Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

20 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель собора преподобного Сампсона Странноприимца протоиерей Александр Пелин. Передача из Санкт-Петербурга.

— Вы приехали в Санкт-Петербург совсем недавно. Расскажите о том, как Вы стали настоятелем Сампсониевского собора.

— Многие годы я нахожусь в лоне Русской православной церкви: начал свой путь еще в 80-х годах, после армии учился в Московской духовной семинарии, затем владыка Варсонофий благословил меня учиться заочно и рукоположил. После чего по благословению владыки я открыл в Саранске богословско-катехизаторские курсы. Помню годы, когда митрополит Варсонофий, человек очень пунктуальный, каждый вечер приезжал преподавать на этих курсах. Занятия проводились в здании партийной школы, которая затем была превращена в Городской центр культуры, а сейчас в ней находится оперный театр. Все эти преобразования произошли в городе всего лишь за последние 15–20 лет.

В 1995 году было принято решение об открытии Саранского духовного училища. По благословению владыки Варсонофия я возглавил этот процесс. Нам передали здание бывшей Свято-Предтеченской церкви. Мы провели значительную работу по ее реконструкции и собрали достойный коллектив учителей. Преподавание велось на уровне хорошего училища, а на звание семинарии мы не претендовали. Однако у нас можно было получить более высокий уровень образования, чем в иной, скажем так, «средней» семинарии. Многие наши выпускники гордятся тем, что учились именно в Саранском духовном училище.

Кроме этого, мне было поручено заниматься отделом по делам молодежи и отделом по взаимоотношениям Церкви и общества. После того как владыку Варсонофия назначили в Санкт-Петербургскую митрополию, он благословил меня приехать сюда и заняться возрождением приходской жизни Сампсониевского собора.

— Каковы Ваши впечатления и ощущения?

— Центр Санкт-Петербурга изобилует храмами, чего не скажешь о Выборгской стороне. Самым старым храмом этого района является как раз Сампсониевский собор, который был заложен Петром I в. честь победы под Полтавой 1709 года. Статус собора он приобрел по решению Святейшего Синода в 1909 году, когда праздновалась годовщина Полтавской битвы. Храм пережил как бы второе рождение. Благодаря известному епархиальному архитектору Апраксину, он был реконструирован: перекрыта крыша, подновлены купола, позолочены кресты.

Тема храмов-памятников крайне важна, так как русский народ всегда стремился отметить памятными знаками судьбоносные события своей истории. Эта традиция идет еще из древней Византии.

В советские времена все купола были сброшены, за исключением самого большого, который сохранился по сей день. Этот старинный колокол, созданный в XVIII веке, звучит очень красиво. Язык колокола весит около 200 кг.

Сампсониевский собор — это великолепный пример так называемого анненского барокко (в Москве его еще называли нарышкинским барокко). Это нечто среднее между русской храмовой архитектурой и европейским стилем середины-конца XVIII века, которому присущи вычурные внешние атрибуты. Снаружи храм выглядит очень скромно, он достаточно консервативен. Однако внутреннее убранство производит совсем другое впечатление. Иконостас, воссозданный русскими мастерами, также выполнен в переходном стиле между иконографической концепцией XVII века и нарочитыми «портретами» XVIII века. Это один из шедевров русского резного барокко, его обязательно нужно увидеть!

— Вопрос от телезрительницы: «Прошел год, как у меня умерла сестра. Не знаю, крещеная ли она. Мне говорили, что „погруженная“. Могу ли я за нее молиться в церкви и ставить свечи? Мне сказали читать молитву мученику Уару».

— Формулировка «погруженная» не совсем понятна. Самостоятельно Вы можете молиться за того, за кого считаете нужным. Чтение молитвы Уару — на Ваше усмотрение. Что касается церковной молитвы, например, записок о поминовении, то за некрещеных мы молиться не можем. Это общецерковное установление. Мы не знаем, спаслась душа Вашей сестры или нет, судьей является только Бог. Вы можете за нее молиться, так как Вы ее знали лично, видели ее жизнь. Или поминать ее, когда ставите свечу в храме. Но подать записку за некрещеного человека Вы не можете.

— Вопрос от телезрительницы из Ивановской области: «Когда идешь к Причастию в воскресный день, в какой момент нужно читать каноны и Последование ко Святому Причащению?»

— Разумеется, перед Причастием. Совсем недавно был опубликован документ «Об участии верных в Евхаристии». Рекомендую Вам ознакомиться с ним. Текст можно найти в Интернете. В документе достаточно подробно описано, как Русская Православная Церковь рекомендует готовиться ко Святому Причащению. Если Вы редко причащаетесь, нужно выдержать 3-х или 7-ми дневный пост. Если Вы не присутствовали на вечернем богослужении, необходимо вычитать так называемые три канона, а также Последование ко Святому Причащению. Если Вы посетили вечернее богослужение, читайте Последование ко Святому Причащению. И, конечно же, необходима исповедь, которая предшествует причастию. Желательно исповедоваться заранее, на вечерне или за день до Таинства. Исповедь непосредственно перед Причастием не одобряется как священнослужителями, так и всеми благочестивыми христианами.

— Расскажите о Вашей деятельности в Общественной Палате.

— Вместе с о. Всеволодом Чаплиным я вхожу в комиссию по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Для современной России религиозный фактор является очень существенным. Сейчас как никогда важно, чтобы атеистически настроенная часть граждан адекватно воспринимала людей верующих, не относилась бы к ним, как к людям второго сорта.

Я полностью согласен с о. Всеволодом, что так называемая секулярная модель, которая распространена в Европе, терпит крах. Людей, вернувшихся к своим истокам и своей вере, гораздо больше, чем людей неверующих. К примеру, сейчас происходит диалог между органами государственной власти Республики Мордовия и исламским татарским сообществом по поводу ношения платков в школах. Вопрос: платок является религиозным символом татарского народа или национальным? Власти опасаются радикализации общества. Религиозные люди, в свою очередь, говорят о существующей традиции, на исполнение которой они имеют право. Подобные права должны быть учтены. Верующие и неверующие люди должны слышать друг друга. Этому и посвящена наша работа в Общественной палате. Мы даже создали рабочую группу под названием «Медиация межнациональных и межрелигиозных конфликтов».

— Буквально на этой неделе у Вас проходило мероприятие, именно так и озаглавленное.

— Совершенно верно. Один из первых обучающих семинаров по этой тематике прошел в Санкт-Петербурге. Нам очень помогло руководство Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. Тема очень важная. Речь идет о социальной практике. Это не теория и не какие-то высокие идеи. Например, если продолжить тему о платках. Верховный суд принял решение в пользу органов государственной власти Республики Мордовия. Казалось бы, вторая сторона конфликта должна подчиниться. Ничего подобного! Если власти думают, что с помощью силы они уладят все конфликты, они ошибаются. Конфликты разрешаются только тогда, когда стороны договорились. Когда они обсудили проблему, приняли решение и остались им удовлетворены. Как в знаменитой пословице: «И волки сыты, и овцы целы». Собственно, этим мы и занимаемся в Общественной палате.

— В современном статусе Сампсониевского собора также соединяются две роли: общественная и церковная. Ведь собор до сих пор является музеем. Каким образом удается разрешить эту коллизию?

— Первое, о чем я попросил заместитель директора государственного музея, который отвечает за Сампсониевский собор, это сменить табличку, на которой было написано «Вход в музей». Я предложил написать более деликатно: «Вход в храм-музей». Для всех русских людей очень важно понимать, что это не просто музей, а памятник воинской славы России. Храм, построенный в честь победы русского оружия над иноземцами, которые пришли на нашу землю и были разбиты. Это случилось 10 июля по новому стилю (по старому — 27—28 июня) 1709 года, в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца. Поэтому храм носит название Сампсониевский — в честь византийского святого, который жил в далеком IX веке. Именно в этот день Петр I повелел заложить основание собора.

Испокон веков любое событие, связанное с историей России, отмечалось храмами-памятниками: Куликовская битва, Бородино, и даже Прохоровское сражение. Это очень важно для сознания современного поколения. В 1909 г. никто не знал, что в 1943 г. произойдет самое грандиозное сражение на полях Второй мировой войны, когда встретятся орды техники фашистской Германии и Советского Союза. И сейчас на месте этой битвы, как когда-то на Куликовом поле, возрождены и воссозданы храмы победы русского оружия. Об этом надо говорить! Это наша история и наша память. Молодые поколения должны об этом знать.

— Вопрос телезрителя из Иркутска: «Что Вы можете рассказать об археологических исследованиях Византии?»

— Вопрос размытый. Лично я в конце 1990-х — начале 2000-х годов занимался Херсонесом Таврическим. В настоящее время существует большая проблема, связанная с этим местом. Таврида — это Крым, который недавно к нам вернулся. Оттуда мы получили крещение, там мы обрели нашу веру. Недавно я ознакомился с документом, в котором один очень большой чиновник Севастополя написал высокопоставленному чиновнику в России, что и письменность наша пришла оттуда. Однако это неверно. Херсонес говорил по-гречески, и письменность была греческая. В 862 году Кирилл (Константин) Философ прибыл в Херсонес Таврический, чтобы найти мощи св. Климента Римского. Как вы знаете, Климент Римский являлся одним из первых епископов Рима. Его мощи были обретены, торжественно пронесены по улицам Херсонеса, погружены на корабль и привезены в Рим.

Если, путешествуя по Италии, вы окажетесь недалеко от римского Колизея, попросите экскурсовода показать вам базилику Климента Римского, которая является совершенно уникальным памятником. Именно там похоронены Кирилл и Мефодий, именно там покоятся мощи Климента Римского. Это сыграло особую роль в том, что Римский Папа благословил Евангелие, переведенное Кириллом и Мефодием. В Риме было совершено первое богослужение со славянскими элементами. На Престол положили то самое Евангелие, переведенное благодаря тому, что из Херсонеса были перевезены мощи Климента Римского! Всё настолько взаимосвязано, настолько близко, прозрачно и до невероятности тонко! Если человек никогда не соприкасался с археологией, ему сложно понять, почему это так интересно.

— Вы и сейчас продолжаете исследования в Херсонесе?

— После того как в конце XIV столетия Херсонес закончил свою историю в качестве византийского христианского города, его вновь открыли в начале XIX века. С 1827 года там постоянно ведутся археологические раскопки. Сначала этим занималась Императорская археологическая комиссия. К настоящему времени там сложился очень хороший коллектив: 192 сотрудника, из них 90 человек научных сотрудников, докторов и кандидатов наук, профессионалов своего дела, которые знают античную и средневековую историю Херсонеса.

Однако в последнее время власти Севастополя принимают достаточно неудачные решения относительно этого места: 21 января 2015 года губернатор Меняйло издал распоряжение о создании некоего «объединенного музея», куда входят и Херсонес Таврический, и музей героической обороны Севастополя, и другие объекты. Это совершенно противоречит ряду законов Российской Федерации о музейном фонде.

Я хотел бы попросить наших телезрителей помолиться о той ситуации, которая там сложилась. И, если возможно, попытаться высказать свое несогласие с отношением властей Севастополя к тому великому наследию, которым является Херсонес Таврический. Поверьте, если будут созданы обстоятельства, при которых сотрудники уйдут из заповедника, мы никогда не сможем возродить эту научную школу. Она создавалась годами, и даже столетиями (с XIX века). Уничтожить легко, а воссоздать очень трудно! Давайте попросим власти Севастополя быть внимательными к научной и культурной деятельности вокруг Херсонеса Таврического! Тем более, этот год является необычным для России — год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Одна из теорий говорит о том, что с вероятностью 80% князь Владимир крестился в Херсонесе. Если это действительно так, то Херсонес является величайшей святыней для всех наших народов: украинского, белорусского, русского. Мы должны говорить об этом и вместе праздновать эту дату.

— Вопрос телезрительницы из Рязани: «Что такое душа? Где она в нас находится и как выглядит?».

— Какой хороший вопрос! Душа находится в сердце. Из школьного курса анатомии Вы, наверное, знаете, как выглядит сердце. В каком именно месте сердца, сказать сложно. Когда вы волнуетесь, сердце ваше начинает биться, когда трепещете, сердце тоже трепещет: например, когда видите любимого человека или человека, который вам приятен.

— Многие скажут: «А как же пересадка сердца?»

— Слава тебе Господи, душа остается! В момент пересадки она уходит в пятку, а потом возвращается обратно в сердце. Вас устроит такой ответ?

— В какой мере верующие люди должны участвовать в церковно-политической жизни?

— Они должны участвовать в ней настолько, насколько позволяет совесть. Например, если вас спрашивают, как вы относитесь к однополым бракам, то существует твердая, жесткая и понятная позиция Церкви. Буквально на днях один журналист из Москвы спросил меня, стоит ли гомосексуалисту посещать храм. Я ответил, что, конечно же, стоит. Если такой человек осознает, что гомосексуализм — это та немощь, с которой он борется, то куда же ему еще обращаться?

Сейчас нас пытаются мерить западными лекалами. Россия не такая. И не просто «не такая», она — другая. Более того, есть некие фиктивные парадигмы, которые нам навязаны. Например, пресловутые «всеобщие права человека». Поверьте, уважаемые телезрители, никаких «всеобщих прав человека» не существует. Это фикция, которая выдумана культуртрегерами, то есть деятелями, которые нам навязывают некоторые отношения и заставляют действовать в их рамках. У нас другие отношения. У нас есть заповеди Божии, заповеди блаженства, Евангелие. Есть Господь Иисус Христос, который дал нам возможность и право действовать, думать, говорить и свидетельствовать о нашей вере. Ничего другого мы не имеем.

— Священнослужителям запрещено участвовать в политической деятельности, которая может «скомпрометировать» Церковь. Могут ли миряне отстаивать позицию Церкви в таких ситуациях?

— Могут. Более того, только это и возможно. К священнику могу прийти разные люди. На днях я говорил с одним человеком, который сказал, что, общаясь со священнослужителями, люди могут неожиданно меняться. И личное влияние здесь ни при чем. Священник — это свидетель. «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне» — эта формула Таинства исповеди говорит о том, что кающийся открывает свои грехи Богу при участии свидетеля — священника. Он только посредник. Основную часть православной Литургии священник стоит не лицом к народу, как во время католической мессы, а как бы лицом к Богу. Он «один из» народа. Это заметил еще протоиерей Николай Афанасьев в своей работе «Трапеза Господня». Священник стоит не спиной к народу, он стоит вместе с народом перед лицом Бога. Это та высота, которую нужно почувствовать.

— Скажите несколько слов о последних днях масленицы и первой неделе Великого поста. Как нам сохранить мир?

— Мир — в сердце. Масленица существует не для того, чтобы умаслить себя и других.
Как сохранить мир в сердце? Нужно найти общение с Богом. Сколько бы ни было посредников, какими бы замечательными ни были священники и епископы, а если человек ничего не делает, он ничего не достигнет! Необходимо самостоятельно внутри себя говорить: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков». Уникальность в том, что прегрешение мое. Если не мое, то оно никак не воспринято, не уврачевано. Поэтому я желаю вам любое действие, которое человек совершает, приходя в Церковь, совершать как свое личное, которое относится только к вам и ни к кому больше. Пришли вы на Литургию Преждеосвященных Даров или слушать Канон Андрея Критского — это к вам Господь обращается и просит вас быть с Ним. И только с Ним, больше ни с кем! Дай Бог вам духа кротости, смирения, воздержания и всяческой любви. Потому что любовь покрывает все наши согрешения.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Варвара Горелова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать