Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

2 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга.

– Вопрос телезрительницы из города Иванова: «Господь ждет нашего шага к Себе, но без Его благости мы к Нему не придем. Нет ли в этом противоречия?»

– Какое здесь может быть противоречие? Есть известная формула, озвученная святыми отцами: Бог нас без нас не спасает. Вообще принцип спасения в православии как раз и заключается в сотрудничестве, «соработничестве» (по слову апостола Павла) Богу. Другими словами, своим содействием, свободным произволением мы помогаем Богу нас спасать. На самом деле, это очень глубокий вопрос, касающийся устроения человека как образа Божия и нашей внутренней свободы. Своей свободой мы похожи на Бога: благодаря ей, мы можем сами любить и уподобиться Ему в Его любви. Это наш внутренний выбор: Господь никогда насильно ни в какую сторону не склоняет, но идем мы к Богу, несомненно, с Его помощью, ведомые Его благодатью. Евангелие прямо говорит нам о том, что без Христа мы ничего сделать не можем. Мы не можем находиться в истинном добре без Него, потому что Христос есть Истина, Он есть абсолютное благо. Но, с другой стороны, без нашего собственного желания, наших усилий, Бог никогда никого насильно к Себе не привлекает. Здесь нужно сотрудничество, в этом вся особенность.

– Вопрос телезрителя: «Зачем ездить в паломнические поездки по святым местам, когда главная Святыня выносится на Литургии, и каждый человек может ее принять?»

– Да, действительно, с одной стороны, я согласен со сказанным. Бог есть везде. Помните, однажды к Христу подошла самарянская женщина и стала задавать вопросы богословского характера: где надо поклоняться Богу, наши говорят: там-то и там-то, а иудеи говорят, что в другом месте? Господь ей ответил, что Отец ищет поклонников в Духе Истины. Бог есть Дух и именно в Духе мы и должны Ему поклоняться. То есть Господь говорил, что в любом месте человек может служить Богу. Тем более мы имеем уникальную возможность соединяться со Христом, причащаясь Его Тела и Крови.

Но с другой стороны, не надо забывать о том, что Господу угодно, чтобы встречи с Ним были еще и другими. Бывает, люди, не разобравшись в вопросе или услышав что-то от других людей, говорят: зачем молиться святым, надо молиться напрямую Богу, посредники Ему не нужны. Богу угодно, чтобы мы молились святым. Молясь святому угоднику, мы почитаем Бога, Который в нем пребывает. Ведь кто такой святой человек? Это человек, который выздоровел духовно: душа его восстановилась, силы души – разум, чувства, воля – стали работать вместе, не мешая друг другу. И пребывая в таком состоянии, человек уже способен соединяться в духе со своим Творцом. Почитая этого святого человека, мы почитаем Бога, Который вот так возвысил человека, восстановил, вылечил.

То же самое можно сказать и о святых местах: бывая там, мы тем самым поклоняемся Тому же Богу, Которого причащаемся через Его Тело и Кровь. Когда мы бываем в местах подвигов святых угодников, мы видим место, где святой человек не просто жил – он там молился, подвизался. Это место, где выстраивалось его общение с Богом. Богоугодно, чтобы этот материальный мир мог носить на себе отпечаток мира духовного. Наша православная жизнь являет нам множество примеров в виде святых мест, святых икон, святых мощей. Главное, о чем нужно помнить, – это не впадать в крайность, помнить, что почитая святого, мы не поклоняемся ему как какому-то отдельно взятому, уникальному человеку. Через него мы прославляем Бога. Почитая святые иконы, мы поклоняемся Богу, поклоняемся той связанной с Богом духовной реальности, которая там изображена. Поклоняясь святым мощам, мы опять же прославляем Бога, Который действует в телах святых так, что их святые останки превозмогают смерть и тление. Так что здесь нет ничего плохого. Но, конечно, если у человека нет возможности побывать где-то в святых местах, он должен радоваться самому главному – неподалеку есть храм, где он может причаститься Телу и Крови Христовым.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Почему исповеданные и прощенные Господом грехи будут вновь открыты на Страшном Суде?»

– Не знаю, будет ли так… Почему они будут открыты? Вообще по поводу Страшного Суда нужно задуматься каждому, попытаться понять и осознать, что там будет происходить. Наверное, не совсем правильно представлять себе, что мы будем поставлены пред Богом и все дела наши дела как-то будут открываться, разбираться, а Бог будет все это взвешивать и судить: этот достоин, а тот не достоин – это неверно. Зачем Богу что-то открывать потом, если Он и так все знает. Самое главное действие Суда в том, что в этот момент я сам себя увижу таким, какой я есть. Страх будет заключаться в том, что я увижу и узнаю себя таким, каким, скорее всего, я видеть себя не хочу. Весь ужас будет от понимания того, что я все увидел, а изменить уже ничего не могу. В этом страх, а не в том, что какие-то грехи будут названы, какие-то нет – какая тогда уже будет разница…

– Телезрительница из Сургута спрашивает: «Почему в Евангелии когда Господь что-то делает, то просит никому не говорить? Ведь и так все знали, что это Он делает».

– Это объясняется довольно просто. Христос Спаситель показывает здесь пример скромности: ты сделал доброе дело, сохрани его в тайне или, по крайней мере, постарайся. В Евангелии мы видим и другое: сказано кому-то «не говори», а человек идет и от преизбытка чувств все равно говорит, не может сдержать в себе той радости, которая посетила его после встречи с чудесным, божественным, никак не может! А в других местах Евангелия описано, что Господь скажет – и действительно умолкнут уста. Помните, однажды Он сказал смоковнице: «Да не будет от тебя плода вовек», и смоковница тотчас засохла? Вот она – сила слова, ничто не может сопротивляться Богу! Так что если бы Господь пожелал, чтобы люди онемели и не говорили о чем-то, Он, наверное, сделал бы это. А здесь просто по-человечески Христос дает апостолам дополнительный урок, некое назидание – пусть ваши души воспримут этот пример, получат это благо. Так что сделал доброе дело – скрой его; пусть правая рука твоя не знает, что делает левая. Это же хорошо, это то, что пойдет с тобой в будущее, в вечность.

– Это пример и для нас?

– Конечно! Это то, чем мы потом сможем пользоваться и дальше, и, наверное, это даже более полезно, чем простое благодетельство для человека, допустим, вылечить его или помочь чем-то еще.

– Телезритель из Белгорода спрашивает: «После Второго Пришествия все оживут и будет Суд. А сейчас, что, суда нет?»

– Как нет, есть! Знаете, кто-то из святых говорил, что те люди, которые еще здесь, на земле, нашли Христа в своем сердце, соединили ум с сердцем, те уже не ждут Суда, не ждут смерти и воскресения. Для них встреча с Богом уже состоялась, ничего нового для них уже не будет. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что действие умной молитвы – это именно пробуждение духа от смертного сна, то есть можно сказать, что до этого момента человек как духовное существо спит смертным сном. Если ты выздоровел духовно, дух твой ожил, проснулся, ты уже встретился с Богом, узнал что есть, а чего нет, – ничего нового ты уже не узнаешь. Ты и так уже все узнал. Встретившись со Светом, в Свете ты узрел всё. А тех которые не увидели Господа, не пожелали Его увидеть, не потрудились настроить себя на Свет Божий, ждет, конечно, много разных открытий относительно самого себя.

– Наш телезритель спрашивает: «Как продвигается строительство храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), настоятелем которого Вы являетесь?»

Кстати, наши телезрители могут увидеть на экранах электронный адрес официальной группы «ВКонтакте» «Храм свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Екатеринбург», и тот, кто хочет узнать подробности строительства или, может быть, как-то поучаствовать в этом благом деле, может зайти на страничку по ссылке www.vk.com/lukahram

– Да, там много всякой информации: регулярно выкладываются фотоотчеты, подробно описывается что и как делается… Слава Богу и спасибо дорогим участникам строительства, стройка продвигается. Сейчас, правда, внешние работы несколько приостановились, потому что наступил зимний период, но, слава Богу, за этот весенне-летне-осенний сезон мы довольно далеко продвинулись. Уже практически закончилась кирпичная кладка, и мы подошли вплотную к куполам. Будем постепенно решать и этот вопрос. Конечно, хотелось бы, чтобы все происходило быстрее, мне, как человеку нетерпеливому, хочется, чтобы было скорее. Но, слава Богу, все движется, не стоит, и это очень радует и утешает.

– Вопрос телезрителя: «Как относиться к бабушке, которая принимает на дому всех нуждающихся. В квартире у нее много икон, но в храме и на причастии она не замечена. В основном советует читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся!», умываться и пить святую воду из храма. Удивляет своей прозорливостью. Смущает то, что сходу указывает, кто проклят, а кто чист и советует добавлять святую воду в ванну. А иногда дает читать молитвы не из молитвослова и «читать в печь». Что значит последнее, я, честно говоря, не знаю.

– Да, есть такое, к сожалению…

– Как может происходить такое совмещение – люди, которые занимаются целительством, чародейством, имеют в доме иконы, могут советовать сходить в церковь и так далее?

– Это объяснимо. Не стоит сразу подозревать всех таких бабушек в черном злодействе, потому что, скорее всего, они сами до конца не понимают, что делают. Помните, Господь говорил: «По плодам их узнаете их»? В данном случае некоторые плоды замечены – она не исповедуется и не причащается. А что такое причащение Тела и Крови Господней? Это не исполнение каких-то церковных норм и правил (скажем, если ты православный, ты должен столько-то раз в такой-то период причаститься) – не в нормах дело! Дело в жизни. Исповедь дает человеку возможность освободиться от последствий духовной смерти, очиститься от грехов и исцелиться от болезней. Человек, желающий ожить, может познать каково это – освободиться от грехов, а исповедь и покаяние необходимы и являются неотъемлемой частью духовной жизни, неотъемлемой частью пути к Богу. Выйдя на проповедь, Господь сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». То есть изменитесь, освободитесь, очиститесь от грехов своих. Грех делает человека неспособным принимать благодать Божию.

Собственно, остановиться можно уже на этом. Если человек живет без покаяния, о каких дарах Божиих в его жизни может идти речь? Ведь на чем основывается деятельность этой бабушки? На мнении о том, что она владеет чем-то таким, что может мне помочь, вот я и иду к ней. Предположим, она молится, что-то там рассказывает, и подразумевается, что я должен получить от этого какую-то пользу и утешение. Почему я не могу сам себе помочь, или почему сосед не может помочь мне так же, как она? Подразумевается, что у нее есть какой-то дар, талант, полученный от Бога. Тем более что дома у нее полно икон, есть и святая вода, вроде бы и сама она молитвами лечит, хотя, как правило, люди, посещающие подобных бабушек, в молитвах разбираются плохо и то, что им из книги что-то на непонятном языке прочитали, сразу и не поймут! Но дело даже не в этом. Главное, что у человека, у которого отсутствует живая связь с Богом, не может быть никаких даров. Не исповедуется, не причащается, а без Причастия о каком вообще спасении можно говорить? Господь очень четко сказал: «Кто не ест Тело Мое, не пьет Крови Моей, не имеет наследие в жизни вечной». Все, вопросов быть не может! Если ты с Богом – ты причащаешься Тела и Крови Его; если ты не причащаешься – ты не с Богом. Все очень просто, без вариантов. А все остальное – антураж! Еще раз хочу подчеркнуть, что она может и не осознавать, что делает что-то плохое, в любом человеке может быть стремление к добру, стремление помочь другому. Может быть, она действительно желает таким образом помочь людям, а людей доверчивых сейчас очень много.

Есть здесь и другие симптомы болезни. Приходящих людей она начинает делить на тех, кто проклят, и на тех, кто чист. Что это, как не осуждение! Читая жития святых, мы видим, что человек, живущий в единении с Богом, характерен тем, что исполнен любви ко всем. Всех любит одинаково! Макария Египетского простые люди, живущие в тех краях, бедуины, называли воплотившимся богом, сошедшим с небес. А почему? Потому что было удивительно, как он может всех любить одинаково? Это не человеческое поведение! Мы знаем, что можно любить родных, близких, друзей, и в то же время знаем, как можно равнодушно относиться к людям незнакомым, легко реагировать гневом и раздражением на обидчика, неприятного тебе человека. А вот чтобы всех любить одинаковой любовью, да еще не по праздникам, а изо дня в день, двадцать четыре часа в сутки! Для человека в обычном состоянии это ненормально. И люди говорили: он бог. В какой-то степени они были правы. Макария, действительно, можно было назвать богом: в нем присутствовало проявление Бога, он стал вместилищем благодати Божией, проводником Бога в этом мире.

А когда человек исполняется гнева и ярости на любое замечание… Кстати, легко проверить таких бабушек, от Бога они или нет: ты подойди и обругай ее, обвини в какой-нибудь нелепице, да слова погрубее выбери (я уж не говорю – поплюй в ее сторону, под ноги, ничего страшного) и посмотри на реакцию, что будет. Человек, находящийся в благодати Божией, имеет смирение, а человек без благодати, как правило, очень гневлив и раздражителен, высокого мнения о себе. Видимо, эта бабушка считает себя вправе судить, кто прав, а кто нет, кто проклят, кто не проклят. Так что давайте будем трезвомыслящими, во всем должно быть рассуждение.

Ходить к таким бабушкам, конечно, не стоит. Ничего доброго вы там не найдете. Если уж кого-то из родных, близких туда занесло, тогда с любовью выводите их из этого общения, с терпением пытайтесь объяснить, в чем состоит разница между святым человеком и самозванцем. Но еще раз подчеркну: бывает, такие бабушки колдуют, ворожат, наговаривают из лучших побуждений, говорят: «Я же добро людям делаю, я ничего плохого им не хочу!»

У меня был случай, когда я столкнулся с подобным на исповеди. Вроде и бабульку эту уже несколько лет в церкви видел: нормальная, казалось, прихожанка, но как-то однажды, в исповедальном разговоре (причем разговор шел уже не о грехах, а, что называется, «за жизнь»), между прочим было упомянуто, что она, оказывается, что-то там заговаривает, например, грыжи или испуг у младенца. Я ей говорю: «Не надо этого делать!» Она искренне удивляется: «Как не надо? Мать моя всю жизнь это делала, и бабка тоже, что в этом плохого?» Начинаешь рассказывать, объяснять. Ну это ладно, бабушка церковная, нормально все восприняла: раз говорит священник «не надо», значит, не надо. А не поговори я с ней – она бы так и продолжала с чистым сердцем заниматься всеми этими вещами.

– Вы своим ответом дали комментарии к еще одному вопросу: «Что делать, если в нашем храме есть бабушка, которая считает себя в храме главной и даже диктует священнику, что ему говорить с амвона. Эта бабушка «выпила всем кровь», из-за нее даже не хочется ходить в храм».

– Да, это беда! Такая проблема, к сожалению, тоже существует. Решать ее нужно в первую очередь духовенству этого храма, настоятелю: на них лежит ответственность и обязанность воспитывать своих прихожан, особенно таких, которые почему-то вдруг решают, что занимают какое-то особое место в храме. Мы все – братья и сестры! В семье должно быть уважение друг к другу. Несомненно, нужно снисходить к немощам другого человека, но никто не дает кому-то права вдруг определять себя главным по каким-то вопросам. Ведь никто вас не уполномочивал быть главным! К сожалению, многих людей это отталкивает от Церкви, очень многих…

Помнится, когда мне было лет семнадцать-восемнадцать (я только-только к вере стал разворачиваться, в храме до этого никогда не был), в голове моей «сидел» очень стойкий стереотип: Церковь – это, с одной стороны, нечто таинственное, а с другой – очень мрачное, наполненное озлобленными людьми, почему-то именно бабушками, священниками, о которых вообще непонятно, то ли они люди, то ли нет, и чем они занимаются и как живут – неясно. Какое-то угрюмое, мрачное средневековье, очень строгое и непримиримое: сделаешь что-то не так, тут же тебя прогонят. Откуда все это взялось у меня в голове? Может, мнение чье-то выслушал или чей-то комментарий услышал? Но знаете, когда человек приходит в храм и встречает там нечто подобное, нет ничего удивительного, что потом он может сказать: церковь ваша наполнена непонятными, капризными людьми, которые что-то требуют и диктуют. А где же любовь, радость от встречи другого человека? Это надо исправлять! И на самом деле, это исправимо. Ведь эта бабушка вовсе не какая-то ведьма, которая тут же тебя, добра молодца, и съест, если ты с ней в диалог вступишь. Вовсе нет! Все мы люди поврежденные, больные. Просто иной раз болезни, которые не лечат, принимают гипертрофированные формы. Но все это исправимо, нужна лишь воля к этому священноначалия прихода.

– То есть не нужно бояться сказать об этом, выразить проблему?

– Да, нужно просто поговорить, не устраивать закулисные войны и интриги. Надо озвучивать, вскрывать эту болезнь, и довольно скоро она вылечится.

– Несколько вопросов, связанных с приходом человека в Церковь и вообще к Богу. Например, телезритель из Ростовской области спрашивает: «Что делать, если жена препятствует воцерковлению сына (ему тринадцать лет), не пускает на причастие, не дает учить вере и высмеивает меня перед сыном и как верующего, и как человека. А сама даже слушать ничего не желает о Боге». Есть примерно такие же сообщения, только, наоборот, когда жена является верующей, а мужчина неверующим, и на этой почве появляются конфликты, вплоть до развода.

– Думается, не сильно ошибусь, если скажу, что проблемы начались гораздо раньше, чем когда кто-либо из супругов пришел к вере. Здесь присутствуют вообще неверно выстроенные семейные отношения между мужем и женой. Например, ситуация, когда муж жалуется на жену, что она не дает ему водить сына в храм, высмеивает его перед сыном, как вообще такое может быть? Это до чего нужно было ему, мужчине, супругу, хозяину дома, довести свою жену, чтобы она вот так себя вела: так неуважительно, так непочтительно к отцу, да еще и в присутствии ребенка! Вера здесь совершенно ни при чем: вопросы веры, благочестия можно сейчас вообще не разбирать. Бесполезно выяснять, водить ли ребенка в храм или не водить, когда изначально не выстроены нормальные взаимоотношения в семье. Об этом нужно думать! Вплоть до похода к семейному психологу и общению с ним на тему, как выстраивать нормальные здоровые взаимоотношения, чтобы муж был главой семьи, а жена была ему во всем помощницей. Обсудить, как должен вести себя муж, как – жена; какие усилия должны они приложить, чтобы разобрать свои ошибки – почему в их семье произошло так, что жена настолько не уважает своего мужа и так далее. С этого надо начинать, и тогда все остальное станет на свои места. Здесь нет каких-то волшебных способов: я вот скажу сейчас о своей вере, и она (или он) сразу замолкнет, зауважает мой выбор, будет бояться со мной спорить. Такой цели вообще нет! В семье должны быть мир, любовь и согласие. Если этого нет, все остальное вообще никакой цены не имеет! Что проку воспитывать ребенка, говорить с ним о вере и благочестии, когда он видит, что мать с отцом не любят и не уважают друг друга. Ну, узнает он о том, что нужно молиться, – что, безусловно, очень важно, – но тут есть совсем другие, не менее важные вещи, на которые нужно обращать внимание в первую очередь.

– Телезрительница из Москвы спрашивает об ограничениях во время критических дней, о том, что можно и чего нельзя делать женщине.

– Нашли, кого спрашивать! Тут без комментариев, я не специалист. Недавно мы беседовали с одним батюшкой о том, что у нас порой бывают перегибы и перекосы в пастырском окормлении, причем с обеих сторон: и со стороны священника, и со стороны так называемых духовных чад. Люди пытаются прямо все-все-все вопросы разобрать, расставить по полочкам; каждому шагу дать или благословение или не благословение. Особенно это касается каких-то семейных, сугубо интимных вещей, куда вообще не должно быть никому доступа, ведь это дело касается только двоих – мужа и жены. Для чего здесь нужны какие-то свидетели?

Так же и в этом вопросе: что тут можно, чего нельзя! У нас в Русской Церкви есть такая традиция: в указанные дни женщина не причащается, не исповедуется, старается не прикасаться к святыням, но это правила чисто дисциплинарного характера: женщина, посмиряйся лишний раз, хуже не будет. Я знаю, что есть очень авторитетные духовники, которые вообще не видят в этом проблемы и говорят, что женщина может причащаться и в эти дни. Наверное, у них есть какие-то основания так рассуждать.

– А можно ли женщине в этот период ходить в храм, ставить свечи и так далее?

– Почему же нельзя? Если нет у нее внутри такого наглого настроя: а давай-ка я сейчас всем назло что-нибудь такое сделаю, то почему бы и нет? Бывают, конечно, такие несколько нездоровые представительницы женского пола, которые, например, добираются до Святой Горы Афон (сейчас это не так уж и сложно сделать: лодок моторных много, наймут и высадятся где-нибудь в безлюдном месте) и давай там, на берегу, скакать от радости: всем женщинам запрещено, а я на Афон попала! Ну какая же несусветная глупость! Чего ты добилась? Напишут про тебя в какой-то газетенке и всё! Кому ты хуже сделала? Никому, только самой себе доказала, что тебе наплевать на волю Божию и на мнение Пресвятой Богородицы. Тебе же жить с этим дальше. Если, конечно, и здесь присутствует нечто подобное, это очень плохо. А если этого нет, если тебе прямо невмоготу стало от любви и ты облобызала святую икону, ну и слава Богу! Если это искренне, от всего сердца, если в тебе столько любви, это же хорошо и замечательно! Женщина может и просто молиться, не прикасаясь к святыням, ведь молитва – это та же святыня. Богу надо в духе поклоняться. Я не призываю сейчас забыть эти традиции и правила, но давайте просто относиться к ним «вживую», рассуждая в духе, не по букве. То есть всегда есть какие-то особенные ситуации, особые случаи, к которым должен быть индивидуальный подход.

– Вопрос телезрителя из Краснодара: «Как понять свое жизненное призвание, насколько важно почувствовать, кем ты должен стать в жизни? Расскажите, пожалуйста, о духовной семинарии, что нужно для поступления, какие экзамены сдавать и так далее. Я нахожусь сейчас на пороге решения, поступать в семинарию или нет?»

– Судя по всему, спрашивает молодой человек. Сразу могу сказать, что в молодости очень полезно порассуждать, подумать о том, что же мне делать дальше в жизни, кем я могу быть. Вообще склонности человека к чему-либо должна воспитывать прежде всего семья. Пока ребенок растет, хорошо, чтобы родители дали ему попробовать «на вкус» всякие дела, может быть, ознакомили с какими-то профессиями, разными видами творчества, посмотрели, куда ребенок может себя направить. Человеку, когда он уже подрос, нужно, конечно, задать себе вопрос: а что бы мне хотелось делать, что я вообще умею, какие у меня таланты, что я должен в себе развить и так далее. Здесь ведь так, с бухты-барахты за каждого не решишь, надо знать жизнь человека. Надо, конечно, молиться Богу: Господи, помоги мне понять самого себя! Одно можно сказать совершенно точно: в любом деле (конечно, не явно греховном, например, бандитизме) можно угодить Богу. На любом месте можно служить Господу, если делать дело честно, трудолюбиво и добросовестно. То есть для того, чтобы служить Богу, не обязательно становиться священником. В семинарию надо идти не для того, чтобы пять лет отучиться, почитать какие-то богословские книжки, сдать какие-то экзамены, а потом разочароваться и уйти работать, например, охранником или кем-то еще. Семинария – это конкретное направление, например, богословско-пастырский факультет готовит будущих священнослужителей, и, естественно, подразумевается, что человек уже заранее определился: все, больше в жизни мне ничего не надо, это тот путь, на который я действительно мечтаю стать. Я возьму этот священнический крест и пойду вперед, невзирая, легко ли мне будет в плане внешне–материальном или тяжело, я полностью отдаю себя на служение Богу. То есть прежде всего должна быть любовь ко Христу. Если этого еще нет, то, я думаю, ни о какой семинарии речь идти не может. Чтобы потом не бросить все, не похулить, не сбежать….

Поступайте лучше в какой-нибудь техникум или училище, если хватает школьного образования – в какой-нибудь вуз. Самое главное, чтобы человек определил для себя, что он должен стать специалистом своего дела. Вот это очень важно: научиться делать дело качественно! Пусть это будет самое маленькое дело, но я буду делать его идеально, чтобы «не придраться», хоть дворы мести, но так, чтобы не найти ни листочка, ни хвоинки после того, как я все почистил с метлой и лопатой. Любое дело, по слову апостола Петра, нужно делать как для Бога. И тогда в любом месте ты можешь развиваться и совершенствоваться. А если делать всё спустя рукава, то будь ты хоть трижды кем-то, что толку? Ты всегда будешь чувствовать себя не на том месте; думать, что надо было бы заняться чем-то другим. От такого недобросовестного отношения к жизни многим людям в наше время присуще чувство неудовлетворенности. Люди чувствуют себя не на том месте, как бы не у дел. Почему так? Потому что подходят к делу без души; а душа вообще непонятно чего желает…

В остальном чисто технические вопросы. Решите поступать в семинарию, зайдите на сайт любого духовного образовательного учреждения, там есть ответы на любые вопросы: и какие экзамены сдавать, и какие требования, и всякая другая информация.

– Телезрительница из Пензенской области пишет о том, что у них небольшой сельский приход, и она не знает с чего начать создание воскресной школы. Нужно ли для этого проходить какие-то учебные курсы?

– Я очень рад, что есть такие замечательные, неравнодушные люди. Все начинается именно с них. Дай нам Бог самим всегда быть такими! Главное начать, тогда все остальное, поверьте, станет на свои места! Потом учиться пойдете и всему научитесь, а пока не надо бояться делать какие-то ошибки. Начинайте и ничего не бойтесь!

– Телезрительница, наверное, сейчас нас смотрит. Что ей сделать, чтобы прямо завтра начать создание воскресной школы?

– Наверное, если есть приход, там появляется священник, или даже есть постоянный, к которому и нужно обратиться. Воскресная школа бывает и детская, и взрослая. Со взрослой школой проще: как правило, ее организовывают сами священники. А насчет создания детской воскресной школой, инициатива, в основном, должна исходить от прихожан. Так что подойдите к батюшке и скажите: есть у нас детки, давайте придумаем и проведем какой-нибудь урок, какой угодно, например, рисования или плетения макраме, кто, что умеет. Потом уже можно и Закон Божий к этому делу «привязать» и какие-то другие дисциплины, например, изучение церковнославянского языка, уроки пения и так далее. Начать можно с объявления, сбора родительского собрания, на котором поговорить, обсудить, узнать кто, что может. Уверен, что обязательно найдется пара энтузиастов, готовых с удовольствием помогать и отвечать за какие-то вопросы в вашей школе. И все потихоньку пойдет. Только не надо сидеть и ждать у моря погоды, что придут какие-то специалисты и всему вас научат, или что надо самой вначале закончить учительскую семинарию либо какие-то миссионерские курсы. Все это будет со временем. Не надо терять время, начать нужно с малого, с такой, знаете, самодеятельности, буквально «на коленке», ничего страшного в этом нет.

И потом ведь в каждой епархии есть свой отдел церковно-приходских школ. После того, как начнется уже какая-то работа, можно будет обратиться туда за помощью и советом, чтобы двигаться в правильном направлении. Там обязательно и с превеликой радостью пойдут навстречу, помогут и учебными материалами, и какими-то программами; все подскажут и всему научат. Главное – начать и ничего не бояться!

– Вернемся к вопросу о призвании и образовании. Наша телезрительница спрашивает, почему в некоторых православных книгах пишут, что грех заниматься наукой или искусством.

– Это не православные книги, советую Вам не читать их. Здесь больше комментировать нечего. Что за глупость – «грех заниматься наукой»? Без комментариев…

– Хорошо, продолжим дальше. Наша телезрительница спрашивает: «Внук много играет за компьютером. Что с этим делать?»

– Понятно что – молиться! Без молитвы далеко не уедешь. Без помощи Божией ты не сможешь выбрать правильную меру. Вообще, если смотреть в идеале, надо взять ножницы и пару проводочков обрезать. Один – сетевой кабель, если у Вас Интернет, а детишки наши сейчас очень любят играть в сетевые игры, а так обрезал, и все – Интернета нет, правда полмесяца скандалов, плача, но потом все успокоится. Второй – это сетевой шнур самого компьютера. Шутки шутками, а кому-то только такое и может помочь, именно физическое устранение проблемы. Чаще всего к такому и надо прибегать, потому что люди, особенно дети, настолько сильно погружаются в виртуальный мир, в эту игровую зависимость, что никаких слов для переубеждения в мире уже не существует. Нельзя просто сказать: «Васенька, давай ты полчасика играй, а потом не играй». К сожалению, бесполезно! Это как настоящий наркотик, попробовав который, человек будет постоянно к нему стремиться. Если тебе не удалось воспитать в ребенке какую-то меру и норму в этих развлечениях, если ты видишь, что твой ребенок буквально потонул в этом игровом болоте (по-другому и не скажешь, действительно болото, которое засасывает и переваривает человека, убивая творческое начало, порабощая разум и волю, питая душу всевозможными дурными эмоциями); если это действительно произошло, сделай все, чтобы убрать эту зависимость. И не надо бояться, что ребенку будет плохо, что он будет переживать: из двух зол нужно выбрать меньшее. Что еще остается делать? Порой неплохо бы обратиться и к детскому психологу за советом.

– Сегодня мы говорим уже не только о детской, но и взрослой зависимости от компьютерных игр (и не только игр). Сколько можно привести таких примеров!

– Тут, видите ли, разный подход. Со взрослыми надо действовать по-другому. С детьми, с одной стороны, проще: можно вот так, сразу, грубо повлиять, а с другой стороны, сложнее, потому что человек еще не может собой управлять. Он может многое о себе заявлять, как, например, подросток в тринадцать лет: «Я свободный! Я что хочу, то и делаю. Я сам знаю, что мне делать в жизни, разбираюсь уже, не надо мне указывать!» – и так далее. А на самом деле, ничего он еще не знает, ничего не умеет. Вообще ничего! Это надо четко понимать. Дальше – всё, только ограничения, и по-другому никак! Желаете, чтобы ребенок был свободным, умейте его ограничивать, вот и все.

– Вопрос телезрителя: «Какую светскую литературу Вы можете посоветовать читать для формирования личности человека. Скажем, романы Достоевского приводят к вере или, по крайней мере, пробуждают в душе интерес к ней. Есть ли в современной литературе подобные книги?»

– Русские люди, живущие в условиях нашей культуры, вообще очень счастливые: нас со всех сторон окружает возможность приобщиться к Евангельскому благовестию. Читать нужно обязательно. Конечно, хорошо бы начинать со Священного Писания. Здесь у нас вообще проблема: с одной стороны, все грамотные, а с другой – абсолютно безграмотные в плане знания Священного Писания. Это просто удивительно и непонятно! О православии, духовной жизни святых подвижников мы еще что-то читаем, но, к сожалению, не знаем Священного Писания или читаем его крайне поверхностно, невдумчиво, а ведь это то, что необходимо читать в первую очередь! Потом уже можно читать и святых отцов, это уже будет касаться практики: как жить по Евангелию. Но пока мы не вошли во вкус и не можем круглосуточно читать только эту литературу, можно почитать и нашу русскую классику. Это тоже замечательно. Авторов великое множество! Но опять же здесь надо иметь в виду, что все люди разные, для каждого возраста может быть что-то свое. Нельзя сказать, что всем подойдут одни и те же произведения. Далеко не все могут читать того же Достоевского. Бывает, человеку действительно надо до этого дорасти, внутри себя дорасти, чтобы начать находить отклик на знакомые чувства и переживания. А вообще читать, конечно, нужно как можно больше, выключать телевизор и читать книги, выключать наши гаджеты, откладывать телефоны и читать! Это очень полезно – читать классику и нашу, и зарубежную (там тоже можно найти много полезного). Тут можно вспомнить слова апостола Иоанна Богослова: «Любящим Бога все содействует ко благу». То есть если ты ищешь истину, правду, пользу для своей души, ты обязательно ее найдешь, во многих местах. Если подходить к жизни с таким устремлением, то можно, конечно, и целые библиотеки составлять.

– В завершение нашей программы, хотелось бы услышать от Вас духовное наставление на продолжение Рождественского поста. Все-таки это время особо искусительное: подготовка к светскому празднику Новый год выпадает как раз на Рождественский пост. Как найти и не перейти некую грань?

– Другими словами, как в Новый год не искуситься? Конечно, если это для кого-то проблема, то, конечно, дай Бог не искуситься. На самом деле, все довольно просто. Постом мы должны не просто поститься, не просто как-то проживать этот период, а в первую очередь готовиться к встрече со Христом. Причем целенаправленно готовиться, с постановкой себе такой задачи: впереди тебя ждет не просто какая-то праздничная ночь или праздничное богослужение, не просто очередной поход в церковь, а ты должен стать таким, чтобы действительно произошла твоя личная встреча со Христом. Бог приходит в этот мир! Рождается Спаситель мира, и ты встретишься с Ним лицом к лицу! Особенно, если мы готовимся к причастию – так оно и будет!

Я должен думать только о том, как бы себя к этому приготовить, свою душу, тело, ум, всю свою жизнь как-то упорядочить. Если это будет нашей задачей, то какая мне разница идет ли подготовка к Новому году или праздник уже прошел, наоборот, отмахнешься: ну, прошел, и прошел, скорее бы уже главное! А вот если не искать этой главной встречи, не ждать ее, тогда, конечно, не только Новый год, столько сразу навалится всяких соблазнов и искушений! Бесы точно не дремлют, знают, как нам головы вскружить. Так что какие могут быть от меня духовные наставления? Только пожелания, и в первую очередь самому себе, выстроить свою жизнь правильно. Найти в своей жизни тишину, потому что только в тишине можно услышать голос Божий. Как-то сделать в своей жизни так, чтобы все успокоилось. Как, знаете, когда бурлит, кипит вода, то поднимается со дна всякая грязь, ил, песок, и ничего не видно, а когда все успокоится – вода становится прозрачной и чистой. Хочется пожелать и самому себе, и всем вам, чтобы в нашей жизни наступил такой покой. Пусть даже весь ил не осядет, все равно ведь немного прояснится, и я смогу увидеть самого себя, не дожидаясь Суда, чтобы уже в этой жизни понять, кто же я такой, что во мне настоящее, а что преходяще-уходящее, чтобы научиться жить с самим собой, чтобы знать, где главное, а где второстепенное. Без помощи Божией это сделать невозможно! Много чего можно сделать в пост, поэтому – ставьте цели и идите к ним! Тогда все реально и достижимо.

– Спасибо Вам за этот ответ и это наставление и себе, и всем нам, слушающим и внимающим. Я хочу поблагодарить Вас за то, что Вы сегодня пришли в нашу студию, ответили на многочисленные вопросы наших телезрителей.

Хочу напомнить нашим телезрителям, что на сайте храма в честь святителя Луки (Войно–Ясенецкого) проводятся так называемые вебинары с участием отца Анатолия. По сути это то же самое, что происходило сегодня в нашей студии, с той лишь разницей, что общение происходит не по телевизору, а в Интернете. Вы сможете лично, непосредственно, задать отцу Анатолию интересующие вопросы и получить ответы. Посетив упомянутую уже сегодня официальную группу в соцсети «ВКонтакте» http://vk.com/lukahram вы сможете узнать подробности проведения этих вебинаров. Напоминаю о том, что там же можно узнавать новости о жизни прихода, ходе строительства храма и способах соучастия в этом строительстве. Поэтому заходите на сайт прихода, страничку официальной группы «ВКонтакте» и, конечно, смотрите телеканал «Союз».

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать