Беседы с батюшкой. Рождество Пресвятой Богородицы

19 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Тема нашей передачи – «Рождество Пресвятой Богородицы». Расскажите, пожалуйста, об истории и смысле праздника.

– Сегодня мы находимся в преддверии удивительного события – это праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Которая является началом всех начал, началом всех церковных праздников, всего евангельского благовестия. Потому что именно благодаря этому событию – рождеству Пречистой – стало возможно воплощение Бога Слова, нашего Господа Иисуса Христа.

Пресвятая Богородица родилась от особенно благочестивых родителей, святых праведных Иоакима и Анны, которых называют богоотцами, то есть они являются сродниками по плоти Самому Богу Иисусу Христу. Эта семья жила в отдаленном Назарете. Назарет расположен достаточно далеко от центра Палестины, от Иерусалима. Они были обеспеченные, богатые люди, очень благочестивые, очень любящие Бога, старавшиеся во всем исполнять Его волю. За это Господь благословлял их всяческими материальными благами. У них всего было в изобилии, в достатке. Но единственное, чего они были лишены, – возможности иметь детей. Они прожили в браке более пятидесяти лет, но у них не было чад. Они очень об этом скорбели. Скорбели даже не только потому, что одиноки в старости, а потому, что не получили возможности как-то послужить рождению Мессии, Спасителя, о чем мечтала каждая еврейская семья (и, в частности, эти благочестивые люди).

Однажды, когда Иоаким пошел в храм Иерусалимский принести жертву Богу, как это всегда делал, он услышал такие слова в свой адрес: «Зачем ты приносишь жертву Богу, когда  не достоин этого? У тебя нет детей, ты бесчаден. Значит, у тебя есть тайные грехи, твоя жертва не принимается Богом, неприятна Ему». Каково услышать праведнику такие жестокие, безжалостные слова? Человеку, который всем сердцем любил Бога и исполнял во всем Его волю? Не его вина, не его грех, что детей не было. После этого события он в великом горе отправился в пустыню, не заходя домой, пошел в пустынное место и там принял на себя пост. В течение сорока дней он строго постился и молился Богу, чтобы Господь услышал его скорбь, чтобы дал ему утешение, явил Свою милость к ним.

В это же самое время святая праведная его супруга Анна, узнав о том, что произошло в Иерусалимском храме, также в великой скорби и печали стала молиться Богу и укорять саму себя. Она говорила: «Во всей этой скорби виновата только я одна, что не могу иметь детей, не могу родить чада своему мужу. Все живые существа получили от Бога этот дар, только я одна отверженная, не имею такого утешения!» Такая молитва, такой подвиг продолжались в течение длительного времени. По прошествии сорока дней святой праведной Анне явился Архангел Гавриил и сказал, что молитва ее услышана и Господь дарует ей чадо. Также он является Иоакиму в пустыне и сообщает ему эту же радостную весть. Тогда они в радости бегут в Иерусалимский храм, прежде всего чтобы поблагодарить Бога за эту милость, дарованную им, и там встречаются.

По прошествии некоторого времени святая праведная Анна зачинает Пречистую Богородицу, носит во чреве и рождает Ту, через Которую приходит на землю Господь Иисус Христос. Удивительный пример праведной жизни, смирения и кротости. В течение многих лет ожидать благословения Божия, ожидать милости Божией, не роптать, не озлобляться, никого не осуждать, а со смирением нести свой жизненный крест – это, конечно, великий подвиг этих праведников. Не случайно Святая Церковь за каждым богослужением поминает их имена, потому что от великих людей рождается удивительный плод – Пречистая Богородица.

Действительно, праздник Рождества Богородицы, как и любой день рождения, – это прежде всего праздник родителей, когда мы вспоминаем о благочестии родителей, об их подвиге и прославляем их как главных виновников этого торжества. Собственно говоря, этот подарок от Бога они получали не столько для себя, сколько для всего мира, человечества. Они понимали, что Бог дал им чадо не для того, чтобы им утешаться в старости, а для того, чтобы это чадо послужило Богу. Поэтому вскоре после рождества Девы Марии они решили посвятить Ее Богу. Когда Она достигла трехлетнего возраста, они приводят Ее в Иерусалимский храм, отдают на полное содержание в храм, а сами в скором времени уходят из этой жизни, умирают.

– То есть деторождение было бесстрастным, не эгоистическим?

– Да, это рождение было даже не столько для них, сколько для всего мира, всего человечества, чтобы послужить делу спасения человеческого рода. Наверное, в этом очень глубокий смысл: святые праведники получили этот дар не сразу, не в молодости, а именно в преклонных годах. Как Вы сказали, эта бесстрастность, которую человек приобретает со временем, способствует чистоте отношений, способствует тому, что рождается особенный ребенок, особенно благодатный, особенно чистый. Этому есть много примеров и в обычной жизни, у обычных людей, когда последний ребенок в семье (может быть, у пожилых родителей) какой-то особенный, чем-то особенно одаренный, талантливый. Так же было и в жизни святых праведников Иоакима и Анны.

Для нас это пример, который показывает нам смысл супружества, брака, деторождения. Именно на примере их жизни видно, для чего установлен брак. Брак – это не удовлетворение своих человеческих потребностей или даже просто желание заботы о себе в старости (у меня будут дети, которые будут меня оберегать, кормить, обо мне заботиться). Брак – это возможность послужить людям и Богу. Когда брак воспринимается именно таким образом, когда люди готовы к такому подвигу, чтобы не думать о себе, а родить и воспитать детей для Царствия Небесного, то Господь и дает им особенных чад, как это было с Пречистой Богородицей.

Говоря о рождестве, необходимо вспомнить, что Пречистая родилась по тем же естественным законам, по каким рождаемся мы все. Она во всем подобна нам, Она, родившись, как и всякий человек, наследовала первородный грех. Но в том и Ее подвиг, что, находясь под властью первородного греха, Она победила его в себе, не совершила ни одного греха. Не потому, что была особенная, не потому, что родилась каким-то особенным образом, а потому, что так любила Бога. Этот догмат о непорочном зачатии, который принят на Западе, Православная Церковь никак не разделяет.

– О непорочном зачатии Богородицы, так?

– Да, догмат о непорочном зачатии Богородицы, конечно, Православная Церковь не принимает. Более того, даже есть в церковном календаре день (22 декабря) зачатия Богородицы святой праведной Анной. Этим подчеркивается, что Матерь Божия не изъята из общего человеческого естества, Она во всем подобна нам. Тем самым Она еще более возвеличена – будучи такой же, как мы, Она настолько любила Бога, что не совершила никакого греха, поэтому стала достойной быть Матерью Божией.

Как принятие или неприятие догмата о непорочном зачатии Богородицы влияет на отношение к Богородице, на восприятие Ее нами?

– Безусловно, влияет, потому что если мы воспринимаем Богородицу как особое существо, которое чуть ли не с небес спустилось и сверхъестественным образом пришло в мир, то тем самым отдаляемся от Пречистой, воспринимаем Ее почти как божество. Еще одно божество. Кстати, такое отношение чувствуется на Западе. Когда Матерь Божию очень почитают, там поклоняются Ей почти как божеству. Обратите внимание, на Западе Богородицу часто изображают без Младенца, воспринимая Ее как особое существо и подчеркивая именно Ее девство, в смысле Ее особенность, исключительность.

А в нашей Церкви не так. Мы воспринимаем Богородицу как Матерь нашу, нашу Заступницу, ближайшую Ходатаицу и Помощницу, Которая близка каждой матери, потому что тоже была Матерью. Она близка нам всем, потому что испытала те же житейские скорби, что и мы, те же самые трудности, те же болезни и так далее. В этом отношении православное почитание Матери Божией гораздо глубже, серьезней, потому что мы почитаем Ее подвиг: будучи такой же, как мы, Она Своей любовью победила грех.

– У нас Богородицу изображают с Богомладенцем. Эта связь существует.

– Да, хотя есть иконы без Богомладенца, но чаще всего с Младенцем, что подчеркивает Ее материнство, то, что Она стала Матерью Бога, что Она понимает каждую мать, которая к Ней обращается в молитве.

– В чем заключается смысл деторождения и смысл брака?

– Этот вопрос как раз очень близок к нынешнему празднику, потому что, рассматривая жизнь Иоакима и Анны, мы приближаемся к пониманию подлинного смысла брака. Для чего установлен брак? Не для того, чтобы люди просто размножались, а для того, чтобы, рождаясь, люди становились сосудами Божией благодати, приходили в мир не просто для того, чтобы прожить и уйти, а чтобы послужить Богу, людям. Ведь Иоаким и Анна понимали, что получают ребенка в дар, потому посвящают его Богу. Так и каждая семья, получая этот подарок, должна осознавать, что это дар Божий, который нужно приумножить и вернуть Богу. Поэтому во время крещения младенцев в церкви существует чин воцерковления, когда ребенок приносится в храм. Мальчик заносится в алтарь, а потом священник выносит его на руках и вручает матери в знак того, что она как бы от Бога приняла этого ребенка, чтобы взрастить его, воспитать в нем духовные дарования, чтобы этими дарованиями ребенок мог послужить Богу. То есть ребенка воспитывают не для себя, не для своего утешения или тщеславия, эгоизма, а для Бога и для служения ближнему.

В этом главный смысл брака. Если нет этой составляющей, то брак теряет смысл. Если супружество воспринимается просто как общение супругов без желания иметь детей, такое общение теряет смысл. Оно не то что обесценивается. Оно возвращает человека в состояние чувственности, страстности, лишает его возможности  возвышаться до духовного, принижает до телесного, когда брак воспринимается просто как сожительство двух людей. Ведь все, что происходит в нашей жизни, все институты, установленные Богом, призваны к тому, чтобы возводить нас выше и выше. Что бы это ни было – брак и семья, работа, школа, учеба. Все жизненные ситуации, все жизненные условия, в которые мы поставлены, служат тому, чтобы мы все больше и больше возвышались. Особенно это касается брака.

– То есть брак – это школа и для детей, и для родителей?

– Да, это школа, которая очищает человека, ведет его к познанию воли Божией, помогает ему избавиться от самолюбия и эгоизма и понять, для чего вообще он пришел в этот мир. Когда человек это понимает, он становится самым счастливым, потому что находит свое призвание в браке, рождении детей. Он видит, что его дети являются продолжателями его дела, что тем самым он служит Богу. Очень горько, жалко, когда супруги или просто люди, которые хотят иметь детей, которые просто вступают в супружеское общение, этого не понимают, не видят. Тем самым они обесценивают свои отношения, низводя их на уровень естественных инстинктов. Это же не может утешать человека, потому что человек в отличие от животных существо духовное. Для человека всегда должна быть духовная цель. Если эта цель перед ним стоит, он видит ее, то все, что он делает, освящается, облагораживается, возвышает человека. А если этой цели нет, то все принижается просто до инстинкта.

– Вопрос телезрительницы: «Сколько может действовать молитва ко Святому Причащению? Допустим, я пойду в четверг на исповедь, а прочитала во вторник. Это будет действенная молитва или нет?»

– Спасибо за вопрос, он немного не по теме, но я отвечу. Надо сохранять это молитвенное, благодатное состояние. Если Вы его сохраните в течение двух дней, то можете снова не читать. Для чего молитва? Чтобы прийти в состояние покаяния, смирения и потребности быть с Богом. Обычно, конечно, читают молитвы накануне, для того чтобы это состояние не растерять и чтобы в таком молитвенном состоянии приступить к Чаше. Если Вы прочитали молитвы, а потом отвлеклись и забыли, конечно, это будет уже не то. Но смотрите по Вашему состоянию. Если Вы в таком состоянии остаетесь после молитвы, то можете причащаться и уже не читать молитвы снова.

– Если человек находится в молитвенном состоянии, может ли он как-то сократить молитвенное правило?

– Наверное, может, если он непрестанно молится; может вообще читать свои молитвы. В Древней Церкви так и делали, не было последования ко Святому Причащению, оно появилось достаточно позднее. Люди сами были все время в молитве, поэтому им не надо было читать специальные молитвы ко Причащению.

– Вы сказали, что брак освящает супругов, детей, жизнь человеческую. Так ли это происходит на практике? Всегда ли это так?

– К сожалению, далеко не всегда. Сейчас женщина задала вопрос про молитвы – очень кстати. Потому что все, что человек делает с молитвой, освящается и дает ему видеть цель духовную. Если нет молитвы, если нет обращения к Богу, то все принижается. Так же и в браке. Есть благочестивые супруги, которые специально молятся о том, чтобы Господь даровал им детей, чтобы их супружеское общение было благословлено Богом. А чаще всего это, конечно, воспринимается как потребность физическая, как инстинкт. Когда это воспринимается так, то получается, что люди лишаются возможности ощутить благословение Божие, понять волю Божию и ее исполнить.

Более того, в современном мире люди все больше и больше отказываются от деторождения. Это очень страшно, тревожно. Не только потому, что понижается рождаемость, некому будет работать и обеспечивать Пенсионный фонд, а страшно, что люди не исполняют главного своего предназначения перед Богом. Ведь заповедь «плодитесь и множитесь» была дана еще в раю Адаму. Эта заповедь не упразднена. Смысл не только в том, чтобы народонаселение на земле повышалось, а в том, чтобы все больше и больше людей наследовали Царствие Небесное, чтобы оно было наполнено людьми, которые любят Бога, слушаются Бога. А когда отказываются от деторождения, получается, идут прямо против воли Божией. Это приводит к страшным последствиям – убийствам, абортам; уродуют свое здоровье, принимая противозачаточные средства. То есть явно идут против воли Божией, потому что последствия очень плачевные – и разрушенные семьи, и больные люди, и множество других негативных последствий.

Люди, которые живут в неполных, маленьких семьях или в семьях, которые вообще разделены, – это последствия того, что семья не готова на себе нести подвиг деторождения и воспитания детей. К сожалению, конечно, можно сказать, что это люди слабые, немощные, что это очень тяжело – содержать семью, но всегда можно найти какие-то оправдания человеку. В другие времена растить детей было гораздо сложнее, чем сейчас, и то семьи были многочисленные, люди не боялись, потому что видели в этом духовный смысл, видели в этом исполнение воли Божией. А сейчас люди часто думают не о том, чтобы исполнить волю Божию, а о том, чтобы обеспечить свою жизнь комфортом, удобствами. Тем самым они делают себя несчастными. Они, имея все, не имеют ничего, не имеют самого главного – благодати Божией, радости духовной. Не имеют возможности служить Богу.

Конечно, тема абортов очень страшная. Страшная в том, что люди, совершающие аборт, часто даже не осознают, насколько это страшно. Не осознают, что это убийство, богоборчество, что этим они обрекают себя на несчастную жизнь; потому что потом, когда проходят годы и приходит позднее раскаяние, уже ничего нельзя изменить, нельзя сделать, остается только горечь, уныние, разочарование во всем. А почему же об этом не подумать раньше, почему же раньше, еще когда наши дети маленькие, не объяснить им, для чего семья, почему в школе об этом не рассказывать, не объяснять? Я считаю, для нашего общества самое главное сейчас – детей воспитывать в уважении к семейным ценностям, прививать им любовь к тому, что должна быть семья, семья большая. Учить этому детей. Не учить их сексуальному просвещению. Это никому не нужно. Это только возбуждает нечистые страсти и уводит от самого главного. Наоборот, говорить о том, чтобы они готовились стать родителями, готовились любить своих детей, научить их чему-то хорошему. Об этом надо говорить, а не о том, как им вступать в половые отношения, потому что это уводит совсем в другую сторону.

– Когда в семье один ребенок, не является ли это неисполнением воли Божией или неполным выполнением воли Божией?

– Наверное, можно так сказать, но по какой причине это? Если просто потому, что так вышло, так случилось, может быть, в этом тоже воля Божия. У Иоакима и Анны тоже был один ребенок. Кстати, в толковании святителя Григория Паламы как раз говорится, что это не случайно, потому что Она была исключительная. Ни до, ни после у них не было детей, потому что вся благодать, вся их благочестивая жизнь имела плод – Преблагословенную Деву Богородицу, исключительную, особенную, Которая стала Матерью Божией.

Если так случилось просто в силу обстоятельств, то, наверное, в этом нет противления воле Божией. Ведь часто люди сознательно избегают рождения большого количества детей, боятся этого, считают, что это помешает их карьере, их работе, лишит их возможности активно участвовать в общественной жизни. Но что может сравниться – поставить на весы многодетную семью и какую-то общественную жизнь? Никакая общественная жизнь, никакая карьера не может сравниться с той радостью, тем счастьем, которое имеют мать и отец в многодетной семье.

Конечно, современный человек, к сожалению, все больше удаляется от семьи, все больше забывает о том, какое это великое благословение Божие, и от этого становится несчастным.

– Я знаю, что во многих семьях уделяют очень много внимания воспитанию детей, но видят это своеобразно, загружая детей различными кружками, внешними делами, занятиями. Не уводит ли такой способ воспитания от главной цели деторождения и брака?

– Безусловно, когда ребенка загружают разными занятиями, стараются, чтобы он был лучше, чтобы достиг успеха, чтобы везде был хорош, наверное, отчасти это делают из тщеславия родительского. Любому родителю приятно, чтобы его ребенок был первым, самым хорошим, самым лучшим. Потом родитель старается, чтобы ребенок приобрел хорошую работу, чтобы был успешным, сделал хорошую карьеру. Но при этом люди забывают, что все, что с нами происходит хорошего, успешного, дает Бог. Если Господь не благословит, то все эти занятия, труды будут напрасными. Сколько таких детей, которые в детстве были вундеркиндами, всех поражали своими способностями, но, повзрослев, совершенно потерялись? Бывает, не могут в жизни сориентироваться, теряют себя, начинают грешить и вообще перестают быть полезными членами общества. Все равно надо помнить, что все хорошее, чего мы можем добиться, – это дар Божий. Учеба, работа. Просто надо понять, в каком направлении Господь благословляет развивать чадо, почувствовать это, какие у него склонности, чтобы развивалась прежде всего душа, а потом уже мозги и тело.

– Вопрос телезрительницы: «Мы живем с мужем уже 42 года,  детей у нас нет и не было. Аборты я не делала, но я не каюсь, что у меня нет детей, смотря сейчас на нынешнюю молодежь… Это грех?»

– Конечно, это не грех, что у Вас нет детей по естественным причинам. Каждой семье Господь дает свое испытание, свои скорби, свои радости. Если Бог не дал детей, то, наверное, принять это трудно, тяжело, скорбно, но можно найти утешение в том, чтобы попытаться молиться и попытаться понять, почему Господь их не дал. Может быть, Он призывает к тому, чтобы взять сирот и воспитать их, может быть, где-то потрудиться, может быть, свои силы обратить к какому-то другому служению. Ведь часто бывает так, что люди, не имеющие личной семьи, становятся прекрасными членами коллектива, прекрасными работниками, вокруг них формируется вся жизнь в этом коллективе. Или, например, устроятся в храме и все свои силы, всю жизнь посвящают храму Божьему…

В любой ситуации надо просто понять, чего ждет от Вас Господь, почему это произошло. Чтобы не оставаться просто один на один со своей скорбью и думать, как плохо, как все нехорошо. Нужно попытаться понять, к чему Господь нас призывает, что мы должны сделать в этой ситуации. Вы обязательно это поймете и найдете. Конечно, это не грех, но надо молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю, для чего дана такая ситуация, для чего такое состояние, для какого служения Вы призваны. Такой ответ.

– Как влияет материальное благополучие на развитие семьи? Является ли недостаточная материальная обеспеченность препятствием для создания семьи, многодетной семьи?

– Чаще всего об этом и идет речь, когда люди отказываются от многодетности. Говорят, что нет возможности воспитать, дать детям хорошее образование, поэтому отказываются от многодетности. Очевидно, что это не так. Если Господь дает ребенка, то дает возможность и вырастить, воспитать его. Есть примеры, когда многодетные семьи очень неблагополучны. Есть такие примеры и в новостях, и социальные работники приведут множество примеров неблагополучных многодетных семей. Но это происходит не от многодетности как таковой и не от того, что они остались без поддержки и помощи. Тем более сейчас государство очень активно поддерживает многодетные семьи – это и пособия, и помощь регулярно осуществляется; во всяком случае – в крупных городах. Но именно в крупных городах меньше всего многодетных семей. Казалось бы, там оказывается помощь…

А причина этого неустройства не в материальном недостатке, а в том, что есть какой-то духовный недостаток, духовная пустота. Такое бывает, когда родители заняты заботами о прокормлении детей и забывают о самом главном – для чего им дети даны. Забывают обращаться к Богу, забывают молиться (или не находят времени, или настолько заняты суетой, что сердце уже не расположено к молитве). Проблема в самих родителях, потому что родители неправильно воспринимают свою семью. Они тратят множество сил, энергии, эмоций на решение второстепенных вопросов, проблем, а самые главные не решают. Сами не молятся, детей не учат молиться. Получается, что семья попадает в кризис, когда дети заброшены, сами по себе, родители сами по себе. Такие могут быть примеры негативные в многодетной семье, но это не потому, что она многодетная, а потому, что родители неправильно относятся к семье.

– Как научить детей молиться?

– Думаю, их нельзя научить молиться. Надо просто самим молиться. Когда родители молятся, дети воспринимают это как факт, как необходимость, как то, без чего вообще невозможно существовать. Но, во-первых, для детей молитва взрослых тяжела. Молиться так, как взрослые, дети не могут. И не надо. Они могут по-своему помолиться, хотя бы кратко, как они сами умеют и знают. Во-вторых, вообще любой разговор о таких вещах обесценивает эти вещи. Не зря Господь говорит: помолись втайне. Молись и не говори об этом даже своим детям: давайте все молиться. Наверное, совсем маленькому ребенку можно сказать: давай с тобой помолимся. Но когда ребенок уже школьник, вырастает, особенно когда ему пятнадцать-шестнадцать лет, а ему говорят, чтобы он молился, это вызывает только отторжение, отрицательную реакцию, это бессмысленно. Лучше пусть родители сами молятся, и тогда благодатная атмосфера молитвы будет ощущаться всеми членами семьи.

– Что бы Вы могли сказать семьям, которые думают о том, заводить ли им ребенка; заводить ли им второго, третьего, четвертого? Может быть, какое-то утешение…

– Знаете, когда человек вступает в брак, он должен помнить о том, что отказывается от своей личной жизни и создает семью, отказывается от своей личной воли, даже от личных планов и личных дум. Он теперь создает малую церковь и является ее служителем. Он служит Богу и своим ближним. В этом отношении сама формулировка «думают заводить детей» не совсем верна. Надо не думать о том, заводить или не заводить. Надо молиться Богу, чтобы Господь благословил родить детей, для того чтобы воспитать их для Бога, чтобы Господь благословил это деторождение. Чтобы это было не просто естественной физиологической необходимостью, а именно способом служения Богу; желание в этом ребенке взрастить все доброе, светлое, воспитать этого ребенка для Бога.

Безусловно, не столько думы человеческие определяют семью. Может возникнуть вопрос: если мы не будем об этом думать, вдруг просто не сможем столько детей родить и воспитать? И организм женский слабый; женщина родит ребенка, а потом помнит эти боли рождения, скорби. Что дети болеют, что она сама болеет. И будет думать, рожать ей второго или не рожать. Здесь нам Церковь дает средства, чтобы в этом разобраться. Церковь установила супружеские посты. Посты, определенное воздержание как раз и помогают скорректировать это. Конечно, когда нет поста и супружество никак и ничем не контролируется, может быть такое, что женщина не в состоянии столько рожать и столько воспитывать, она просто больная, усталая и ничего в жизни уже не хочет. Поэтому установлены посты, воздержание, чтобы не превращать супружество только в удовлетворение своей физической потребности. Тогда все встает на свои места. Господь дает ребенка тогда, когда родители к этому готовы, когда они об этом молятся, когда об этом просят, когда действительно пришло для этого время.

Некоторые боятся, считают, что все от них зависит. Конечно, не от них. Столько есть семейных пар, которые хотели бы иметь детей, но пока не получают. Если родился ребеночек, это не то что родители такие молодцы, хорошие, здоровые, постарались, а потому, что их Господь благословил, им Господь дал. И надо это воспринимать именно как подарок от Бога, как чудо. Не как естественный процесс, а именно как чудо Божие, уникальное, которое может и не повториться. Надо каждым этим чудом дорожить.

– И стараться, как Вы сказали, взрастить в ребенке все самое лучшее во славу Божию.

– Да, взрастить в ребенке лучше возможно тогда, когда в жизни не преобладает телесное. Когда в семье преобладает телесное и все посвящено только удовлетворению телесного – накормить, в секцию отдать, всем обеспечить, тогда трудно взрастить в ребенке лучшее. А когда акцент делается на духовном, на воспитании сердца человека, воспитании любви – может быть, даже при том, чтобы отодвинуть немножко в сторону все телесные потребности, – тогда как раз и вырастают духовные дарования в ребенке.

– Как в этом деле оградить ребенка от потока негативной информации, которую сейчас мы испытываем на себе?

– Семья – это малая крепость. Как один священник сказал, последняя крепость, которая стоит на пути разрушительного действия современного мира, когда все разрушается, все нивелируется. Так вот, эта крепость сама себя ограждает. Если в семье есть атмосфера понимания друг друга, уважения друг к другу, любви друг к другу, естественно, ребенок в семье будет чувствовать себя хорошо. Ему не захочется уходить из семьи, погружаться в мутную пучину греха, страстей, которая вокруг. Он будет этого даже бояться. Почему дети уходят? Потому что в семье что-то не так. Когда в семье что-то не так, ребенок ищет, куда ему уйти и найти там для себя какое-то утешение. А если в семье создана атмосфера понимания, любви, молитвы, то это и будет ограждать от постороннего влияния, потому что просто выбросить телевизор, выкинуть все планшеты?..  Все равно они присутствуют в жизни, ребенок это видит в школе, вокруг, видит, что это есть. От этого невозможно изолировать.

– То есть физически изолировать невозможно…

– Да. Но возможно сделать так, чтобы это было не так интересно, что ли. Понятно, что в какой-то степени это интересно сначала. Но когда ребенок чувствует, что там какой-то холодный мир, где люди жестоко относятся друг к другу, не уважают друг друга, не любят, все враждебно, тяжело,  а в семье оазис любви, тогда он, конечно, захочет остаться в этом оазисе и сохранить себя от постороннего, нехорошего, скверного.

– Вопрос телезрительницы: «Вы говорите, первый ребенок, второй ребенок… сколько бы их ни было… Я пятая в семье, у меня была единственная дочь. Девять месяцев назад я ее потеряла. Это такая скорбь, такое горе! Я ко всем матерям обращаюсь: не останавливайтесь на первом ребенке! Вы не представляете, что такое одиночество, что такое потерять единственное чадо. Матери, берегите своих детей, целуйте их, обнимайте, лишний раз скажите: „Я тебя люблю!“ Почему у нас часто получается так, что наказать мы ребенка горазды, а пожалеть его стесняемся, своей ласки стесняемся. Почему любви стесняемся?..»

– Да, спасибо за эту реплику. Действительно, это надо услышать каждой матери, каждой семье такие удивительные слова, выстраданные, сказанные от всего сердца. К сожалению, только когда происходит горе, мы наконец-то понимаем, какой это ценный дар – семья, детки. Какой это дар, что мы можем их любить, что можем любить друг друга! Мы часто в обычной жизни не замечаем этой возможности, а ведь каждый момент встречи, момент внимания друг к другу может быть уникален, может быть последним. А потом будем жалеть, почему мы этого не дали.

– Почему все-таки люди стесняются проявления чувств, любви в семье? Почему иногда в семьях наступает холод?

– Не знаю, наверное, это наша гордыня, наши мелочные обиды друг на друга, неуступчивость. Мы считаем, что мы правы, а другой человек не прав, боимся смириться, быть смешными. Некоторые родители, например, считают, что у детей не надо просить прощения, если ты их обидел. А почему не надо? Ребенок – такой же человек, все может понять и простить. Если ты попросишь у него прощения, хоть он и маленький, он это оценит и еще больше будет тебя ценить и уважать за то, что ты способен на такой поступок.

– Наверное, родители думают, что надо выстроить строгую иерархию, и опасаются, что если они будут проявлять чувства, то потеряют статус взрослого человека, какое-то уважение. Хотя наверняка это обманчивая мысль.

– Конечно, наверняка. Во время таинства Венчания читается апостольское послание о том, что Христос – Глава Церкви, как муж – глава жены, глава семьи. Главенство Христа над Церковью в том, что Он Сам Себя предал на смерть ради спасения Церкви. Так же и здесь: муж или вообще родители сами себя предают; может быть, даже смиряются ради спасения детей, ради того, чтобы научить их добру. Поэтому, конечно, это не противоречит воле Божией. Наоборот, это и есть исполнение воли Божией, когда родители смиряются перед детьми, но правильно смиряются. Не в том смысле, что потакают их слабостям, нехорошим стремлениям, а в том, что готовы у них попросить прощения, признать свою неправоту. Это очень укрепляет семью, очень возвышает отношения между родителями и детьми.

– Если человек решил взять на себя этот подвиг (действительно, семья – это подвиг), на что следует обратить внимание супругам перед созданием семьи, перед вхождением на это поприще?

– Наверное, самое главное – чтобы люди, создающие семью, были единомысленны, единодушны; чтобы они одинаково понимали цели совместной жизни, чтобы одинаково стремились к этим целям. Безусловно, когда люди единомысленны, единодушны, им легче решать конфликты, проблемы, которые неизбежно возникают; им легче преодолевать трудности, исправлять свои ошибки и друг перед другом смиряться. Наверное, самое главное, чтобы супруги были единодушны во всем, чтобы они не делили: это мое, это твое, это моя жизнь, а это твоя жизнь. Очень странно бывает, когда молодые супруги идут куда-то порознь («ой, я пойду к своим подругам на день рождения»; «а я к своим друзьям пойду») или когда едут отдыхать отдельно. Это очень странно, как-то разделяет супругов. Получается, где же тогда семья, где единство? Очень важно единомыслие. И важно, чтобы супруги стремились созданием семьи послужить Богу, воспринимали это как послушание Богу, исполнение воли Божией.

– Большое спасибо Вам за беседу. Может быть, еще несколько слов о смысле праздника Рождества Богородицы?

– Да, этот праздник для нас всех большое утешение, потому что приходит в мир Матерь Божия. Собственно, и начинается спасение всего человечества, предуготовляется Та, Которая вместила в Себя Божество. Как бы мы ни были слабы и немощны, мы всегда должны понимать, что любой человек может стать храмом Божиим, храмом Духа Святого. Апостол Павел об этом пишет: «Братие, разве вы не знаете, что вы храмы Божии, что в вас живет Дух Святый?» Так же как Мать вместила в Себя Божество  (конечно, не в той степени, это несравненно, но все-таки отчасти подобно), так же любой человек, приходящий в мир, должен стать храмом Божиим, вместить в себя Дух Святой. И тем самым, имея Духа Святого, служить Богу и людям – и для своего спасения, и для спасения своих близких. Когда человек это ощущает и понимает, он как раз и вкушает полноту счастья бытия. Когда живет Духом Святым, приумножая в себе духовные плоды. Это, наверное, главное утешение праздника Рождества Богородицы, что каждый из нас может вместить в себя благодать Божию, каждый из нас может послужить Богу.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать