицы «Казанская» и сказание о самых первых чудесах, которые от нее начали изливаться.

Уже потом, во время, которое мы называем Смутным, от этой иконы были чудеса, и следствием этих чудес явилось построение на Красной площади Казанского собора. Во время войны с Наполеоном тоже были чудеса, когда Пресвятая Богородица поддерживала русское воинство. Перед этой иконой молился митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, об избавлении России от нашествия гитлеровских захватчиков. Есть свидетельства о том, что именно по молитвам, обращенным ко Господу Иисусу Христу и ко Пресвятой Богородице именно перед этой иконой, являлись чудеса и во время Великой Отечественной войны.

Поэтому эта икона (которая была обретена на историческом стыке между эпохой магометанства и уже дальнейшей христианизацией территорий, которые были присоединены к России) и сейчас нам открывает милость Пресвятой Богородицы и Ее заботу о том, чтобы отстаивать единство и целостность нашей Родины в борьбе с любыми захватчиками, которые покусятся на нашу Россию.

– Спасибо за исчерпывающий рассказ. Хочу еще раз обратить внимание наших зрителей на то, что на нашем телеканале завтра в день памяти иконы Пресвятой Богородицы, явленной в Казани, запланирована прямая трансляция Божественной литургии из Благовещенского собора Казанского Кремля. Богослужение возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, начало в 9:30 по московскому времени. В 12 часов телеканал «Союз» планирует вести прямую трансляцию крестного хода к Казанскому Богородицкому монастырю и закладку восстанавливаемого храма на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать