Беседы с батюшкой. Ученое монашество

18 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Сегодня очень интересная и необычная тема: мы будем говорить о том, что такое ученое монашество. Мне всегда казалось: если ученый человек, то это набор формул, энциклопедических, химических знаний – тех знаний, которые подвержены опыту. Соответственно, их можно передавать школьникам и так далее. А «ученое монашество» казалось каким-то нонсенсом. Но когда я почитал историю Церкви, когда узнал о том, что ученое монашество – это не просто необычное словосочетание, теперь мне хочется Вас спросить: ученое монашество – что это такое?

– Когда мы посмотрим на изображение Господа нашего Иисуса Христа, то увидим, что Он изображается с книгой. Книга всегда была символом мудрости, и к этому символу, к этой мудрости мы обращаемся на протяжении всей своей жизни. Ведь самые первые и древние знания были религиозными. Это впоследствии наука начала приобретать совершенно иные очертания, когда появилась опытная наука, и сегодня мы живем в век научных свершений, потому что все, что мы видим вокруг себя, – это то, что когда-то люди открыли и передали нам.

И само слово «образование» от слова «образ». Это тоже очень удивительно. Конечно, мы сегодня говорим не о школьном монашестве. Вспомним Российскую империю, когда каждый священник был законоучителем, стоял у школьной доски и преподавал закон Божий. И почему-то так всегда получается, что священник ассоциируется с законом Божиим. Но ведь тогда духовенство работало тоже по совершенно иным направлениям. Это были специалисты и в области культуры, и в филологии, и т. д. Поэтому если говорить, что такое ученое монашество, то это образ жизни, образ  пребывания в этом мире, путь к спасению. Ведь само слово «просвещение» тоже в себе несет определенный смысл. В конце этого понятия стоит достижение Царства Божьего. Поэтому ученое монашество – это люди, которые смотрят не только за собой (потому что монашество – это покаянный образ жизни). Помимо  работы над собой, над своими страстями, грехами, помимо покаяния человек попутно еще приносит в этот мир что-то, делится своим опытом с теми, кто находится рядом с ним. Поэтому сегодня служение Церкви разнообразно, но и не на последнем месте служение в сфере науки. Мы видим, что у нас работают духовные учебные заведения: академии, университеты, воскресные школы на каждом приходе есть. Это тоже частичка ученого церковного мира.

– Можно вспомнить из истории Церкви, как переписывались книги. Священное Писание, исторические книги переписывались в монастырях самыми образованными людьми того времени. И люди, наверное, спешили поделиться своими знаниями и получить знания, они спешили в монастыри, и именно при монастырях тогда возникали школы.

– Давайте возьмем Ветхий Завет. Что такое был Иерусалимский храм? Ведь это был не только религиозный центр, но и образовательный, где детям прививались определенные знания – как религиозные, так и об окружающем мире. Тогда, конечно, была совершенно иная картина научного восприятия действительности, о многом потом будут говорить совершенно по-другому. Ведь первые школы появились еще в Византийской империи, они перешли, в частности, также и к нам. Монастыри были как просветительские центры. Вы правильно сказали: там переписывали книги; монахи были не темными людьми. Надо было иметь определенный навык и знания, чтобы переписывать книги.

А впоследствии, когда появились типографии, монастыри стали печатать эти книги. И в период татаро-монгольских нашествий, когда Киевская Русь была опустошена, монастыри несли на себе такое трудное послушание – быть светочами образования в те тяжелые времена: учили детей, открывали школы. Это история. Но в любом случае монашеский образ жизни не вычеркивает из твоей жизни, из твоего послушания занятие определенными науками, потому что богословская наука, или теология (как сегодня принято говорить), разделена на очень многие направления. Мы зайдем в храмы и увидим иконы – это церковное искусство. Богослужения – есть определенный раздел науки, который этим занимается. И, конечно, монашествующим невозможно проходить мимо этого, не изучая, не исследуя это, потому что сегодня в храм приходят очень образованные люди, имеющие не одно образование.

– Именно здесь и кроется  опасность... У нас в лавре очень много туристов, не только прихожан, которые задают вопросы, иногда очень требовательно, в том числе по поводу Шестоднева или такие: «Вы что, до сих пор думаете, что земля плоская?» Я был на одной конференции некоторое время назад, там такой ученый человек очень серьезно говорил о том, что своеобразным умом должен обладать человек, который верит в то, что Господь сотворил землю за шесть дней. И я помню, как восстали люди, которые это слушали, потому что они отстаивали именно ту позицию, что Господь создал мир за шесть дней. Сталкиваетесь ли Вы в своей просветительской, миссионерской, катехизаторской деятельности с подобными вопросами?

– Александро-Невская лавра – это обитель, которая первоначально задумывалась Петром I как монастырь просвещенных монахов. Понятно, тогда была своя специфика жизни, получения образования; образованный монах мог занять какие-то определенные административные должности. Это нормально, это хорошо. Потому что, еще раз хочу сказать, чтобы быть в управлении той же епархией, надо иметь определенные знания. Да и простому священнику надо иметь определенный багаж знаний, чтобы отвечать на подобные вопросы. Наша Александро-Невская лавра является и миссионерским центром. В прошлом году мне посчастливилось побывать на Валааме, и я увидел, что это удивительное, благодатное место. Но ведь наша лавра тоже благодатное место. И сюда приходит огромное количество людей, приезжают паломники, благочестивые люди из России, из Ближнего Зарубежья. Мы видим огромное количество туристов, которые говорят на разных языках. Вот здесь уже знание английского языка необходимо. А ведь это тоже внутренняя потребность священника – познавать, в том числе и языки разных людей. Поэтому, конечно, приходится отвечать.

В моей жизни и практике было такое, когда приходили доктора наук и просили объяснить позицию Церкви по тем или иным вопросам. И вот здесь уже важно иметь высшее образование, чтобы понять, из какой области это взять, чтобы до человека донести. Не просто: «Читайте, Бог вас вразумит». Сейчас уже это, к сожалению (или к счастью), не действует, и это хорошо. Потому что люди сегодня все-таки читают и что-то смотрят, изучают многие моменты. А вера – это Божий дар, как апостол Павел говорит. Она приходит часто от слышания. То есть человек услышал, начал рассуждать о каких-то моментах – и приходит к истинному богопознанию. А где истинное богопознание, там и правильное понимание окружающего мира, окружающей действительности.

– Вопрос телезрительницы из г. Саратова: «Как быть человеку, который вынужден жить в миру, но его не впечатляют мирские ценности, нет к ним интереса, а уйти в монастырь человек не может, потому что у него есть дети, обязанности? Мотивации вставать, что-то делать у него нет, потому что мирские приоритеты, которые движут людьми, его не зажигают. Как тогда быть? Ты вроде и не в миру, потому что тебя не интересует это все: ни карьера, ни замужество, ни деньги – ничего. Но ты и не можешь уйти, потому что у тебя в свое время образовались здесь какие-то связи. Ты не можешь так быстро их бросить и уйти жить своей жизнью, которой тебе хочется жить. Почему Господь вроде бы тебе дает желание жить с Ним, но ты не можешь, ты должна жить в этом мире, то есть ты должна играть по этим правилам, которые тебе не по душе?»

– Вопрос непростой, потому что за этим вопросом кроется человеческая жизнь. Я бы хотел Вам сказать вот о чем: монастырь ведь не уходит от жизни, от того, что тяжело здесь пребывать. Монашество – это путь покаяния, это всего лишь некоторая черта христианства. Живя в миру, Вы можете совершать монашескую жизнь, почему бы и нет? Во-первых, если у Вас есть дети, семья, Вы уже обязаны находиться с ними, потому что это Ваше служение. А монашество – это тоже служение Богу, людям, Церкви. И вы также служите своим близким. Вопрос, почему существует некая разочарованность в окружающей действительности? Может быть, Вы просто взрослеете.

Обращайтесь к Господу, просите у Него. Мы почему-то часто обесцениваем молитву. Поговорите с Господом, попросите у Него помощи, скажите: «Господи, такая у меня проблема, помоги». Ни один человек Вам не поможет, пока Господь не коснется Вашего сердца. Поэтому Вы пока должны быть не в монастыре, а в миру, надо жить мирской жизнью, но жить так, как  в монастыре. Исполняйте заповеди, ходите в храм, помогайте своим детям, будьте доброй мамой. Это Ваш жизненный путь. Господь в любом случае каждому из нас дает свое предназначение, свой крест. Кто-то строит храмы, кто-то молится, кто-то является просветителем и миссионером, а кто-то воспитывает своих детей. Поэтому я желаю Вам прежде всего Божьей милости, и, конечно, все пройдет. Вот эти жизненные периоды имеют такую особенность: они когда-то закончатся. Поэтому не спешите в монастырь, он от Вас никуда не уйдет. Самое главное: будьте рядом со своими близкими, Вы им очень нужны.

– Да, монашество в миру – это действительно очень сложный и  животрепещущий вопрос, но он упирается в то, что мы называем знанием. Потому что получается, что опытным путем получают знания математики, химики, физики и так далее, но у нас всегда почему-то есть такое противопоставление, как наука и религия, религия и наука. А их вообще, наверное, нельзя противопоставлять, потому что это разный опыт. И разным опытным путем мы идем к тому или иному знанию. Скажите, кто из священников нес не только служение знания, но еще и вот такое свое реальное миссионерское служение в жизни? Ведь не только человек идет в монастырь, но и монашество идет к той жизни, от которой многие бегут.

– Вы сейчас сказали об этом противостоянии: наука – религия. Я уверен, что это все в какие-то моменты надумано, потому что это личностное отношение, некоторые субъективные факторы, которые не позволяют посмотреть на жизнь совсем иным образом. Возьмите Европу, как бы ее ни ругали. Понятно, что сегодня многие европейские страны переживают не очень хорошее время, когда христианские ценности остаются на обочине жизни. Но ведь в любом высшем учебном заведении есть теологические кафедры, и люди, получая образование, считают долгом обучаться и вопросам теологии. Потому что это позволяет более грамотно смотреть на ту действительность, которая тебя окружает.

Давайте вспомним монахов, которые, так или иначе, были в науке или с наукой перешли в монашество. Допустим, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). До сих пор «Очерки гнойной хирургии» – это непревзойденные его труды. Анестезия тоже была частью его исследования. Давайте вспомним физиолога, академика Академии наук, иеромонаха Алексея Алексеевича Ухтомского. Их немного. В монашество ведь не идет огромное количество людей, это образ жизни. Монахов много, настоящих – нет. Лосев Алексей Федорович – философ, филолог, деятель советской культуры, в монашестве Андроник (такое у него было удивительное имя). Матушка игумения Серафима (Черная) – ученый-химик, инженер, она родственница новомученика Серафима (Чичагова), удивительный человек. К сожалению, ее уже нет. Еще одно имя хочу назвать: Наталья Матвеевна Виноградова, археолог, историк, действующий старший научный сотрудник Российской академии наук. То есть вот этого противостояния «ученый – монах», в принципе, не существует. Это все делается, к сожалению, личностным пониманием окружающей действительности.

– Или непринятием.

– Или непринятием другой какой-то стороны. Сегодня говорят «толерантность», «свобода» и прочее, но давайте мы в этих вопросах тоже будем толерантность проявлять. Вы говорите, что мир не мог возникнуть за шесть дней, а мы говорим, что еврейское слово «день» – это период. Почему необходимо изучать, смотреть тексты? Есть библеистика, которая, так или иначе, изучает тексты, сравнивает их, говорит, почему в той стране, где в принципе верблюдов не могло быть, они появились.

То есть такие недоуменные вопросы у ученых. Нет этого конфликта. Наоборот, мы смотрим, что мир разнообразен, и Господь провозглашает, что мы все едины, но в личностном плане мы перед Ним как личности, и неизвестно, где Господь коснется сердца. Человек сидел в лаборатории, открывал законы, а тут раз – и на него надевают монашескую одежду. Отчего? Это от него зависит, от его мироощущения. И ведь было огромное количество верующих ученых – и европейских, и русских. Но мы сегодня говорим, что это путь постоянного делания. Монах-ученый – это не просто человек, который стоит возле доски, а это все-таки человек, который, познавая окружающий мир, все эти аскетические знания, пропущенные через себя, передает людям для их спасения. Вот это очень важно.

– Вопрос телезрительницы из г. Фрязино: «Я выбрала ради Господа жить, не выходить замуж. Но со временем меня стало тяготить одиночество, мне хочется найти какого-то близкого духовного друга. Но Господь так устроил жизнь, что, как я ни пыталась, пока никак не получается уйти в монастырь по семейным обстоятельствам (я живу с родителями, с бабушкой). И в то же время мне одиноко, хочется найти духовного друга. Как мне быть?»

– Когда Вы приходите в храм, Вы видите вокруг себя огромное количество людей. Это и есть Ваши духовные друзья. Меня всегда смущает, когда человек говорит: «Я решила, я буду тем-то...»  Часто мы своими решениями загоняем Бога в угол и говорим: «Господи, вот я хочу так, вот это мой путь». Но в деле нашего спасения мы все трудимся, все идем по пути к Богу. И в том числе мы говорим о том, что просвещение  есть путь к спасению, к преображению человеческой души. Вот так же и здесь. Вы на этом пути не одиноки, дайте место Богу. Одиночество? Как мы можем быть одинокими? Ведь Христос-то рядом с нами. В плане друзей что можно посоветовать? Ищите и обрящете, как говорится в Священном Писании. В любом случае Вы не одиноки, у Вас есть близкие, родственники, друзья, знакомые. Нет такой службы, которая выделяла бы каждому духовного друга. Наверное, это жизненные поиски, которые, так или иначе, человек предпринимает в своей жизни.

– Я тоже сразу вспомнил о том, что написано в Священном Писании: «Просите, и дано будет вам». Подумал о том, что мы ведь часто так просим: «Господь, дай. Нет? Ну и ладно». А написано: «Просите, и будет дано вам». И поэтому я часто думаю о том, что просто иногда не пускаю Господа в свою жизнь только по той причине, что действительно мало прошу Его.

– Помните случай с Савлом, когда он встретил Христа? Он сказал: «Господи, что повелишь мне делать?» Так, наверное, и здесь. Мы можем, мы должны просить, мы должны выстраивать свою жизнь согласно нашим талантам, которые Бог нам дает, нашим взглядам на жизнь, сообразуясь с теми людьми, которые находятся рядом с нами, но в любом случае всегда надо оставлять место для Бога. Так же и здесь. Многие европейские ученые, даже не монахи, а люди, так или иначе посвятившие свою жизнь этим познаниям окружающей действительности, когда изучали что-то, говорили: «Звездное небо надо мной и нравственный закон во мне еще и еще раз говорят о наличии в этом мире Великого Разума – Бога». То есть они всегда, раскрывая книгу окружающей действительности, говорили, что без Великого Разума это невозможно. Невозможно сотворить Землю, которая крутится по определенным градусам, приближена к Солнцу на определенном расстоянии до миллиметра. Как это так? Вот так же и в жизни: мы рождаемся, учимся, предпринимаем определенные шаги, выходим замуж, появляются дети, мы что-то делаем, мы творческие личности. Это нормально, это реально, но нельзя забывать, что Господь является нашим Отцом, Создателем и Промыслителем. Он думает о нас. Часто мы опережаем события нашей жизни, мы хотим всё здесь и сейчас. «Господи, дай мне вот это». Господь говорит: «Слушай, давай немного остановимся и потерпим, подождем». Господь никогда не даст человеку того, что будет его губить, что способствует его духовной погибели. Я говорю о тех людях, которые, так или иначе, в своей жизни Бога ставят не на последнее место, Он играет в их жизни определенную роль. Господь об этих людях заботится, а всех остальных, конечно, он любит, потому что это Его творения, никуда не денешься.

– Это очень хорошо замечено, что действительно от Его любви мы часто отказываемся только по причине того, что так или иначе согрешаем против Него. Ученое монашество – это все-таки, наверное, богословское монашество. Оно умеет правильно размышлять о тех вещах, о которых многие просто даже не могут и подумать. Потому что аскетический и молитвенный опыт монашества позволяет задуматься и понять те вещи, которые в миру реально сложно понять. Так?

– Само монашество почему возникло? Люди не просто убегали от мира или от своих жизненных проблем. Потому что, надевая одежды и дав обеты, человек не меняется, он остается человеком. Но покаяние – это образ твоей жизни, когда есть возможность больше времени уделять Богу для работы над собой, для чтения той же духовной литературы, для борьбы со своими грехами или пороками. Это все нормально, естественно, это не является чем-то из ряда вон выходящим. Поэтому самое главное – человек должен понимать, идя в монастырь: мы не просто убегаем от чего-то, а принимаем на себя образ служения Богу прежде всего, людям и Церкви.

– Вопрос телезрительницы: «Я читаю утренние и вечерние молитвы, но меня очень волнует вопрос, правильно ли я делаю, что прочитываю утренние молитвы, обращаясь к архангелам: во вторник к Гавриилу, в среду – к Рафаилу. К серафимам, херувимам обращаюсь в молитве своей. Достойна ли я молиться так? Эти молитвы написаны в «Молитвенном щите богомольца». Не знаю, правильно ли  делаю».

– То, что Вы совершаете свое молитвенное правило регулярно, – это уже хорошо, уже замечательно. Мы часто молитвам, которые собраны в молитвослове, придаем какое-то сакральное значение, что сама по себе молитва нам кажется сильной. Или часто люди приходят и говорят: подскажите мне сильную молитву. Говоришь: «Дорогие мои, молитва получает силу от вас, как вы ее произнесете, как вы помолитесь. Если у вас есть такая традиция совершать молитвы Небесным Силам бесплотным, – конечно, делайте, но про Господа, пожалуйста, не забывайте. Понятно, что есть благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская и огромное количество святых – наших друзей. Потому что святые не боги, а наши друзья и помощники, мы к ним обращаемся. Но, пожалуйста, не забывайте, что они тоже предстоят Господу.

Мы принимаем крещение во имя Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа, мы причащаемся Тела и Крови Христа – чаще обращайтесь к Господу. Пусть молитва будет короткой, но постоянной. Разговаривайте с Господом своими молитвами. Молитвословы, которые нам помогают и облегчают нашу жизнь, – это всего лишь образцы молитвенного вздоха к Пресвятой Богородице, ангелам, архангелам. Никто Вам это не запрещает, Вы правильно делаете. Пожалуйста, молитесь, но я Вас очень и очень прошу – про Господа не забывайте.

– Вернемся к еще одному аспекту разговора о монашестве. Тому, кто не монах (и мы это знаем по звонкам телезрителей), тяжело все бросить и куда-то поехать, чтобы быть миссионером. В данном случае, памятуя и о Вашей судьбе, я говорю о Сахалине и вообще о Дальнем Востоке, потому что Вы оттуда родом и у Вас есть особый опыт служения именно там. Это место, где были каторжане, где долгое время все было очень сложно, даже в этом веке. Тем не менее были монахи, которые несли свое служение, свое просвещенное служение, в тех землях, где, может быть, и не нужно было прилагать столько усилий. Или как?

– Мы должны понимать, что это была историческая реальность – в XIX столетии Россия прирастала огромными территориями. Мы говорили, что когда летишь с Дальнего Востока в Москву 8-9 часов, видишь из иллюминатора огромные территории. И все они пройдены первопроходцами тех времен. Мало что первопроходцами, но еще и исследователями, монахами-священниками, которые шли туда, чтобы обжить эти территории, сделать их похожими на то, что они видели в Сибири, Забайкалье, Центральной России: Великороссии, Малороссии и пр.

Еще раз хочу сказать, что везде живут люди, и исторические реалии могут быть где-то легче и проще, а где-то сложнее. То, что я прожил там без малого двадцать лет, говорит о моем предназначении свидетельствовать о том, что это часть России, часть жизни Русской Православной Церкви. Ведь что означало уехать во второй половине XIX века на эту территорию? Не было условий,  чтобы просто туда добраться. Сейчас сел на самолет и полетел, а тогда люди несколько месяцев ехали на лошадях через тайгу не только в хорошую погоду, но в снег и дождь.

Вы сказали о каторге. Каторжан туда доставляли из Одессы. Только вдумайтесь: люди более трех месяцев находились в водном путешествии – каторжане плыли на корабле из Одессы. Только впоследствии появился Владивосток как пункт некоторой остановки, а в основном это были очень утомительные путешествия, даже для таких людей – оторванных от нормальной жизни, преступивших закон.

Конечно, священники там служили в основном семейные, но особенности жизни были таковы, что они там были и монахами, потому что семьи не выдерживали той напряженности и сложностей. Необходимо было лечить, учить и воспитывать детей, поэтому батюшки очень часто отправляли свои семьи на материк, на родную землю, и оставались жить одни восемь-девять лет. Священник Александр Унинский прослужил на Сахалине четырнадцать лет, глубоко пожилым человеком уехал на материк, где стал священномучеником: его расстреляли в 20-х годах в Благовещенске.

Несмотря на такую отдаленность, везде живут люди, и есть такие батюшки в нашем духовенстве, которые едут, служат и до сих пор совершают там свое служение.

– Рядом с Сахалином есть еще  Камчатка. Когда туда впервые прибыли русские моряки, то местные камчадалы восприняли их  как ангелов из-за того, что те были в белой форме. Конечно, местные жители не были образованны и воспринимали наших моряков, верующих людей, как посланников Божьих.

Я понимаю, что действительно очень часто наше ученое монашество научено не только знаниям, которые почерпнуты из книг, но и, конечно, из опыта. Можно вспомнить Оптинских старцев и реальные примеры того опыта, который передается именно через аскетику и монашеское общение в лаврах и монастырях, с тем чтобы это действительно стало способом несения знаний другим людям.

Меня всегда поражало еще одно – к монашествующему человеку доверия всегда больше. Это совершенно удивительно.

– Наверное, так было не всегда. В прошлом году мы вспоминали столетие кровавых событий Февральской революции, огромное количество людей было погублено, уничтожено. Ведь там тоже был конфликт интересов: кто-то говорил, что до этого довели монахи, а монахи считали, что виноваты люди светского характера, служившие в духовном образовании, так называемые пиджачники. Ведь на Соборе 1917–1918 годов, где было восстановлено патриаршество, обсуждался вопрос монашества как некой отдельной научной монашеской общины...

XIX век – это век интересный, потому что и Церкви тогда приходилось отвечать на вызовы современности. В процессе своих научных трудов я читал журнал «Церковные ведомости», который издавался тогда, и наши молитвы: на освящение электрического чайника, на освящение железнодорожного моста. Понятно, что какие-то человеческие открытия, новшества Церковь старалась принять.

– А в деревнях была молитва на попадание крота в колодец.

Вопрос телезрительницы из г. Магнитогорска: «В молитве Господней мы говорим: да будет воля Твоя. В молитве Оптинских старцев не предполагается ведь какой-то просьбы, только то, что нам даст Господь. Также есть молитва митрополита Филарета Московского. Можно молиться этими молитвами? Это не гордость, что я не хочу просить для себя ничего конкретного от Господа, а молиться именно этими молитвами?»

– Я понял Ваш вопрос, но, даже открывая молитву Оптинских старцев, Вы видите: «Господи, дай мне перенести все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей». У святителя Филарета (Дроздова) подобная молитва. Еще раз повторю, что нельзя загонять Бога в угол и говорить: «Я так хочу». А мы с вами все-таки говорим: «Господи, я предаюсь Твоей воле». «Да, я делаю, тружусь, я работаю, встречаю какие-то трудности в своей жизни, но, пожалуйста, дай мне во всем увидеть Твой Промысл». Конечно, в этих молитвах нет такой отстраненности, как если бы Господь не слушал нас, не обращал внимания, а как сказал, так и будет. Конечно, такого нет. Наоборот, в этих молитвах очень глубокий смысл – смирение перед Его Промыслом, но мы не вычеркиваем творческий подход в своей жизни, свою личность. Господь никогда не закрывает глаза на то, что мы личности. Мы не просто какая-то серая масса, но индивидуальности.

Господь в нашей жизни – это огромный университет. Через жизненные ситуации мы научаемся и смирению, и терпению, и кротости. И учимся нести свой крест. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, бери свой крест и иди». Поэтому очень важно понимать, что Бог заботится обо мне, что я принимаю Его волю. А другого и не дано: если мы не будем следовать Его заповедям, если не научимся слушать Его, тогда неизвестно, куда нас заведет наша самовольная жизнь. Поэтому понимайте, что Господь оставляет за нами определенный выбор – что мы, как мы. Свобода выбора.

– Можем ли мы молиться своими словами Господу?

– Конечно, без всякого сомнения, ведь Господь смотрит на наше сердце. Некоторое время я участвую в проекте «Батюшка онлайн», это удивительный проект, спасибо его организаторам. Наша встреча на телеканале «Союз» – это тоже своего рода «батюшка онлайн», когда можно позвонить и задать вопрос. Спасибо за это телеканалу. Часто люди задают вопросы, как себя вести в той или иной ситуации.

– Если продолжить разговор об ученом монашестве, то все-таки знания и опыт, которыми так богата Церковь, и раньше хорошо передавались: у нас были и академии, и целые центры, Киево-Могилянская академия, действительно было много возможностей для передачи знаний.

Понимаю, что если сейчас ты хочешь стать священником, то надо сначала идти в семинарию, потом в академию. Но мы сталкиваемся и с тем, что очень много мирян желают получить именно духовное, религиозное образование. Как Вы думаете, отче, насколько это сейчас оправданно? И почему сейчас настолько большой интерес к духовному образованию?

– Это расширяет кругозор. Что значит – быть христианином и не знать основы своей веры, основы богослужения и догматики? Не надо бояться слов «догматы», «каноны», так как это некие законы, по которым мы живем, в какого Бога верим: Святая Троица – что это такое, как это понимать? И прочие вопросы.

Апостол Павел говорил: будьте готовы дать ответ вопрошающим о вашей вере. То же самое и здесь. Существуют всевозможные курсы, воскресные школы для взрослых и детей. Слава Богу, сегодня есть возможность,  можно увидеть всю красоту христианства. Христианство – это тоже некие знания, которые, так или иначе, помогают нам в жизни нести свой крест, исполнять свои обязанности – каждому на своем месте: у школьной доски, за рулем автобуса и пр. В любом случае, слава Богу, сейчас есть такая возможность и у людей есть желание приобретать эти знания. Духовный процесс – это же процесс поступательный. Не просто покрестился, исповедовался, причастился и остановился. Нет, ты идешь дальше, ты познаешь, читаешь святых отцов, духовную литературу. Я всегда говорю, что если мы не будем этого делать, то не сможем применять все это в обычной жизни. Если мы не будем знать, как мы сможем ответить на важные вопросы, которые часто нам задают люди неверующие, находящиеся по ту сторону церковной ограды? Поэтому надо получать духовное образование, заниматься самообразованием, о чем мы тоже всегда говорим.

– Прошло всего 25 лет с того момента, когда мы начали заново возрождать духовную жизнь. Конечно, я понимаю, что сейчас многие наши прихожане прошли тот же путь, который прошли многие наши монахи в своей жизни. У меня был знакомый священник (он уже отошел ко Господу), и когда он учился, невозможно было достать Библию, поэтому они вырывали тексты Священного Писания из «Атеистического словаря». Для меня это хороший пример того, что сейчас, для того чтобы найти слово Божие, не надо тратить какие-то невероятные силы.

– Сейчас огромное количество литературы, которая, так или иначе, помогает человеку сориентироваться.

– Отче, скажите, пожалуйста, куда можно прийти, для того чтобы поговорить с Вами?

– У нас в Александро-Невской лавре есть определенные послушания: есть дежурный священник, который находится в соборе, введена служба консультаций для верующих, прихожан и паломников, поэтому можно найти любого священника из братии, в том числе и меня. Пожалуйста, обращайтесь, приходите в Александро-Невскую лавру, в Свято-Троицкий собор, всегда будем рады всем помочь и оказать поддержку.

– Сейчас у нас в любой церкви есть библиотека со святоотеческой литературой, которая всегда поможет вам разобраться в тех вопросах, которые вы, может быть, стесняетесь задать священнику, хотя это, наверное, ложный стыд.

– Пусть Господь хранит всех вас на всех путях вашей жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать