Беседы с батюшкой. Как сохранить Пасхальную радость?

19 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Максим, Христос воскресе!

– Воистину воскресе, Дмитрий! Добрый вечер!

– Рад приветствовать Вас на Светлой седмице. До этого мы встречались во время Великого поста, обсуждали, как нам провести оставшиеся дни, и говорили о многом другом. А вот сейчас такая светлая, радостная пора, которая является как бы единым днем продолжения Пасхи. Наверное, стоит поговорить о том, как эту радость сохранить и как сделать так, чтобы это была не искусственная радость. Как сохранить это понимание после периода воздержания и наступления Пасхи, когда время уже вроде бы не постное и можно участвовать во всем, не думая о том, дозволено это или нет, полезно или неполезно.

– Апостол нам всегда говорит, что надо обязательно смотреть, ведь я все могу делать, но не все мне полезно. Пасха открывает нам двери радости в первую очередь, а не двери невоздержания, поэтому зачастую некоторая неосторожность эту радость удаляет из нашего сердца. На Пасху мы должны ходить в храм так, как, может быть, даже этого не делали в пост. Мы должны в Светлую седмицу стараться каждый день ходить в храм и причащаться Святых Христовых Таин, ходить с крестным ходом, и тогда мы действительно будем удерживать эту радость, благодать Божию. Храмы все открыты, все священники служат на Светлой седмице так же, как на Страстной, практически каждый день, даже в самых удаленных сельских храмах. Поэтому для нас это известный святоотеческий способ. Служба радостная, пасхальная, и она такая короткая, что даже самый усталый, изможденный, может быть, обессиленный или больной человек все равно ее выдержит, выстоит или высидит.

– Не так давно, готовясь к одной из наших утренних программ в эфире телеканала «Союз», я посмотрел архивы программы «Неизведанное православие», которая выходила на нашем канале в 2015 году. Я ее вел одно время, и вот один из выпусков у нас как раз был посвящен пасхальным приветствиям.

Вплоть до Вознесения Господня мы вполне уместно можем приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Когда мы встречали прохожих на улицах Екатеринбурга, большая часть людей, которых мы приветствовали этими словами, отвечали взаимностью, что не может не радовать. Буквально пара человек из двенадцати сказали что-то вроде «спасибо» или «я не отмечаю, я не верю». Памятуя о той программе, я помню, что мы дошли до Храма-на-Крови, где беседовали с Вами, и Вы тогда поздравили наших зрителей с этим светлым праздником. И сейчас у Вас есть такая возможность.

– Поздравляю всех наших дорогих зрителей телеканала «Союз» со Светлым Христовым Воскресением. Это действительно вселенская, всемирная, вечная наша радость, это наша победа, наше упование; в этом основа нашей веры, потому что если Христос не воскрес, то вера наша бесполезна. Так сказано апостолом. Поэтому, братья и сестры, возрадуемся. Христос воскресе!

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Я часто хожу в Храм-на-Крови, считаю его родным, и низкий поклон отцу Максиму. Скажите, пожалуйста, как правильно причащаться на Светлой седмице? Вроде бы все можно, и какие-то сомнения сразу берут. Что можно кушать, что нельзя, что читать, что не читать? Расскажите, как правильно это сделать?»

– Пусть да не смущается сердце Ваше. По нашей церковной традиции три канона заменяются Пасхальным каноном перед Причастием, утренние или вечерние молитвы заменяются часами Пасхи. Это такие очень короткие, очень праздничные и радостные молитвословия, которые состоят из тропарей «Христос воскресе», «Воскресение Христово...» и некоторых других. А канон и молитвы ко Святому Причащению, конечно, необходимо вычитать. Но, думаю, Вы и знаете, что Правило ко причащению значительно отличается именно в Светлую седмицу (в меньшую сторону). А причащаться можно и нужно, святые отцы нам прямо на это указывают. Поэтому у нас в храмах и священники есть для исповеди.

В греческой традиции присутствует такое, что там иногда исповедуются, может быть, один раз в долгий период времени, и этого достаточно. Но в нашей Русской Церкви до сих пор существует такая традиция: мы стараемся совершать исповедь все-таки перед каждым причащением. Да, это труд, но это радостный  и полезный труд. И все священники нашего храма исповедуют и вечером, и утром. Мы всегда вас будем ждать, пожалуйста, приходите. Всех приглашаем во все храмы; и в наш, конечно, в том числе.

– Все-таки два отдельных таинства в нашей Церкви – таинство Покаяния и таинство Причащения – находятся рядышком.

– Межсоборное присутствие, кстати, обсуждало этот вопрос. Есть такое мнение и в нашей Церкви, что можно их разделить вообще или в некоторые богослужебные периоды года. Такое мнение имеет место, и оно достаточно аргументированно обосновывается. Но, насколько мне известно, в том числе и на Межсоборном присутствии это обсуждалось: пока мы сохраняем вот такую практику. Это практика нашей Русской Церкви, и она не самая плохая.

– Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «В 27-й главе Евангелия от Матфея есть такие строки, что когда Иисус испустил дух, многие гробницы отверзлись и многие святые воскресли, а по воскресении Его явились в городе и многие их видели.

Куда они потом делись? О них нигде ни слова не упоминается, вскользь упоминается в Откровении Иоанна Богослова о каких-то двадцати четырех старцах, а больше нигде ничего нет, хотя в Евангелии есть такие мелочи, как, допустим, сколько рыб поймали. Об этом четко упоминается, а тут такое дело случилось – и ни слова больше нигде».

– Только что мы присутствовали на Святой Земле, нас всегда сопровождают наши гиды из Русской духовной миссии, которые особенно акцентируют на этом вопросе наше внимание, что действительно, согласно Евангелию, были великие знамения, когда Христос висел на Кресте. В частности, римский сотник почему уверовал? Он не знал Христа, был свидетелем только последних часов Его жизни, он видел, как Христос Себя вел, как прибивали Его ко Кресту. По Преданию, у сотника был болен глаз, в него попала часть крови после прободения, и глаз его полностью исцелился. Этого нет в Священном Писании, но Предание сохраняет эти знания. Было и трясение земли, и открытие гробов, и восстание мертвых, после чего этот сугубо военного склада жесткий человек, исполнявший казнь, которая была уготована Христу от Понтия Пилата, воскликнул, что действительно это Божий Сын.

Поэтому не сомневайтесь, действительно это было. Эти люди, как мне представляется, воскресли не во всеобщее воскресение, а подобно четверодневному Лазарю. Он после своего воскресения был апостолом, был епископом Китийским (это юго-восточная часть Кипра, до сих пор есть селение Китий на Кипре), а потом через многие годы трудов он упокоился и теперь уже ожидает всеобщего воскресения. Так же, как пророк Илия, который не увидел телесной смерти, был вознесен на огненной колеснице; и он в теле, таким образом, пребывает сейчас в этом трансцендентном (то есть совершенно от нас отличающемся) мире Божьем и когда-то придет сюда, на землю, чтобы в том числе принять и обычную, телесную смерть.

Почему об этих явлениях не указано? Мне сложно сказать. Видимо, это явление было массовым, многие святые восстали из гробов. И об этом в Евангелии говорилось так (если Вы ощутите смысл контекста этого повествования), что это было настолько очевидно, что было известно всем. Об этом Евангелие говорит как о совершенно очевидной вещи, как, например, о том, что 9 мая у нас великий праздник, День Победы, у нас будет парад – все об этом знают. То есть какие-то дополнительные уточнения не требуются. То же самое с этими святыми, которые восстали из гробов.

Вопрос телезрительницы: «У меня внуки теперь подросли, раньше я их и ко Причастию водила, а сейчас им это как-то не очень надо: если скажу, то сходят, а не скажу, так и не пойдут. Стоит ли мне говорить? Или ждать, пока они сами дойдут до этого? Одному шестнадцать, другому двадцать один».

– Есть такие проблемы, с которыми сталкивается молодой человек, и Феофан Затворник об этом возрасте говорит, что поведение такого человека, его образ мыслей и жизни подобны бушующему морю, пребывающему в волнении. Он даже указывает, что меня немало удивило, время окончания этого душевного волнения. Это где-то около двадцати пяти лет. Что во время волнения делает команда корабля, капитан и все матросы? Они не медлят, наоборот, еще с большей силой пытаются выправить корабль, таким образом его поставить, чтобы он не потонул совсем. Поэтому такое не нужно бросать, конечно. Только единственное, силой Вы не можете их заставить, поэтому просите. Из уважения к Вам, из любви к Вам и Вашему возрасту, Вашим переживаниям, к Вашей заботе они будут слышать голос совести, он все время будет в них говорить. Вы будете тем будильником их совести, который, возможно, не позволит им заснуть и потерять храм.

Конечно, большей частью должны этим озаботиться родители, чтобы ребенок не просто ходил или не ходил в храм, а чтобы он к этому возрасту уже осознанно стал христианином. Наверное, это более важно. И чтобы он уже не только просто ходил в храм, а чтобы в своей жизни руководствовался Евангелием. Для нас это наиболее важно. И чтобы храм уже стал  родным домом. Конечно, всем нам нужно постараться сделать так, чтобы у человека уже настолько устойчивой была и привычка, и любовь к храму, чтобы он уже просто не мог себе представить, что не пойдет туда. А это все происходит от постоянства.

Недавно я разговаривал с одной женщиной, которой 90 лет. Она вспоминает, как ее воспитывали в те времена, и жалуется на то, как воспитывали уже ее внучку близкие ей люди: хочешь – делай, не хочешь – не делай. При наличии такого выбора человек, как наиболее удобопреклонный ко греху, когда есть выбор что-то не делать, конечно, это и выберет, особенно ребенок склонен выбирать такое, чтобы что-то не делать. Одна из черт воспитания – это неуклонность, постоянство, поэтому помоги Вам Господи, особенно родителям Ваших внуков.

– Это, наверное, касается не только молодых людей, тех, кто находится в переходном или юношеском возрасте, а вообще близких людей. Допустим, ситуация может касаться близких людей, родственников: будешь звать их и настаивать на том, чтобы они пошли в храм или подготовились к таинству Исповеди или Причастия,  они так и сделают; а если  не будешь настаивать, то они оставят это: не «трясут», не просят – и не надо.

– Да, здесь, конечно, очень важен авторитет родителей, и ту власть, которую они имеют, они должны употребить. В конце концов, каждый родитель в определенные моменты жизни может и должен говорить: «Будет так». И все. И потом, как сказано в Священном Писании, дети возблагодарят их и упокоят, в том числе и будут помогать и ухаживать в старости за тем родителем, который будет «сокрушать ребра» своим детям, по ветхозаветному слову, и всячески стремиться, чтобы не прошло наказание мимо его ребенка, чтобы он усвоил урок и сделал соответствующие выводы.

Поэтому перед родителями здесь стоит огромная задача, и они должны применить все методы: и убеждение, и где-то твердость, и заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы он это делал не механически, а осознанно. То есть педагогика – это то, чему все мы должны научиться, даже не будучи учителями, но будучи родителями. Если уж мы родители и Бог нам дал детей, мы должны учиться быть учителями, педагогами и, конечно, показывать пример. Мне удивительно, почему наша уважаемая зрительница об этом говорит, то есть ее это больше волнует, а как родители относятся – это главный вопрос.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Уже был задан вопрос о причастии во время Светлой седмицы. Вы уже ответили, что нужно почитать канон ко Святому Причащению. Где можно прочесть этот канон? У меня в молитвословах его нет. Что мне почитать взамен?»

– Этот канон находится внутри правила ко Святому Причащению. Это правило состоит из двух частей: из самого канона, где есть девять песней с припевами («Сердце чисто созижди во мне, Боже» и другие), а после канона уже идут молитвы, которые начинаются после «Господи, помилуй» (40 раз). Я даже не представляю себе, что за молитвослов, в котором этого нет. Но если вдруг Вы не найдете, я думаю, что ничего страшного. Если у Вас есть только молитвы, прочитайте канон Воскресению Христову, он заменяет в эти дни три канона, которые обычно читаются. Почитайте, может быть, акафист Воскресению Христову, спойте стихиры Пасхи. Потому что Господь с радостью примет Ваше к Нему обращение.

– И, наверное, если текст не находится в православном молитвослове, то в открытом доступе, я думаю, в любом случае можно найти.

– Когда мы давным-давно начали ходить в церковь, я помню, как мы пришли к священнику и он пытался объяснить нам какие-то каноны, а мы вообще не понимали, даже слово «канон» мы не слышали. И батюшка нам дал такое правило: почитать определенное количество раз «Господи, помилуй!».

– И да будет.

– Я только сейчас понимаю, насколько это был добрый и мудрый человек, насколько правильно он оценил наше состояние, в частности мое. Слово «канон» для меня было совершенно незнакомым, поэтому я вряд ли бы нашел его, даже если бы у меня было десять молитвословов. Мне кажется, что с таким волнением все было непонятно и странно. Есть такая афонская традиция, тоже очень интересная. Не каждый монах-отшельник может посетить службы: всенощное бдение или другую службу. И они заменяют ее, читают много раз Иисусову молитву вдумчиво, спокойно. Это чтение может насчитывать несколько тысяч раз, и считается, что это время человек провел в молитве (примерно то же время, которое он провел бы на всенощном бдении); после этого он причащается. Правило – это не догмат, а традиция. Если можешь – делай вот так, можешь по-другому – делай так.

– Вопрос телезрителя из Иркутска: «Внесите, пожалуйста, ясность по поводу пасхальных хлебов, так называемого артоса, который сейчас, в Светлую Субботу, будет раздаваться прихожанам. Как с ним быть? Какую смысловую нагрузку несет то, что неделю он лежит? Поясните, пожалуйста».

– Да, мы освящаем этот хлеб в самый день Пасхи, и артос является одним из символов Пасхи, это великая святыня, которую потом мы используем. Даже во время тяжелой болезни, когда у человека нет возможности причаститься, мы знаем, что наша русская христианская традиция предписывает принимать артос наравне с Великой агиасмой – святой богоявленской водой. Конечно, артос – это не Тело Христово,  не Святые Дары, но он великая святыня, которая сопровождает сам праздник Пасхи. И вообще в каждом доме эта частичка святого хлеба должна присутствовать в течение года, когда мы можем в любой момент (в тяжелом искушении, в болезни) употребить его; он содержит в себе благодать Святого Духа, которая будет исцелять и помогать нам.

– У нас была сегодня запланирована еще одна интересная и важная тема –  организуемое Вами посещение Святой Земли паломниками из Екатеринбургской епархии как послушание, которое Вы уже в течение четырнадцати лет несете. Наверное, мы эту тему прибережем до окончания программы, потому что есть  активность наших зрителей, появился еще один звонок.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Можно ли вкушать мясо перед Причастием на Светлой седмице?»

Пост отменяется в эти дни, поэтому, я думаю, для тех, кто постился всю Великую Четыредесятницу, здесь соблюдение поста не будет обязательным. Если есть такое желание воздерживаться, то оно похвальное и запретить его невозможно, и даже многие святые отцы советуют после причастия в этот день в течение всего года держать пост. Поэтому здесь по мере Вашего усердия; для сохранивших пост в Святую Четыредесятницу это будет необязательно.

– Вопрос от телезрительницы из Московской области: «Я вдова уже полтора года, могу ли я сейчас, в эти светлые дни до Вознесения Христова, читать молитву вдовы и акафисты и каноны об умершем?»

– Согласно нашей традиции во всю Страстную седмицу, начиная с Лазаревой субботы, мы отлагаем такое сугубое поминовение и не творим  память усопших, не служим панихиды или литии. Если человек умирает в эти дни, то, конечно, он погребается в эти дни, а если просто день или год памяти, мы стараемся совершить это до Лазаревой субботы или уже после Радоницы. Сейчас, особенно в эти дни, Вы не много дней потеряете, но Вы самое главное будете видеть перед собой. А главное – это Спаситель. Мы не служим на Страстной седмице по Минее, то есть память святых не совершаем. Почему? Потому что взираем на Спасителя. Мы читаем каждый день Евангелие, сосредоточены на Его личности и с благоговением, где-то с ужасом, а где-то с восхищением, смотрим на Его подвиг, который Он совершил, чтобы нас спасти. И после Светлой седмицы, на Радоницу, мы опять открываем возможность поминовения усопших. Везде – на кладбищах, в храмах – служим панихиды, поэтому, если это возможно, если душа Ваша не противится, то оставьте это до Радоницы, а потом Вы сможете продолжить молиться за Вашего покойного супруга. Царство ему Небесное и вечная память.

– Вопрос от телезрительницы: «Много уже было сказано про Причастие на Светлой седмице, но меня интересует вопрос про супружеские отношения и подход к Причастию. Как это должно быть на Светлой неделе?»

– Причастие и супружеские отношения – это несовместимые вещи, то есть, безусловно, если мы желаем причащаться Святых Таин, то в день, который предваряет причастие, мы должны от них воздерживаться. Это, безусловно, нужно обязательно сохранять во все времена.

– Наверное, стоит еще сказать о евхаристическом посте: что отмена поста на Светлой седмице не означает отмены евхаристического поста.

– Да, есть такое правило, когда мы с двенадцати ночи нового дня ничего не вкушаем и не пьем, чтобы в этот начавшийся день первыми, что мы вкусили, были бы Тело и Кровь Христовы. А если служба совершается ночью, то в нашей Церкви мы считаем евхаристическим постом  шесть часов до начала Божественной литургии. Надо это все, конечно, сохранять, это не мы придумали, не нам это и отменять, мы это все получили от наших отцов, которые, в общем-то, были благоразумными, но во многих вещах строгими, консервативными. Я думаю, это как раз те вопросы, в которых мы не должны делать шаг назад, у нас все время идет дискуссия о каком-то уменьшении или отмене евхаристического поста, но, по моему скромному мнению, это не то, где мы должны что-то менять в худшую сторону, в сторону какой-либо отмены.

– Потому что такими темпами можно большую часть отменить и сделать так, чтобы не надо было готовиться, держать трехдневный пост, который есть в практике, не надо исповедоваться накануне причастия и чтобы служба была не больше часа.

– Можно многое сделать, но в Церкви и так есть милостивый, особый подход. В чем он заключается? В книгах мы читаем, что пост держится семь дней; для тех, кто не может, – три дня, а для тех, кому тяжело или какая-то ситуация, то и одного дня бывает достаточно. Поэтому Церковь очень мудро все устраивает. Как раз в этом отношении в нашу Святую Матерь Церковь камень не бросит даже самый отъявленный либерал, который не любит никакие ограничения. Что уж может быть меньше одного дня? Да и так, если человек пойдет на войну или в армию, сколько я знаю таких случаев, когда священник, который всегда находится в предстоянии перед Богом, принимал решение о том, что надо причастить человека, и он был абсолютно прав. То есть это живая наша вера и живая наша жизнь в Церкви, в ней многое что бывает и многое что возможно.

Господь Сам разрушитель всех правил. Лазарь должен был спокойненько умереть, настало его время, он не раньше времени умер, а Господь все повернул вспять, «нарушается естества чин, творит бо елико хочет». Захотелось – и Он развернул все, поэтому Он первый нарушитель всех правил в том плане, что ради любви Он готов на все. А мы часто ради каких-то правил готовы все уничтожить: и любовь, и отношение к человеку – правило важнее. Это извечный вопрос: человек для субботы или суббота для человека? Все мы немного фарисеи, должны из себя это как-то выжимать, как мне кажется.

– Вопрос телезрительницы: «У меня такой больной вопрос, он очень давно меня мучает. Я уже пожилая, мне 66 лет, христианка, но я протестантка-лютеранка. Имею ли я право исповедоваться? У нас, лютеран, нет такого, чтобы приняли исповедь, а мне уже надо исповедоваться и поговорить. Имею ли я право подойти к нашему православному батюшке, поговорить с ним?»

– Конечно, имеете право подойти к любому батюшке, и он Вас с радостью встретит и с Вами поговорит, утешит, насколько он сможет. Но, конечно, доктрина, которой придерживается Ваша вера, не предполагает исповеди, хотя, видите, душа человека сама подсказывает, что есть необходимость в этом. Почему? Потому что мы созданы Христом, и именно Христос установил это таинство, когда Он дунул на Своих учеников и сказал: «Примите Дух Святой, им отпустите грехи – отпустятся, кому удержите грехи – тому удержатся». То есть таинство Покаяния, исповедь – это не то, что придумали православные, их изначально Сам Господь нам даровал. Поэтому приходите к батюшке, поговорите. По крайней мере, поговорить Вы сможете, а разрешительную молитву, конечно, он не сможет над Вами прочитать. И сам разговор для Вас, как и любое общение, когда нас слушают и слышат, уже будет утешителен. Но, конечно, таинства не произойдет, потому что оно совершается над теми, кто православно исповедует Святую Троицу. Может быть, пришло время Вам еще и еще раз перечитать Евангелие, посмотреть, что лютеране обделены. 

– Хочется еще поговорить о том послушании, которое Вы сами в одном из интервью, когда наши коллеги участвовали в общегородском крестном ходе в воскресный пасхальный день, назвали самым приятным из послушаний. В течение четырнадцати лет Вы организуете паломнические поездки из Екатеринбурга в Иерусалим...

– Немного неправильно, это вся наша епархия организует.

– Безусловно, но, так или иначе, Вы являетесь тем человеком, который непосредственно летит вместе с паломнической группой, который обо всем договаривается, размещает людей. Поэтому я думаю, что никто не обидится, если мы скажем так. Всегда ли удается паломнической группе, которая отправляется на схождение Благодатного Огня в Иерусалим в канун Пасхи, попасть в Храм Гроба Господня, где происходит это чудо?

– Не всегда, и нам выделяется некоторое количество билетов на группу, а группа у нас бывает сто человек, бывает сто пятьдесят. В этом году было чуть больше ста десяти, и на это количество у нас было около десяти пригласительных билетов. Мы благодарим, конечно, нашу миссию, которая старается и ходатайствует, испрашивает их для нас. А прошли в храм около двадцати человек, то есть без билетов пошли еще десять и, слава Богу, зашли. Я всегда радуюсь этому, что Господь ведет людей, и даже без этих билетов можно зайти. Бывает так, что и с билетами иногда не попадешь. Я сколько раз ездил, выполняя послушание нашего владыки, два раза тоже не попадал. Это тоже определенный урок. Мы там находимся в гостях, не все возможно сделать, мы подчиняемся местным правилам. Там это все очень сложно регламентировано, есть израильская полиция, которая работает достаточно жестко. Главная цель –  обеспечить безопасность многотысячной толпы, поэтому когда они что-то не разрешают, как маленький организатор на своем небольшом уровне я их очень понимаю и даже ценю, потому что, слава Богу, у нас возвращаются все живые, не покалеченные, не потерянные.

– Потому что если все разрешать, может плохо кончиться.

– Конечно, Вы же знаете, как бывает, что это большая толпа...

– ... которая может превратиться в хаос...

– Больше десяти тысяч человек. Это одно из чудес, что столько людей в храме. Храм вмещает почти пятнадцать тысяч человек с Храмом Воскресения, с Кафоликоном, его армянской, коптской частью, с католическим приделом. Если везде разместить, – огромное количество; все зажигают святой огонь, и все живы, никто не обожжен. Мне кажется, что и для местных это чудо. Тут один местный житель, который нас провожал, – иудей, но меня удивило, что он показывал нам дорогу. Из его уст я услышал, что Патриарх в этот день получает огонь свыше, то есть он исповедовал это сам. Вот такие чудеса. Он своими устами сказал ту самую правду, в которой мы не должны сомневаться, что действительно с неба Патриарх берет эту святыню, как и в древние времена.

– Я думаю,  многие наши зрители, в том числе и те, кто сейчас смотрит нашу программу, видели фоном тот видеоматериал, который мы могли наблюдать на других телеканалах, осуществлявших прямую трансляцию схождения Благодатного Огня. Одно дело быть зрителем того, как это все происходит, когда много людей, когда с одной стороны возгласы «Христос воскресе!», с другой стороны кто-то кричит что-то на арабском, другое дело – самому лично присутствовать там и быть свидетелем этого чуда. Расскажите о своих впечатлениях, как это происходит.

– Происходит так, что каждый человек, который попадает в Храм, полагает много трудов, там очень длительный период ожидания, то есть нужно рано встать, прийти после ночной службы. Каждый, кто оказался в Храме, – это человек, который совершил какой-то маленький подвиг. Потом там надо долго стоять, то есть ты стоишь и молишься, и все создает, конечно, определенный настрой. Мы все ждем. И, как говорит наш народ, одно из самых тяжелых дел – это ждать. Мы ждем этот огонь несколько часов и, конечно, как-то возгреваем нашу веру. И когда огонь сходит, мы это видим, возникает такая радость! Это Великая Суббота, уже все говорят «Христос воскресе!» весь день, особенно после огня. Ощущения такие, что все мы еще живем, как недавно сказал Дмитрий Смирнов. То есть наша жизнь продолжается, что это не просто огонь сошел, а Бог благоволит ко всем, кто против, кто за, кто не верит, кто ненавидит. Еще год ты можешь жить, Господь дает знамение того, что мы живем.

– Как некоторые люди говорят: «Благодатный Огонь сошел – значит, год еще поживем».

– Да, такое ощущение действительно присутствует. Ощущение милости и благости Божией, знамения того, что Он с нами. В храме очень большая радость, когда огонь сходит. И на улицах город совсем другой, он немного отличается. Кто бывал в паломнических поездках, знает, что Иерусалим – город восточный, своеобразный, мы как-то не привыкли на Руси так выражать свои эмоции. Может быть, это какой-то наш минус, но это наша черта, с этим ничего не поделаешь, это наша особенность. А там уже действительно напитываешься этой радостью, заражаешься ей.

Посмотришь на этих арабов, которые исповедуют свою веру, ходят в красных майках со Христом, где он изображен с терновым венцом (там написано, что Христос – наш Бог), и в барабаны бьют… То есть они это все серьезно воспринимают, это не забава, это их ответ на исповедание. А мы на это смотрим… Какой-нибудь преподаватель школы, который, может быть, где-то сомневался, где-то вообще что-то не понимал, не знал, видит, сколько разных людей – и все исповедуют Бога.

– И еще тоже, наверное, важно, что та радость, которой напитываются люди, посетившие Святую Землю, затем вместе с паломниками прилетает в наш родной Екатеринбург или в другой город России. Соответственно, уже все жители российских городов могут встретить этих паломников, зажечь свои свечи и развезти их по своим приходам. И вот эта радость распространяется во все уголки, по всему земному шару.

– Да, абсолютно так и происходит. С нами летят из других епархий, из Прикамья всегда летит с нами представитель, из соседней Каменской епархии, представители Тагила. В аэропорту нас ждут всегда из Тюмени, звонят и приезжают забрать эту святыню. По всему миру она распространяется. Насколько я знаю, даже до Чукотки довозится огонь, до самых дальних наших епархий. То есть это, конечно, замечательно, это традиция, которая стала возможной в XXI веке, когда летают самолеты и за четыре часа можно преодолеть это расстояние.

Наша современность дает нам много возможностей. В частности, то, как мы используем эти возможности, – это замечательно. А люди приезжают другими. Все те люди, кого благословлял наш владыка и кого отправляли в епархиальную паломническую поездку за огнем, потом говорят, что получают особенную благодатную помощь и силы на весь этот год, живут уже другими людьми. Когда это случилось в жизни человека, он уже навсегда как-то поменялся, когда он это видел, он уже будет другим. Много людей за это время уже съездили, каждый год больше ста человек, кто-то по нескольку раз уже бывал, но в целом уже несколько тысяч человек таким образом побывали, увидели, как это бывает, что это за служба, что за чудо.

– Слава Богу, что есть такая уникальная возможность побывать на Святой Земле.

– Я бы хотел сказать, что эта возможность в этом году особенно открылась для нас, уральцев, благодаря Фонду святой Екатерины, который у нас здесь действует после призыва правящего архиерея к доброделанию, к созданию нового импульса для добрых дел. Нам надо взять на себя новые задачи и посмотреть друг на друга, и вот у нас образовалась такая общественная структура, которая взяла на себя этот подвиг. Мы просто были исполнителями, помощниками, осуществляли эту доставку, а помогли нам эти замечательные люди, которые все сделали за нас. Дай Бог им здоровья! Те, кто сегодня в храмах видит эту святыню, пусть перекрестятся, вспомнят этих людей: в частности, Игоря Алексеевича, Татьяну Анатольевну, Андрея Анатольевича и многих других наших благодетелей, которые помогли нам в этом году.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы