Беседы с батюшкой. С прот. Димитрием Смирновым

18 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня наша передача будет проходить немного в другом формате, я буду перед вами выступать один, без ведущего. У нас такое уже бывало, поэтому я надеюсь, что с помощью Божией  справлюсь.

– Вопрос телезрительницы: «И Вы, и Осипов, и другие говорили, что к нам должен прийти антихрист. А как же он к нам придет, если он у нас уже с 1917 года был? Сто лет назад уже был, теперь должен бы и в Европу уйти, а говорят, что опять к нам придет».

– Понимаете, надо питаться не слухами, а Священным Писанием. Антихристов много. Последними из антихристов были хан Батый, хан Мамай, Тохтамыш и другие – есть целый ряд антихристов. Позже антихристов возглавлял польский король, потом были от шведов, французов, от германцев неоднократно. Потому что русский народ строил государство под названием Святая Русь, а бывшая христианская Европа восстанавливала антихриста, который хотел нас погубить вместе со страной, с Церковью. Вели себя безобразно, и их отношение к Церкви как раз показывает, что они были против Христа. Поэтому такие антихристы каждые сто лет бывают, а иногда и не по одному. В 1917 году тоже был антихрист, его тоже сюда заслали за американско-немецкие деньги и начали уже издеваться над народом. Целая такая эпоха сложилась.

Только ведь антихристы – это не главное. Если Вы посмотрите по истории, то мощь этих антихристов с каждым веком возрастала. Сейчас наиболее мощный антихрист, лживый и очень вредоносный, ненавидящий людей, любящий только одни деньги, – это Соединенные Штаты Америки целиком, такой коллективный антихрист, который уже захватил всю Европу и вообще весь остальной мир. И наша Россия одна выступает против всего мира. Нам надо крепче сплотиться вокруг нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, всю надежду на Него возложить. Потому что если Бог нам не поможет, то никто не поможет.

– Вопрос телезрительницы из Украины: «Я не живу с мужем уже, наверное, лет пятнадцать, я с ним повенчана. Можно ли мне с ним развенчаться?»

– У нас в Церкви такой процедуры, чтобы развенчаться, испокон веков нет. Возьмите Требник, посмотрите – там нет такого чина. Ваш брак рухнул, я очень сожалею, но Вы как были венчанной, так ею и останетесь. Правда, Ваш венец уже не действует, потому что та благодать, которая дается двум брачующимся в таинстве Брака, вами потеряна. Никаких развенчаний не требуется. Если захотите вступить в другой брак, то Вы должны у своего местного епископа спросить разрешения. Если он благословит, изучив Ваш вопрос, тогда Вы вступите в брак по другому чину – по чину о второбрачных; будете дважды венчанная. Но развенчаний не бывает. Это какие-то бабки придумывают и морочат голову бедным женщинам, у которых распался брак.

– Вопрос телезрительницы: «Я хочу спросить по поводу профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. С большим уважением и интересом его всегда слушаю. А вот сегодня, разговаривая со своей подругой, которая живет в Германии, я вдруг, к своему ужасу, узнала, что у них в храме вообще запрещены его лекции. И мне очень интересно, в связи с чем такой запрет?»

– Чем это обусловлено? У нас, в российских храмах, такого нет. Но если Вы мне дадите адресок этого храма в Германии, я позвоню туда и спрошу. Это что-то странное. В моем храме этого нет. Я тоже люблю Алексея Ильича, он мой учитель, я учился у него в семинарии, он нам преподавал. Это один из блестящих наших профессоров, он уже в серьезных годах. Просто некоторые его мнения основаны на святых отцах, которые не приняты в древности всей Церковью, но его учительская совесть говорит ему, что они были правы. Кому-то это нравится, кому-то нет, но каждый человек свободен и может иметь свои мнения. Никто его не запрещал в его чтении лекций, он является церковным авторитетом, просто некоторые его мнения не совсем общепринятые. Только и всего. Поэтому я не знаю, что Вы таким ужасом наполнились, для этого нет причин.

– Вопрос телезрительницы: «Есть такое выражение, что нельзя служить Господу и мамоне...»

– Есть такое в Священном Писании, это слова Господни.

– Как Вы смотрите на то, что руками и ногами Господа являются люди на земле? И согласитесь ли, что Господь для попущения использует дьявола, чтобы с помощью его люди проходили искушения и все-таки приходили к Богу? В этом тоже участвуют люди. То есть получается, что косвенно для воли Божией используются нечистые силы; они же тоже используют людей, но все идет для пользы людей, то есть для воли Господа. Каково Ваше мнение?

– При чем тут мое мнение? Мое мнение ничтожно. Но я Вам объясню, в чем тут дело.

– Грубо говоря, все дороги ведут к Господу… Все равно же и мамону Господь использует для Своего Промысла, то есть теоретически все равно все идет к Господу.

– Тут есть одна тонкость. Дьявол может соблазнять всех людей, но одни идут у него на поводу, а другие отказываются принять этот соблазн. И поэтому Господь часто, как наш Отец и Педагог, если мы не хотим слушать Его слова, попускает нам обмануться и поверить дьяволу. Есть такое выражение в Писании: «Предать сатане во измождение плоти», чтобы человек понял, что он был не прав, и успел исправить свой путь. Вот что это значит, а не то, что Господь устраивает нам какие-то козни, использует нас. Нет. Сатана использует человека, и человек, вместо того чтобы служить Господу, порой начинает склоняться ко всяким сатанинским неправдам.

А если человек в этом упорствует... например, какой-нибудь подросток упорно не слушает маму. Это может привести его в дальнейшем к тюрьме. И не сразу он попадает в тюрьму. Сначала привод в милицию, потом постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, потом какой-то условный срок, а потом уже и тюрьма. То есть раз ничего не помогает, то это не значит, что Господь его наказывает. Нет, он сам себя наказывает, а сатана ему в этом помощник. Вот и все. Потому что сатана даже тех людей, которые ему беззаветно служат, не может ни облагодетельствовать, ни наградить. Все те, кто служит дьяволу, все равно получают от него урон.

– Вопрос телезрительницы: «Вчера из церкви вышли, нас пятнадцать человек цыган атаковали. Как поступать в этом случае? Одни требуют деньги, другие чуть платок с меня не стянули, кричали: “Отдай платок”».

– Надо начинать громко орать, у кого есть телефон, отойти в сторону и срочно вызвать милицию, сказать, что нападение цыган. И очень неплохо, когда идете в церковь, брать с собой палочку и прямо лупить палкой. Когда они увидят отпор, сразу рассеются. Вот и все. Это обычный их способ, они гурьбой нападают. Тут никак нельзя давать слабину, наоборот. Разве вас в церкви только пятнадцать человек было? Позвать мужчин, алтарников, всем вместе выступить единым фронтом. Наша сила в единстве. Но не забыть вызвать милицию. Может быть, кого-то из них поймают, и они будут знать, что в этом месте люди сплоченные и обязательно дадут отпор, а еще в милиции придется посидеть и деньги платить и так далее.

– Вопрос телезрителя: «Хотел спросить, что такое ересь пелагианства? Я беседовал с одним человеком, и он мне сказал, что я молюсь, прошу об избавлении от грехов, от страстей, но Бог меня не избавляет. Но я ему честно сказал, что, наверное, так я молюсь и, видимо, мое состояние меня устраивает. И, может, когда-нибудь я действительно захочу от всего этого избавиться – и тогда Бог меня избавит. А сейчас, значит, во мне причины. Но он говорит, что это пелагианство, что это я хочу в такое состояние прийти. В общем, у меня и так много грехов, а теперь еще я вроде как еретик. И я хотел бы узнать, что это значит».

– Еретиком называется человек, который исповедует и проповедует учение, идущее против Церкви, нарушающее наш общий богословский строй. Поэтому никакой Вы не еретик, будьте спокойны. А Господь, который заботится о Вашем спасении и, конечно, слышит Вашу молитву об исправлении, ждет, когда Вы поусерднее начнете отвергать эти искушения. И тогда, если будет еще более усердная молитва, Господь смилуется. А так как Вы еще, видать, недостаточно усердны в этом, то Господь попускает Вам от этого пострадать.

И не надо слушать недоброжелательных людей, а то так и будете все время впадать в панику. Мы, к сожалению, по нашей неграмотности очень часто неаккуратно выражаемся и можем сказать что-то еретическое, потому что систематического семинарского и академического образования не имеем. Но если человек не настаивает на этой ереси, то он и не является еретиком. Такое бывает. Неправославные мнения даже святые высказывали. Например, Дмитрий Ростовский, который получил такое образование, где был очень большой элемент католического взгляда на богословие. А потом ему указали на это, и он исправился. Он не стал копья ломать, а быстро разобрался. Так бывает, ничего в этом страшного и катастрофического нет. Поэтому будьте, пожалуйста, спокойны и насчет Пелагия, и насчет Ария. Это совсем не так.

– Вопрос телезрительницы: «Великим постом по воскресеньям и в праздничные дни можно класть земные поклоны или нет?»

– В праздники вообще-то по Уставу не полагается. Например, в воскресный день и в день, когда мы причащаемся. Но если кто-то дома хочет сделать земные поклоны, то пожалуйста. В своей келье мы можем молиться как нам угодно, только чтобы никому не мешать. И потом, когда в храме тесно, много народу, земные поклоны тоже не полагается делать, потому что другим людям будем мешать. То есть надо ко всему прилагать голову и смотреть, удобно это или нет. Тогда все будет у нас хорошо и правильно. Потому что христианин должен вести себя так, как говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Всем мое почтение». И наше почтение нужно выражать в нашем отношении к ближнему, то есть ни в чем ему не мешать. Вот так и стараться.

– Вопрос телезрителя: «Знаете ли Вы учение “Агни-йога” Елены Ивановны Рерих, которая его написала под диктовку?»

–  Знаю, но сейчас это знание у меня потускнело, потому что я такими вещами интересовался в старших классах средней школы. Поэтому я подробно туда давно уже не окунался, потому что это мне оказалось противно...

– В чем оно противно учению Христа?

– Во всем, от начала до конца. Во-первых, источник этого учения – это ее погруженность во всякие оккультные исследования, сиречь просто в дьявольщину.

– При чем тут дьявольщина?

– Источником этого учения является дьявол, а не сама Елена Рерих.

– А как насчет того индийского человека? Это Эль Мория.

– Я ничего о нем не знаю.

– Он встречался сначала с Еленой Петровной Блаватской, а потом надиктовал Елене Ивановне Рерих.

– Вот-вот, он был медиумом, который вот эту оккультную ахинею и нес. А мы исповедуем Пресвятую Троицу...

– Стоп, а медиумы? Вот Елена Петровна Блаватская могла быть медиумом, а человек, который вознесся, а потом диктовал, – как он может быть медиумом?

– А у Вас видеозапись есть, как он вознесся?

– Нет, конечно.

– И у меня нет.

– Ну, точно так же насчет Иисуса Христа можно говорить…

– Говорить-то можно, но, понимаете, есть такое явление, как вера. И вера есть обличение вещей невидимых. Для меня Евангелие – это абсолютная истина, а вот этот медиум для меня окурок, брошенный мимо урны. Разная степень авторитетности.

– Вопрос телезрителя: «В беседе старца Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни старец сказал: не все добрые дела приносят нам дары Святого Духа, но есть добрые дела, Христа ради делаемые. Объясните, что значит делать не просто добрые дела, а добрые дела Христа ради?»

– Это говорится о мотивации. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли – все делайте во славу Божию». Поэтому если человек делает добрые дела, само по себе это неплохо, и всегда человек с такой социальной активностью помогает. Допустим, идет человек, даже некрещеный, и вдруг видит – слепой переходит дорогу. Он аккуратно берет его под локоток и говорит: «Позвольте, я Вам помогу, а то машин много». И перевел на другую сторону. Хороший поступок? Хороший. Но если этот человек не исповедует Христа Бога нашего, этот хороший поступок не приносит ему благодати, потому что без веры невозможно угодить Богу. Поэтому с точки зрения спасения души его как бы и нет.

Конечно, всякий делающий доброе в любом народе, любой веры приятен Господу, потому что все мы Его дети. Но благодать человек может получить, только если он исповедует Святую Троицу и всю жизнь посвятил служению Ей: Отцу и Сыну и Святому Духу. Преподобный Серафим это очень хорошо познал, он читал Новый Завет еженедельно полностью, поэтому он Священное Писание знал практически наизусть. И он это хорошо прочувствовал через свой духовный опыт.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос по поводу храма в Орловской области. Туда едут автобусами на отчитку. Как к этому относится Церковь, что там батюшка изгоняет бесов по благословению старца Илии из Оптиной пустыни?»

– Есть чин изгнания духов нечистых, даже в маленьких Требниках есть одна из молитв этого чина. Это такая древняя практика. Но что происходит там, в Орловской области, – этого я не знаю. Я просто вот что знаю. Я еще ни разу в жизни не видел (а я в церковь хожу 50 лет), чтобы кого-то бес оставил. Ездить-то ездят, но ничего не меняется. Это уж надо ехать разбираться на место, если Вам интересно.

– Вопрос телезрителя: «Большинство прихожанок нашего храма считают, что их дети, тоже прихожане, не должны служить в армии срочную службу. Каково Ваше мнение по этому вопросу?»

– Дело вот в чем. У современных женщин по одному ребенку. Если бы вся наша русская армия сплошь была бриллиантовая, они бы и тогда туда детей с охотой не отдавали. Потому что это единственный ненаглядный сыночек, родненький, а весь мир желает его отобрать. Такое явление происходит от малодетности, потому что женщины не хотят рожать и носятся со своим ребеночком как с писаной торбой. В результате он превращается в женщину по воспитанию, часто не способен ни семью содержать, ни своих собственных детей воспитывать. А если его выгоняют за пьянство, то он и алиментов не платит. Вот плоды такого неправильного воспитания.

Сейчас армия очень легкая, нужно всего один годик отслужить. Это не отражается ни на чем, и в своем развитии он никакого вреда не получает. Наоборот, привыкает к дисциплине. Конечно, армия – это не курорт, но для каждого мужчины это очень полезно. Но уговорить их сойти со своей точки зрения не представляется возможным. Поэтому у государства тут только всякие манипуляции по закону.

Очень возможно, что через двадцать лет нашего государства не будет, придут другие народы, устроят свои порядки, может быть, отменят наш язык, мы будем говорить по-русски только дома. А может быть, и домов лишат, потому что мы не хотим рожать детей. У нас количество пенсионеров растет, а количество молодежи убывает. Поэтому очень легко все подсчитать. Один гражданин подсчитал, что Европы как христианской территории уже через пятнадцать лет не будет. У нас немного больше рождаемость, но все равно она не превышает смертность. Поэтому мы, русские, вымираем. А русские – это государствообразующий народ. Поэтому не хотят люди рожать и воспитывать детей, им это стало тяжело, значит, уже устали настолько, что выбирают погибель.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел спросить про исповедь. Должна ли читаться на исповеди разрешительная молитва? И можно ли причащаться, если не соблюдаешь пост?»

– Причастие и пост – совершенно разные вещи. Два разных таинства духовной жизни. Пост – это воздержание, а причастие – соединение с Богом. Вот я сегодня причащал одну женщину, ей исполнилось 95 лет. В здравом уме и трезвой памяти. Мы с ней чаю попили, принесли ей небольшие подарочки. Понятное дело, что она уже не может поститься так, как я, по состоянию здоровья. И еще по одной причине: ей еду приносят. Она сейчас зимой не выходит на улицу. В теплое и сухое время она может дойти до магазина, что-то себе приобрести. У нее обстоятельства жизни такие, что она в таком положении. Поэтому спрашивать с нее пост – это надо быть совсем безжалостным сумасшедшим. Тем более она даже и причаститься не может. Я ей предложил, что мы сами придем к ней домой причастить, а потом даже говорю: «Потеплее будет, я тебя свожу в храм». Мы ее очень любим, знаем много десятков лет, потому что она ходила в наш храм, я ее прекрасно помню. Она ничуть не изменилась за эти годы, как-то не постарела. Так что это на усмотрение священника.

Не постятся грудные дети – причащаются. И обстоятельства могут быть у человека такие, просто священник должен в это вникать. Если священник поступает формально, то он не прав, потому что христианин не может поступать формально, он обязательно должен искать духовную пользу для человека, который к нему пришел. Опоздал он или не опоздал, был или не был на всенощной – надо вникать в обстоятельства. Потому что тот старый, тот молодой, у того двое детей, а у этого пятнадцать – совершенно разная жизнь у людей. Священник должен в это вникнуть и уже тогда сказать, стоит ли человека отчитывать за то, что он опоздал. И священники, бывает, опаздывают к службе. Все в нашей жизни бывает. Надо иметь к людям любовь, которая будет выражаться в снисхождении. Вот и все.

– Вопрос телезрительницы: «Я в церковь хожу, но себя пересиливаю; не тянет, но через силу хожу, исповедуюсь, причащаюсь. Правильно я делаю или нет? И благодати там не испытываю, а другие испытывают».

– Хорошо, а откуда Вы знаете про благодать? И что происходит с человеком, когда он испытывает эту благодать? Вы просто как большинство женщин. Для них очень важно внутреннее самочувствие, они к этому и прислушиваются. Но наши чувства, так как мы люди грешные, насквозь врут. Очень много женщин выходят замуж за кого попало. «Я чувствую, что я его люблю. Я чувствую, что это мой человек». Вышла замуж через месяц знакомства – через полгода развелись. Потому что оказалось, что он алкоголик, с ним жить нельзя, он матерщинник, дерется, перестал работать, сидит на ее шее, детей не хочет и так далее. Нельзя следовать чувствам, надо следовать Священному Писанию.

Священное Писание говорит: «От дней Иоанна Предтечи (то есть уже две тысячи лет) Царство Небесное нудится, и только употребляющие усилие восхищают его». Поэтому нужно себя понуждать и на молитву, и на хождение в храм, и на совершение добрых дел, и на Священное Писание. Мы же не коровы, которых тянет то в одну сторону, то в другую, то на чужой огород объедать ботву. «Меня не тянет». А если потянет в какой-нибудь притон? Значит, пойдем, как коровы, на закланье? Нет, надо смотреть, что благо, какая духовная польза для души, согласовано ли то, куда меня тянет, со Священным Писанием. Упаси Вас Бог действовать согласно своим желаниям. Пропадете. Вы сейчас молоды, и Вы можете испортить свою жизнь в этот период, всю перековеркать из-за того, что Вас куда-то потянет.

– Вопрос телезрительницы: «Когда читаешь утреннее, вечернее правило и остановишься на каком-то слове, когда оно западет в душу, можно ли мне приостановиться на этом моменте или дальше читать?»

– Давайте порассуждаем. Задам такой вопрос: а почему нельзя? Как могла прийти в голову такая мысль? Вот я, например, иду по церковному двору, у нас там на углу стоит дерево, и на нем однажды появилась целая стая птиц, штук шестьдесят, и они стали петь. Я остановился и пятнадцать минут стоял и слушал. Почему нельзя-то? Какие запреты тут могут быть? Наоборот. Сердце умилилось, остановился, прислушался, как эти прекрасные слова действуют в нашей жизни, в нашем сердце. Зачем придумывать какие-то запреты? Мне это совершенно непонятно. Христианство – это свобода. Запрещено только совершать грех. Ну а какой грех, если человек остановился на молитве, чтобы ее лучше в себя впитать? Я не понимаю. Так что наш народ, конечно, творческий, но все-таки творчество должно что-то созидать, строить, а не ломать благоговейное настроение, которое произошло от молитвы.

– Вопрос телезрительницы: «Чувствую, что у меня много грехов, и очень сильно они меня мучают. Иногда чувствую, что не могу себя простить, и так тяжело, что думаешь, что скорее бы уже в ад».

– Вы знаете, Вам там не понравится. А потом – Вы уже в аду, куда ж дальше? Вы возьмите и измените это.

– Не получается.

– Надо воздерживаться от греха, как сегодняшнее Евангелие говорило, и обратиться с молитвой к Богу. И Он Вас из этого ада достанет, потому что Он Вас любит и хочет, чтобы Вы с грехами расстались. А зачем же так: «Скорее бы в ад»? Что за глупость-то?

– Не могу себя простить.

– А Вам это и не требуется. Простить должен Тот, против Которого мы согрешили. Что значит «себя простить»? Прощает грехи только Бог, Вам совершенно не требуется себя прощать. Вам нужно умолить Бога, чтобы Он простил, – вот в чем дело.

– Я говорю о той боли, которую испытываю.

– Эту боль можно угасить только росой благодати Божией, если будете постоянно молиться Богу, ходить на исповедь, каяться в своих грехах и исправлять свою жизнь. А вы еще, судя по голосу, человек молодой, у Вас еще большой кусок жизни впереди, так что это зря так. Кто Вас так настроил? «Себя простить» – это совершенно неправильная позиция, не христианская.

– Хорошо, батюшка.

– Наша передача подошла к концу, всего вам доброго, до свидания.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы