Беседы с батюшкой. В преддверии Святой Пасхи

20 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко. 

– Предлагаю поговорить сегодня вот о чем…

– Можно я начну? Дорогие друзья, у меня есть замечательный повод начать сегодняшнюю передачу. Дело в том, что сегодня у Дмитрия день рождения, ему исполнилось 25 лет. Это замечательный возраст, возраст мужской собранности, сосредоточенности, зрелости, когда уже есть какое-то понимание ценности жизни, ее целей, и слава Богу, что к этому времени Вы уже сориентировались, чем заниматься, нашли дело по душе и дело это приносит добрые плоды. Вы работаете в каком-то смысле сеятелем или помогаете сеятелям, если говорить о священниках, сеять слово Божие. Конечно, это, наверное, самый замечательный труд, когда души людей преображаются от тех добрых слов, примеров, которые через Вас Господь доводит до сознания. (Достает книгу.) В одном из поздравлений меня как-то называли собирателем сокровищ – с каким-то определенным контекстом, но действительно, в жизни иногда встречаются те или иные сокровища. Одно из них – книга «Когда Христос для тебя станет всем» архимандрита Андрея (Конаноса). Когда я ее прочитал, конечно, нашел в ней многие утешительные для души вещи. Священник пишет о важных в жизни вещах, событиях, состояниях. Когда моя дочка прочитала название, сказала: неправильно читаете; надо читать: «Когда Христос для тебя станет всем». Так вот, пусть Христос для тебя станет всем. С днем рождения, многая лета! (Вручает книгу.)

– Благодарю Вас за это поздравление, за добрые, теплые слова. Могу от себя добавить, что это замечательное начало сегодняшней программы! Сердечно благодарю Вас и службу милосердия, которую Вы возглавляете, за этот подарок, и отдельно хотелось бы еще поблагодарить наших зрителей, некоторым из них известно об этом небольшом личном празднике.

Ну а сейчас позвольте, я начну. Последний раз мы встречались в этой студии до начала Великого поста. Шли подготовительные недели, и кажется, встречались мы совсем недавно, но святая Четыредесятница уже подходит к завершению. Наступает Страстная седмица; праздников праздник и торжество из торжеств будет совсем скоро – 1 мая. Великий пост – это время неких открытий о себе, своей душе, о происходящем вокруг. Можете поделиться, какие лично у Вас были открытия?

– Не так давно мы с сестрами совершили паломничество в Свято-Успенский Далматовский монастырь, помолились преподобному Далмату Исетскому у его святых мощей, пообщались с игуменом обители Варнавой. Отец Варнава – удивительный человек, а еще удивительней преподобный Долмат (Далмат). Он обладает таким особым даром, добродетелью – учит терпению. Сам он в своей жизни стяжал добродетели и потихоньку научает всех, кто к нему обращается. Поэтому, дорогие мои, если не хватает терпения – просите Далмата Исетского.

Вечером после трапезы мы сидели с батюшкой за столом. Всегда хочется немножко поговорить о духовном, о том, чем живет монастырь, какие беспокойства на душе у игумена. И, немного рассказав о сестрах и сестричестве, я попросил: «Батюшка, пожалуйста, скажите, что Вам Бог на душу положит». Батюшка кивнул: «Хорошо». И замолчал. Молчал он минут двадцать. Это был, конечно, удивительный опыт. Мы ведь очень нетерпеливы, уже через полминуты начинаем ерзать, нам неловко, надо чем-то заполнить паузу, задать какие-то вопросы. Кто-нибудь из вас когда-нибудь держал паузу перед аудиторией? Дело это очень непростое, нужно иметь уверенность, опору, понимание, зачем ты это делаешь.

Он молился, сестры молились. Слава Богу, они уже более-менее обучены и терпеливо ждали, когда батюшка начнет. У меня, конечно, была мысль, что батюшка встанет и скажет: «Ну все, пообщались», и мы разойдемся. И это будет правдой, потому что в каком-то смысле благодать Божия, духовный опыт передаются бытийно, не через какие-то умные слова (мы все очень много умеем говорить), а через со-бытие, совместное бытие, когда душа праведника пребывает в обществе людей, ищущих благодати Божией. Бытийно, от сердца к сердцу, от личности к личности эта благодать передается. Батюшка, помолившись, выждав паузу, начал говорить. Первое, что он сказал, о чем болит его душа, – то, о чем когда-то сказал один из великих во Вселенной людей: «Доброго, которого хочу, то не делаю, а злое, чего не хочу, чему противится душа, то творю. Из этого я заключаю, что в недрах моего тела, внутри меня, живет закон, который борется с законом ума моего. Умом нахожу радость в исполнении заповедей Божьих, а чтобы сделать – не нахожу в себе сил. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смертного?» Риторический вопрос: кто это говорил? Чьи это слова, дорогие мои? Одного из самых близких к Богу людей, который был при жизни восхищен до третьего неба, – апостола Павла. И затем он сам отвечает на свой вопрос: «Господь Иисус Христос избавляет нас от сего тела смертного, от сего закона, переламывает закон».

Если переходить к открытиям, то батюшка отец Варнава говорит: «В монастыре мы трудимся, я все понимаю, что нужно делать, но чтобы сделать, не нахожу в себе сил. Не хватает собранности, воли, решимости, познания собственной немощи». Это очень важный момент, это точка опоры, то дно, от которого человек может оттолкнуться и начать подниматься к Богу. Когда человек осознает свои немощи, когда теряется надежда на самого себя, на самосовершенствование, когда последняя капля самости выдавливается, тогда человек начинает по-настоящему искать Бога, просить, слышать, чувствовать Его. Одно из важнейших обретений любого духовного подвига – это познать, что ты ничего из себя не представляешь. Как Господь сказал: ты думал, что ты богат и славен? Нет, ты беден, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

– Пришло ли такое понимание?

– Потихонечку, конечно… Это же такое потенциальное состояние, из которого человек возвращается к Богу. Вот блудный сын. Прожил имение, живя блудно, стал нуждаться, хотел напитаться свиными рожками – и никто не давал ему. Здесь на какой-то грани его состояние вернуло его к самому важному. Очень важно, дорогие мои, прийти в себя, вернуться к себе, познать, кто ты есть на самом деле, а из этого состояния и готовить покаяние и возвращение к Отцу. Согрешил я пред небом и пред Тобою, и уже недостоин… Поэтому очень хочется пожелать, чтобы мы все наши упражнения прикладывали не к тому, чтобы переделать как можно больше добрых дел. Это все хорошо, но важнее прийти в мытарево состояние: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Потому что «…жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». В первую очередь желаю себе и всем нашим телезрителям правильных ориентиров в духовной жизни.

– Считанные дни остались до Пасхи. Правильно ли я понимаю, что святая Четыредесятница, по сути, завершается на этой неделе и Страстная седмица является обособленной? Наверное, стоило бы поговорить вообще о значении Страстной седмицы.

– Да, так бывает. Как Дмитрий правильно заметил, мы встречались за две недели до поста, с таким вдохновением говорили о мытаре и фарисее, о Страшном суде и ожидали, что вот придет пост, все наладится – и ты станешь по-нормальному поститься, по-хорошему молиться, прочитаешь те книги, которые другим даешь задание прочитать, посетишь тех, кого хотел, – сделаешь все как надо. И вот заканчивается пост, пролетевший очень быстро, заканчивается еще одна святая Четыредесятница. Оглядываешься на пройденный путь и понимаешь: то, что ты хотел сделать, сделал очень вяло; многое из того, что планировалось, не сделано, осталось только в планах; те малые потуги на самом деле очень забавные; те ожидания, которые ты себе предъявлял, не оправдались. В этот момент к человеку может подкрасться всепоглощающий и убивающий последние силы дух уныния, когда опускаются руки, мол, я ни для чего не пригоден, все пропало…

Здесь нужно качнуться с этого лезвия в правильную сторону. Мы, конечно, идем по очень узкому пути, и часто лукавый пытается нас сбить, видя наши ошибки и несовершенства, пытается привести к отчаянию, безнадежности: я ничего из себя не представляю. Я-то думал, что я нечто немаловажное, а оказывается, я ничто. Так можно прийти к потере всякого движения. Это бывает от гордости. Всякие неоправданные ожидания – от гордости. А нам нужно прийти к покаянию, сокрушению. К видению своих немощей человека приводит сокрушение. «Боже, милостив буди мне, грешному!» И приводит оно к личностному, глубокому обращению к нашему Господу.

И вот на этом пути Церковь нам дает возможность пережить дни Страстной недели. Не просто вспомнить (Церковь не поминки устраивает), а пережить, потому что это свойство Церкви – раздвигая время и пространство, вводить нас именно в те события, которые произошли при Понтии Пилате. Впереди и Лазарева Суббота, воспоминание евангельской истории и переживание четверодневного воскрешения праведного Лазаря.

Затем Господь входит в Иерусалим. Народ, слыша о том, что Он сотворил в Вифании, встречает Его как царя, как владыку, как триумфатора: вот Он, Который спасет иудеев от римского ига, Он освободитель, и кричат: осанна! благословен грядущий во имя Господне! (Ин. 12–13). Постилают одежды, ваия, встречают как царя, въезжающего победителем в город. А Господь печален. Он сидит на молодом ослике. Сидит кроткий Царь. Да, Он Царь, но Царствие Его не от мира сего. Не за этим Он пришел, что от него ожидали (мирского порядка). Он пришел, чтобы освободить людей от грехов их, и поэтому так быстро человеческая слава переходит в ненависть. Неоправданные ожидания… Толпа начинает требовать удовлетворения своего разочарования и кричит, требуя у Пилата смерти. Про вход Господень в Иерусалим сказано: «Грядый Господь на вольную страсть, нас ради человек и нашего ради спасения».

Это особые дни в течение всего года. К ним мы должны подготовиться. Я всегда советую заранее спланировать их, взять отгулы хотя бы на последние три дня (среда, четверг, пятница Страстной недели), а лучше и на понедельник, вторник и среду Светлой недели. Взять недельку в счет отпуска или без содержания. Не умрем, если недельку мы не потрудимся на мирской работе. Посвятим это время со-бытию, пребыванию со Христом. В первые дни Страстной седмицы завершаются службы литургии Преждеосвященных Даров. Это последние богослужения в этом году. Хотя бы на одной из них нужно побывать, на этой удивительной, очень глубокой, потрясающей душу службе – литургии Преждеосвященных Даров. «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь Славы, се, жертва тайная совершена дориносится».

В среду вспоминается Мария, которая помазала ноги Спасителя мира, натерла власами своими, омыла слезами. Обычно в этот день в храмах совершается таинство Соборования. Опять же, таинство это необходимо для поддержания наших душевных и телесных сил. Здесь очень важно обратить внимание, что Соборование – таинство по необходимости, но не на всякий случай, не для профилактики. Таинство нельзя профанировать, человек должен нуждаться в нем. Не просто делать по календарю, когда «пришло время», а тогда, когда человек испытывает немощи душевные, телесные и принимает участие в таинстве Соборования по благословению своего духовника.

Великий Четверг… Каждый день [Светлой седмицы] великий. Это день Тайной Вечери. Господь дает два завета перед Своей смертью, говорит очень важные вещи. Точнее, не говорит, а делает, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Первое: умывает ноги Своим ученикам и говорит: «Я вам дал пример, и вы так поступайте со своими братьями». Второе: благословил хлеб, взял чашу с вином, претворил в кровь и сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Если будете принимать Чашу сию, Плоть Мою, то жизнь Мою будете иметь в себе». Вот два завета. В Великий Четверг в храмах собираются на Причастие все живые христиане, то есть те, для которых Христос, как мы видим в книге [«Когда Христос для тебя станет всем»], стал всем. Стал радостью, сокровищем. Где сокровище ваше – там и сердце ваше. Это очень важный духовный принцип.

Ну а «неживые» христиане занимаются обычно житейскими вопросами, куличи пекут в это время… Не говорим о тех, кто и хотел бы, но обязанности по служению не позволяют реально оторваться от своих дел. Однако кто может, но по лености или нерадению не сориентировался, конечно, получают «выговор». Вечером в Четверг обычно совершается самое потрясающее богослужение из всего годового круга – служба Страстных Евангелий. Мы погружаемся в сами события Страстей Христовых. Очень важно быть в эти дни со Христом, и пусть эти слова корежат нас, и ломают, и выковывают нашу душу в покаянии, сочувствии, сострадании со Христом.

В Пятницу утром литургия не положена – ради скорби, ибо в этот день, час Господь испустил дух на Кресте. Утром читаются царские часы. Во второй половине дня совершается служба погребения. Вернее, сначала выносится Плащаница, а в Пятницу вечером погребение – обычно в 16 и в 18 часов. И мы замираем в ожидании – в ожидании Великой Субботы, преблагословенной Субботы, когда Господь «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». И ожидаем того ангельского пения, которое раздастся в полночь в алтарях церквей: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» И заструятся свечечки крестных ходов вокруг храмов, соборов, которые выйдут навстречу воскресшему Господу.

Эти дни очень важные. Дни, которые дают нам возможность быть сопричастными скорби, Страстям Христовым, но потом придет радость и ликование о Светлом Христовом Воскресении. Как часто бывает, мы в горе научились плакать с плачущими, но ведь друг познается не столько в беде, сколько в радости. Сопереживать-то легче, чем сорадоваться. И потом начинается: Светлая седмица – один сплошной день Светлого Христова Воскресения, каждый день Пасха, а храмы пустеют, народ как-то не ориентируется… Мы стремились-то не столько поскорбеть, сколько возрадоваться: смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Христос воскрес, в Его воскресении надежда нашей жизни. Начинается Пасха, а в храмах народу нет. В эти дни Причастие возможно каждый день, и каждый день вся служба повторяет пасхальную. Поэтому я и говорю: надо спланировать так, чтобы конец Страстной недели и начало Светлой были освобождены от суеты, чтобы мы могли на весь год напитаться этим пасхальным ликованием, каждый день участвуя в литургии, причащаясь Тела и Крови Христовых. Тогда все будет хорошо. Это если кратко.

– Вопрос от телезрительницы Ольги Черновой: «Приемлемо ли на Страстной седмице причащаться каждый день, кроме пятницы, и если я причащусь в субботу, смогу ли я причаститься на ночной литургии? Как провести дни перед Пасхой, кроме того чтобы быть на богослужениях? Нужны ли в эти дни дела милосердия, или лучше их перенести на Светлую седмицу? Какие полезные делания можно провести в это время?»

– Замечательные вопросы, которые сами в себе уже содержат ответы. Просто надо их подтвердить. Конечно, литургия совершается для причастников. Не для зрителей и любителей музыки. Даже одно из правил святых отцов говорит: человек, который, находясь на литургии, не приступал к Чаше, отлучается от Церкви до выяснения обстоятельств: почему он не причащается, что ему возбранило? Или он подозревает Церковь в еретичестве, то есть не причащается, потому что считает, что здесь таинства не совершается, или сам еретик, или имеет какие-то грехи, не позволяющие ему причащаться, или еще что-то. Выясняются обстоятельства, почему человек был на литургии просто зрителем, а не участником, потому что литургия – это не театр и не цирк. «Христос грядет датися в снедь верным», то есть Он закалается, чтобы нас соединить с Собою. А мы приходим, слушаем музыку, что-то переживаем, смотрим на все действо – и уходим пустыми. Поэтому по мысли Христа и Апостольской Церкви, конечно, Причастие за литургией – необходимое условие участия в литургии. Конечно, мы от этого отошли и многое потеряли, но надо возвращаться к этой практике, потому что мы должны жить от Причастия до Причастия. Мы должны жаждать, алкать этого таинства. Другое дело, это не должно быть для нас каким-то спортом, мол, эх раз, еще раз!

Все должно быть взвешенно, трезво, в первую очередь с благословения духовника. Потому что Причастие требует определенных условий. Во-первых, желания, чтобы оно было искренним; во-вторых, осознания собственного недостоинства; наконец, нужен внимательный, покаянный и молитвенный настрой. Поэтому духовник должен определить меру молитвенной подготовки и прочего. Если все эти условия соблюдены, слава Богу, хорошо, можно готовиться, молиться, причащаться. Для этого, конечно, нужно освободить максимальное время от суеты, потому что совместить такую интенсивную духовную жизнь еще и с житейской суетой будет очень сложно. Поэтому дела милосердия, как бы ни были они прекрасны, лучше перенести на Светлую неделю, чтобы радостью Пасхи поделиться с людьми бедными, несчастными, которые в храм сами по разным причинам прийти не смогли. Вот так.

– Ну и можно, наверное, напомнить нашим телезрителям о тех благотворительных акциях, которые проводятся социальными службами, в том числе и службой милосердия Екатеринбургской епархии по сбору подарков на Пасху.

– Подарки собираем и на Страстной неделе. У кого есть желание поучаствовать, можно обращаться в Отдел социального служения, который располагается на территории собора Успения Пресвятой Богородицы в городе Екатеринбурге. Ну а на Светлую неделю будем тысячи наших подопечных поздравлять со Светлым Христовым Воскресением.

– Чуть раньше Вы говорили о важности того, чтобы суета в это пасхальное время не захлестнула человека. Предпасхальное время еще может быть насыщено какими-то бытовыми делами – нужно подготовить подарки для родных и близких, покрасить яйца, испечь куличи или купить их. Для хозяек это может быть желание подготовить пасхальный стол, чтобы от всей души отметить Пасху. Как найти грань, чтобы силы остались на самое главное, а не на то, без чего, по сути, можно обойтись?

– Во-первых, все можно делать заранее. Например, наши трапезницы сегодня начали печь куличи, потому что кулич может долго храниться и сохранять свои вкусовые и питательные свойства. Заранее, конечно, потому что ни на Четверг, ни на Пятницу, ни на Великую Субботу лучше не оставлять эти дела. Конечно, уборку дома сделать хорошо, потому что мы ждем дорогого Гостя, но лучше не наводить беспорядок. Пасхальный стол должен быть умеренным. Мы сорок дней трудились в воздержании не для того, чтобы предаться буйству плоти, чтобы все растрясти в первые же часы после того, как воскликнули: «Христос воскресе!» Конечно, все должно быть очень сдержанно, потому что наша радость не должна быть поросячьей радостью набитых желудков. Это бессмысленно и очень жалко. Всегда настолько душа печалится от того, что вот трудились, учились, как-то умеряли объем желудка, чтобы сохранить чувство бодрости, собранности, а потом раз – набили и отвалились… Это как-то нелепо, некрасиво.

Умеренно бы, воздержанно порадоваться общению друг с другом, поделиться радостью – не бокалами, давай, мол, за Пасху, за здоровье. Это какой-то парадокс. Зачем устраивать этот цирк? Пообщались, поговорили, поделились настроением, отдохнули немножко – пошли навестить своих родных и близких, принесли им подарочки, какую-то пасхальную снедь. Но тоже все умеренно, без безумия. Берегите себя, дорогие мои, не теряйте радости, не отдавайте за чечевичную похлебку своего первородства. Не для того Господь нас создал и к нам пришел, чтобы мы, за столом наевшись и напившись, все это растеряли.

– В соцсети «ВКонтакте» наш зритель Михаил Самарский задает вопрос: «Почему именно во время Великого поста, в Крестопоклонную неделю верующим приходит самое трудное испытание, почему появляются трудности с молитвой, которая перестает идти от сердца и дается очень тяжело?»

Раскрывая этот вопрос, можно вообще подумать о том, что не только Великим постом и не только в Крестопоклонную неделю – вообще, в принципе, у людей появляются скорби и искусительные испытания.

– Еще так бывает на Крестовоздвижение. Всегда, когда крест воздвигается. Господь же не случайно избрал для Себя именно такой вид казни – для того, чтобы Его смерть была в воздухе, на Кресте, между небом и землей. Почему в воздухе? Потому что наш воздух, то, что мы называем космосом, весь пропитан, пронизан воздушными князьями – духами злобы поднебесными. И для того чтобы эту власть разрушить, освободить это пространство, пробить этот тоннель через эшелон, который блокирует нашу планету (в мытарствах душа как раз пробивается через эту блокаду), Он избирает Крест. Крест – как раз тот живой тоннель, проход, та дорога жизни, по которой души пытаются взойти от земли к небу. И понятно, когда крест воздвигается, когда он выносится на поклонение, почитание, бесы начинают метаться, суетиться и, понятно, цепляют своими хвостами и когтями добрых христиан. Недобрых не цепляют. А зачем? Зачем дьяволу беспокоиться о тех, которые, как в одной песне, сами добровольно падают в ад? Сидит, отдыхает, посвистывает, поглядывает… А трудности, искушения, испытания всегда происходят с воинами, с борцами, с бойцами, с теми, кто пытается оказывать сопротивление, вершить контрреволюцию, выстоять против этого натиска.

И конечно, скорби закаляют. Это нормальное состояние христианской жизни. Без скорбей невозможно спастись. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Все желающие жить благочестиво будут гонимы. Если ты захотел работать Господу, приготовь душу свою к искушению. Скорби – это показатель того, что все идет своим чередом. То есть он у Бога, потому что кого Бог любит, того Он наказывает – испытывает, дает наказ. «Бьет же всякого сына, которого хочет принять. Если вы не терпите наказаний, то вы незаконные дети. Вы рождены от любодеяния» – так говорит апостол. Поэтому это нормально. Скорби – это упражнения нашей души в молитве, потому что никогда душа так не молится, как в наступлении скорбей, в уповании на Бога. А еще скорби делают нас чуткими к скорбям других, потому что человек, не испытавший болезнь, не понимает больного, сытый голодного не разумеет, богатый бедного с трудом разумеет. Как ему понять из окна автомобиля, какая большая проблема передвигаться на общественном транспорте? Он не понимает, как это вообще возможно. И так во всем, поэтому Господь дает нам обязательно переживать скорби, чтобы мы стали чуткими сердцем.

– Некоторые наши зрители, памятуя о том, что долгие годы Вы вели программу «Церковный календарь», часто и раньше спрашивали, и сейчас спрашивают, будете ли Вы снова ее вести. Мы говорили, что «Церковный календарь» на телеканале «Союз» перепоручен другому человеку. Но насколько мне известно, силами своих прихожан Вы проводите некоторые выпуски с Вашими духовными беседами. Помнится, мы месяца четыре назад как раз о них и говорили, и есть желание начать такой диалог, так скажем, с интернет-прихожанами. Понятное дело, и со своими прихожанами, присутствующими рядом, тоже.

– Да, действительно. Исполнился ровно месяц с того дня, как мы стали ежедневно выпускать записи передачи. Ее название «Благая часть» мы позаимствовали из истории про Марфу и Марию. Мария избрала благую часть, то есть духовные беседы, размышления о жизни, вере, испытаниях, искушениях, и на сайте http://www.sobor-uspenie.ru мы стараемся в ежедневном режиме создавать небольшие ролики, передачи для наших зрителей. Поэтому, конечно, дорогие мои, прошу ваших молитв, помощи. Хочется делиться теми сокровищами, которые Господь дает встречать на пути жизни, рассказывать про людей, книги, встречи, поездки. Если кому-то этот небольшой труд будет полезен – слава Богу!

– Телезрительница в соцсети «ВКонтакте» спрашивает: «Причастие на Светлой седмице возможно только после исповеди?»

– Как исповедь связана с Причастием? Тут надо говорить о серьезности и ответственности христиан за свою душу, потому что мы часто батюшку воспринимаем как некоего судью и на него пытаемся переложить ответственность: «Батюшка, можно причащаться? Нельзя причащаться?..» Откуда я знаю, можно или нельзя? Ты лучше всех сама себя знаешь и сама для себя должна сказать, можешь ты причащаться или нет, по своему душевному, духовному устроению. Условия Причастия, как мы говорили, – желание, жажда Причастия, покаянный настрой, осознание своего недостоинства и молитвенная подготовка. Если человек живет в ритме церковной жизни и причащается раз в неделю или два, а на Светлой неделе предполагается, что люди причащаются за каждой литургией по благословению своего духовника (конечно, самодеятельность здесь недопустима), то не надо исповедь профанировать. Не нужно приходить и что-то из себя выжимать, если этого действительно не произошло. Ведь человек и день, и два, и неделю может, внимательно прожив, не впасть в тяжелые согрешения, потому что исповедь – сильнодействующее лекарство, как антибиотик, когда какие-то болезни не лечатся личным покаянием. Ведь многие наши ошибки врачуются личным покаянием.

Каждый вечер мы обращаемся к Богу с молитвой: «Исповедую Тебе, Господи …» И далее говорим о каких-то ошибках, которые совершаем в ежедневном режиме. То есть это необходимо и хорошо, когда исповедь регулярно присутствует. Но здесь тоже должна быть своя разумность. Бывает, человек с вечера исповедовался, а утром ловит батюшку: подождите, мне надо еще сказать, я вот с утра нагрешил… Если грех тяжкий и ты не можешь сохранить себя от исповеди вечером до Причастия утром, значит тебе вообще нужно над собой поработать, сделать паузу. Не надо устраивать этот цирк. Подожди, давай отложим пока Причастие, если ты настолько несдержан или не можешь простить обиду. Но если грех повседневный – раздражился, где-то поленился, – вот Господь, вот крест, встань перед крестом, помолись, успокой сердце свое покаянной молитвой к Богу, потому что покаяние – это не исповедь.

Исповедь – это часть покаяния. Бывает покаяние без исповеди, когда Господь исцеляет человека за покаянную молитву, а бывает исповедь без покаяния, когда человек приходит и вроде как формально все соблюдено, даже батюшка читает в конце «Прощаю, разрешаю…» – а Господь говорит: не прощаю, не разрешаю, потому что нет главного – покаяния. Поэтому это очень важный вопрос, серьезный и ответственный. Человек не должен быть слепым котенком, если он уже 45-летний, взрослый, десятый год в Церкви и все не может понять, можно ему причащаться, нельзя ли… Уж возьмите на себя эту ответственность и постарайтесь выстраивать, чувствовать отношения с Богом. Сердце готово ли принять Бога или занято чем-то другим, повреждено?

– Предлагаю в оставшееся время дать какое-то духовное наставление на оставшиеся дни и святой Четыредесятницы, и Страстной седмицы. Как нам провести эти дни?

Когда Христос для тебя станет всем? Очень хочется, чтобы этот вопрос начал нас беспокоить, потому что мы постоянно сталкиваемся с одним и тем же: а вот молиться не хватает времени, а вот Евангелие не читается, а можно ли ослабить пост, у меня что-то не получается… Почему такое происходит? Очень просто. Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше. Надо влюбиться в Христа, убрав мирской смысл этого слова. Господь ожидает от нас именно этого: «Возлюбите Господа всем сердцем, всей душой, всем разумом, всей волей своею», возлюбите Христа, посмотрите на Его красоту, благородство, на Его любовь к нам. Откликнитесь на Его призыв: «Придите ко Мне, научитесь от Меня». Посмотрите на самую прекрасную за всю историю Вселенной Личность, вглядитесь и найдите в Нем сокровище, сделайте Его вашим сокровищем, потому что тогда сердце будет отдано Христу. Каждый знает: все, что делается сердцем, то он любит. Вот он устал невыносимо, пришел с работы, тяжело, ничего не хочется делать, включает телевизор, где идет какая-то, прошу прощения, лабуда, но так оно и есть, – и у человека сразу бодрость, появляются силы, забыл про все.

Так и с любым делом, которое человеку любо. Читаете любимую книжку, или выжигаете, или вышиваете – усталость проходит, потому что сердце дает энергию. Если сердце будет отдано Христу, тогда не будет вопросов с молитвой, потому что молитва будет самым вожделенным для человека делом. Если для человека желаемое дело – молитва, тогда он поймет, что пост – очень эффективное средство улучшения молитвы, потому что когда человек бодр и его чрево не набито, то молитва обретает лебединые крылья, воспаряет. Это не куриные крылышки, с которыми курица бегает бестолково по двору, а взлететь не может. Пост дает возможность молитве воспарять. Если для человека это ценность, он организует свою жизнь так, чтобы все было ровно, воздержанно. Но все зависит от мотивации. Зачем мы это делаем? Если хотим быть со Христом, то все остальное приложится.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать