Беседы с батюшкой. Преподобный Сергий Радонежский

2 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

– Мы встречаемся в благодатное время, в преддверии памяти преподобного Сергия. Осень – время плодов, новых задумок; хочу пожелать всем, чтобы все то, что мы планируем сейчас, возвращаясь из отпусков и приступая к трудам, было Богом благословлено, чтобы было даровано все то, о чем мы просим.

– Батюшка уже озвучил тему нашей сегодняшней встречи: это память преподобного Сергия Радонежского. Тема достаточно широкая, очень обсуждаемая в нашем обществе, но все-таки почему так важно отмечать память святых и особенно в нашей стране память преподобного Сергия Радонежского?

– У нас, наряду со многими хорошими чертами, в исторической памяти есть одна очень дурная черта – спорадичность: мы вспоминаем о ком-то к какой-нибудь круглой дате. Вот 700 лет отпраздновали, и теперь в следующий раз еще через семьсот лет к этому вернемся? А действие преподобного Сергия – каждый день, его общение с народом Божиим, со своей страной происходит постоянно. Поэтому так важно не зацикливаться на конкретных датах, а продолжать общение со святым всегда.

– Ну да. Эта тема звучит в проповедях, в каких-то телевизионных передачах. Даже в нашей передаче совсем недавно мы с Вами встречались и мой коллега Денис беседовал с Вами о памяти преподобного Сергия Радонежского. Давайте попробуем несколько с другой стороны поговорить об этом замечательном святом, в честь которого освящен ваш храм. К тому же скоро будет престольный праздник.

Это и мой небесный покровитель. Особенно трепетно и всегда с большим внутренним напряжением молюсь преподобному Сергию. Прежде всего мы были студентами Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, где находится рака с мощами преподобного. Расскажите о Ваших ощущениях от Троицкой обители; чувствовали ли Вы на себе во время учебы покровительство преподобного Сергия, его помощь?

– Я, может быть, начал бы издалека. Я читаю время от времени речи новопоставляемых епископов. И в тех случаях, если они каким-то образом связаны с лаврой, они обязательно упомянут, что птенцы гнезда преподобного Сергия. Я думал, может быть, они так делают только потому, что так положено (мы учились там-то, жили тут-то), но нет: в них есть нечто общее, они все чем-то неуловимо друг на друга похожи, потому что преподобный Сергий каким-то образом формирует свое стадо и делает это иначе, чем, например, другие святые. Проще говоря, воспитанник преподобного Сергия, как мне кажется, будет несколько другим, чем, например, воспитанник преподобного Серафима.

Мы никакой приоритизации здесь не проводим, каждый по-своему ценен, но отличить лаврских студентов, как равным образом студентов Московской духовной академии и Петербургской, можно сразу. Думаю, бесспорно, для любого человека, который заочно или очно связан с Московскими духовными школами, лаврой преподобного Сергия, эти моменты молитвенного обращения у раки, моменты пребывания в стенах лавры никогда не забудутся. Если студент учился в хорошем вузе, он всегда, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, будет вспоминать студенческие годы как лучшие. И здесь точно так же: лаврские годы всегда, думаю, лучшие для тех, кто там бывал.

– Так и есть, я могу подтвердить эти слова: действительно, самые лучшие и самые приятные годы. Слава Богу, что и я смог тоже окунуться в эту атмосферу кельи преподобного Сергия.

Как известно, преподобный Сергий помогает в учении, ему молятся школьники, студенты о даровании успехов в их труде учения. В Вашей практике были какие-то видимые случаи его помощи в учебе?

– Да всякий экзамен. Думаю, никакого секрета нет, что Московская академия – это заведение с очень давними традициями. И, конечно, были и есть профессора, которые просто не знают о существовании оценки «отлично». Для того чтобы эту оценку получить, мало хорошо знать предмет, еще требуется какая-то несомненная молитвенная поддержка преподобного. И тот факт, что преподобный в ней не отказывает, как раз и демонстрирует его заинтересованность. Если он даже в таких мелких вещах приходит на помощь, то все-таки это показывает его как человека очень теплого и сердечного.

– Пример преподобного Сергия часто показывается нам как образ послушания, учительства и ученичества, ведь из жития мы знаем: преподобный Сергий не только был игуменом монастыря, но и помогал братии строить кельи. Особенно нужно попытаться раскрыть этот образ, когда сочетается и послушание, и учительство над своими близкими.

– Вообще мы хорошо знаем, что очень редко в одном человеке может удачно сочетаться начальственность и подчиненность. А ведь игуменская должность – это такая удивительная вещь: с одной стороны, ты монах, все обеты при тебе (и послушание в первую очередь), а с другой – ты за всех этих людей отвечаешь. И не перед кем-нибудь, даже не перед князем, отвечаешь перед Господом. В конечном итоге они все от тебя зависят, что бы они ни говорили, что бы ни делали. Преподобного Сергия изгоняли из монастыря – он уходил, а потом все равно возвращался. Разве ему некуда было пойти? Было куда. Он чувствовал неразрывную связь с этими людьми, в том числе с теми, которые его изгоняли. А подлинное его послушание не в том, что он всем говорил «простите и благословите», а в том, например, что он отказался от архиерейства. Он видел свою жизнь немыслимой в архиерействе, потому что архиерейство – это административная высокая ответственность и так далее, он не хотел вставать на высоту епископского служения. И вот так его жизнь вся в деле, в примерах, а не в поучениях.

 У нас ведь очень развита традиция поучения. Возьмите каких-либо черноризцев наших, книжников, вы найдете огромное количество поучений на любую тему. У преподобного таких поучений мало, но каждый его поступок запоминался; даже хотя и обрастал потом агиографическими, житийными подробностями, все равно ядро личности очень читается.

– А как называется такое состояние человека, когда он не может не быть грозным начальником и при этом должен смиряться и слушать своих подчиненных?

– Я думаю, в самом общем виде это святость. То есть когда человек в буквальном смысле следует за евангельским поучением. Не я пришел, чтобы мне послужили, но чтобы послужить. Вот как это выполнить при том, что ты начальник и все время у тебя о чем-то просят? Помни: Христос пришел послужить. И тогда ты сам делаешь то же самое. И я думаю, это очень внутренне тяжело и мучительно, потому что постоянно проходишь через внутреннюю драму необходимости выбора.

– Общежительный устав на Руси появился вместе с Феодосием Печерским. Затем наблюдался некий упадок этого общежительного жития монахов, и некоторые исследователи и историки говорят о том, что преподобный Сергий возобновил этот общежительный устав, преобразил его и именно по такому принципу создал свой монастырь. Можно ли как-то охарактеризовать, что такое общежительный устав, как он выглядел в XIII–XIV веках и как выглядит в наше время? Можно ли провести какие-то параллели?

– В целом сам по себе этот устав не претерпевает существенных изменений, потому что он регламентирует форму существования общежития; отсюда и название. Питаются вместе, трудятся вместе, келейное житие подразумевает то обстоятельство, что человек монастырь не покидает; проще говоря, он все время на виду, все время со всеми. В чем причина того, что общежительный устав некоторое время был в упадке? Братия нередко ошибочно считала, что монастырь – это место, где каждый из них живет индивидуальной, самостоятельной жизнью, что время от времени они появляются на богослужениях тогда, когда это полагается, а все остальное никого не касается. Это совокупность людей, спасающихся формально вместе, но на самом деле находящихся каждый в собственном духовном плавании.

А здесь предлагается иная модель: мы вместе трудимся, вместе питаемся, вместе служим, вместе молимся. И вот здесь самость и свою собственную ограниченность очень сложно, но необходимо преодолевать. И, конечно, ни с чем нельзя сравнить возобновление этого устава при преподобном. Он фактически заложил совершенно новую основу русского монашества. То монашество, которое знает весь мир под названием русского монашества, все то, что воспето впоследствии в литературе Достоевским и так далее, это монашество преподобного Сергия и его последователей.

– А можно как-то более широко раскрыть это понятие русского монашества?

– Видите, мы с вами свидетельствуем, что в русском монашестве изобилие аскетических типов. Это необязательно только человек, который строгий, седой как лунь,  очень худой и занимающийся сельским хозяйством. Совершенно нет. Преподобный Иосиф Волоцкий дает монастыри, которые занимаются широкой благотворительностью, северные обители занимаются наукой, книжным делом и так далее. Существуют и совсем «простые» (в кавычках, конечно), где скотный двор, всё как в старых монастырях, плетение корзин и так далее, то есть чисто трудовые монастыри. Но все это у нас совершенно переплетается. Есть и такое, и такое, и такое. Что их объединяет? Объединяет  сердечность молитвенного обращения, то, чему преподобный Сергий своих последователей смог научить. Их же так много! Все это движение на северо-восток страны, вся эта огромная внутренняя колонизация – это дело людей, которые не просто физически сильные (очень часто физически слабые), но «горящие», поэтому они это все смогли сделать. Сейчас бы сказали «пассионарные», но пассионарность не предполагает именно религиозного движения, она может быть какой угодно, одержимость тоже форма пассионарности, а здесь совсем иное.

– В тропаре преподобному Сергию мы поем такую фразу: «добродетелей подвижник». О его монашеских трудах мы знаем из жития, но, кроме того, история нам приносит еще факты о его деятельности в политической жизни Русского государства. То есть мы знаем, что он ходил мирить князей и так далее. Как сочетается этот образ – «добродетелей подвижник» с его политической деятельностью? Где грань и как это вообще можно объяснить?

– «Добродетелей подвижник» – это человек, совершающий подвиги и процветающий доблестями. Доблести, как мы знаем, могут быть и религиозными, и гражданственными, как сейчас бы сказали. Вот, например, человек с ясной политической позицией, с достойным политическим лицом… Но сейчас у нас это принято разделять. Например, человек верующий, ходит в храм, а потом он приходит куда-нибудь в государственную структуру, где трудится, и совершенно спокойно участвует в актах коррупции: «Ну, это работа, это надо, это жизнь. Как тут это миновать?» А так не может быть; ты или так, или так.

И вот для преподобного Сергия его политическая деятельность есть форма его проповеди, а не так, что он снимал рясу монашествующего, надевал какой-нибудь политический пиджак своего времени и ходил давать советы князьям и так далее. Ведь его решения порой были очень и очень жесткими. Так, например, мы знаем об интердиктах, отлучениях, которые накладывались на те местности, населенные пункты, что не следовали княжеским указам. Поэтому преподобный Сергий – «неразрывный» христианин, он в гражданственности своей христианин, он в управлении братией христианин, он абсолютно внутренне цельный человек.

– Вопрос телезрительницы: «Очень приятно, что в предпраздничные дни как раз затронута эта тема; мой любимый святой – Сергий Радонежский. Хотела спросить о монастыре, который восстановлен на родине Сергия Радонежского; я заочно с ними дружу. Не так давно «Союзом» был снят фильм, но почему-то его так и не показали. Хотелось бы, чтобы, может, в предпраздничные дни нам показали этот фильм о Варницком монастыре, где люди молятся, трудятся, детей воспитывают; там есть пансионат, гимназия.

Еще вопрос о кресте: иконостас должен заканчиваться крестом, а в наших храмах нет этого креста. Меня это смущает, я к батюшкам обращалась, но пока перемены никакой нет, и как-то они спокойно к этому относятся. Еще смущение: как носят наперсный крест наши священники. Вот даже уважаемые батюшки по телевидению нам что-то говорят, а крест на животе где-то внизу. Ну что это такое? Хотелось бы об этом услышать».

– Начнем с Варницкого монастыря. Хочу подтвердить: да, замечательная обитель  Варницкий монастырь, совсем рядом с городом Ростов. Действительно, по преданию, это то место, откуда преподобный Сергий происходит. Там удивительная и широкая благотворительная работа ведется. Действительно, есть школа для мальчиков, причем эти мальчики ведут для приезжающих паломников прекрасные экскурсии по монастырю. Насколько я припоминаю, отец настоятель этого монастыря не так давно стал епископом Русской Православной Церкви.

– Епископ Силуан сейчас, к сожалению, не помню где.

– А сам монастырь, по-моему, является как раз подворьем Троице-Сергиевой лавры. Действительно, очень хорошее чувство остается от посещения этого монастыря. И активно идет восстановление.

Второй вопрос был о том, что иконостас должен заканчиваться крестом. Заканчиваться крестом он не должен. Надо изучать историю вопроса, а история вопроса такая, что иконостас возникает как низкая алтарная преграда, отделяющая место, где стоит престол, от молитвенного зала. Потом он усложняется, потом становится на Руси многоярусным, глухим, и крест там может устанавливаться и может не устанавливаться. Поэтому батюшки, конечно, в этом конкретном случае ни в чем не виноваты. Что касается аккуратности ношения наперсного креста, то тут ничего не остается сказать: да, это необходимо.

– По поводу показа фильмов, конечно, это не наша компетенция, но думаю, что какие-то мероприятия на канале, посвященные Сергиеву дню, будут. Кроме того, возможно, на наш эфир придет директор Варницкой гимназии; многие из ее воспитанников уже стали священниками. Моих однокурсников только в Московской духовной семинарии было около десятка. Затем я учился в Сретенской семинарии, там их было подавляющее большинство. Мы стояли в хоре, и, наверное, восемьдесят процентов – воспитанники Варницкого монастыря. То есть действительно ведется очень большая работа с подрастающим поколением.

Но мы продолжаем. Какие изменения произошли в народной церковности и в монастырской жизни после того, как ученики преподобного Сергия разошлись по всей Руси с христианской проповедью? Мы знаем, сколько монастырей построено учениками преподобного Сергия.

– Стоит еще обратить внимание, что практически ни один из этих монастырей не оказался временным; напротив, стал устоявшимся, крепким, живым. И до революции почти все монастыри, основанные преподобным Сергием либо его ближайшим кругом или учениками учеников, выстояли. И выстояли за счет чего? За счет внутреннего здорового монастырского устоя, который состоит в делании и в молитве и ни в чем другом. А обращенность к богослужению, центричность литургии – это очень важно.

Один из начальников Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко, автор конца XIX– начала XX века, расследовавший разные непорядки в монастырях, говорил: «Всегда существует в русских монастырях  три кельи: в одной пламенно молятся Богу, в другой скучают; и в третьей не знают, зачем туда пришли». Но это, наверное, такой его полемический задор. Думаю, и пропорция другая. Но там, где молятся пламенно Богу, – это точный признак учеников преподобного Сергия. Вот этим характеризуется народная религиозность и монастырский уклад при преподобном.

– Кроме того, какой задел эти крепости-монастыри сделали для будущего русского государства…

– Это, вообще говоря, каркас русской государственности. Все мы восхищаемся Северной Фиваидой, но что это такое? Это огромные обители, при которых возникают посады и развивается впоследствии нормальная экономическая, культурная и прочая жизнь.

– Хотелось бы еще задать вопрос, касающийся Куликовской битвы, когда преподобный Сергий отправлял в помощь Дмитрию Донскому монахов Пересвета и Ослябю, которые вообще, по преданию, были боярскими детьми. И были воинами, служивыми, умели держать оружие, но все-таки ушли от мира, приняли монашеские обеты, отказались от мирской жизни. Почему преподобный Сергий отправляет этих монахов на Куликовскую битву?

– Есть несколько позиций, они полярные. Сейчас модна позиция светских специалистов: он их отправляет потому, что не знает, что с ними делать. То есть они очень крепкие физически, очень сильные, и вот де они бы слонялись по монастырю без дела, а тут он решает найти им применение как раз в той деятельности, которой они раньше занимались. Я думаю, конечно, дело обстоит не так. В первом столкновении те, кто его начинает, почти гарантированно гибнут, потому что это, как правило, наиболее сильные воины с той и другой стороны. И здесь никакие войска ни в чем помочь не могут, это личный поединок. Но он во многом определит исход сражения. Если бы речь не шла о человеческой жизни, то можно было бы прибегнуть к образу камертона: вот задается тон –и от него выстраивается все сражение как партия. Поэтому было критически важно, чтобы наши воины одержали верх. Тот факт, что преподобный Сергий их послал и они не отказались и не сослались на то, что они черноризцы, показывает отношение к этому поединку как к служению: «Нет больше той любви, как душу свою положить за други своя».

– Я расскажу историю, которую мне передал один мой знакомый экскурсовод в лавре. Один раз он водил по лавре делегацию из страны (не помню точно), где активно процветают восточные единоборства, то есть из Юго-Восточной Азии. Все общение было через переводчика, и в какой-то момент, когда они подходили к мощам преподобного Сергия, к Троицкому собору, один из них спросил: «А где похоронен монах Пересвет?» Но так как экскурсовод еще ничего не сказал про Пересвета и не рассказывал историю о Куликовской битве, то спросил, откуда он вообще знает такую историю, откуда знает эту личность и почему им нужно его захоронение?

Тот ответил, что когда учился единоборствам, то один из его учителей рассказывал о русском могучем богатыре, который победил другого могучего богатыря, как раз выходца из тех мест, откуда приехал этот молодой человек. Этот могучий воин в Азии был великий, кроме того, был еще каким-то колдуном, наделенным особенными способностями, и никто его не мог победить. Речь идет как раз о Челубее. И только на просторах Куликова поля его победил русский богатырь. И человек хотел увидеть могилу этого богатыря, который смог победить такого великого воина. Слава об этом русском богатыре идет через века уже даже не только у нас, в нашей традиционной исторической науке, в житиях святых и в церковном предании, но еще и там. Удивительный случай. Это было около десяти лет назад, когда мы учились в лавре.

– Я думаю, как раз такое уважительное отношение и есть.

– Думаю, тему преподобного Сергия еще продолжат многие священники, батюшки, в том числе и в нашем эфире.

– А я всех, конечно, приглашаю или в лавру поехать в этот день, если есть возможность, или к нам в храм, где мощи преподобного Сергия тоже присутствуют. Мы совершаем богослужение по лаврскому образцу, с акафистом преподобному накануне великой вечерни.

– Тем более храм преподобного Сергия один из первых в Москве; правильно ли я понимаю?

– Храмов преподобного Сергия теперь в Москве много, а это первый храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому главным престолом, так что это такая мини-лавра в столице.

– Очень приятно. Тем более я был в вашем храме, это древний русский храм с особой атмосферой.

– Да, хороший храм, милости просим.

– В Вашей биографии есть страница, когда Вы жили в Соединенных Штатах Америки. В настоящее время идет горячее обсуждение событий, которые произошли в Лас-Вегасе, всем известные из выпусков новостей, и Вы знаете, что погибло около семидесяти человек, двести человек  ранены. Я думаю, это важный момент – на примере данного события объяснить, что происходило в человеке, который решил убить такое количество людей. И вообще как это возможно в таком месте, как Лас-Вегас, где, как мы знаем из кинематографа, легко, весело и радостно жить? Почему происходят такие преступления в наше время? Тем более они стали частыми, даже у нас в подмосковной Ивантеевке школьник начал стрелять. Откуда это в человеке? В чем причина таких действительно очень прискорбных событий?

– Все здесь носит некий зловещий символический характер. Лас-Вегас – это город в пустыне. В нескольких десятках километров место проведения ядерных испытаний Соединенных Штатов – пустыня Невада. В 60-е годы, когда Лас-Вегас только начинал развиваться, людей приглашали приехать в отели и занять верхние этажи, чтобы смотреть на ядерные взрывы. Это торжество такого человеческого упорного труда, такой «оазис», куда люди приезжают потратить деньги, поиграть в казино, отдохнуть. Хотя на самом деле это полноценный город, там даже располагается епархиальное управление Поместной Православной Церкви в Америке.

И вот мы видим совершенную вакханалию убийств, эти бесконечные автобусы, которые врезаются в гуляющих людей. Смотрите, выбираются места, когда люди не подготовлены. Если бы речь шла о Северной Ирландии, там люди все время люди ходят озираясь и опасаясь. Но выбирается Ницца, выбирается место, где ты совершенно расслаблен. И это, конечно, в основе своей содержит бесовскую озлобленность, совершенно чудовищную помраченность рассудка.

Ну хорошо, ты считаешь себя, например, воином ислама (якобы он принадлежал к движению ИГИЛ), так выходи один на один. Мы сейчас говорили о поединке с Челубеем. Выходи бороться с вооруженным человеком. Но здесь никто не хочет этих честных состязаний. Давить женщин, деток, убивать туристов – это, безусловно, одержимость такого человека, которому говорят: нет, ты на самом деле смелый, ты же не трусишь. Трусишь. По правде – ты трусишь. Ты прячешься за какими-то анонимайзерами, звонишь в полицию и сообщаешь о заложенной взрывчатке, используя какие-то формы, чтобы тебя не смогли вычислить, ты очень боишься, и бес вселяет одержимое упрямство довести злое дело до конца.

Это, конечно, некое временное, но очень сильное торжество дьявольских идей, и надо сердцем сострадать этому. Конечно, ни в коем случае нельзя, как некоторые делают, говорить: «Так им и надо, это же город греха». А люди? Мы получили известие, что там не было наших соотечественников, но дело разве в том, какого цвета кожа у людей? Это ведь тоже люди, во всех них есть образ Божий, наше первое дело – пожалеть.

– А как быть с детьми? Ведь несколько случаев в год в США убийства в школах именно подростками. Там, конечно, свои проблемы. Но в России такой случай подтвердился. Как этому противостоять именно в наших реалиях? У нас немного другой менталитет.

– У нас причины другие. В Америке в университетах и школах расстреливают именно потому, что там запрещено оружие, поэтому люди знают, что если вы принесете неразрешенное оружие, все остальные будут беззащитны. А у нас вот эти акты расправ носят подражательный характер. Горячие головы посмотрели кино, они увидели, какой общественный резонанс, и решили повторить то же самое. У нас существует безопасность, просто она должна быть на должном уровне. У нас огромное количество лентяев дядек, сидящих в коридорах школ, которые пускают кого попало. Но в основе то же самое: греховное стремление прославиться любой ценой и взять человеческие жизни; оно не может быть свойственно нормальному человеку.

– Вы затронули тему, касающуюся отношения к другим расам, другим вероисповеданиям и так далее (в контексте этой трагедии). Действительно, часто, когда мы слышим о неудаче на Западе, в другой стране, в разных ситуациях, которые там возникают, мы говорим: ну, так им и надо. Это не очень правильное, не христианское отношение. Как к этому относиться? И если действительно какая-то внешняя пропаганда подогревает нашу ненависть друг к другу, как этому противостоять?

– Мы не можем так действовать, злорадство – это чистый и ясный грех, беспримесный, чем бы это ни объяснялось. «Вот их Господь наказал». Люди, подумайте, а вы не боитесь, что вас Господь накажет? Ведь мы же все знаем свои секретики и секреты. Мы очень хорошо знаем, в чем бы мы не хотели, чтобы Господь нас застиг. Но если мы это все знаем, то почему в нас отзывается дьявольское чувство злорадства? Счастливый и мирный человек не будет проявлять злорадства.

Я помню, когда оканчивал школу, было землетрясение в армянском городе Спитак (в 1988 году). У нас школа абсолютно многонациональная, и в голову не пришло, армяне там погибли или кто-то еще. Все (и дети) предложили участие: давайте мы сдадим кровь. Вот это естественная реакция. А если ты еще и христианин, то тебе не просто естественная  реакция должна подсказать, но и твои убеждения, что ты с теми, кто страдает, ты осуждаешь грех, в какие бы тоги он ни рядился. И ты сострадаешь людям в надежде на то, что Господь и тебя простит и помилует.

– Мы затронули сегодня две темы: о преподобном Сергии и о печальных событиях, но, думаю, этот очень важный комментарий актуален и сегодня.

Давайте подытожим нашу встречу, обратимся к нашим телезрителям с какими-то словами поздравления с грядущим праздником.

– Дорогие, мы действительно сегодня обсуждали и горькие события, и радостные, составляющие славу нашей Церкви и страны. Хочу пожелать вам добрых, сердечных отношений с преподобным Сергием. Если он вам близок, обращайтесь к нему чаще; если он не входит пока в число ваших наиболее родных и любимых святых, узнавайте его лучше, он очень откликается на наши прошения. И пусть его молитва с каждым из нас да пребудет. Всего хорошего!

– Спаси Господи, отец Александр, за эту замечательную беседу.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать