Беседы с батюшкой. Святые равноапостольные Константин и Елена и становление христианства

2 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - беседа о святых равноапостольных Константине и Елене и становлении христианства со студентом 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии, секретарем редакции научного журнала духовной академии «Христианское чтение» иеромонахом Кириллом (Порубаевым).

– Завтра, 3 июня, Церковь будет молитвенно отмечать (и начала отмечать уже сегодня) день памяти святых равноапостольных Константина и Елены. Давайте для начала напомним нашим телезрителям, почему эти святые так славятся и так почитаются Церковью.

– Да, пожалуй, Константина и Елену можно назвать ключевыми фигурами в процессе становления христианства в мире. Вы знаете, что христианство зародилось в языческой Римской империи. Господь Иисус Христос пришел на землю, когда именно Римская империя владычествовала над большинством народов земного шара, и Константин, о котором мы сегодня говорим, был императором Римской империи (на тот момент еще языческой). Святая равноапостольная царица Елена являлась его матерью. Константин был тем императором, который сделал христианскую религию разрешенной в Римской империи. Он чем-то подобен нашему князю Владимиру, которого мы тоже именуем равноапостольным.

В нашем сознании император Константин и его мать – царица Елена всегда следуют вместе. Известно, что сам Константин был христианином, хотя крещение он принял в конце жизни. Его мать также была христианкой. И вот именно за то, что император Константин при содействии его матери сделал религию последователей Господа Иисуса Христа разрешенной в Римской империи, Церковь так особенно почитает их память.

– А каким образом император, который был язычником, император такой крупной империи, которая владычествовала почти над всем миром, империи с традицией, вдруг переменил свой образ мышления, стал христианином и начал творить добрые дела на благо Христовой Церкви?

– Пожалуй, однозначного ответа на Ваш вопрос нет. Нам неизвестно, каким образом император Константин пришел к тому, что уверовал в Господа Иисуса Христа. Впрочем, есть некоторые моменты из истории, причем это даже не просто какие-то сказания, а вполне достоверные исторические факты, о которых мы можем говорить, что так или иначе они императора Константина подвигли к принятию христианства. Наверное, об этом сегодня мы поговорим с разных сторон, но я расскажу самый известный, самый ключевой момент, который поставил последнюю точку в выборе веры императором Константином.

В Римской империи с 305 года (император Константин жил на рубеже III – IV веков) шла война. После смерти отца императора Константина началась война между будущим императором Константином и его противником Максимианом. Константин на тот момент управлял западной частью Римской империи – Галлией и Британией, а Максимиан – восточной частью Римской империи. Нам известно из истории, что император Константин в войне опирался на христианскую часть населения Римской империи, а его противник – на язычников. И кстати, нужно отметить: его противник не просто опирался на язычников, но гнал христиан.

Здесь нужно сделать небольшое отступление, вы можете спросить: как же так? Ведь мы говорим, что Римская империя была языческой, особенно во время пришествия Господа Иисуса Христа. Действительно, это так. Но на протяжении трех столетий, вплоть до IV века, до императора Константина, христианство совершенно удивительным образом развивалось, разрасталось, крепло в этом враждебном языческом окружении. Мы знаем, что христиане изначально были горсточкой людей в Палестине, в одной из провинций Римской империи. Но эта горсточка людей – двенадцать апостолов (ядро христианства), потом семьдесят апостолов и, конечно, другие ученики Христовы, которых все-таки было мало в масштабах Римской империи, – шли и проповедовали. И мы знаем, что их убивали, преследовали, сажали в темницы.

Если подумать просто чистым разумом, то без Божественного вмешательства окажется совершенно невозможным, что в Римской империи христианство вообще каким-то образом могло распространяться, поскольку его последователей сильно гнали уже начиная со II века. Со времени императора Траяна и других императоров уже выходили указы, которые требовали уничтожения христиан. И в том, что христианство, несмотря на эти страшные условия, распространялось, мы видим, конечно, Божественную руку. И вот уже к IV веку оказывается, что император Константин (мы не знаем, каким образом) симпатизирует христианам (хотя сам еще не принял крещения на тот момент к началу гражданской войны) и опирается на христиан. Но еще очень много таких, которые исповедуют язычество и к христианам относятся враждебно.

И вот в ходе гражданской войны, перед одним из ключевых сражений, император Константин получил знамение от Господа. Ему (и не только ему, но и всему его войску) явился знак на небе, над солнцем он увидел крест и надпись: «Сим победиши», то есть «крестом ты найдешь победу». Тут можно задаваться вопросом, на каком языке была надпись. Но вероятнее всего, надпись была на греческом языке, поскольку в то время в Римской империи все-таки господствующим языком был именно греческий, писали на нем все, и эта надпись была бы понятна не только императору, но и всему войску. Вот этот ключевой эпизод, пожалуй, и поставил последнюю точку в выборе веры императором. И действительно он победил. В 313 году, уже после победы в этой гражданской войне, он издает Миланский эдикт, который делает христианство разрешенной религией в Римской империи, и с тех пор христиан уже никто не гонит.

Можно задать следующий вопрос: как так вышло, что языческий император Константин принял христианство? Мы с Вами проговорили и поняли, что мы точно не знаем. Но есть некоторые чудесные знамения, Господь каким-то образом его привел; вначале Он вообще христианство создал, укрепил как истинную веру, а после этого дал особые знамения императору Константину, чтобы укрепить его в выборе. Однако можно подумать: вполне возможно, что мать его Елена, память которой мы тоже завтра празднуем, была христианкой. Но нам ничего не известно о дате ее крещения, существуют разные мнения на этот счет. Некоторые считают, что царица Елена уже на момент рождения своего единственного сына – будущего императора Константина была христианкой. И тогда становится вполне понятно, что она воспитала его именно в истинной вере Христовой. Но, впрочем, есть и другие мнения. Некоторые историки (например, известный историк IV века Евсевий Кесарийский) указывают в своей церковной истории на то, что царица Елена, как ни странно, была приведена ко Христу своим собственным сыном, а значит, она не могла воспитать его в истинной вере.

Так или иначе, но мы видим, что Господь призвал к Себе императора Константина, потому тот принял истинную веру. Пожалуй, именно чудесное Божественное вмешательство здесь нужно отметить и честный, искренний ответ сердца императора Константина, который почувствовал, где истина, и сделал выбор в пользу истины. Пожалуй, это было так, но достоверно сказать мы не можем.

– Да, это удивительно, что произошло такое чудо. И здесь, наверное, можно провести такую параллель – сравнить его с апостолом Павлом, потому что святого Константина мы именуем равноапостольным, а апостол Павел тоже ведь был призван из среды иудеев, которым было противно христианство, как и язычникам; они его воспринимали как нечто даже угрожающее империи; и иудеи так же.

– Да, пожалуй, можно такую аналогию провести. Но вы знаете, что апостол Павел не просто не был христианином, он был иудей, который занимался гонениями на христиан: он просто ходил и выискивал христиан, чтобы привести их в Иерусалим, для того, чтобы там их осудили и, быть может, даже казнили. Но по дороге в Дамаск ему явился Господь и сказал: «Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?» (Савл – его еврейское имя, а Павел – его римское имя.) У нас нет каких-то сведений относительно императора Константина, но, безусловно, пример с явлением креста очень яркий. Апостол Павел увидел свет с неба и услышал голос. Так же и император Константин увидел над солнцем свет Христов (именно «над», потому что солнце – это символ языческого божества, а крест находился над солнцем; это символизировало, что христианство побеждает язычество), а также Крест Господень и надпись: «Сим победиши». И действительно победил.

Здесь можно сказать, что та стойкость, с которой христиане шли и проповедовали свою веру, говорила, что, конечно, христианство рано или поздно победит в Римской империи. Просто вопрос был, когда это произойдет, и это произошло именно при императоре Константине. Здесь, наверное, уместно сказать в контексте нашей темы не просто об императоре Константине, а вообще больше об этой эпохе. Конечно, вся эпоха до императора Константина (I и II века, особенно III век) – это эпоха страшных гонений на христиан. Гонения на христиан были и со стороны иудеев. Вот, например, апостол Павел был одним из тех, кто гнал христиан. Гонения на христиан были и со стороны Римской империи.

Самые известные и самые крупные первые гонения произошли при императоре Нероне приблизительно в 64 году по Рождестве Христовом. Это были спонтанные гонения, и христиан тогда убивали, в общем, не за то, что они исповедуют Христа, а за то, что они якобы сожгли Рим. Император Нерон после пожара, который практически уничтожил город, обвинил в этом именно христиан. Нам до сих пор неизвестно, по какой причине сгорел город, но императору Нерону нужно было найти виноватых, чтобы умирить недовольство народа, и он устроил так называемые игры, в которых самым главным зрелищем было уничтожение христиан. Их уничтожали и на полях гладиаторских боев, их отдавали и на съедение зверям, их просто убивали... Это были первые страшные гонения. Но та стойкость, с которой христиане переносили гонения, являлась свидетельством того, что их вера истинная. После императора Нерона будут Диоклетиан, Траян, Марк Аврелий и прочие императоры, которые по той или иной причине ненавидели христиан и уничтожали их.

Можно вообще указать несколько причин гонений на христиан, например такие: римляне боялись, что новая вера повлечет за собой разрушение империи, поскольку христиане несли с собой новый дух. Но речь сейчас не об этом, а о том, что христиане своей стойкостью являли живое свидетельство, что их вера истинна. Вообще на греческом языке слово «мученик» звучит как «мартирос», и это слово означает «свидетель». Таким образом, если бы мы дословно перевели греческое слово, которое означает слово «мученик», мы бы мучеников называли словом «свидетель». Свидетель чего? Свидетель истинности веры.

Пожалуй, никакая другая религия на свете не может подтвердить свою истинность таким огромным количеством свидетельств. И это свидетельство не просто основанное на каких-то документах, это свидетельство, основанное на человеческих жизнях, когда люди отдавали самое ценное – свою жизнь. Потому что они были твердо уверены, что Господь ожидает их в Царствии Небесном и что они не могут здесь отказаться от Него, что отказ от Него здесь повлечет смерть вечную. Они предпочитали смерть временную, смерть земную, выбирая жизнь вечную. Поэтому такая стойкость говорила о том, что рано или поздно христианство победит, и произошло это уже при императоре Константине.

Но, наверное, не следует думать, что вся империя была христианской на момент принятия христианства. Конечно, нет. Тем не менее мы видим, что даже в высших слоях общества вера уже была настолько крепка, что император понимает: вот здесь истина.

– И свидетельство, которое явили мученики, является на самом деле аргументом в такой полемике, когда человек часто говорит: «Вы знаете, христианство придумано для того, чтобы сдерживать людей, чтобы они не творили никакой анархии в жизни общества…» Но неужели на протяжении стольких веков люди были обмануты какой-то выдуманной системой и шли на смерть непонятно зачем? Не может такого быть. Они шли на смерть за Христа, и это свидетельство действительно удивительно!

– Да, именно на этом во многом стоит наша вера. Здесь можно еще привести несколько важных моментов, которые, может быть, еще больше пояснят эту тему. Вы знаете, что для совершения богослужения в алтаре стоит престол. Люди церковные знают, что это такое, но если среди наших телезрителей есть человек нецерковный, то, если объяснять простым языком, престол представляет собой стол, освященный специальным образом. Но важным элементом престола является наличие (или в самом престоле, или на нем, в так называемом антиминсе) частички мощей какого-либо святого. Эта традиция берет свое начало с самого начала существования христианской Церкви, поскольку первые христиане (при императоре Константине и до него, особенно в I и II веках) совершали богослужение, как бы странно это ни казалось, на месте погребения того или иного мученика. Это вполне достоверно известно по раскопкам в римских катакомбах.

Оказывается, в Риме есть под землей целая сеть разветвленных коридоров, которые представляют собой древние кладбища. В этих коридорах различные помещения – крипты, кубикулы, которые имеют разный размер, но если кладбище предназначалось для совершения богослужения, то обязательно в центре этого кубикула, например, будет находиться могильная плита, где погребен какой-либо мученик. Быть может, с разных сторон этой плиты будут какие-то изображения или барельефы. Это могут быть самые разные изображения: например, из жизни Господа, изображения событий притч или какие-то символические, например винограда. Но именно на этом месте погребения, на этой могильной плите сверху люди совершали Божественную литургию – службу, которая является сердцем нашего богослужения.

Казалось бы, как странно, ведь смерть – это нечто ужасное, нечто страшное. Да, смерть, конечно, является нарушением того порядка, который Господь дал миру. Однако этот мученик, который погребен на том месте, где совершалась служба, своей верой, своей смертью свидетельствовал о том, что эта вера – истинная, что он не боится умирать, что верит и, даже позволю себе сказать, твердо знает, что за порогом смерти его ждет Господь, ждет вечная жизнь. И поэтому первые христиане не боялись смерти и даже совершали самое главное богослужение – Божественную литургию именно на месте погребения других таких же, как они, были готовы принять эту смерть в случае начала гонений и верили в Царство Небесное, верили в то, что Господь ожидает их в той жизни. И конечно, такая вера не могла не победить в Римской империи, не могла не победить того уже разлагающегося язычества, которое было даже на момент пришествия Господа Иисуса Христа.

– Наверное, очень важно сегодня понимать важность обращения к святым равноапостольным Константину и Елене, потому что мы знаем о тех страшных гонениях на христиан, которые сегодня воздвигнуты на Ближнем Востоке и в Африке, там идет реальное уничтожение христианского населения.

– Да, сейчас совершаются действительно беспрецедентные гонения на христиан, которые мы вполне можем уподобить гонениям первых веков, если даже не сказать, что они еще более страшные.

– По статистике каждые пять минут в мире гибнет один христианин. Это же страшная цифра…

– Да. И вообще наша эпоха, не только в России, но и, пожалуй, во всем мире чем-то похожа на эпоху равноапостольных Константина и Елены. Чем же она похожа? Как мы уже поняли, во времена императора Константина в IV веке в Римской империи было достаточно много христиан, впрочем, еще больше было язычников, которые с той или иной степенью враждебности или симпатии относились к этой новой для них религии. Даже после императора Константина, даже еще во время его правления, когда он еще не владел целиком Римской империей, совершались гонения на христиан. После него еще придет так называемый Юлиан Отступник, который вообще попытается возродить языческий культ, но у него ничего не получится.

Однако император Константин и современные ему христиане были в меньшинстве, и они так или иначе занимались проповедью, улаживали какие-то вопросы, разногласия. И оказывается, наше время очень похоже на то время, поскольку и сейчас, нужно признать, таких людей, которые живут полноценной церковной жизнью, достаточно мало, их небольшая доля. Общество, которое нас окружает, конечно, не языческое, но оно и не христианское. И люди с той или иной степенью враждебности или, наоборот, с симпатией относятся к этой во многом для них часто неизвестной религии. И задача нас, христиан, так же как задача императора Константина, Елены и их современников, состоит в том, чтобы раскрывать перед этими людьми христианство.

И так же, как незадолго до императора Константина совершались гонения на христиан и люди своей стойкостью показывали истинность веры, точно так же и эти несчастные христиане в Сирии, на Востоке, в Африке своей стойкостью показывают, что наша вера – истинная. И они тем самым являются для нас опорой во многом, потому что уже никто не сможет нам сказать, что христианство – это что-то придуманное, напускное, что это обман. Посмотрите: тогда людей убивали, но они не отказывались от веры, не отказывались они и в XX веке, после революции в России (а такие революции происходили не только в России, но и во многих других странах мира), не отказываются они и сейчас на Ближнем Востоке, в Африке. Значит, они обладают чем-то, каким-то сокровищем, которое, к сожалению, люди вокруг нас не видят. И наша с вами задача, так же как у императора Константина и Елены, показать людям это сокровище, дать им его почувствовать. Тем самым мы будем выполнять заповедь Господа, Который отправлял Своих апостолов учить и крестить людей.

Так что, пожалуй, вот с такими просьбами мы должны обращаться к императору Константину и Елене, чтобы они прежде всего нас укрепили, чтобы мы внутри себя ощутили это сокровище, которое дает людям силу бороться и не бояться даже смерти. Когда мы это ощутим, тогда можем идти и нести другим людям это самое сокровище. Пожалуй, вот такая связь между современным миром и временем императора Константина и царицы Елены.

– Еще интересная параллель и духовная связь. Вы уже упомянули святого равноапостольного князя Владимира, но ведь была еще и княгиня Ольга. И вот интересно: есть святой равноапостольный Константин и его мать святая Елена, и есть князь Владимир и его бабушка – княгиня Ольга, которые тоже очень много сделали для Руси, для становления христианства, память их тоже празднуется в один день.

– Да, пожалуй, связь самая что ни на есть прямая. Хотя о святой равноапостольной царице Елене мы не знаем точно, когда она была крещена, то насчет княгини Ольги твердо знаем, что она была крещена до своего внука – князя Владимира, и именно она привила внуку любовь к христианству в той или иной степени. И здесь мы можем верить или не верить в Бога, однако нужно признать, что было некое чудесное вмешательство в дело выбора веры князем Владимиром. Даже историк, который не верит в Бога, не сможет заподозрить князя Владимира в поиске какой-то выгоды. И сейчас я поясню почему.

Перед князем Владимиром, как вы знаете, было несколько вариантов: он мог принять христианство, мог принять иудаизм, еще ему предлагали принять ислам. И нужно сказать, что ислам на тот момент, в X веке, представлял собой удивительно богатый и сильный мир. Мы, конечно, понимаем, что Византия, к которой в конце концов обратился князь Владимир, также представляла собой богатейшее и в культурном, и в материальном отношении государство, однако она не являлась единственным удивительным государством в мире. Таким же богатым, и даже еще более богатым, являлся исламский мир. Уже к этому времени исламский мир начинает набирать силу, а Византия как империя уже теряла силы, и, как вы знаете, по прошествии еще пятисот лет Византия вообще будет захвачена турками и падет под натиском мусульман. Город Константинополь, который был основан императором Константином, падет от натиска мусульман в 1453 году...

– Сегодня это Стамбул.

– Да. И поэтому выбор князя Владимира был не так-то уж очевиден. Может показаться: ну что еще мог выбрать князь Владимир? Иудаизм, как вы знаете из предания, которое записано в «Повести временных лет», он отверг. Потому что когда спросил иудеев: «А где же ваш город?», они сказали: «Мы прогневали Господа, и Он рассеял нас по лицу всей земли». Тогда он ответил: «Если вы прогневали Господа, то почему же вы приходите ко мне и предлагаете свою веру? Вначале образуйте свое государство, восстановите отношения с Господом и тогда уже предлагайте свою веру. Я не хочу, чтобы и мой народ был рассеян так же, как ваш». (Я немного сейчас, конечно, расширительно толкую.) Поэтому иудаизм едва ли он выбрал бы.

А вот между исламом и христианством выбор был серьезный. И он выбрал именно христианство, поскольку его послы (как нам говорит «Повесть временных лет»), находящиеся в городе Константинополе, посетили богослужение в храме Святой Софии и, когда вернулись, сказали: «Когда мы были на богослужении, то не понимали, где находимся: на небе или на земле». Как это можно назвать, если не Божественным направлением князя Владимира в нужную сторону? И конечно, он выбирает христианство.

И всегда мы говорим о них в паре, поскольку княгиня Ольга была первой из правящих кругов Руси того времени, кто принял христианство. Сын ее отказывался принимать, он говорил: «Надо мной будет дружина смеяться, если я приму христианство». Впрочем, известно, что в дружине уже были христиане (часть дружины была языческой, часть – христианской). И на момент крещения города Киева известно, что в Киеве находился храм в честь пророка Илии. То есть не следует думать, что христианство на Русь пришло как нечто внешнее, нечто чуждое. Это очень похоже на Византийскую империю: христианство изначально проникло на Русь вследствие каких-то торговых, военных связей; как я уже сказал, дружина содержала в себе уже некоторое количество христиан. Потом уже князь Владимир ставит последнюю точку и совершает крещение: сам крестится и крестит народ.

– Удивительные параллели наших святых и великих святых всей Церкви – Константина и Елены, Владимира и княгини Ольги и судеб, того, что чудесным образом христианство пришло и установилось в Византии и по всей Римской империи, а потом по всему миру.

– Это преемство еще можно проиллюстрировать. Вот я уже упоминал сегодня храм Святой Софии в Константинополе (ныне город Стамбул). Собор этот сохранился, сейчас он является мечетью, точнее музеем. Точно так же и в Киеве собор был назван собором Святой Софии. То есть преемственность сохранилась еще и здесь, поскольку Византия была для нас (в общем, и сейчас является) идеалом.

Кстати, мы упоминаем город Константинополь, а нужно сказать, что он был основан императором Константином (равноапостольным), память которого мы завтра празднуем. Основан он был (начато строительство), как принято считать, в 324 году, а столица туда была перенесена в 330 году. Почему император Константин это сделал? Можно указать разные причины. Но, пожалуй, самая весомая та, что в IV веке Византийская империя очень активно торговала с еще более восточными странам – такими, как Китай, Индия, и поэтому восточные части Римской империи богатели быстрее. Поэтому император Константин переносит столицу из Рима в местечко, небольшое поселение, которое тогда называлось Виз а́ нтий. На его месте был основан город, который ныне называется Стамбул. Это был удивительно укрепленный город, с моря его взять было практически невозможно. Пал он под натиском турок в 1453 году, и конечно, это было очень трагическое событие.

Но город был удивительной культуры, и поэтому послы князя Владимира были потрясены, удивлены красотой и духовностью богослужения, богатством города, богатством храмов, культурой, которую они там увидели. Потому когда пришли к князю Владимиру, это ему и рассказали. А «Повесть временных лет» говорит, что они сказали: «Мы не знали, где находимся: на небе или на земле». Что-то такое им запало в сердце, что они передали князю Владимиру, и он сделал выбор именно в пользу христианства восточного обряда, в пользу православия. На тот момент еще не было разделения, но тем не менее уже приходили разные послы: одни – из Рима, другие – из Византии. И князь Владимир сделал выбор в пользу именно Византии, это ему пришлось по сердцу, он почувствовал, что именно здесь и находится истина.

– Вопрос телезрителя из г. Чебоксары: «О чем можно молиться святой равноапостольной Елене?»

– Нужно прежде всего сказать, что отношения со святыми, так же как и отношения с Богом, должны быть живыми. Мы верим, что Господь Иисус Христос был совершенным Человеком и совершенным Богом. Когда Он был на земле, с Ним общались, к Нему приходили, о чем-то Его просили, может быть, даже делились с Ним своими радостными или горестными переживаниями. Какие-то ученики были к Нему ближе, какие-то немножечко и дальше, хотя Господь всех любил одинаково. Но важно, что со стороны каждого человека отношения с Господом живые: это личностные отношения, это общение, это просьба, это молитва. Молитва – это и есть просьба, искреннее обращение к Господу всем своим сердцем.

И таким же общением являются отношения со святыми, в том числе со святой равноапостольной царицей Еленой. Конечно, когда мы обращаемся к святым, нужно всегда помнить, что мы не просто просим: «Помоги нам». Мы можем иногда так говорить, но мы, конечно, подразумеваем: «Ты попроси Господа, чтобы Он помог мне, попроси Его, походатайствуй, ты ближе к Нему, ты уже находишься на небесах, имеешь опыт молитвы к Нему, а мы здесь немощные. Ты помоги нам и походатайствуй за нас перед Господом». Вот такого рода эти отношения.

С другой стороны, бывает так, что одному человеку ближе один святой, например преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим Саровский, а кому-то ближе Матрона Московская, просто по сердцу ближе, и сложно бывает объяснить почему. Может быть, родители так воспитали, а может, когда-то он случайно зашел в храм и так ему запала в душу та молитва, которую читал священник в тот момент, что он почувствовал какую-то связь между собой и этим святым. То есть это общение устанавливается таким чудесным незримым образом. Поэтому у одного человека сердце просит молиться одному святому, а у другого человека – другому святому. Здесь нельзя проводить жестких рамок и говорить, что вот этому святому можно молиться насчет того или другого. Нужно понимать, что эти отношения – всегда искренние, всегда очень личностные, индивидуальные, и это настоящая жизнь, поскольку мы верим, что все святые, которым мы молимся, – живые.

Теперь уже, отвечая на вопрос напрямую, первое, что хочу сказать: святые равноапостольные Константин и Елена упоминаются всегда в Таинстве венчания, например. Поэтому очень уместно молиться им о благополучии в семье. Только еще раз напоминаю, что это некие очень условные рамки. Кто-то, может быть, свою дочку назвал в честь царицы Елены и будет молиться ее небесной покровительнице о том, чтобы у дочери все было хорошо.

Почему именно они упоминаются в Таинстве венчания? Пожалуй, они явили образец христианской семьи, когда сын и мать совершали единое дело – дело прославления Господа. Кстати, нужно отметить, мы еще об этом не упомянули, что император Константин отправил свою мать – царицу Елену на поиски Честного Животворящего Креста Господня, и тем самым они тоже явили это единое дело, когда семья движется к Господу. Именно для этого семья вообще и должна создаваться: для того, чтобы каждый член семьи – муж, жена, отец, мать, дети – все вместе направляли свои усилия к тому, чтобы приближаться к Господу. И вот император Константин и его мать царица Елена явили в этом образец, поэтому, пожалуй, их упоминают на отпусте Таинства венчания.

А дальше каждый человек должен сам для себя решать: если сердце у него лежит молиться к святой равноапостольной царице Елене, то пусть он просит ее в своих невзгодах, тут уже не следует проводить жесткие рамки.

– Еще удивительный момент: можно обратить внимание, сколько людей с именами Лена и Константин по всему миру. Очень распространенные имена, что говорит и о почитании этих святых в том числе.

– Да, у всех этих людей (и у наших зрителей, которые носят эти чудесные имена) завтра именины. Хотя, может быть, они были крещены в честь каких-то других святых.

– Вполне возможно. Мы знаем, что Константин занимался строительством города. А занимались ли он и Елена храмоздательством? Потому что мы видим очень много храмов, посвященных святым равноапостольным Константину и Елене. В том числе в Санкт-Петербурге на ул. Доблести есть храм, есть Константино-Елененский монастырь ­– в одном городе две обители Божии, посвященные этим святым.

– Конечно, эти обители были построены уже гораздо позже жизни самого императора Константина. И конечно, он занимался храмоздательством. Когда он строил город Константинополь, то строил его по образцу Рима, но только языческие храмы заменял христианскими (город он строил именно христианский, но по образцу старого Рима). Это один пример его храмоздательства.

Второй и наиболее известный пример – это храм в Иерусалиме на месте страданий и погребения Господа Иисуса Христа. Я уже упоминал сегодня, что император Константин, желая обрести Честной Животворящий Крест Господень, отправляет в Иерусалим, в Палестину, свою мать – царицу Елену с тем, чтобы она провела некоторые научные изыскания, раскопки и нашла этот Крест. Вы спросите: как же так, а Крест разве был утерян? Оказывается, да. Вплоть до IV века не было известно его местонахождение. И сейчас я вам приведу целых три предания, но это не просто предания, об этом повествуют различные древние церковные историки IV – V веков. Существуют три версии того, каким образом был найден Крест Господень. Оказывается, после страданий Господа он был брошен, потом сверху чем-то засыпан, так вот и потерялся. Теперь расскажу три версии того, каким образом он был найден.

Самая распространенная версия состоит в том, что когда царица Елена прибыла в Иерусалим, она расспрашивала у местных иудеев, которые там жили, не знают ли они, где находится Крест Господень, но никто не знал. В конце концов она нашла одного старого-старого иудея, который, конечно, не был современником Христа (он не мог им быть, потому что это был IV век), но тем не менее он знал о Кресте, и после того, как царица Елена его расспросила, он сказал, где находится Крест. Вначале он говорить не хотел, поскольку был не христианином, а иудеем, однако в конце концов рассказал, и оказалось, что Крест Господень находился под капищем языческой богини Венеры. Храм (это языческое капище) был разрушен, потом разрыта з емля, и было найдено три креста.

Почему три, понятно: один Крест принадлежал Господу, два других – двум разбойникам, которые были распяты по обеим сторонам от Христа. Также была найдена табличка и гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту. Но дальше нужно было определить, на каком из этих крестов был распят Господь? В этот момент проходила процессия похорон умершего молодого человека. Процессию остановили и к умершему человеку поочередно приложили три креста. Когда приложили Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, этот человек воскрес. Таким образом было установлено, какой крест является истинным. Это самая распространенная точка зрения на то, как был найден Крест Господень.

Есть вторая, очень похожая версия. Другие историки V века повествуют немного по-другому. Они говорят, что царица Елена нашла Крест на месте, где находился языческий храм Афродиты. Храм также разрушили, землю раскопали, нашли три креста, табличку, на которой было написано: «Иисус Христос, Царь Иудейский». Приложили поочередно кресты к болящей женщине. И когда приложили Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, то женщина исцелилась.

Есть еще третье предание, о котором также повествуют церковные историки. Оно говорит о том, что некая женщина – иудейка, которая была тайной ученицей Христа, еще в I веке после Его распятия утаила Крест, спрятала его. То есть Крест не был утерян, он был спрятан. И уже потом, в IV веке, когда в Иерусалим пришла царица Елена, Крест был найден. Вот такие разные точки зрения есть. Но надо понимать, что это на самом деле не так важно. Однозначно мы можем говорить, что все-таки именно царица Елена нашла Крест.

После того как Крест был обретен, на месте Голгофы, на месте погребения Господа строится целый храмовый комплекс. Самый центральный храм был базиликой. Это соборный храм, имеющий прямоугольную форму, он был на месте воскресения Господа. Этот храм был торжественно освящен и в честь этого установлен праздник, который ныне Православная Церковь празднует 13 сентября (по церковному календарю), а в древности Церковь праздновала его 13 или 14 сентября. Кстати, нужно отметить, что этот праздник был очень большим, мы об этом знаем очень достоверно.

Различные путешественники совершали паломничество на Святую Землю в древности (в VI – VIII веках) и потом оставляли свидетельства о том, как там совершалось празднование того или иного события. Оказывается, в древности этот праздник (он назывался день обновления храма; обновления в смысле освящения, в древности именно такое слово использовалось) – праздник обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме –праздновался наряду с такими праздниками, как Пасха и Благовещение. То есть это было событие огромного значения. Этот праздник проходил в течение восьми дней. (Сейчас в нашем современном сознании праздник именно так представляется: один день отпраздновали– и всё.) И на второй день этого праздника совершался вынос Креста Господня – того самого, который нашла царица Елена, его показывали народу и давали людям возможность к нему приложиться. Это событие, это действо называлось Воздвижение. Совершалось оно, еще раз повторю, на второй день праздника обновления храма в Иерусалиме.

Уже по прошествии нескольких столетий значения праздников поменялись. И первое значение приобрел праздник именно Воздвижения, он стал особенным, отдельным праздником, и теперь мы с вами знаем такой двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который празднуем по церковному календарю 14 сентября. А за день до этого сейчас мы празднуем праздник освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Но в древности все было наоборот: именно праздник обновления был главным, праздновался восемь дней, а на второй день этого праздника выносился Честной Животворящий Крест Господень и давался на поклонение народу.

Все древние историки говорят о том, что частицы Честного Животворящего Креста Господня сразу стали распространяться по всему миру. Они не только передавались в храмы, монастыри или какие-то большие города, но даже обычным членам Церкви, обычным христианам, которые носили их у себя в мощевичках на шее. И это, конечно, было удивительно – носить частицу того самого Древа, на котором был распят Господь Иисус Христос.

В эпоху крестоносцев Крест был утерян, и на данный момент нам неизвестно, где он находится. Но самой вероятной точкой зрения является мнение о том, что Крест был окончательно разделен на различные части и передан в те или иные храмы по всему миру (этих частиц действительно очень много в мире). Тем самым он является живым свидетельством той силы Господа, которой Он спас весь человеческий род.

Всё это нам дали святые равноапостольные царь Константин и царица Елена, это их трудами было совершено это великое действо. Может быть, император Константин так хотел найти Крест Господень потому, что именно он явился ему в знамении, и Господь этим самым Крестом даровал ему победу. Может быть, это подвигло его на такое непростое мероприятие.

– Стоит отметить, что благодаря святой равноапостольной царице Елене сегодня и мы с Вами, отец Кирилл, и жители Санкт-Петербурга могут приложиться к иконе с частичкой Креста Господня, которая находится в Санкт-Петербургской духовной академии и дважды в год выносится для поклонения верующим: на праздник Крестовоздвижения и в неделю Крестовоздвижения в Великом посту.

– Кстати, здесь нужно отметить интересный момент. Мы говорим о храмоздательстве императора Константина, но, говоря о царице Елене, мы будем предполагать, что за этим стоит сам император, по крайней мере в финансовом вопросе. Царица Елена построила не только храм Воскресения Христова на месте страданий Господа, на месте Его погребения. Также она построила храм в Вифлееме, который, кстати, сохранился до наших дней. Вот та базилика (храм, который имеет определенную архитектуру – прямоугольную форму и внутри содержит колоннады, т.е. своды поддерживаются колоннами), которая по сей день стоит в Вифлееме, была построена именно царицей Еленой на месте Рождества Господа Иисуса Христа.

Также ей принадлежит постройка храма на Елеонской горе. Так что это несколько строений на Святой Земле, и именно они начали это строительство. И конечно, если у кого-то из наших телезрителей есть возможность посетить Святую Землю, то я очень советую. Это удивительные переживания – побывать на том месте, где ходил Сам Господь. А вот, кстати, храм Воскресения Христова разрушался неоднократно. И постройка, которую мы видим сейчас, уже не является постройкой императора Константина и царицы Елены. Этот храмовый комплекс был построен крестоносцами. А базилика на месте Рождества Господа Иисуса Христа сохранилась до наших дней.

– Отец Кирилл, Вы можете пожелать что-нибудь нашим телезрителям.

– Я думаю, каждый из нас должен понимать, что мы живем во времена, очень похожие на времена Константина и Елены, когда вокруг много людей, к которым нужно идти и проповедовать христианство. Это наша прямая задача. А что мы можем прежде всего говорить этим людям? Первое, что мы должны им говорить, – это то, что говорили апостолы. Они говорили слова: «Христос воскресе!», но в другой форме. Так и я вам говорю: «Христос воскресе!», тем более что сейчас пасхальный период. Мы с вами должны идти и проповедовать о том, что Господь пришел и победил смерть, так что люди не боялись идти на страдания ради Него. Так что и мы с вами должны идти и нести это радостное пасхальное восклицание «Христос воскресе!» всем, кто нас окружает.

– И слышать в ответ радостное: «Воистину воскресе!» Спасибо Вам, отец Кирилл, за замечательную беседу.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать