Беседы с батюшкой. Евхаристия

2 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). Передача из Москвы.

– Тема сегодняшней передачи – таинство Евхаристии. Мы знаем, что это таинство было установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Эта тема является центральной для нашей Православной Церкви, потому что «евхаристия» в переводе означает «благодарение» – благодарение Бога за все, что у нас есть. Действительно, таинство Евхаристии было установлено Самим Господом Богом Иисусом Христом на Тайной Вечере, когда рядом с Ним были Его ближайшие ученики. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Это обещание Господа, которое приводит апостол и евангелист Иоанн Богослов, дает нам залог будущей жизни, и поэтому мы, православные христиане, должны относиться к этому таинству очень серьезно, с молитвенной, духовной, сердечной и плотской подготовкой. Мы должны воздерживаться от всего, что нас оскверняет, и всегда помнить о том, что Господь обещает привести нас в Царство Небесное, если мы будем жить по Его заповедям, стремиться к Нему, причащаться Его Святых Тела и Крови. И это является залогом нашего воскресения.

– Давайте попробуем перенестись на две тысячи лет назад. После установления таинства Евхаристии Иисусом Христом впоследствии его начали исполнять сами апостолы. Расскажите, как апостолы и первые христиане исполняли завет Христа Спасителя.

– В Деяниях святых апостолов описываются действия людей, живших в то время. Мы помним, что апостолы совершали таинство Евхаристии непрестанно, они жили в таком состоянии духа, в котором все время ощущалось присутствие Господа и Бога Иисуса Христа. В своей общине апостолы пользовались дарами Святого Духа настолько живо и ясно, настолько правдоподобно и видимо для людей, которые находились рядом с ними, что остается только удивляться, почему сейчас мы не имеем (или очень редко имеем) возможность ощутить действие Святого Духа. Но нам, как людям церковным, конечно, понятно – почему. Мы живем и пропитываемся грехом все больше и больше; вера наша слабая; очень часто мы думаем, что самость человеческая может многое сделать, но это большое заблуждение. Если мы не будем призывать имя Господа Бога нашего Иисуса Христа, то в жизни у нас будет все хуже и хуже; все меньше мы будем ощущать великую и спасительную силу благодати Божией, которую ощущали и получали апостолы в первые века христианства.

Но это не означает, что эта благодать не действует сейчас. Она действует! Действует, когда епископы, священники, дьяконы получают благодать священства через рукоположение; действует в таинствах Церкви – Евхаристии, Покаянии, Исповеди, Соборовании, или Елеосвящении; действует, когда Патриарх совершает чин освящения миро. Благодать жива и сейчас, но ощущает ее все меньшее количество людей, потому что не все пребывают в духе и истине, в любви к Господу Иисусу Христу.

– Мы знаем, что первые христиане собирались на так называемые агапы – вечери любви, там происходило таинство Евхаристии. Можете ли Вы рассказать об этих встречах?

– Первые христиане собирались на молитвословие после тяжелых работ на рудниках, где они добывали камень и драгоценный металл. Они приходили в общину и молились, прежде всего молитвами Духа любви; делились своим духовным опытом. Многие люди были неграмотными, поэтому очень часто предстоятель общины рассказывал о Христе, Священном Писании и Священном Предании посредством графического изображения, с помощью картинок, очень живо и красочно показывая и рассказывая о жизни Господа Иисуса Христа, Его Пресвятой Матери, о Царствии Небесном. И люди внимали этому и впитывали в себя эту информацию... А в конце вечера, во исполнение слов Спасителя предлагалось совершить Евхаристию – это спасительное таинство, приобщиться Телу и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Агапы, или вечери любви, занимали в первые века христианства особенное место. Сейчас люди совершают Евхаристию (или таинство Благодарения), участвуя в литургии, которая за многие века уже выкристаллизовалась, выделилась в особенное действие, благодатную функцию Церкви. Поэтому мы действительно можем сказать, что Евхаристия – это молитвенное, благодатное, христианское делание, так же как и литургия в целом. Они являются производными от агап – первых вечерей любви.

– Мы знаем, что были созданы чинопоследования литургий: Иоанном Златоустом (созданную им литургию мы совершаем ежедневно), Василием Великим. Есть литургия, созданная апостолом Иаковом. Понятно, что деяния Церкви как-то увековечивались: созывались Соборы, на которых все регламентировалось, обсуждалось, вводились различные правила и чинопоследования. Можете ли Вы рассказать о тех правилах, которые в первые века христианства установила Святая Церковь?

– Вы назвали только некоторые восточные общепринятые литургии, но есть еще и западные образцы литургий, и древневосточные, которые также сегодня совершаются. Все они имеют между собой общее, проистекают из одного источника, имеют один корень – Господа нашего Иисуса Христа, Его спасительные слова и действия. Традиция совершения литургии, которая была передана апостолами своим ученикам-епископам, во исполнение слов Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание», прослеживается до сегодняшних дней. Святой Дух живет и действует в Церкви, и благодаря таинству Евхаристии мы постоянно можем быть облагодетельствованными этим Духом.

Теперь что касается того, как подходить к этому таинству. Прежде всего нужно подходить с сокрушенным сердцем и измененным сознанием: мы должны принять Господа достойно, чтобы наша совесть не была отягощена многими согрешениями в наших мыслях, делах и поступках.

– Вопрос телезрительницы из Северной Осетии: «Кладутся ли земные поклоны в период от Рождества Христова до Крещения?»

– Нет, в эти дни по Уставу Русской Православной Церкви земные поклоны отменяются. Если человек выбрал себе какое-то домашнее, келейное правило, то, конечно, дома он может класть земные поклоны, но в храме Божьем как общецерковное делание земные поклоны отменяются. Когда человек приходит в храм, он должен поцеловать икону, которая находится на аналое (икона праздника или икона храма), и затем, с определенным молитвословием, положить земной поклон (у нас, к сожалению, не все это делают). Земные поклоны положены также, когда выносится Чаша, и в некоторые другие, определенные моменты литургии, но в период между Рождеством Христовым и Крещением вместо земного поклона кладется глубокий поясной. Поэтому если у человека есть какой-то личный душевный или духовный мотив положить земной поклон, это, конечно, не возбраняется, но как общецерковное делание – отменяется.

– Дабы не вводить других в искушение?

– Да.

– Вернемся к теме нашей передачи. Вы говорили о том, как нужно подходить к таинству Евхаристии. Но перед тем как причащаться, каждый из наших христиан по сложившейся благочестивой традиции идет на исповедь. Расскажите, пожалуйста, как православному христианину необходимо подходить к исповеди?

– Вопрос интересный, потому что у нас часто смешивают таинства Исповеди и Причастия. Два этих совершенно различных таинства соединились в нашей Церкви еще со времен царя-батюшки. В Катехизисе Филарета Дроздова есть указание на то, что к Причастию могут подходить только те, кто очень тщательно испытал свою совесть. И с тех пор как-то так закрепилось, что таинство Причастия всегда совершается непосредственно после таинства Исповеди. Но, еще раз подчеркну, это два разных таинства, они могут совершаться в разное время, и хорошо, когда исповедь проходит накануне вечером. Бывают, конечно, случаи, когда люди приезжают в храм Божий издалека; они не могут прийти на исповедь ни раньше, ни позже, и тут уже настоятель прихода идет навстречу таким людям и исповедует их (пока поется запричастный стих или какие-нибудь другие песнопения), но подобная ситуация должна быть исключением, а никак не правилом. Когда таинство Исповеди совершается во время литургии, человек духом, душой и телом может присутствовать только на одном из таинств. Пока он стоял в очереди исповедников, потом рассказывал священнику свои проблемы, исповедовался, можно сказать, на литургии он не был – он был на таинстве Исповеди. Такое положение дел, конечно, недопустимо! Два разных таинства должны совершаться в разное время.

Человек должен прийти к таинству Евхаристии очищенным духовно, соблюсти пост, но не гастрономический, приравненный только к тому, чтобы не есть мясо, сметану или продукты, содержащие жиры животного происхождения, а прежде всего должен ограничить себя от тех поступков, которые оскверняют человеческое достоинство. Воздержаться от оскверняющих мыслей, от замусоривания своего сознания всем ненужным для спасения, которое только отвлекает от Церкви. Человек, готовящийся к Причастию, должен все время пребывать в молитве. Для того чтобы отвлечь человека от всего ненужного в момент Причастия, у нас имеется целый арсенал молитв. В молитвах Иоанна Златоустого, Василия Великого говорится о том, как Христос пришел на землю, как Он пострадал, какое спасительное действие оказывается через Его Кровь и Тело, как попаляются тернии наших прегрешений, как происходит обновление души, – и человек в своем сознании как бы воссоздает эту богатую картину спасительного образа очищающей благодати Христа; он все время находится в молитвословии и молитвенном делании. Поэтому когда человек сетует и говорит: «Ой, я не могу прийти к Причастию, там столько нужно прочитать!», хочется сказать: «А прочитывать и не надо!» Не надо вычитывать, нужно просто погрузиться в эти спасительные, молитвенные, духовные образы; приобщиться к Духу тех святых, которые написали эти молитвы. И тогда к спасительному Причастию человек придет уже духовно подготовленным.

Но всегда нужно помнить, что подготовиться к Причастию достойно – невозможно. Никто не должен отягощать себя таким состоянием, при котором мог бы сказать: я подготовился достойно. Если человек подходит с таким состоянием души и духа, то делать ему возле Чаши нечего, потому что он находится в духовной прелести. Ни один человек не может быть достоин Причастия, потому что все мы грешные. Поэтому человек всегда должен подходить к Чаше так, как тот мытарь, который все время бил себя в грудь и говорил: «Господи, помилуй и прости меня, грешного». А если человек будет подходить с фарисейским убеждением, что он лучше, потому что не сделал того, что сделал его сосед (или соседка), или что он превосходнее всех его друзей, то Причастие пойдет ему только в осуждение.

Нужно помнить, что у этого таинства есть интересные противоположные действования: если человек приходит с правильным настроем – его вытягивают наверх; если нет – это наносит ему только вред. Апостол ясно говорит об этом: «Ибо кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе». Почему это происходит? Потому что эта святыня обладает свойством сжигать недостойное, грязное, греховное, и когда человек приходит в неподготовленном состоянии, не понимая, что это состояние уже сейчас будет попаляемо, он получает большую духовную и душевную рану. Когда же человек своим рассуждением, измененным ходом мыслей собирает грехи в одну кучку, то Христос приходит и сжигает ее, помогая человеку очиститься и жить дальше. Когда же эта кучка разбросана по всей душе, то, начиная сгорать, она приносит человеку большую печаль и боль.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Я слышал, что Христа еще называют Богом Слово. В 6-й главе Евангелия от Иоанна говорится: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Но когда многие ученики, не поняв слова Господа, отвернулись от Него и возроптали, Он сказал: «Дух – основа жизни, а плоть – беспомощна. Слова, которые Я говорю вам, – это и есть дух и жизнь». Здесь, надо понимать, главное заключалось в словах Христа, чтобы мы их впитывали и жили по ним. А на Тайной Вечере О н сказал: «Сие творите в память обо Мне». Как же правильно понимать Евхаристию? Так, как написано в 6-й главе, или как Господь сказал на Тайной Вечере?»

– Очень важный богословский вопрос, о который было поломано немало копий. Слова Христа являются для нас как бы облеченными в особую форму: они записаны для нас, а не просто сказаны. Эти слова призывают сделать определенное действие, но будет большой ошибкой считать, с одной стороны, что это только духовное действие, а с другой – что это только действие, которое необходимо совершить. Христос Своими руками показывает, что и как нужно делать, но также научает людей и Своим словом (Он и Сам есть Бог Слово). Христос ясно, физическим образом показывает Своим ученикам, что нужно делать с хлебом (причем с определенным видом хлеба – он должен быть квасным, не пресным), каким должно быть вино (оно должно быть плодом виноградной лозы) и многое другое. Христос говорит: «Делайте это в воспоминание обо Мне», то есть совершайте то, «что Я вам сказал, потому что вы поняли, что Я пришел от Отца; вы видите, что Я делаю дела Отца, поэтому вы должны делать то, чему Я вас научаю, и делать это в Мое воспоминание».

Христос не говорит, как думают протестанты, находящиеся в глубоком заблуждении, что всех этих действий выполнять и повторять не нужно, а достаточно выполнить все духом, то есть делать только так, как Христос сказал, а повторять это таинство не нужно. Или, например, есть люди, которые пьют вино, едят хлеб и думают, что они могут вне Церкви приобщиться Святых Христовых Таин, что, конечно, тоже является большой ошибкой. Дело в том, что необходимо именно соединение – соединение духовного и физического. Когда и то, и другое соединяется в одно целое (то есть в момент совершения таинства), человек становится новым человеком. Апостол Павел, говоря о внутреннем человеке, не имеет в виду некую шизофрению; он говорит о том внутреннем духовном человеке, который должен возродиться в нас по воскресении. Мы должны стремиться все время взращивать этого внутреннего человека, чтобы он победил внешнего, физического, смертного, падкого к страстям человека.

Понять это можно только тогда, когда Господь даст тебе определенный дар понимания – благодать Святого Духа. Апостол Иаков говорит, что если человек хочет получить от Бога этот дар, он должен непрестанно молиться и верить, что он его получит. А если не получает, то значит не так просит и не до конца верит Господу. Мы должны знать и верить, что Бог по нашему прошению, нашему нищенству духа обязательно пошлет нам дар благодати Святого Духа. Очень часто люди не понимают, что это такое – нищенство духа. А это то состояние, когда человек все время нуждается в обновляющей, восполняющей силе благодати Духа Святого. Когда человек говорит, что уже богат духом, ему не нужен Господь. Такой человек говорит: «Господи, у меня все есть, Ты будь себе на небе, а я буду тут, на земле». Но Господь говорит: «Блаженны нищие духом…», то есть блаженным Господь называет того человека, который все время требует Божественной «подзарядки», непосредственного, непрестанного Божественного присутствия в своей жизни.

Это же касается и таинства Евхаристии: человек должен чувствовать свое приобщение, соединение с Богом, чувствовать, что Бог всегда находится рядом с ним. Христос через Свои Тело и Кровь, которые не являются некими символами, а действительно в определенный момент совершаемого таинства становятся истинным Телом и истинной Кровью, обоживает человека, принимающего эту истинную Кровь и истинное Тело. Человек делается совершенно новым, происходит спасительное действие, и человек испытывает особую духовную радость от совершенного таинства. Господь не говорит нам о каком-то духовном понимании этого процесса, а явно – о физическом. А когда совершается физическое действие, то Господь не говорит о том, что совершает его ради совершения, но – «в Мое воспоминание», то есть здесь должно соединиться физическое и духовное; соединиться в нечто новое – новое духовное, которое способно привести нас в Царство Небесное.

– Вы сказали сейчас: обоживается. Объясните, пожалуйста, что это такое.

– Обоженный человек – это совершенно новый человек, способный войти в Царство Небесное. Он делается подобным тому совершенному человеку, которого Господь сотворил в раю, когда человек жил вместе с Богом, беседовал с Ним, лицезрел Его. В таинстве Крещения в человека всевается некая частичка будущего воскресения, частичка Царства Небесного. Крестясь, человек обещает Богу добрую жизнь, и если он действительно будет жить по заповедям Божиим, то когда воскреснет, будет находиться рядом с Богом. Эту посеянную частичку Царства Небесного мы должны питать Телом и Кровью Христовыми, должны лелеять ее, чтобы она произвела в нас определенные изменения и чтобы уже при этой жизни мы сделались новыми людьми, сделались христианами, исповедующими Христа, способными воскреснуть к жизни вечной и пребывать вместе с Богом.

– Получается, что Господь не зря создал для нас это таинство: мы не просто «творим воспоминание», а тем самым достигаем этого самого состояния обожения?

– Конечно! Это не просто «мемория», не просто такая, знаете, традиция, когда люди собираются, чтобы попеть-поплясать, нет! Это абсолютное заблуждение, в которое, к сожалению, впали все протестантские церкви. Они и изначально пребывали в ереси, но впали в еще большую, совершая эти так называемые «памятные мемории». По фильмам и некоторым другим записям я знаком с тем, как это происходит: берут тазик, наливают в него вино (или что там они наливают – не знаю), посмотрят на все это и, даже не приобщившись, передадут дальше, и всё – думают, что таким образом они низводят на себя благодать Духа Святого. А потом могут и вылить содержимое их «чаши», представляете? Да чтобы в нашей Православной Церкви куда-то делась, Боже упаси, хотя бы частичка Тела и Крови, кроме как не вошла внутрь человека и не освятила его! Даже помыслить об этом невозможно! Для православных это величайший, смертный грех, когда Причастие проливается или где-то теряется. А протестанты, думая, что то, что у них происходит, это только «в воспоминание», по окончании действа могут спокойно всё выкинуть, вылить или использовать на другой «литургии», и это уже, конечно, игры нечистых сил.

– Мы выяснили, что Причастие – это обязательная составляющая жизни любого христианина. Но как часто православные люди должны причащаться? Ведь бывают самые разные традиции благо словения на Причастие различных духовников и авторитетных людей Церкви. Может быть, все-таки можно прийти к какому-то консенсусу? Как правильно подойти к этому вопросу?

– Действительно, существует много преткновений по поводу регулярности и частоты причащения, но мне не нравятся эти слова – регулярность и частота. Есть правила святых апостолов, которых все мы должны придерживаться. Вот, например, правило восьмое, которое гласит: «Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка, при совершении приношения не причастится, пусть представит причину, и если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал (приношение)». То есть вот правило, которое применимо к клирикам, тайносовершителям и тем, кто участвует в таинстве. То есть в Православной Церкви невозможно представить, что должно произойти, чтобы во время совершения литургии кто-то из клириков не приобщился, потому что это есть величайший грех. Священник может не приобщиться только в случае смерти до момента Причастия или когда у него приключится какая-то сильная болезнь и нужно будет срочно увозить его в больницу для оказания экстренной помощи. А все остальные причины даже не рассматриваются. Православный священник (особенно когда он уже чувствует приближение смерти), наоборот, при совершении таинства Евхаристии пытается быстрее приобщиться Святых Христовых Таин, потому что знает их спасительное действие.

Или вот, например, правило девятое: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Здесь правило говорит о том, что люди, приходящие на таинство Евхаристии, должны по возможности приобщиться Святых Христовых Таин и быть на литургии до конца (то есть до отпуста, когда священник прочитает молитву: «Благословляй благословящие Т я, Господи»). После отпуста всем раздается антидор, и каждый православный человек должен знать, что это такое – антидор. Если по какой-то объективной причине (допустим, отлучен от Причастия) человек не будет приобщаться Святых Христовых Таин, он все равно должен приходить на литургию, слушать Писание, то есть участвовать в литургии, но не подходить к Чаше, потому что ему это не было благословлено.

Но никто не отстраняет такого человека от принятия антидора, имеющего очень большое духовное значение: антидор является частицей, с которой соприкасался Святой Агнец до его изымания из особой просфоры. Антидор обычно запивается крещенской водой, которая тоже является святыней и имеет, как и антидор, большую духовную силу. Ведь в крещенской молитве на великое освящение воды (Великой агиасмы) говорится о большой благодатной силе, имеющейся в этой воде. Так что эти две святыни – антидор и Великая агиасма несут благодать Божественного освящения, и человек может причащаться ими для того, чтобы вспомнить спасительные Христовы страдания. Это будет являться как бы залогом будущего Причастия – чтобы человек исправился, чтобы та благодатная духовная сила, которая заложена в антидоре и святой воде, смогла преобразить человека и он бы осознал свой грех, помогла ему выйти из состояния слепости и глупости. Поэтому очень полезно, когда матери подливают в пищу или дают попить святую воду своим детям, страдающим разными болезнями или какими-нибудь зависимостями и часто не желающими принимать Христа. В таком случае хорошо бы окропить святой водой их ложе, давать ее пить как простую воду, и тогда Божественная сила благодати будет исправлять людей даже помимо их желания. Она способна каким-то образом это делать. Каким – не знаю, но точно – способна!

Или вот еще второе правило Антиохийского Собора: «Все входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просити прощения и таким образом возмогут получити оное», то есть – Причастие. А восьмидесятое правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из причисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея Церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дня, в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения». То есть здесь мы видим строгую и окончательную меру наказания – три воскресных дня прошло и человек не приобщился (то есть в течение двадцати одного дня), да будет удален от общения. Это церковное правило распространяется на всех людей: и на мирян, и на клириков, чтобы все знали важность этого события, носящего и духовно-педагогический, и воспитательный, и догматический, и вероучительный характер. Причастие имеет такое большое значение, что если человек не понимает этого и не причащается, у него вообще-то следует спросить: а почему ты называешь себя христианином? Просто так? Церковные правила обязывают христианина приобщаться не реже одного раза в двадцать один день, то есть раз в три недели.

Есть также духовные советы Иоанна Златоустого, который говорил, что причащаться редко очень плохо. Во время его патриаршего служения в Константинополе бывали случаи, когда во время службы людей в храме – много, а причастников – мало, и патриарх, обращаясь к людям, говорил: «Как вы можете! Здесь присутствует Сам Христос, а вы от Него добровольно отвращаетесь, не имея на это никаких законных причин!» А Василий Великий призывал людей чаще подходить к Святой Чаше и говорил, что у него в Каппадокии христиане причащаются не реже трех-четырех раз в неделю. Так что хорошо бы, чтобы Причастие совершалось не реже одного раза в неделю, то есть в каждое воскресенье – день Господень. Если у тебя нет препятствий, совесть твоя чистая, если у тебя есть потребность быть с Богом, пожалуйста – приходи в храм Божий, молись, участвуй в суточном круге богослужения. Воздерживайся от плохих мыслей и действий: если женатый человек – воздержись от исполнения супружеских обязанностей (хотя бы за сутки), воздержись в пище, во всем том, что оскверняет тело (или увеселяет его), – и тогда можешь приступать к Святым Христовым Таинам.

Но когда человек думает о том, как в субботу вечером он пойдет в клуб, выпьет чего-нибудь или сотворит еще какие-нибудь грехи, то, конечно, такой человек будет приводить массу доводов для того, чтобы не пойти в Церковь. С этими доводами я, к сожалению, сталкиваюсь довольно часто: люди под любыми благовидными предлогами и отговорками («ах, я не достоин причаститься из-за своих плохих мыслей и поступков»), которые и слушать-то бывает противно, не идут в храм Божий и не причащаются. Но когда человек понимает, что это такое, когда он принимает Христа и знает действие таинства Евхаристии, он будет стоять в очереди столько, сколько нужно, и выполнит все церковные правила. А если человек еще не почувствовал, что Христос может сделать с его духом, душой и телом, как Христос может изменить его сознание, он, конечно, разбрасывается тем, чему не знает цену. Поэтому здесь необходим еще и такой фактор, как духовное просвещение или, если хотите, духовная реклама, которая рассказывала бы о действии благодати Духа Святого, чтобы человек знал, как Бог действует в нем.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 90 лет, и я уже не могу готовиться к причащению, читать Последование, потому что один глаз у меня не видит, а на другом – глаукома и катаракта; никаких очков подобрать нельзя. Как мне быть? И еще один вопрос. Я уже много лет соблюдаю все посты: и длинные, и короткие. А сейчас у меня появилась большая слабость и головокружение. Скажите, по Закону Божьему положено ли в такие годы какое-то послабление поста?»

– Да, вопрос действительно насущный. Что касается подготовки к Причастию, то здесь сам возраст ограничивает человека от каких-то дурных поступков и действий. Если человек уже плохо видит, он может послушать молитвы на каком-нибудь аудионосителе, или попросить кого-то ему почитать – и так он сможет подготовиться. А если не получится, то попросить у Бога прощения за все грехи, пообещать даже в мыслях никого не осуждать, не думать плохого про своих близких, не роптать, всех благодарить, и тогда можно приступать к Святым Христовым Таинам. И не забывайте всегда благодарить Бога и просить Его помощи и поддержки.

Как часто в этом возрасте причащаться? Как Господь положит – может, раз в неделю… Девяносто лет – это все-таки большой жизненный подвиг, и можно только поклониться тем людям, которые хотят быть с Богом. А что касается поста, то я как врач, знающий женскую и мужскую физиологию, своим пожилым прихожанам (а также женщинам после сорока пяти лет) делаю послабления поста и благословляю есть молочные продукты. Потому что есть такие заболевания, как остеопороз, недостаточность гемоглобина в крови, и люди будут только страдать от такого неразумного гастрономического воздержания; оно не будет приносить им пользы, возникнет озлобленность, в недостаточном количестве будут синтезироваться необходимые организму гормоны. И что тогда будет лучше? Что человек не съест творожка, не попьет молочка, упадет и сломает себе шейку бедра или будет иметь достаточно сил прийти в храм Божий, поставить свечу, помолиться на литургии, на молебне, всенощном бдении и поблагодарить Бога? Если пожилой человек будет содержать себя духовно, молитвенно, такому человеку можно сделать послабление поста, и священники (особенно молодые и рьяные, плохо знающие физиологию человека) должны это понимать.

– Но вопрос этот все же, наверное, лучше обсуждать с духовником…

– А еще лучше – с архиереем. Слава Богу, наш Святейший Патриарх реализовал программу по разукрупнению епархий, и теперь архиереи стали доступнее людям. Когда-то на три – пять крупных городов был один архиерей и не все могли к нему попасть. Сейчас можно обратиться к архиерею непосредственно и задать, в частности, и этот вопрос, потому что разрешать послабления поста все-таки прерогатива архиерея: он должен дать свое святительское благословение (где епископ, там и Церковь). Священники не могут брать на себя всю полноту обязанностей епархии, давать ответы на все поступающие вопросы. Для этого и существует архиерей, дающий свое святительское благословение.

– Вы сказали, что очень важно поучаствовать в суточном круге богослужения, то есть перед Причастием нужно быть на вечернем богослужении?

– Да, конечно!

– А если не получается – человек, например, работает?

– Для этого есть духовник, приходской священник или архиерей, который выслушает человека и определит ему достаточный минимум – чтобы человек был полноценным православным христианином, невзирая даже на то, что работает сутками, с большими нагрузками. Но это – по молитвам своего духовника или архиерея.

– То есть не нужно бояться подходить и спрашивать?

– Абсолютно не нужно! Наоборот, надо как-то приобщать людей к тому, что священник – это не тот, кто смотрит на тебя грозно, а тот, кто сможет тебя защитить, остановить у края пропасти. Если люди увидят в священнике духовного врача, который способен помочь, отвратить от греха, дать пастырский совет, то это очень хорошо! Люди должны идти к священнику и все ему рассказывать. Очень плохо, когда люди сначала делают что-то неподобающее, а потом приходят к священнику и рассказывают, что сделали; или боятся к нему подойти, потому что уже сделали. Не надо бояться! Надо идти и спрашивать, идти и получать благословение по всем духовным вопросам.

– Вы говорили о препятствиях к Святому Причащению, которое в таком случае можно заменить антидором. Что это могут быть за препятствия? Что такого должен совершить человек, чтобы не получить Святое Причастие?

– Если православный человек осудил кого-то, подумал о ком-то плохо, неужели совесть позволит ему подойти к Чаше, если он не осознал своего греха, не изменившись духовно и не покаявшись? Покаяние – это изменение своего ума, сознания, своего отношения к какому-то предмету или событию. Если человек совершил грех, он должен измениться на «сто восемьдесят градусов» и сказать: этого греха я больше делать не буду! Я оскорбил кого-то – значит я должен сделать так, чтобы посреди нас был Христос, а не пропасть, нас разделяющая; чтобы Христос соединил нас. Человек должен подходить к Причастию в таком состоянии, когда у него не свербит совесть, когда человек знает, что у всех попросил прощения и никому не должен духовно. Тогда он может прийти и приобщиться Святых Христовых Таин, попросить Бога поучаствовать в его жизни, освятить его, помочь возобновить в нем духовные силы и всегда благодатно пребывать в Его теле.

– Здесь важно понимать, что таинство Исповеди, таинство Покаяния – это не просто прийти и огласить список грехов.

– Конечно! Самое страшное, когда человек запишет все на бумажку и думает, что покаялся; или когда раз за разом приносит бумажку с одними и теми же грехами, то есть не проводит над собой никакой работы. Это состояние можно назвать духовной заморозкой в грехе. Таких людей надо заставить растаять, чтобы человек постарался предпринять усилия для того, чтобы избавиться от греха и чтобы он больше не повторялся.

– Но вот человек исповедовался, что дальше? Мы знаем, что есть Последование ко Причастию, каноны…

– Мы с вами уже определились, что таинство Исповеди и таинство Евхаристии – это два разных таинства. Человек может исповедоваться просто так, когда его мучит какой-то грех. Но если он хочет причаститься, Церковью предлагаются особые молитвенные правила. Они могут быть разными: духовник регламентирует и регулирует количество молитв, количество канонов и правил. Но существует самый минимум, который установлен для среднестатистического человека, – это Последование ко Святому Причащению, которое можно найти во всех молитвословах Русской Православной Церкви, одобренных Издательским советом или же выпущенных в царское время.

– Мы знаем, что дети до семи лет причащаются без исповеди. Но когда они становятся чуть старше, как им исповедоваться в семь-восемь лет, как готовиться к исповеди?

– Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание своих собратьев архипастырей и нас, священников, на то, что мы должны разъяснять людям: даже маленький ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо. До трех лет ребенка можно просто так приводить в церковь (или приносить) и приобщать Святых Христовых Таин: если возможно, то с маленьким растворенным Телом в Крови, если невозможно – только Кровью, чтобы не было поругания Святых Таин. Но если ребенку больше трех лет, мало-помалу он начинает что-то понимать, то в этом возрасте уже должен и молитвы какие-то знать, и иметь пусть самые примитивные, но познания о Боге, ангелах. Что такое Бог? Бог – это хорошо. А что такое противоположное? Это – плохо. Что такое ангел? Это тот, кто всегда находится рядом с тобой. Такие примитивные понятия о духовном, о вере у ребенка уже должны присутствовать. Человек, который воспитывает ребенка, должен относиться к нему по-христиански: не вспоминать о нем, когда нужно бежать к таинству Причастия, а постараться его подготовить. А подготавливая ребенка, человек будет подготавливаться и сам.

Очень плохо, когда мамочки подходят к Причастию с ребенком, а сами не причащаются – причастят ребенка и убегают. Благодатная сила Причастия, конечно, очень помогает детям, но нельзя забывать и о духовной составляющей. Мы должны воспитывать ребенка в вере, в понимании того, что хорошо, а что плохо. Ребенок в свои три-пять лет должен знать не марки машин, а прочитать молитву «Отче наш», Символ веры, молитвы «Богородице Дево, радуйся», Пресвятой Троице и Святому Духу. Такие маленькие молитовки должны быть у него на слуху, чтобы он мог ими делиться и рассказывать о них. Святейший Патриарх Кирилл сделал совершенно правильный акцент, сказав, что нам необходимо готовить самых маленьких детей, потому что в семь лет это уже не совсем маленький ребенок, он уже очень многое понимает. Зарегистрированы даже случаи, когда в возрасте пяти лет дети уже принимали алкоголь и другие одурманивающие средства. То есть какой-то элемент сознания у ребенка даже в этом возрасте уже есть, и нам необходимо делать упор на то, чтобы детей с самого раннего возраста подготавливали и настраивали на принятие Святых Христовых Таин.

– Как вести себя христианину после Причастия? Как сохранить и постоянно обновлять полученную благодать?

– Да, полученную благодать должно обновлять и не угашать в себе Духа Святого. В старых, дореволюционных, красивых и намоленных молитвословах есть такой пункт: «Храни в себе молчание до тех пор, пока не наступит новый день», то есть – до сна. Мы должны помнить об этом. Очень часто я прошу людей, которые причастились, особенно в воскресенье, когда в храме наибольший наплыв верующих, прийти помолиться еще и вечером: почитать всем вместе Акафист Иисусу Сладчайшему, получить благословение на предстоящую седмицу, чтобы человек все время находился в соприкосновении с Божественной благодатью, все время думал о Боге. Конечно, приходят далеко не все, но пятнадцать процентов от числа причастившихся все же приходят, а это очень хороший показатель. Когда с людьми работаешь как пастырь, как духовный наставник, люди прислушиваются и понимают, что им надо прийти и сделать это большое дело для своей души.

– Дай Бог, чтобы этот процент постоянно увеличивался! И напоследок я хотел бы попросить Вас дать нашим телезрителям какое-то наставление или, может быть, рекомендации.

– Я хотел бы призвать всех православных христиан помолиться за нашего Святейшего Патриарха, который 1 февраля отметил семилетие пребывания на патриаршем престоле, и пожелать ему многих и благих лет жизни. Хотел поздравить и вас, дорогие телезрители телеканала «Союз»: 1 февраля нашему телеканалу исполнилось одиннадцать лет – ровно столько лет он уже в эфире. Хотел бы пожелать всем благословения Божия, чтобы покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая пребывали со всеми вами! Ангела-хранителя вам!

– Спаси Господи! Мы также присоединяемся к поздравлениям отца Александра!

 

Ведущий Сергей Платонов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать