Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

18 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии. Передача из Екатеринбурга.

– 1 ноября Вы назначены благочинным Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии. Поздравляем Вас со вступлением в новую должность и желаем, чтобы плоды Вашей деятельности и деятельности Ваших подопечных, которых Вы окормляете духовно, были благодатной почвой и для дальнейших служений.

– Искренне хочу попросить ваших молитв, дорогие телезрители, потому что послушание благочинного красиво звучит, но на самом деле это очень непростой труд. Я его воспринимаю в каком-то смысле как покаянный труд, потому что пришло время и в таком качестве послужить Церкви. Благочинный – это отец для отцов. Арнольд Шварценеггер однажды выразил такую мысль: «Те люди, которые говорят, что всё на свете знают, очень раздражают нас – тех, кто действительно всё на свете знает». Батюшки – это люди, которые действительно всё на свете знают, потому что священнику по долгу службы приходится все время отвечать на самые главные, ключевые вопросы: в чем смысл жизни? что делать, чтобы не страдать? что делать, чтобы быть счастливым? как жить, чтобы в семье было хорошо? У священников есть ответы на все эти вопросы, другое дело, насколько они сами воплощают в жизнь то, что знают. Но с точки зрения теории батюшка – это человек, который всё на свете знает. И от этого порой бывает какая-то, может быть, переоценка своих способностей. И когда по долгу службы необходимо наблюдать за порядком, то это определенный труд: и душевный, и телесный. Поэтому искренне прошу ваших молитв и надеюсь, что Господь да потерпит меня на этом послушании и этот труд принесет пользу Церкви.

– Помоги Вам Бог! Начать программу хотелось бы со следующей темы: на портале «Активный гражданин» проводится голосование по переименованию станции «Войковская» в Москве. Мы знаем, что там есть не только станция метро, так планируется назвать и пересадочную станцию железной дороги, существует несколько улиц Войковских. К сожалению, немногие из нас задумываются о том, чьим именем названа та или иная улица. Вообще тенденция называть улицы в честь какого-либо человека появилась после революции, до этого называли по названию церкви, которая находилась на этой улице, по названию праздников (Покровская, Рождественская и т.д.). Это достаточно активный вид пропаганды, когда табличкой с названием улицы и произношением ежедневно одной и той же фамилии мы ставим этих людей в ранг положительных героев. Как Вы считаете: на сегодняшний день нужно ли поднимать этот вопрос и требовать от компетентных органов убрать из названий имена людей, почитание которых уже неактуально?

– Словосочетание «активный гражданин» подразумевает нашу активную гражданскую позицию. Это замечательная возможность оставить свой голос, пусть это будет 140-миллионная часть, но это будет позиция, выраженная христианином, который должен быть ответственным за свою страну. Дело в том, что слова – это не пустой звук: «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». И от того, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Каждое слово имеет определенную энергию: от того, как мы это слово произносим или в каком контексте употребляем, чье имя называем, оно или освящает или оскверняет. Надо понимать, что катастрофа, которая произошла в нашей стране, перевернула с ног на голову многие ценности, и мы по инерции находимся сейчас в этом движении. Пришло время, когда нужно вставать с головы на ноги, потому что современная жизнь каждый день показывает страшные ситуации и трагические события, в которых зло от конкретных людей превращается в великое всенародное горе: недавно у нас произошла такая трагедия, чуть позже – во Франции. За всеми этими событиями стоят конкретные люди. Давайте представим, что сейчас какие-то улицы или площади будут названы, например, в честь Шамиля Басаева. А чем он отличается от Войкова или В.И. Ленина? Они были террористами, которые устроили террор в России и перевернули всё так, как будто это было благо, хотя залили страну кровью и их жертвы в миллионы раз превосходят жертвы тех боевиков, одно имя которых наводит ужас. Почему-то к Басаеву у нас определенное отношение, что это однозначно зло, но спокойно живем на улице революционеров-террористов, которые уничтожили огромное количество наших сограждан. Надо смыть эту грязь с наших улиц.

– Самое удивительное, что на сегодняшний момент в голосовании приняло участие более 280 тысяч человек и лишь 35% высказались за переименование станции, а 53% – против, 7% – затруднились с ответом.

– Людям ничего не хочется менять, хочется жить в этой зоне комфорта, не делать лишних движений.

– Один из аргументов: «Да, я привык к этому названию».

– Тут разговор о ценностях, о том, что для человека ценно: его зона комфорта («привык») или все-таки очищение воздуха и атмосферы наших городов от тех разрушительных слов или личностей, которые много бед принесли нашей стране.

– Напоминаю нашим зрителям, что голосование по поводу переименования станции метро «Войковская» проходит на сайте www.ag.mos.ru, но требуется регистрация: нужно указать номер своего мобильного телефона, на него придет смс-сообщение с кодом, который нужно ввести в появившееся поле, после чего вы можете отдать свой голос. Многие наши зрители смогли сделать это после программы «Честное мнение»: проголосовали и поставили нас в известность об этом.

– Надеемся, что и после нашей сегодняшней встречи часть наших телезрителей найдут в себе силы и возможность зарегистрироваться и сделать свой выбор.

– Когда мы с Вами встречаемся, у Вас всегда есть какая-то актуальная тема, над которой Вы сами размышляете. Может быть, есть какая-либо тема, которой Вы хотели бы поделиться с нами?

– Есть такая тема, которая меня мучает и о которой я стараюсь размышлять. Один из святых сказал, что все наши проблемы от помыслов, что любые ошибки всегда начинаются с помыслов. Величайшая наука, к которой мы все призваны, – наука управления своим умом, его вниманием, сосредоточением его на том, что важно, ценно, значимо, и уклонение от зла. Это тот труд, который необходимо освоить, отцы называют его наукой из наук и искусством из искусств. Ум человека всегда там, где внимание, и наоборот. Наше внимание рассеянное, мы живем очень поверхностно, не углубляясь, а нужно привыкнуть, научиться сосредоточенно относиться к жизни, очень внимательно, чтобы не писать черновичок. Мы обычно все время живем в надежде, что наступит понедельник – и мы начнем новую жизнь. И вот мы ждем, что придет этот час, когда что-то щелкнет – и начнется новая жизнь. У нас есть надежда на будущее, тоска по прошлому, а то настоящее, в котором мы призваны жить, проходит очень блекло, по касательной.

Внимание ума, умение им управлять, навык к молитве и память о Христе – вот то, о чем я думаю, потому что очень многие трагедии происходят из-за того, что мы теряем из виду то, на чем наш ум всегда должен быть сосредоточен. Апостол Петр говорит: «Господи, если это Ты, скажи мне – я приду к Тебе». Он говорит: «Иди». Пока Петр видел Христа, он шел по воде как по суху, но вдруг отвлекся, испугался и стал тонуть, но не потерял Христа из виду и воскликнул: «Господи, спаси меня, погибаю!» Господь сразу дал ему руку («маловерный, почему усомнился?») и вытащил его из погибели. Целеустремленность, собранность, сосредоточенность на Христе, на Его имени, на личном обращении – это то, о чем должно болеть наше сердце и наша душа. Этому нужно учиться. Это наука, на которую нужно тратить время своей жизни. У нас так мало времени – и так много нужно успеть. Хожу и об этом думаю.

– На сайте собора Успения прочитал такую новость: «18 ноября (то есть сегодня) в соборе Успения будут говорить о дружбе перед венчанием». Вы пришли к нам в студию после этой беседы?

– Да.

– Расскажите, как прошла беседа и к каким выводам Вы лично пришли?

– Очень много энергии пришлось отдать. Самое главное дело, которое мы сегодня совершили, – это собрались вместе для молитвы (собралось около 80 человек, в основном юноши и девушки), почитали Акафист Иисусу Сладчайшему. Потрясающее духовное произведение, которое все время приводит во внимание имя Иисуса. Потом мы пили чай и немного пообщались на тему, получился хороший разговор, не монолог. На самом деле все всё знают: что нужно, что не нужно, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо – совесть есть у всех. Другое дело, что когда «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь», сразу мозг отключается, кровь ум «заливает», и человек начинает вести себя по животным страстям, и уже никакие аргументы логики, здравого смысла часто не влияют на его выбор. Поэтому очень важно уберечь себя от этого «заливания» ума кровью. Об этом мы и говорили: о технике безопасности.

– Какова эта техника безопасности?

– В первую очередь должно быть какое-то определенное время дружбы, о дружбе нужно разговаривать, она все равно возникает тогда, когда у юноши и у девушки есть намерения. Это не просто куда-то сходили вместе, потусовались. Через какое-то время серьезным молодым людям все равно нужно обозначить, для чего они это делают. Зачем зря время терять, если нет цели двигаться вместе в сторону создания семьи? Очень важно на каком-то этапе проговорить, что эти отношения имеют цель – узнать друг друга. Познание бывает на разных уровнях. Важно в добром уме и в доброй памяти, с рассуждением создавать то, что будет влиять на всю оставшуюся жизнь, – семью, не в слепой любви, не в очаровании, не в каких-то безумных ожиданиях. Очень часто у нас есть такие ошибки, которыми мы как будто бомбу подкладываем под семью, когда есть какие-то сверхожидания от себя: «Моя любовь настолько сильна, что я точно смогу его исправить, хоть он и пьет, имел в прошлом загульный образ жизни, но я его полюбила и точно смогу исправить, поставлю его в рамки по стойке «смирно». Все эти вопросы должны быть разрешены на уровне дружбы.

Если человек не хочет над собой трудиться и менять себя на этом этапе, в браке точно ничего не будет, поэтому очень важно намерение, чтобы прошло определенное время (не месяц или полтора, а минимум полгода или год): подружили, пообщались, посмотрели, есть ли приятие на телесном уровне (цвет волос, запах), на душевном уровне (мировоззрение, умение договариваться и ценить то, что ценит другой, умение отказываться от своего ради ближнего, общие книги, общие разговоры). И самое главное: чтобы было единство на духовном уровне, чтобы то, что для человека является ценностью, было ценностью для двоих. Ценность – это Господь и отношения с Ним. Если нецерковный юноша встречает церковную девушку и ему важны эти отношения, он пойдет за ней в храм (или она пойдет за ним в храм) и будет ради нее узнавать то, что для нее важно и ценно. Если этого не происходит на этапе дружбы и он остается в оппозиции, в сопротивлении, скорее всего, когда возникнет семья, он скажет: «Сиди дома, зачем тебе это все нужно?» Очень важно узнать, является ли для человека ценностью семья, верность в семье, дети, потому что, может быть, юноше хочется много детей, а девушка хочет строить карьеру до 35 лет. И если эти вещи не проговорить заранее, то в отношениях будут серьезные проблемы. Очень важно именно дружить, чтобы было отсутствие плотских отношений, даже не в последней стадии греха, а чтобы не было плотских вольностей, потому что если мы позволяем себе руки распускать (девушка позволяет, и юноша себя не сдерживает), то здесь очень небольшое расстояние до перехода на сторону греха. Как только возникает серьезная плотская связь или влечение, которое перекрывает душевное и духовное познание, то человек серьезно ограничивает себя только телесной привязанностью. Очень важна эта техника безопасности, чтобы не оставались один на один: например, засиделись допоздна – и юноша просит переночевать. Никакой проблемы нет: сейчас в любом городе такси за 200 рублей доставит до дома. Хотя уважающие себя юноша или девушка никогда не будут так злоупотреблять гостеприимством, нужно соблюдать элементарные правила приличия.

Самое радостное, что было много вопросов, молодежь искренне беспокоится, но вопросы больше практического содержания (например, что делать, если юноша не решается сделать предложение?), были и общие вопросы, немало вопросов духовнического уровня. Очень важно, чтобы у молодых людей и девушек формировались в Церкви духовные отношения с каким-либо батюшкой, потому что роль духовника очень значима.

– Эти семейные вечера уже становятся доброй традицией и проходят систематически?

– Раз в месяц мы будем стараться встречаться, вместе молиться, обсуждать какие-то вопросы и отвечать на то, что беспокоит.

– Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Моей дочери 7 лет, и мы с ней вечером читаем молитвенное правило. Она хоть и стоит со мной рядом, когда я читаю правило, но говорит, что ей неинтересно. Можно ли что-то изменить и как это сделать?»

– Конечно, обязательно нужно экспериментировать: молитва должна быть живой, не формальной, в том числе и для детей. Дети должны участвовать в молитве. Для детей до 12-13 лет можно предложить следующее молитвенное правило: оставляем начальные молитвы («Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…», Символ веры, 50-й псалом как очень глубокий), а потом десять земных поклонов вместе с молитвой Иисусовой или «Боже, милостив буди мне, грешному» (пусть их читает девочка), или можно взять десять прошений из 7-й молитвы на сон грядущий (молитва Иоанна Златоуста). Потом можно ребенка отпустить заниматься своими делами, а самим дочитать свое положенное молитвенное правило. Ребенок должен участвовать, ощущать свою ответственность: он может зажечь лампадку перед молитвой, как-то настроиться. Пусть это будут 5-7 минут молитвы – для детей такого возраста этого достаточно, но чтобы им это было легко, понятно.

– Чтобы это не было мукой.

– Да. Физические упражнения (поклоны) очень оживляют.

– Телезрительница на сайте «ВКонтакте» пишет: «В одной из лекций известного богослова услышала, что в католичестве грех понимают как оскорбление Бога в отличие от православия, обозначающего, что грех – это рана, которую человек наносит себе. Так ли это? Разве мы не оскорбляем Бога каждый раз своими грехами? Зачем же мы тогда говорим «прости, Господи», когда согрешим?»

– Это тема для целой лекции об отличиях понимания греха, его последствий. Бога оскорбить невозможно, потому что Он совершенное Существо и бесстрастное: Бог не гневается, не раздражается. Мы по-человечески иногда относим к Богу такие термины: «Бог разгневался и покарал», но Бог благ и только благое творит, тут дело в другом. Действительно, грех – это рана, которую человек наносит своей душе, и к Богу мы обращаемся не так: «прости, Господи», а таким образом: «Господи, помилуй» – мы просим милости, чтобы Господь дал «масло» Своей милости на нашу больную, поврежденную грехом душу.

– Телезрительница пишет, что в этом году у нее случилась болезнь ног: она медленно ходит и не может долго стоять. И все чаще ей приходит мысль: почему у нас, православных, нельзя сидеть в храме? Мучает совесть и когда молится сидя дома. Можно ли вообще молиться сидя?

– На самом деле в храмах сидеть можно, важно, чтобы во время молитвы человек думал о Христе, а не о больных ногах. Поэтому лучше молиться сидя, чем переживать стоя. Во многих храмах есть скамеечки и место, где немощным людям можно передохнуть.

– Если такого места нет, то можно приносить складные скамеечки.

– Думаю, что если человек, являясь прихожанином какого-либо храма, обозначит свою немощь, то для любого прихода нет никакой проблемы в том, чтобы как-то этот вопрос решить: сделать места для пожилых и немощных людей.

– Следующий вопрос из группы «ВКонтакте»: «У меня злое сердце, и из сокровищницы сердца я выношу только злое. Так случилось, что у меня благополучная жизнь: муж, ребенок, и все хорошо, но всех ненавижу: и мужа, и сына, и мать. Куда бежать и что делать? Как любить?»

– В первую очередь нужно перестать оценивать людей и принимать их такими, какие они есть. Если Господь дал возможность жить с этими людьми, значит это является тем условием, теми обстоятельствами, в которых только Вы и можете достигнуть спасения. И каждый ближний – это ваш «Бог», нужно его принимать, понимая, что через него Господь нас лечит, открывает нам наши немощи. А как поступать? «Благословляйте проклинающих вас, и добро творите творящим вам напасть, и молитесь за обижающих и гонящих вас». Нужно на практике ежедневно упражняться в этих заповедях Божиих: делать добро, молиться и благословлять. Если человек вызывает раздражение, или зависть, или неприятие, от всего сердца искренне пожелайте ему счастья, здоровья, благополучия. Этот обязательный и непростой труд (не в течение одного года, а многолетний) непременно даст свои плоды, нужно просто неленостно трудиться день за днем.

– Следующий вопрос: «Мне 29 лет, раньше ходил в церковь часто, последнее время из-за большой загруженности на работе ходить получается очень редко, не во все субботы на всенощную, и времени читать правило и Библию практически нет, а вот душа тянется к Богу. Что делать? Бросать работу?»

– Вопрос не во времени, а в ценности: время всегда находится на то, что для человека важно. Жизнь, в которой Богу нет места, бессмысленна: «Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Кому нужна такая работа, которая вытесняет Бога из жизни? Дело не в работе, потому что «шесть дней делай дела твои, седьмой день – Господу Богу». Господь труды любит, но просто дело в том, что Бог не является ценностью, не так важен, и мы находим такой замечательный предлог, что вроде я и отец семейства, и детей надо кормить, и работу бросить потому не могу. Просто надо правильно организовать свою жизнь. Нужно убрать из жизни «паразитов», которые убивают время: телевизор, Интернет. Можно спокойно прожить без Интернета, используя его исключительно по необходимости, по работе. Не нужны бесконечные новости, отдых в Интернете, развлечения, и даже хождения по православным форумам являются для человека западней, потому что под благовидным предлогом человек лишает себя практического общения с Богом. Попробуйте прожить неделю без «паразитов», то есть использовать электронные средства информации только по необходимости. Это хорошее упражнение, мы много о себе узнаем: насколько мы зависимы, насколько не можем жить свободно, насколько наши мысли и чувства контролируются нашими привязанностями и сколько времени отнимают у нас эти зависимости, когда мы приходим домой, залезаем в гаджеты и лишаем себя полноценной жизни. Давайте попробуем неделю прожить без них, используя их только по работе.

– Когда я понимал, что много времени тратится на пустое общение в социальных сетях, я переставал туда заходить, не отвечая ни на какие письма и не получая уведомлений, и действительно, это освобождает массу времени.

– Это освобождает наше сердце и наш ум, мы начинаем чувствовать жизнь, замечать людей, по-другому оценивать жизнь, потому что эта зависимость очень подавляет нашу волю, свободу. Попробуйте. Может быть, кому-то понравится, и у человека начнется новая жизнь – жизнь в свободе от электронного мусора.

– Наверное, это отдельная тема для разговора о том, как сегодня относиться к подобной смартфонизации или гаджетизации нашего общества. Одно дело, когда мы используем эти устройства по делу, они действительно очень удобны, но есть крайность, когда, к примеру, молодые люди сидят рядом и общаются не друг с другом, а в своих устройствах. Один из фотографов сделал замечательную подборку фотографий: он просил людей, которые, например, сидят в кафе со смартфонами, отложить их в сторону и фотографировал их лица – у них такая пустота сразу появляется в лицах.

– Есть другой набор фотографий, где, например, друзья на пляже: трое сидят на пляже и каждый в своем смартфоне; или свидание: молодой человек с девушкой, но каждый смотрит в свое устройство; или общение в семье: все сидят за столом – и каждый уткнулся носом в свой гаджет.

– В группе «ВКонтакте» девушка пишет, что грешит уже два года с одним женатым человеком, просит прощения за откровенность. Она пыталась отойти от этого, каялась на исповеди и причащалась, вроде бы бросила этот грех, но опять попала в ту же грязь и с тем же мужчиной. Вопрос такой: «Если я не в силах ничего сделать с этим, могу ли я просто поменять место жительства, чтобы вообще больше никак не пересекаться с этим человеком?»

– Это единственный способ в этих жизненных обстоятельствах: «если соблазняет тебя рука или нога, отсеки, брось от себя, лучше тебе войти в жизнь вечную без руки или без ноги, чем оказаться целым в геенне». Именно в этом случае, если грех связывает человека, держит, нужно его отсечь. Это болезненно, но лучше здесь чего-то лишиться, чем в будущей жизни оказаться связанным и брошенным в огонь. Один из аскетических законов: страсть или преодолевается, или отсекается. Или человек покаянием, трудом, усилием воли, ненавистью к греху, благодатью Божией вычищает себя и приобретает мирное сердце и ненависть к греху и этим греховным отношениям – и происходит исцеление души, или, если не может преодолеть, значит надо отсекать: лишать себя возможности быть в любом контакте с этим человеком.

– Телезрительница из Сургута просит Вас в своих проповедях и передачах поменьше рассказывать о расстрелах в советское время. Она говорит, что Советский Союз для нас Родина, и все мы помним о нем только хорошее. Может, не стоит портить эту память?

– Без комментариев.

– Тогда вернемся к вопросам из сети «ВКонтакте». Следующий вопрос: «Какие книги сформировали Вас и Ваше мировоззрение?»

– То есть это то, что я читал в своем детстве?

– Может, имеются в виду те книги, которые в какой-то момент перевернули Ваше сознание, приоткрыли какую-то грань?

– Самая главная книга, которая реально на мистически-физическом уровне перевернула мое сознание, это, конечно, Евангелие. Я впервые открыл его в подростковом возрасте, еще не зная и не понимая его, взял в руки и начал пытаться читать, а потом в десятом классе стал вести дневник с выписыванием каких-то важных цитат, и в нем попадались среди мыслей умных людей какие-нибудь евангельские цитаты или заповедь какая-то. Это же ростки, которые пробиваются сквозь цемент наших душ и приносят плоды. Евангелие пробудило во мне интерес.

Если говорить о книгах, которые сформировали мое мировоззрение, это книги митрополита Сурожского, которые я читал много, запоем, они пробуждали любовь к Церкви, к жизни христианина, это живое переживание Евангелия. Также ценны книги отца Андрея Кураева двадцатилетней давности, его беседы, проповеди. В них очень много моментов, которые формировали мое мировоззрение. «Журнал Московской Патриархии» читал, потому что когда начиналось мое священническое служение, не было никаких сборников проповедей, а нужно было каждый день выходить и что-то говорить после службы. Отец Димитрий Байбаков собирал их в библиотеке по годам, и в каждом журнале было по две-три проповеди уважаемых иерархов и проповедников, которые я читал во время подготовки к проповеди.

– Следующий вопрос телезрительницы из сети «ВКонтакте»: «Читали с сыном детскую Библию издательства «Нижний Новгород», текст написан Чугуновым. Написано: «На пути в Египет на святое семейство напали разбойники, но один из них, взглянув на Младенца, умилился сердцем и сказал, что если бы Бог воплотился, Он не был бы прекраснее сего Младенца. И не допустил других к разбою. Потом этот разбойник и будет распят по правую руку Спасителя и войдет с Ним в рай». Сын сразу прокомментировал: «Так вот почему разбойник первым вошел в рай!» Я смутилась, ведь разбойник первым вошел в рай, осознав свое недостоинство и смирившись. Подскажите, действительно ли существует такая библейская история? Я о ней узнала впервые».

– Это не библейская история, скорее всего это из церковного Предания. В Священном Писании об этом не написано, но Господь очень мудрый, справедливый и милостивый, поэтому Он ищет возможности, чтобы человека спасти и привести к покаянию, к познанию истины. Вместе с Христом были распяты два разбойника, которые справедливо, по закону были приговорены к смертной казни по делам своим, но один смог увидеть во Христе Бога и исповедовал Его, а другой хулил, смеялся, издевался и зло к злу прилагал. Только у одного разбойника Богу было за что зацепиться в душе. У Достоевского есть история про луковку: женщина умирает, попадает в геенское озеро, ангел-хранитель мечется, как бы ее спасти, а там бесы справедливо говорят, что она принадлежит им по закону. И вдруг ангел вспомнил, что она когда-то подала милостыню: бросила в нищенку луковицей. Он нашел эту луковку, протянул ей и сказал, что если луковка не порвется, то он ее вытащит из озера. Он начинает тянуть – и происходит чудо: луковка не рвется. Постепенно душа этой женщины выходит из этого озера, а все остальные, кто был там, начинают цепляться за нее, чтобы она и их спасла. И ангел бы вытянул их, потому что милость превозносится над судом, но эта женщина начинает от них отбиваться – и луковка рвется. Богу было за что ухватиться в жизни разбойника, чтобы вытащить его и дать возможность покаяться.

– Следующий вопрос: «Стоит ли мне, находясь в общественном месте, где есть неверующие люди, а подчас и противящиеся Богу, творя молитвы, креститься, вызывая негодование или насмешки? Или можно читать молитвы молча и не крестясь?»

– Конечно, можно читать молитвы, не привлекая к себе внимания, чтобы не давать повода ищущим повода. Нужно учитывать, что хула против Бога и Церкви – это тяжелый грех. Если мы человека на это провоцируем, зная заранее, что он может таким образом отреагировать, то это нехорошо. Но если мы не знаем, как люди отреагируют, то не нужно бояться или стыдиться исповедовать себя христианином: например, перекреститься, проходя мимо храма.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать