Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

2 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с днем памяти преподобной Марии Египетской, ибо это воскресенье посвящено ей. Сегодня несколько необычный для нас формат – я в студии остался один, отец Александр по пути на программу проколол колесо своей машины; может быть, позже он подъедет. Но мы всё настроили, чтобы непосредственно я воспринимал ваши вопросы. Если кто желает позвонить, милости просим.

Преподобной Марии Египетской недаром посвящено столько внимания Церковью и даже особое воскресенье Великим постом. Наряду с таким величайшим из церковных писателей и подвижников, как Иоанн Лествичник. Это говорит о том, что Церковь считает ее пример для нас чрезвычайно важным. В чем же эта важность? Важность заключается в том, что даже женщина (как существо, которое относится к слабому полу – «слабый» я произношу в кавычках, не делая специального модного жеста, потому что бывают, и нередко, женщины гораздо сильнее мужчин и телесно, и психически, и в смысле развитости воли) показала удивительную способность к подвигу. И если посмотреть  житие Марии (оно чрезвычайно полезно, поэтому во всех наших храмах читается из года в год как приносящее огромную пользу слушающим, которые тем самым назидаются), она одна из тех людей, о жизни которых полезно знать всем смолоду, потому что пример ее жизни дает и надежду, и вдохновение на то, чтобы трудиться ради Господа.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка Дмитрий, я хочу Вас поблагодарить за Ваши книги. Я была «захожанкой»  храма, а теперь  прочла книгу с Вашими проповедями и она меня настолько тронула, что я становлюсь прихожанкой. Мне сейчас наш батюшка помогает. Храни Вас Господь! Это замечательные книги».

– Я очень рад, что Вам они пришлись по душе. И главное, это вовремя. Потому что очень важно, чтобы то, что изложено и как изложено, соответствовало развитию возраста Христова в человеке, чтобы ему было и не сложно, и не слишком легко.

– Телезрительница: «Спасибо, батюшка».

– А Вы хотели что-то спросить?

– Телезрительница: «Нет, батюшка. Спасибо!»

– Все ясно? И слава Богу!

Пойдем дальше. В чем вдохновение подвига Марии Египетской? В том, что с самого дна жизни (потому что тот образ жизни, который вела молодая Мария, не то что никак не соответствовал христианскому званию, но и просто обыкновенному приличию, принятому даже в тогдашнем обществе; в нашем обществе сейчас эта планка понизилась еще ниже) Господь, прозирая ее потенциальные возможности, сжалился над ней и устроил такое чудо специально для нее. Когда она пришла в храм для поклонения святыне на праздник, Господь силой Своей благодати вытеснил ее из храма. И этот суровый урок (все-таки редко Господь устраивает для человека такие вещи) настолько поразил ее и настолько в нужном русле напугал, что она не только решила изменить свою жизнь, но и этому выбору осталась верна до конца. Вот это чрезвычайно ценно. И так она возрастала от малого к великому и достигла чрезвычайной святости.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка, помогите, пожалуйста, научите, как смиренно можно принимать обиды детей. Чем больше им даешь, тем тяжелее тебя обижают. Уже все раздали, уже последнее остается. Со смирением на это смотреть очень тяжело и горько. Помогите, пожалуйста, добрым советом».

– Может быть, мой совет Вам не понравится. Но великий Пушкин в своем самом великом произведении в самом его начале сказал такие слова: «Мой дядя самых честных правил (честных – не в смысле правдивости, это правила, за которые человеку оказывается честь), когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». В современном мире очень трудно воспитать детей по-христиански, совсем немногим это удается. Поэтому зачастую дети (к счастью, не всегда) ведут себя по отношению к родителям (самое мягкое слово) по-хамски. И как раз поведение родителей, которые привыкли действовать по правилу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», – это педагогическая ошибка. Наоборот, чтобы понудить дитя к послушанию, к выполнению своих обязанностей, к учению, нужно обязательно показать ребенку, что для него значат отец и мать. И тогда дети будут их уважать, а не капризничать и требовать, как обычно дети требуют, а родители смягчаются и идут у них на поводу. Дети начинают манипулировать родителями.

Это иногда переходит и во взрослую жизнь, даже взрослые дети говорят: «Дай, дай, дай...» Доходит до того, как Вы сказали, что почти ничего не осталось и Вы находитесь в обиде. Но обижаться не надо, потому что это пирог, который Вы испекли своими руками. Поэтому, используя то оставшееся, нужно постараться их в этом антивоспитании остановить. Старинный метод воздействия на детей – лишение их наследства. Тогда можно, по крайней мере, заставить себя уважать. Есть еще хороший метод: например, подать на детей на алименты, в этой процедуре ничего дурного нет. Наоборот, если следовать мудрому совету через «Евгения Онегина», который дал нам Александр Сергеевич, можно еще попытаться что-то исправить. Конечно, не исправится отношение, но исправится поведение, что уже неплохо. А может быть, до них и дойдет, что они не правы, что обиды наносят той, которая и родила, и вскормила, и воспитала, и, как говорили раньше, дала путевку в жизнь. Вот такой Вам, пожалуйста, совет.

– Вопрос телезрительницы: «В шестнадцатом псалме есть строки: Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. У меня такой вопрос: почему я три ночи подряд ворую во сне?»

– О, это может быть по многим причинам. Сон есть отражение наших впечатлений, полученных днем. Может быть, смотрели на ночь детективы, а там все время преступления связаны с деньгами, люди воруют друг у друга как шакалы. Может быть, действительно где-то в тайниках души в Вас есть зависть и Вы захотели что-то поиметь, что видели у другого человека, позавидовали, и это преобразилось в то, что во сне Вы крадете. А может быть еще и третий вариант: Вы что-то украли в детстве и забыли, и Господь по милости Своей решил Вам об этом напомнить, чтобы Вы на исповеди в этом раскаялись. Так что Бог Вам в помощь!

– Вопрос телезрительницы: «Уважаемый отец Дмитрий, я Вам хочу сказать большое спасибо. Есть в Интернете такой ролик, называется «Дмитрий Смирнов жжет», он меня очень воодушевляет. И еще я Ваши записи лет пятнадцать слушала, когда жила в глухом месте, они меня тоже воодушевили. И еще Вы со мной общаетесь, можно сказать, через телевизор: многое говорите как будто бы лично мне и про меня. Спасибо Вам за это большое, я это все вспоминаю».

– Как Вас зовут?

– Телезрительница: «Меня зовут Галина. А Вы прозорливый человек. Спасибо Вам большое».

– Галина, тот текст, который Вы сейчас произнесли, я слышу по двадцать, а иногда по пятьдесят раз в день. Понимаете?

– Телезрительница: «Насчет телевизора?»

– Насчет всего: насчет телевизора, насчет книг, насчет записей.

– Телезрительница: «Про записи – ладно, но Вы говорите именно жизненное. Какая гадость во мне есть, то Вы и говорите».

– Понятно. Тут вот в чем дело: все гадости – и Ваши, и мои – у нас общие. Поэтому я это говорю о себе, а Вы воспринимаете так, что это как бы все Ваше.

– Телезрительница: «Нет-нет, Вы, пожалуйста, не отговаривайтесь».

– Нет, мне просто жалко нашего эфирного времени. Я бы мог Вам что-нибудь еще рассказать, а вместо этого мы тратим время на всякие похвалы, в них толку нет. «Вы такой, сякой, прозорливый» и прочее, прочее. От этого я лучше не стану – это раз. А во-вторых, это разговор впустую. А наша передача сделана не для того, чтобы, как Иван Андреевич Крылов говорил, «кукушка хвалила петуха». Она совсем для другой цели – это образовательная программа.

И потом, этот ролик «Дмитрий Смирнов жжет» составлял не я. Просто какие-то люди (они мне не знакомы) нарезают из моих проповедей какие-то кусочки и делают из них ролики. Я никому не препятствую, пусть делают что хотят. Иногда, правда, добиваются противоположного смысла и дают всякие названия, которые я тоже не сочиняю. Я вообще-то не сторонник этих роликов. У меня есть такое предприятие, называется мультиблог протоиерея Дмитрия Смирнова, где полные тексты всех моих записей, в частности и записей на телеканале «Союз», там можно почерпнуть все, что нам угодно. Всего доброго, Галина!

– Вопрос телезрительницы: «У меня сын, ему почти одиннадцать лет. У него есть два крестных. И ни один крестный с ним не общается на протяжении жизни. Ребенок мой воцерковленный, ходит в храм, поет на клиросе...»

– Хорошо. Но крестных вообще-то выбирают не дети, а родители.

– Телезрительница: «Да, это так. Один из крестных наш родственник».

– Поэтому Вы получаете то, что посеяли. Надо же думать. Вашему сыну уже почти одиннадцать, а моей дочери уже за сорок, и вот недавно мы устроили ужин вместе с ее крестным. А ее крестная мать почила в Боге. Поэтому очень важно, кого мы сами выбираем. Тут я Вам ничего не могу посоветовать. Ваш выбор оказался неудачным.

– Телезрительница: «Но есть какие-то возможности, например, призвать крестную, сказать, чтобы она больше заботилась...»

– Есть, конечно. Для этого существует замечательное изобретение, называется мобильный телефон. Позвоните ей и скажите.

– Телезрительница: «Она просто мимо нас даже на улице проходит».

– Ну а сказать-то можно? Мимо звонка-то не пройдет?

– Телезрительница: «Наверное».

– Ну вот. Господь нам сказал: «Толцыте, и отверзется». Вот и старайтесь. Но есть русская пословица: «Насильно мил не будешь». Поэтому нужно будет учитывать разные варианты ее реакции на Ваш звонок и Ваши речи. Вот что по этому поводу надо сказать.

Всем могу сказать: если вы хотите, чтобы крестные у вас были полноценные, надо таких и искать.

– Вопрос телезрителя: «Вначале хотел поблагодарить Вас за сегодняшнюю проповедь в храме Преображения, но поскольку Вы сказали, чтобы без похвал, поэтому сразу к вопросу. У меня вопрос о прощении наших врагов – так учил Господь...»

– Я рад, что Вы меня, старого дурака, вразумили, что так Господь сказал. Отлично. А еще Вы для меня открытие сделали, что я служил в Преображенском храме. Последний раз в Преображенском храме я служил лет пятнадцать назад. Так что очень много нового от Вас узнал.

– Телезритель: «Простите, не хотел обидеть. Я слышал, что мы прощаем и тем самым уподобляемся всепрощающему Создателю. Вместе с тем некоторые святые отцы говорят, что если мы не простим врага, то и Господь нас не простит. Значит, и Ему свойственно качество непрощения? А значит, мы, созданные по Его образу и подобию, тоже можем с рассуждением относиться к прощению врагов?»

– Как Вас зовут?

– Телезритель: «Раб Божий Олег».

– А Вы действительно раб Божий?

– Телезритель: «Да, я стараюсь таким быть. Сегодня я был у Вас на исповеди...»

– Стараюсь – это одно дело. А вот как Вам это удается?

– Телезритель: «Ну, поскольку христианство – это не слова, а делание, стараюсь что-то делать. Очень сложно...»

– Это правильно. Но бывает, человек и старается делать, а у него ничего не получается.

– Телезритель: «Честно скажу, не получается. Слишком грешный».

– Вот. А может, тогда Вам не стоит себя именовать рабом Божиим, пока Вы им не станете? А то получается так: каждый солдат, если он хороший солдат, мечтает быть генералом, но он же представляется «рядовой Смирнов», не говорит: «Генерал-лейтенант Иванов». Вы говорите «раб Божий», а это, знаете, титул очень серьезный.

– Телезритель: «Но ведь все начинается с мысли, правильно? Я изменил свой ум, значит, изменилась мысль, и я буду стараться направлять деятельность на служение Господу. Разве я не прав?»

– Тогда говорите: «мысленный раб Божий». В таком варианте я согласен.

– Телезритель: «Принимаю, действительно это про меня».

– Давайте на этом остановимся. Теперь по поводу...

– Телезритель: «... врагов».

– Нет, по поводу врагов не нужно говорить, потому что то, что Вы выдавали за мнение отцов, за мнение Самого Создателя, – это все неправда, это все Ваша интерпретация. Бог совсем не всепрощающий – это какая-то клевета. Потому что Бог никакая не юридическая машина, в которой есть один ответ: «Делайте деточки что хотите, а Я вас всех всегда во всем прощаю». Это совершенно не так. Сначала Вы высказали сентенцию, потом на ней построили неверное утверждение, что и нам так можно; почему-то нам можно делать то, что Вы сочинили.

Основа нашего благочестия – это Евангелие. Если Вы хотите стать рабом Божиим, как один святой сказал, а многие повторили за ним на разные лады, – ум должен плавать в Священном Писании без всяких искажений. Тогда Вы постепенно придете и к пониманию смысла. А если у Вас, как я вижу, завелась хорошая привычка читать отцов, то тоже потихонечку Ваш ум образуется, Вы начнете это понимать. Это очень важно. И тогда не будете впадать в такие детские ошибки. Потому что очень часто так бывает: человек читает одно, а понимает совсем по-другому. Поэтому мы и недоумеваем, когда всякие люди, которые Церкви не принадлежат, а даже находятся по отношению к ней в состоянии критики, ругани, начинают толковать Священное Писание, как говорил наш Святейший патриарх Алексий II (Царство ему Небесное), «от ветра головы своея». Получается, конечно, очень серьезное искажение, иногда до полной противоположности.

Поэтому запомните крепко: Бог совершенно не всепрощающий; прощение – это не механическая вещь. И прощение от Бога находится внутри нас. Именно поэтому, если мы умеем прощать, то есть милосердны, тогда и Господь имеет возможность простить нас – только при этом условии. Потому что Бог не размышляет. Мы называем Его Судией, но это просто используется такой, что ли, литературный прием из жизни людей. А никакого суда Бога над человеком как такого, что там прокурор, судья, присяжные заседатели, свидетели, – ничего этого нет. Есть жизнь, допустим, Ваша. Как Вы изволили сказать, Вы хотите стать рабом Божиим. Если это Вам в течение жизни удастся, то Господь Вас возьмет к Себе – вот и весь суд. То есть Вы сами устроите внутри себя обитель для Святого Духа, и когда Господь Святой Дух увидит, что Ваше сердечко готово воспринять Святого Духа, Он, скорее всего, к Вам придет и очистит от всякия скверны. И вот это очищение Святым Духом от всякия скверны, чтобы было понятно тем людям, которые не имеют Святого Духа, Господь называет «прощение» (избирает такой термин): был грех, а теперь его нет, если вы это изживете.  Вот это есть прощение.

И совершенно понятно: Господь бы и рад, чтобы все к Нему пришли и стали рабами Божиими, но этого достигают совсем немногие люди. Это не значит, что Господь обиделся и их теперь не прощает, – нет. Это значит, что человеку это было совершенно не нужно, он занимался тем, что считал в своей жизни важным. А то, что самое важное для Бога (Евангелие, ради которого Сын Божий умер на Кресте), ему было малоинтересно. Вот что имеется в виду. Поэтому всепрощение – это такая безбожная интеллигентская ересь. Вот и все.

– Вопрос телезрительницы Ольги: «Меня интересует такой вопрос (может быть, он будет некорректным): зачем Богу хвала? Мы восхваляем Бога, благодарим. С точки зрения человеческой, если человек ждет хвалы, – это гордыня. А с Божественной точки зрения Богу хвала для чего?»

– Ольга, расскажите мне, как Вы хвалите Бога?

– Телезрительница: «Стараюсь благодарить».

– Нет, благодарить – это я понимаю, но это совсем другой глагол.

– Телезрительница: «Наверно, пока никак, честно говоря».

– О! Вот Вы и проговорились. Хорошо, я Вам расскажу, чтобы Вы поняли. Есть такой отрывочек в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа. Вы такую книгу читали?

– Телезрительница: «Да».

– Хорошая книга? Вам понравилась?

– Телезрительница: «Да».

– Там есть  кусочек, называется Нагорная проповедь. Вы ее читали?

– Телезрительница: «Да».

– Люди совершают поступки, которые им в сердце внедрила благодать Божия и Священное Писание. И люди, когда видят добрые дела (причем с точки зрения Бога) этого человека, прославляют Отца его, Который есть на Небесах. Вот о какой хвале идет речь, понимаете? А не просто: «Ах, какой ты замечательный» – и прочее, и прочее. Речь идет о том, чтобы Божественная сущность и отношение к жизни отражались в жизни человека и вызывали в других людях такую реакцию – прославление Бога. А так Бог, конечно, не нуждается в этом.

Представьте себе, мы положим вот на этот черный стеклянный стол из белого золота кольцо, на кольце бриллиант размером с ноготь. Разве этот бриллиант нуждается в прославлении? Нет, любой скажет, что это стоит двадцать пять миллионов долларов. Вот и все. А что такое бриллиант? Это всего лишь форма существования углерода, да еще обработанная. Вот, собственно, и все. И Бог, Который создал Вселенную, создал человека, все, что в мире, и ангельский мир, Бог, Который дал нам Сына Божия, совершенно не нуждается в прославлении от людей, во всяких дифирамбах. Он совершенно не этому нас учит. Он учит другому: чтобы мы восприняли Его волю, чтобы мы поняли, что Он от нас, людей, хочет. И тогда это будет лучшее прославление.

Например, у некоторых мам есть детки: для одних мам их детки – это скорбь и позор, а для других – одна радость. Вот и все. Так же и Господь хочет от людей – они же Его детки, потому что в рождении каждого человека помимо мамы и папы участвует еще Господь. Но люди и сами портятся, и окружающие взрослые их портят. И те, кто с ними общается в школе и на улице, их портят и так далее. Редко бывает теперь в наши дни, когда человек остается славой для родителей. Вот о чем речь. Только плоды жизни человека… Апостол даже сказал: «Женщина спасается чадородием». Или не спасается, если вместо прекрасных христиан воспитала лицемерных уродов.

Поэтому имеется в виду прославление, когда человек полностью воспринимает волю Божию и ей (этой воле) служит. Так что следуйте воле Божией, которая изложена в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, и будете все понимать. Но если будете читать ежедневно. Потому что видно из Вашего вопроса, что Вы многое подзабыли, а многое просто неправильно восприняли. Всего Вам доброго!

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «У меня вопрос по поводу греческого слова “пассия”»

– Татьяна, я должен Вас очень огорчить, потому что «пассия» совсем не греческое слово, а латинское, означает «страсть», «страдание».

– Телезрительница: «Да, переводится как “страдать”. Но почему еще другой вариант этого слова: “страсти” (по Матфею, по Иоанну)? В нашем понимании страсти – это несколько иное».

– Ваше понимание не соответствует смыслу слов. Почему? Потому что Вы не знаете ни греческого, ни латыни, ни церковнославянского. А если бы знали, в Вашем понимании не было бы никаких противоречий. Потому что «пассия» в переводе на русский язык «страдание». «Страсть» в переводе со славянского – «страдание». Речь идет о страданиях Христа. А так как у нас весь церковный обиход существовал на славянском, потому и перевели: «Страсти по Матфею». Что это значит? Это страдание Христово в изложении евангелиста Матфея. Соответственно, «Страсти по Иоанну» – страдания Христовы, изложенные по Евангелию от Иоанна. И тут не надо никакого своего понимания, а нужна элементарная языковая и историческая грамотность.

– Телезрительница: «Спасибо».

– Пожалуйста, всегда к Вашим услугам.

– Вопрос телезрительницы: «Адам и Ева – первые люди, жившие в раю, они были изгнаны из рая за грехопадение. От них пошло все человечество. А если бы они не были изгнаны из рая, то как потом сложилась бы вся наша жизнь?»

– Она сложилась бы ужасно. Сейчас я Вам объясню и про Адама, и про Еву, хотя не сохранилось паспортов, в которых было указано: «Адам», «Ева». И место рая не сохранилось; не сохранилась и граница между раем и не раем. О чем идет речь? Что Господь говорит через это событие, которое Он изложил святому Божиему пророку Моисею, а потом спустя много-много веков это устное предание было записано? Что каждый человек, который ослушается воли Божией, потеряет общение с Богом. И вот это изложено в форме изгнания из рая. Что такое рай? Рай – это непрестанное общение человека и Бога. И когда оно нарушается, человек приобретает то состояние, которое именуется адом, когда Бога нет. И нужно каяться перед Богом, что значит вновь возвращаться к воле Божией, опять соединяться с Богом и возвращаться в рай.

Вот пришел отец Александр. Пока нет звонков телезрителей, я прочитаю те вопросы, которые привез отец Александр.

– Вопрос: «Я хочу перевести свою дочь десяти лет на семейное обучение. Моя мама (бабушка девочки) категорически против, до истерик. Как поступить в этой ситуации?»

– Если кто-то из наших родственников, используя истерику как инструмент манипуляции, хочет, чтобы мы подчинялись его воле и оставили свою обязанность перед Богом воспитывать своих детей, то нужно нам разъединиться, чтобы влияние этого человека, который своей истеричной вредоносной волей действует на благополучное состояние нашей семьи, прекратить.

На этом наша передача закончилась. Не успели ответить на все вопросы, но все-таки отец Александр не зря к нам приехал. Всего доброго, до свидания!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы