Беседы с батюшкой. День Жен Мироносиц

16 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– Является ли седмица Жен Мироносиц настоящим православным Женским днем?

– Если говорить о женской и мужской религиозности, без сомнения, женская религиозность более сердечна, а мужская более рациональна, связана с «мозговым» мировосприятием. Женщина все воспринимает сердцем. Жены Мироносицы были первыми христианами, сподобившимися посвящения в тайну воскресения Христова. Когда с этой радостной вестью они приходят к мужчинам, к апостолам, приветствуя их словами «Христос воскресе!», в ответ получают мужское рассудочное, рациональное молчание. Интересен сам факт того, что Жены Мироносицы отправились ко Гробу, хотя и не знали, кто им отвалит камень от входа, знали, что там охрана, что гроб опечатан…

С точки зрения рассудочной логики все было против них, но они руководствовались не рассудочными соображениями. Они действовали в ответ на требования собственных сердец. Мужчины, конечно, остались в Сионской горнице, заперлись страха ради иудейска: зачем идти, там большой камень, охрана, печать… Было много веских аргументов не ходить ко Гробу Господню. Но Жены Мироносицы как бы перешагивают через эти аргументы. Поэтому можно сказать, что эта седмица, праздник Жен Мироносиц, как бы триумф женской сердечной религиозности над мужской, слишком рассудочной и рациональной.

– Все же можно ли назвать этот день православным Женским днем?

– Думаю, вполне можно, ведь в этот день как раз принято поздравлять сестер. Это действительно триумф веры наших сестер, и их триумф превосходит даже рассудочное мировосприятие лучших мужчин того времени – апостолов. У нас в студии на экране фреска. Интересно, что Жены Мироносицы изображены на ней с нимбами, а одиннадцать апостолов – без нимбов. Почему? Потому что когда Жены Мироносицы сказали им: «Христос воскресе!», в ответ те промолчали. Им надо еще войти в эту тайну воскресшего Христа, тогда они тоже сподобятся благодати святости.

– Какова роль женщины в жизни мужчины, и наоборот?

– Как рассказывается в Книге Бытия, когда Бог творил мир, Он несколько раз говорил: «Хорошо, хорошо…», а в конце даже – «весьма хорошо». Это первая глава Книги Бытия. Но во второй главе Бог вдруг неожиданно говорит: «плохо». Что же плохо, если Бог все сотворил весьма хорошо? Бог говорит: «Плохо быть человеку одному». То есть для того, чтобы мир был в абсолютном понимании весьма хорошим, для Адама не хватало жены – Евы. Мы говорим: мужской пол, женский пол; и в нашем славянском восприятии пол – это как бы половина. А цельный человек, как сказано в Библии, – «муж и жена в плоть едину». Вот этой совокупности человеческого бытия недоставало Адаму. Тогда Бог говорит: «Плохо человеку (то есть Адаму) быть одному, сотворим для него помощницу соответственно ему». И вот то, что с еврейского переведено у нас «соответственно ему», можно перевести как «помощница для него», а можно как «противостоящая ему». Древние экзегеты говорили так: если мужчина будет исполнять заповеди Бога усердно, то жена для него будет помощницей во спасение, а если будет нарушать Божий закон, то она будет противостоять ему, будет как некое жало в его плоть.

– То есть в одном слове два смысла.

– Да, двойственный термин.

– Каковы же все-таки роли женщины и мужчины?

– Женщина разрушает в жизни мужчины эгоизм личности, замкнутой на себе. Когда человек живет один, это эгоизм личности, замкнутой на себе. Бог говорит: плохо быть человеку одному. А когда мужчина женится, он уже вынужден дробить эгоизм на двоих. Рождаются дети – он дробит этот эгоизм на троих, четверых, пятерых… Чем больше детей в семье, тем больше дробится эгоизм личности. Поэтому когда Бог говорит, что плохо человеку быть одному, мы это должны понимать очень широко. Плохо быть без жены, без детей, плохо без согласия.

– Какова тогда роль мужчины в жизни женщины?

– Дело в том, что в Библии говорится о границах ответственности и женщины по отношению к мужчине, и мужчины по отношению к женщине, а также родителей – к детям и детей – к родителям. Например, для жены сказано: «Жена да убоится мужа своего». Мужу сказано: «Мужья с женами должны обращаться как с немощнейшими сосудами» (дословный перевод – «как с сосудами из очень тонкого стекла»). В те времена стекло было драгоценностью, и чем более тонким и хрупким оно было, тем более драгоценным считалось. Такое стекло переносили очень осторожно. Поэтому когда Павел говорит эти слова о сосудах, мы можем понять и так, что женщин чуть ли не на руках надо носить.

Также говорится и об отношении детей к родителям: «Почитай отца и мать», но у апостола Павла сказано и об отношении родителей к детям: «А вы, родители, не раздражайте детей ваших». Таким образом, Священное Писание как бы уравновешивает нас во взаимной ответственности друг за друга.

– Если женщина разбивает мужской эгоизм, то разбивает ли мужчина эгоизм женский?

– Конечно, потому что любой человек, живущий сам по себе, – это «вещь сама в себе». А семейные узы дают нам возможность исповедовать принципы некоей духовной церковной соборности. Ведь слова «плохо человеку быть одному» можно воспринимать и в экклезиологическом смысле: церковное единство, соборность – это залог подлинной духовности, и Иисус Христос учил нас молиться не так: «Отче мой», а «Отче наш», дабы и в молитвенной жизни мы чувствовали соборную ответственность друг за друга. Человек, конечно же, соборно значимая единица. Он не существует сам по себе. Он существует в семье, в народе, в стране, принадлежит к определенной религиозной традиции, и все это формирует его. А человек, который ставит себя выше других людей, выше своего происхождения, выше религиозной традиции, выбирает путь дьявола. Дьявол, оторвавшись от Бога, через эгоизм и гордыню замкнулся сам на себе. Но это тупиковый путь.

– Распространяется ли высказывание «плохо человеку быть одному» на монашествующих?

– А монашествующие и духовенство вступают в особые отношения с общиной. Например, когда рукополагают дьякона или пресвитера, поются те же песнопения, что и на венчании. Это сейчас священника могут переводить с прихода на приход, а раньше его как бы венчали на приход, и он до смерти оставался на одном месте. Он сохранял верность своей общине. Или монах: не имеет своих плотских чад, но у него есть чада духовные. Мы знаем, что апостол Павел был безбрачным, но, обращаясь к Тимофею, он пишет: «Возлюбленный сын мой Тимофей!» То есть Тимофей был его духовным сыном, а сам он был ему духовным отцом. Павел пишет: «Немногие у вас отцы. Я родил вас благовествованием своим». То есть в любом случае – семейный человек или монашествующий – принцип соборности не должен покидать его жизнь.

– Не кажется ли Вам, что в нашем сознании монашеский путь как бы превосходит семейный?

– На самом деле святые отцы уравнивали эти два пути. Например, в толковании на Книгу Бытия Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что первым человеком, во плоти взятым на небо, был Енох. При этом Енох был женат и имел детей. Иоанн Златоуст делает вывод: брачные узы не помешали Еноху живьем взойти на небеса. Он это подчеркнул, потому что действительно человек может реализовать себя и в семейной жизни, и в монашеской. Монашеский путь более трудный и доступный не для всех. Поэтому Христос говорил: «Тот, кто может вместить, да вместит». Это о духовном скопчестве, когда люди сами себя, свое сердце оскопили от жизни семейной, посвятили себя служению Богу, как назореи. Не каждый может это в себя вместить, поэтому, конечно, монашество – трудный путь. Но он считается коротким путем в небеса. Семейный путь немного длиннее, но многие в нем находят себя, многие могут идти этой стезей и не растерять благодать, а монашеская жизнь – путь не для всех, как прямо подчеркивается.

– Вопрос от телезрителя: «У евангелиста Иоанна сказано, что у Гроба была одна Мария Магдалина и Христос ей одной явился. Другие апостолы пишут, что Христос явился им уже по дороге, когда они бежали. Сколько же было Жен у Гроба и кто конкретно? Мать, Мария Магдалина или еще кто-то?»

– Хочу Вас отослать к книге Августина Блаженного «Согласие евангелистов». В этой книге Августин Блаженный очень подробно объясняет эти внешние противоречия, показывая, что никаких противоречий и нет. Сегодня я в студию взял книгу, чтобы поделиться пасхальной радостью: издательство «Герменевтика» выпустило толкования на первую часть Евангелия от Иоанна. Особенность этого издания в том, что в нем дается только текст Евангелия и только истолкования отцов и учителей Церкви, живших до VIII века, когда Церковь пребывала в абсолютном единстве.

Когда мы изучаем Священное Писание под руководством Церкви и смотрим, какие истолкования дают нам святые отцы, то внешние противоречия сразу сглаживаются и исчезают. Например, некоторые обращают внимание, что по-разному указано время, когда Жены Мироносицы идут ко Гробу. Но здесь тоже нужно понять, что было римское летоисчисление, суточное время, и еврейское; что первый, третий, шестой час у евреев и римлян не совпадали. Когда мы рассматриваем такие вопросы по Писанию с помощью святых отцов, то внешние противоречия устраняются.

– Какими качествами должна обладать женщина, чтобы быть хранительницей домашнего очага и идеалов веры?

– Женщина должна оставаться женщиной. Мне кажется, есть серьезная опасность, когда женщина пытается подменить мужчину – в семье, на работе, на приходе. Даже есть фраза: жены в церкви да молчат. Есть крайности мужского состояния (мужчина слишком рассудочный), но есть и проблема женской чувствительности, женщина бывает слишком импульсивна. Она может легко загореться, а потом очень быстро охладеть. Поэтому задача женщины – не подменять своей активной жизненной позицией мужчину, а дополнять его в той же мере, в какой мужчина дополняет женщину, ибо «двое суть в плоть едину».

Поэтому когда мы говорим о роли женщины, надо осознать, что она хранительница семейного очага прежде всего в молитвенном понимании того, как поддерживается жизнь дома. Она должна доминировать в молитвенной жизни семьи, ее роль – обучать молитвам детей. Она помощница мужу в молитвенной жизни, в духовном росте. Иногда женщина берет на себя какие-то повышенные обязательства, чтобы немного разгрузить мужчину, чтобы он в субботу вечером, в воскресенье утром мог пойти в храм. И вот когда мужчина и женщина не конкурируют друг с другом, не подменяют друг друга, а дополняют, тогда это будет настоящая гармония.

– Что значит «женщина – хранительница идеалов веры»?

– Если мы говорим о роли женщины в воспитании подрастающего поколения, а в этом как раз охранительная функция женщины, то прежде всего не мать, а бабушка формирует мировосприятие маленького ребенка. Почему? Потому что именно бабушки в дошкольный период более активно принимают участие в деле воспитания своих внуков. Родители обычно активизируются в школьный период, начинают принимать большее участие в судьбе ребенка. Но мировосприятие человека формируется именно в дошкольный период.

Помню, когда я учился в семинарии в Троице-Сергиевой лавре (это было в советское время), то проводил опрос среди знакомых семинаристов, кто через кого уверовал. Сделал интересное открытие: почти не было семинаристов, которые уверовали бы через священника или через отца и мать, но девяносто процентов семинаристов уверовали через своих бабушек, дедушек, потому что эти пожилые люди обучали их молитвам, вкладывали в сознание детей религиозные истины. Помню, когда я был маленький, моя бабушка Журавлева Матрена Федоровна складывала мне персты и учила креститься, а основные христианские молитвы – «Отче наш», «Богородице», «Верую» – я выучил, буквально сидя у нее на закорках. Когда она меня носила в ясли, затем в детский сад, она по дороге все время произносила эти молитвы. Я заучивал эти слова, и эти тексты вошли в мое восприятие раньше, чем понимание этих слов. Оно пришло значительно позже.

– Что должен делать мужчина, если женщина не справляется со своими обязанностями хранительницы семейного очага и идеалов веры?

– Сегодня мы уже вспоминали слова апостола Павла о том, что мужчины должны обращаться с женщинами как с немощнейшими сосудами. Давайте посмотрим, как в Священном Писании говорится о ценности жены для человека. Об этом говорится в Книге Притчей (31-я глава, с 10-го стиха и ниже): Кто найдет добродетельную жену, цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей; добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками; она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой; она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем…

Конечно, в наше время эти слова можно понять буквально. Есть семьи, где мужчины не работают, а женщины, как купеческие нагруженные корабли, и зарабатывают, и приносят продукты. Но ценность женщины заключается все-таки в ее сердечном, любовном, а не рассудочном, рациональном мировосприятии. В женщине это доминирует, составляет ее женское начало. Это женское начало дополняет мужское начало, более мужественное. Здесь нельзя сказать, что какое-то активно, а какое-то пассивно. Это взаимодополнение. Потому что руководствоваться только рассудком и оставлять сердце в стороне опасно. В то же время наша традиция учит, что руководствоваться только чувствами, сердцем без рассудка, тоже опасно. А когда все это сочетается – мужское и женское, сердечное и рассудочное, и реализуется в соборности семейной жизни, это и есть та гармония, которая делает человека человеком.

Надо помнить первую заповедь, данную людям и записанную в Библии в первой главе Книги Бытия: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Ведь в понимании некоторых древних отцов Бог создал людей, мужчин и женщин, для того, чтобы они восполняли число отпавших ангелов. Таким образом, великая задача семьи – родить и воспитать святого. А это общецерковная задача. Может быть, поэтому в посланиях апостол Павел пишет: «Домашнюю церковь приветствую!» То есть помимо Поместной Церкви, прихода, есть и домашняя, где муж – глава, жена выполняет служение диакониссы, а дети – на послушании у родителей.

– Вопрос от телезрительницы из Башкортостана: «Я православная христианка, муж у меня татарин, но не мусульманин, не верует. Мы прожили уже 20 лет. Мы были женаты, потом развелись, сейчас вместе живем. Но жизнь не складывается. Я пыталась как-то притянуть его к вере, молюсь за него, но он часто пропадает, не бывает дома… У нас есть ребенок. И я думаю, стоит ли вообще продолжать с ним совместную жизнь? Сыну уже 16 лет».

– Надо сказать, что наши времена очень напоминают времена первой Церкви. Поясню, что я имею в виду. Например, когда Евангелие стало распространяться, оно касалось не только одиноких, но и семейных людей. Иногда получалось, что один из супругов становился верующим, а другой оставался неверующим, язычником. В этом случае апостол Павел дает следующую рекомендацию: если верующая жена имеет неверующего мужа, но он не хочет ее оставлять, она не должна оставлять его. Потом, обратите внимание: если один из супругов верующий, а другой нет, это значит, никакого венчания не было. Но Павел не говорит: «женщина имеет неверующего мужчину», он говорит: «жена имеет неверующего мужа». То есть он их называет мужем и женою. В этом смысле Церковь признает светский брак, когда, например, на момент вступления в этот брак они оба были неверующими.

Допустим, потом один из них стал верующим. И если неверующий не хочет расставаться с верующим, то верующий не должен бросать другого. Ибо, как сказано у апостола Павла, «неверующий муж освящается верующей женою». Поэтому здесь надо понять, что, конечно, мы желаем людям лучшего, и со своей стороны Вы, как я понял, употребили максимум усилий, чтобы обратить Вашего мужа в веру. Но вера – дар Божий. Это как музыкальный слух – у одного есть, у другого нет. Или есть дальтоники, которые не различают красок мира. Но можем ли мы выносить нравственные суждения: этот верующий, а этот нет? Вера – Божественная данность. Но если в Библии говорится, что неверующий муж освящается верующей женою (и наоборот), то здесь присутствует какая-то таинственная взаимодополняемость между одним супругом и другим. Поэтому восполните пробелы, духовные пустоты в жизни Вашего супруга, и, может быть, он тоже обретет дар веры.

– Почему в наших храмах, как правило, больше женщин, чем мужчин?

– Действительно, если мы по телевизору видим мечеть или синагогу, то там в основном мужчины. Это реальность, но с чем она может быть связана? Дело в том, что христианство делает акцент на любви, на жертвенной любви. Не просто на справедливости, как во многих других мировых религиях. Принцип жертвенной любви не всем известен, а в христианстве прямо говорится: если ты приветствуешь только братьев своих, то что особенного делаешь? Относись по-доброму к каждому человеку. Христианство – религия, которая предлагает вывести отношения между людьми из плоскости рыночных.

Как люди живут в миру? Любят любящих, ненавидят ненавидящих. А в христианстве говорится: люби врага, благословляй проклинающего, молись за обижающего. В пример нам ставится Бог! В Нагорной проповеди говорится: «Как Бог посылает свет солнца на праведных и на неправедных и дождь на праведных и на неправедных, так и мы должны быть такими же жертвенно бесстрастными в общении с людьми». А женщинам, христианкам, наиболее свойственно проявлять жертвенную любовь, безответную, без надежды на поощрение, можно сказать, беспричинную, нести крест христианина они предпочитают более активно, чем мужская часть нашего населения. Это на мой субъективный взгляд.

Конечно, во всех религиях люди стараются стремиться к справедливости, правде, ищут путей Божьих. Но в христианстве есть понятие «естественная религия», когда люди ищут Бога, а есть сверхъестественная, когда Бог Сам открывается людям. Человек действительно религиозное существо, и эта жажда, поиск Бога заложены в каждом. Как пишет Иоанн Дамаскин, вера в Единого Бога всеяна во всех людей, даже в язычников. Но христианство в нашем понимании – это богооткровенная религия. Это не взыскание человеком Бога, а откровение Бога о Самом Себе человеку. Как говорил Амвросий Медиоланский, не пытайся найти Бога, пока Он Сам тебя не найдет.

– Вопрос от телезрительницы из Калуги: «Недавно Вы участвовали в передаче с Борисом Костенко, и он так небрежно сказал, будто бы «бабушки с тряпками» в церквях мешают молодым воцерковляться. Разве Вы разделяете такую точку зрения? Откровенно сказать, регулярно говорят: ах, эти бабушки в церквях. Я считаю, эти бабушки, как Жены Мироносицы, спасли нашу Православную Церковь в тяжелые годы, и если они кому-то сказали, что в купальнике нельзя в церковь, это же правильно. Пусть они тоже имеют какое-то слово, как Вы считаете? И спасибо Вам за Вашу любовь, Ваши сердечные ответы на наши не всегда умные вопросы. Простите!»

– Вопрос о женщинах, которые трудятся по уборке помещений в храме. Не знаю, как в других епархиях, а в Московской епархии специально проводились миссионерские программы для бабушек-свечниц, которые в храме находятся дольше, чем священник, и следят за порядком. Это были программы обучения тому, как эти бабушки должны относиться к людям, которые визуально распознаются как впервые пришедшие в храм (не так одеты, не так себя ведут – не потому, что действуют вызывающе, просто они могут и не знать, как правильно надо выглядеть и вести себя). Так вот, этим женщинам очень подробно объясняли, как реагировать на таких людей, как проявить доброжелательность по отношению к ним. Если женщины хотят сделать им какое-то замечание, они должны его дать как очень доброжелательную рекомендацию, чтобы не оттолкнуть человека, чтобы первое посещение храма не оказалось последним. Увы, и такое может случиться.

– Какова роль святых женщин в формировании православной духовности?

– Обычно когда женщин сравнивают с мужчинами, говорят: это слабый пол. Но когда я читаю житие святой великомученицы Варвары, мне трудно сказать о ней, что она представительница слабого пола. Или житие других известных христианских мучениц – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Иногда женщины и даже юные девы проявляли такую мужественную стойкость, что сила Божия, совершаемая в их немощи, потом вдохновляла мужчин. Ведь мучениками в те времена становились не только мужчины, но и женщины, и девы, и дети, которые восходили на свою Голгофу.

С другой стороны, среди женщин есть те, кто имеет статус равноапостольных: равноапостольная Нина, просветительница Грузии, княгиня Ольга – бабка князя Владимира. Думаю, если бы у него не было такой бабки, которая воспитывала его с детства в христианстве, насколько могла (мы знаем, что она даже своего сына, князя Святослава Игоревича, хотела обратить из язычества в христианство), тогда Владимир бы и не принял веру. Когда князь решал, принять веру или нет, как отмечает Нестор Летописец в «Повести временных лет», то сказал в качестве решающего аргумента: «И бабка моя, княгиня Ольга, мудрейшая из женщин, эту веру избрала».

Поэтому, на мой взгляд, роль святых жен, девиц заключается в том, что в немощи женского естества они являли пример подлинного мужества, совершенства духовного познания, что вдохновляло и мужчин, как в случае с Владимиром (пример его бабки вдохновил его, и он, как и Ольга, избрал эту веру не только для себя, но и для своего народа, своей страны). Поэтому женщина, могущая вдохновить мужчину и в духовном росте, – очень яркий, выразительный пример.

– Не кажется ли вам, что самоотверженность более свойственна женщинам, чем мужчинам?

– Конечно, самоотверженность – категория внутреннего состояния души. Когда мы говорим о святости, нам очень трудно поделить святость на мужскую и женскую. Хотя в случае с женами всегда подчеркивалось, что это зависимый от мужчины пол. Муж по-еврейски, на священном языке Библии, – иш, а женщина – иша, в дословном переводе «муж» и «мужнина». То же и со словами «юноша» (элем), «девица» (алма). То есть существует взаимосвязь, зависимость слабого пола от сильного. Но когда мы говорим о святости, все может меняться. Как сказано, во Христе Иисусе нет ни мужского пола, ни женского, потому что категория святости выводит человека за пределы взаимоотношений между полами. Ведь святые у нас называются земными ангелами, небесными человеками. А как известно, ангелы – бесплотные существа. Христос говорит о верующих в будущей жизни: они будут там жить как ангелы. То есть грань между полами там будет стираться не за счет преложения природы, а за счет того, что святой достигает совершенства ангела, при этом, конечно, оставаясь человеком.

Сестры, обретшие дар святости, всегда обладали мощным воздействием на окружающих. Достаточно вспомнить, что подлинное духовное сердце Белоруссии – Евфросиния Полоцкая – сама принадлежала великокняжескому роду и имела дар мирить русских князей. В пророческом озарении она даже предсказала русским князьям, что если они не будут мириться, то за это Бог нашлет на них народ, языка которого они не будут знать. Это было пророчество о татаро-монгольском нашествии на нашу землю. Вот это женская попытка помирить мужчин друг с другом, попытка воспринимать в другом человеке своего ребенка, внука, правнука, члена семьи и рода. Охранительная функция очага, которую выполняют женщины, – универсальная. Мужчина не всегда сможет себя так реализовать в общении с другими людьми.

– Каково решение проблемы женского одиночества?

– Надо сказать, что одиночество – это беда, и не только нашего времени. Я написал две книги, одна называется «Иосиф Прекрасный и его братья. Проблемы большой семьи», а вторая – «Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида. Проблемы неполной семьи». Женщинам, оказавшимся в ситуации неполной семьи, особенно матерям-одиночкам, я рекомендую внимательно изучить вторую книгу. В ней рассказывается о том, как женщины двух поколений переживали трагедию женского одиночества и как Господь помог им преодолеть эту трагедию через духовный рост.

Женское одиночество – это проблема, на которую мы должны обращать внимание и на приходском, и на о бщеепархиальном уровнях. Особенно, как мне кажется, общины должны поддерживать матерей-одиночек, протягивать им руку помощи, обеспечивать обучение их детей в воскресных школах и т. д. Например, община организует летний лагерь для детей. По преимуществу надо брать детей из неполных семей, чтобы хотя бы так помочь одиноким матерям.

Хотя в наше время проблема уже меняется. Я знаю маленькое сообщество одиноких отцов: женщины сбежали и оставили детей со своими бывшими мужьями. Но эта проблема связана с эмансипацией, с тем, что называется феминизмом. Эмансипация и феминизм – это когда женщинам предлагают функции, не свойственные им по определению. На самом деле это агрессивное вторжение во внутреннюю женскую приватность. Женщина должна резко реагировать против эмансипации и феминизма, потому что это попытка изменить ее реальное, природное состояние. Как и мужчина, если ему предложат в себе пробудить какие-то женские начала, оскорбится, так и женщина должна оскорбиться, когда ее как бы вталкивают в эти процессы. Зачем ей это? Мужчина должен оставаться мужчиной, а женщина – женщиной. Для нас женщина – это и мать, и возлюбленная, и сестра, и бабушка, и прабабушка, и сестра по вере, и член нашей семьи. Любовь Божия в Библии даже сравнивается с материнской любовью. Пророк Исаия сказал: «Если мать оставит свое грудное дитя (совершенно невероятный пример!), Господь говорит: Я никогда не оставлю, не брошу тебя». То есть после любви матери к младенцу сразу идет любовь Божия.

– Хотелось бы еще раз повториться о смысле дня Жен Мироносиц.

– Жены Мироносицы принесли свидетельство о воскресшем Христе. В Писании прямо сказано: «Кто устами будет исповедовать Иисуса Господом, а сердцем верить в Его воскресение, тот спасется». Мужчины устами очень хорошо исповедуют веру. Но первыми, кто проявил веру сердцем в воскресение Христово, были Жены Мироносицы. Менее рассудочные, но более любящие, менее рациональные, но более преданные внутренне, духовно Христу Спасителю. Они принесли нам эту весть. Мы совершаем их память, как они пошли ко Гробу, хотя вопросы и сомнения овладели их душами, но сердечная любовь преобладала, и они сподобились созерцать Воскресшего из мертвых. Пусть каждая наша сестра по вере, каждая мать, каждая бабушка, прабабушка несет весть о Воскресшем в простоте своего сердечного исповедания.

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать