Беседы с батюшкой. Крещение

19 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святого Спиридона Тримифунтского на территории предприятия ООО «Нева-Реактив», клирик храма святого пророка Илии на Пороховых священник Константин Морозов.

– Наша передача выходит в двунадесятый праздник Крещения Господня. Это праздник, о котором должны знать все.  И об евангельских событиях и праздниках нашей Православной Церкви можно говорить бесконечно.

– То, о чем, как нам кажется, мы все знаем, зачастую не понимается нами так, как это должно было бы быть исходя из библейского повествования. Потому что праздник Крещения Господня – это особый момент в Священном Писании; не случайно о нем упоминают все три евангелиста. И Лука, и Марк, и Матфей говорят о событии Крещения Господня.

В первую очередь мы должны понять, что крещение Иоанново – это не крещение Христа. Между крещением Христовым (когда Спаситель говорит: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча блюсти все, что Я заповедал вам) и между тем, как крестил Иоанн Креститель, громадная разница.

Когда крестил Иоанн Креститель, это было неким знаком того, чтобы весь израильский народ приготовился к тому Царствию Небесному, о котором он возвещал: «Придите, приблизилось Царство Небесное! Прямыми сделайте стопы Его. Вот грядет Тот, Кто принесет это Царство».

Сама традиция омовения в Иордане – древняя. В Иордане обычно омывались иудеи, приходящие из языческих стран. Они соприкасались со всей скверной языческой, торговали с язычниками, общались с ними и, может быть, чем-то осквернялись от этого. Поэтому, приходя в эту святую обетованную землю, они должны были очиститься от всех грехов, всей скверны и омывались в Иордане. Своим крещением Иоанн Креститель говорит: «Вы, уже находясь в Святой Земле, живете как язычники. Вы отклонились от подлинного послушания и служения Богу. Вы должны сейчас креститься в Иордане». Поэтому к нему приходит большое количество народа, и все задают вопрос: «А что же нам сделать, как приготовиться к этому Царству Небесному?» Воинам Иоанн Предтеча говорит, что они не должны обижать, мытарям – не брать больше положенного.

Смысл крещения Иоанна Крестителя – приготовить это Царство. Подобно тому, как раньше, когда ехал царь, впереди бежал глашатай и кричал: «Царь едет!» – чтобы все приготовились его встречать. Или сейчас, когда едет президент той или иной страны, всегда впереди машина с мигалками, готовя путь шествия кортежа этого президента. Вот Иоанн Креститель выполняет именно эту роль – он готовит израильский народ к принятию Царства Божия, к приходу Мессии. Поэтому он будет говорить, что недостоин снять с Него даже сапоги.

Почему Христос приходит на Иордан? Здесь есть множество толкований, но само Священное Писание не говорит нам, почему Христос приходит на Иордан. В первую очередь здесь просматриваются определенные параллели:  так как в Иордане все очищались от грехов, Христос, приходя сюда, конечно, символизирует Собой тот древний Израиль, который прошел через Чермное море. Как евреи, пройдя через Чермное море, стали новым народом Израиля, который был посвящен Богу, так и Христос, приходя на Иордан, омываясь от Иоанна Крестителя, выходит на Свою проповедь. И потом как еврейский народ сорок лет путешествовал по пустыне, так Христос сорок дней находится в пустыне. Это очень яркая параллель между Священным Писанием Ветхого Завета и Нового.

Христос входит в воды Иордана и на слова Иоанна Крестителя, что тот не может Его  крестить, отвечает: «Нет, мы должны исполнить всякую правду». Иоанн Креститель крестит Христа, и, как мы читаем, с неба слышится голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. На Него снисходит Дух Святой в виде голубя, как это написано у Луки. Очень важно, что небеса разверзлись, или, как это сказано в греческом тексте, разорвались. До этого небеса молчали довольно долго: пророков в Израиле не было. И этим евангелист дает понять, что небеса снова заговорили: пришел тот обещанный Мессия, при Котором открылись небеса.

И всякий раз, когда мы слышим в Священном Писании о сыновстве (а сыновство понимаем как некое родство), то Отец всегда выше, чем Сын. На самом деле Библия под «сыновством» иногда имеет в виду некое приложение. Допустим, Христос называет Иуду сыном погибели, то есть он является сыном геенны огненной. То есть это приложение к чему-либо. Или: «Я вывел сына Моего из земли египетской» – то есть весь еврейский народ является сыном Божиим. И здесь Христос знаменуется – эту параллель я хотел показать – как раз этим новым Израилем, новым Иерусалимом, к которому говорит Господь.

Обычно у нас переводится: «Дух Святой снизошел на Него». Но в греческом тексте стоит «вошел в Него» – не просто сел на голову, а вошел в Него. Этот момент снисхождения Духа Святого адресует нас к первой Книге Бытия, где в рассказе о творении мира говорится, что Дух Святой носился над водами. Что значит «носился»? Мы понимаем, что носиться может ребенок, бегая туда-сюда по коридору, или иногда может носиться ветер. Но вообще слово «носиться» от «насиживать»: как курица покрывает яйца, так Дух Святой объемлет все несформировавшееся еще хаотическое мироздание, которое существовало. Именно благодаря тому, что Он все объемлет, происходят все дни творения.

Так и здесь мы видим, что с этого момента наступает новый виток творения – Христос приходит в мир, и Дух Святой, можно сказать, покрывает Его и в Нем весь этот мир. Начинается новая эпоха, о чем очень часто и свидетельствовали,  говорили, что Царство Божие приблизилось, то есть новое творение пришло.  Это если рассматривать этот текст очень вкрадчиво – и то к каким выводам мы должны прийти, потому что в большей степени Крещение – это теофания, явление Бога. До IV века Крещение всегда праздновалось вместе с Рождеством. В Армянской апостольской Церкви Рождество и Крещение до сих пор празднуются вместе, не отделяясь один от другого, потому что оба праздника имеют единый смысл – приход в мир Христа как Того, Кто возвестил людям это Царствие Божие.

Есть толкование, что Христос в момент погружения в воду берет на Себя грехи мира, очищает грех: так как люди очищались в Иордане от греха и он был переполнен этими грехами, Христос берет на Себя все эти грехи. По сути говоря, «грех»  в переводе –  «промах», «ошибка», попадание мимо цели, некая бесцельность. И мы видим, что мир не имеет этой целостности, цели: что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться. То есть это некая цикличность: бабочка летает, откладывает яички, появляются гусеницы, гусеницы поедают растения; появляются новые бабочки, бабочки снова откладывают яички… Некая цикличность процесса всего мироздания, которая не имеет под собой цели. И вот Христос указывает, что цель есть. И цель эта – Царствие Божие, которое открывается через Него как Мессию, Сына Божия. Вот какое значение, по сути, имеет под собой слово «грех». Конечно, в обыденном сознании  бывает как? «Вот я мясо в пятницу съела – какой грех!» Но в принципе мы должны понимать, что это не грех, а проступок – переступление через какой-то закон, правило, то есть я перешел через тот или иной закон, но это не является грехом в библейском контексте: грех то, что не имеет под собой целеполагания, то, что промахивается мимо цели. А цель у нас единственная, как все знают, – это Царство Божие, вхождение в него благодаря Христу.

А когда Христос говорит: «Кто крестится от воды и Духа Святого, войдет в Царствие Небесное»,  имеется в виду уже совсем иной момент. Это уже не крещение Иоанново, не просто показатель того, что все грешны и поэтому должны очиститься в водах крещальной купели. До сих пор бытует такое толкование на праздник Крещения: вот ты окунешься в иорданской купели – и все грехи смоешь. Но это же ветхозаветное понимание омывания как такового. Когда Христос заповедует крещение христианам, то имеет в виду совсем иное. Он имеет в виду соединение со Христом в момент погружения. И, в принципе, все богослужение таинства Крещения об этом говорит: «Господи, пусть умрет ветхий, греховный, тленный, земной человек и родится небесный, нетленный, вечный, рожденный для Царствия Божия».

Благодаря чему это происходит? Благодаря тому, что купель крещения мыслится не иначе, как гроб. Крещальная купель для любого христианина мыслится как гроб, в воды которого погружается ветхий, тленный, греховный смертный человек и где, соединившийся со Христом, преобразившийся в Его личности, рождается небесный человек. Поэтому мы и говорим в Символе веры: «Верую во едино крещение во оставление грехов». У меня теперь есть это целеполагание. До этого жизнь была бессмысленна: появятся дети, я состарюсь, умру; у детей тоже появятся дети, они тоже состарятся и тоже умрут; у моих внуков... То есть жизнь бессмысленна по сути своей: что было, что делалось, то и будет. Но теперь у меня есть цель, я ее приобрел – я родился для Царствия Божия благодаря тому, что Христос мне указал это Царствие Божие. Вот что собой знаменует христианское крещение и в чем его отличие от крещения Иоаннова.

Хотя мы можем вспомнить: когда Иоанн уже сидел в тюрьме у Ирода, он посылает своих учеников ко Христу и те задают вопрос Ему: «Тот ли Ты? Или нам ждать другого?» Почему вдруг этот вопрос звучит из уст Иоанна Крестителя, ведь он же слышал голос с небес и видел Дух Святой в виде голубя? По сути, люди ожидали Мессию как царя, который свергнет иго римское, свергнет марионетку царя Ирода и воцарится в Израиле.

– Но если мы говорим, что Иоанн Креститель был пророком, все пророки в большинстве своих проповедей возвещали пришествие Мессии именно как Сына Божия, Который восстановит царство Израилю. Они, наверное, представляли, что это царь не в земном его понимании.

– Если говорить о царях как таковых, мы должны вспомнить момент с судьями. Вы помните, что Израиль до какого-то момента не имел царя, а были судьи. Самый известный из них для нас Самсон. Судьи разрешали те или иные вопросы, возникавшие в израильском народе, когда люди что-либо не поделили. И весь израильский народ должен был жить по закону, который был дан им Моисеем.

А кто же был царем? Царем был непосредственно Сам Бог израильского народа. Вы помните, что когда израильский народ захотел, чтобы у него было как у всех, просили царя, Господь сказал: «Они не тебя, судью, отвергли, они Меня отвергли. Я дам им царя, но он будет угнетать их, как любая власть угнетает. Он будет брать их мальчиков на войну, будет притеснять их налогами, как любая власть. Скажи им об этом. Если они этого захотят, Я дам им царя, то есть ты им укажешь царя». В принципе, царь для Израиля – это в первую очередь Бог.

Пророки в большей степени обличали царей; Илья-пророк и другие говорили: «Вы уклонились от праведного царства». Что такое праведное царство? То есть вы должны судить правдиво. От власти всегда в первую очередь требовалось правосудие, чтобы суд был беспристрастным. Но в нашем человеческом поле суд не может быть беспристрастным.

– Кроме того, они обличали царей, которые уходили в многобожие...

– Да. Поэтому вместо судей в израильском народе появляется пророк, который возвещает волю Божию для царей. И Иоанн Креститель точно так же обличает царя Ирода за то, что тот незаконно взял у своего брата Филиппа жену. Конечно, Ироду это не нравится, поэтому Иоанн оказывается за решеткой.

Более того, Иоанн Креститель ждет прихода Мессии – того царя, который будет по праву царем, царем от Бога. Но это все равно всегда мыслилось в некоем земном пространстве. Поэтому Христос говорит прикровенно: «Вы видите: хромые ходят, слепые прозревают, глухие слышат» (то есть видите нечто новое, что происходит). « Я говорю вам, что Иоанн Креститель великий среди всех, но он будет меньше тех, кто слушает Мою проповедь». То есть тот, кто слушает проповедь Христа и следует ей, выше Иоанна Крестителя, потому что тот уходит на задний план перед проповедью Христа о Новом Завете. И этот Новый Завет, пришествие этого нового Царствия в мир, заключает в себе всю проповедь Христа на протяжении всех трех лет. Потому праздник Крещения так значим для нас – это выход на проповедь Христа. Он подчеркивает выход Христа на проповедь и обновление этого мира, который мы видим в крещенской воде.

Вода – это символ очищения и обновления. Как вы помните, водная стихия очень важна для Ветхого Завета. Всемирный потоп – это возвращение в то же первозданное состояние до творения, когда вода была повсюду. Вода была повсюду, и отделил Господь воду от воды, и стала суша – и было так. Наступление потопа, когда Господь снова покрывает все водой, говорит о том, что это возвращение к тому первозданному состоянию, от которого люди ушли. Бог берет только праведника – Ноя. Так и здесь Бог обновляет все мироздание, входя в эти воды. Отсюда у нас такое почитание богоявленской, крещенской воды как совсем нового творения Божия, как новой эпохи, наступающей с момента крещения Господня, – это момент очень важный.

Но Христос все-таки дает нам совсем новое крещение, то, о чем будет говорить Иоанн: «Тот, Кто пойдет позади Меня, будет крестить вас огнем и Духом Святым».

– Водой и Духом, да?

– И в этом моменте мы с вами крещаемся уже совсем в ином крещении – как христиане, соединившись со Христом и получив благодать Духа Святого, мы уже как бы являемся наследниками этого Царствия.

Обычно возникает вопрос: если Царство Христово уже наступило, как же нам быть? Здесь можно сказать так: с одной стороны, Царствие Божие уже есть, ибо Христос воскрес и даровал нам это Царствие. Во всемирном моменте Царствие Божие здесь уже есть, но в личностном моменте мы должны достигнуть этого Царствия. Лично каждый человек идет по дороге этого Царствия, хотя это Царствие уже есть.

Что касается праздника Крещения, люди обычно заостряют внимание на крещенской воде и не слушают зачастую тех очень важных текстов, которые читаются во время паремий и как раз подводят нас к рассуждениям, о которых мы сегодня начали говорить, и пропускают момент, связанный с евангельским чтением, который тоже очень важен, так как возвещает нам смысл праздника и смысл этой богоявленской воды. Многие люди думают в основном о том, чтобы получить воду (да побольше) и окунуться в купель, – это некая «материализация» благодати, скажем так, что не совсем правильно.

– И в чем-то придание каких-то магических свойств и крещенской воде, и купели, и иорданям, в которых есть традиция купаться.

– Эта традиция не имеет ничего общего с церковным пониманием Крещения.

– Мы говорили, что когда человек крестится в купели крещения, омываются все грехи. Но при этом он должен принять какую-то позицию, уже быть верующим. И по вере своей креститься. Если в современной практике есть такой момент, как оглашение – подготовка к крещению, можем ли мы сопоставить факт крещения Иоанном Крестителем израильского народа с тем, что мы сейчас называем оглашением?

Иоанн Креститель говорит: «Придите, покайтесь и приготовьтесь к пришествию Спасителя». Так же и мы, оглашая человека перед крещением, посвящаем его в знание веры и готовим к принятию этого таинства. Можно ли провести такую аналогию?

– Эта аналогия всегда была в Церкви: прежде чем войти в Царствие, ты должен быть готов. Притча о брачном пире, когда находят человека в небрачной одежде и выбрасывают его с этого пира, очень характерна для оглашенных: они должны приготовиться к тому, чтобы войти в чертог Царя. Практика оглашения, в принципе, на мой взгляд, должна быть довольно долгой. Хотя сейчас есть такой минимум, как две беседы, но смысл их в большей степени сводится не к тому, чтобы научить, а к тому, чтобы заинтересовать что-либо почитать или посмотреть – помимо того, что есть у человека в уме. Люди очень мало задаются такими вопросами: для чего крестить, в чем смысл крещения, что налагает крещение на человека крещающегося? Эти вопросы должны быть рассмотрены перед тем, как человек крестится. Потому что крещение – это как раз тот период в жизни человека, когда мы можем заинтересовать его духовной жизнью. Если не маленького крещающегося, то хотя бы его родителей и его крестных. Поэтому длительная практика оглашения – полгода или год – как раз позволяет человеку познакомиться с общиной храма, где он собирается креститься, позволяет войти в богослужебную жизнь храма, позволяет не просто прочитать Евангелие, а понять и осмыслить его, так как на основании Евангелия христианин должен выстраивать свою жизнь. Конечно, приуготовительный момент очень важен в любом случае. Сейчас у нас над этим много работают, но, на мой взгляд, двух бесед, конечно, недостаточно.

– Скорее они похожи на предогласительный период – заинтересовать человека, чтобы дальше он двигался самостоятельно.

– Когда ко мне приходят люди, первое, о чем спрашиваешь:  зачем вам креститься? А второй момент: в чем смысл человеческой жизни? Потому что когда они отвечают на вопрос, зачем креститься, начинают иногда говорить: «Чтобы в крещении нам дали ангела-хранителя». – «А это для чего?» – «Ну, чтобы в жизни все было хорошо». – «В жизни все хорошо не будет». И так далее.

«Для чего крестить ребенка?» – «Чтобы он у нас был хороший, чтобы мы его правильно воспитали». – «А для чего правильно воспитывать?» Рано или поздно человек подходит к этому: «Рано или поздно мы умрем, и для Царства Божия я и крещу своего младенца».

Очень важно, как ты выстраиваешь беседу с оглашающимися. Хотя бы поговорить о том, на основании чего выстраиваются отношения с Богом. Не забывать о том, что отношения с Ним невозможны, если человек говорит: «Бог у меня в душе». На это я всегда отвечаю, что этот аргумент довольно шизофреничный. Во-первых, если мы выстраиваем с кем-то отношения, это должна быть личность. Если это не личность, то никаких отношений я выстроить не могу. Ведь я не могу выстроить отношения с кошкой, собакой, геранью у себя на подоконнике: это не личности.

Бог является личностью. Мы созданы по образу и подобию Божию, мы тоже такие же личности. Второй момент: эта личность должна находиться вне меня. Потому что если внутри меня находится какая-то иная личность, пусть даже и божественная, то это психиатрия – раздвоение личности. Поэтому Бог не может быть у меня в душе. С Богом мы выстраиваем отношения подобно тому, как выстраиваем отношения с людьми. Муж хочет, чтобы его отпустили на рыбалку, пыль вытрет, жена порадуется, а он скажет: «Отпусти меня на рыбалку»... Ну, это условно говоря. Есть какой-то закон, заповедь, между одной личностью и другой. Или жена накормит мужа, а потом расскажет ему, какие проблемы возникли в семье, и тот разрешит эти проблемы спокойно – в отличие от того, как если бы она вывалила на него эти проблемы с порога. То есть это некие законы и правила.

С Богом есть точно такой же закон: Он дал нам заповеди. Ветхий Завет говорит нам о десяти заповедях. Новый Завет говорит: «Возлюби Бога и ближнего», сжимая все эти десять до двух. И десять заповедей выстроены таким же образом: первые четыре говорят об отношениях с Богом, а все остальные шесть – об отношениях человека с человеком. Но ведь если нет первых четырех, то нет и остальных последующих. Почему? Потому что и праведник, и грешник умирают одинаково, и если нет Бога, то все дозволено. Тогда человек начинает понимать, что Бог является смыслом его жизни, потому что иного смысла у него быть не может.

Правда, некоторые люди говорят, что смыслом их жизни являются дети. Но на это я всегда говорю: «Вы же понимаете, что дети не могут быть смыслом человеческой жизни. Рано или поздно они вырастут, у них появятся свои муж или жена, свои дети, и вы уйдете на третий план. Это вполне нормально, что родители рано или поздно уходят на третий план в жизни  детей, потому что дети начинают жить своей жизнью. Дети являются ценностью жизни, самой большой, великой, но все-таки ценностью. В чем же смысл твоей жизни?» Царствие Божие и каким путем к нему идти – такая беседа может заинтересовать человека.  Тогда можно как-то сподвигнуть его к тому, что он задумается над какими-то вопросами своей жизни. То есть две эти предогласительные, как Вы их назвали, беседы только для того, чтобы человек как-то подумал и узнал что-то о Символе веры хотя бы.

– В Вашей пастырской практике часто ли люди действительно задумываются над этим и приходят потом с вопросами?

– Не было такого случая, чтобы после крещения человек пришел ко мне и задал еще какой-то вопрос. Но то, что иногда я все-таки начинаю видеть этих людей, приходящих к Чаше, а чаще приносящих своих детей, это бывает. Не часто, но есть. Не один раз приносят причастить своего ребенка, но два-три раза я их еще вижу с какой-то периодичностью.

Главное, чтобы в современной практике оглашения людям было понятно, для чего они это делают. Когда мы просто говорим, что так должно быть, для людей это не аргумент… Иногда спрашиваешь, что такое по сути своей вера, и люди не могут ответить на вопрос. Тогда начинаешь рассуждать над этим вопросом: «Ребенок может спросить у крестного или папы: а что такое вера? Что бы Вы ответили ему на этот вопрос?» И один крестный дал мне очень правильный ответ: «Вера есть любовь к Богу». На мой взгляд, это очень правильное определение, потому что в действительности вера – как любовь. Она имеет определенную конкретику: как мы любим конкретного человека или конкретную ситуацию (например, ездить каждое лето на дачу). Мы всегда любим очень конкретно. Так и вера: я верю в определенные обстоятельства жизни, верю определенному человеку (допустим, верю своему другу, но не верю соседу). И верю я также в конкретного Бога. Поэтому эта вера должна быть определена. Она определена в Символе веры. Поэтому все христиане исповедуют единую веру, и все христиане объединены в едином таинстве Евхаристии, которую заповедал Сам Христос, сказав: «Кто ест Тело Мое и пьет Кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем».

С одной стороны, Тайная Вечеря устроена по образцу трапезы: она всех объединяет. Трапеза действительно объединяет, поэтому мы и не садимся с нашими врагами или с теми, кого не очень любим, за один стол, потому что еда нас объединяет. И это объединение христиан – благодаря Христу, Который нам в этом таинстве единой веры говорит, что мы христиане.

Тогда человеку становится понятно, зачем ему читать этот Символ веры и зачем причащаться. Если ты в двух беседах  просто скажешь: «Вы должны причащаться», то люди не понимают, зачем это нужно. Поэтому основы двух бесед надо аргументированно свести к тому, чтобы людям стало все-таки  понятно, почему именно то или иное делается.

– Вернемся к празднику Крещения. Бывает, что у людей возникает вопрос, который сродни суевериям, о разнице воды. Мы освящаем воду в Крещенский сочельник, и также вода освящается в сам праздник, за Божественной литургией. Бывает, что возникает вопрос, одинаковая это вода или разная. Кто-то предпочитает набирать воду исключительно накануне праздника Крещения, а кто-то только в сам праздник.

– Есть такое суеверие о крещенской и богоявленской воде. Праздник вообще называется Богоявление, а в простонародье его называют Крещение Господне. Здесь мы должны сказать, что это одна и та же вода, ведь чин освящения совершается один и тот же и накануне праздника, 18 января, и в сам праздник, 19 января. Из-за того, что праздник имеет два названия, сложилось такое поверье, что вода разная. Конечно, это не имеет ничего общего с истиной. В эти два дня происходит абсолютно одинаковое освящение воды. И я думаю, что в современных условиях мы можем об этом прочитать, просто это нежелание людей вникнуть в суть.

– Естественно, разницы никакой, так же как причащают из двух Чаш.

– Вы затронули очень важный момент. Когда выходят причащать из двух Чаш, то бывает, что стоишь со второй Чашей, а людей нет, все стоят в огромную очередь к центральной Чаше. Мне кажется,  это некое пренебрежение к Телу и Крови Христовым. Потому что Христос Один и Тот же, что же ты не хочешь подойти к Чаше, где свободно, а ждешь там? Ты  не веришь, что здесь Тело и Кровь Христовы? Или для тебя важно не то, что ты соединяешься со Христом, а главное, какой священник преподает тебе Тело и Кровь? Или не священник, а обязательно епископ должен преподать? В лавре владыка Назарий об этом очень часто говорит: «Нечего ко мне стоять, есть еще Чаши – распределяйтесь равномерно». Потому что это пренебрежение к Телу и Крови Христовым, и владыка Назарий абсолютно прав, когда об этом говорит. Это действительно пренебрежение, когда для людей важнее Причастия то, у кого из священнослужителей им причаститься. Или причаститься именно из центральной Чаши.

– Расскажите о том, как готовиться к Крещению. Сейчас Вы сказали о нежелании людей что-то прочитать, хотя в наше время достаточно духовной литературы в печатном виде или все можно найти в Интернете. Тем не менее приходится наблюдать, что к первому таинству Церкви люди приходят совершенно неподготовленными.

– Во-первых, я считаю, что если крестные давно не причащались, они просто обязаны исповедоваться в своих грехах и причаститься Тела и Крови Христовых, потому что крестный – это член Церкви Христовой. Если человек не причащается хотя бы раз в месяц, то он сам отлучает себя от Церкви.

Второй момент, очень важный для крещения, чтобы крестные и желательно родители прочитали Евангелие от Марка. Это самое короткое Евангелие, написанное для языческой молодежи, поэтому доступно. Это не тяжеловесный текст Матфея, Марк пишет довольно легко.

Когда крестные причастятся, почитают Евангелие, побудут хотя бы на двух-трех службах, прочитают Символ веры, то они подготовлены к таинству Крещения. Пусть они сначала не выучат Символ веры, все-таки молитвы и богослужебные тексты – это не стихи, их не надо заучивать. Когда ты ими постоянно пользуешься, они постепенно сами входят в тебя. Наши телезрители через это проходили: читали по молитвослову, потом начинали произносить слова сами, потому что слова запомнились. Когда на протяжении многих дней читаешь один и тот же текст, он запоминается. Поэтому здесь никаких дополнительных усилий и страданий нет, как это было в школе, когда ты учил стихи.

Когда крестные вникнут в Символ веры, почитают Евангелие, причастятся, они – пусть минимально – готовы к тому, чтобы стать крестными. Вообще в идеале крестный должен уметь дать ответы на многие вопросы ребенка, а потом подростка, который будет уже со многим сталкиваться. Поэтому это должен быть практикующий христианин, то есть регулярно исповедующийся, регулярно ходящий в храм, находящийся в той или иной общине.

– Расскажите немного об истории праздника Крещения, его установлении и развитии.

– Если говорить об истории, то праздник Крещения складывался постепенно, как и все праздники в Церкви. Появление этого праздника было связано с христологическими спорами, которые бушевали в Церкви на протяжении довольно длительного периода, и не один Вселенский Собор отвечал на вопросы о почитании Христа, о том, что Христос является Сыном Божиим, Богочеловеком. На основании этих споров и выстраивался праздничный круг.

В нашей Церкви есть круг праздников, связанных с Пасхой, а есть круг, связанный с Богоявлением: Обрезание Господне, Сретение, то есть можно выстроить цепочку между событиями Рождества Христова, Крещения и Пасхой; как раз и выстраивается круг двунадесятых праздников. Рождество Божией Матери мы тоже можем отнести к Рождеству Христову, потому что Она готовится как Та, Которая родит Спасителя. Таким образом, праздник Рождества Христова, безусловно, связан с учением о том, что Христос является Сыном Божиим, что Он не просто человек, на которого снизошел Дух Святой. Хотя рассуждение о том, имел Христос Духа Святого до крещения или не имел, – это вопрос, который уведет нас в дебри, о нем можно рассуждать до Второго Пришествия Христа.

Есть некие вопросы, которые требуют удобиемолчания, то есть мы должны понимать, что есть некие тайны; Священное Писание не обязано отвечать нам на все вопросы. Это символы, образы. Например, воскресение Христово на иконах – это только очень яркий образ. Но как происходило воскресение Христа? Никто не был его свидетелем, но иконографический образ, где Христос стоит в некоем ореоле, свечении будущего Царствия и по правую сторону от Себя держит за руки Адама и Еву, которых приподнимает из преисподней, показывает нам смысл содержания праздника. Потому что смысл пасхальной иконы в том, что Христос становится этой дверью, ведущей в Царство Божие.

Точно так же Крещение Господне. Смысл его установления как праздника связан с тем, что Христос является подлинным Спасителем мира, подлинным Мессией, что Он явился Сыном Божиим. Это был ответ на многие ереси, в том числе несторианства и арианства. Арий говорил, что это человек, на которого каким-то образом сошел Бог, покрыв его Своей благодатью, и так далее. Уже очень поздно, в IV веке, появляется праздник Рождества Христова, отдельно от Богоявления.

– Вы затронули тему разделения праздников Рождества и Богоявления, с чем могла быть связана такая  необходимость?

– Во-первых, сказывается момент, связанный с праздничными традициями рождения в мир Спасителя. Этот евангельский отрывок о рождении начинает играть очень важную роль в момент, когда возникнут споры о Христе, связанные с тем, кого родила Божия Матерь. Человекородица Она или Богородица? В этот момент надо было подчеркнуть особо значимую роль Божией Матери как Богородицы, поэтому праздник Рождества начинает стоять особняком от Богоявления как явления в мир Спасителя. Именно на этом будет делаться акцент в празднике Рождества Христова – Божия Матерь родила Богочеловека, а не просто человека. Поэтому эти праздники будут разделены между собой.

– Тем не менее по некоторым богослужебным особенностям они очень схожи.

– Да, в богослужении они схожи. Святочные дни тоже как бы объединяют два этих праздника. Мы же не венчаем до Богоявления, хотя пост уже закончился, потому что праздник еще продолжается, все ходят друг к другу в гости.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать