Значение Евангелия в наше время

2 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 2 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Дмитрий Бродовиков.

Сегодня у нас в гостях иерей Анатолий Куликов, настоятель храма в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого в г. Екатеринбурге.

Здравствуйте, батюшка, благословите.

 

- Здравствуйте, Дмитрий. Здравствуйте, зрители. Господь всех  нас благословит.

 

- Батюшка, Вы давно ведете на нашем канале программу "Читаем Евангелие вместе с Церковью", и сегодня мы решили поговорить о том, какое место занимает Евангелие в нашей сегодняшней жизни, является ли оно актуальным?

Предлагаю начать беседу с определения самых простых понятий. Что такое Евангелие?

 

- Если мы считаем себя христианами, и все, что связано с Господом и вопросом спасения души, важно для нас, то, несомненно, говорить о Евангелии стоит.

Что такое Евангелие? В современном понимании можно выделить два понятия.

Первое - то, чем живет и занимается Церковь. Задача Церкви как раз дело благовестия: говорить о спасении: о том, что Спаситель пришел в мир, что Бог любит людей, спасает людей, о том, что Господь освобождает нас от дьявола, от греха, ада. Все, что есть в Церкви, все, так или иначе, касается Евангелия - возвещения этой благой вести. Само слово Евангелие переводится как благая, или добрая, весть.

Но есть и другое понимание Евангелия. Евангелием мы называем книги Нового Завета, в которые входят четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна Богослова. Четыре ученика, четыре апостола оставили для нас свои воспоминания, скажем так. То, что они видели, слышали, что услышали и записали со слов других очевидцев.

Если мы откроем Евангелие от Луки, то увидим, что этот евангелист адресует свое Евангелие конкретному человеку - некоему Феофилу, который, видимо, собирается принять христианство и получает наставление в вере. Чтобы не просто быть наученным через слышание, но мог бы и прочитать.

И далее евангелист Лука говорит, что пишет он о том, что ему известно от самих служителей Слова, непосредственных свидетелей - апостолов, которые были ближайшими ко Христу.

 

- Значит ли это, что мы называем Библией Ветхий и Новый Заветы, а Новый Завет называем Евангелием?

 

- Не совсем так. Есть книги Ветхого Завета, и есть книги Нового Завета. В состав Ветхого Завета входят книги законодательные, пророческие, исторические, иные.

И Ветхий, и Новый Завет - откровения Бога о Себе людям. Ветхий Завет - то, что было открыто людям до пришествия Спасителя, Новый - то, что было открыто после Его пришествия.

Новый Завет состоит из четырех Евангелий, Деяний святых апостолов, написанных евангелистом Лукой. Далее послания святых апостолов, большая часть из которых принадлежит перу апостола Павла, и книга "Откровение" Иоанна Богослова, или "Апокалипсис". Как мы видим, Евангелие является лишь частью Нового Завета, которое имеет более широкий смысл.

 

- Почему Евангелие называют "Книгой жизни"?

 

- Потому что в нем говорится о жизни вечной: Бог стал человеком, чтобы снова привести человека к жизни.

Когда мы читаем в Евангелии о жизни вечной, надо понимать, что речь идет не о вечном существовании, которое никогда не заканчивается. Это не тот образ жизни, который мы ведем сейчас, но только умноженный на вечность. Нет. Когда речь идет о вечной жизни, имеется в виду божественная жизнь.

Вечной Жизнью с большой буквы обладает только Бог, Он является ее источником. Сам является жизнью. Евангельское благовестие говорит нам о том, что Бог стал человеком, для того чтобы привести человека  к этой божественной жизни, дал ему возможность прийти в состояние обожения. Святые отцы называют это состояние "вышеестественным" или "сверхъестественным", состояние, которое выше того, в котором был Адам до грехопадения. Именно об этой жизни говорится в Евангелии.

И в Евангелии мы видим все необходимые указания для ее достижения. Что надо делать, как нужно жить, чтобы эта божественная жизнь имела отношение к тебе.

 

- Есть люди, который считают Евангелия устаревшими книгами, поскольку тогда жили по-другому, что времена меняются, и мы вместе с ними. Говорят о том, что не все написанное можно считать истиной и необходимостью в сегодняшнее время.

 

- Подобные заявления приходится слышать, порой упорно и настойчиво. Надо сказать, что чаще всего за таким заявлением скрывается обычная человеческая лень.

Вся история христианства свидетельствует о том, что жизнь по Евангелию не просто возможна, но что она естественна для человека. "Книгой жизни" мы называем его потому, что в христианстве человек может стать самим собой, получить свободу от того, что его мучает и разрушает. Свободу от того, что его делает существом, более низко стоящим, чем животные, а порой и демоны.

Евангелие выводит человека из этого противоестественного состояния - состояния смерти. Оно дает человеку перейти в состояние жизни.

Господь говорит: возьмите иго Мое, иго Мое благо, и бремя Мое легко есть. Но взять иго нужно. Человек согласись, сделай это, но только от тебя самого зависит, возьмешь ли ты или не возьмешь.

Когда человек берет это иго, он начинает видеть перемены в себе, начинает восстанавливаться. Это становится для него жизненно необходимым.

Люди заявляют, что Евангелие устарело, но чаще всего это те, кто даже не пытался выполнить что-то из написанного в Евангелии. История всей жизни показывает, что это естественно для человека. Евангелие не навязывает и не принуждает, оно говорит человеку о том, что для него жизненно необходимо.

Что нужно каждому человеку? Жить в любви, чтобы его любили, чтобы ему прощали, помогали. Чтобы все было по нормальному, по-доброму. Независимо от воспитания, образования, условий жизни, это то, что естественно для человека.

Евангелие как раз и говорит нам об этом: о том, что надо любить друг друга, прощать, быть милосердными.  Господь говорит о том, что любовь бывает такая, что человек может даже пожертвовать собой. Более того,  Господь не просто говорит об этом, а дает пример: Он идет и умирает за каждого из нас. За каждого из нас Он идет в ад, чтобы человек мог от этого освободиться.

Что может быть в этом устаревшего, если это касается жизни каждого из нас?

 

- Что Вы можете сказать о канонических и неканонических Евангелиях?

 

- Мне кажется, если взять простого человека из толпы и задать ему вопрос о канонических или неканонических Евангелиях, то он, скорее всего, просто не знает, что это такое.

В IV веке был составлен канон книг Священного Писания. Надо сказать, что Библия как священная книга принадлежит Православной Церкви. Потому что именно Православная Церковь своим соборным разумом определила, какие книги касаются Священного Писания, а где недостаточно свидетельств о том, что данные письмена принадлежат конкретному человеку.

В том числе был определен канон книг Нового Завета, который, по сути, определился уже ко II веку. В конце I века было написано первое Евангелие евангелистом Матфеем, в начале II века евангелист Иоанн Богослов написал свое последнее. Именно с этого времени Церковь считает почитание этих книг, как верное и правильное.

Но периодически появлялись какие-то тексты. Однако поскольку чаще всего было трудно понять, откуда они взялись и кто их автор, Церковь не относилась к ним с таким же трепетом, как к четырем признанным Евангелиям. Эти книги и получили название неканонических Евангелий, или апокрифов. Может быть, их интересно изучать историкам, специалистов.

Историческая наука говорит о том, что апокрифы чаще всего представляют собой сборники каких-то записей, мнений, сделанных в разные времена, а затем кем-то когда-то собранные.

Время от времени в СМИ появляются "сенсационные" сообщения, что где-то найдено какое-то новое Евангелие, например "от Иуды", и это будто бы может опровергнуть классические новозаветные тексты. Это, как пена на воде. За две тысячи лет чего только не появлялось, каких только средств не использовали темные силы, чтобы упразднить или извратить Церковь. Сколько было нападок на Евангелие, сколько ересей, лжеучений, которыми пытались опровергнуть самое главное, что Бог есть любовь, что Бог стал человеком нашего ради спасения. Господь обещал, что Церковь будет стоять до конца, и врата адовы до конца не одолеют ее.

Для каждого из нас важно, придерживаешься ли ты единства Церкви: разума богочеловеческого, древа жизни. Или же пытаешься "умничать". Чаще всего люди пытаются критиковать Евангелие, будучи знакомыми с ним едва ли не понаслышке. И основывается это зачастую на нежелании делать то, что там написано.

Наверное, многие из нас в начале своего христианского пути сталкивались с тем, что не могли что-то принять в Евангелии. Хотелось бы сгладить какие-то углы. Выбор здесь может быть таким. Либо ты смиряешь свое горделивое сознание, говоришь, что хотя твоя жизнь пока и не соответствует тому, что говорит Господь, но ты хочешь жить так.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Когда я читаю в Евангелии от Луки эпизод, где Господь обличает законников, говоря, что они принимают законы, а сами их не выполняют, у меня возникает ассоциация с нашей Государственной думой. Почему у меня возникает такая ассоциация?

 

- Все-таки, наверное, законники времен Спасителя отличались от законотворцев современности. В первую очередь, отличались тем, что иудеи на 99,9% были люди очень религиозные. Соответственно к нормам жизни они подходили с точки зрения Закона Божия. Проблема была в том, что закон извратили, понимали не так, как этого хотел Бог, потому Спаситель их и поправлял.

Сейчас в большинстве своем государства нашей планеты, чаще всего, кичатся своей светскостью, если не брать исламские государства, где в центре шариат. Остальные государства гордятся тем, что они "свободны" от религиозных норм.

Что происходит, когда люди забывают о Боге и законе Божием? Они начинают ошибаться. Мы существа поврежденные, ограниченные, несвободные. Христианство говорит об этом, как кажется обывателю, порой безжалостно. Христианство говорит:

- Человек, ты смертельно болен, ты лишь мечтаешь о самом себе, что ты добр, хорош. Если ты не обратишься к Богу, никто тебе помочь не сможет.

Но по своему самолюбию мы не принимаем этого всерьез. Когда мы не ставим человека на первое место, мы обречены ошибаться.

Пример, который Вы приводите, говорит о том, что намерения могут быть хорошими, а исполнение никакое. Нельзя говорить в осуждение кого-то, поскольку мы все такие. Без Бога человек вынужден ошибаться.

 

- Вопрос телезрителя из Владикавказа: Первый вопрос о смысле притчи о неверном домоправителе. Второй вопрос о кумранских раскопках, как реагировать на информацию об этом?

 

- Когда читаешь Евангелие, проникаешься его духом, духом правды и истины, мы вдруг наталкиваемся на такую притчу. Господь говорит о человеке, который вел себя ужасно: расхищал имущество своего хозяина. Узнав об этом, хозяин просит его дать отчет. Тогда правитель идет к тем, кто были должны его хозяину и делает следующее: если человек должен был 100 мер масла, он предлагает ему написать расписку на 50 мер и так далее.

Мы, читатели, возмущены его поступком: мало что расхищал имущество своего господина, а теперь придумал мошенничество. Причем перед тем, как придумать его, он еще и говорит:

- Копать не могу, просить стыжусь.

То есть физически работать он не может, побираться гордость не позволяет, и вот он решается завести себе друзей таким способом. Для того, чтобы лишившись работы у нынешнего хозяина, прийти к этим людям и напомнить, что благодаря ему они остались в прибыли.

Мы возмущаемся этому коварству, но удивительно то, что Господь как будто хвалит этого человека, когда говорит: посмотрите, как догадливо он поступил. Спаситель размышляет от имени хозяина и говорит, что это замечательный поступок. И далее говорит, что сыны века сего мудрее сынов света.

Неужели Господь оправдывает здесь коварство? Неужели оправдывает мошенничество? Ничего подобного! Очень важно помнить, что в притче важен сам смысл, а не всякое написанное предложение.

Смысл в том, что ради своей земной жизни этот человек был готов сделать все что угодно. Господом восхваляется именно эта забота о своей пользе, и это надо переводить на свою духовную жизнь. Живя духовной жизнью и заботясь о своей душе, мы должны применять максимум усилий, чтобы помочь самому себе. Именно это усердие помощи себе восхваляется здесь Господом, но вовсе не сам поступок. Для человека любой эпохи понятно, что сам поступок плох, это грех.

Что касается раскопок, это как раз касается нашего разговора об апокрифах. Действительно, где-то в пустыне были найдены свитки религиозного характера, которые были отнесены к времени Христа. Пытались сопоставить их с новозаветным откровением, но особой связи нет, и это остается находкой, интересной ученому миру, но к нашей жизни не имеет никакого отношения.

Зададимся вопросом: что мы ищем и ради чего? Если мы пытаемся позаботиться о своей душе, то все, что касается нашего спасения, уже есть в Церкви. Церковь является удивительной сокровищницей. Ведь мы ленимся читать святых отцов и толкования на Евангелия, но подавай нам раскопанные древние кусочки пергамента... Неужели у нас столько свободного времени? Давайте помнить слова апостола Павла о том, что дни лукавы суть, что время нам не принадлежит, что если мы упустили время сегодня, мы никогда в него уже не вернемся.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Я воцерковляюсь в довольно зрелом возрасте, и самостоятельные размышления над евангельскими текстами часто уводят совсем в другую сторону. Поскольку время не бесконечно, есть страх не успеть, толкования какого автора Вы бы посоветовали читать?

 

- Очень важно подмечено, что Священное Писание, как бы это не прозвучало парадоксально, читать небезопасно. Потому что наше сознание, наше сердце находятся в состоянии нечистом. Чаще всего, напрямую не поймешь и не примешь. Человек может оспаривать то, что не совпадает с его желанием, с его ожиданием, точкой зрения, привычными установками. Поэтому Церковь с самого начала стала руководствоваться пониманием Священного Писания теми людьми, которые имели отношение к этому непосредственной жизнью.

Евангелие создано теми людьми, которые сами видели, слышали и жили по Евангелию. Очень важно читать и понимать Евангелие в понимании святых, тех людей, которых Господь Своей благодатью очистил и дал им правильное видение. Тех людей, которые своей жизнью, а не просто размышлениями, засвидетельствовали, что Евангелие истинно.

Когда я пришел в Церковь, первые толкования на Евангелия, с которыми я столкнулся, были толкования блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке. Это то, что я могу порекомендовать.

Когда я был поставлен вести передачу "Читаем Евангелие вместе с Церковью", оказалось, что толкований блаженного Феофилакта мало. Церковь очень богата, много именно святоотеческих толкований. В первую очередь, надо сказать о толкованиях святителя Иоанна Златоустого, во времена которого как раз был составлен канон книг Священного Писания, человека неоспоримой святости и чистоты жизни. Единственная проблема в том, что на русский язык переведены не все его толкования. Мы можем читать толкование на Евангелие от Матфея и на Евангелие от Иоанна Богослова, толкования на два других, если встречаются, то в виде ссылок.

Можно читать комментарии византийского монаха начала второго тысячелетия Евфимия Зигабена. На русский язык переведены его толкования на Евангелия от Матфея и от Иоанна. Я бы посоветовал читать его труды именно простым людям. В толкованиях Евфимия Зигабена важны не его собственные размышления, а том, что в своих трудах он соединил толкования древних отцов. Он может ссылаться и на Иоанна Златоуста, и на Василия Великого, и на Ефрема Сирина, то есть авторитетных святых подвижников.

Очень неплоха книга Бориса Гладкова, которая так и называется "Толковое Евангелие". Сейчас продается  много хороших книг. У того же святителя Феофана Затворника есть удивительные вещи, касающиеся толкования Евангелий. У святителя Луки много проповедей с толкованиями.

Можно назвать книгу "Четвероевангелие" тогда еще архимандрита Аверкия, позже архиепископа. Скорее, ее можно назвать учебником.

Надо заметить, что прежде чтения Евангелия нужно и важно молиться. Надо попросить Господа понять и принять это в жизни. В этом залог понимания Священного Писания - делать то, что написано, тогда это становится понятным, и открывается что-то еще. Человек постепенно погружается в глубину Евангелия, и для этого необходимы усилия.

 

- Когда человек начинает читать толкования одновременно с текстом Евангелия, таких моментов, которые могли бы его смутить, становится все меньше. Как в свое время сравнение спасения с возможностью прохода верблюда в игольное ухо казалось мне символом полной невозможности. До тех пор, пока я не узнал, что так в Иерусалиме назывались специальные входы для людей, возвращающихся в город ночью.

 

- Это был параллельный вход в город: основные ворота на ночь закрывались, и оставалась небольшая калитка. Если кто-то из путников задержится, можно было его пустить. Но входивший  с большим товаром, который обычно везли на верблюде, имел проблемы. Приходилось разгружать верблюда, снимать с него грузы, как-то проталкивать само животное.

Поэтому и важно читать исследования, касающиеся евангельских событий. Когда открывается мир людей, которые жили тогда: как жили, зачем, что для них было важно в тот момент. Тогда смысл Евангелия открывается еще больше. Почему Господь именно так обращался к этим людям, как они понимали Его. То есть картина становится цельной. И в этом смысле Евангелие тоже "книга жизни".

 

- Как человеку, который только что пришел в Церковь, понять, что Евангелие - это реальная книга, написанная учениками Спасителя, а не какая-то выдумка. Есть ли какие-то способы, помогающие убедить человека в этом?

 

- Существуют два метода: метод научный и метод онтологический. Бывают люди такого характера, которым все важно изучить. У Церкви нет никаких секретов, за две тысячи лет все ответы, которые касаются догматики, канонов, уже даны и найдены. Тот, кто хочет во всем разобраться, может этим заняться.

Есть второй способ, который доступен для каждого человека: испытать своей жизнью истинность Евангелия. Сначала ознакомиться с ним, а затем исполнить все, что там написано. И тогда ты убедишься на 100%, что то, что там написано, приводит тебя к встрече с Богом.

Кстати, существует некий "тест" на стремление человека к правде, истине. Если человек, действительно, ищет истину, он не пройдет мимо Евангелия. И, наоборот, если человеком руководит ложь и желание как-то оправдаться, доказать себе и всему миру свою собственную правоту, тогда Евангелие окажется для него чем-то противным и ненавистным. Зачастую, все нападки и попытки спорить вызваны именно этим.

 

- Ирина одиннадцати лет из г. Ярославля спрашивает, какое Евангелие читать детям?

 

- Скажу то, что, наверное, устроит не всех. Сейчас продаются такие книги, как: "Детская библия", "Евангелие для детей".  Я против подобных книг, конечно, я не выхожу с протестом, чтобы их убрали с прилавков, но сильно сомневаюсь, что когда наши дети знакомятся с такими книгами, у них появляется любовь ко Христу, желание жить по Евангелию. Чаще всего, восприятие таких книг на уровне сказок. Все дети любят слушать сказки, которые им читают родители, любят их представлять, потом играть. Но ни один ребенок, повзрослев, не скажет, что он хочет быть похожим на персонажа какой-нибудь сказки. Потому что ребенок прекрасно понимает: это не имеет никакого отношения к реальности. Беда, когда к тому, что касается нашей непосредственной жизни, складывается такое отношение.

Какое Евангелие читать детям? Начинать надо с Евангелия от Матфея, но очень важно читать вместе с папой или мамой, а лучше всего со всеми вместе. Очень важно, чтобы те, кто занимаются воспитанием ребенка, читали Евангелие вместе с ним, чтобы они объясняли, и тогда те слова, которые услышит ребенок, лягут ему на сердце, посеют те семена веры, которые вырастут позднее и достигнут Царства Небесного.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Можно ли вести беседу со "Свидетелями Иеговы"?

 

- Жители многих крупных городов сталкивались с этими навязчивыми людьми, которые приходят в наши дома с яркими журналами, Библией в руках и предлагают поговорить о Боге. Опытные люди понимают, что пришли иеговисты, прощаются и со спокойной душой закрывают дверь.

Те, кто те не знают, что это за люди, не знают вред этой тоталитарной секты и допускают их в свою жизнь, часто пропитываются ядом их лжеучения. Это, действительно, те, кого можно назвать "волки в овечьей шкуре". Пусть сами они часто до конца не понимают, что делают, но их руководители это знают точно.

Мы, христиане, должны знать свою веру, знать свое упование и должны быть готовы любому человеку в любой момент спокойно, твердо и четко все объяснить.

Почему секты, и те же "Свидетели Иеговы" порой имеют успех в своем деле? Дело в том, что мы, православные, в большинстве своем не научены, не воспитаны, а самая главная беда в том, что чаще всего и не желаем ничему учиться. Но учиться очень важно, ведь Господь с каждого человека спросит, как он использовал свое время, использовал свою жизнь, разум.

Хорошо было бы так: пришли к нам в дом иеговисты, поговорили с нами и стали православными. Конечно, они зомбированы, в сектах происходит много того, что зомбирует человека и делает его неспособным объективно воспринимать окружающую реальность. Но попробовать можно было бы, но мы не можем, потому что чаще всего не знаем.

К нам приходят и говорят наизусть пятьдесят цитат из Нового Завета и сто пятьдесят из Ветхого. Конечно, мы можем сказать: мы православные и говорить не будем. Но поступили бы так апостолы или святитель Иоанн Златоуст? Наверное, нет.

Если Вы не уверены в своих силах, то, наверное, вступать в разговор не надо. Но при этом надо твердо пообещать себе разобраться со всеми этими вопросами. Информации о "Свидетелях Иеговы" предостаточно: что они говорят, как аргументируют свои слова, как критикуют православие. Все эти вопросы имеют ответы, и нет ничего сложного, чтобы узнать, в чем они неправы, кроме нашего праведного гнева. Домой пускать, наверное, не надо, но можно сказать на лестничной площадке. И, может быть, для кого-то это будет поводом задуматься о том, что происходит, и Господь кого-то из них обратит назад. Ведь зачастую те, кто ходят, были крещены в православии. Они крестились, но не просветились, не воспитались, и, не будучи поддержаны своими братьями и сестрами, они идут гибнуть за этими "волками".

 

- Телезритель из Екатеринбурга спрашивает, что такое смирение и как его достичь?

 

- Я не смогу ответить на этот вопрос: смирение - вещь божественная, кто его имеет, тот знает.

 

- Телезрительница спрашивает: Дедушка был мусульманином, можно ли подать о нем записку в храме?

 

- Церковь молится за единоверных чад своих, за тех, кто был крещен, омывается кровью Христовой, причащаясь. Одновременно Церковь молится за весь мир.

В День Святой Троицы после Литургии служится вечерня с коленопреклоненными молитвами, которые священник возносит к Богу от лица всей Церкви. В них содержится много прошений за весь человеческий род: за живых и за умерших, за принадлежащих к Церкви Христовой и за тех, кто по каким-то причинам не в ней. В этом смысле Церковь ходатайствует перед Богом за всех людей, но отдельных служб, которые бы касались не христиан, в Православной Церкви нет. Однако никто не запрещает человеку самому от избытка сердца помолиться в храме о своих близких и об усопших, попросить Бога об их спасении и прощении. Будем надеяться, что Бог, который есть любовь, любит все свои создания, и Он единственный знает, почему тот или иной человек не пришел к Нему в течение своей земной жизни. Я не склонен предаваться тому, что можно даже назвать осуждением: если человек не пришел к Богу в своей земной жизни, то для него все закрыто. Не будем развивать эту тему далее, поскольку тема спасения рода человеческого не имеет своего логического завершения. Есть много моментов, которые касаются жизненной ситуации каждого отдельного человека, доверим разбираться в этом Богу.

Если сердце просит молитвы за какого-то человека, когда есть любовь, которая все покрывает, каждый может молиться за своих близких. Сердце милующее, как говорил преподобный Исаак Сирин, жалеет даже демонов, плачет и о врагах спасения. В человеке открывается божественное качество: жалеть все создание, страдать, что кто-то не познал Бога и мучается. Если это доступно человеку, то неужели Бог не любит создание свое.

 

- Большое спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Благодарим за внимание наших телезрителей. До свидания.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать