Беседы с батюшкой. Светлая седмица

18 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о Светлой седмице отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Светлая седмица». Каков духовный смысл Светлой седмицы?

– Прежде всего ее духовный смысл заключается в том, что в течение определенного времени, а именно семи дней, мы вместе проживаем это время как один день. Духовный смысл очень глубокий, потому что здесь, в этом периоде, заключено все будущее человечества. В Откровении сказано, что придет время, когда не будет времени, не будет болезни, печали, воздыхания, но будет только радость в Господе Иисусе Христе, радость в Боге. Этот духовный, идейный, религиозный смысл Светлой седмицы заключается именно в том, что неделя заканчивается как бы восьмым днем, который продолжается в вечности.

И в самом посыле – и нравственном, и богословском, когда православные христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», заложен также очень глубокий духовный смысл. Христос воскрес, то есть был момент, когда это произошло, но это незаконченное действие. Он воскрес в продолжающемся незаконченном времени. В церковнославянском языке это «воскресе». Поэтому правильно повторять именно эту формулу: «Христос воскресе!» – и подтверждение: «Воистину воскресе!» То есть мы живем в этом продолжающемся времени, когда ожидаем Пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа, но живем в надежде и в этой пасхальной радости.

– Как интересно! То есть в нашем повседневном языке нет такой формы глагола?

– К сожалению,  такая форма утрачена. Чем здесь важен и ценен церковнославянский язык? Тем, что он подчеркивает это состояние нашего христианского бытия. Поэтому изучение церковнославянского языка, чтобы понимать язык молитвы, формировать свою христианскую мысль и идею, очень важно. Нужно себя дотягивать до уровня понимания церковнославянского языка, а не опускать церковнославянский язык на бытовой уровень, это будет неправильно.

– Не могли бы Вы подробнее рассказать, в чем разница между «Христос воскрес» и «Христос воскресе»?

– Здесь заложена грамматическая форма, которая под собой подразумевает определенное незаконченное действие. «Христос воскрес» – это произошло в какой-то момент времени и закончилось. А «воскресе» – мы живем в этом времени, незаконченном времени, времени Воскресения Христа. Мы в церковном календаре отмечаем этот период сорока днями после Пасхи, после Светлого Христова Воскресения, пасхальной заутрени, пасхальной литургии. В течение сорока дней мы отмечаем это торжество, до момента Вознесения Господа Иисуса Христа во славе Своей. Мы живем, как бы открывая двери в этот восьмой день, в вечность.

– То есть получается законченно-продолженное время, если можно сказать.

– Нельзя сказать, что законченное, оно свершившееся и продолжающееся.

– Удивительно. А имеет ли какую-то смысловую нагрузку каждый из дней Светлой седмицы?

– Конечно, имеет. Во-первых, само числовое значение заканчивается именно восьмым днем – антипасхой (или это Фомина неделя, или уверение апостола Фомы). Здесь подчеркивается сама идея того, что будет происходить и что уже происходит с миром, в какое время мы живем. То есть мы живем в осуществляющееся обетование Божие.

Читать Священное Писание можно по-разному. Кто-то его читает и изучает как историческую книгу, кто-то как религиозный трактат, кто-то как философские взгляды и воззрения. А мы, православные христиане, изучаем его как обетование Божие, обетование Святого Духа нам, людям верным, что будет (то есть это вся программа нашего человеческого бытия, если хотите). И здесь мы проживаем определенный этап, который написан (или сказан) людям через Священное Писание, через это святое письмо. И мы видим, что Господь ни одного слова не сказал зря, напрасно; и только каждым нашим человеческим дыханием эти слова Священного Писания подтверждаются. Господь сказал, что пошлет Сына Своего – Того, Кто избавит нас от работы вражия, – посылает Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа. Он предсказывает через пророков, через определенные мысли, которые высказаны в Ветхом Завете, о том, что будет происходить.

Взять ту же Псалтирь: царь и пророк Давид рассказывает, что придет Мессия, что Он будет из рода Давидова, будет проповедовать Царствие Божие; потом Он будет оклеветан, осужден, убит, распят и вознесен на древе (как змей в пустыне был вознесен по обетованию Божию, через Духа Святого Моисей говорит вознести змея). Так и Христос – это змей, он возносится над землей на этом древе и показывает Себя всему миру. Через этот образ, эту жертву возможно получить спасение.

– Что значит антипасха?

– Это особый день, на древнегреческом языке означает либо «вместо», либо «параллельно», как бы повторяющееся.

– Повторение Пасхи?

– Да. Дело в том, что здесь заложена сама идея: семь дней – это больше, чем один день, правда? И вера имеет больший вес, чем уверение. Но Господь предусматривает и то и другое. Он говорит, что блаженнее (то есть счастливее, более совершенны) те люди, которые не требуют доказательства, которые услышали и свое время, все свои возможности тратят на то, чтобы достичь того, что услышали. А другие хотят доказательств, хотят что-то услышать, понять при помощи каких-то методов, изучить, исследовать…

– …подобно апостолу Фоме.

– Да. И это имя сегодня, в принципе, носит нарицательный характер. Такие люди тоже имеют право на существование, но они тратят очень много времени на то, чтобы доказать самим себе, своему неверию, непониманию те духовные принципы и основы, о которых Господь уже сказал. А люди, которые слышат и исполняют, более счастливые, потому что им не надо затрачивать время, работу, ресурсы человеческой жизни на то, чтобы доказать самому себе, что Господь сказал.

– В итоге и те и другие приходят к одному и тому же, просто разными путями.

– К сожалению, у тех, которые проверяют, возникают новые вопросы, и они себя как бы отдаляют от Бога сами. Бог не отдаляется от людей, но такие люди ставят себя все дальше и дальше, сами возводят эти препоны, преграды. Такие люди находятся как бы в куче муравьев, которые что-то делают. А люди, которые живут духом, более счастливые, потому что живут, радуются, наслаждаются, совершенствуются в Боге и Господе Иисусе Христе.

– Что сказано о первых днях после воскресения Христова в Евангелии? Как в это время жили апостолы?

– Сказано, во-первых, о факте того, что случилось в первые дни воскресения. Тела Христова не было, пришли мироносицы, апостолы и увидели пустой гроб (высеченное в скале место для положения тела), камень, отваленный от гроба, а внутри никого не было. Другие евангелисты говорят о том, что когда пришли женщины помазать Иисуса, то увидели двух мужей – ангелов Господних в блистающих белых одеждах, которые сказали им: «Кого вы ищете? Его здесь нет, Он воскрес». Другие Евангелия говорят о том, что они зашли в эту пещеру и там сидели ангелы на гробе.

Но сам факт того, как это происходило, для нас, кажется, имеет второстепенное значение. Важно, что были ангелы. Конечно, по своему человеческому состоянию, если бы я увидел ангела, я бы испугался. А здесь мы видим высоту духовного состояния тех людей, которые были со Христом. Они не боятся вестников Божиих, они только преклоняют перед ними свои лица; может быть, преклоняют перед этими высокими божественными силами свое человеческое естество, без гордости и с трепетом воспринимают эту благую весть. И здесь мы видим, что случилось то, о чем говорил Христос, и ангелы дают подтверждение: Он же вам говорил, и вот это произошло и случилось. Это то, что происходит непосредственно за днем воскресения. Произошла великая трагедия. Богочеловека, Бога и Господа нашего Иисуса Христа люди осуждают, невиновного убивают. Казалось бы, наложив руки, они думали, что поймали Его в ловушку, но обманываются тем, что Он выше всех этих земных пут и связей.

– Как правильно выходить из поста без вреда для души и тела?

– Дело в том, что состояние в пост – это особое состояние, когда люди не просто занимаются гастрономическим воздержанием в пище, питии, а когда пост имеет несколько составляющих: это физический пост (или гастрономический), душевный, а также духовный. Апостольские правила предписывают, чтобы в дни пасхальные люди упражнялись в пении псалмов, чтении и изучении Священного Писания, чтобы делились радостью о воскресшем Господе Иисусе Христе. Здесь мы сталкиваемся с такой проблемой, когда люди думают, что Пасха – это возможность выпить водки, покурить, объесться, что на этом вся радость…

– …весь пост закончен.

– Да, что радость Христова воскресения – в яйцах, куличах и пасхах. Но нет. Это всего лишь символы. Человек может подкрепить свои телесные силы именно при помощи этих продуктов, которые имеют символическое значение. Выходить из этого состояния… даже не знаю, правильно ли говорить «выходить». Встречать  явление воскресшего Господа Иисуса Христа можно и без этого выхода, потому что до этого были  подготовительные дни. Страстная седмица – это особые дни, когда усиливается пост, но пост заканчивается до Великой Страстной седмицы. Там уже пост особенный, глубокий. Если мы, допустим, по апостольским правилам субботу только одну постимся – Великую Субботу, то все остальные субботы не постимся в противовес иудейской вере, в противовес католикам. И апостольское правило прямо об этом говорит.

Посмотрите по Типикону, даже во время Великого поста в субботу послабление. Седмица – сухоядение, в субботу обязательно некоторое послабление. Если выпадают праздники, то также есть послабление в пище и питии. Богослужебные дни – также службы более торжественные, более праздничные, более легкие, если хотите. Всенощное бдение в субботу под воскресенье во время Великого поста…

А богослужения в Светлую седмицу радостные, торжественные, при свете, при красном или белом убранстве храма. Постоянный звон, малиновый звон по Москве. Сейчас мы едем и только слышим звуки сирен, каких-то строительных площадок, шум поездов. А раньше Москва переливалась колокольным малиновым звоном. В течение недели всегда Пасху отмечали таким торжественным событием. И люди пребывали в особенной душевной эйфории, но с духовным настроем. Сейчас такого, к сожалению, нет, потому что и в колокола не позвонишь. Обязательно найдутся старые коммунисты или коммунистки, которые начнут звонить, писать письма, жаловаться, кидать бутылки в колокольню. Может быть, кто-то и из «воздушки» будет стрелять по колоколам. Сейчас общество очень испорченное. Оно не понимает духовного смысла этого. Привыкли жить, страдать, в своем грехе погрязши, и очень печально бывает, что люди не знают той красоты и радости, которая открывается нам в праздновании Святой Пасхи.

– Вопрос от телезрительницы: «В молитве „Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…“ каким образом молиться предстоящим людям? Потому что я, например, молюсь о себе, детях и внуках, о ниспослании на них Святого Духа. Правильно ли я это делаю, или это какая-то другая молитва, которая должна быть о предстоящих Дарах? Объясните мне, пожалуйста».

– Понятно, спасибо. Были приведены слова из чина Божественной литургии. Здесь должна быть, конечно, уместность. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим» за все, потому что приносится Бескровная Жертва. Если человек молится о своей семье, своих близких, если понимает, что это применимо к нему, то это очень даже хорошо. Но лучше, конечно, когда люди посещают при храмах катехизаторские курсы, когда посещают воскресную школу для взрослых, где разбираются такие вопросы. Либо дома имеют самую обычную книгу – Закон Божий (Серафима Слободского). Я всем рекомендую прочитать эту книгу. Нельзя быть православным христианином, не прочитав ее. Нельзя быть православным христианином, не зная определенных духовных, душевных, нравственных основ, которые есть в Православной Церкви. Поэтому это такой букварь для каждого человека, его должен прочитать каждый – и профессор, и тот, кто хочет поступить в семинарию, и тот, кто думает, что все знает.

К сожалению, у нас очень большая проблема – люди думают, что они всё знают. Пятьдесят лет ходят в храм Божий, а не знают определенных основ. Так что если отвечать еще раз на вопрос, можно и так понимать эти слова. Это слова, за которые ответственен священнослужитель,  от лица всего народа просящий и молящийся перед Богом, перед святым престолом, перед Тем, Кто находится в это время на святом престоле.

– Вы сказали, что Светлая седмица – это не переход от Великого поста, а логичное продолжение поста и нет порога, через который человек переходит и меняет свою жизнь.

– Как Вам сказать… Великий пост прежде всего предназначен для того, чтобы очистить чувствие, чтобы убрать все то, что будет мешать встретить Святую Пасху. Если человек будет жить в грехе, в душевном состоянии, то эти песнопения, это состояние не тронет человека, не покажет ему красоту того, что будет потом, что несет нам воскресший Христос. Когда человек очищает свои чувствования – душевные, духовные, телесные при помощи поста, то он лучше ощущает это все,  становится тоньше, духовнее. И когда человек приходит, допустим, в храм Божий и говорит, что не почувствовал Пасхи,  что-то было не то, я отвечаю: значит, плохо постился, плохо подготовился. Потому что если человек действительно хорошо готовится, то он чувствует…

– …Цель – все равно Пасха.

– Пасха – цель нашего бытия. Апостол сказал, что наша вера будет тщетной, если Христос не воскрес. Все, что мы делаем, говорим, рассказываем людям, будет тщетным. Мы должны говорить именно о воскресении Господа Иисуса Христа, должны проповедовать, возвещать эту истину всем и говорить, что Царство Божие только через Иисуса Христа воскресшего наследуется. Почему для нас Пасха важна? Да потому, что Христос показал, какое состояние измененного и совершенного тела будет у нас. Он же принял на Себя тело такое, как у нас, такую же кожаную одежду надел, как мы, и показал, как это тело будет совершенно. Не будет ни болезни, ни печали в этом теле, ни воздыханий различных. Оно будет совершенным, измененным. Господь в измененном состоянии пришел.

Причем к людям пришел не призрак, ведь тому же Фоме Он говорит: дай палец твой и вложи в руки Мои, которые были прибиты ко кресту, в место от гвоздей. Представляете, является Христос в Своих белоснежных ризах и показывает ему эти раны, визуализирует это все. Человек это видит, ощущает. Видит, если хотите, «мясо» через кожу, видит все анатомические образования (если для более подготовленных людей). А представьте себе еще большую картину, когда Христос говорит: дай Мне руку свою и вложи в ребра Мои, в межреберье (потому что Христос умер на кресте и должны были исполниться пророчества, что ни единая кость не сокрушится у Него). Не были перебиты голени, ребра тоже не были пробиты. Если там сказано, что воин ударил Его копием в бок и оттуда хлынула кровь и вода, Господь показал нам и совершение Божественной литургии, особые качества Божественной литургии при помощи этого действия. Это имеет глубокий богословский смысл.

И когда Христос является ученикам, подзывает Фому и говорит «вложи руку свою», – представьте, какой разрез, какая рана была, и все это видно, туда действительно можно было вложить руку. Рана, скорее всего, была уже несовместимая с  жизнью. Даже если люди говорили, что у Него был шок, Он встал, ушел… Много различной всячины можно прочитать в опровержение воскресения.  Но те евангельские повествования, этот анализ на богословском уровне, даже на физическом, физиологическом, медицинском, анатомическом, антропологическом говорят о том, что Человек был убит, Он умер настоящей смертью. Он пришел и показывал это Своим ученикам... Потом Он уходит: как явился нежданно-негаданно, так и покидает их. Так же как когда шли Лука и Клеопа в Эммаус, помните? Христос идет как обычный человек, ест с ними, а узнают Его только в преломлении хлеба, и тут Он исчезает.

То есть это совершенство тела, для которого нет уже ни ограничительных рамок, ни времени, ни пространства, которое может заключить Христа. Он вне времени, вне пространства. И когда человек присутствует на Божественной литургии, он ощущает Христа, Который находится в этом обществе, собравшемся ради Него. Особое благословение, особая унификация нашего чувствования Христа – причащение Его Телом и Кровью, когда мы можем видимым образом почувствовать Его. Господь как бы спустился для нашей человеческой немощи, чтобы не говорили: Духом причащайтесь. Нет, Он говорит: обязательно Телом причащайтесь; хлеб – тело Мое, вино – кровь Моя. И говорит: «Творите в Мое воспоминание. Кто будет есть Мое тело и пить Мою кровь, тот во Мне пребывает, а Я в нем». Такие люди как бы открывают для себя своими действиями, своей жизнью, своими желаниями Царство Небесное.

– Как изменяется подготовка к Причастию во время Светлой седмицы?

– Дело в том, что причаститься Святых Христовых Таин всегда большая радость. Но мы, православные люди,  очень мало любим читать православной литературы, правил апостольских, каких-то правил ко Причастию… Даже немногие любят зайти на сайт Московской Патриархии и посмотреть, как правильно готовиться. Святейший Патриарх у нас по этим мелким вопросам (казалось бы, мелким, но они очень крупные) везде ставит точку, чтобы не было никаких разномыслий, никаких суждений. Чтобы, допустим, если это на уровне епархии, то есть мнение Церкви – не мнение отдельной епархии, а мнение Церкви. Оно унифицировано, обязательно для исполнения всеми. Можно, допустим, не ссылаться на авторитет одного владыки либо батюшки. У нас есть мнение Церкви, мнение, благословленное Святейшим Патриархом. И там сказано, что в эти дни люди тоже могут причащаться, но вести сдержанный образ жизни, не переедать. Хочет человек причаститься, чувствует эту духовную потребность, нравственную, чувствует, что ему надо причаститься, – он говорит со своим духовником, и духовник его допускает к Чаше, чтобы человек еще и еще раз приблизился к воскресшему Христу в эти святые дни.

– То есть без поста, только в умеренности?

– В умеренности. Пост – это особое действование. Как вы можете в сплошные дни поститься, если вся Церковь не постится? Если есть какой-то грех, страсть, то в частном порядке такого человека можно благословить на личный пост – воздержания, молитвы. А если вся Церковь не постится, никто не имеет права накладывать на себя бремена неудобоносимые.

– А молитвенная подготовка к Причастию меняется?

– Да, конечно: читаются пасхальные часы. В Светлую седмицу читаются пасхальные часы. Есть люди, которые любят утренние, вечерние молитвословия, кто-то любит три канона почитать. Но если в него вмещается это, никто не против. Заставлять палкой не читать их мы тоже не можем. Но в это особенное время читаются пасхальные часы, Пасхальный канон.

– И перед Причастием тоже?

– Да.

– То есть три канона и Последование…

– Нет, пасхальные часы и Пасхальный канон. Вычитывается, по большому счету, пасхальная утреня, когда каноны поются, припевы «Христос воскресе из мертвых», потом «Воскресение Христово видевше». Все в сокращенном виде поется, в таком пасхальном чине и режиме соблюдается.

– Можно сказать, что это послабление во время Страстной седмицы?

– Как сказать. Это не послабление, это просто другая сторона, особенная сторона духовного состояния человека.

– То условие, что человек может не поститься во время Светлой седмицы, не приводит ли к потере благоговения перед таинством, к потере бдительности?

– А как это может привести, если человек находится в особенной духовной радости? Если человек живет земными запретами, благословениями старцев, значит, напрасно апостол Павел нам об этом говорил в своих посланиях. Он говорит: мы свободны от тени закона, от особенных почитаний календарных дней, месяцев, новолуний и всего остального. Мы свободны от тех предписаний, о которых нам говорят старцы (ешь это или не ешь то, будь смиренным, будь благоговейным). Мы должны быть смиренными во Христе, не угождая кому-либо больше, чем Богу или Христу, понимаете? Поэтому здесь мы должны выработать в себе определенное состояние.

Что произошло в эти дни? Воскрес Христос, открыл нам врата рая, показал, что через Него можно войти в рай и наследовать жизнь вечную. Это определенное душевное, духовное состояние. Но если человек накладывает на себя бремена неудобоносимые, если Христос Своим воскресением, как  говорит апостол Павел, снял с нашей головы плат, который закрывал наше лицо, то зачем же Христос смотрит на нас, радуется нам? А мы должны смотреть на Христа, радоваться Ему, но опять накрываем себя этим покаянным покрывалом, одеялом, прячем свое лицо от Христа воскресшего. Это неуместно. А чтобы быть, так сказать, в духовном тренде, тенденции, нужно просто жить жизнью Церкви. Не нужно для себя придумывать определенных правил, не нужно накладывать на себя правила, молитвословия, потому что праведнее ты не станешь, более святым не станешь. Только впадешь в гордость, осуждение, и вся весть о воскресшем Христе, все состояние духовной радости аннулируется при этом.

Допустим, приходит один человек и жалуется: как это так готовиться к Причастию – Пасха, люди сала наедятся, сковородки яичницы с беконом и колбасой нажарят… Я говорю: ну и пусть едят, Вам-то что? Вы хотите показать, что Вы только рыбку съели? Так и ешьте, слава Богу. Если едите только зелень или салатики из помидоров и огурцов – тоже слава Богу. Они вас не осуждают, Вы их не осуждайте. Живите, спасайтесь. Нравится Вам так жить – зачем Вы туда смотрите? Живите своей жизнью. Не нравится – тогда надо найти смирение, такое духовное качество, чтобы не возноситься, не гордиться. Всех под одну гребенку невозможно постричь.

– Вопрос телезрителя: «Перед Причастием нужно помириться с тем, с кем поругался, это правильно?»

– Желательно, если это возможно.

– Телезритель: «Нужно попросить у человека прощения. А человек не то что не может простить, но всячески против того, чтобы прощать, потому что говорит: простишь один раз – люди будут опять поступать так же, поэтому прощать не нужно. Следует ли просить прощения у такого человека?»

– Попросить прощения следует. Главное, чтобы Вы простили. А простит ли этот человек – это уже пусть его будет груз ответственности. Христос призывает нас снять груз с нашей души. Если то, что говорит Христос, Вы выполнили, Вы действительно очистились от состояния, когда чувствуете особую потребность попросить прощения. Попросили, сделали это с любовью, с благоговением. И попросите Духа, чтобы Он посетил и Ваше сердце, и сердце того, у кого Вы просите прощения, чтобы это было обоюдное состояние. Бывают люди, которые коснеют в грехе, не хотят ничего этого делать. Но это их проблемы. Надо за них молиться.

– Телезритель: «А не будет ли так, что он не простил меня и я непрощенный иду к Причастию?

– Вы слышите, что я говорю? Вы его простите и не беспокойтесь, Вы за свою душу переживайте. Вы попросите прощения, а там уже пусть он разбирается сам с собой. Если он не хочет этого делать, у него есть определенные духовные, душевные качества, оставьте это на работу для Духа Святого. Он все сделает. Вы молитесь, Вы простите, Вы благодарите и благословите его. И идите причащайтесь ничтоже сумняшеся.

– Телезритель: «Спасибо Вам огромное!»

– Как сохранить плоды Великого поста?

– Вы знаете, они такого духовного качества, что их невозможно посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать. Если человек говорит о плодах, наверное, это человек святой жизни. Я все пощусь, и никак даже цветочки не распускаются. Как был грешник, так и остался. Но надеюсь на милость Божию. Если человек дожил до такой степени совершенства, что и плоды видит, дай Бог, чтобы он их видел, но чтобы это не было прелестью. Когда человек говорит о том, что он чувствует, как духовно возрастает, скорее всего, он чувствует, как он падает.

Но вместе с тем, если человек во время поста избавился от какой-то страсти, пересмотрел свои взгляды на жизнь и изменился, то это большое духовное достижение. Вот они и плоды. Если человек курил, наркоманил, принимал алкоголь, блудил, воровал и все это осталось, понятно, что ничего не произошло. Но думаю, все равно что-то дотронулось до его сердца, потому что жизнь человеческая имеет определенные границы. Господь снова и снова дает человеку возможность. Поэтому Пасху каждый год празднуем, хотя это и продолжающееся действие, но мы этим празднованием Пасхи как бы соглашаемся, единым сердцем и едиными устами договариваемся и празднуем со всем православным народом это великое событие, отмечаем день рождения или день возможности вхождения в Царствие Небесное. Поэтому здесь или возрождение души в Господе Иисусе Христе – тоже Пасха; или очищение от всех грехов, для того чтобы человек становился пригодным для Царствия Небесного, – это тоже Пасха. Если человек ради Господа избавился от какой-то страсти, какого-то греховного действия, то он сделал большое дело. Господь такого человека обязательно помилует, простит и поможет ему нести его житейские трудности. Если хотите, крест свой житейский поможет нести.

А если человек использует это просто как систему взглядов, жизненных «идей» в кавычках, то – поживет, а потом поймет, что у буддистов система лучше или хуже, пойдет в какую-то другую секту. Такой человек неблагонадежен. А настоящий православный человек все это делает ради того, чтобы угодить Господу Богу, Господу Иисусу Христу, угодить Ему ради достижения высших благ, которые нам обещает Господь. Почему мы верующие? Потому что верим, что Христос воскрес, верим тому, что обещает нам Господь Иисус Христос, верим, что только через Него возможно Царствие Небесное, только через Него мы можем туда пройти. Никакими другими путями, только через Господа Иисуса Христа. Это должен понять каждый человек. Евангелие говорит о том, что когда все на земле поймут это, когда все поклонятся Его святому имени, тогда будут и изменения на земле. А сейчас еще много язычников, много людей, которые не признают Христа, многие Его не знают. 

Я как бы предвосхищаю человеческие нестроения о том, что это конец света, еще что-то будет, какие-то божественные проклятия люди видят, что будут какие-то изменения на земле. Это все вымыслы человеческого ума, тех людей, которые не читают Священного Писания – вообще не читают или читают, но рассказывают так, как они его поняли. А Священное Писание нужно читать в свете святых отцов Церкви, в свете православного Предания, когда вся эта красота, вся палитра духовных красок открывается. Кстати, бывают такие парадоксы, когда написано одно, а святые отцы открывают совсем новую сторону и говорят совсем о другом. Удивляешься: как это? А очень просто: Господь этим людям посредством Духа Святого, этого переводчика, посланного свыше, открывает нам, как надо жить в этом мире, как правильно понимать Священное Писание, как мы должны применять это Священное Писание по отношению к себе.

– Как быть человеку, который сознает, что он недостаточно хорошо провел Великий пост, недостойно провел его?

– Такой человек пусть не расстраивается, потому что будет скоро Петров пост, потом Рождественский пост. Так что у него еще много времени для того, чтобы он почувствовал, что он достоин. Но если человек думает, что он достойно провел пост, то такой человек либо не понимает, что делал, либо находится в духовной прелести. Потому что цель поста не в том, чтобы ты понял, как ты его провел, а чтобы люди, которые живут рядом с тобой, заметили изменения. Есть люди, которые и понимают, и видят свой духовный рост, поняли, что они духовно возросли. А вот люди, которые рядом с ними находятся (или духовный отец) думают: был негодным и стал еще негоднее. А вот когда другие заметят, когда Церковь заметит, когда духовник заметит это изменение в лучшую сторону, – тогда уже говорится о том, что человек провел это время не зря, что он работал над собой. А если этого не происходит, а человек думает, что он возрос, – это бес его возносит, чтобы уронить где-нибудь.

– Какова духовная польза Светлой седмицы?

– Духовная польза Светлой седмицы огромна, потому что она человека как бы перемещает в ощущение нового, если хотите, духовного пространства, которое не имеет границ. Каждый человек может это проверить. Каждый человек должен сходить в это время в православный храм и посмотреть в сторону алтаря, увидеть открытые царские врата. Это напоминание нам о том, что Господь Своею смертию, Своим воскресением, Своим пребыванием на земле, с теми людьми, которые хотят Христа присвоить себе (стать Его учениками), лично Спаситель для каждого человека. Эти дни особенным образом позволяют человеку увидеть то, что стоит вне человеческого сознания и понимания. Поэтому для церковного человека это определенный качественный стиль жизни, чтобы попасть в Царствие Небесное. Когда ты все время пребываешь в этом мистическом, если хотите, молитвенном состоянии, то твой ум начинает понимать, какую идею хотел донести до нас Христос. Христос же нас не палкой загоняет в Царствие Небесное. Он говорит: Дух, который Я пошлю, от Отца. Этот Дух поселится в вас, ваших сердцах, умах, и у вас изменится понимание Бога, понимание Царствия Небесного. Вы поймете всю необходимость, поймете, что в Царствии Небесном вам будет настолько хорошо и прекрасно, что все человеческие радости просто ничего не стоят по сравнению с радостями неба.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать