Беседы с батюшкой. Святитель Николай Мир Ликийских

19 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня память святителя Николая, которого у нас иногда еще называют – «русский бог». Житие, наверное, уже все прекрасно знают; не будем углубляться в его жизнеописание. Любой бабушке в храме попробуй сказать, что это не русский святой, – будут проблемы. Действительно, этот святой в нашем народе очень прижился. Почему у нашего народа такое отношение к святителю Николаю?

– Сегодня у нас во многих храмах престольные праздники, в том числе и в нашем Богоявленском кафедральном соборе один из приделов освящен в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Наименование «русский бог» не от русского человека пошло. Оно уже даже от внешних, от времен татаро-монгольского ига и тех народов, которые присоединялись к Российской империи. Они понимали, что это, наверное, самый чтимый святой.

Если мы будем говорить о московских храмах, то огромное количество престолов освящено в честь святителя и чудотворца Николая, хотя этот святой ничего общего с нашей страной не имеет. Но его житие, его устремленность, его близость к людям, наверное, дают некую особую надежду на этого святого, который ближе всех. Иногда даже до смешного доходит: когда у маловоцерковленного человека спрашиваешь о Святой Троице, он говорит: «Знаю, конечно, Святая Троица – Иисус Христос, Богородица и святитель Николай». И это вполне для такого человека естественно, потому что он не углубляется в какие-то догматические тонкости. Для него Христос Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай – самые близкие в любых обстоятельствах люди, которые могут, когда вокруг никого и ты в полном одиночестве, «выдернуть» тебя из какой-то самой-самой глубины твоего падения.

Поэтому, наверное, святитель и чудотворец Николай для русского человека самый близкий святой. И не только для православного, потому что мы знаем, что в этот день и мусульмане вспоминают святителя Николая (русские мусульмане, которые его очень почитают, наравне с нами). Удивительно, но это любовь народная, с этим ничего не сделаешь. Это не догматика, не искусственно насажденное почитание, это любовь народная, и вот так сложилось.

– На Первом Вселенском Соборе святитель Николай очень смело себя повел: жестко осудил ересь арианства и имел серьезный разговор с самим Арием, епископом, который как раз и продвигал эту ересь на Соборе. Расскажите подробнее об этой ереси: в чем она заключается и в чем пагуба этого лжеучения?

– Святитель Николай не только на Первом Соборе был такой смелый и твердый в своем исповедании истины, он всю свою жизнь был таким непреклонным и ничего никогда не боялся, его житие свидетельствует об этом. Но если мы будем говорить об арианстве, оно, несмотря на то что почти 1700 лет прошло, до сих пор появляется в каких-то новых течениях, учениях и очень комфортно для человека. Потому что учение Ария, александрийского священника, низлагало самый главный догмат Церкви о том, что Христос – Бог, Богочеловек. С точки зрения человеческой логики это, наверное, невозможно, потому что вместить невместимое, воплощение Бога, – это ни одной логикой никак не описать и не доказать. Очень легко говорить, что это просто такой же Человек, как и все, просто наделенный особыми дарами от Бога и каждый может подражать Ему. А мы говорим об искуплении, о воплощении, о спасении, потому что только Бог мог вытянуть человека из этой бездны, только Бог со Своим всемогуществом и со Своей любовью.

Поэтому это низвержение всех основ христианства, и оно очень быстро нивелировалось в IV веке под воздействием такой железной логики Ария. И он, имея покровителей при императорском дворце, которые его поддерживали, практически начинал быть самым популярным в религиозном мире человеком. Поэтому многие побаивались, ведь если говорить что-то против человеку, который является, можно сказать, духовником или любимым священником, проповедником императоров, то можно лишиться очень многого. Святителю Николаю терять было нечего, поэтому он так смело себя вел. Потому что образ его веры (мы поем в тропаре: «образ веры», «образ кротости») не позволял ему быть равнодушным, ведь он понимал, что эта ересь, вошедшая, как волк, в ограду христианства, со временем «вырежет» всех овец и ничего не останется.

Если бы ересь Ария восторжествовала, то на сегодня, наверное, христианства бы не было, была бы какая-то трансформированная религия, которая бы провозглашала, что человек может совершенствоваться до бесконечности, потому что Христос не Предвечный Бог, не единосущный Отцу, поэтому каждый может, подражая Ему, достигнуть того состояния, в котором пребывал Иисус Христос, Человек, просто наделенный определенными дарами от Бога. С точки зрения человеческой логики это очень просто, ничего не нужно, все понятно.

У нас и сегодня множество таких учений, когда говорят, что самое главное в жизни человека – это самосовершенствование; все религиозное – непонятное, мистическое, а нужно работать над собой. Например, из современных еретических и сектантских учений очень близки к арианству «Свидетели Иеговы», практически ариане. А сегодня даже раздаются голоса, что святителя Николая и не было на Первом Вселенском Соборе. Некоторые церковные историки говорят, что это все церковные предания, никакой пощечины он никому не давал и в темницу его не заключали, потому что он там в принципе не мог быть. На самом деле святитель Николай настолько легендарная личность и за эти 1700 лет так оброс легендами, что можно просто говорить, что это миф, что, может быть, его и вообще не было. У нас же доходят до этого историки, говорят: это все миф, такого человека не было. Но мы-то придерживаемся Священного Предания, которое  чтим наравне со Священным Писанием. И мы поддерживаем те традиции, которые доносят до нас сведения о том, что на этом Соборе в 325 году в Никее было 318 святых отцов, среди которых были и святитель Спиридон Тримифунтский, и Афанасий Великий, и святитель Николай Чудотворец, и многие другие великие светильники Церкви. Мы в это верим, потому что держимся Предания, оставленного нашими отцами и святыми. Этих преданий держались святые.

Если мы сейчас будем говорить об историческом контексте (мог быть, не мог быть, по каким обстоятельствам), то  уйдем от самого главного. От того, что мы имеем как основу нашей веры. Это Символ веры, принятый в своей первой основной редакции именно в ответ на ересь Ария, которого посрамил святитель Николай, а также и святитель Афанасий Великий, будучи тогда еще архидьяконом, представителем Александрийской Церкви на этом Соборе. Поэтому для нас главное  и суть в том, что никто, подвигнутый этой инициативой святителя Николая, не смолчал: обличили и уврачевали  ересь, то есть Церковь была спасена в тот момент.

А то, что до нас доносит Предание об этой смелости святителя Николая, что его, конечно, по всем канонам надлежало лишить сана, наложить какие-то прещения в соответствии с правилами святых апостолов… опять же Предание нам говорит, что Сам Господь и Его Пречистая Матерь Своим заступничеством явили эту истину, которую проповедовал и о которой ревновал святитель Николай. Он не искал своего, он искал торжества истины.

– Вопрос телезрительницы: «Господь говорит: "Стучите – вам откроют, просите – вам дастся; Я пришел спасти грешных". Я самая великая грешница, мне не надо ни золота, ни серебра, я прошу исцелить душу свою, чтобы у меня в сердце был покой и мир. Или я не достойна у Господа такой просьбы? Объясните, как это понять? Я не могу, я устала, меня тревожит этот вопрос».

– Я так понял, что Вы страдаете каким-то недугом и молитесь, чтобы Господь Вас исцелил?

– Телезрительница: «Да. Недавно мужа похоронила, его полицейские убили, но дело не в этом. Я пришла в храм. Раньше, как говорится, была захожанка, а сейчас вот хожу. Но не могу  избавиться от своего греха. Говорю: "Господи, помоги мне именно от этого моего греха избавиться, Ты же говоришь: стучите – вам откроют…" Почему не получается? Я, наверное, не достойна Его внимания?»

– Самое главное, что мы достойны любви Божией. И то, что мы живем, имеем возможность приходить в храм, это уже проявления любви Божией. Вспомните, как апостол Павел молился, чтобы избавиться от тяжелейшего недуга. И что ему Господь в откровении сказал? «Достаточно тебе того, что в твоей немощи сила Моя совершается». Когда человек ощущает тяжесть недуга, греха, у него появляется чувство смирения и покаяния. Это дает возможность Богу действовать в нас. Поэтому не отказывайтесь от этой помощи Божией, потому что немощь человеческая – повод действовать силе Божией. Просто нужно просить об этом Бога и говорить: «Господи, да, я недостоин, я слаб, но пусть Твоя сила Божественная, Твоя благодать действует во мне». Как со смирением и кротостью это принимал апостол Павел! Ведь он так и был принят Господом в вечность неисцеленным от своего тяжелого недуга. До сих пор историки рассуждают, какая болезнь у него была. Это неважно. Но он ее нес со смирением и кротостью, ощущая, что это его немощь, что он немощный человек, что он не всесильный, не могущественный, что он просто человек. И только Бог может в этом человеке действовать и давать ему такую силу, как он давал апостолу Павлу, которому до сегодняшнего дня нет равного по проповеди правды и истины Божией.

– Телезрительница: «Конечно, а Иов Многострадальный… Я это все понимаю, но этот грех…»

– Так и примите это все со смирением.

– Телезрительница: «Как? Отец Александр, Вы, может, меня не поняли, гнев во мне сидит, я не могу от него избавиться…»

– Так с ним надо бороться. Это же не одного дня дело.

– Телезрительница: «Легко сказать: я борюсь. Ничего не получается».

– А Вы читайте жития святых и увидите, что десятилетиями они по крупиночке убирали из себя эту страстность. Потому что гнев – это страсть, а мы призваны бороться с этим.

– Телезрительница: «Все читаю, все понимаю, но не получается».

– Не получается, значит – завтра будет получаться. В Древнем Патерике очень интересная история излагается, когда один брат в пустынной обители пришел к авве и с плачем сказал: «Авва, я упал, согрешил…»

– Телезрительница: «…а он говорит: поднимайся – и так до самой смерти».

– «А я опять упал». – «Снова поднимайся». –  «Но доколе, до какого времени я буду все время падать и вставать?» – «Пока Господь не призовет тебя. Если Он тебя застанет в борьбе с грехом, – ты счастливый; если Он тебя застанет лежащим во грехе, то ты несчастный».

– Телезрительница: «Понятно, спасибо! Явот тоже так думаю. Наверное, Господь видит, что я очень хочу, всем своим нутром хочу освободиться от этого своего греха».

– Дай Бог Вам помощи, помоги Господь.

– Телезрительница: «Спасибо Вам, дошли бы Ваши слова до Господа».

– Будем надеяться. Где двое или трое молятся, там Господь слышит.

– Мы продолжим. Мы говорим о поступке святителя Николая, который был, наверное, не совсем свойственен епископу и священнослужителю…

– …с точки зрения современной морали.

– Да, но в наше время, когда Церковь свободна (мы постоянно об этом говорим, что таких свобод, наверное, Церковь никогда не получала за всю свою историю), если ты видишь человека, даже прохожего, который оскверняет твою веру, осуждает либо говорит какие-то непотребства, – как на это реагировать? Пройти мимо или же проявить смелость, как святитель Николай, что-то сказать? А если дело дойдет до рукоприкладства? Как в этой ситуации человеку правильно поступить?

– Я думаю,  молчать нельзя. Молчанием предается Бог, но нужно именно сдерживать свои эмоции. Когда мы отдаем себя во власть гневу, то уподобляемся тем же хулителям и гонителям. Поэтому с твердостью и с какой-то кротостью надо это обличать. Потому что есть свидетельства о том же святителе Николае, о его великой кротости, это даже в тропаре отражено. И вот этот смиренный, кроткий человек так повел себя в этой ситуации, но, видимо, та ситуация того стоила. А во всей его жизни мы видим его смиренным, кротким, любвеобильным человеком, пастырем, архипастырем.

Совсем недавно у меня прихожанка тоже плакала, что она сделала замечание человеку около кассы в магазине. Этот мужчина повернулся и ударил 80-летнюю женщину кулаком в лицо. И все охранники и кассиры сделали вид, что не заметили. Она написала в книгу жалоб претензию администраторам. Конечно, ей не пришло в голову вызвать полицию, составить какой-то протокол, человек спокойно ушел. И то, что она не устроила там с ним драку, свалку… Наверное, она поступила как настоящая христианка, и Господь увидит ее смирение, кротость и воздаст ей. Но страшно за тех людей, которые были рядом (кассиры, охранники, простые посетители) и позволили мужчине ударить 80-летнюю женщину кулаком в лицо. Это не мужчина. Вот такие бывают обстоятельства, в которых наше равнодушие может довести до страшных вещей.

Поэтому если ты имеешь силу сдержать свою страсть и обличить… Нас апостол Павел тоже к этому призывает и говорит: «Не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте». То есть мы должны обличать, но без гнева, с христианской любовью и сознанием. Нам часто не хватает знаний отстоять свою веру, быть апологетами во всей глубине, когда мы даже не находим что сказать в защиту своей веры. Поэтому нужно, в первую очередь, учиться…

– … и тогда все получится.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем уже давно ходим в храм, а я и чаще его. Он сейчас у меня очень тяжело больной (онкология), но я бы хотела, чтобы он пособоровался. Он соборовался в Великий пост. Можно ли собороваться еще раз и в этот пост?»

– Конечно, можно. Соборование – это такое таинство, особенно для тех, кого посетил серьезный недуг, когда нет препятствий к его совершению и нет ограничений по количеству в году. Конечно, если человек не болен, а просто на всякий случай, как говорят, чтобы забытые грехи простились, приходит к соборованию, то это мы не всегда приветствуем. А когда у человека тяжелый недуг, с которым он пытается бороться, то ничто не возбраняет собороваться. Апостол Иаков в своем послании как раз говорит, что если человек болен, пусть призовет пресвитеров, они помажут его елеем и вином, совершат над ним молитвы. Но нигде не написано, что это можно делать только один раз в год. Если Ваш супруг действительно болен, ничто не мешает Вам пригласить священника. И если это дает облегчение Вашему супругу, это можно делать, наверное, каждым постом.

– Действительно, бывает так, что люди Таинство соборования сопрягают только с Великим постом, больше никак.

– В Западной Церкви оно вообще раз в жизни совершается. Оно у них называется, к сожалению, последним помазанием и совершается над умирающими. И в дореволюционных свидетельствах можно найти упоминания, что люди боялись собороваться, потому что воспринимали это как подготовку к смерти. Но соборование – это не подготовка к смерти, это Таинство елеосвящения, таинство соборной молитвы.

– Отец Александр, есть такая традиция, которая распространена на Украине, когда в день святителя Николая детям дарят подарки. В наших краях не всегда эта традиция соблюдается, обычно привыкли дарить подарки на Новый год, когда их ставят под елку и ребенок их находит. Как Вы думаете, может быть, нужно более активно пропагандировать такую традицию и среди наших верующих?

– Главное, чтобы эта традиция не превращалась в индустрию. В предновогодней Москве огромное количество пробок, потому что люди выезжают за подарками; и в торговых центрах, магазинах огромное количество людей. Это целая индустрия подарков, дарят все, что нужно и не нужно. Цель-то была другая, и подарки раньше были другие, они были со смыслом, а сейчас просто банальный сувенир. Какой-то там крем для бритья мужчинам обычно дарят в огромных количествах, одеколоны; молодежь друг другу дарит современные гаджеты. Я вспоминаю свое детство: нам дарили  чаще всего книжки  или очень редко какую-нибудь игрушку, но игрушки были другие. Раньше это было действительно связано с почитанием святителя Николая, в воспоминание его жития, когда он спас благочестивое семейство, тайно ночью опустив через окошко приданое для трех дочерей одного отчаявшегося человека. И традиция подарков напрямую отсылает нас к святителю Николаю, к делам милосердия.

Поэтому подарки нужно дарить большей частью не только своим детям, но и тем людям и детям, которым никто подарки не подарит. Это был как раз образ, взятый от святителя, от его милосердия, доброты, смирения, когда он не хотел быть узнанным. А сегодня мы рассказываем детям про Деда Мороза, который через форточку залезает и оставляет подарки. Мы не говорим им о святителе Николае, о его ревностном служении, о том, что нужно тоже поделиться каким-то даром с ближним, который никогда даже не надеется получить от кого-то подарок. То есть мы это трансформируем опять под себя через человеческий эгоизм. И вот полки заполнены безделушками, которые в новогодний период сметаются, а потом со временем оказываются в мусорных контейнерах или каких-то коробках, куда мы складываем ненужные вещи. Смысл этого? Нужно подходить к тем традициям, которые имеют глубинный смысл преображения человека. Эти древние традиции подарков в день святителя Николая имеют глубокий смысл. Конечно, в годы гонений это переместилось на Новый год, а в современных благочестивых семьях – на Рождество, но это всегда было связано с именем святителя Николая.

– Вопрос телезрителя: «Многие люди названы в честь святителя Николая и достойно несут такое имя. Один из них – Николай Семенович, он сегодня был за литургией чествован. Можете рассказать несколько слов о нем и как его поздравляли?»

– Слава Богу, Николай Семенович здоров. Была небольшая минутка той немощи, которая проявилась во время наших сегодняшних поздравлений, он себя не очень хорошо почувствовал, но дальше все было слава Богу. Николай Семенович шестьдесят лет отдал служению Церкви и Богоявленскому собору. Это наш почетный ктитор, почетный староста Николай Семенович Капчук, которого раньше называли всесоюзным старостой, потом всероссийским старостой. Это замечательный человек, который всю свою жизнь отдал служению Церкви. Сегодня он именинник, а совсем недавно ему исполнилось по паспорту 85 лет. На самом деле, как говорит Николай Семенович, ему 88 лет, потому что во время войны и после войны, когда восстанавливались документы, часто приписывали или отписывали годы. Кто-то приписывал, чтобы пойти на фронт, на оккупированных территориях уменьшали возраст, чтобы не угоняли на работу в Германию. И Николай Семенович говорит, что ему еще плюс три года. Поэтому все слава Богу, он бодр, крепок. Сегодня многие пришли его поздравить, и мы с большой любовью к нему относимся. Дай Бог ему здоровья на многая и благая лета!

– В прошлый раз, когда мы с Вами встречались, мы говорили о тогда еще планирующемся съезде регентов, и вот почти месяц назад он состоялся. Я, к сожалению, не очень внимательно следил за этим событием. Расскажите, пожалуйста, как это случилось и что это было за мероприятие, какова его цель?

– Впервые за более чем сто лет прошел съезд, посвященный проблемам церковной музыки и клиросного служения, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, который принял самое активное участие в этом съезде. Завершился съезд служением Божественной литургии в Храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского.

Съезд получился международным. Это был Первый международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви, потому что когда мы подвели итоги статистики, то увидели, что у нас 196 официальных делегатов из девяноста епархий Русской Православной Церкви из семнадцати стран. Поэтому был очень яркий форум. Но кроме официальных делегатов, в работе съезда могли принимать участие любые интересующиеся или занимающиеся профессионально клиросным служением или регентованием в церковных хорах, потому что вход на пленарное заседание был свободный. Официальные делегаты приезжали от епархий, они размещались в гостиницах, были как бы основой этого съезда. А так ежедневно (съезд проходил два дня) в его работе принимало постоянное участие около пятисот человек. Это люди неравнодушные, те, кто каждый день несет свое послушание на клиросе в качестве певца или регента; люди, которые профессионально занимаются историей церковной музыки; современные композиторы в области церковной музыки. Мы обсуждали многие-многие проблемы, очень насущные.

Последний раз вопросы церковного пения обсуждались на Поместном соборе 1917–1918 годов, а такие регулярные съезды, посвященные проблемам клиросного служения, проходили с 1908 года. Но после революции эта традиция прервалась, и те вопросы, которые обсуждались сто лет назад, все же не стали менее актуальными. Наверное, они еще более острыми стали.

– Какие это вопросы?

– Вопросы церковного обихода, нотного материала, который используется за богослужением, традиции церковного пения, вопросы мастерства регента, социального статуса регента. Кто регент в храме? Он наемник или клирик? Что из себя представляет клирос? Каковы отношения между настоятелем и регентом, между настоятелем и певчим? Каковы отношения между архиереем, архипастырем и хорами, которые существуют на территории различных епархий? Это очень важные вопросы, потому что люди отдают свою жизнь этому служению, а их статус до сих пор никак не определен. Но это мало интересовало, интересовала профессиональная сторона: методика работы с хором, с обиходом, какие-то уставные вещи.

Съезд не просто был наполнен пленарными докладами, а все было соединено с практическими занятиями. На этот регентский съезд оргкомитетом приглашались известные, знаменитые регенты, которые давали мастер-классы.

– Можно поподробнее? Если можно, даже имена.

– У нас был мастер-класс в традиции регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии; был мастер-класс протоиерея Димитрия Болгарского, приехавшего специально из Киева, лучшего знатока традиции киево-печерских распевов и киево-печерского обихода. У нас был мастер-класс протодьякона Александра Кедрова из Парижа, уже внука, потому что мы знаем в области церковной музыки Кедрова-отца, Кедрова-сына, а теперь познакомились с Кедровым-внуком. И были мастер-классы, которые показывали работу с детьми, потому что целое пленарное заседание было посвящено работе с детскими хорами.

Конечно, эти мастер-классы были специально выстроены, мы немножко продумали технологии в таком большом зале, как Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, или в епархиальном доме, где проходил второй день (сейчас это главное здание Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета). Кстати, тоже интересное совпадение, которое, наверное, и не совпадение, потому что последний Поместный Собор 1917–1918 годов, где обсуждались в том числе и проблемы церковного пения, проходил как раз в Лиховом переулке, в здании Московского епархиального дома. И наш второй день пленарных заседаний после встречи со Святейшим Патриархом проходил уже в возрожденном епархиальном доме в Лиховом переулке.

Мы специально собирали большой московский сводный хор, с которым работали мастера, и на его основе показывали, как нужно работать с хором.  И когда сидят пятьсот человек в зале, то, конечно, тяжело смотреть из зала, как работает регент, который стоит к тебе спиной, а перед ним пятьдесят человек певчих из сводного хора. Мы брали видеокамерой крупно руки, лицо, жесты, мимику, работу регента и проецировали на два больших экрана, чтобы из зала было прекрасно видно, как работает регент, как двигаются его руки, как он выражает свои мысли и мимикой, и жестом. То есть это были очень интересные мастер-классы.

– Вопрос телезрительницы: «Сегодня можно было поздравлять всех людей, носящих имя Николай, или только тех, кто родился в дни, ближайшие к сегодняшнему празднику? Мне вот кажется, что святитель Николай покровитель всех, когда бы кто ни родился».

– Память святителя Николая в нашей церковной традиции мы чтим дважды: есть так называемый «зимний Никола» и «вешний Никола». Поэтому часть людей именинники кто-то весной, кто-то зимой, но в общем и целом они чтут святителя Николая, для них это личный праздник. И тех Николаев, кто считает своим небесным покровителем святителя и чудотворца Николая, конечно, уместно поздравить; да и, наверное, всех Николаев. Но есть сейчас уже в лике святых много и других Николаев. Кто-то, может, и чтит своим небесным покровителем святого равноапостольного Николая Японского. Но если человек почитает своим небесным покровителем и заступником святителя Николая, его можно сегодня поздравлять с именинами, с днем ангела.

– Вы сказали, что на съезде рассматривались вопросы обихода. Что конкретно имелось в виду?

– Есть разные традиции обихода.

– Даже в разных городах по-разному поют…

– Да, но все-таки должна быть понятная первооснова. Мы говорим: «московский обиход», «санкт-петербургский обиход», «киево-печерский обиход». Они разные, но они выстроены на одном фундаменте. Мы не говорим об унификации, но мы можем говорить о том, что является объединяющим началом именно в традиции гласовых, обиходных распевов. Мы заканчивали съезд общей литургией, за которой пел сводный хор делегатов.

– А сколько человек вошло в этот хор?

– Двести человек в Храме Христа Спасителя. Управлял этим хором Алексей Пузаков, наш известный мастер и регент, заслуженный артист Российской Федерации. Этот хор родился буквально за две спевки. Понятно, что материал к литургии мы рассылали заранее тем, кто зарегистрировался как делегат. Они получали этот нотный материал, в течение заседаний было две спевки: первая по приезде всех и размещении в гостиницы 29 ноября, а вторая спевка была 1 декабря, перед службой. И за две спевки родился двухсотголосный хор. Люди понимали, как им исполнить тропарь гласа, не придерживаясь своих региональных традиций. Что-то должно быть объединяющим. Замечательно звучат киево-печерские распевы в Киеве, замечательные традиции в Санкт-Петербурге, замечательные нюансы московского обихода, но когда мы можем создать большой хор из двухсот человек, которые приехали из разных уголков страны (и хор зазвучал буквально за две спевки), – мы понимаем, что для этого нужен какой-то фундамент. Поэтому мы много внимания хотим уделить именно тому, что является фундаментом церковного пения.

Хотелось бы, конечно, посвятить какое-то время, чтобы провести конференцию или круглый стол, может быть, даже мастер-класс именно по традициям старообрядческого пения, традициям знаменных распевов. Мы не смогли в первом съезде все вместить, но запланировали на будущее: в ближайшее время собрать тех, кто интересуется этими традициями, сделать для них круглый стол или большую конференцию под эгидой митрополита Илариона и Центра древнеправославных традиций. Поэтому работы предстоит много. Самое главное – мы же не решили все насущные вопросы, мы их только обозначили, показали то направление, по которому хотим идти.

– Значит, еще раз соберетесь?

– В резолюции, которую принял съезд, конечно, в первую очередь мы благодарны Святейшему Патриарху за его активность в области решения вопросов, касающихся церковного пения и клиросного служения. И съезд принял решение собираться не реже одного раза в три года. Поначалу мы хотели собираться один раз в четыре года, но делегаты говорят, что это слишком большой период. И конечно, уже обратились к священноначалию, к Святейшему Патриарху за тем, чтобы было благословение на создание постоянно действующего органа, который бы занимался в период между съездами работой в этой области, инициировал мастер-классы, конференции, собирал материалы о том, что происходит в регионах.

Есть в резолюции пункт, что нужно создать сайт или портал в Интернете, где была бы постоянно информация о том, что происходит в области церковного пения: где проходят фестивали, какие-то концерты, где можно посещать курсы для тех, кто хочет научиться пению; и, конечно, это вопросы народного пения, когда в храме могут петь все. Но это тоже серьезный вопрос, это не просто научить людей петь, нужно с этими людьми работать, с ними должны заниматься регенты, которые подведут их к тому, чтобы они зазвучали как единый хор. Это очень серьезно, есть над чем работать, к чему стремиться, куда идти. Я надеюсь, мы делаем очень важное дело, нужное многим.

– Я думаю,  действительно важное дело. Потому что у нас в церкви поют; и всегда поет хор. В любой храм зайдешь, и у любого настоятеля болит голова прежде всего о хоре, как он будет петь. Это как некая визитная карточка храма в какой-то степени.

– Есть и другая проблема, что часто мы пытаемся на чем-то экономить. Понятно, что мы живем в непростые времена и предпочитаем, чтобы хор хорошо звучал в праздники, а община формируется все-таки в будни, а не в праздники. Потому что хорошее пение в будни тоже необходимо. И, конечно, нужно нести эту традицию миру. Были делегаты из зарубежных приходов, и они со слезами говорили о ситуации на наших зарубежных приходах, потому что не на кого рассчитывать. Диаспора большая, но тех, кто умеет петь, – единицы. Регент говорит: «Я не знаю, кто ко мне утром в воскресенье придет, я не могу спланировать обиход, не могу понять, что я буду петь за литургией. Только буквально за 15 минут до начала службы, когда  увидел, кто у меня на клиросе собрался, я могу понять, что могу сегодня петь, а что нет». Такая ситуация критическая, ее не должно быть, и этому тоже нужно уделять внимание.

– Хотелось бы услышать наставление нашим телезрителям, как необходимо подготовиться к празднику Рождества. Ведь уже не за горами этот праздник.

– Да, уже следующая неделя – Неделя праотец, когда мы совсем близко подходим к празднику Рождества Христова. Конечно, самая главная подготовка – внутренняя готовность и осознание того, к какому празднику мы подходим. К тому событию, которое входит в нашу жизнь через Рождество Христово. Потому что это начало преображения человечества. Я думаю, самое главное – подойти к этому празднику с внутренней готовностью начать свое внутреннее преображение. Для этого и существует Рождественский пост. Не для того, чтобы побыть на диете какой-то период и потом рассказывать о кулинарном искусстве, что можно приготовить из постных продуктов, а это в первую очередь работа над собой, возможность сосредоточиться на важной теме, которую несет в мир Рождество Христово. О том, что Бог пришел в мир и Он не оставляет мир и сегодня, несмотря на то что прошло почти 2017 лет с того момента. Бог здесь предстоит и ждет от тебя того, чтобы ты начал свой путь к Нему.

– Напоследок благословите наших телезрителей.

– Храни вас всех Господь! Я поздравляю вас с праздником святителя и чудотворца Николая, который не оставляет нас своим участием, слышит наши молитвы и ходатайствует перед Богом. И, конечно, всем желаю подготовиться и с особым чувством вступить в праздник Рождества Христова.

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать