Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

16 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. 

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодняшнее воскресное Евангелие предлагает нам сразу несколько притч, в которых Господь говорит, чему подобно Царствие Небесное – закваске; человеку, нашедшему сокровище на поле; купцу, ищущему жемчужин. А в чем подобие? Где здесь подобность? Почему такие, казалось бы, земные вещи подобны Царствию Небесному?

– Дело в том, что Царствие Небесное – уж очень неземная вещь. Поэтому в каждой притче говорится о некотором аспекте. Последняя притча, которая там рассматривалась, говорит, что Царствие Небесное подобно неводу. Речь идет о Церкви, куда собираются все люди. Все, кто пожелает. И там эти рыбы плавают, питаются до тех пор, пока их не достанут сетью и не отберут добрых от не очень добрых. Речь идет о том, что смерть… или в последний день, который называется днем Страшного Суда, люди разделятся по тому, кем они стали в результате пребывания в Церкви. Одни стали лучше. А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу».

 То есть человек застанет именно этот день в устремлении к лучшему. А другие стали хуже, а третьи закопали свой талант и не стали ни хуже, ни лучше, но возвращают то, что им было дано. Это также Господь не принимает. Почему? Потому что речь идет не о том, чтобы сохранить сокровище, данное от Бога, а о том, чтобы возлюбить Бога. А это всегда проявляется в устремлении к Нему. Раз не было устремления – значит, Бог тебе не нужен. А раз Бог тебе не нужен, ты во всем виноват сам. Потому что человек достигает Царствия Небесного не в результате каких-то успехов…

– Достижений каких-то.

– Да. «Садись, пять». А качество сердца, куда оно устремлено. То есть годится он по своим качествам для Царствия Небесного, или стремится в противоположном направлении, или он ни холоден, ни горяч (что равносильно тому, что он стремится в противоположном направлении)?

А купец, который ищет доброго бисера, продает все и покупает именно эту жемчужину, в одном случае, а в другом случае – целое поле. Речь идет о том, что когда он покупает жемчужину, которая стоит все его состояние, это говорит о всей жизни человека. Главное в жизни – не то, чего он достиг. Для Царствия Небесного это вообще ничего не значит. Это повлияет только на то, установят на твоем доме плиту бронзовую или гранитную, что ты здесь жил, выбьют на ней всякие медальки, для того чтобы люди ходили мимо и знали, что здесь тоже ходил Петров Иван Сидорович, он создал новый ледокол, стал таким-то… Для Царствия Небесного это неважно. Для Царствия Небесного важно, что он приобрел для Бога.

– Что человек отдал ради Царствия Небесного…

– Да, и если есть готовность все отдать. В чем это выражается? В том, что главным для человека из того, что он делал, главным деланием является приближение к Богу. Смысл жизни в этом. Не служение людям, Родине, деньгам, славе, не чтобы стать народным артистом. Это все земное. А достиг ли Самого Бога, Бог тебе нужен? И готовность человека все отдать.

– Как проверяется нужность Бога? Многие говорят: да, мне Бог нужен, очень нужен, я очень Его люблю…

– Вот, отлично. Это неплохо. Установка, как она звучит, правильная. Только в чем это выражается? Любовь к Богу выражается в том, чтобы Ему послужить. Причем послужить так, чтобы об этом служении можно было сказать, что человек Богу угождает. Тогда он становится угодником Божиим. Как святитель Николай, угодник Божий, и много людей, наших предков по Церкви, так послужили Богу, что Ему угождали. То есть в своей жизни они все время старались поступать так, как это угодно Богу. Всегда предпочитали именно это.

– А чтобы понять, угодно Богу или неугодно…

– Евангелие нужно знать как собственную квартиру. Тогда человек из этого кладезя божественной премудрости, опять же с помощью благодати Божией, достанет то, что ему нужно в этот момент. И он на любой вопрос своей жизни, который жизнь перед ним ставит, ответит по-евангельски. То есть так, как заповедовал Господь.  Сегодня одна молодая девушка на исповеди сказала: я хочу достичь… Я говорю: слушай, не надо, это неправильная установка. Во-первых, ты ничего не достигнешь, успокойся. Потом, когда ты достигнешь, то поймешь, что это никому не нужно, и тебе в том числе. Эта установка неправильная. Человек должен достичь только Царствия Небесного. В этом смысл жизни. Все остальное – может быть, и нужные вещи, как зимние ботинки зимой. Но все-таки не может быть целью жизни приобрести себе зимние ботинки.

– Если человек стремится, например, достигнуть некоего влияния в политической жизни страны, с тем чтобы влиять на законодательство этой страны, чтобы сделать его лучше, правильней, ближе к людям, разве это плохая цель?

– Обождите, что значит «лучше»? Каждый человек «лучше» понимает по-разному. У нас в стране очень большая проблема. «Лучше» – это мое собственное благополучие и благополучие моей семьи. То есть сама должность, или положение, близость к власти, или стать самой властью – только с этой целью.

– То есть не улучшить жизнь других людей?

– Нет, а воспользоваться своим местом для себя. Это называется иностранным словом «коррупция», хотя есть старинное русское слово «казнокрадство», то есть когда используют ресурс государства, царства для своего собственного благополучия. Что неправильно, потому что человек, который служит государству, должен довольствоваться жалованьем. А если он жалованьем не довольствуется – это уже, простите, воровство. Ну и так далее.

– Наверное, не у всех корыстные цели при достижении того или иного места?

– Конечно, не может быть. Некоторые утверждают так: люблю блатную жизнь, а воровать боюсь. То есть он смотрит по сторонам, может, даже завидует, а сам боится. Ну тогда еще слава Богу. Конечно, не все. Но у человека вообще, если он хочет угодить Богу, жизнь должна соотноситься не с начальством, чтобы оно было довольно, а чтобы Бог был всем доволен в этом человеке, несмотря даже на волю начальства.

– Но это нужно чувствовать, угодно ли Богу.

– Вот, замечательно ты сказал! Когда люди любят друг друга, они чувствуют. И вот если человек любит Бога, он чувствует, что угодно Ему. Он чувствует это через такой дар, который есть у каждого человека, именуемый совестью. Потому что люди придумали законы, а потом ищут в них лазейки, какие-то дырки, чтобы на законном (или отсутствии закона) основании что-то для себя сделать. Это совершенно неправильно, потому что Господь не мог дать инструкции на все случаи жизни. Это абсурд. Поэтому он наделил человека совестью, которой тот через чувство любви к Богу начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Вот у моей покойной тетки, Царствие ей Небесное, был кот Масик. Тетка хранила яйца на широком подоконнике, там было более-менее прохладно. А кот выкатывал яйцо, сбрасывал с подоконника, оно разбивалось о паркет, он спрыгивал и съедал его языком. А когда слышал шуршание ключа в двери, прятался под кровать. Значит, даже у кота есть какая-то совесть. То ли он стеснялся того, что натворил, то ли боялся взбучки, но каждый раз эта история повторялась. Конечно, убрать за собой скорлупу он не догадывался, это сложное для него упражнение, но вылизывал все. Вот пришла хозяйка. Обычно нормальный кот хозяйку всегда встречает у двери. Более того, даже в подъезде дверь хлопнула – он уже сидит ждет. А тут – под кроватью. Значит, гаденыш, знает! Знает кошка, чье мясо съела. Так же и здесь. Знает. Откуда он может знать, как она отреагирует на такое нормальное действие – кот захотел поесть и поел? Так что даже домашние животные (не знаю про диких) наделены такими качествами. Что уж говорить о человеке, высшем создании Божием? Тем более он должен развивать в себе эту интуицию.

– Должен, батюшка… Но, к сожалению, совесть частенько у человека в забытьи.

– Это я знаю, но вообще-то это печально.

– Если человек возжелает Царствия Небесного, то с чего ему нужно начинать?

– С притч. Нужно знать притчи. Когда мы экзаменуем будущих священников, я всегда спрашиваю, чему подобно Царствие Небесное. Что он будет отвечать, как вообще ориентируется в жемчужинах, в полях, которые нужно приобрести, предварительно все продав. Каков он рыбак. Он же должен стать ловцом человеков.

– Притча говорит нам о том, что купец продал все. Современному человеку отказаться вообще от всего, от того, что на земле привычно, очень сложно.

– Нет, а стать олимпийским чемпионом – это не сложно? Но если инвалиды становятся чемпионами мира, страны, Олимпиады, значит, даже для инвалида можно? Так что сложного? А Царствие Небесное  –  это не прогулка по парку. На это надо потратить жизнь. Об этом-то и речь, что для Бога вот так пришел, записочку подал… А что такое подать записочку? Это значит: молитесь, братья, вот вам сто рублей; и аккуратно на сто рублей будьте любезны, молитесь. А я пошел.

– Есть вопрос от телезрителя из Магнитогорска: «Сейчас у “Союза” очень сложная ситуация. Этот канал нам не просто необходим, а жизненно необходим, потому что нам нужно возгревать сердце. А чем возгревать? Тем, что нам периодически говорят по “Союзу”. Правильно ли поступают отдельные батюшки, которые поворачивают людей от телевидения вообще, говорят не подходить к телевизору, что он не нужен нам?

Телевидение, конечно, большая помойка, но два канала у нас есть: “Союз” и более светский “Спас”. Но “Союз” главнее. Очень много людей у нас на приходе, пожилых, которым скажешь: “Посмотрите, послушайте, будет передача хорошая”, а они отвечают: “Что, телевизор, зачем к нему подходить?” Да не надо к нему подходить, надо смотреть правильные, хорошие передачи. Как Вы считаете?»

– То, что я считаю, я уже сто раз высказывал; или четыреста, сейчас не помню. Но помню, что я был в Магнитогорске не так давно. Мне у вас там очень понравилось. Когда священник говорит не подходить к телевизору, имеется в виду вообще телевизор, а не эти два канала, конечно. Поэтому речь идет просто о том, что люди не понимают. Или есть такие медвежьи углы, где эти каналы не принимаются. А так, в целом, где бы я ни был, все здороваются, говорят: мы вас смотрим. Такое явление, чтобы кто-то не видел, довольно редкое.

Я не встречал, чтобы какой-то священник выступал против этих телеканалов, потому что там мы можем видеть и служение Святейшего Патриарха, его проповеди по тем или иным случаям, его выступления. Недавно было прекрасное выступление перед молодежью. То есть бывает так, что съездить на это собрание не представляется возможности – по служебным занятиям или еще каким-то. А потом смотришь телеканал «Союз» и оказываешься в центре наших церковных событий. И потом, на «Спасе» очень много передач исторических, духовно-исторических, с показом хроники. Очень интересно. Краеведческие передачи я тоже очень люблю смотреть. Они успокаивающе действуют на душу, не будоражат так, как государственное или даже региональное телевидение.

Ведь никто не против телевидения. Если бы сейчас среди нас жил апостол Павел, он обязательно выступал бы на телевидении. Это сто процентов. Телевидение – это гениальное изобретение русского ума, потому что это изобретение русского человека. Правда, оно пошло с Америки, но телевидение сочинил русский человек. Конечно, это замечательное изобретение для того, чтобы проповедовать слово Божие. К сожалению, оно превратилось в коммерческое мероприятие, поэтому там показывают всякие детективы, какие-то конкурсы, развлекательную продукцию. Не говоря уж о том, что бывают откровенно похабные вещи. Конечно, если бы была моя воля, я бы это заменил назидательными программами, историческими, военными, педагогическими, для того чтобы поднимать духовный, душевный, воспитательный, умственный уровень народа, а не опускать. Так что такая Ваша любовь к этим телеканалам понятна, я ей симпатизирую.

Вашим вопросом можно воспользоваться вот для чего. Любовь-то слабенькая. На лето забыли о канале «Союз», и он задолжал несколько десятков миллионов. В бегущей строке это было написано. Поэтому каждому необходимо заботиться, а если мы не будем посылать наши взносы, микроскопические… значит, от того, что нас много, канал выживает: государство ничего не дает на содержание этого канала, как, допустим, на канал «Культура» или «Общественное телевидение». Там содержит государство, а здесь только те, кто смотрит. Нужен, нужен… Правда, после моего первого выступления неделю назад денежки полились, но все равно ручеек жиденький пока, так не годится. Если это твое –  ты должен это поддерживать. Это отношение нужно изменить, чтобы не только лозунги были. Потому что под тем, что Вы сказали, подпишется любой зритель. Я помню, выступал диктор, старенький такой, Балашов, и говорит, что смотрит только «Союз» и «Спас». Вот это очень мне понравилось, а диктор Балашов – это была, как бы сейчас сказали, звезда телеэкрана семидесятых годов (или даже шестидесятых). Так что если вы любите канал, давайте. Сейчас уже вроде поздно, но завтра ждем от вас ваших перечислений.

– Вопрос: «Подскажите, как бороться с внутренним тщеславием? Вслух стараюсь не хвастаться, но внутри очень часто возникает самодовольное чувство».

– Так что ж, такие чувства очень естественны для грешного человека. Но если человек вслух никак это не проявляет, то постепенно это чувство будет уменьшаться и лет за двадцать исчезнет совсем.

– То есть всячески бегать любой похвалы.

– Да. Стараться все делать незаметно, как Господь наш учил, чтобы правая рука не знала, что делает левая. К похвалам, наградам относиться спокойно, равнодушно. Не хулить эти награды, но и чтобы сердце не загоралось от удовольствия, потому что это очень мешает.

– Но когда оно все-таки загорается непроизвольно…

– Обратиться с молитвой к Богу: Господи, помилуй мя, грешного! Вот и все. Потому что тщеславие – грех. Это есть производная нашей гордыни. Ничего в этом хорошего абсолютно нет. Все любят только людей скромных, которые себя не выпячивают.

– Вопрос от телезрительницы: «Везде пишут о помощи детям, sms, объявления в газетах. Как правильно, посылать деньги или нет? Потому что слышишь иногда, что и обманывают, не всегда деньги доходят…»

– Нет, если собирают через какие-то телевизионные каналы, то это все-таки государственным аппаратом как-то контролируется. Тут более надежно. То, что собирают на улице, – этому, конечно, верить нельзя. Это профессиональные нищие.

– Телезрительница: «А в газетах объявления?»

– В газетах – нет, там даже погоду перевирают. Просто человек приходит и публикует объявление от частных лиц, и не стоит этому верить.

– А в Интернете?

– В Интернете тоже.

– Телезрительница: «А если в семье родители пьянствуют, подавать ли им?»

– Вот стоит семья из двенадцати человек, и в ней Вы видите двоих пьяных – отец и мать. И вот Вы подходите к этой семье и думаете, подавать или нет, так?

– Телезрительница: «Нет...»

– А как Вы знаете, кто там пьет, как вы это узнаете?

– Телезрительница: «Мы в деревне живем, поэтому знаем, пьют или нет».

– Если пьют и дети там голодные, вы их зовите к себе и там кормите. Если в одной деревне. Это все вообще очень просто. Что, трудно покормить? Сами едите и на них приготовьте.

– Телезрительница: «Нет, не трудно, хорошо! Еще по поводу платежей. Мы живем в деревне, а в нашем районном городе ни одного терминала Qiwi нет, а бабушкам не всегда можно послать по сложному адресу, где много номеров…»

– Надо исходить из возможностей. Из того, что человек не может, нет терминалов, есть русская пословица: на нет и суда нет. У вас, значит, какие-то средства в большей степени остались, ну купите ботиночки к школе тем бедным ребятам, у которых папа с мамой все пропивают. Не деньги им давайте, а какие-то необходимые вещи: обувь, курточки, может, ранцы купить.

– Телезрительница: «Спасибо».

Мне еще подсказывают, что можно позвонить по телефону 8 (495) 781-49-52, это координатор канала, который подскажет, каким удобным образом можно помочь каналу и перечислить деньги.

Вопрос: «Отец Димитрий, Вы раньше говорили, что делиться благодатью Святого Духа – значит расточать. Скажите пожалуйста, что это значит?»

– Не знаю. Тут человек что-то не понял.

– Видно, когда человек любит рассказать о какой-то своей поездке или встрече…

– А, в этом смысле делиться? Ну да, тогда конечно, потому что к этому примешивается тщеславие. О тщеславии святые отцы говорили так: это кораблекрушение, уже когда корабль достиг гавани. Раньше (а это высказывание очень древнего святого отца) люди плавали на деревянных кораблях под парусом. Даже не было никакой машинной тяги. И все корабли плавали под ветром от гавани к гавани. И морские города, порты, строили всегда в гаванях. Гавань – это такой залив в море. Для чего нужна гавань? Когда сильный ветер, на море волны, а в гавани потише. Или есть такие гавани, где вообще тишина. Это лучшее место для порта. Корабль заходил туда и уже был в безопасности.

Когда человек делает что-то доброе, считается, он уже приобрел себе прибыль. То есть товар на корабле уже достиг гавани. Но в гавани бывали рифы. Если корабль попал на риф, он тонет прямо в гавани. Получается, весь твой торг, все твое плавание, все штормы – все напрасно. Поэтому если человек сделал доброе дело и потщеславился – считай, все твои добрые дела утонули. Поэтому и говорили: потерпел кораблекрушение уже в гавани. Как сегодня сказано в Евангелии, это должно быть между человеком и Богом, только втайне.

– То есть если тебе Бог дал, благодари, храни, молчи.

– Молчи, строго. Как только ты рассказал кому-то, распрощайся. Это уже аккуратненько вычеркивается, все твои благодатные достижения.

– Есть вопрос от телезрителя: «Время от времени со всеми людьми случаются те или иные события, в некоторых случаях ты себя чувствуешь комфортно, уютно, а в некоторых случаях что-то на душе скребется, и чувствуешь, что что-то неправильно. Как понять, что происходит по Божьей воле, а что по каким-то бесовским поползновениям?»

– Никак. Чтобы суметь это определить, надо быть очень начитанным в Священном Писании – раз, в святых отцах – два, и еще в течение лет двадцати пяти упражняться в христианской жизни. Тогда приобретется на основании Писания и святых отцов некоторый собственный опыт, и изнутри этого опыта человек будет определять, что по воле Божией, а что нет.

– Есть воля Божия, а есть попущение Божие. То есть все равно в любом случае Богу ведомо, что происходит, и попущено.

– Ему все ведомо.

– То есть тут можно воспринимать даже действия дьявола как попущение Божие для какого-то научения?

– Что дало некоторым отцам древности говорить, что дьявол – всего лишь орудие в руках Божиих?

– То есть без Божьего произволения он ничего сделать не может…

– Не может.

– Вопрос: «Обнаружил в Интернете сайт сатанинской церкви Российской Федерации, где указано, что она официально функционирует с 10 мая 2016 года в качестве религиозного объединения. Есть ли рычаги, чтобы закрыть ее или хотя бы заблокировать их сайт, что делать?»

– Конечно, есть, это очень даже просто. Через Государственную думу, которая представляет, так сказать, весь наш народ. Обратиться с тем, чтобы запретили существование такой секты. И все. Должно быть достаточное количество человек, которое разделяло бы мнение того, кто обратился с этим вопросом.

– То есть люди через своего депутата, которого они же избрали, поднимают этот вопрос в Госдуме?

– Да. А если он не реагирует – тут же начать вопрос о его отстранении. Я думаю, это будет ему очень приятно. И всем другим депутатам тоже очень интересно. Журналисты, когда у них есть пауза во всяких новостях (там сгорело, тут машина перевернулась, тут погибли), с удовольствием об этом напишут и будут рассказывать, как идет дело – в тех окнах, когда нет ни штормов, ни ураганов, ни новостей о том, как посадили какого-то губернатора или мэра. Они с удовольствием в этом деле помогут. Это же сенсация для нашей страны – отзыв депутата. Так как ты не защищаешь нас, народ, мы не хотим, чтобы ты нас представлял. И тут же выберут нового. А уж новый обязательно учтет этот опыт своего неудачливого или ленивого коллеги. А так – кто не борется с сатанизмом, значит, он ему друг. Вот хорошие аргументы.

– Вопрос: «Я очень мягкий человек и, как правило, всегда иду навстречу, даже если по отношению ко мне что-то делается несправедливо. Многие этим пользуются и садятся на шею. Многие люди начинают быть необязательными со мною. Отец Димитрий, помогите разобраться в себе, что мне нужно в себе изменить?»

– Да я не знаю, что нужно, это зависит от целеполагания. Чего хочет достичь человек в результате. В вопросе об этом не сказано.

– Смущает человека, что он такой безвольный.

– Да нет тут никакого безволия. Сказано только, что очень добрый. Ну так и ладно. Это же важнее.

– Действительно, непонятно, что он хочет. Стать злым?

– Да, непонятно.

– Вопрос: «Очень долго не было детей. Молилась, просила. Наконец забеременела, но произошла замершая беременность. Я понимаю,  значит, так надо и для чего-то это нужно. За какие грехи такое возможно и возможные причины с точки зрения Церкви?»

– Если бы мы сейчас были в прямом эфире, можно было бы спросить, за какие грехи. А также приложить номер паспорта, прописку и со всей Российской Федерацией вслух поговорить о грехах данного человека. За какие грехи… Мне это неведомо. Это нужно у автора писать грехи.

– Спрашивает…

– Да.

– Часто люди недоумевают, видя достаточно, как некоторые даже говорят, жестокое отношение к ним со стороны Бога. Начинают искать, в чем они согрешили, и не находят.

– Дело в том, что обычно, вот из моего опыта, люди вообще не понимают, что такое грех. Вообще. И хотят все от Бога как-то откупиться, «отмазаться», чтобы Бог их оставил в покое. Вот когда ребенок орет, он хочет, чтобы на него обратили внимание. Он хочет привлечь внимание взрослого человека. Так и Господь попускает всякие вещи, чтобы люди хотя бы потрудились голову в сторону Бога на какое-то время повернуть. Они думают, грех – это церковь взорвать. Я же не взрываю церкви, чего Он ко мне имеет? А сам при полном равнодушии к Богу, Его заповедям, Его словам, Его Церкви, таинствам хочет жить припеваючи. Это очень наивно.

– Замечаю, что люди нецерковные, не ходящие в церковь и даже некрещеные живут порой гораздо и богаче, и здоровее, и счастливее…

– Возможно. Только непонятно, как ты это замечаешь.

– Смотришь на окружающих людей.

– У тебя много таких знакомых – невоцерковленных, некрещеных, которые не знают Бога,  которых ты хорошо знаешь, дружишь домами? Что ты можешь о них знать?

– Я – ничего.

– Ну и все. Все остальное – просто какая-то фантазия. Может, они живут как собаки, жрут друг друга? Может, они уже в аду? В аду! Так издали – сел в хорошую машинку, дверью хлопнул и покатил. Думают: «О как…»

– «Хорошо живет!»

– А что «о как»? Может, это у него третья машина, а две предыдущие разбил вдребезги. В одном случае позвоночник сломал, а в другом ноги. Никто же не знает. Стоят завидуют: во повезло.

– Вопрос: «Почему среди воцерковленных людей не так много многодетных? Ведь это такое естественное…»

– А воцерковление происходит в разные годы жизни. И гораздо чаще в то время, когда и родить детей уже нельзя.

– То есть и хотел бы, а уже время ушло.

– Конечно. Можно у себя в храме сделать социологический опрос, составить анкету. Люди заполнят, и можно подсчитать, будет очень интересное исследование.

– Вопрос: «Согрешил грехом прелюбодеяния. Помогите советом, как исцелиться от последствий данного греха?»

– Каждый грех побеждается противоположной добродетелью. А так Церковь считает этот грех очень тяжким.

– Видно, человек уже ощущает на себе эти последствия и хотел, может быть, как-то их смягчить.

– Нет, придется потерпеть долго.

– То есть каких-то действий, которые смягчили бы это, предпринять нельзя?

– Всякое рубцевание ран происходит в результате молитвы и покаяния.

– Если человек чувствует грех – молись и терпи то, что Бог тебе судит?

– Молись и кайся, как сказано в книге «Несвятые святые».

– Есть звонок от телезрительницы: «В клуб Печерского монастыря привезли книгу «Слово из вечности», проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина. Я очень люблю этого батюшку. В этой книге есть фотография „Богом зданные пещеры принимают нового насельника“, и Вы там стоите при погребении у изголовья батюшки Иоанна Крестьянкина. Я хотела бы, чтобы Вы хотя бы два словечка сказали о погребении в пещерах, потому что батюшку глубоко почитаю».

– Ну а что сказать? Тело монаха, который умирает в Псково-Печерской лавре, по обычаю захоранивают в пещере. Есть специальные закрытые помещения, где стоят гробы все один на другом. А особо почитаемых, таких как отец Иоанн, укладывают в выдолбленные ниши, гроб стоит отдельно, и его закрывают каменной доской. На ней выбивается имя, сан и даты жизни усопшего монаха.

– Вопрос: «Мама моего мужа очень часто вмешивается в нашу семью. Я считаю, что мы семья и должны сами со всем справляться, не жить по указаниям родителей. Подскажите, как мне быть. Пыталась поговорить с мужем, но он думает, что я плохо отношусь к его родителям, а он только рад, что они нам во всем помогают и подсказывают».

– Все такие вопросы следует выяснять до вступления в брак. А сейчас уже, когда некоторые жизненные установки выясняют после, остается только терпеть. Или идти на конфликт, а конфликт чреват.

– То есть все-таки принять позицию мужа и неизбежное вмешательство?

– Я не знаю, я не могу это рекомендовать. Некоторым мужьям я советую жениться на собственной мамочке. Потому что у них нет ни воли, ни разума. Они каждую свободную минуту едут к мамочке. Вопреки воле Бога, Который сказал: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей. Это воля Божия.

– Но если нет в человеке воли, мужского начала?

– Это надо выяснять до брака.

– Период влюбленности порой меняет человека очень сильно…

– Да, поэтому период влюбленности нужно продлить настолько долго, когда в голове появятся хоть какие-то трезвые мысли.

– Одна женщина рассказывала, что ее будущий муж ухаживал за ней больше года. И только после свадьбы она узнала, что он алкоголик. Он целый год вообще в рот не брал ради того, чтобы…

– У меня тоже был такой случай. Я ей сказал на следующий день после свадьбы: разводись. Потому что брак, когда жених или невеста утаивает серьезное психическое заболевание (а это именно такое), считается недействительным. Но она не стала, а через полгода все равно развелись. Потому что жить невозможно. Это совершенно другой человек. Она-то выходила замуж за трезвого, а этот пьет, причем у него всякие мозговые явления. Он и мне звонил, что-то говорил совершенно несусветное, как умалишенный.

– Это психическое заболевание, а такая слабость…

– А это проявление безбожия, при чем тут слабость? Сказал Господь: оставит человек отца и мать и прилепится к жене. А он к маме прилепился больше, чем к жене. Куда это годится-то?

– Ну, с мамой дольше прожил. (Смеется.)

– Ну неважно. И мама из безбожной среды. Вместо того чтобы готовить сына стать мужем, она продолжает до седых усов его пестовать и грудью кормить.

– Порой такие попадаются…

– Нет, ну порой люди людей едят, что это обсуждать? Даже неинтересно.

– Не будем это обсуждать, оставим.

– Оставим их мучиться.

– Так ведь жалко, батюшка.

– В таких вещах, как супружество, торопиться нельзя. Как говорил известный персонаж у Антона Павловича Чехова, женитьба – шаг серьезный. Замечательные слова, как бы чего не вышло.

– Выходит частенько не так, как хотелось.

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать