Беседы с батюшкой. Христос - Второй Адам

16 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович.

– Сегодня тема нашего эфира «Христос – Новый Адам». Прежде всего выражаю Вам признательность за то, что нашли возможность прийти; мы можем продолжить наши литургические, историко-догматические беседы.

Сегодня очень важная тема, поскольку мы вступили в период Великого поста, постепенно с каждым днем мы все ближе к Светлому Христову Воскресению. В рамках времени, которое нам дано для размышлений о крестной смерти и воскресении Спасителя, хотелось бы понять, что значит выражение «Христос – Новый Адам»? Как его понять и открыть для себя?

– Во-первых, хочу сказать о том, что время Великого поста то время, когда каждый христианин должен в своих мыслях вновь вернуться к событиям двухтысячелетней давности: это пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его крестная смерть, воскресение. Каков был смысл голгофского подвига Спасителя? Каков смысл воскресения, какое значение подвиг Спасителя имеет для каждого из нас – людей, которых от этих событий отделяют две тысячи лет, которые живут в ХХ веке? Почему вновь и вновь мы в наших воспоминаниях, в нашем религиозном опыте возвращаемся к Голгофе? Наконец, почему в XXI веке мы являемся свидетелями того, что мученики гибнут? Почему они идут на смерть ради благой вести, которая была возвещена две тысячи лет назад, отдают свои жизни, почему вновь уповают на то, что после их мученического подвига они встретятся с Господом Спасителем Иисусом Христом?

В молитве, которую полагается читать в первый день Великого поста, в понедельник первой седмицы, есть такие слова: «Сподоби нас в чистоте течение поста прейти». Это течение поста устремлено к воспоминанию крестной смерти и к воскресению Христову – к тому, что будет воплощено в богослужениях Страстной седмицы и Пасхи. Собственно говоря, эти службы являются кульминационным моментом Великого поста, его целью, его концом.

Но в ближайшее воскресенье мы будем свидетелями удивительного литургического чина, который будет совершаться на всенощном бдении, – это изнесение изображения Креста Господня для поклонения. В одном из песнопений, одном из тропарей канона Крестопоклонной недели тоже есть слова, что «ныне день поклонения древу крестному» является «зарею Христова восстания». То есть этот день как заря, которая возвещает нам, указует конечную цель нашего течения, путешествия. Уже в это воскресенье мы нашим духовным взором устремимся к Кресту Христову. Поэтому, мне кажется, поразмышлять о смысле крестного подвига и о том значении, которое оно имеет для каждого человека, сегодня будет очень уместно.

– Мы знаем, что наши прародители Адам и Ева в какой-то момент совершили грех и были изгнаны из рая. Мы вспоминаем день Адамова изгнания перед началом Великого поста. Потом, после Страстной седмицы, в день пасхальный, радуемся своему обновлению. Как нам понять то обновление, которое происходит с человеком? Что сделал Христос с человеческой природой, что она так ликует в эти пасхальные дни?

– Как повествует вторая глава Книги Бытия, Господь сотворил Адама, потом из его ребра Еву и поселил их в саду, который насадил на востоке земли, в саду Эдемском. Я хочу подчеркнуть, что Эдемский сад, согласно Библии, находился на земле. Это не Царствие Небесное. В Библии даже указана его географическая точка: исток четырех рек – Тигра, Евфрата и еще двух, названия которых мы сейчас идентифицировать не можем. Как раз исток этих рек являлся местом, где находился Эдемский сад.

– Продолжим наше повествование после звонка телезрительницы: «У меня вопрос в связи с Крестопоклонной неделей. Почему народ кричал: „Распни!“? То, что фарисеи кричали, это понятно, а почему кричал народ, которого Господь исцелял на каждом шагу? Да еще: „и на детях кровь Его…“»

– Нельзя говорить о том, что кричал весь народ. Мы знаем, что у Христа было множество учеников. Хотя они и испугались, их не было рядом с Крестом Христовым, была только Божия Матерь, Жены-мироносицы, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Даже апостолы разбежались. Кричали те люди, которые находились в орбите влияния элиты иудейского народа, первосвященников, книжников, фарисеев. Они были спровоцированы ими в конечном итоге. Если есть духовные вожди, которые имеют определенную власть, прежде всего духовную, то вокруг них есть люди, которые их слушают, которые всегда будут делать то, что им прикажут. Кричала как раз такая группа людей, которых спровоцировали, ввели в заблуждение; или группа людей, которые, возможно, не имели совести и стыда. Ведь мы знаем, что были люди, которые лжесвидетельствовали против Христа, но ни один человек со здоровым нравственным чувством не будет лжесвидетельствовать, особенно когда это свидетельство приведет к смерти человека.

Мы знаем, что фарисеи использовали особые, изощренные аргументы. Они говорили, что этот Человек способен возбудить восстание, и тогда римляне придут, подавят это восстание и утопят иудейский народ в резне. Посмотрите, здесь были даже введены политические аргументы для достижения того, чтобы какая-то часть народа кричала: «Распни, распни Его!» Но одновременно давайте вспомним: буквально через два месяца, после праздника Пятидесятницы (прошло два месяца после воскресения Спасителя, об этом говорит Книга деяний), была первая проповедь апостола Петра, который возвещает людям Евангелие, – и жители Иерусалима, которые его слышали, раскаиваются. Около пяти тысяч присоединяется к Церкви!

Мы и в нашей жизни очень часто видим, как люди вводятся в заблуждение умелой, изощренной пропагандой, особенно теми, кто имеет политический вес и политическую власть. А первосвященники, законники, фарисеи были не только религиозные, но и политические вожди израильского народа в то время. Но потом наступает отрезвление. Мы знаем, что до разрушения Иерусалима было достаточно много христиан, иудеохристиан. Я знаю, некоторые ученые говорят, что 15–20% населения Иудеи так или иначе, даже если не принадлежали к христианству и не верили в Иисуса как в Мессию, симпатизировали Ему, видели в Нем, по крайней мере, учителя праведности. Поэтому нельзя говорить, что кричал весь народ. Кричали люди, которые находились в слепой зависимости от вождей.

– Теперь можно вернуться к нашему рассуждению.

– Да, я хочу обратить ваше внимание: тот рай, в котором жили Адам и Ева, не был Царствием Небесным. Это не рай Нового Завета. Более того, до своего грехопадения Адам и Ева были как духовные младенцы. Есть даже библейское замечание о том, что они ходили наги и не стыдились. Это свойство младенцев. Они просто недостаточно еще осознавали и понимали свое место в этом мире.

Господь дал им заповедь. Почему Господь ее дал? Почему Он вообще посадил это древо познания добра и зла (понятно, что это символический образ библейского языка)? Потому что Господь сотворил Адама и Еву, сотворил людей свободными. Он даровал им свободу. Господь сотворил людей по преизбытку Своей любви ради того, чтобы иметь общение с человеком. Но Господь не хотел иметь общение с марионетками, у которых нет иного пути, нет иной возможности. Господь хотел иметь людей для общения в любви, но одновременно и в свободе, чтобы они осознанно отдавали Богу свою любовь, чтобы имели возможность нравственного выбора.

В чем заключалось грехопадение? В чем смысл этой заповеди, в чем смысл преступления Адама? В том, что человек не должен сам для себя устанавливать, что есть добро, а что зло, что хорошо, а что плохо. Он должен полностью вверить себя послушанию Богу. И это послушание Богу является даром свободной любви человека к Богу. Воля Божия является абсолютным благом, потому что Господь благ. Абсолютное, самоотреченное следование воле Божией является подлинным благом, подлинным добром. Человек, когда он простирает руку и хочет сам, без Бога, познавать, сам для себя устанавливать, что есть добро, а что зло, – впадает в грех. Причиной этого грехопадения была гордость, неверие, маловерие, недоверие Богу и желание быть самостоятельным. Более того, дьявол говорит: «Вы, познав добро и зло, будете как боги». Человек, совершив грехопадение, захотел сам уподобиться Богу.

Сейчас мы проведем некую параллель к событиям начала ХХ века, которые будем вспоминать в этом году, – столетие революции, начала богоборческих гонений. Ведь в чем состояла коммунистическая идеология? Что человек должен опять отказаться от Бога и сказать, что он сам является для себя законом, сам для себя является богом. Помните, даже было такое понятие, как «человекобожие». Появляется такая характеристика поведения человека-атеиста в душе своей. Опять человечество в своем отречении от Бога, от веры движимо теми же страстями – гордости, превозношения, из-за чего когда-то пострадали Адам и Ева.

И здесь очень интересный вопрос. Создав человека свободным, даровав Адаму и Еве возможность самостоятельного нравственного выбора между добром (которое является послушанием воле Божией, пребыванием в воле Божией) и злом (которое является противлением воле Божией), выбирая между добром и злом, предвидел ли Бог, знал ли о том, какой выбор сделает человек? Святые отцы говорят: конечно, поскольку Бог всеведущ, Он знал, что человек сделает такой выбор. Это ни в коем случае не нарушало свободы человека, но Господь знал, потому что видел духовное состояние человека (разум и предведение Божии бесконечно превосходят разум и предведение человека, способность предвидеть будущее).

Еще при сотворении человека, когда произошел Предвечный Совет, когда Господь сказал: И сотворим человека по образу и подобию Нашему (Быт. 1, 26), – Он знал, какой выбор сделает человек, что человек впадет в грех, совершит грехопадение. Тогда уже Господь в Своем Божественном плане судеб человеческих предопределил пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа. Более того, не просто пришествие в мир, а искупление, крестный подвиг, воскресение; а также предопределил то, что Господь введет спасенного человека не в Эдемский сад (безусловно, место блаженства, место прекрасное, но земное), а во святая святых – в Царствие Божие. Поэтому святые отцы (тот же Симеон Новый Богослов) говорят, что блаженное состояние, которое унаследует человек, когда достигнет спасения уже во Христе, будет бесконечно превосходить то состояние, в котором находились Адам и Ева. Это уже бытие совершенно другого уровня.

– Часто люди, которые размышляют над тайной боговоплощения, над подвигом Господа нашего Иисуса Христа, задаются вопросом: что было бы, пришел ли бы Христос, нужно ли было Ему прийти, если бы грехопадения не совершилось? По сути, Вы на этот вопрос ответили, что было некое предопределение…

– Я хочу еще сказать, что суть подвига, который совершил Христос, – не только искупление, не только исправление греха, ошибки Адама. Это нечто большее. Это приобщение человека к Богу, причастие человека к Богу. Когда Христос воплощается, Он воспринимает Божество и человечество. Он, оставаясь Истинным Богом, воспринимает на Себя человеческую плоть и становится и Истинным Богом, и истинным Человеком. И вот это человечество он воспринимает ради того, чтобы весь род человеческий соединить и приобщить Себе. И через это ипостасное единство Божественной природы и человеческой в личности Господа Спасителя Иисуса Христа каждый человек, который, в свою очередь, приобщается к человечеству Христа, становится сопричастным Божеству. Вы понимаете, какая разница между просто блаженным состоянием Адама, даже безгрешным, и тем, что нам дает Христос?

Насчет тезиса, или учения, что Христос – Новый Адам… Апостол Павел в Послании к Коринфянам, в 15-й главе, говорит такие слова: Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам [то есть Христос] есть дух животворящий. Что означают эти слова? Прокомментирую именно этот текст, который как раз является темой нашей передачи.

Человек в отличие от животных, которые окружают нас в нашем тварном мире, является не только телесным существом, но и духовным, обладает душой.            Душа человека – это сосредоточение его разума, мысли, эмоций, чувств. Но эти разум, чувства, эмоции после грехопадения подвержены страстям. Да и до грехопадения они были подвержены страстям, потому что, еще раз говорю, причиной грехопадения изначально стала гордость человека и желание уподобиться Богу без Бога, стать равным Богу, но нарушив Его волю, без Него. А дух, согласно учению апостола Павла, а также некоторых святых отцов, которые комментируют его, есть некая высшая сфера духовного мира человека, высшая сила, благодаря которой человек имеет общение с Богом. Это сосредоточение религиозных чувств, это совесть человека. Наконец, это живой голос Божий, который все-таки живет в каждом человеке, который даже грешного человека всегда обличает, что он поступает неверно. Человек иногда заглушает этот голос Божий, или совесть. Это дух человека. Дух – это то, что возводит нас в горнее, что возводит и устремляет нас к Богу. Поэтому те, кто являются потомками Нового Адама – Христа, руководствуются не страстными движениями души, а пытаются подчинить их духу.

Первый человек – из земли, перстный; второй Человек – Господь с неба (1 Кор. 15, 47). Мы знаем, что Адам был сотворен из земли. Второй Адам, Господь Иисус Христос, сошел с неба в утробу Пресвятой Девы и воспринял от Нее человеческую плоть. Он был во всем подобен нам, кроме греха. Это означает, что плоть, которую Он воспринял, была во всем подобна нам, в том числе она несла все последствия греха, потому что грех – это не просто нарушение Божественных заповедей, законов. Грех – это прежде всего духовная болезнь, которая является следствием нарушения, но она повреждает все наше человеческое естество, она порабощает нашу волю, лишает нас бессмертия, разрушает и нашу душу, и наше тело. Эти болезненные последствия греха были свойственны и плоти Спасителя. Собственно, Он воспринял такую плоть, такую человеческую природу, уязвленную грехом, ради того, чтобы исцелить ее. Хотя Сам греха Он никогда не совершал.

– У нас вопрос от телезрительницы: «Я пятнадцать лет в Церкви, постоянно исповедуюсь, причащаюсь. Святые говорят, что жизнь – бесценный дар. А Господь нас создал, чтобы мы разделили радость вместе с Ним, вкусили радость райскую. Но ведь как тяжело бороться с грехами, ничего не получается, особенно тянет груз тех грехов, которые мы совершили в юности. Я думаю, почему жизнь – радость? Может быть, лучше быть в небытии? Не то что у меня какое-то уныние или суицидные состояния, просто такой вопрос. Меня в жизни ничего не интересует. В городе Муроме, где я живу, кстати, ужасное духовное состояние людей, как в произведении Горького «На дне». Спасибо, простите меня, если что не так!»

То есть вопрос в том, что человек может быть терзаем…

– …терзаем своей греховностью, греховностью окружающих…

– Как быть, идти вперед, радоваться?

– …И от этого подвержен унынию. Уныние является страшным, смертным грехом. Каждый христианин, когда встает на путь спасения, обязательно падает и спотыкается. Важно найти в себе силы встать и пойти дальше. Человек, который принимает крещение, только становится на путь своего спасения. А этот путь узок и тернист. Как говорит в Евангелии Сам Спаситель, Царство Божие трудом берется и те, кто трудится, его восхищают. Поэтому мы призваны не унывать и не опускать руки, а идти по жизни столько, сколько нам Господь благословил жить, только Он знает это, наш век только в Его воле. Жить так, чтобы каждый день стараться что-то изменить в себе к лучшему. И по возможности этими попытками изменить себя послужить примером и для других.

Не зря Господь говорит: да просветится свет ваш перед людьми, чтобы видели они ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного. Прежде всего быть примером, быть образом Христа, отображать его в себе, в своей личности хотя бы немного, чтобы окружающие люди видели в тебе христианина и человека, носящего этот образ Христов, – это и является смыслом нашей жизни. А если мы будем поддаваться унынию, то этот образ Христов, этот свет Христов померкнет в нашей душе, и тогда мы, безусловно, Царства Божия не наследуем.

Конечно, надо помнить о том, что каждый человек своими силами достичь ни Царствия Небесного, ни просто какого-то совершенства, хотя бы относительного, не сможет – только с помощью Божией. Поэтому нужно уповать на Бога, надеяться на то, что Господь, видя наше усилие, наше искреннее стремление к Нему, нашу любовь, которая будет двигать нас, подаст нам руку. Как Петру, который пошел по водам навстречу Спасителю, но вдруг усомнился и упал, стал тонуть. Господь подал ему руку, спас его и сказал: «Зачем усомнился ты, маловерный?» Поэтому основным лекарством и средством от подобной депрессии, о которой говорит наша телезрительница, является вера в Бога. А маловерие человеческое приводит к унынию. Имейте веру Божию.

– Теперь вернемся к апостолу Павлу и его размышлению о Христе как о Новом Адаме.

Каков перстный, таковы и перстные [то есть первый прародитель всего рода человеческого Адам был абсолютно земным человеком, и все мы являемся людьми земными]; и каков небесный, таковы и небесные [Господь пришел с неба, и мы, как род Христов, должны устремляться к небу]. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47–49). В этих словах апостола Павла проводится мысль о том, что Господь пришел на землю для того, чтобы создать новый род людей, которых апостол Петр уже в своем Соборном послании называет «народ избранный, царственное священство, люди, взятые в удел». Это особый народ, который находится в Новом Завете с Богом, который идет по направлению к Царствию Небесному – даже не просто к своему Отечеству (потому что, еще раз повторю, тот рай был на земле), он идет в обители Отца Небесного, земной путь его устремлен к небу.

В чем смысл крестного подвига и искупления, которое совершил Христос? По учению святого Иринея Лионского, Господь, принеся Себя в жертву на кресте, а потом воскреснув, совершил уврачевание греха Адама. Но каким образом? Он как бы последовательно исправляет ошибки Адама противоположным. Вот как он говорит: «Итак, явно Господь пришел к Своим… Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе… Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия была побеждена простотою голубя. Таким образом разорваны были узы, которыми мы были привязаны к смерти». Гордость была уврачевана смирением, страх смерти – добровольной смертью; наконец, смерть была уврачевана восстанием.

Таким образом, Господь от противоположного исправляет все ошибки Адама, которые тот совершил; происходит исцеление человеческой природы. В богословии даже есть такой термин, понятие, которое обозначает именно этот процесс исцеления методом от противоположного. Это слово по-гречески звучит «анакефалеосис», или «возглавление»; по-латински «рекапитуляция». От слова «капитула» – глава. Когда мы перелистываем главы книги в обратном порядке, мы как бы идем от конца повествования к началу. Так же и Господь исправляет грех Адама, идя от конца, от последствий к началу, постепенно исправляя его.

Естественно, возникает вопрос: ведь Господь делает это Сам, лично, индивидуально. Ведь это Он возносится на крест, Он умирает, воскресает, возносится потом на небеса. Какое это имеет отношение к нам, людям? Мы-то каким образом становимся к этому причастны, почему для нас это важно? И мне кажется, это как раз самый важный вопрос. Да, Господь это сделал. Но какое это имеет отношение к нам – к Вам, ко мне, к моим родственникам, к тем людям, с которыми мы живем сейчас?

– И к тем, кого это, по их мнению, не касается.

– Какая здесь связь? Мы живем в XXI веке, какова наша связь с этим, почему именно для нас это важно? Здесь мы должны вспомнить богословское построение, как мне кажется, хорошо объясняющее  мысль блаженного Августина. Он развил теорию, которая получила название «учение о Кристус Тотус» (это по-латыни, блаженный Августин был латиноязычным церковным писателем, жил в Северной Африке, где люди говорили на латинском языке), или «Всецелый Христос». Суть этой теории заключается в том, что Христос Евангелия, о котором повествует Библия, понимается тремя способами, имеет три аспекта. Наше понятие о библейском Христе имеет три аспекта.

Первый – это Единородный Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, Которое пребывало предвечно у Отца. Он совечен Отцу, посредством Которого был сотворен мир. Второй аспект – воплотившийся Христос, Богочеловек, Который пришел, жил вместе с нами, воспринял человеческую плоть, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо. А вот третий аспект – это Христос в Своем Теле – Церкви, это Христос и все мы; Христос, Который в Своем человечестве и в Своей личности объединяет весь человеческий род.

Блаженный Августин особенно акцентировал внимание на словах апостола Павла о том, что все мы являемся Телом Христовым. Все мы вместе Тело Христово, а каждый из нас – его члены. А каким образом мы становимся членами этого Тела? Что является связью, посредством чего мы связаны со Христом? Не просто как-то умозрительно или символически, а именно природно. У нас, христиан, существует непосредственная связь со Христом в нашей человеческой природе, такая же, как между родителем и его чадом. Когда ребенок рождается, что он наследует? Некий генетический код. Хотя, являясь личностью, отличной от своих родителей, что-то он имеет и от своих родителей. Существует биологическая связь. Фактически такая связь возникает у каждого из нас, христиан, с Господом и Спасителем.

Что же является этой связью? Прежде всего церковные таинства – крещение и в абсолютной степени таинство Причащения. Мы, воспринимая в себя Тело и Кровь Христовы, причащаясь за Божественной литургией, становимся подлинным Телом и Кровью Спасителя. И в одной из своих проповедей Августин так и говорил, что это ваше таинство, которое приносится на алтаре, это все вы. Не случайно он говорил, что нет никакой разницы между наименованием Тела и Крови Христовых, уже преложенных Даров, которые лежат на престоле, и теми людьми, которые их принимают. После Причастия каждый человек становится Телом и Кровью Христовыми. Так учил блаженный Августин.

– Удивительно!

– А его духовный учитель и наставник Амвросий Медиоланский говорит то, что шокирует любого современного христианина, живущего в XXI веке. Если человек не будет знать, что это учение Амвросия Медиоланского, он скажет, что это какая-то ересь. У него есть наставления, катехические беседы, которые он произносил тем, кто готовился принять таинство Святого Крещения (или тем, кто его уже принял). Называются они «De sacramentis» и «De misteriis» – «О таинствах» и «О тайнах». Первые были произнесены для тех, кто готовился принять крещение. Вторая часть была адресована тем, кто уже принял таинство Крещения. Амвросий говорит, что хлеб и вино на алтаре прелагаются таким же образом в Тело и Кровь Христовы, как и человек, который до крещения был одним, а после крещения, оставаясь видимо таким же человеком, освящается и изменяется изнутри. Он, объясняя чудо Даров Евхаристии, уподоблял их тому изменению, которое должно произвести крещение в душе человека.

Но это означало, что он был абсолютно уверен, говорил как о само собой разумеющемся, что человек, приняв крещение, должен сразу, здесь и сейчас, изменить самого себя, стать абсолютно другим человеком. Внешне остаться таким же, как он был, а внутренне стать совершенно другим. Но давайте оглянемся вокруг. Много ли мы знаем таких случаев, когда человек, принимая крещение, становился другим? Разве в современном церковном обществе мы видим много людей, которые совершенно другие, чем те, кто не имеет крещения? Нет, само собой разумеется, мы говорим, что Евангелие – это идеал, до которого еще надо дорасти… А Амвросий Медиоланский говорил: раз ты стал крещеным, то сразу, здесь и сейчас, ты должен жить по Евангелию. И ты должен отображать в себе Христа, стать абсолютно другим человеком. Таким же образом, как хлеб и вино стали Телом Христовым: внешний вид остался, а внутренний стал совершенно другим.

– Да, поразительная глубина, в особенности когда сегодня человек подходит к Чаше и, причастившись, идет в мир…

– …и ничего не меняется в жизни. Причастившись, он выходит из храма, и дай Бог, если хотя бы два-три часа он будет сохранять некую строгость своей жизни. А дальше начинается все то же самое.

– Удивительное наставление. У нас осталось мало времени, еще можно высказать что-то по этой теме, если Вы хотели.

– Я бы хотел всех, прежде всего и себя самого, призвать. Святая Четыредесятница – это особое время. Не зря многие святые отцы (например преподобный Феодосий Печерский, основатель монашества на Руси, фактически первый преподобный духовный отец и наставник русских людей) говорили о том, что Четыредесятница – это духовная десятина. В Ветхом Завете было установление: от всего, что человек имеет, он должен десятую часть посвятить Богу – от своего дохода, от имения, от всего имущества. Но дар жизни, который человек имеет, не сравнится ни с какими материальными благами, это самое главное. Мы, христиане, совершая Великий пост каждый год, год за годом (в году 365 дней, из них десятая часть (40 дней) поста и еще Страстная неделя) посвящаем Богу.

В это время мы должны не только механически исполнять какие-то внешние предписания, которые предусматривает для нас Церковь или церковный Устав во время поста. Мы прежде всего должны дать себе возможность внутренне задуматься о том, в чем смысл подвига Христова, какое это должно иметь значение для нас, открыть Священное Писание, поучения святых отцов, отрешиться от земной суеты… Понятно, что во время поста мы тоже работаем, есть семейные заботы, какой-то долг, который мы обязательно должны выполнить независимо ни от чего. Но хотя бы свое свободное время мы должны посвятить не только, еще раз подчеркиваю, внешней вычитке молитвенного правила, например (хотя это безусловно важно), но дать некое время, чтобы Господь откликнулся, и посредством Духа (Господь, Христос Новый Адам – это Дух животворящий) выслушать ответ, который Господь дает нам на наши молитвенные вопрошания, или просьбы, или хвалы, которые мы возносим Ему.

– Спасибо, отец Константин, за эту очень содержательную и глубокую беседу. Понятно, что тема абсолютно безразмерная; даже если человек захочет изучать святых отцов и понимать, может быть, целой жизни не хватит, чтобы все прочитать…

– Эта тема является сущностью нашей веры. Если мы не осознаем, ради чего пришел Христос и почему это важно для нас, то всуе вера наша, какой смысл тогда?

– Спасибо за возможность поговорить о боговоплощении и помочь телезрителям и нам самим осмыслить подвиг, который понес за нас Господь наш Иисус Христос.

– Спасибо, еще раз всех телезрителей поздравляю с наступающей Крестопоклонной неделей. Всем желаю продолжить течение Великого поста и достойно вынести какую-то духовную пользу из постного подвига, чтобы мы в чем-то стали лучше, добились какого-то духовного результата; а также достойно встретить светлый праздник Воскресения Христова.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы