Беседы с батюшкой. Духовное сокровище, которое мы не ценим

17 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Что же это за духовное сокровище, которое мы не ценим и которое должны ценить?

– То сокровище, которое, к сожалению, недостаточно ценят современные люди (даже считающие себя православными), – это таинства Церкви в первую очередь, таинство Покаяния. Почему я говорю, что таинство Покаяния? Потому что святые отцы говорят, что таинство Покаяния – это дверь ко всем остальным таинствам Церкви. Ведь не случайно Господь наш Иисус Христос, как мы читаем в Евангелии, выходя на Свое общественное служение, говорил (Его первые слова, первый призыв): Покайтесь и веруйте во Евангелие. Покаяние – это как раз самая главная основа духовной жизни.

К сожалению, многие подвижники благочестия нашего времени (например, преподобный Паисий Святогорец, преподобный Порфирий Кавсокаливит и многие другие) обращали внимание, что проблема современных людей состоит в том, что они не до конца ценят это драгоценное сокровище, которое им дано. Дана возможность каяться в своих грехах. Когда мы грешим и не каемся, мы предоставляем дьяволу права на нас, а когда мы предоставляем дьяволу много прав на нас, он лишает человека свободы ума, свободы воли – и человек даже не может правильно сориентироваться в разных ситуациях. Мы видим, что какие-нибудь трудности полностью выбивают его из колеи, человек сразу впадает в уныние, отчаяние, пытается какие-то сложности решать земными, мирскими путями, хотя есть духовные ключи для решения тех или иных проблем.

Вот почему преподобный Паисий Святогорец (который очень любим мною, мы часто его цитируем) в первую очередь говорил людям, которые приходили к нему с самыми разными проблемами: «Сходи покайся, поисповедуйся своему духовнику, а потом придешь ко мне – и я тебе постараюсь помочь в твоих проблемах». А люди, наоборот, говорили: «Геронда, если ты можешь мне помочь, то подскажи». Он отвечал: «Я-то тебе могу подсказать, я даже вижу и знаю твою проблему, но в том состоянии, в котором ты сейчас находишься, ты не можешь понять эту проблему. Надо освободиться от бесовского воздействия». А освободиться мы можем только в таинстве Покаяния.

Дорогие друзья, все, кто нас сейчас смотрит или будет впоследствии смотреть нашу программу, обратите внимание, что, объективно говоря, за последние 20–25 лет в современном российском обществе наблюдается интерес к религии, православию. Но наряду с этим интересом у широких масс населения не наблюдается более глубокого воцерковления. То есть, к сожалению, немало людей, даже считающих себя верующими, с симпатией относящихся к православию (они говорят о себе: «я православный», не называют себя ни атеистами, ни агностиками – они называют себя православными, когда их спросишь), свою православность представляют в виде тоненькой прослоечки интереса к Церкви, что заключается в том, чтобы в лучшем случае заказать молебен, заказать панихиду, записочку подать, перекреститься, свечу поставить.

Нужно понять, что твоя подлинная духовная жизнь начинается тогда, когда ты начинаешь каяться в своих грехах, следить за собой, чаще приступать к таинству Святого Причащения. Полнокровная церковная жизнь начинается только тогда, когда ты к этому приступаешь. И только при частой исповеди и частом причащении начинает жить твоя душа, просветляется ум, укрепляется воля в борьбе с грехом. Даже в каких-то сложных ситуациях человек воцерковленный, регулярно исповедующийся, регулярно причащающийся, знает, как спокойно, с мирным духом, себя вести, какой нужно дать совет. Почему мы порой видим, что немалая часть даже верующих людей пытается решать духовные вопросы мирскими методами? Потому что они вот это сокровище покаяния не ценят.

– И на государственном уровне тоже используются прежде всего мирские способы решения проблем.

– Ну, в первую очередь ответственность – на нас. Почему? Потому что в Священном Писании сказано: кому много дано, с того много и взыщется. Поэтому с людей Церкви (или, по крайней мере, так себя позиционирующих), с нас, Господь спросит гораздо строже, как мы себя ведем.

Преподобный Паисий нередко приводил такой наглядный пример: корабль тонет, колышется волнами; если, расталкивая других, хватаешься за мачту, думая, что, схватившись за нее, не утонешь, то ты на самом деле забываешь, что мачта тоже пойдет ко дну, как и весь корабль. То есть мирской суетой, многословием, говорением, дискуссиями, конференциями, думаю, решать сложные духовные проблемы нельзя. Мы эти проблемы еще больше усугубляем, вместо того чтобы обратиться к Богу с молитвой. К Богу, Творцу, Который близ есть. Господь всегда рядом, только Он ждет, чтобы мы к Нему обратились.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Очень часто в Интернете встречаются видеоролики, в которых священнослужители делают попытку оправдать теорию эволюции, ссылаясь на то, что «мы еще не до конца изучили, как все было» и что «может быть, для создания человека Бог использовал более низшую форму живого организма». И «как могло случиться, что все мироздание было сотворено Богом за шесть дней?» Многих верующих православных людей смущают такие высказывания, они вносят путаницу и заблуждения».

– Очень важную проблему Вы сейчас озвучили. Действительно, в Интернете есть немало роликов, где даже священники (и я с болью на самом деле, отнюдь не с осуждением, а с болью душевной вынужден это констатировать!) пытаются пропагандировать так называемый «православный эволюционизм». Это такая искусственная попытка объединить христианское мировоззрение, учение о сотворении мира Богом (когда Господь Своим всемогуществом из ничего создал весь этот прекрасный мир и человека) с научными гипотезами, представлениями, теориями и т.д.

Позвольте, прежде чем ответить на Ваш вопрос непосредственно по существу, привести вот какое сравнение. На кого похожи люди, которые пытаются соединить несоединимое: христианскую концепцию сотворения мира, учение, основанное на Священном Писании, на том, что открыл Господь, и различные человеческие гипотезы, измышления, предположения и догадки? Представьте себе: молодой человек настойчиво предлагает дружбу девушке, у которой уже есть парень. Девушка ему четко, ясно, недвусмысленно дает понять, что у нее есть молодой человек, у нее есть друг, «а с тобой, приятель, у нас ничего не получится». А молодой человек с завидным постоянством продолжает вновь и вновь обращать на себя внимание: «Да нет, я тоже, в принципе, не так плох, я, может быть, даже лучше, чем твой парень; тоже современный, посмотри, какой я хороший». Дорогие друзья, такой молодой человек, навязывающий свое общение девушке, у которой есть с кем общаться, вызывает только сожаление, насмешку, но никогда не вызовет уважения, а тем более любви. Вот на кого похожи те люди, которые пытаются пропагандировать так называемый «православный эволюционизм».

Давайте по существу: есть две точки зрения, два мировоззрения, образа мысли и образа жизни. Православное мировоззрение зиждется на том, что мы верим слову Божию. Как возник этот мир, как возникла жизнь, никто из людей не знает, потому что не было свидетелей, очевидцев того, как этот мир был создан. Поэтому мы верим тому, что Бог Сам открыл. Откуда мы знаем? Из Священного Писания, из первой главы Книги Бытия, самой первой книги Ветхого Завета, где Господь говорит, что за шесть творческих дней Он создал из ничего, силой Своего всемогущества, этот прекрасный мир, а затем создал человека – и сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы. Вот позиция православных людей. Мы верим так, как открыл Сам Бог.

А что такое теория эволюции? Это концепция, догадка, которая возникла в XIX веке, а затем в некоторых странах, в частности, на нашей многострадальной Родине, стала господствующей идеологией. Люди старшего поколения помнят, что у нас учителя в школах, университетах говорили: «Человек произошел от обезьяны, жизнь возникла в результате эволюции». Это преподносилось как аксиома, не предполагалось, что в этом можно усомниться. И говорили: «Это же научный факт! Вот посмотрите, есть косточки там, косточки там, скелеты динозавров и каких-то других животных, которые находили палеонтологи». На это уже ссылались как на аксиому, и даже смешно было возражать. Но на самом деле теория эволюции – это предположение, как все могло бы быть, если бы Бога не было или если бы Он не участвовал в творении мира. Вот такая гипотеза, человеческая догадка. Главной движущей силой эволюции является что? Смерть. Уничтожение одних видов другими. Мы все хорошо знаем эту сказку со школьной скамьи: от простого – к сложному, более приспособленные виды выживают, менее приспособленные погибают. Из Священного Писания мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Смерти не было даже в планах мироздания. Смотрите: у человека, который придерживается концепции эволюции, не верит в Бога, по-своему есть хоть и научно не доказуемая, но все-таки какая-то цельность представления. А когда человек христианин, верующий в Бога, в богооткровенность Священного Писания, пытается объединить христианское учение с теорией эволюции, он похож на такого молодого человека, на которого я обратил внимание вначале.

Что нам нужно знать, дорогие мои друзья, когда мы сталкиваемся с такого рода статьями, лекциями? Мне тоже приходилось читать на эту тему самые разные наукообразные статьи. И тут важно не столько то, что говорят, но как говорят. Поправляя очки, с умным видом: «Но мы же не знаем, как это было… Ну что такое бара – творение из ничего? Что такое шесть дней, когда еще не было светил, Земли, Солнца? Что значит шесть суток? Ну не могло такого быть, это же смешно». Казалось бы, дорогой друг, если ты не знаешь, открой Священное Писание – и узнай то, что Бог Сам открыл. Для нас, православных людей, верных чад Церкви, аксиома, что Бог Всемогущ, Вездесущ, Всеведущ, и если мы верим в Бога так, как Господь нам открыл, то должны задать себе вопрос: если Бог Всемогущ, Он мог создать этот мир из ничего, Он мог создать человека, не беря какой-то материал, хвостатых приматов, гуманоидов? В Священном Писании, в первой главе Книги Бытия, мы читаем, как Господь говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, – и Он творит человека. Вдунул в лице его дыхание жизни – человек стал образом Божиим, богоподобным существом, словесным, разумным, стал венцом творения. И Господь вводит его в рай. Если Сам Бог открыл нам в Священном Писании, как это произошло, то почему бы нам Богу не верить? Почему бы нам сомневаться во всемогуществе Божьем? Поэтому для нас, верующих людей, концепция так называемого «христианского эволюционизма» совершенно неприемлема.

Почему звучат такие высказывания, создаются такие видеоролики?.. Попытка быть своими для мира: «Мы на самом деле тоже верим, что можно соединить христианскую концепцию с теорией эволюции, якобы Бог руководил процессом эволюции». Откроем Священное Писание. В Евангелии от Луки описывается родословие Христа по восходящей линии и говорится, что Христос был Сын Адамов и Божий. Между Адамом и Богом не было никакого промежуточного звена. Раз Христос – Новый Адам и Он пришел в мир, чтобы пострадать за Адама первозданного, значит, Адам действительно уникальное творение Божие, а не плод эволюции.

– Я слышал такую точку зрения, что по непринципиальным вопросам в Церкви допустимы разные мнения. Может быть, теория «православного эволюционизма» как раз тот непринципиальный вопрос, который допускает разночтения, и эта теория может являться ступенькой в познании Бога для образованных людей, миссионерским стратегическим ходом, если можно так сказать?

– Вы знаете, Дионисий, что можно на это возразить? Дорогие друзья, прошу меня простить, может быть, я приведу немножко резкий пример. Для родителей принципиально, если им скажут: «это ваши дети» или «они взяты из пробирки»? Как Вы думаете, для родителей это принципиально или нет?

– Конечно, принципиально.

– Для любых родителей это вопрос принципиальный. Действительно, иногда так называемые «миссионеры» (люди, так себя позиционирующие) утверждают, что светским людям можно говорить что-то такое, чтобы заставить их задуматься и привести в Церковь, якобы это непринципиальный вопрос. Задумайтесь, дорогие друзья, пред очами Божьими. Мы знаем из Священного Писания, что сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы. Триипостасный  Бог, советуются Лица Святой Троицы перед сотворением человека. И вот Господь создает это уникальное творение по образу Своему и подобию. И уже при Предвечном Совете Святой Троицы было предначертано, что Сын Божий станет Человеком, пострадает на Кресте Голгофы, воскреснет, чтобы спасти Адама первозданного и все человечество. Пред очами Божьими, как Вы думаете, это принципиальный вопрос?

– Конечно.

– Человек – плод эволюции какого-то хвостатого гуманоида или творение Божие? Поэтому вопрос создания мира, создания человека – это вопрос отнюдь не маловажный, в котором возможны разные точки зрения. И еще обратите внимание, дорогие друзья, что никто из святых отцов Церкви (возьмем святых отцов XIX и XX веков) не придерживался теории эволюции. Из святых никто не придерживался. А такая позиция, что якобы «внешним» людям можно говорить ложь, чтобы им понравиться, – это, простите, не миссионерство, а скорее антимиссионерство.

Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Недавно мы вспоминали столетие убиения святых Царственных мучеников. Прошли богослужения, стотысячный крестный ход. Меня огорчает то, что до сих пор есть противники почитания святых Царственных мучеников, даже среди верующих. Батюшка, объясните, как правильно понимать слова “царь-искупитель” и не является ли это ересью царебожников?»

– Эта тема мне очень близка, потому что я всегда почитал царскую семью в лике святых, с детства. У нас в семье Царственные мученики келейно почитались как пострадавшие за Христа. И многие близкие мне по духу люди также почитали царскую семью, поэтому эта тема мне близка, знакома. Насколько позволяло время и силы, я всегда старался быть в курсе самых разных тенденций, взглядов по теме Царственных мучеников.  Действительно, накануне столетней годовщины трагического убийства царской семьи вновь обнажились все нервы и подлинный лик людей: как тех, кто почитает царскую семью, так и тех, которые до сих пор находятся, как говорил в своем докладе наш правящий архиерей, владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, «в плену советских идеологических предпосылок». Они считают государя Николая II «слабовольным», «кровавым» и т.д., и т.д.  Повторять сейчас не будем.

Как мы хорошо знаем, в Екатеринбурге прошел более чем стотысячный крестный ход. И поверьте, дорогие друзья, если бы все желающие имели возможность в нем поучаствовать, то этот крестный ход был бы значительно больше. Может быть, в силу объективных причин не все могли приехать и в нем поучаствовать. И сам покаянный порыв людей, что люди добровольно приехали, отстояли на богослужении и прошли этот многокилометровый крестный ход во главе с Предстоятелем, показывает их внутреннее отношение к царской семье.

Сейчас есть самые разные крайности. Есть такая тенденция, когда почитателей царской семьи называют царебожниками. Как мне кажется, такое происходит по причине недостаточного понимания и осмысления тех слов, которые сам последний российский император, святой царь-мученик Николай произносил неоднократно, особенно в конце своего правления: «Если необходима жертва для спасения России, я готов стать этой жертвой». То есть идти на жертву, на искупительную жертву. Разумеется, дорогие друзья, государь Николай Александрович был широко образованным, в том числе и богословски подкованным человеком. И когда он произносил эти слова («Я готов стать жертвой для спасения России»), он отнюдь не вкладывал в них догматический смысл. «Жертва» не в том смысле, как Господь наш Иисус Христос, Который принес Себя в искупительную Жертву для спасения человечества. Может быть, как мне кажется (я слышал такую точку зрения), такие крайности – что некоторые называют царя соискупителем, приравнивают его жертву к той единственной бесценной  и несравненной Жертве, которую Спаситель наш Господь Иисус Христос принес во искупление всего человечества, – происходят от неправильного понимания этих слов. Тут надо вот на что обратить внимание: когда государь произносил эти слова, он говорил в нравственном смысле слова. «Если необходимо, я готов пожертвовать собой; даже своей семьей, своими близкими, если это нужно для спасения любимой мною Родины».

Простите, приведу такую аналогию: допустим, есть какая-то многодетная семья, она находится в доме, а дом окружен террористами, изуверами, которые хотят всех уничтожить. И глава семьи, глядя в лица своим близким, говорит: «Если для вашего спасения необходима жертва, я готов сейчас выйти, предложить себя в жертву за вас». Представьте себе, с каким чувством смотрит на своих близких человек, отец, прекрасно понимая, что их сейчас ожидает. И он предлагает себя в жертву. Он отдает себе отчет, что, может быть, он принесет себя в жертву, но это не спасет его близких. Но это внутренняя, нравственная решимость пожертвовать собой, если это необходимо для спасения. Вот какой смысл вкладывал государь Николай Александрович в эти слова: «Я готов стать жертвой для спасения России». Если мы понимаем их в таком смысле, можно называть его царем-искупителем. Не догматизируя.

Обратите внимание еще и на такой момент: что будет, если мы начнем относиться по-фарисейски (заниматься буквоедством, брать каждое слово, оценивать его, открывая учебник догматики, и говорить: «С точки зрения догматического богословия такие слова нельзя было произносить») к словам любых исторических личностей, в том числе святых? Смотрите, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, великому пастырю, молитвеннику, чудотворцу, как раз современнику царской семьи, который в это непростое революционное время совершал свое пастырское служение, принадлежат такие слова: «Не понимают русские люди, что такое Россия. Россия – это подножие Престола Божия». Согласитесь, дорогие друзья (кто из вас богословски образован), можно подойти к этим словам святого праведного Иоанна Кронштадтского с точки зрения догматического богословия и начать придираться: мы знаем, что Бог есть Дух, Он Всеведущ, Всемогущ, что Он Вездесущ. Как у Вездесущего и Всемогущего Бога может быть какой-то Престол? И почему в России? Почему не в Польше? Почему не в Болгарии? Почему не в Армении? Почему не где-то в другом месте? Почему так? Но некорректно подходить к словам праведного Иоанна Кронштадтского с такой точки зрения.

Или, например, его известная молитва, где он, по вдохновению своей души, говорит: «Отче наш, да святится имя Твое в России, да приидет Царствие Твое в России, Ты насади в ней веру истинную» и т.д. Когда святой Иоанн Кронштадтский произносил эту молитву, он произносил ее не в качестве альтернативы молитве, которой Господь научил Своих учеников, которая есть в Евангелии, известна всем и переведена на все языки. Не вместо той молитвы, а как порыв верующего пастырского сердца при виде того, что происходило в те непростые предреволюционные, революционные времена. Он с болью в сердце молился Богу о своей пастве. Поэтому и к словам государя Николая Александровича, святого царя-мученика, надо относиться правильно. Когда он говорил «я готов стать жертвой», имелся в виду нравственный смысл, а отнюдь не догматический.

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Посоветуйте, пожалуйста, автора толкования Откровения апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса».

– Апокалипсис Иоанна Богослова – книга таинственная. И не случайно по традиции, идущей еще с апостольских времен и существовавшей в Древней Церкви, она не читается за богослужением, потому что это очень сложная для понимания книга. Немногие из святых отцов дерзали толковать эту таинственную книгу, где апостолу Иоанну, Своему возлюбленному ученику, Господь открыл грядущие судьбы мира, конец этого тварного мира, сказал о Суде, когда Господь придет судить живых и мертвых. Из Священного Предания мы знаем, что творение святителя Андрея Кесарийского (его беседы на Апокалипсис) считается одним из лучших произведений отцов Древней Церкви. А из современных, насколько мне известно, очень взвешенное, в святоотеческом духе, –толкование на Апокалипсис, составленное иеромонахом Серафимом (Роузом) и архиепископом Аверкием (Таушевым), написанное в соавторстве. Это беседы на Апокалипсис. Как мне кажется, это одно из самых удачных, что мне приходилось читать. Именно в святоотеческом ключе, без крайностей, каких-то собственных фантазий – то, что полезно знать современному человеку.

– Хотелось бы вернуться к вопросу о царской семье. Есть такая точка зрения, что факт расстрела царской семьи не установлен, недостоверен, что юридически он не подтвержден, судебного приговора не было, не были названы его исполнители и, следовательно, все, что связано с расстрелом, является гипотезой, предположением, это необоснованно и не имеет под собой почвы. Как можно это прокомментировать?

– Да, Вы правы, Дионисий. Некоторые современные историки, даже с известными именами (не будем касаться имен и фамилий), так и говорят: раз юридически не установлен сам факт расстрела, раз мы не имеем решения суда, значит, все, что мы знаем, – всего лишь догадки, гипотезы, порой неподтвержденные. Что можно на это ответить? На самом деле есть очень много известных любому образованному человеку исторических личностей, которые пали жертвой заговора и о которых мы можем так говорить (если подходить с такой точки зрения). Например, Гай Юлий Цезарь. Он был убит 15 марта 44 года до Рождества Христова в результате заговора сенаторов. Так как мы не имеем юридически подтвержденного документа, решения суда, можно сказать: «А откуда мы знаем, что Гай Юлий Цезарь был убит именно таким образом?» Не названы исполнители, не доказана их вина и т.д. И можно вспомнить очень много таких исторических личностей. Но тут хотелось бы обратить внимание на один нюанс: историки советской эпохи почему-то с такой предвзятостью относятся только к последнему российскому императору. Других исторических личностей они не называют. В этом, как мне кажется, отличие исторического беспристрастного подхода, основанного на фактах, от простой идеологической пропаганды.

– Вернемся к теме нашей передачи, покаянию. Стоит ли спорить с духовным отцом, который, может быть, неправильно тебя понял, что-то резко сказал? Стоит ли оправдываться?

– Ситуации бывают самые разные. Но если у человека есть духовный отец, которому он доверяет, с кем советуется, просит его молитв, применяет советы духовника в жизни и видит, что эти советы ему помогают, то скорее всего такая ситуация не возникнет. Но если вдруг возникнет, то по недоразумению, а чаще всего – по зависти врага нашего спасения. Потому что он, в отличие от нас, знает о силе покаяния, о его пользе и спасительности для нас, людей, особенно современных, живущих в таком ритме, когда некогда остановиться и задуматься, куда ты идешь, к чему стремишься, что тебя ожидает завтра и вообще для чего ты живешь на Земле. Он хочет посеять семена недопонимания между христианином и его духовником. Может показаться: вот я батюшке что-то сказал – а он меня не понял, ответил что-то не то; я его спрашиваю об одном, а он мне отвечает другое. Но ведь можно провести аналогию с лечащим врачом. Если у нас есть лечащий врач, к которому мы регулярно обращаемся, он уже более-менее знает состояние нашего здоровья, знает результаты анализов. И вот мы что-то спрашиваем: можно нам то или то? А врач отвечает: «Нет, это не надо, – лучше вот так». Начать спорить с лечащим врачом? Говорить: «Доктор, да Вы меня не так поняли. Я хочу не эти таблетки и не те – я хочу мед, варенье, мороженое и т.д. Мне так лечиться приятнее». Естественно, так спорить – себе дороже. Допустим, доктор с тобой согласится: хорошо, лечись так. Но потом по результату самочинного лечения можно увидеть, как болезнь усугубится.

А если начать спорить с духовником?.. Для начала надо просто понять, что тебе сказал духовный отец. И спокойно, со смирением, культурно, если вы что-то не поняли или вам кажется, что духовник не понял вас, сказать: «Батюшка, простите, я не совсем понял(а), что Вы имеете в виду. Я имел в виду то, то, то и то, а что Вы сказали?» Любой духовный отец, особенно опытный, понимает, что он не господствует над душой пасомого, своего духовного чада, он не жестокий господин, не тиран, а советчик, молитвенник, руководитель. Он, естественно, пояснит. Если отношения с духовником нормальные, то, как правило, такой ситуации не возникает.

Вопрос телезрителя из Сергиева Посада: «Мой друг грузин, но живет на Украине. Он задал мне вопрос теперь хочу узнать, насколько правильно я ему ответил. Он спросил: где написано, что Господь говорил Своим ученикам, что после Его смерти, Воскресения и Вознесения Церковь и служители Церкви (духовенство) имеют право возводить людей в лик святых после их смерти?»

– Ваш друг задает вопрос, по которому можно сделать осторожный вывод о протестантском подходе Вашего друга к Священному Писанию и вообще к Церкви. Но, может быть, я ошибаюсь, не зная человека. Не могу утверждать. Но примерно похожие вопросы задают люди протестантского склада. Им хочется все увидеть «на строке». Они не верят устному слову Церкви, слову Священного Предания. Им надо увидеть «на строке». Тогда необходимо смотреть в самом тексте Священного Писания. В первую очередь хочется сказать, что Священное Писание  – это слово Божие, написанное человеческой рукой. То есть здесь мы видим синергию, соучастие, соработничество воли Божией и свободной человеческой воли, человеческого ума, человеческой руки. Поэтому не совсем благоразумно ждать, чтобы Господь Сам тебе явился, что-то сказал или что-то показал.

В Священном Писании действительно есть места, из которых мы можем постепенно (если мы правильно понимаем эти священные тексты, слова Евангелия) понять, что Господь Сам делегировал святым апостолам ту власть, о которой мы сейчас говорим. Открываем Евангелие от Иоанна. В 14–17-й главах – прощальная, последняя беседа Господа нашего Иисуса Христа с учениками накануне Его крестных страданий. В прощальной беседе Господь открывает Своим возлюбленным ученикам всю волю Божию, открывается им так, как, может быть, до этого не открывался. Потому что накануне страданий. И обратите внимание, в Евангелии от Иоанна, в 14-й главе, 16-м стихе, Господь говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Эта же глава, 26-й стих: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. То есть Господь, прощаясь со Своими учениками, зная, что Ему предстоят страдания, затем Воскресение и Вознесение, говорит, что с ними будет Утешитель, посланный от Отца Дух Святой, Он с ними пребудет и напомнит все то, что говорил Христос. Открываем следующую главу; 15-я глава Евангелия от Иоанна, 26-й стих, беседа Спасителя с учениками продолжается: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Святой Дух будет свидетельствовать о Христе и напомнит все слова, которые говорил Господь, Он пребудет вовек с учениками и другими последователями Христа до скончания века; …а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Следующая, 16-я, глава Евангелия от Иоанна, 12-й стих: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. То есть «вы не можете сейчас понять». Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Последняя глава Евангелия от Луки. Господь накануне Своего Вознесения говорит: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в граде Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Господь говорит о схождении Святого Духа. Оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. То есть не человеческой силой, а силой Духа Святого.

Мы как люди, хорошо знакомые со Священным Писанием, знаем, что буквально во второй главе Книги Деяний апостольских описывается, как в день Пятидесятницы сошел Святой Дух, как апостолы получили изобилие даров Духа Святого, стали говорить на иных языках. И с этого момента они, укрепляемые и вразумляемые, пошли с проповедью Евангелия в мир. Святой апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христа, ближайший, который до конца был со своим Учителем, даже у Креста, заканчивает свое благовестие такими словами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Господь так много сделал, так многому научил, так много открыл за это короткое, но ни с чем не сравнимое время Своего пребывания на земле, за три года, когда Он служил человеческому роду, что невозможно это вместить всему миру, невозможно написать.

Мира не хватит, чтобы вместить этот объем книг. Но то, что написано, необходимо нам для спасения. Дух Истины, Дух Святой, Который, по слову Христа, нисходит от Отца, пребудет с нами на земле вовек, напомнит все, о чем говорил Христос. …Ибо не от Себя… и будущее возвестит вам. Дух Святой, пребывая в Святой Церкви, научил апостолов, мужей апостольских, святителей, преподобных писать богослужебные тексты, создавать прекрасную гимнографию, изображать Господа на иконах – Бога невидимого, вездесущего, Христа, Спасителя, Бога, ставшего Человеком, плотью. Они писали аскетические святоотеческие творения, толкования на Священное Писание. То есть именно Святой Дух, Который пребывает в Церкви, вразумляет и дает власть.

Вы задали вопрос: кто дал людям власть возводить других в разряд святых после их смерти? Как раз Дух Святой, пребывающий в Церкви, дает извещение, что человек стал сосудом благодати. Благодать выдает человека. Такого человека канонизируют, его объявляют святым. Не по решению человеческому. Это не то чтобы группа людей собралась – и по личным симпатиям: «этот нам нравится, этот нам не нравится»; «давайте этого назовем святым». Нет. Ни в коем случае. А по вразумлению Духа Святого святым объявляют того, кого уже отметил Господь.

Многих святых почитали как святых уже при жизни: преподобного Гавриила (Ургебадзе), великого святого Грузинской Церкви и вселенского православия XX века, преподобного Паисия Святогорца, святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского, святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Можно назвать многих святых нашего времени, которых почитали как святых при жизни. Почему? Потому что благодать выдает их. А после их кончины, в нужный момент, когда есть необходимость, польза для Церкви, собирается Собор епископов – и они (не по своему решению, симпатиям или антипатиям, как уже было сказано, а по велению Духа Святого, Который пребывает в Церкви и пребудет с нами вовек, напомнит все слова Христовы) канонизируют того или иного святого, т.е. констатируют его святость.

– Насколько я понимаю, это решение принимается не путем дискуссий, а в молитве?

– Совершенно верно. Молитва «Изволися Духу Святому и нам». Так принимаются соборные решения: по вразумлению от Духа Святого. Естественно, есть немало святых, перед канонизацией которых собираются документы, свидетельства святости: если это новомученик, исповедник – как он страдал, как вел себя во время пыток, какова его стойкость, его вера; если преподобный или преподобномученик – какой образ жизни он вел (свидетельства чудес, молитвенной помощи). Все эти материалы собираются, анализируются. Но всегда главное – действие Духа Святого. Кто такой святой? Это человек, стяжавший благодать Божию. Преподобный Паисий говорит: «Благодать выдает человека». Поэтому так и ответьте своему другу: в самом Священном Писании сказано о том, как Господь делегировал Свою власть апостолам, сказал, что снизойдет Святой Дух, Который пребудет с ними вовек, и именно действие Духа Святого проявляется в том числе в канонизации святых.

– Отец Димитрий, к сожалению, время нашей передачи постепенно подходит к концу. Надеюсь, Вы успеете ответить еще на один вопрос о покаянии. Если на исповеди священник говорит человеку: «Такое поведение у тебя наследственное, с этим ничего нельзя поделать», как на это реагировать?

– То есть можно уже и не исправляться, получается? (Смеется.) «Наследственное», или, как говорят люди нецерковные, «судьба у тебя такая»... Если у тебя такая судьба, можешь не исправляться.

Может быть, такие случаи и бывают, но я думаю, что они достаточно редкие, чтобы священник на исповеди прямо сказал человеку: «Это у тебя наследственное». Тогда самому человеку надо спросить у батюшки: «Так что же мне все-таки делать? Что мне делать? Мне надо что-то делать или опустить руки и сказать: ну что ж, судьба такая, бороться не буду?». Естественно, бывает какая-то наследственная предрасположенность к каким-то страстям. Она, безусловно, есть. Человек, родившийся в семье страждущих алкоголизмом (тем более если страждут оба: и папа, и мама), предрасположен к этой страсти, но не факт, что он сам будет алкоголиком. Или у ребенка людей вспыльчивых, гневливых, которые заводятся с полуоборота, может быть предрасположенность к страсти гнева. А у кого-то более ленивого, флегматичного, равнодушного ко всему – предрасположенность к лени, безразличию, апатии и т.д.

Но предрасположенность не фатум, не рок, когда ничего не можешь с собой сделать. Поэтому опытный духовник едва ли скажет, что если у тебя что-то наследственное, ты не можешь ничего сделать. Бороться все равно надо, молиться Богу, потому что для Бога нет ничего невозможного. Нет невозможного для благодати. Если человек будет часто приступать к таинству Покаяния и причащению Святых Христовых Таин по благословению духовника. Думаю, наши дорогие зрители согласятся со мной и любой опытный священник это подтвердит исходя из своего жизненного опыта: сколько людей, может быть, даже с наследственными пороками, исправляется, избавляется, казалось, от непреодолимых наследственных страстей.

– Благодарю Вас за интересную беседу. К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Может быть, еще несколько слов о таинстве Покаяния – той драгоценности, которую мы не ценим?

– Дорогие мои друзья, таинство Покаяния – это удивительное сокровище, которое дано Богом Святой Церкви, и Церковь это богатство предлагает миру. Это сокровище открыто для всех. Это не то материальное сокровище, которое люди обычно прячут от других, а то, которое открыто и предлагается даром. Давайте не будем пренебрегать таинством Покаяния, потому что когда мы каемся, мы лишаем дьявола прав на нас, вновь приходит благодать Божия –  укрепляющая, вразумляющая, просвещающая человека. Человеку даются силы дальше шествовать по жизненному пути, нести свой крест. Благодать помогает впредь не впадать в такие же грехи, она укрепляет. Поэтому давайте относиться к таинству Покаяния как можно серьезнее.

Ведущий Денис Береснев
Записала Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать