Беседы с батюшкой. Благоразумное отношение к несправедливости

19 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, благословите наших телезрителей.

– Добрый вечер! Господь да благословит всех вас, дорогие братья и сестры, на всё доброе по молитвам Пресвятой Владычицы Богородицы, праздник Рождества Которой мы будем отмечать в самое ближайшее время.

Сегодня, дорогие друзья, у нас очень интересная и очень необъятная тема. Мы будем рассуждать о благоразумном отношении к несправедливости. Конечно, мы не дерзаем объять эту необъятную тему даже в общих чертах, поэтому приглашаем всех вас, дорогие друзья, вместе задуматься над этой очень важной и актуальной темой и над этими вечными вопросами, над которыми человечество бьется уже столько веков.

– С древности люди интересовались вопросом, почему существует несправедливость, почему добродетельные люди терпят скорби, а нечестивые благоденствуют. Наверное, только в христианстве есть исчерпывающий ответ на этот вопрос.

– Совершенно верно Вы говорите, что человечество страдает, оказавшись вне райских врат после грехопадения наших праотцев А дама и Евы и испытывая страдания на земле как законное следствие грехопадения, отпадения от Бога, от Источника жизни. Все лучшие умы человечества – и в античности, и во всех религиозных традициях – старались хоть как-то дать ответ на этот вопрос, потому что в мире действительно очень много страданий, несправедливостей. Как Вы сейчас правильно отметили, нередко бывает, что люди правильные, добродетельные всю жизнь страдают, причем их страдания видны, видно, как несправедливо к ним относятся. И напротив, люди нечестивые, утопающие только во грехах, живущие только плотскими интересами, благоденствуют. Конечно, у людей, особенно духовно чутких, проницательных, возникает вопрос, почему так происходит. Если есть Бог, то почему Он такое попускает?

Еще преподобный авва Антоний Великий, один из великих подвижников, основатель пустынножительства в Древнем Египте, однажды (а он к тому моменту уже был великим подвижником, не юношей, который только размышляет, философствует о жизни) обратился ко Господу с молитвой: «Господи, почему же на земле иногда человек нечестивый живет долгие годы и благоденствует, а иной умирает в самом младенчестве, не успев еще сделать ни добрых, ни плохих поступков? Праведные страдают, а люди грешные не только упиваются, наслаждаются всеми благами жизни, но еще и смеются над добродетелью, видя, как праведный человек страдает!» Задав в душевном, молитвенном порыве Господу такой вопрос, авва услышал от Него ответ: «Антоний! Внимай себе! А это судьбы Божии, которые непостижимы для человеческого ума».

Сегодня, раз мы коснулись хотя бы отчасти этой важной темы, хотелось бы зачитать вам, дорогие братья и сестры, друзья, цитаты из творения великого святого нашего времени – преподобного Паисия Святогорца, из его произведения, посвященного житию старца Хаджи-Георгия, преподобного Арсения Каппадокийского, такое его размышление. Вот что пишет преподобный Паисий, который, как и все великие подвижники, задумывался над этими вопросами: «У некоторых людей может возникнуть вопрос: почему Бог попускает, чтобы страдали от несчастий, клеветы люди праведные, такие, как, например, Хаджи-Георгий (это один из великих подвижников XIX века, подвизавшийся как раз на Афонской Горе, сегодня у нас эфир на фоне вершины Святого Афона. – Примеч. о. Димитрия), у которого с детства душа была чистая. Потому решил я написать, что чувствую. Конечно, суды Божии бездна; но одна из причин, по моему разумению, может быть и такая. Если бы Бог не попускал неправедной клеветы на некоторых праведников, то как бы могли оправдаться люди неправедные, которые по гордости не могут признать собственных недостатков?

И земля их не держит, и бесы ищут случая, как бы привести их в отчаяние, чтобы наложили на себя руки и отправились в преисподнюю. Однако великая любовь Божия, дабы ни одна даже самая слабая душа не погибла, попускает, чтобы были обвиняемы и неправедно оклеветываемы праведники, но в конце концов истина обнаруживается. Таким образом, Бог помогает и нам всегда иметь добрые помыслы, если слышим злые слова в адрес нашего ближнего, и спрашивать себя: „А не клевета ли это?“».

Дорогие друзья, здесь старец Паисий как раз акцентирует внимание на том, что Господь попускает терпеть клевету праведникам, чтобы мы, простые, немощные, слабые люди, задумались, и если слышим на любого человека какую-то информацию, порочащую его, чтобы мы сами себе задали вопрос, не клевета ли это. «Тогда и виноватые утешаются, постепенно начинают чувствовать собственную вину, обличаются собственной совестью и исправляются, если, конечно, в них есть благое произволение. Проще говоря, порой Бог облегчает тяжесть виновных тем, что неправедно обвиняются праведники. Конечно, люди неправедно пострадавшие – это самые любимые Божии чада. Но у них самих, по моему разумению, нет таких мыслей».

То есть праведники, которые неправедно страдают, сами о себе никогда не думают, что они любимые чада Божии. «Наоборот, они думают, что и сами могли бы оказаться в числе виноватых, если бы Божия благодать их оставила, могли бы даже оказаться в тюрьме и мучиться угрызениями совести. А теперь они, как неправедно пострадавшие, имеют в своем сердце Христа, Который неправедно пострадал Сам, и радуются и в тюрьме, и в месте изгнания, словно в раю, ведь где Христос – там и рай. Праведники, имея любовь благородную, не ждут небесного воздаяния за свое добро, которое делают ближним, потому что они дети Божии, и трудятся в своем доме, Церкви Христовой, по любви и благому произволению».

Здесь преподобный Паисий напоминает нам, дорогие друзья, известную святоотеческую мысль о том, что человечество разделяется как бы на три категории (христиане). Есть позиция раба – тех, кто старается исполнять заповеди Божии из-за страха перед мучениями будущей жизни. Раб исполняет волю господина, боясь наказания. Вторая ступень немного выше – позиция наемника. Он творит волю работодателя ради награды, ради зарплаты. А позиция сына – творить добрые дела ради любви к отцу. И далее преподобный Паисий говорит: «Если бы человек хорошенько подумал, какую душевную пользу и какое внутреннее наслаждение он ощущает уже здесь, в этой жизни, от одного маленького доброго дела, которое делает ближнему, то не ждал бы благодарности, а сам бы благодарил того, кому сделал добро».

Если кто-то обратился ко мне за помощью и я задумался бы, какая радость, какое духовное наслаждение, когда я даю, то я бы благодарил любого, кто ко мне обращается. То есть благодарить не за добро, сделанное мне, а за возможность сделать добро ближним. «Ведь веселие, которое ощущает душа, и радость, которую чувствует сердце милостивого человека, даже за кусок хлеба, пожертвованный сироте, не может дать сердцу ни один, даже самый великий врач-кардиолог ни за какие деньги на свете. Такую же точно радость ощущают в своей душе христиане, которые подвизаются, трезвятся, бдят, молятся и постятся. А те, кто ест что хочет и когда хочет, пьет вино и прохладительные напитки, не имеют об этой духовной радости никакого представления. Конечно, как я сказал, дети Божии трудятся не за небесное воздаяние (то есть трудятся не за то, чтобы попасть в рай. – о. Д.) и не за то, чтобы испытывать в этой жизни духовные радости. Отец Небесный детям не платит, ведь им принадлежит все Его состояние. Другое дело: чем Бог, как добрый Отец, захочет наградить Свое чадо в этой жизни и в будущей. Такого рода любовь ко Христу была у святых отцов нашей Церкви. А у многих из нас любовь бедная и дешевая, ведь любовь дешевая не идет дальше освобождения от адских мук».

Вот преподобный Паисий опять подчеркивает мысль, что вроде бы многие готовы исполнять какие-то внешние церковные установления, чтобы было хорошо. Вы, наверное, тоже встречали таких людей, которые вроде бы и в храм пойти, и свечку поставить, и помолиться, чтобы было хорошо. Ребенка надо покрестить. Спрашиваешь во время предварительных бесед перед крещением у крестных, для чего они хотят покрестить ребенка. Они отвечают: «Ну как, чтобы ему было хорошо». Но они вкладывают свое понятие в «хорошо».

И смотрите, далее, дорогие мои друзья, какую интересную мысль говорит преподобный Паисий: «Если бы Христос сказал нам: „Дети Мои, рай переполнен, для вас места нет“, то некоторые из нас стали бы Ему дерзко говорить: „Почему Ты нам раньше этого не сказал?“ Другие, не теряя времени, побежали бы скорее, чтобы лишнюю минуту повеселиться, и ничего не желали бы слышать о Христе». А как поступят дети Божии? «Дети Божии, у которых есть любовь и усердие, со благоговением так сказали бы Христу: „Господи, за нас не переживай, главное, что рай полон. Одно это вызывает у нас такую большую радость, словно мы сами находимся в раю!“».

То есть радость за тех, кто уже спасен. «И дальше продолжали бы с усердием свои духовные подвиги, как и раньше, ради Того, Кого возлюбили чистой любовью. И Христос, Который весь есть Любовь, будет обитать в их чистых сердцах, как обитал во святой плоти Пречистой Приснодевы Богородицы. Такие примеры, когда попускает Бог, чтобы страдали люди праведные, сильные и принимали на себя тяжесть виноватых и слабых, помогая таким образом своим ближним, конечно, редки. Только в таких случаях можно сказать, что это происходит „по попущению Божию“, а не когда мы сами являемся источником искушения, потому что тогда сами даем место лукавому. Тогда действуют духовные законы: „Всякий возносяйся смирится“».

Здесь преподобный Паисий акцентирует внимание на том, что не надо самому напрашиваться на несправедливость, нарушать закон, творить какие-то преступления, чтобы тебя за это, естественно, наказали. Ты вроде как страдаешь, изображаешь из себя мученика за правду. И дальше еще очень интересная мысль: «Кто соблюдает заповеди Божии и просит у Бога, как дара, самому пострадать за прегрешения своих ближних или принять на себя чью-то болезнь, таковой делается особо близок Христу, и Господь весьма умиляется, видя благородную душу такого чада. Бог дает ему страдать за прегрешения ближних и попускает испытания в жизни по его настойчивой просьбе. Одновременно он уготовляет наградой ему бриллиантовый венец, которым венчаются мученики, потому что многие люди, которые судят по наружности, осуждают его, думая, что Бог карает его за прегрешения».

Так нередко бывало, что какой-то праведный страдает, и люди, не привыкшие глубоко задумываться над духовными вопросами, над смыслом жизни, думают: раз этот человек страдает, значит, его Бог наказывает. Так же как святые праведные богоотцы Иоаким и Анна были бездетны до глубокой старости, и в представлении ветхозаветных израильтян это было большое наказание за какие-то тайные грехи. И вот они несли это бремя, безропотно благодаря Бога, а люди не знали, что Господь уготовил им такую великую радость – стать родителями Пречистой Девы Марии. «Суды Божии бездна. Есть тысячи разных примеров, пророков и святых. Но главное, что в Своих судах Бог меняется, если меняются люди. Следовательно, духовные законы отличаются от законов естественных, потому что в духовных законах есть сердце, и здесь человек имеет дело со своим Творцом, Многоблагоутробным и Многомилостивым Богом».

Дорогие братья и сестры, рекомендую вам почитать эту книгу – «Творения преподобного старца Паисия», я лишь отчасти зачитал его мудрые наставления. Кстати, преподобный Паисий и в своей жизни воплотил то, о чем здесь говорит. Как свидетельствуют близко знавшие его люди, когда он молился о людях, страдающих онкологическими заболеваниями или еще какими-то, с сердечной болью просил: «Господи, дай ему ослабу, утешение, а его боль и страдания дай мне». Именно с такой жертвенностью. Вот почему его молитва имела великое дерзновение перед Богом.

У нас звонок из Липецкой области: «Сейчас очень часто призывают миссионерствовать в Интернете, в киберпространстве, говорить о православии. Это предлагают священники, миряне организуются в группы в соцсетях. Как миссионерствовать в Интернете, не обидев, не оскорбив чувств неверующих, не навредив своей душе, создав полезную, благоприятную атмосферу понимания у людей неверующих к православию? Чтобы эта деятельность в киберпространстве действительно была полезной и важной».

– Спаси Вас Господи, какой Вы хороший миссионер, какой мудрый вопрос Вы задали! Я хочу начать с простых истин, которые, наверное, известны всем, даже не миссионерам в киберпространстве. Самое первое и необходимое поле для миссионерства – это семья. Самые близкие люди. Собственные дети. Как они будут к Вам относиться, какой пример будут видеть в Вас? Вот самое первое поле для миссионерства, которое открыто и доступно всякому человеку, даже если он не имеет специального богословского или миссионерского образования.

Наверное, вы видели такую картину: отец возвращается домой, открывает дверь, и дети (неважно, двое их, трое или четверо) с радостью бегут навстречу отцу: «Папа пришел!» Вот такое происходит только в той семье, где действительно царит любовь. Дети побегут навстречу отцу, если они его действительно любят. Если в семье есть совместная молитва (это достаточно редкое сейчас явление, не просто все молятся по отдельности, а все вместе, вечером), если в семье царит взаимопонимание, взаимное доверие, единомыслие и любовь, такому человеку можно смело становиться миссионером в средствах массовой информации и в Интернете.

А посмотрите на другую ситуацию (думаю, дорогие мои друзья, вы сами можете вспомнить немало подобных примеров). Возвращается домой папа (который, может быть, хочет стать великим православным блогером), открывает дверь, не отрывая в то же время глаз от планшета, где он продолжает участвовать в дискуссии в соцсетях. Как вы думаете, дети побегут к нему навстречу сказать «Папа пришел!»? Даже если побегут, первое время. Как поступит великий православный блогер или человек, который хочет таковым стать? Скорее всего, он скажет: «Подождите, детки, не мешайте, тут дискуссия такая, отойдите».

Сядет и начнет дальше миссионерствовать в интернет-пространстве. Подойдет к нему сынишка или дочурка, покажут какой-нибудь примитивный детский рисунок: «Папа, смотри, я нарисовал». Как поступит православный блогер? Вы сами хорошо знаете: «Слушай, отстань, потом, мне сейчас некогда, видишь, тут дискуссия, я должен отвечать на вызовы современности». А может быть, даже крикнет супруге: «Тань (Оль), убери его, он мне мешает, не видишь, тут такая дискуссия, мне надо срочно ответить!» Супруга отведет ребенка в сторону. Так произойдет один раз, второй, третий, четвертый. Пройдет время – ребенок (или дети) не будут выбегать навстречу папе с радостью, не будут к нему подходить. В доме воцарится тишина. Почему? Супруга в «Одноклассниках» сидит, папа «ВКонтакте», уже и лицо у него самого как «Фейсбук». А детки, подрастая без присмотра родителей, которые занимаются более важными, масштабными делами – спасением мира, просвещением других, свидетельством о православии в Интернете, – девяносто девять процентов увлекутся или какими-то опасными молодежными соцсетями, или будут играть в компьютерные игры.

Допустим, наступает время идти на богослужение. Супруга подходит к великому православному блогеру: «Ты уже полночи сидишь, нам завтра на богослужение, ложись отдыхай». – «Не могу, ты не видишь, безбожники должны слышать слово православия, что Церковь свидетельствует миру… Идите помолитесь сами, мне некогда сейчас молиться». Поститься православному блогеру тоже не рекомендуется, потому что это работа мысли, поэтому нужно бутерброд с колбасой и в пятницу, и в среду, молоком запивая, потому что надо же активно участвовать во всех этих дискуссиях – дискуссиях бесконечных.

И вот в 11, 12, 13 лет, когда детки будут в переходном возрасте, великий православный блогер захочет узнать, чем они интересуются, чем живут. Подойдет к своему сыночку узнать, в какую игру он играет, что ему скажет сыночек? «Отстань, отец, что ты ко мне пристаешь? Иди миссионерствуй. У тебя свое миссионерство, у меня свое». И тогда человек почувствует, что на самом первом поприще, где он должен потрудиться, за что он ответит перед Богом, он не принес реальных миссионерских плодов. Может быть, он стал известен на весь мир.

Видите, дорогие друзья, в чем парадокс. Интернет имеет реальную возможность объединить людей, живущих на разных концах планеты, и одновременно (и вы это хорошо знаете) он разъединяет людей, живущих вместе, самых близких. Наверное, вы тоже видели. Можно было раньше слышать, если молодежь по вечерам где-то гуляла. А сейчас присмотришься: сидит группа подростков – и тишина. Каждый устремился в свою электронную игрушку. В лучшем случае перекидываются словами или друг другу что-то показывают. У них нет ни разговоров, ни смеха, ни шуток, никакого чисто человеческого общения. Каждый прикован к электронным носителям информации. Поэтому даже проповедь православия, при всей актуальности (не подумайте, дорогие друзья, что я решительный противник этого или что не надо миссионерствовать), должна быть благоразумной.

Отвечая на Ваш вопрос, хочется напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, который неоднократно в проповедях обращает внимание, что мы должны брать пример со святых апостолов. Апостолы Христовы не сидели на месте. Они как раз пошли в мир, чтобы нести слово Божие. Но посмотрите, как они жили. В шестой главе Книги деяний апостольских, 5-й стих, читаем: когда возникли некоторые разногласия о том, как подавать помощь вдовицам, апостолы, помолившись, решили избрать семерых дьяконов и поручить им это служение столам, социальное служение, а сами сказали: «Мы же в молитве и служении слова пребудем». В молитве и служении слова. Молитва поставлена на первое место. А теперь подумайте, дорогие друзья, если у вас есть опыт проповеди в сети Интернет, сами вспомните. После долгой, порой бессмысленной дискуссии с каким состоянием души вы можете встать на молитву? Чем заняты ваши ум и сердце? Даже если глаза идут по привычным строкам молитвослова, внутри-то продолжается диалог: нужно было еще вот это сказать этому безбожнику… И целый фонтан, фейерверк красивых мыслей приходит, чтобы отвлечь твое внимание от молитвы. А без молитвы какой ты миссионер?

Поэтому в заключение Вашего замечательного вопроса я бы посоветовал всем желающим миссионерствовать в Интернете безопасно для души, распечатать себе крупно на листке (может быть, поставить в рамку) слова Священного Писания, слова Христа Спасителя: «Что пользы, если человек приобретет весь мир, а отщетит душу свою? Или какую измену даст человек за душу свою?» Это из Евангелия от Матфея, 6- я глава. Распечатайте себе такой листочек и поставьте возле своего компьютера. Как только захочется миссионерствовать, сначала посмотрите на эти слова.

– У нас еще один звонок, Ангелина, Саратов: «Помогите разобраться в таком вопросе. В нашем коллективе есть честный, добрейший человек, который всегда готов помочь любому в разных ситуациях. Но некоторые сотрудники трактуют его искренность и доброту как проявление гордыни. Должен ли этот добрый человек объяснять свои мотивы, оправдываться, или ему лучше молчать?»

– Спаси Господи, дай Бог терпения этому человеку и всем, кого обвиняют в гордыне, потому что есть некая духовная закономерность. Так как гордость есть у нас всех, эта страсть есть абсолютно у всех, никто от нее не свободен, лишь в разной степени, то обвинения в гордости – самый беспроигрышный вариант, когда мы хотим кого-то обвинить. Когда обвинить больше не в чем (нельзя обвинить человека в воровстве, коррупции, убийстве, грабеже или каких-то других нарушениях закона Божьего и человеческого, когда такого неизвестно), можно смело обвинить его в гордости. Ведь если он здравомыслящий и верующий, он не сможет сказать, что невиновен, что гордости у него нет. Просто посмотрите по жизни, реальные ситуации. Например, в старших классах школы, в институте, в лицее есть какая-нибудь порядочная, целомудренная девушка. На нее обращает внимание, мягко говоря, нецеломудренный молодой человек с грязными намерениями, предлагает согрешить. Она ему решительно откажет на его нечистые поползновения. В чем он ее может обвинить?

– В гордости?

– В гордости! Она гордячка. Что она из себя тут строит святую? То же самое в любом коллективе. Если человек что-то делает, ревностно старается, в чем его могут обвинить, может быть даже завидуя ему? Если видят, что человек бескорыстно трудится, не за мзду, а за совесть, в чем его можно точно обвинить? Только в гордости. Сказать: это он неискренне так поступает, вроде как деньги ему не нужны, не нужна зарплата и премия, но он гордый.

Или после работы все собрались на корпоратив. А что такое корпоратив? Не будем вдаваться в детали, вы все хорошо знаете. Часто они проводятся накануне гражданского Нового года, когда у православных христиан последняя седмица Рождественского поста. И вдруг кто-нибудь из самых честных, ревностных сотрудников отказался прийти на корпоратив. Не потому, что он презирает коллег, а потому, что он христианин. Он не хочет ставить себя в неловкое положение, чтобы и их не обижать, и пост не нарушать. Он просто откажется. В чем его обвиняют оказавшиеся на корпоративе? В гордости. «Вот, он гордый, поэтому к нам не пришел».

К сожалению, такое бывает и на приходах, в монастырях. Допустим, новый человек приходит на приход, предлагает какие-то свои добрые инициативы по устройству церковной жизни. У него есть ум, талант, желание, он предлагает помощь. Но если он пойдет вразрез с людьми, которые уже в храме, прочно стоят на своих местах, со своим представлением о правильности, то в чем они смогут его обвинить? Не могут же они сказать, что он предлагает что-то безнравственное. Обвинят в гордости: что ты нам предлагаешь, мы и без тебя все знаем.

Что же можно посоветовать, дорогие друзья? Если кого-то обвиняют в гордости, не надо отказываться, потому что гордость есть у всех, просто нужно осенить себя крестным знамением и сказать: помолитесь, чтобы Господь избавил меня от этой страсти. А оправдываться не надо.

– Есть ли духовная польза, когда человека незаслуженно обвиняют?

– Несомненно, она есть. Я ранее цитировал Паисия Святогорца: если человек понял глубокий смысл жизни и старается на все смотреть с позиции вечности, то он на любую скорбь, оскорбление, неприятность, недопонимание смотрит как на врачующую десницу Божию. Он понимает: вот меня сейчас незаслуженно оскорбили, обвинили в чем-то, в чем я не виноват. Передо мной дилемма. Или я начну оправдываться, устраивать разбор полетов, выяснять, как мирские люди говорят, доказывать, что я не этим руководствовался… Или промолчать и принять это со смирением, всю ситуацию и людей, которые тебя несправедливо обвиняют, как объект для нравственного совершенства.

Как говорит преподобный Серафим Саровский, как в обычной купле каждый купец старается что-то продать или купить с выгодой, так и в духовной купле. Тебе сейчас предоставлена возможность приобрести духовную пользу. Тебя обвинили – помолиться и не оправдываться, и получишь духовную пользу. Начнешь оправдываться – потеряешь душевный мир, вызовешь недопонимание, потому что тех, кто неправедно обвиняет, все равно совесть мучает, они понимают, что поступают неправильно, они не готовы выслушивать ваши объяснения. У них уже есть задача – очернить, оклеветать, а не разобраться, так ли это. А когда помолился и принял со смирением, смотришь – через короткое время Господь Своею благодатью вмешивается, вас другие люди оправдали, все выясняется, а тем, кто так поступил, самим становится стыдно.

– Если человек получает духовную пользу от несправедливого осуждения, получает ли он духовную пользу от справедливой похвалы?

– Тоже очень глубокий, мудрый вопрос. Знаете, мне сразу вспоминается: в одном из писем великого богослова и миссионера ХХ века святителя Николая Сербского, в сборнике «Миссионерские письма», он отвечал на подобный вопрос одному человеку, которого незаслуженно обличали, добрых дел его не видели, похвалы никакой он не получал. Даже не то что похвалы, а и признания. Святитель Николай пишет ему: «Вот сейчас твоя душа находится в безопасности, когда тебя порочат, обвиняют. Когда же тебя начнут хвалить, даже справедливо, твоя душа будет находиться в большой опасности от тщеславия, гордыни, от того, что ты возомнишь о себе. А когда начнешь гордиться, отступает благодать Божия». Поэтому тот, кто получает похвалу, получает, как сказано у святых отцов, подножку бегущему. Человек сразу же падает.

– То есть нужно уходить от этой подножки, от похвалы?

– Лучше стараться… Самые блаженные люди – которые в этой жизни трудятся, добродетельны, но никакой похвалы не получают. Вот пример из жизни преподобного Паисия Святогорца. Он во время Гражданской войны в Греции (1943 – 1948) проявлял чудеса героизма, спас многих, был совершенно безотказным, настоящим героем. И за одну хорошо проведенную спецоперацию он был представлен к награде. А когда военные действия закончились, всех награждали. Для награды вызвали Паисия, а вышел другой солдат (хотя назвали именно Арсения Эзнепидиса) и получил за него эту награду. Потом преподобный Паисий говорил, что человек этот боялся встречаться с ним и смотреть ему в глаза. Он просто вышел получить чужую награду.

– Осознанно?

– Осознанно, думая, что Паисий – простачок, зачем ему это надо. И потом сам преподобный Паисий (тогда он еще был просто Арсений) встретил этого человека и сказал: ну и молодец. Не терзайся совестью, молодец, что ты ее получил, зачем мне эта награда.

– То есть получается, воздаяние за добрые дела от людей как бы исключает воздаяние за добрые дела от Бога?

– Видите ли, Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит, как раз обличая фарисеев (в Евангелии от Матфея), поясняя, как надо правильно молиться. «Когда молишься, не будь как лицемер, которые на углах улиц становятся и лицемерно долго молятся, чтобы показаться людям молящимися. Войди в клеть твою, затвори дверь и помолись Отцу твоему втайне». Также и о посте, о милости Господь говорит, что не надо искать воздаяния от людей, потому что иначе ты свое воздаяние уже получишь на земле. Но если посмотреть в духовном смысле – Господь ведь любящий Отец. Человека добродетельного Господь и в этой жизни утешает, и ожидает его великая мзда будущей жизни. То есть Богу не жалко для нас ничего. Если Господь вас утешил в этой жизни, это не значит, что вам будет меньше утешения в будущей. И там уготовано, как святой апостол Павел говорит: «Око не видяй, ухо не слышай, на сердце человеческое не взыдоша», и здесь Господь изобильно утешает тех, кто действительно хранит верность Богу и старается жить добродетельно.

– Как благоразумно реагировать на предательство?

– Предательство со стороны, допустим, друзей… Предательство – это всегда очень болезненный удар. Если мы вспомним о самом великом предательстве в истории христианской цивилизации, оно стало даже нарицательным, – поцелуй Иуды. Один из ближайших учеников Спасителя Иуда совершил предательство своего возлюбленного Учителя, Богочеловека на смерть. И Господь знал о нем, кто он, специально его приблизил, чтобы он был среди учеников, чтобы слышал божественное слово, видел все чудеса. Знал, кто он, но все-таки призывал его к покаянию. Конечно, предательство очень тяжело переживать. Или вспомним жизнь святого царя мученика Николая Второго. С какой душевной болью он воспринимал предательство со стороны тогдашней высшей правительственной элиты! В одном из его дневников даже написано: «Я всем всё прощаю, но генерала Рузского не могу простить». Хотя в последующих сохранившихся дневниковых записях он говорил: «Всех прощаю и прошу не мстить за нас».

– Так как же все-таки благоразумно реагировать на предательство? Нужно прощать даже тяжелое и болезненное предательство?

– Конечно, нам, сидя в студии, может быть, легко об этом говорить. А вот оказавшись в той или иной ситуации, даже не знаешь, как поступить. Как говорит преподобный Паисий Святогорец, в каждом случае есть до десяти–пятнадцати подслучаев, везде по-разному. Предательство – это всегда очень болезненный удар. Но если человек старается вести духовную жизнь, он обязательно внутри себя будет анализировать и подумает: а не предал ли я кого-то когда-то? Может быть, я сам кого-то из моих ближних когда-то поставил в такую же сложную ситуацию, кого-то подвел, мог поддержать, но не поддержал. На меня понадеялись, а я подвел людей. И Господь мне в этой жизни как бы возвращает некоторую епитимью за соделанные мной и забытые (а может, и не замеченные мной) подобные преступления против любви, против ближних. То есть человек, ведущий духовную жизнь, будет искать причины в себе.

– У нас еще один звонок. Московская область: «Меня зовут Елена. Моя работа непосредственно соприкасается с Церковью, а значит, и со священноначалием. Доводится видеть знакомых священников, какая огромная нагрузка возлагается сейчас на ваши плечи! Это миссионерская и катехизаторская деятельность в нашем обществе, сотрудничество со СМИ, социальное служение, восстановление храмов и жизни приходов. Как же все это объять своим вниманием и заботой, все успеть? Как же стать спокойно на молитву и какая с нашей стороны должна быть в первую очередь помощь?»

– Спаси Вас Господи! Видно, что у Вас очень доброе сердце, Вы единственная нас пожалели – многострадальных современных священников. Вспоминается, как в день моего рукоположения во иереи одна хорошая раба Божия зачитала мне стихотворение. Даже не помню автора. Там были такие слова: «Священники, священники, терпите до конца шипы, что больно ранят, тернового венца». Действительно, эти душевные страдания, нагрузки, которые несет пастырь… Вы ведь еще и не все знаете, дорогие мои друзья, всю тяжесть пастырского креста, но Господь к этому призывает тех, которые любят Бога и ближних. По крайней мере, стараются любить Бога и ближних.

Конечно, нагрузок очень много, сейчас очень много направлений. Потому что в быстро меняющемся мире надо многое успевать. Действительно, как Вы справедливо сейчас отметили, надо заниматься миссионерским служением, катехизаторским, работой с молодежью, строительством и восстановлением храмов, сотрудничеством с правоохранительными органами, медучреждениями… Очень много направлений. Есть еще один очень интересный нюанс: каждый священник, ответственный за какую-то работу, убежден (причем искренне), что именно его направление самое главное. Это всегда очень красочно видно во время ежегодных собраний духовенства.

Допустим, встает ответственный по миссионерской работе и говорит: «Отцы, в наше время приоритет надо отдавать миссионерскому служению, антисектантскому, борьбе с экстремизмом, потому что без миссионерства в нашем обществе ничего больше не сделать. Миссия – это самое главное». Затем встает священник, ответственный за катехизаторскую деятельность, сотрудничество с учебными заведениями: «Отцы, запомните: школа, учебные заведения, катехизаторство, просвещение – это сейчас самое главное, приоритет, этому надо отдавать все силы». Потом встает священник, ответственный за работу с молодежью, и говорит: «Братья, молодежь – это наше будущее, вы же сами понимаете, какое миссионерство, какая катехизация? Сейчас самое главное – не упустить молодежь, все силы надо бросить на работу с ней, это сейчас самое главное».

После говорит священник, ответственный за СМИ: «Отцы, вы же взрослые люди, средства массовой информации – это возможность доносить слово Божие, поэтому сотрудничество со СМИ – самое главное сейчас, это приоритет». Затем встает священник, ответственный за социальное служение: «Посмотрите сами, сколько людей бедствуют, еле сводят концы с концами. Сейчас главное – помогать нуждающимся, социальное служение, чем должен заниматься каждый священник». Затем выступает ответственный за медицинскую работу: «Не это главное. Пить или не пить – вот в чем вопрос. Алкоголизм, наркомания – вот что самое главное, поэтому в каждом храме должна быть проповедь только о вреде алкоголизма. На молебнах, панихидах, на крещении, на венчании, отпевании, литургии три проповеди должно быть только о вреде пьянства и наркомании. Каждый храм должен стать филиалом наркологического отделения».

Представьте, простые священники и настоятели хватаются за голову: как можно все объять? И все нужно, все важно, как это объять? Бедный батюшка думает, тут ему звонит бухгалтер его же прихода и говорит: «Батюшка, послушайте меня внимательно, я вам скажу самое главное. У нас завтра будет ревизионная комиссия». Дальше можно не говорить. А в заключение моего ответа на Ваш мудрый вопрос, чем мы, миряне, можем и должны помочь священникам, чтобы немножко облегчить тяжесть их креста: старайтесь во всем этом вышеперечисленном служении по мере своих сил и талантов помогать. И в работе с молодежью, и в катехизаторской, миссионерской работе. Если у вас есть знание, опыт и, самое главное, горение сердца, предлагайте священникам на приходах свою помощь. Поактивнее помогайте. Чем больше вы будете помогать, тем легче станет и без того нелегкий пастырский крест. Спасибо Вам за Ваш мудрый вопрос.

– У нас еще один звонок: «Мне кажется, что моя жизнь достаточно хорошая. Нет никаких скорбей, которые я не мог бы перенести, все складывается замечательно. У меня такое впечатление, что в один прекрасный момент, так сказать, карма так мне «вдарит», что я просто сяду. Может ли такое быть, стоит ли этого ждать, бояться?»

– Спаси Господи, мудрый вопрос Вы задали, с одной лишь оговоркой. Если Вы не обидитесь, позвольте, я вас поправлю. Карма никогда не ударит, потому что кармы не существует, это в индуизме, в мистике Востока существует такое понятие – карма как закон причинно-следственной связи, когда человек страдает в этой жизни за грехи прошлой. В индуизме есть понятие о переселении душ, что мы живем много жизней и страдаем в каждой последующей за нехорошие поступки в предыдущей. А мы, христиане, люди здравомыслящие, прекрасно знаем, что есть Господь, мы живем на земле один раз, никакого переселения душ нет и не будет. Вы обратили внимание, что в Вашей жизни как бы нет больших скорбей, у Вас есть, наверное, какое-то подспудное внутреннее ожидание, что, может быть, когда-нибудь эти скорби будут.

Жить в ожидании скорбей или каких-то бедствий, грядущих на Вселенную или на нас лично, – не совсем христианское состояние души. Надо жить в Промысле Божием, как мудро говорил старец Иоанн Крестьянкин. Если живешь в Промысле Божием, ты от руки Божией принимаешь и доброе, и то, что тебе кажется злым (а на самом деле это тоже доброе) – болезни, посылаемые вовремя. Потому что даже болезнь, если духовно на нее смотреть, это возможность для человека из обычного ритма жизни хоть немного вырваться, побыть дома. Разумеется, смотря какая болезнь, хочу сразу сделать оговорку. Болезни обычные, терпимые, которые иногда Господь попускает, есть возможность взвесить, переосмыслить свою жизнь, задуматься. У кого-то есть возможность побыть дома, увидеть своих близких, почитать (мы говорим сейчас о христианах). Даже болезни, скорби – все равно это благо, посылаемое любящей десницей Божией. Поэтому когда мы стараемся жить в Промысле Божием, мы не ожидаем чего-то, что будет, а принимаем все, что есть.

– Осталось совсем немного времени, но, думаю, успеем озвучить еще один вопрос. Как следует поступать благоразумно, когда видишь несправедливость по отношению к ближним?

– Это уже совсем другое дело, об этом все святые отцы Церкви говорят однозначно: одно дело, когда несправедливы к тебе, а если ты человек достаточно сильный духовно, по крайней мере, хочешь спасти свою душу и осознаешь необходимость терпения скорбей, несения креста, то надо потерпеть, помолиться, не спешить оправдываться, что-то доказывать. А когда несправедливость касается наших ближних и мы это знаем и, самое главное, имеем возможность вмешаться и повлиять на ситуацию, то просто молчать – это уже не смирение, не кротость, а иудин грех, просто предательство.

Типичная ситуация: в коллективе кого-то на каком-то собрании незаслуженно ругают, и вы точно знаете, что тот человек не виноват, его оклеветали или обвиняют по недоразумению. Если вы знаете, то молчать, боясь, как бы не возникли проблемы с начальством, конечно, неправильно. Тут надо просто спокойно встать и защитить честь и достоинство ближнего. В такой ситуации, уже не задумываясь, как изменится отношение начальства к вам или отношение того человека, который обвиняет ближнего, просто сказать: знаете, на самом деле все совсем не так, а по-другому. Здесь как раз тоже есть редкая и забываемая нами христианская добродетель – мужество. Это тоже христианская добродетель. Это не дерзость, не гордость, а именно христианская добродетель. Также бывает: начинающий человек приходит на приход и видит какое-то нестроение (ну, все мы немощные люди, живем на земле). Он хочет вступиться, помочь. Конечно, скорее всего его обвинят в гордости, начнут всячески порочить, и тут очень важно: когда порочат тебя, надо потерпеть, а когда ты за доброе дело, за честь ближних, за святыню – надо спокойно, мудро все-таки отстаивать эту позицию.

– Большое спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Если позволите, я хотел бы сегодня из этой замечательной студии поздравить одного замечательного педагога – Конькову Любовь Михайловну. Педагога с большим стажем и просто прекрасного душой человека. Вчера у нее был день рождения. Конечно, я и от Вашего лица ее поздравляю, и в Вашем лице, Любовь Михайловна (я надеюсь, что Вы смотрите нашу программу), хочется поздравить всех педагогов. Помните, раньше было такое пожелание: человеку, уходящему на войну, говорили, чтоб он остался жив всем смертям назло. А всем педагогам в Вашем лице хочется посоветовать и пожелать продолжать свое поприще, служение людям, свою преподавательскую деятельность всем образовательным реформам вопреки.

Дионисий, скоро праздник Рождества Пресвятой Богородицы. У нас в храме есть традиция дарить в этот праздник хорошие, полезные книги. Я подарю Вам книгу преподобного Иоанна Дамаскина «Сказания о жизни преподобного Варлаама и Иоасафа»

– Большое спасибо!

– Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры!

Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать