Беседы с батюшкой. Преподобный Силуан Афонский

16 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о преподобном Силуане Афонском отвечает старший священник Воскресенского Новодевичьего женского монастыря священник Димитрий Ерин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Божие благословение всем тем, кто собрался в этот вечер на этот эфир. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобного Силуана Афонского, мощи которого мы принимаем в граде апостола Петра, все получили доброе назидание и постарались принять участие в этом торжестве для всех православных верующих нашего града.

– Сегодня мы будем говорить о святом преподобном старце Силуане Афонском, святые мощи которого сегодня пребывают в городе на Неве. Слава Богу, Петербург дождался принесения мощей святого старца Силуана Афонского, и в эти дни они пребывают в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, совсем рядом с нами, но завтра они уже будут пребывать в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о программе пребывания мощей в монастыре, где Вы служите.

– Прежде чем мы с вами будем говорить о житии святого, его подвигах, его значении для всех верующих Вселенской Православной Церкви и здесь, в России, нужно, конечно, сказать о том, как все мы можем непосредственно поучаствовать, приложиться к мощам, к честной главе преподобного. Сейчас она пребывает в Александро-Невской лавре и будет там до конца этого дня, а уже завтра утром, вместе с иеромонахом Кирионом и сопровождающей братией Пантелеимонова монастыря честная глава преподобного и чудотворная икона Христа Спасителя отправятся (это удивительно, потому что решение было принято митрополитом Варсонофием буквально на днях) на старое, историческое подворье Пантелеимонова монастыря в Петербурге, которое находится на Петроградской стороне. К сожалению, еще не решены вопросы передачи этих зданий Церкви и восстановления древнего подворья, но то, что честная глава преподобного Силуана там побывает (а там он был и при жизни, потому что его биография связана с Петербургом, он бывал на этом подворье, когда служил в саперном батальоне в Усть - Ижоре) – это, конечно, радость для всех нас.

Поэтому в пять часов вечера честная глава из Александро-Невской лавры будет перевезена на Петроградскую сторону, там будет отслужен молебен, а затем, в семь утра, мы ждем их у нас, в святой обители, в Воскресенском Новодевичьем монастыре, и после встречи в семь часов будет постоянный доступ всех верующих. Вход будет со стороны станции метро «Фрунзенская», это Киевская улица, затем вход у «Союзпушнины», и люди будут заходить с северной стороны, из северных врат в храм прикладываться. Желающие могут остаться на Божественную литургию, она будет и ранняя, в семь утра (после встречи сразу начнутся часы), и поздняя, которую будет совершать клир Никольского Богоявленского собора (вторая литургия в 9.40). И затем в течение всего дня, до всенощного бдения, каждый час будет совершаться молебное пение с чтением акафиста преподобному Силуану. В 18.00 – всенощное бдение, где также все, кто прикладывался к честной главе, смогут остаться помолиться, после которого храм будет открыт до 23.00.

Такая же программа будет в воскресенье, 18 сентября: с 6 утра будет открыт храм, ранняя литургия – в 7.00, поздняя – в 9.40, молебны с акафистом каждый час в течение дня, всенощное бдение в 18.00, после которого мы будем провожать мощи в 23.00 в Москву, где будет завершаться программа пребывания мощей преподобного Силуана у нас, в России.

– А повод пребывания мощей преподобного сейчас здесь, у нас в России? Хотелось бы об этом поговорить.

– Всегда с огромным трепетом верующие ожидали, встречали, молились у святынь со Святой Горы. Трудно переоценить значение Святой Горы для всех верующих людей, это удел Божией Матери, это удивительная монашеская республика, которую сохраняет Бог на протяжении полутора тысяч лет. За это время уже сколько империй разрушилось, сколько изменений произошло в мире, изменилось границ – просто бессчетное количество изменений, а Святая Гора и эта удивительная монашеская республика сохраняются Божией Матерью до сего дня. И сам этот факт уже говорит о том, что это место Богом избранное, Им хранимое, поэтому все, что с ним связано, имеет особую ценность для любого верующего человека, тем более принесение святынь.

Мы встречали и честной пояс Пресвятой Богородицы, и главу великомученика и целителя Пантелеимона, и честные дары волхвов. Но в этот юбилейный год мы с особым трепетом принимаем русского святого, который подвизался на Афоне, потому что в этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русских на Афоне. Дата имеет своим основанием упоминание русского игумена Герасима в 1016 году. В числе других отцов, игуменов, протосингелов других афонских обителей зафиксирована подпись игумена Герасима, который был настоятелем монастыря Ксилургу. Это первая обитель древоделов, где поселились русские. Мы понимаем, конечно, что эта дата достаточно условная, потому что если был монастырь и братия, то подпись не могла внезапно появиться ниоткуда. Русские стали идти на Афон сразу же после Крещения Руси, и поэтому мы празднуем тысячелетие, подразумевая все-таки, что русские были там и раньше.

Но эта дата юбилейная, и такие юбилеи продвигают и богословие, собираются конференции, происходит общение, многие люди вовлекаются. Буквально вчера я узнал, что по этой теме тысячелетия русского присутствия на Афоне прошла богословская конференция в Милане. Даже в Западной Европе эта дата привлекает богословов, пастырей и людей даже не из церковного круга – культурологов. Такие даты всегда имеют резонанс, конечно, благодатный. И мы благодарим Бога за то, что в этом году одним из последних деяний схиигумена Иеремии (мы сейчас молимся о нем как о новопреставленном: Царствие Небесное батюшке, схиархимандриту Иеремии) было благословение о принесении этой великой святыни русского подвижника на родину преподобного, в Москву, в Петербург.

Сегодня у нас был отец Никон, который в течение тридцати лет знал схиархимандрита Иеремию. Мы имели возможность услышать свидетельство о том, что святость на Афоне и в нашей русской обители не иссякает: удивительные свидетельства о праведности последнего игумена Пантелеимоновской обители. И мы видим, что это предание, жизнь во Христе, подвиг не пресекаются на Афоне до сегодняшнего дня.

– Да, слава Богу. Мощи здесь, мы можем помолиться святому старцу Силуану, но кто он для нас? Он наш земляк, он с Горы Афон – как мы должны воспринимать святого старца? Что мы должны о нем знать?

– К сожалению, когда набираешь в Интернете в поиске имя «преподобный Силуан Афонский», желая знать, как освящается это событие в СМИ и в сети, сразу «Яндекс» подсказывает, о чем ему молиться. Это говорит о том, что все-таки, к сожалению, значительная часть наших крещеных, но невоцерковленных людей откликаются на истории, связанные с конкретными ответами тех или иных святых на нужды, связанные с какими-то семейными обстоятельствами, даже бытовыми.

Например, когда к нам привозили десницу святителя Спиридона Тримифунтского, то, конечно, было обилие людей, которые хотели решить жилищные проблемы, потому что есть много свидетельств о его помощи в нужде, в том числе в решении жилищных проблем. Такая примитивизация восприятия подвига святого и общения с ним неспасительны, потому что, к сожалению, получается, что у людей такое представление о Небе как о канцелярии, где есть подразделения, в которых один отвечает за здоровье (какая-то медицинская служба), другой за ЖКХ, за помощь в жилищных нуждах, а кто-то помогает как юристы. И любой святой, который был во Христе и пребывает в Нем в Царствии Божием, должен научить нас стремиться познавать Бога, потому что смысл нашей краткой жизни здесь, на земле, – это возможность встретить Бога, узнать Его, приблизиться, соединиться и затем уже стараться не разлучаться с Ним, бороться за это единство. Потому что если мы не обретем этого единства с Создателем в Духе Святом в земной жизни, то мы не будем иметь с Ним общение и в вечности. Поэтому прежде всего мы должны обращаться к любому святому (не только к преподобному Силуану, но и к любому другому святому) о том, чтобы исполнить главные заповеди. Главная евангельская заповедь – о любви к Богу и к ближнему.

А к преподобному Серафиму, о котором мы поем, что он «горел любовью серафима и имел плач о народе Божием, подобно плачу пророка Иеремии», мы обращаемся, чтобы он нас научил этому нелицемерному стремлению к познанию Бога. И для нас важно понимать, что святые такие же люди, подобострастные нам. И то, что святой Силуан жил в относительно обозримый для нас исторический период, важно, потому что я посмотрел репортаж из его деревни (его родина – Тамбовская губерния, Лебединский уезд, деревня Шовское), и удивительно, что сохранился дом, где он жил (там нет музея, в нем живут такие же обычные люди), там есть люди, которым родители рассказывали о преподобном Силуане, которые знали семью Антоновых (в миру отец Силуан был Семеном Ивановичем Антоновым). И пожилые люди рассказывают, передают слова своих родителей о тех или иных событиях из жизни семьи преподобного, какие-то предания.

Это удивительно, что он рядом с нами. Буквально через два-три поколения мы прикасаемся к моментам его биографии, хотя она не богата событиями. Это жизнь обычного крестьянина, который рос в многодетной семье, познал тяжелый крестьянский труд с самого раннего детства. Мы знаем, что уже в двенадцать лет старший брат брал его на тяжелые строительные работы в имении князей Трубецких.

Очень интересна история, которая оставила глубокий отпечаток в душе младенца Симеона. Ему было тогда четыре года, когда в их дом пришел какой-то разночинец уже большевистских взглядов и спорил с отцом преподобного, который был человеком малообразованным, но глубоко верующим, принимал странников. Промыслом Божиим одним из таких странников оказался этот безбожник, который доказывал, что небо пусто, что Бога нет. И особенно в конце беседы младенцу Симеону запали слова, которые сказал пришедший в пылу спора с отцом: «Ну где же этот Бог, кто Его видел? Покажи мне этого Бога». Мысль-сомнение закралась в душу младенца, и когда он уже в девятнадцатилетнем возрасте встретился с паломниками, которые возвращались с могилки тамбовского блаженного Иоанна и рассказывали о дивных чудесах, то его душа оттаяла. Это значит, что на протяжении многих лет отпечатался тяжелый след от этого богоборца, поэтому Симеон с такой радостью воспринял это свидетельство о святости.

И в дальнейшем, несмотря на то что вера жила в его душе, тем не менее в конце XIX века народ уже расцерковлялся и катился в эту бездну, которая в конце концов привела к революционным катастрофам, к погромам в духовной, социальной и государственной жизни. Как многие сверстники, он познал вкус греха: в свободное от работы время в русской деревне было пьянство и гульбища.

Был момент, когда после одной нецеломудренно проведенной ночи отец сказал ему: «Где ты был? Я всю ночь страдал, думал о тебе». После такой ночи во сне произошло посещение и вразумление: было видение страшной змеи, которая вошла в нутро через уста Симеона, и было омерзительное чувство от соприкосновения с этим гадом, который символизировал врага рода человеческого. И Симеон услышал голос Божией Матери, Которая обращалась к нему со словами: «Как тебе сейчас омерзительно, так и Мне мерзко видеть то, как ты грешишь». Это видение говорит о том, что Господь, любящий каждого человека и желающий спасения каждому грешнику, имел уже особый план о спасении Симеона, о его жизненном пути и избрании в иноческий чин. Потому что после этого он стал задумываться о монашеском пути, хотя у него была девушка и отец был против его ухода в монастырь.

Первая попытка уйти в монастырь была в 19 лет, в Киево-Печерскую лавру, но отец не благословил его, и он исполнил послушание, уйдя в армию. Как раз в армии в его биографии произошло соприкосновение с нашим городом: он служил в Усть-Ижоре, в саперном батальоне, бывал в Петербурге и очень надеялся на встречу со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он надеялся, что отец Иоанн сможет его благословить на этот сложный путь монашеской жизни. Но мы знаем из жития отца Иоанна Кронштадтского, что его окружали такие толпы людей, что к нему было очень сложно пробиться. И тогда Симеон поступил со смирением и оставил ему записочку, в которой написал: «Отец Иоанн, я собираюсь уйти в монастырь, помолитесь, чтобы мир не задержал меня». И затем всю жизнь он с любовью вспоминал кронштадтского пастыря, считая, что его молитвы помогли ему. Потому что как только он написал отцу Иоанну эту записку, по словам Симеона, адский гул просто звенел у него в ушах, возникло такое духовное напряжение вокруг души, которая пыталась избежать тенет мира. Этот гул не прекращался до того момента, пока он достиг Горы Афон.

Из его биографии мы видим, что путь Симеона к монашеской жизни был тернистым, поэтому так трепетно, трогательно читать его строки о любви Божией, которая желает спасения каждому человеку; и как Господь его помиловал, простил ему грехи, этой благодарностью он жил все оставшиеся годы на земле.

Если говорить о том, с какими просьбами мы можем обращаться к этому святому, конечно, нужно учиться благодарности, потому что высший уровень святости, совершенства – благодарность, когда человек настолько доверяет свою жизнь Богу, что каждое событие мыслит как волю Божию, которая совершается ради его спасения. И как ребенок, любящий своих родителей, с доверием принимает даже горькое лекарство, так и святой человек все принимает как уроки Божественной любви.

– Вопрос телезрителя: «Была такая ересь в начале XX века – имяславие. В связи с тем, что преподобный Силуан Афонский просиял на Афоне, возможно, он как-то откликался на эту ересь в плане того, что как-то ее описывал. Что можно сказать по поводу этой ереси и как к ней относиться сегодня? Потому что мы знаем традицию произнесения Иисусовой молитвы, и как в контексте ереси имяславия мне к этому относиться?»

– Если говорить о ереси имяславия, то нужно сделать корректировку по поводу происхождения этой ереси. Потому что была написана такая книга схимонахом Иларионом «На горах Кавказа». В этой книге подвижник, описывающий разные духовные состояния людей, упражняющихся в молитве, допускал выражения, которые сейчас называют частным богословским мнением. Это не была ересь как нарушение догмата в непосредственном ярком проявлении, а были такие пограничные высказывания.

Потому что мы пользуемся языком, который, к сожалению, несет на себе печать общего грехопадения. Мы не говорим на том совершенном языке, на котором говорил Адам с Богом в раю. И поэтому на языке мы не можем точно выражать даже порой какие-то явления видимого мира, тем более очень сложно нашим языком отразить духовные состояния подвижников, тайновидцев.

Люди, которые, с точки зрения рационализма, получили приказ Священного Синода разобраться с этими сложными понятиями, тоже поступили страстно. И, можно сказать, опыт (он всегда был на Святой Горе и у всех исихастов) благоговейного отношения к имени Иисуса, о котором мы в Священном Писании читаем, что «всякий, призовущий имя Господне, спасен будет» (Книга деяний апостольских, 2-я глава, слова апостола Петра, его первая проповедь), и само имя «Иисус Спаситель» несут эту благодать, энергийную, приближающую нас к спасению. Поэтому эти таинственные вещи, с одной стороны, и выразить словами до конца не было возможности, а с другой стороны, люди, которые рационально подходили к этим высказываниям, проявляли порой излишнюю ревность.

И события с этими имяславческими спорами можно оценить словами Евангелия: «По плодам их узнаете их». Какие были плоды? Плоды были такие, что, к сожалению, в 1913 году на Святую Гору прибыла комиссия в Пантелеимоновский монастырь. И нескольким сотням монахов, среди которых были старцы, прожившие там по сорок–пятьдесят лет, на пристани остригли бороды, переодели в мирское платье и отправили в свои деревни. Вопиющие случаи были, когда доходило до того, что некоторых из этих старцев священники даже не причащали перед смертью, о чем было особое донесение императору Николаю II, но это уже был 1916 год.

В результате этого, можно сказать, погрома Пантелеимоновского монастыря выиграли те силы, которым не нравилось, что росло русское присутствие на Афоне. Сейчас, скорбя, русские паломники приезжают на Афон и видят до сих пор разоренные богатейшие скиты: Андреевский, Ильинский. Слава Богу, что перед этой датой (тысячелетие русского присутствия) привели в порядок Старый Русик, Ксилургу (это теперь тоже скит Пантелеимоновского монастыря), но разорение произошло страшное.

Ведь молитвами монахов и мир стоит. Посмотрите, чем закончились события Первой мировой войны. Как раз после этого погрома она и началась. То есть такое впечатление, что страшный удар был нанесен этому молитвенному щиту русского народа на Святой Горе. И, может быть, если были какие-то неосторожные выражения тех или иных старцев в тех или иных книгах или беседах, то вместо того чтобы покрыть это любовью, были приняты просто карательные меры, которые привели к очень плачевным последствиям. Так что до сих пор мы не можем прийти в себя после этого разорения.

– У нас на столе лежит книга о преподобном старце Силуане. Вопрос: откуда мы узнаём то на самом деле богатейшее духовное наследие, которое автор нам оставил о нем? Потому что если знакомиться с афонским формуляром, то он совсем небольшой: приехал, трудился там-то, умер в таком-то году – это все, что мы узнаём из афонских документов о преподобном старце. Но потом начинается его почитание, доходит до того, что главу прячут, перепрятывают, в результате все равно люди едут поклоняться. Как это все произошло? Каким образом открылась людям его святость?

– Действительно, в агиографической литературе помимо непосредственно житийного жанра еще существует история принятия свидетельств, действий учеников, школ, которые остались после того или иного святого. Старец Силуан всю жизнь стремился к смирению, о чем свидетельствуют одни из его последних слов, которые он произнес отцу Софронию (Сахарову), когда уже был в больнице, за четыре дня до смерти. А на Афоне люди ожидают смерти, у них не так, как в миру, где у людей нет смертной памяти. Порой бывает, до самого последнего момента стесняются об этом говорить, в результате лишая напутствия. У монашествующих, святогорцев, которые живут ожиданием встречи со Христом, всю жизнь размышляют о Страшном суде, другое отношение к смерти. Поэтому отец Софроний, будучи очень близким учеником старца, когда увидел его очень болезненное состояние, прямо у него спросил: «Старче, Вы хотите умереть?» На что старец Силуан ответил кратко: «Я еще не смирился».

Цель монаха, конечно, достичь смирения Христова, смиренномудрия, прийти в образ, о котором в Евангелии говорится: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). И на Афоне даже есть особое искусство: поскольку там все стремятся к святости, совершая те или иные подвиги, то очень трудно скрыть духовное возрастание, а это всегда повод для тщеславия. Отец Софроний в этой книге тоже пишет об этом особом искусстве афонцев скрывать те или иные духовные дарования, когда они начинают у человека действовать по благодати.

Старец Силуан в этом отношении был удивительным. Люди, которые прожили с ним в монастыре на протяжении сорока шести лет, до самой его кончины, не замечали того, что находились рядом с такой великой душой, которая проливала слезы, давала в молитве кровь за грехи всего мира. Они не чувствовали, насколько он старался не выказывать те перемены, откровения, ту сокровенную таинственную жизнь, которая происходила у него в душе по пути к Христу. И после его смерти, после того, как люди благодаря трудам отца Софрония в Западной Европе (поскольку Россия была тогда закрыта для Афона) стали узнавать и почитать старца, то возникло сопротивление.

На протяжении сорока лет три игумена Пантелеимоновского монастыря препятствовали доступу к главе преподобного, которую мы сейчас с такой славой и честью принимаем. Тем не менее история прославления была очень сложной. Было непонимание, почему к этому – с точки зрения этих старцев-игуменов – обычному монаху такое особое внимание, ведь было много таких же, как Силуан. И, к сожалению, клевете подвергался и отец Софроний. Многие стали считать эту книгу его фантазиями, но милостью Божией, как мы знаем, любое доброе дело, тем более явление такой святости, как у старца Силуана, подвергается испытаниям, должно пройти через непонимание и неприятие.

Это тоже попущение Божие, для того чтобы еще ярче засияла новая звезда прославленного святого на небосклоне всей нашей Вселенской Церкви. И он засиял для Вселенской Церкви, потому что монастыри в его честь есть от Южной Кореи, где открылась небольшая обитель в честь преподобного Силуана, до Калифорнии. И во Франции есть монастырь, посвященный преподобному Силуану. Храм преподобного Силуана есть и на южной оконечности африканского континента, в ЮАР.

Сотаинник отца Силуана, архимандрит Софроний (Сахаров), конечно, много потрудился. И так же, как благодаря святителю Афанасию Великому мы узнали об Антонии Великом, который скрывался от людей в пустыне, не желал славы, так и благодаря отцу Софронию (Сахарову), его труду и любви к старцу и пониманию в Духе Святом весь православный мир узнал о старце Силуане. Это всё дары Духа Святого, Которым старцу Софронию было открыто чудо, совершающееся в душе преподобного Силуана. Это тоже тайна, как одни люди жили с ним в монастыре бок о бок, были рядом с ним и не чувствовали этого, а отец Софроний это почувствовал, причем, как он свидетельствует, при первой же встрече, когда ему указали на этого опытного монаха, которого все любили за доброту, мягкость, молитвенность. И когда отец Софроний обратился к нему с просьбой сказать слово о молитве, то он сказал простые краткие слова, что «молиться за людей – это кровь проливать», во исполнение заповеди отцов: «Пролей кровь и прими дух». Чтобы принять дух любви, нужно пролить кровь в молитве за врагов в том числе.

Я думаю, стоит обратиться к этой книге, к творениям старца Силуана, к этим удивительным тетрадям, которые были им написаны. Сам старец просил прощения за ошибки у тех, кто будет читать его тетради, поскольку его образование сводилось к двум зимам церковноприходской школы. Но благодаря отцу Софронию нам открывается просто гимн творению, гимн Христу, слова любви. Хотелось бы зачитать эти удивительные слова: «Господь так много нас любит, что мы постигнуть этого не можем. Мы   видим Крест, знаем, что Он распялся за   нас   и умер в страданиях,   но все равно душа сама понять   эту   любовь   не   может, а познается она   только Духом Святым. Господь дает любовь ко всему миру, и плачет душа за весь мир и умоляет Владыку, Благого   и Милостивого, чтобы излил Свою благодать на каждую   душу   и помиловал   ее Своим милосердием».

Старец Силуан нес особый подвиг – он молился о спасении всего мира. Приводят слова, сказанные им одному ревнителю, который в беседе стал говорить, может быть, с особой страстью о мучениях грешников в аду. На что старец сказал: «Как ты можешь говорить о мучениях кого-то в аду? Если ты будешь в раю и будешь видеть, как кто-то мучается в аду, неужели тебе будет хорошо? Мы должны молиться о спасении каждой души, потому что Господь принес жертву, распялся на Кресте ради спасения всего рода человеческого». Поэтому человек, который вместил в себя любовь Христову, тоже молится о спасении всех людей. Вот такой удивительный человек, простой по своему происхождению, богословски необразованный, но который вместил в себя всю полноту Евангелия, евангельское откровение о спасении, о жертве за весь мир и служил этому преданно всю жизнь на Святой Горе и сейчас продолжает совершать это служение, молится в Царстве Божием о спасении всего мира вместе со своим учеником.

Отец Софроний (Сахаров) еще не прославлен, но тоже есть свидетельства о том, что он помогает, слышит молитвы своих учеников. Его монастырь, где он завершил свой земной путь, находится в Англии, в Эссексе, это обитель Иоанна Крестителя, где он прожил долгую жизнь, «ушел» уже в преклонном возрасте (преставился на 97-м году жизни). А прославление преподобного Силуана совершилось в 1987 году после борьбы, сопротивления, когда обретали главу. Один игумен даже предлагал ее вновь предать земле, потому что была такая ревность, почему приезжают люди со всего мира и в костнице просят показать именно главу преподобного Силуана.

– У нас осталось совсем немного времени, поэтому, может быть, какое-то пожелание для наших телезрителей от Вас в рамках нашей сегодняшней темы.

– Хотелось бы всем тем, кто будет иметь счастье в эти ближайшие два дня приложиться к честной главе, пожелать молитв о том скучании по Богу. Мы многие каемся во грехе уныния, но забываем о словах апостола Павла, который говорит, что печаль по Богу приводит к покаянию и совершает спасение, а печаль мирская – погибельная. И читая труды преподобного Силуана, очень часто встречаешь эти слова: «Скучает душа моя о тебе, Боже, и слезно ищет Тебя день и ночь. И не может душа, познавшая Тебя Духом Святым, успокоиться, поскольку Тебя сейчас нет со мной». Это напоминает и псалмы Давида (вспомним 41-й псалом) о жаждущей душе, которая, подобно еленю, стремящемуся к водам, стремится к Богу. И другие псалмы: «Душа моя была как дитя, оторванное от груди матери». Это такие сильные образные выражения, которые изображают стремление человека к Богу.

Хотелось бы пожелать всем людям, которые будут узнавать о преподобном, молиться у его честной главы, иметь вот такие чувства светлой печали, размышления о своей греховности и желание восходить к большему познанию Творца, Святой Троицы, конечно, прежде всего, таинств Церкви. Потому что, к сожалению, так получается, мы сами много раз были свидетелями того, как во время пребывания святыни было такое обилие людей, с которым с трудом справляются городские службы, а как только вынесли святыню – храм пустеет. Совершается литургия, приносится жертва, изливается кровь Господня, а людей, которые только что тысячами, десятками тысяч молились, нет – на этом все завершилось.

Хотелось бы, чтобы люди приобрели эту жажду Бога, об этом есть и заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие», чтобы люди не успокаивались на достигнутом. Потому что если мы успокаиваемся на достигнутом, если нас устраивает наше состояние как христиан и мы не стремимся к большему, то это остановка, это фактически уже откат назад, начало падения, которое проявится в тех или иных обстоятельствах. Поэтому жажда Бога, познание Бога бесконечны, и по словам Иоанна Богослова: «Мы сейчас дети Божии, но не знаем, что будем, ибо будем как Он, подобны Ему». Поэтому таких святых, которые молитвой достигали Бога, мы и называем преподобными. Преподобный Силуан нас учит восходить от образа к подобию. Будем молиться, чтобы эта жажда не иссякала в нас и чтобы мы достигли этого подобия и соединились уже навечно с Богом в Его Царстве.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать