Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

18 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Всех наших зрителей поздравляю с праздником! Это день памяти святых праведных Захария и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи, и новый праздник – Петра и Февронии, князей Муромских, покровителей семьи, любви и верности. Мы сегодня также почитаем их особенным образом. Этот праздник был введен специально по просьбе всех православных, чтобы они в этот день могли, кто пожелает, повенчаться. Потому что праздник, который был у нас в календаре, всегда выпадает на пост. Поэтому второй день сделали непостный, и ныне он как раз совпал именно с этим воскресеньем. Так что всех вас с удовольствием поздравляю и желаю, чтобы в семьях был мир.

– Хочу начать с такого вопроса. Как обстоят дела с укреплением семьи в настоящее время, насколько наше государство теперь повернулось лицом к этой проблеме?

– О семье говорят как о главной, можно сказать, святыне народа. Это кардинально. А реальная помощь семье, в первую очередь многодетной, конечно, недостаточно велика. Хотелось бы большего, чтобы народ реально увидел, что государство заинтересовано в многодетной семье. Если это у нас случится, это было бы прекрасно. Потому что работающая мать не может воспитать полноценно своих деток: дети требуют всех сил без отдачи. А для этого, понятно, нужно приравнять женский домашний труд к труду обычному, когда люди работают на каких-то фабриках, заводах, в учреждениях, на госслужбе. На мой взгляд, самая главная государственная служба в нашу эпоху – эпоху вымирания нашего народа – должна быть рожать, выращивать, воспитывать и образовывать детей; давать всякие преференции, во -первых, мамам, во-вторых, папам.

– А движение в этом направлении идет? Замечаете?

– Да, замечаю, что, во всяком случае, протестов стало меньше, семья меньше стала подвергаться дискриминации в обществе, реже слышны инсинуации вроде «нарожали – это ваши проблемы». Все-таки общество потихонечку сдвигается. Я тоже понимаю, что это довольно трудно – от советского самоуничтожения перейти к процветанию семейной жизни, но все-таки можно сказать, что вектор увеличивает свой модуль. А направление уже повернул.

– Но при этом государство принимает законы, которые позволяют ему, государству, в виде чиновников, вмешиваться во внутрисемейные проблемы.

– Да, но общество реагирует таким образом, что люди, которые, как я абсолютно уверен, существуют на гранты Совета Европы и организаций, которых поддерживает враждебная России Европа, идут на попятную. То есть если народ будет мобилизован на защиту семьи, то, как модно говорила наша общественность, враг не пройдет.

– То есть народ все-таки может повлиять на движение этих законов, на их реализацию?

– Народ на все может повлиять. Все-таки источником власти по Конституции вообще является народ, а чиновник просто на службе у народа.

– Но от реального управления народ у нас уже давно отделен.

– Ну, вообще-то это такая российская традиция. Она была и в древнем Русском царстве, империи, и когда большевики захватили власть, они эту модель…

– …только развили.

– Опять приняли. Ну, она стала как бы жестче, более циничной, откровенной. Как мы сейчас возмущаемся тем, что произошло с антидопинговой борьбой. Просто люди постоянно сталкиваются с наглым цинизмом, но и не только в допинговом скандале. Теперешняя ситуация: американские бомбардировщики бомбят войска президента Сирии. И говорят: а мы ошиблись. Ну хорошо, ошиблись, давайте компенсируйте потери техники и живой силы, потери ранеными, компенсации семьям. Почему это, когда вы побомбили, ИГИЛ сразу начало наступать? Кто забыл, тому напомню: ИГИЛ – запрещенная в России организация. Это же совершенно очевидно. Что, они не разглядели, что ли? Имея аппаратуру, в которую видно знаки отличия на погонах, не увидеть, что это войска Асада… Ну хорошо, взяли бы тут же исправили и разбомбили весь ИГИЛ, который наступал вслед за американскими бомбардировщиками. То есть это циничная, наглая ложь.

И большевики делали то же самое. Кто не помнит крылатую фразу генерального прокурора Короленко? Ему говорят: как же вы расстреливаете людей, у вас же нет смертной казни? А он отвечает: мы не казним, мы расстреливаем. И что тут скажешь? И здесь то же самое. Заведомая ложь. И я даже не знаю, как с этими людьми вообще можно продолжать какие-то отношения. Я не понимаю. Но те, кто больше информирован, кто руководит страной, наверное, понимают, я в этом вполне доверяю их компетентности. Но факт остается фактом. Поэтому тут борьба идет на любом уровне. Это же наша Дума принимает антисемейные законы. У каждого закона есть автор, поэтому все это можно проследить, узнать. Ну, слава Богу, общество все более живо реагирует, появляются новые люди, которые с большим или меньшим успехом сражаются на этих фронтах… Как говорится, время покажет, но я исполнен надежды. Не говорю, что большого оптимизма, всегда хочется как-то поскорей, но враг не дремлет.

– Есть первый звонок: «Как я могу узнать, по каким душевным качествам, что у меня отсутствует гордыня, что я избавилась от нее или пытаюсь избавиться?»

– Пытаетесь – только так, что Вы стали об этом думать и что-то предпринимать. Признаков того, что гордыня есть, очень много. Например, обидчивость. Или, например, во что бы то ни стало отстоять «свою точку зрения», или в одном и том же устном тексте больше одного раза произнести местоимение «я». Или ставить себя в пример. Это произведения гордыни. Ну и конечно, главное произведение гордыни – это осуждение всех и вся и еще тщеславие. Вот если тщеславие есть – значит, есть и гордыня, если есть осуждение, есть и гордыня. Это самые наглядные качества.

– А давать совет?

– Совет можно давать, когда имеешь дело с молодыми людьми, и желательно, чтобы это были твои дети.

– И они тебя об этом просят.

– Нет, можно и без спросу, но надо сначала смоделировать такую ситуацию, в которой ты мог бы посмотреть, какая будет реакция. Если она будет отрицательная, тогда ничего не предпринимай, кроме молитвы. Потом, гордыня всегда выражается в проявлении нетерпения.

– А может человек избавиться от гордыни, от гордости?

– Нет, человек не может избавиться ни от чего.

– Ну вот он будет Богу молиться усердно…

– Так это Бог может его избавить и от гордыни, и от тщеславия, и от сребролюбия. Бог – наш Спаситель. Он может все что угодно. Преобразить человека, как мы говорим. А сам человек – нет.

– Что необходимо для этого преображения? Вот человек просит: «Господи, избавь».

– Молитва к Богу и, конечно, покаяние как условие. Что значит покаяние? Человек должен очень трезво увидеть в себе эти грехи. Он должен их окаять, принести покаяние, потому что обычный человек всегда себя защищает: «А ты-то, а на себя посмотри, а что ты меня учишь… » Самый яркий учебник по этому предмету – наши ток-шоу. Особенно по поводу нашей любимой Украины. Там все это пышным цветом. В такой ситуации вообще невозможно ничего объяснить, никто ничего не спрашивает, все только друг друга корят.

– Но это такой жанр.

– Нет, то, что это жанр, я понимаю; и цель его я понимаю. Любой скандал привлекает внимание, внимание – это реклама, а реклама – это деньги. Чем больше внимания, тем больше денег. Это задачка для второклассника вспомогательной школы.

– И чем больше кричат, тем интереснее.

– Все это очень несложно. Просто, говорю, как учебное пособие. В учебных пособиях для детей-второклассников тоже рисуют всяких уточек, котят, звездочки, всякую такую чепуху, чтоб детям было весело и интересно (взрослые считают, что им это весело и интересно). На самом деле нет, просто современный ребенок смотрит очень много мультфильмов, поэтому он узнает персонажа – звездочки, утенки, козленки, винни-пухи. А современный человек? Он живет в скандале, в осуждении, в тщеславии, поэтому ему нужно такое же зрелище. Его составляют, тогда оно имеет то, что именуется рейтингом. Чем выше рейтинг,тем больше ст о ит реклама, которая внедряется. А это только фон и приманка. Как манок на утку. Сидит охотник и крякает в камышах, приманивает уточку и стреляет.

– У нас еще один звонок: «Родители у меня старообрядцы, а вся семья православная. Я поняла, что в церкви мне нельзя за них молиться и заказывать молебны. А дома молиться за всех усопших отдельно, а за родителей отдельно. Мне непонятно, почему?»

– Проблема вот в чем. Вы просто немного не понимаете, что такое молиться.

– Телезрительница: «Ну как не понимаю… »

– Сейчас объясню, я для этого здесь и сижу, приехал в такую темень. Вот если у Вас заболела коза, Вы вполне можете за нее помолиться. Помолиться дома, в хлеву, в козьем загоне, в ветлечебнице, куда Вы козу привели. Никто Вам ничего не возбраняет. Если можно молиться за болящую козу, почему нельзя молиться за родных отца или мать? Конечно, можно. Но когда коза заболела или, не дай Бог, пала, умерла, то литургию по козе не служат. Мы можем молиться дома, в храме о ее исцелении, но никаких записок, просфор ни за козу, ни за кота мы не подаем. Почему? Потому что кот, коза – не члены Церкви. А на литургии можно молиться только за христианина православной веры. Поэтому если кто-то из наших родственников оказался принадлежащим к другой религии, или к другой конфессии, то мы можем молиться за него только дома, а в церкви можем молиться во время молебна, но никак не на литургии. Вот, собственно, и все, очень просто. Надеюсь, Вам стало понятно.

– Вопрос: «Так получилось, что я осталась совсем одна с двумя маленькими детьми. Родителей и брата нет в живых. Поддерживают только друзья. Вечерами просто с ума схожу от одиночества. Подскажите, как пережить предательство и справиться с одиночеством и тоской? Стоит ли молиться о повторном браке, и где я должна искать сейчас надежного православного мужа?»

– Когда человеку одиноко, нужно искать Бога. Чтобы Бог стал другом. И тогда не будет никакого одиночества.

– То есть человек ищет не там, где может обрести успокоение.

– Конечно. Дело в том, что в нашей стране (не знаю, как в других) женщина живет на десять лет больше, чем мужчина. Поэтому через некоторое время, независимо от того, бросил мужчина или еще что-то произошло, практически все женщины остаются одни. Без мужей, я имею в виду. Дети остаются, но тут такая проблема. Если бы каждая русская женщина рожала в среднем по восемь человек, как это было сто лет назад, то она бы не осталась одинокой. Кто-либо из детей ее обязательно бы взял. А так как рожают одного-двоих (как в данном случае – два), то заботы и внимания человеку не хватает. Это уже вина самого человека. Но каждый человек может молиться Богу – изливать Ему свои скорби, потому что у каждого человека есть Отец Небесный. Эта позиция гораздо сильнее, чем брат, мать, родной отец, потому что столько любви, сколько Бог может дать человеку, ни один человек не может дать другому. Видите, человек пишет, что хочет православного мужа. А не хочет ли эта женщина православного Бога? По-моему, это гораздо утешительнее.

– Может быть, веры не хватает.

– Нет, это понятно. Конечно, прежде всего не хватает веры. Апостол Павел для верующих написал: потерял жену – не ищи жены. Бог тебе дал, ты был в браке счастлив, теперь жены нет. По любой причине. Умерла, заболела, уехала, взяли в плен… Не знаю, но раз он так пишет. Он же это не от себя пишет, а от Бога.

– В надежде, что человек найдет Бога.

– Да, да. Это важнее. Потому что мужа найдешь – но потом он все равно умрет. А человек в старости еще более беззащитен. Сколько стариков обманывают, лишают квартир, даже убивают. Совершенно беззащитные, доверчивые люди, потому что привыкли…

– …жить под чьей-то защитой.

– Да, под чьей-то защитой. А на самом деле сейчас такое время – только на Бога надеяться. И вот если крепко надеяться на Бога, то уж Он-то не подведет.

– Звонок от телезрительницы: «Можно ли каяться в том, что ты не имеешь покаяния?»

– Да каяться можно в чем угодно, если мы понимаем, что такое каяться. А этот вопрос, знаете, из серии логических тупиков. Самый известный из них: а может ли Бог создать такой большой и тяжелый камень, который Сам не сможет поднять? И человек, когда такое спросит, обычно очень доволен, считает, что он вообще всех победил. Так же и здесь. Надо прежде всего понять, что такое покаяние. И тогда все встает на свои места. Поэтому я бы Вам дал такой бесплатный совет: почитайте о покаянии – святых отцов или какие-то руководства по Закону Божьему. Взять главу «покаяние» и посмотреть, а потом подумать. Если у меня нет покаяния вообще ни в чем, то как я могу покаяться в том, что у меня нет покаяния? Это просто набор слов. Покаяться можно, когда у нас есть опыт покаяния. Когда мы увидели в себе грех. Тогда мы можем просить у Бога, чтобы Он нас очистил от этого. Если мы просим Бога, то это обращение к Нему может привести к покаянию. Покаяние – великое таинство, результатом которого бывает пришествие в сердце благодати Святого Духа, которая очищает человека от греха, о котором он взывал к Богу. Вот и все.

– Приходит одна женщина и говорит: «Совесть меня обличает в грехе, хочу в нем покаяться, но точно знаю, что я его повторю, не удержусь. Есть ли смысл тогда каяться в этом грехе?»

– Дело в том, что очень многие люди ищут смысла или говорят: «А где грань?» А некоторые: «А где гарантия? Я вот буду молиться, а где гарантия, что Бог меня услышит?» Никакого смысла, потому что отношения с Богом – это не отношения с банковским автоматом. Бог – живое любящее Существо. Наш Творец, Создатель, любящий Отец, Глава Церкви, которую Он основал. И предполагается, что человек, когда познакомился с Богом, не может не начать Его любить, потому что Бог прекрасный и совершенный, Он чрезвычайно добр к каждому человеку. Когда человек этого не чувствует, не видит, значит, он и Бога не знает. У него о Боге какие-то, скажем помягче, глупые представления. Поэтому ему нужны доказательства, гарантии какие-то, смыслы…

Конечно, человек – осмысленное существо, поэтому он должен понимать, что вообще он делает. А человек обычно запутывается в каких-то ритуалах и думает, что эти ритуалы, во-первых, угодны Богу, а во-вторых, приведут его к чему-то хорошему. А что это далеко отстоит от христианства, человек никак не представляет, потому что он Евангелия не знает. А Христос говорил: «Веруйте в Евангелие; и в Меня веруйте». А человек и не читает, и не верует и сам не знает, зачем в церковь ходит.

– Но часто просто слышит: «Тебе надо сходить в церковь, у тебя все плохо, иди покайся».

– Нет, ну если просто сходить, то это ничего не даст. Если покаяться – это даст все, но надо же понять, что такое каяться. Если человек не псих, он сам знает свои грехи, все видит, все может рассказать, ну и что? Он же не собирается меняться. А если не собирается, значит, нет покаяния. Если нет покаяния,значит, нет и спасения. Если нет покаяния, то хоть обходись в церковь, что это даст? Это все равно что некоторый человек хочет есть и нарезает круги вокруг ресторана. А потом внутрь пришел, у гардероба постоял, запахов понюхал и ушел. И что, он от этого сыт стал? Да нет, еще больше голоден. Может быть, даже и осерчал: вот, тут едят, а я голодный.

– Вопрос: «Моя дочь, ей 11 лет, в основном играет с мальчиками, даже в школе. Любит играть в футбол, друзья у нее только мальчики, любит ходить в брюках больше, чем в юбке. Как Вы считаете, хорошо такое общение или плохо и могу ли я на это как-то повлиять?»

– А зачем?

– Видно, матери не очень нравится, что дочь больше похожа на мальчика.

– Надо понять – почему. Ведь чтобы воспитывать ребенка, нужно, во-первых, понять, кого я хочу воспитать. А девочки все в брюках любят ходить. Сто процентов девочек любят ходить в брюках. Некоторые, правда, в рваных. Ну это, думаю, пройдет через какое-то время, дырки уже будут такие, что холодно будет. Тогда, может быть, это пройдет. Но то, что все – это абсолютно. Женщины, жизнь которых в каких-то моментах зависит от одежды, в определенные места надевают платья или кофточку с юбкой, еще что-то. А так – это же гораздо удобнее.

– У нас есть звонок от телезрительницы Ирины: «Я из воцерковленной семьи, папу у меня крестили на Корфу с именем Спиридон, даже отец Евангелос привозил крестильню из Афона, потому что отец во взрослом возрасте принял крещение. Я не хочу связывать с этим все, но буквально после того, как его крестили, у меня все стало валиться из рук. Наверное, это связано и с изменениями в нашей стране. Но старшая дочка у меня заболела раком, ей удалили матку, она никогда не была замужем. И такое отчаяние, просто я не знаю, что делать, может, посоветуете мне, как жить? Я собираюсь опять поехать на Корфу, потому что у дочки с понедельника ожидается радиотерапия. Я просто не знаю, что делать, посоветуйте мне, пожалуйста, что-нибудь!»

– Для начала я бы попросил Вас объяснить мне, что такое воцерковленная семья? Я тоже использую этот термин. Но у меня об этом совсем другие представления.

– Телезрительница: «Хорошо, я Вам отвечу, как я понимаю, что это такое».

– Да, именно, мы же с Вами разговариваем, Вы спрашиваете, что делать, но мне нужно знать анамнез, как говорят врачи.

– Телезрительница: «Я стараюсь раз в месяц причащаться, мои девочки живут не в России, учатся в Англии, тоже причащаются, и родители мои тоже причащаются, я читаю утренние и вечерние молитвы, соблюдаю посты. Конечно, я грешу…Хотя нельзя так сказать, наверное, бывают мысли плохие, живу, наверное, не так, как надо».

– Хорошо. А как надо?

Вот Вы рассчитывали: девочек отправлю в Англию, сама буду раз в месяц причащаться, молитвослов буду читать утром и вечером, ездить на Корфу, и тогда что, у меня все будет в порядке? Это как-то немножко непонятно. Если бы от этого что-то зависело, то апостола Павла никто бы не трогал. А он в тюрьме сидел, его камнями побивали, голову ему отрубили. Иисуса Христа, Который пришел к людям, крестился в зрелом состоянии, не хуже, чем Ваш супруг, потом абсолютно ни за что обвинили в том, чего Он не делал, и прибили ко кресту. И Он умер самой тяжелой казнью, которая в то время была в Римской империи. И что? Вы когда-нибудь об этом размышляли? Христос распялся на кресте. Конечно, Он не собирался создавать семью, Он был Сын Божий, и в этом у Него не было нужды. У Него была цель создать Церковь, Он ее создал на Своей крови. Всех Его любимых учеников, апостолов, кроме одного, убили. Независимо от того… Вот апостол Павел, например, ездил в Англию, но все равно его убили. А Вы думаете, когда тебе голову отрубают, это легче, чем болеть раком?

Вот какая цель того, что Вы причащаетесь каждый месяц? Себя обезопасить, чтобы хорошая погода была, чтобы девочки хорошо учились, нашли себе хороших английских женихов, чтобы они их любили,чтобы внучата у Вас были? Цель жизни какая? Вы вроде все делаете…Ну, мысли бывают, а у кого их не бывает? Получается, что самое главное Вами еще в жизни не осмыслено. Господь наш, Отец Небесный, смотрит на Вас, на человека, с небес и думает: «Ну как же мне этой замечательной женщине, которая старается молиться как может, старается причащаться Святых Христовых Таин, обратить на Себя внимание?» Только тогда, когда тронут то, что он, человек этот, любит больше всего на свете. Своих деточек, своих внучков. Чтобы обратить внимание человека на смысл христианской жизни.

Воцерковление – это не значит выучить молитвы. Нет, это значит понять смысл создания Церкви на земле и смысл того, что мы туда пришли, смысл нашей веры. Зачем это? Зачем причащаться? Для того, чтобы все было хорошо? Но Вы знаете, из святых людей на земле не было ни одного, у которого все было бы хорошо. Просто ни одного! А это были не просто люди, как мы с Вами, грешники, это были святые люди. И более того, все они пострадали вообще невинно. Все, любой святой. Возьмите календарь, ткните пальцем, потом прочтите в Интернете жизнь этого святого, и Вы увидите. Почему же Вы думаете, что, отправив девчонок в Англию, раз в месяц причащаясь, Вы гарантированно проведете счастливую жизнь? Причем если Вы хотите быть христианкой. Совсем нет. Вот в этом я бы советовал Вам разобраться.

Из рук валится – это вообще не аргумент. У меня тоже все время из рук все валится. Сегодня выходил из автомобиля – телефон в очередной раз на асфальт упал. Ну и что, из этого мне трагедию делать? Ну естественно, когда мне было тридцать лет, у меня из рук ничего не валилось, даже пятиметровые бревна, а сейчас уже портфель падает. И что, это трагедия, что ли? Да нет. И болеют все, и сам болею, и хронические заболевания, сегодня у врача был. Ну так и что теперь, мне ждать, что я буду жить 90, 120 лет и все буду молодой, буду в футбол играть или еще во что-то (футбол я не очень люблю), но это же как-то странно. Я Вам советовал бы уделить время для очень глубокого, даже с карандашом, чтения Евангелия. И прочитать хотя бы самый простой Закон Божий – для Вашего воцерковления. Потом позвоните мне через месяц, еще поговорим, пойдем дальше.

– Спасибо, есть еще один звонок: «Меня зовут Елена. Я работаю воспитателем в детском саду. У нас сейчас очень много родителей хотят для своих детей всё. Они приводят их в общественный садик, где тридцать детей, а хотят, чтобы внимание уделялось только их ребенку. Как им объяснить, если эти люди, скорее всего, невоцерковленные? Мне трудно им сказать, я боюсь обидеть, но люди эти не слышат, ребенок в семье идол, которому поклоняются. Дайте совет, пожалуйста, чтобы и не обидеть их, и чтобы они услышали».

– Должен Вас разочаровать: таких слов нет. От слов вообще тут не зависит, потому что эти бедные родители – враги собственным детям. Более того, когда будут видны в детях плоды их воспитания, они будут обвинять во всем Вас. Они будут говорить так (можете даже записать, что я сейчас скажу, а потом увидите): «У нас был хороший сынок, мы его отдали в детский сад, а он стал таким… Виновата воспитательница».

– Телезрительница: «Да, это уже есть».

– Уже есть? Ну вот видите.

– Телезрительница: «Уже жалобы на нас пошли».

– Я с детским садом знаком с детства. У меня мама работала в детском саду всю жизнь, и я сам был на пятидневке, все прекрасно помню; и что происходит в детском саду, я прекрасно знаю. Я также знаю современного человека, знаю, кто его воспитал. Вот мы сегодня говорили о гордыне. Весь воспитательный аппарат нашего телевидения, эстрады, даже детские конкурсы… Выходит девочка девяти лет: «У меня все получится, я лучшая, я, я, я, я…» Так родители просто убийцы души своего ребенка. Они тщеславятся, что их ребенок хорошо поет, хорошо пляшет. Они не понимают, что еще лет пять – и этот ребенок о них будет ноги вытирать. Так же и здесь. Ничего здесь не сделаешь, они действительно ничего не понимают.

– Телезрительница: «А молиться за таких можно?»

– Молиться можно за всех, если Вы с начала слушали нашу передачу, можно молиться и за козу. Есть даже специальные молитвы. Можно молиться о пчелах. То есть человек молится и о насекомых. Я молился и за лошадей, и о погоде сколько раз, и за коров. Меня приглашали в соседнюю деревню. В нашей уже коров не осталось. Заболеет – «Батюшка, почитай молитву, окропи святой водой». Я с удовольствием. Помолишься за коровку, погладишь ее, и она в скором времени, как правило, выздоравливает, а мне еще молока дают. Я очень рад такому сотрудничеству. Поэтому молиться можно за кого угодно.

А как быть с этими родителями? Вы только не спорьте. Вот когда они предъявят претензии, вы спокойно слушайте, может, там какое-то рациональное зерно, молитесь про себя, тихо улыбайтесь и ни о чем не спорьте. Это совершенно бесполезно. Почему? Мой ребенок самый лучший, и всё, все остальные не правы. Они не понимают, что детский сад для ребенка – это очень тяжелая, стрессовая ситуация. Им лишь бы от него избавиться. Они не понимают, что, избавляясь от ребенка на большую часть дня, они его лишают матери, отца. Эти люди сами во всем виноваты, а потом, конечно, обвиняют других. Ну кто же вдруг скажет: я во всем виноват? Только тот, кто разобрался, а тот, кто разобрался, – это уже человек, освоивший, что такое покаяние, он уже сделал шаг к Богу.

А с остальными бесполезно. Поэтому старайтесь для этих бедных деток, которые остались без родителей, сделать хотя бы что-то. Любовь, ласку, старайтесь, может быть, что-то им внушить, объяснить, сказать, что так нельзя, кричать нельзя, бить лопаткой другого мальчика нельзя, ругаться матом нельзя. Я же помню матерные слова, которые я выучил первыми в детском саду. До сих пор их помню. В школе все уже усилилось в десять раз. А так с детского сада, потому что детки повторяют то, что слышат дома или от других деток. Старайтесь сделать то малое, что сумеете, до тех пор, пока Вас не выгнали. Вот и все.

– Телезрительница: «Не хотелось бы, чтобы выгнали… »

– Ничего, воспитатель всегда востребован.

– Телезрительница: «Сейчас нет, сейчас все условия, чтобы поменьше воспитателей, побольше бюджета сократить».

– Это я знаю, но сейчас есть некий род детей, детских садов мало, но все равно. И потом, Вы всегда можете сделать свой собственный детский сад. Напишите объявление, что готовы сидеть с чужими детьми, гулять, наблюдать, читать им книжки без всяких телевизоров, компьютеров и мультиков. И у Вас обязательно будет пять-шесть заявлений, мамы будут приходить, сдавать детей, Вы их будете один раз в день кормить, сон, а потом мамочки будут приходить, забирать и будут очень благодарны, будут ценить. Вы будете в другом положении.

– Телезрительница: «Почти частный детский сад получается».

– Да, частный детский сад. В нашем государстве сейчас это возможно. Вы не будете зависеть ни от директора детского сада, ни от ее капризов, ни от любимчиков, ни от чего. Так что у вас есть очень много всяких возможностей.

– Батюшка, простите, наше время подошло к концу.

– Хорошо, всего доброго вам, дорогие наши зрители, до свидания.

 

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать