Беседы с батюшкой. Запрет абортов

2 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас в гостях благочинный Петропавловского округа Московской епархии, настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы архимандрит Алексий (Вылажанин).

На прошлой неделе в нашей церковной и общественной жизни, в рамках всего нашего государства произошло очень значимое событие: 27 сентября Святейший Патриарх подписал один из главных – можно так считать – документов нашей современности – обращение граждан к правительству о запрете абортов. Один из его пунктов звучит так:
«Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения и требуем внесение в законодательство изменений,  направленных на признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа, жизнь и здоровье которого должны быть защищены законом».

Отец Алексий, как бы Вы прокомментировали это событие?

– Во-первых, хотелось бы сразу сказать, что инициаторами этого обращения были граждане. Святейший Патриарх, будучи гражданином нашего Отечества, переживающим за его будущее и настоящее, поддержал данное обращение, поставив свою подпись, потому что написанное в этом обращении близко его сердцу. Насколько я понимаю, и те общецерковные документы, которые принимались раньше, и в обращении к депутатам Государственной думы Святейший Патриарх высказывал свою позицию по этому поводу. Слава Богу, что у нас есть такой глава Церкви, который ведет церковный корабль, не страшась бушующего моря, и не боится поставить свою подпись под документом, который поддерживает и хранит те духовные позиции, которые были накоплены нашим народом за многие тысячелетия. И слава Богу, что это есть, что Святейший высказал свое мнение, подписав этот документ.

– Сейчас очень много нападок на Церковь, и прямым текстом говорится, что мы якобы лезем не в свое дело. Что можно ответить на эти высказывания?

– Что значит «лезем не в свое дело»? Мы никому не диктуем, как надо жить, мы высказываем свою точку зрения по тем или иным проблемам, которые есть в нашем обществе. Ведь Церковь является частью общества: люди, приходящие в церковь, – достаточно большое количество граждан нашего Отечества. И поэтому мы не то что можем, а обязаны высказывать нашу позицию по тем или иным проблемам, возникающим в жизни нашего Отечества. А общество уже вправе принять или не принять это. И хорошо, когда существует конструктивная дискуссия по тем или иным проблемам.

Но, к сожалению, мы часто видим, что со стороны части нашего общества порой есть негативное отношение к каким-то инициативам Русской Церкви. Но, поверьте, это, наверное, те люди, которые любую инициативу – какая бы она ни была – всегда будут принимать в штыки. Предположим, если бы Святейший подписал документ в поддержку того, о чем мы говорим, то те же самые люди, которые сегодня обвиняют нас в том, что мы вмешиваемся не в свои дела и навязываем свою волю, начали бы говорить об аморальности, о том, что Церковь не имеет права призывать, допустим, к разрешению совершения абортов. Поэтому что бы Церковь ни сделала, они все равно будут выступать против. Наша позиция ясна, и верующие люди, конечно, должны придерживаться позиции Церкви, членами которой они являются, ну и не страшиться тех нападок, которые проявляются на Церковь.

– Как Вы думаете, вопрос об отмене абортов больше касается законодательства или это вопрос морали нашего общества?

– Вообще-то это, конечно, вопрос морали нашего общества. Вы знаете, что мы защищаем права заключенных, приняли европейскую конвенцию, у нас заморозили смертную казнь. Наши правозащитники переживают за жизнь тех людей, которые совершили явные преступления, но почему-то остаются совершенно безгласными и бездушными по отношению к той жизни, которая зарождена, и к тем душам, которые еще совершенно чисты и ничего еще не совершили. Почему-то в их защиту они не выступают.

– Вопрос телезрителя из города Подольска: «На этой неделе правительство одобрило закон, который запрещает так называемые бэби-боксы, обрекая на смерть младенцев, которых хотят бросить матери. Каково на этот счет мнение Церкви?»

– Не знаю, есть ли заявление Церкви по этому вопросу в данный момент, но в свое время она поддержала создание бэби-боксов, которые позволяют сохранить жизнь младенцев. С экранов телевизоров мы часто слышим, как детей находят брошенными в мусорных баках или просто на улицах. Эти бэби-боксы позволяют сохранить жизнь ребенка, чтобы его не выбрасывали как мусор, а чтобы можно было сохранить его жизнь, дать ему будущее. Сегодня я не могу говорить от лица Церкви, но мое мнение: конечно, с одной стороны, это плохо, потому что должна быть мать, которая воспитывает своего ребенка, отдает ему свою материнскую любовь, потому что она выносила его в своей утробе в течение девяти месяцев, произвела его на свет. Но уж если происходит так, что мать не хочет этого ребенка, пусть уж лучше она положит его в бэби-бокс, нежели выбросит на улицу, где его жизнь будет подвергаться опасности.

– Перед каждым абортом женщина проходит беседу с психологом. На некоторых форумах много пишут об этих психологах. Многие мамы негодуют, говоря, что это абсолютно бесполезно и не нужно: психолог тебе что-то промямлит, ты проходишь эту процедуру, получаешь подпись – и идешь на аборт. Скажите, нужно ли священнику быть в этом учреждении? Психолога как такового не очень воспринимают в нашем обществе, это западная традиция, она у нас не приживается.

– Нельзя официально посадить на прием священника, ведь на аборт идут совершенно разные люди, не все православные, иногда просто атеисты, и не каждый захочет идти на прием к священнику. Если психолог – это еще нейтральная фигура, то священник – представитель определенного мировоззрения и взглядов. Сейчас во многих больницах присутствуют священники, есть больничные храмы. Существует достаточное количество храмов, особенно в Москве, куда человек, совершая столь ответственный поступок в своей жизни, наверное, должен был бы прийти, посоветоваться, поговорить со священником. Это как раз вопрос нравственности, которая, к сожалению, сейчас у нас упала до такого уровня, что убийство ребенка становится обыденным действием, порой люди даже не задумываются над этим.

– Почему в нашей стране, где Церковь получила так много свобод и мы действительно можем сейчас говорить, что Церковь процветает, состояние нашего общества порой оставляет желать лучшего? Почему мы находимся на втором месте по количеству абортов после Румынии? Как вообще исправлять эту ситуацию?

– Воспитывать поколение, воспитывать людей. К сожалению, время вседозволенности, которое было в 90-е годы, когда рушилось все, когда практически ничего не созидалось, были утрачены многие ценности и Церковь единственная пыталась как-то еще что-то сохранять, сегодня дает свои результаты. Это тяжелая, кропотливая работа. К сожалению, удалось очень быстро разрушить те семейные устои и традиции, которые веками складывались в нашем Отечестве. Но возродить их за одно десятилетие тоже невозможно. Должна вырасти ментальность. Потом это повседневная работа в семье: воспитание детей. А у нас как порой получается? Родителям воспитывать детей порой некогда: их доводят до определенного возраста, потом – детский сад, школа. С детьми в лучшем случае встретились вечером. Поэтому получается: «Марфа, Марфа, печешься о многом и молвишь, а едино есть на потребу». Самое главное, что о том, что на потребу – о духовно-нравственном состоянии и нас самих, и наших детей, мы очень часто забываем. Это тяжелый, кропотливый труд, поэтому, наверное, к  этому все и пришло. Время разрушения, время нестабильности и вседозволенности, через которое мы проходили.

– Когда делается аборт, на ком больше ответственности: на матери или отце?

– Я считаю, что ответственность лежит и на том, и на другом, потому что «оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будет плоть едина». Вот эта единая плоть выражается в родившемся ребенке. Поэтому принятие этого решения не должно быть односторонним решением только матери или отца. А часто бывает, что мужчины заставляют своих жен в силу того, что тяжелое положение, или считают, что уже достаточное количество детей.

– Как убедить женщину в том, что надо сохранить жизнь ребенку? Как уберечь ее от аборта?

– К женщине должно прийти осознание, что это убийство, а не просто медицинская процедура. К сожалению, все эти программы планирования семьи объясняют, что можно планировать семью, воздержавшись от родов в то или иное время, но в конце концов, если что-то получилось не так, можно сделать аборт. Наоборот, и в школьных программах, и прежде всего в семейном воспитании должно быть сказано, что убийство – это грех, и убийством является не только убийство взрослого человека, но и убийство зародившейся в утробе матери жизни – такое же, равноценное убийство. Почему мы судим мать за то, что она убивает своего родившегося ребенка, и совершенно спокойно относимся к убийству ребенка, уже зародившегося в утробе матери? Это практически одно и то же. Тогда давайте легализуем убийство детей, потому что у женщин бывают разные ситуации: брошенная мужем, не имеющая работы, материальной поддержки ни от близких, ни от государства; она убивает своего ребенка не потому, что не любит его, а потому, что ей так удобно в этой жизни.

– Говорят, чтобы ребенок не был неустроенным, по подвалам не гулял, лучше, чтобы он не родился. Часто можно встретить тезис «Зачем плодить бедноту?».

– Потому что разрушены основные принципы жизни человека. Женщина-мать дает самый большой дар – дар жизни. Господь дал женщине возможность дарить жизнь новому человеку. Она отвергает этот дар – это ужасно. Бедные семьи, богатые семьи... История показывает, что в бедных семьях детей как раз было всегда больше, чем в богатых. Потому что бедные воспитывали своих детей, которые, подрастая, помогали и трудились, а богатые боялись расточать свое богатство, которое накапливали: ведь чем больше детей, тем больше его потом надо было делить. Но и состоятельные семьи тоже бывали большими. Сейчас все немного по-другому.

Буквально на днях начал читать недавно вышедшие (небольшая книга) воспоминания сестры покойного митрополита Питирима, приснопоминаемой Ольги Владимировны. Она описывает, как жила семья ее отца в послереволюционные годы, в 30-е годы. В семье было десять детей, и жили-то совсем небогато: порой обуви не было, но ощущение радости общения друг с другом буквально передается со страниц этой книги. Уметь радоваться жизни даже в тяжелых условиях – это огромное счастье, которому Церковь может научить. Потому что когда человек с Богом, он понимает, что Господь его никогда не оставит, а когда он живет без Бога, то поддается и унынию, и отчаянию и, пожалуй, идет на такие вот поступки.

– Как помочь девушке, совершившей аборт, которая наконец поняла, что именно она сделала и приходит в храм полная отчаяния?

– Главное, чтобы это не были крокодильи слезы: крокодил ест свою жертву и льет слезы. Чтобы девушка пришла в храм не на всякий случай, для очистки своей совести: чтобы ей молитовку прочитали. Она якобы кается в своем грехе,  а на самом деле в сердце девушки не происходит полного осознания того, что она совершила страшный грех убийства живого существа. Важно донести это осознание, чтобы покаяние было искренним. Чтобы, осознав это, человек больше никогда в жизни не совершил такого поступка. А у нас иногда бывает, что человек приходит потому, что надо это сделать; и можно жить дальше, совершенно не задумываясь. Как апостол Петр, который всю жизнь плакал о содеянном предательстве греха, так и женщина должна помнить о том, что она совершила, и больше никогда это не делать. Должна стараться всей своей дальнейшей жизнью искупить тот грех детоубийства, который совершила по каким-либо причинам – зависящим или независящим, но всегда могла принять решение не делать этого. Она должна принести покаяние и больше этого не совершать.

– А как мы можем объяснить молодым людям, что это  грех, что убивают человека? Ведь есть мнение ученых, что пока в человеке окончательно не сформировались кровеносная и нервная системы, это просто биомасса, а не человек.

– Знаете, нам тоже говорят, что человек, лежащий в коме, тоже не человек, а «овощ», но никто же из нас до конца, наверное, не знает, что этот «человек-овощ» в это время ощущает, чувствует и знает. То, что показывают приборы, – это одно, а внутреннее ощущение, наверное, может понимать только человек, который сам через это прошел. Можно утешать человека, болящего раком, говорить ему много утешительных слов, но до конца понять его состояние может лишь тот, кто сам находится в подобной ситуации. Поэтому прежде всего воспитание, воспитание с молодых лет, и прежде всего должен быть пример в семье.

– А если нет семьи, нет примера: родители – алкоголики, наркоманы... Где человек научится?

– Пример есть всегда, пример есть в окружающих нас людях. Бывает, дети из очень неблагополучных семей вырастают совершенно нормальными, кто-то поступает в институты, кто-то в семинарию, добиваются чего-то в жизни, помогают своим непутевым родителям. Общество есть вокруг: всегда можно увидеть этого ребенка, дать ему чуть-чуть тепла, любви. А наша внутренняя жестокость не позволяет проявить это чувство доброты и любви, поделиться ими.

– А какова в этом вопросе роль Церкви?

– Церковь делает все, что от нее зависит: имеет приюты, которые существуют во множестве, пытается воспитывать свою паству, чтобы она не была чужда проблемам и страданиям близкого человека. Если мы видим рядом с нами такую неблагополучную семью и ребенка, то надо не проходить мимо, а дать ему чуть-чуть теплоты и доброты. И это маленькое создание начинает преображаться.

Церковь многое делает, но, к сожалению, она не всемогуща. Церковь – это часть общества. Когда само общество больно, процесс выздоровления, бывает, идет очень и очень сложно.

– Вопрос телезрителя: «Я принципиальный противник абортов, но я понял, что представители Церкви предлагают запретить аборты именно в государственных клиниках, а в частные не вмешиваются. Но получается беспринципность: бесплатно убивать детей нельзя, а за деньги можно. У Церкви должен быть четкий принцип, она не должна давать никаких поблажек. Это мое мнение. А какое Ваше?»

– В том документе, который подписал Святейший Патриарх, как раз твердо сказано, что мы выступаем против любого убийства – платного или бесплатного. Но у нас сегодня аборты совершаются за счет обязательного медицинского страхования, то есть каждый налогоплательщик, неверующий человек или верующий, который также платит налоги, как бы является соучастником этого убийства. Церковь выступает против абортов как таковых, происходит это в платных или бесплатных клиниках.

– Есть статистика, я о ней уже говорил, что мы находимся по числу абортов на втором месте после Румынии – это порядка миллиона абортов в год. Это только официальные данные. Недавно мы говорили в нашей программе о том, что есть еще цифры, которые не учитываются, – это аборты, совершаемые в частных клиниках, которые никто не считает. То есть цифры намного-намного больше. Одна из позиций противников запрета абортов в нашей стране в том, что это право женщины.

– Право женщины – рожать ребенка. Почему она не пользуется этим правом? Право давать жизнь – это прежде всего огромное счастье. Счастье – увидеть зарождение и рождение новой жизни, счастье – увидеть родившегося младенца, который подает первый голос, смотреть, как он возрастает, вложить в него частицу своей любви. Вот это счастье, вот это право. Право убить... Как мы уже говорили, а почему тогда нет права убивать уже родившихся детей? Мы очень часто говорим о правах, совершенно забывая о наших обязанностях и той ответственности, которые права на нас налагают.

– Позвольте мне привести некоторые комментарии с форума, где будущие мамы пишут свое мнение об абортах. Один живой человек, не робот, пишет о беседах с психологом: «Зачем такие беседы, не понимаю, решила – уж лучше пусть делает аборт, чем родит ребенка, который будет для нее обузой и которого она потом всю жизнь будет попрекать, растить как попало. Я за желанных детей».

На таких пабликах, бывает, кто-то вклинивается, показывает картинки, фотографии детей, чтобы как-то повлиять на ход беседы и показать этим мамам, что это действительно убийство ребенка. И на одну из таких картинок одна из женщин пишет: «Давайте те же истории не от эмбрионов, а от брошенных детдомовских детей, уже родившихся и никому не нужных мальчиков и девочек».

Как  же так? Ведь многие из них пишут, что у них двое, трое детей, но женщина пошла и сделала два аборта. Как же так: человек, вкусивший радость материнства, потом идет и делает аборт?

– Дело в том, что это сегодняшняя норма жизни, те ценности, которые у нас есть сегодня. Это индустрия зарабатывания денег. Кто-то на этом зарабатывает очень большие денег, поэтому существует такой протест. Что значит – нежеланный ребенок? Это плохо. Что значит нелюбимый ребенок? Любой ребенок должен быть желанным. Любой ребенок должен быть любимым. И от вас зависит, насколько вы сможете вложить в него эту любовь. Спланировать жизнь невозможно. Очень часто бывает, дорогие, что мы планируем свою семью, что тогда-то родим ребенка, а сейчас сделаем аборт: он не готов стать отцом, она – матерью. Проходит время, когда захотели... Посмотрите, сколько сейчас молодых пар, которые не могут иметь детей. Хотят завести, обращаются к врачам, платят большие деньги, а ребенка родить не могут. Начинают придумывать суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, что-то еще. Но это результат того, что мы изначально совершенно неправильно воспитываем себя и своих детей. Это моя точка зрения.

– Кроме того, бывают случаи, когда женщина, совершившая аборт, выросшая потом морально, уже не может иметь детей.

– Особенно когда это происходит в юном возрасте. Когда совсем молодые девушки совершают такой поступок, они абсолютно не задумываются, считают: «Придет время – я рожу», но не понимают, что после этого могут уже никогда не стать матерью.

– К вопросу о планировании семьи некоторые подходят очень ответственно: по плану живут, у них должно родиться определенное количество детей. Это правильно?

– С точки зрения современного мира, может быть, правильно, с точки зрения христианства, наверное, неправильно. Ведь что такое семья? Семья – это малая церковь. Семья – это двое любящих друг друга людей. Не испытывающих страсть друг к другу, а любящих. Почему сейчас молодые и не очень молодые люди пытаются не создавать официальные семьи, а живут гражданскими, как они их называют, браками?

– Чтобы испытать друг друга...

– Это не испытание: во-первых, можно в любой момент бросить, это об ответственности; и строится не на настоящей любви – жертвенной, а на страсти. Поэтому когда страсть проходит, ничто их не удерживает разойтись. И дети в таких браках не всегда бывают желанными, потому что здесь нет настоящей любви.

– Вопрос телезрительницы: «Я бы хотела обратиться к аудитории. Хочу сказать о себе: я сделала аборт в советское время, сейчас мне 60 лет. В то время нам говорили: «Да это кусок мяса, ничего страшного не будет». Но мой грех еще в том, что мне еще не хватило ума подумать: «Да, пусть это кусок мяса, но ведь потом из меня выйдет человек и будет человек». И когда у меня была вторая беременность, тогда я поняла: возьми топор, подойди к своему ребенку и заруби. Сможешь ты это сделать? Так почему ты другого своего ребенка точно так же убиваешь? Там же его режут, убивают. И еще женщина хочет иметь удовольствие с мужчиной, но не иметь за это никакой ответственности. Не хочет ни она, ни мужчина. Не хотят ребенка, пусть тогда какой-то период не живут как муж с женой, тогда у них не будет этого греха.

Это действительно самое настоящее убийство. И если хотя бы на первом этапе прекратится это бесплатное убийство, во-первых, сразу же абортов станет меньше. Но, говорят, будут криминальные аборты и женщины будут умирать. Но если она идет на убийство человека, то пусть рискует своей жизнью. Почему мы защищаем ее жизнь, но не защищаем жизнь этого ребенка? И хочу сказать женщинам: сейчас вы все молодые и делаете аборты, но когда вам будет  60, как мне, локоть будешь кусать, но не укусишь. Даже не важно, воцерковлены вы или не воцерковлены, но когда вы будете смотреть на чужих детей (если Бог вам не даст своих) или на своих взрослых детей...»

– Спасибо Вам за Ваше выступление, достаточно горячное и пережитое на своем опыте. Это то, о чем я говорил: мы помним о своих правах и совершенно забываем об ответственности.

– Давайте переведем тему немножко в иную плоскость. Вы говорили: любимые и нелюбимые дети, если Господь дает детей. Но в семье есть любимчики, а есть нелюбимчики. Как к этому относиться?

– Не должно такого быть. Господь нас любит всех. Не бывает, что одного Он любит больше, а другого меньше. Он любит всех нас одинаково. Другое дело, что мы любим Его по-разному. Так и родители должны любить своих детей, но разумной любовью, иногда, может быть, должно быть и разумное наказание, но всегда справедливое. А иногда бывает слепая любовь – это тоже беда и тоже грех. Любовь должна быть одинакова к каждому ребенку, независимо от его возраста. Конечно, маленького, наверное, любят больше, но это потому, что маленькому уделяется больше внимания. Потому что ребенок более взрослый не помнит, как его любили и давали то же самое внимание. И, подрастая, он хочет, чтобы и у него было такое внимание. Но если человечек воспитывается в окружении семейной любви, то, наверное, у него не будет возникать вопросов: почему его любят больше, а меня – меньше.

– Представим себе ситуацию: в классе общеобразовательной школы есть ребенок из многодетной семьи, где бюджет очень небольшой и все деньги тратятся только на самое необходимое, а рядом ученики из семей, где меньше детей и бюджет позволяет больше, ребенок увидел у другого дорогой телефон. Он приходит домой и требует себе тоже такой телефон, потому что он есть у другого.

– Во-первых, родители должны сразу воспитать ребенка так, что он должен понимать, что не все так легко и просто дается в жизни. Я, когда стал подрастать и мне захотелось иметь свой костюм, понимал, что родители этого позволить не могут. Летом мама устраивалась работать по совместительству почтальоном, брала справку на основной работе, а я шел работать вместо нее: мой возраст еще не позволял устроиться летом на работу, а можно было так обойти этот закон. Я заработал деньги и начал ценить. Хотите вы телефон – поработайте, заработайте. Но часто бывает так, что дети капризничают, требуют, а мы идем у них на поводу. Но, наверное, так же и мы порой капризничаем и требуем у Бога, у окружающих. Поэтому, наверное, они это видят и берут пример с нас.

– А как быть с ревностью в семье?

– Ревность не созидает, ревность разрушает. Если есть ревность, значит, нет, наверное, настоящей любви, нет доверия, потому что любовь – это доверие друг другу. Наверное, фундамент был построен не очень прочным. Ведь брак – это такая штука: семь раз померьте, один раз – отрежьте. Это должно быть один раз и на всю жизнь. А у нас, к сожалению, сейчас: «А, ну ладно, сейчас не получится, в следующий раз будет удачнее». Может быть, у кого-то в следующий раз и получится, а можно, как попрыгунья-стрекоза, всю жизнь пробегать, пропорхать – это относится и к мужчинам, и к женщинам, – а в конце концов подкатила зима и жизнь, оказывается, напрасно прожита. Даже если на этом пути были дети, они уже так разбросаны, что и детям ты не очень-то нужен бываешь.

– Вы говорили, что в гражданском браке нет ответственности. В какой момент начинает появляться ответственность в отношениях: парень и девушка либо с момента Таинства венчания?

– Ответственность должна появляться у них в мозгах с момента осознанного пребывания в этом мире. Конечно, мы не можем требовать какой-то особой ответственности от младенца, но даже он уже должен понимать, что он может и чего не может. И ребенку нужно закладывать... Если ребенок воспитывается в семье в любви, видит, какая это дружная семья, как родители относятся друг к другу, то, если это действительно хорошо, он и в своей дальнейшей жизни попытается создать то же самое, не хуже. Конечно, в хорошей семье девочка ищет мужа, похожего на папу, сын ищет невесту, похожую на маму, если у него перед глазами в свое время были действительно достойные примеры. А иногда бывает наоборот: он не ищет таких, какие были у него.

Ведь ответственность не налагается таинством. Если человек безответственно подошел к Таинству венчания, то после венчания это абсолютно не будет его в чем-то сдерживать. Когда он не осознал, что произошло в его жизни. Ну, потому что это модно, хорошо, потому он пришел. Дежуря в канонической комиссии, часто приходится сталкиваться с вопросами расторжения церковного брака. И какими бывают часто причины? «Не сошлись характерами». Разве это причина расторжения церковного брака? Нет. «По взаимному согласию». Что это значит? Тоже не совсем понятно. «Молодой (или молодая) был, не задумывался». «Родители (родственники) настояли, чтобы мы венчались». Нет осознания таинства, ответственности, которую мы несем.

Часто задают вопрос: «Почему мы должны проходить собеседование перед крещением? Мы просто можем прийти, и покрестите». Чтобы вы хотя бы немножко задумались о той ответственности, которую на вас это налагает. Что вы не просто посидели за столом, а дальше несете ответственность и в какой-то момент, представ перед Богом, будете отвечать за каждый свой поступок, особенно за то, что вы были участниками того или иного таинства.

– Вопрос телезрителя: «Я против совершения абортов, хочу, чтобы этого никогда не было. Почему иногда люди так поступают, совершая тяжкий грех? И что их заставляет это делать? Ведь Господь всегда будет с детьми, и особенно Матерь Божия Тихвинская никогда их не оставит и всегда услышит. Меня волнует вопрос, что заставляет так поступать людей?»

– Дело в том, что этот вопрос волнует нас всех: почему они так делают. Конечно, Матерь Божия не оставит. Но я хотел бы Вас поправить: Вы говорите «особенно Матерь Божия Тихвинская». Матерь Божия – одна. Есть разные иконы Божией Матери, которые являлись в  тех или иных местах, и по ним даны названия иконам. Конечно, Матерь Божия через ту или иную икону, какая есть, являет Свое милосердие к окружающим людям, в том числе к тем, кто совершает какие-то проступки, но потом находит в себе силы обратиться к Ее заступничеству и предстательству.

Конечно, все мы против абортов. Что двигает этими людьми? Наверное, влияние князя мира сего. Мир окружающий: мир вседозволенности, мир разрешающий, мир говорящий. Как сейчас у нас развернулась дискуссия и сколько у нас противников! Средства массовой информации показывают нам этих людей, на самом деле их не так и много. А то большинство, которое выступает против абортов, не показывают или показывают с совершенно негативной точки зрения, выставляя какими-то маргиналами. А ведь против этого выступают очень многие достойные люди.

 Но, к сожалению, крикунов, которых показывает телевидение, гораздо слышнее. Как сказал в свое время Столыпин: «Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия, им нужны скандалы, а нам нужно крепкое, здоровое общество». Поэтому пусть каждый из вас, дорогие братья и сестры, смотрит и делает свои выводы. Ведь как говорится в Евангелии: «Не по словам, но по делам их судите». Поэтому пусть каждая женщина, которая думает, совершить этот поступок или не совершить, задумается над тем, чего она может себя лишить. Может быть, это действительно будет то счастье, которое Господь дает ей на всю оставшуюся жизнь, а она принимает решение – лишить себя этого счастья. И потом, не дай Бог, конечно, она будет всю жизнь морально страдать от того, что у нее не будет ребенка, не сложится семья, от того, что в семье начнутся какие-то проблемы. Все в жизни имеет свою определенную закономерность, ничего просто так не проходит.

– Как говорится: Бог дал детей, Бог даст и на детей.

– Да, ведь Господь никого никогда не оставляет. Другое дело, что одним надо много, а другим не так много в этой жизни. Человек, как я всегда говорю, такая скотина, которой всего мало. Сколько ни дай, всегда будет мало. Надо всегда читать «Сказку о золотой рыбке»: не сумела старуха вовремя остановиться. Может быть, с дедом и  новым корытом она была бы счастлива в этом доме, а в результате осталась с разбитым корытом. Часто так бывает и в нашей жизни: мы к чему-то стремимся, стремимся, а результат-то один – корыто разбито.

– Вопрос телезрительницы: «Независимо от вероисповедания, пусть это мусульманство, буддизм, православие, но для всех огромный грех – делать такой шаг, необдуманный аборт. Моя точка зрения, что с малых лет, со школы надо доводить до сознания не то, как заниматься сексом, а чтобы аборты ни в коем случае не допускались, чтобы дети были подготовлены. И маленький комментарий. На днях я видела, как едва не подрались те, кто за и кто против абортов, и что якобы существует финансовая проблема... В конце концов, если кто-то безумно решается на этот шаг, пусть он идет на платный. Это нехорошо, но пусть он платит сто тысяч, а они пойдут той женщине, которая будет рожать. Спасибо большое за внимание».

– Спасибо большое за Ваш комментарий, очень полезный и очень правильный. Действительно, в мусульманских странах категорически запрещены аборты. Но сейчас опять же «прогрессивная» часть нашего общества скажет, что опять Церковь в лице данного батюшки обращает не туда, куда надо, что мы должны стремиться к западным ценностям (которые, к сожалению, настолько развалились и прогнили, что просто ужасно). Но возьмем даже Польшу: эта страна – член Евросоюза, но там запрещены аборты. В Англии есть достаточно сильные ограничения по отношению к абортам. В некоторых других европейских странах тоже.

– Рамзан Кадыров, насколько я знаю, запретил аборты в Чечне. Но надо отметить, что там это очень редкие случаи, люди не позволяют этого себе как верующие.

– Еще раз хочу сказать, что это зависит от воспитания в семье. Я не верю, что в чеченской семье может возникнуть вопрос женщины о том, что там может быть нежеланный ребенок. Потому что это воспитание, семейная традиция. А у нас, к сожалению, система образования построена не на укреплении семейных традиций, а именно на планировании семьи. Не знаю, есть ли это в школе сейчас, но в 90-е годы насаждалось так называемое сексуальное воспитание. Но надо приводить другие примеры: примеры чистоты, хранения своей девственности. Это должно быть положительным примером, а у нас это высмеивается как  ненужное. К сожалению, что сеем, то и жнем.

– Я помню, как нам об этом говорили на уроках. Хотя это была инициатива учителей. Даже руководство школы не совсем одобряло такие уроки. Бывало и такое.

– Но это же были программы, которые спускались сверху, из министерства. Были люди, которые лоббировали это. К сожалению, все замыкается на деньгах. И аборты – это тоже большие деньги, которые с этого кто-то имеет. И, конечно, запрет абортов очень сильно ударит кому-то по карману. И им наплевать на этих женщин, совершающих страшный смертный грех, потому что они делают на этом доход. Конечно, ужасно бывает, когда верующий врач, который действительно искренне верит, вынужден в силу своих профессиональных обязанностей совершать те же самые аборты. Не у каждого хватает мужества отказаться от этого, потому что опять же есть система, которая над ним довлеет. Не все мы мученики во имя Христа.

– Вода камень точит. Может быть, добьемся все хоть чего-нибудь.

– Если мы сами будем немножко воспитывать себя, если сами будем к чему-нибудь стремиться. А мы, к сожалению, всегда ищем проблему где-то в окружающем мире, в окружающих нас людях, всегда кто-то виноват, но только не мы сами... Мы виноваты. Наши семьи виноваты. Потому что мы где-то сами упускаем самое важное. Важное – это любовь, на которой должны строиться отношения между людьми, взаимное уважение и воспитание своих детей. Не надежда на то, что школа или кто-то еще даст воспитания, а то, что мы в семье должны закладывать основы – это самое-самое крепкое. Если фундамент залит из хорошего бетона, то потом могут класться кирпичи, строиться стены – все будет хорошо стоять. Если фундамент был заложен плохой, какие бы хорошие стены потом ни построил, ничего хорошего не будет. Так и ребенок: если он в семье не получил ни любви, ни хороших семейных традиций, не был воспитан в вере, то потом этот фундамент будет шататься всю жизнь.

– К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Мы бы хотели попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие телезрители, еще раз хочу пожелать, чтобы каждый из нас в своей жизни задумывался над теми поступками, которые мы совершаем. Не только о тех животрепещущих проблемах, о которых мы говорили сегодня и которые волнуют наши с вами сердца, но и о многом, многом другом, что бывает очень важным в нашей жизни. Конечно, сегодня мы, верующие люди, должны молиться и поддержать и нашего Святейшего Патриарха, на которого идут нападки с разных сторон, и благодарить Бога за то, что Он дал нам такого первоиерарха, который не боится высказывать мнение Церкви, свое мнение, поддерживать людей, выступающих с теми или иными инициативами, которые хранят традиции, накопленные нашим народом за многие и многие годы.

Хотел бы также обратить ваше внимание: мы с вами встречаемся сегодня в замечательной студии, на замечательном канале «Союз», имеем возможность встречаться с различными священниками, видеть церковную жизнь, которая происходит в различных уголках нашей страны, знакомиться с православием, русской культурой. Но вы знаете, что сегодня наше Отечество переживает непростое экономическое время, нехватка средств порой чувствуется у каждого из нас. В том числе определенные трудности сегодня испытывает и телеканал «Союз». Поэтому, дорогие братья и сестры, если у кого-то из вас есть возможность оказать свою посильную помощь, внести малую лепту, как та вдовица, на поддержание канала, постарайтесь, Господь воздаст каждому из вас и по вашим молитвам, и по вашим делам. Реквизиты вы увидите на ленте, которая идет во время передачи. На всех вас призываю благословение Божие, да укрепит нас Господь пройти через это бушующее море на надежном корабле нашей с вами Матери Церкви. Спаси Господи всех!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать