Беседы с батюшкой. Первая седмица Великого поста

16 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня.

– Православные христиане поздравляют друг друга с наступлением Великого поста, памятуя о том, что это время подготовки к празднику праздников, торжеству из торжеств – Пасхе Христовой. Но люди, которые только приходят в храм или стараются соблюдать пост, не посещая храм, могут считать это время только некоторым ограничением, самоистязанием. Поэтому, наверное, сегодня стоит поговорить вообще о посте как о подвиге и его значении. Первая седмица Великого поста дает ему настрой как камертон. Почему эта седмица считается самой строгой?

– Люди, которые заходят «с краешку», со стороны в церковь, могут сказать: да, здесь такие ограничения, такие строгости... Не есть, не пить, не спать, ничем не утешаться – что же за жизнь такая христианская? Но это неверный взгляд. Люди не вникают в суть. Вот, например, пришел бы человек в чей-то дом на праздник. Накрыт стол, стоят стулья, сидит человек, которого поздравляют его друзья. Гость заглянет и скажет: что-то у вас неинтересно как-то, все сидят, что здесь происходит вообще? Такой человек не понимает, что это праздник, что людям дорого друг друга видеть и слышать, им дорог тот, кого поздравляют, для них это торжество, пир яственный и пир общения. Так же, заглядывая в церковь во время Великого поста, человек со стороны не понимает, что это на самом деле пир, праздник, время удивительных перемен, открытий, которые делаем мы, соблюдая Великий пост. И для того, кто входит в пост, эти открытия настолько жизненны, будто человек дышит ими. Каждый вздох – это жизнь. Если мы остановим дыхание, мы просто умрем. Для христианина каждая служба Великого поста – это вдох живительных сил.

Что касается христиан, у нас есть время жестких ограничений, а есть время больших утешений, хотя и то и другое для души утешение. Есть вдох, есть выдох. Одного без другого не бывает. Это как в природе: зимой ничего не растет, все останавливается, а потом начинается период бурного роста – все цветет, покрывается зеленью. Только потом путь бурного роста приносит плоды. Для христианина Великий пост – период бурного духовного роста, время, когда человек отключается от суеты, отвязывается от всех привычек, которые его порабощают. Мы привыкли есть, смотреть, разговаривать, привыкли к смартфонам и планшетам, от которых не можем оторвать взгляд. От этого порабощения очень страдает душа. В Великий пост у нас есть прекрасная возможность отстраниться от этого, прикоснуться к вечности, Богу, человеку – к тому богатству, которое нам открывает Церковь. Поэтому Великий пост – это удивительное торжество. И неизвестно, что больше праздник для души – великопостные дни или послепасхальное время, которое чисто внешне выглядит как праздник. И то и другое – источник жизни, глотки драгоценного воздуха и воды, которыми питается душа человеческая. Ничего другого сказать о Великом посте и не могу.

– Вопрос от телезрителя из Чувашии: «В одной из ваших передач архимандрит Александр (Глоба), доктор медицинских наук, сказал, что у людей старше 45 лет при посте без молока и творога развивается остеопороз. Мне 65 лет, страдаю остеопорозом. Архимандрит Александр разрешает своим пасомым вкушать эти продукты. Как Вы к этому относитесь? Второй вопрос: почему в выпуске вашей передачи отцу Дмитрию Смирнову было отведено только 46 минут эфирного времени?»

– Есть непростые законы эфирного времени, сама передача длится 45–50 минут, остальное – техническая информация, так что тут отца Дмитрия не обижают.

Что касается архимандрита, благословившего молоко и творог… Я обратился бы к другому владыке, безусловно авторитетному подвижнику, святому человеку – святителю Игнатию Брянчанинову. В одном из писем своей сестре, которая была физически не очень здорова, он в период Великого поста пишет: «Не забывай обязательно пить куриный бульон, потому что это необходимо для твоего здоровья». Поэтому если человеку требуется употреблять кефир, творог, курицу, чтобы не развивались его болезни, для поддержания его физических сил, вкушать это необходимо. Вопрос – как. Можно объесться творогом или лакомиться вкусными покупными творожками. А можно употреблять его как лекарство. Нужно 200 граммов творога в течение суток – съешь, но не поливай обильно вареньем. И потом, если совесть подсказывает, что не положено, а ты все-таки ешь, встань перед иконами, открой Псалтирь и помолись Богу, чтобы Он твою немощь исцелил, простил, если ты чем-то согрешил. Пусть пост будет выражен в духовном труде. И никакого диссонанса возникать тогда не будет.

Если почитать текст стихир, которые поются за богослужением в понедельник и вторник, увидим: пост – это не только «брашен (т. е. еды) отстранение», но построение правильных отношений с окружающими людьми, отсутствие ссор, превозношения, клеветы, суеты и прочих вещей, от которых нужно отстраниться.

Первая неделя поста строгая, но в той же мере, что и Крестопоклонная, и Страстная. У святых отцов есть такая мысль: в любом деле самое важное начать и окончить. Начать надо хорошо, чтобы остальные недели поста прошли на подъеме, а мы могли воспринять то, что Церковь будет нам давать. Если сейчас начать себя жалеть, спать, ругаться, обижаться, не ходить в храм, то никаких сил не хватит ни на второй, ни на третьей, ни тем более на Страстной неделе прийти в храм и услышать и принять то, что Господь будет открывать нам устами Святой Церкви.

Можно нарисовать такой образ. Деревенский дом топят печкой. Если зимой человек приложил усилия, чтобы дом протопить, то в доме будет тепло. Если поленился, положил три полешка (можно за ними не следить), то и тепло не станет, в доме будет неуютно. Не потрудился – не получил. В первую неделю Великого поста продолжительные богослужения, Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, первые литургии Преждеосвященных Даров (бывает, в каких-то храмах в обычное время сокращают службы, но на первой неделе ничего не сокращают) – все это позволяет полностью ощутить себя в византийском храме VII или VIII века. Есть возможность растопить лед своей души, отодрать коросту своих привычек, от которых бывает очень трудно отказаться, а потом уже по инерции себя определенным образом напрячь – тогда и остальные седмицы Великого поста мы будем как бы «съезжать с горочки». И первая неделя как раз посвящена тому, чтобы забраться на эту «горочку». Но все должно быть разумно, и конечно, не надо доводить себя до исступления. Некоторые люди говорят, мол, мы слышали, что ни в первый день, ни во второй вообще ничего не едят и не пьют, а лишь на третий день пьют и едят просфору…

– Пользователь Татьяна Половникова в социальной сети «ВКонтакте» как раз об этом и пишет: один из ее знакомых, православный христианин, утверждает, что он ни крошки не потребляет в дни чтения Канона. Существует ли такая традиция?

– Существует. Я открываю житие преподобной Марии Египетской, где параллельно описывается житие старца Зосимы, монаха VI века по Рождестве Христовом. Он подвизается в монастыре преподобного Герасима Иорданского. После первой седмицы поста вся братия монастыря причащается Святых Христовых Таин, вкушает трапезу, возвращается в церковь и под пение 26-го псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» выходит в пустыню и расходится, чтобы не видеть, кто какие подвиги несет. Кто-то берет с собой пищу скудную, кто-то не берет вообще ничего и вкушает зелень, коренья, которые непросто найти в Иудейской пустыне… И каждый втайне несет свой подвиг. И когда к Неделе Ваий они возвращаются в обитель, никто никого не спрашивает, как другой постился. Каждый в меру своих сил подвизался, принес свой дар Богу и сокрыл его, никому про него не сказав. Это должно быть тайной. Если такие люди есть и Бог им дал здоровье, силы, дерзновение, – очень хорошо! Испросите благословения у духовника, чтобы лишь вы и он знали о вашем подвиге. Но не нужно смотреть вокруг и сравнивать, кто как постится (мол, тот ничего не ест, а я корочку хлеба в день, значит я не пощусь), чтобы источником поста были не тщеславные и самолюбивые мысли о себе, а мысль: Господи, какой пост Тебе от меня угоден? Может быть, сегодня Тебе угодно, чтобы я провела день у постели больной матери, а не пошла в храм?

Обратимся снова к житию преподобной Марии Египетской. Как старец Зосима ни стремился уйти в пустыню, Господу было угодно другое: Он оставил его в болезни в монастыре, чтобы потом в пустыне вновь произошла встреча с Марией Египетской. Это я говорю к тому, что отношения между человеком и Богом должны строиться личные, тайные. А если вы не будете ничего есть и пить и на третий день у вас кровь пойдет из гортани или желудка из-за язвы, а вы весь Великий пост проведете в больнице на таблетках, в этом мало будет радости для окружающих и для вас. Поэтому надо очень здраво выбрать посильную меру и ее понести.

Возвращаясь к мысли, что пост – это не только яства и питие, это жизнь духовная, скажем, что Библия должна быть нашим духовным питанием на время поста. Она настолько многообразна, что стоит ее «вкушать» устами своего сердца, стоит читать книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Книги Царств. Необходимо каждый день читать Псалтирь. Эти творения связаны между собой. Понимать Псалтирь почти невозможно, если не прочитал упомянутые книги, Пятикнижие Моисеево. Если ты не читаешь Псалтирь и не полюбил псалмы, то не поймешь многие слова в молитвах, и тем более останется непонятным богослужение, целиком пронизанное словами древних псалмов. Когда, как не Великим постом, погрузиться в это удивительное делание!

Кстати, монахи монастыря святого Герасима Иорданского, упомянутого в житии Марии Египетской, уходили в пустыню и пели там псалмы, и святая Мария Египетская первый раз вышла к старцу Зосиме, когда он пел псалмы шестого часа. Обратимся на секундочку в VI век. Сейчас мы можем пойти в лавку, купить там молитвослов, Псалтирь; можем открыть планшет с необходимой книгой. А тогда книга была очень дорогим редким предметом. Их переписывали, причем не всякий мог это делать. В монастырях были и библиотеки, где хранились книги. Какие книги мог взять с собой насельник монастыря, когда уходил в пустыню? Ответ прост: никаких. Монахи старались читать, запоминать, вкладывать эти святые слова в память своего сердца, с ними уходили, воспроизводили в своем уме, поэтому старец Зосима мог читать псалмы шестого, девятого, иных часов, полунощницу, совершать иные службы в пустыне, потому что его ум не был занят мыслями о том, что поесть, каким показаться, он впитывал слова Божии, которые есть истинная пища для ума постящегося.

Вопрос от телезрителя из Белгорода: «Я знаю, что молитва должна быть с благоговением, покаянием и вниманием. Христос обычно молился один. В Евангелии есть примеры коллективной молитвы, когда Христос в Гефсиманском саду молился до кровавого пота, а его ученики в это время спали. В связи с этим вопрос: какая молитва больше соответствует этим критериям – индивидуальная или коллективная?»

– Евангелие здесь отвечает прямо: […] где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18-20). Как нам лучше молиться – когда Христос обещал быть посреди нас или когда мы один на один; когда Господь по Своему обетованию находится посреди нас или когда мы должны приложить серьезное усилие, внимание, чтобы Он оказался рядом с нами? В этом есть тайна Церкви. Мы должны сочетать обе формы молитвы. Необходимо быть в Церкви, церковная молитва необходима, человеку нужно поддерживать окружающих и самому ощущать их поддержку. Это можно сравнить с путешествием. Мне доводилось путешествовать пешком на достаточно большие расстояния. Например, опоздаешь на автобус, идешь пешком, непогода, тяжело, с собой груз, и тут останавливается человек, берет тебя в машину и за 15–20 минут выполняет тот труд, который бы ты делал в течение двух-трех часов – просто потому, что он оказался щедрым, внимательным человеком, и я даром получил такую помощь. Когда мы собираемся в Церкви, мы как бы восходим на некий корабль, который несет нас без наших особенных усилий. Наша задача – быть в нем. Не нарушить правила нахождения в нем, быть мирным, не раздражаться и не ссориться, и тогда этот корабль даром Христовым понесет нас по волнам, по которым мы бы сами добирались очень долго.

У преподобного Серафима Саровского есть такое свидетельство: можно в течение дня прочитать множество акафистов, молитв, псалмов, понести большие труды, но два слова, произнесенные в церкви, по дару благодати, получаемой от Бога, уравновешивают эти два подвига. Хотя сам батюшка преподобный Серафим Саровский уходил в затвор, чтобы находиться один на один с Богом. Здесь я бы рассудил так: у каждого человека есть свое призвание, обращение от Бога. Один человек Богу угоден в предстоянии на уединенной молитве, а другой – в общественном делании, поэтому в древности были и общежительные монастыри, и кельи, где затворники и отшельники несли свои тайные подвиги. Эти делания друг друга дополняют, а не исключают, каждому по его дарованиям дается и от каждого по его усердию Господь принимает: от кого-то келейную молитву, от кого-то – церковную.

Но если не впадать в крайности, у нас есть прекрасное время и для молитвы один на один перед Богом (в своей комнате, келье – молись, усердствуй), и для молитвы церковной. Преподобный Серафим Саровский с переломанными костями ковылял в церковь и говорил: я бы и ползком приползал, чтобы иметь возможность причаститься Святых Христовых Таин и помолиться за церковной службой. И здесь изобилует благодать, есть место для подвига, поэтому если наш телезритель будет усердствовать в обоих ипостасях (общественной и уединенной молитве), то не лишится дара своего. А Великим постом, особенно на первой седмице, мы особо сосредоточиваем наше внимание на том даре, что у нас есть, собираемся, чтобы помолиться Каноном преподобного Андрея Критского. Тот, кто бывал на этих службах, знает, что их невозможно сравнить ни с какой домашней молитвой, другими духовными деланиями. Это действительно дар: за короткое время существо человека пронзает та правда, исповедь, которую приносил преподобный Андрей Богу.

Этот Канон ведь не сочинение на тему, не богословский трактат, не диссертация. Он плакал этими словами, это духовный плод многих лет его трудов. Кстати, преподобный Андрей жил спустя сто лет после Марии Египетской и старца Зосимы в той же самой пустыне, на другой ее окраине – в монастыре преподобного Саввы Освященного, со строжайшим уставом, который не каждый сможет понести. Величайшие старцы и подвижники жили там. В этом месте святитель Андрей приобщился к колоссальному опыту святых угодников Божиих, населявших монастырь. В Каноне, который сложился в его сердце, мы видим именно этот вековой опыт поколений подвижников, передавших будущему преподобному Андрею, вложивших в его сердце эти драгоценные слова и отношение между ним и Богом, и мы теперь имеем возможность, собравшись вместе, этот опыт воспринимать по благодати Божией.

Кстати, когда Канона Андрея Критского еще не было, за 100 лет до этого, в монастыре преподобного Герасима первую неделю Великого поста никто не расходился. Все братья вместе с утра до вечера молились Богу, приносили покаяние, все причащались в Торжество православия и только потом уходили каждый на свой подвиг. Это куда уж более яркое указание на то, как надо проводить пост, как надо молиться – и вместе церковной молитвой, и по кельям своим тайным подвигом.

– Вопрос от телезрительницы из Каменск-Уральского: «Я двадцать лет строго соблюдала посты, в том числе сухоядение, на Воздвижение и Усекновение главы ничего не пила и не ела. Сейчас мне 91 год, чувствую себя очень слабо. Какое я могу послабление получить? Как-то по телевизору один батюшка сказал, что можно есть белую рыбу. В магазине есть крабовое мясо, можно ли мне его употреблять?»

– Милая, добрая матушка! Если Вам Господь дал столько лет прожить, причем не в безбожном бытии, а воцерковленно, то этот Божий дар здоровья храните, ешьте кашу, крабовое мясо, дай Вам Господь, чтобы Вам было на что приобрести и кому это принести. Если есть трудности, напишите к нам в Вознесенский храм Екатеринбурга, мы Вам посылочку пошлем с белой рыбкой, лишь бы только у Вас были силы ходить на службы. Думаю, если Вы будете есть рыбу, Господь на Вас нисколько не прогневается, а укрепит духовно и физически.

– С началом поста становятся актуальны вопросы, что можно есть, а что нельзя. Есть такая хорошая фраза: все ешь, но людей не «ешь», говорящая нам простым языком о том, что пост – это не только телесное ограничение, но и молитва, присутствие на читаемом в первые четыре дня поста покаянном Каноне преподобного Андрея Критского, на литургии Преждеосвященных Даров. Часто священники советуют читать святых отцов, Евангелие в период Великого поста. В чем еще может быть суть поста?

– Суть поста в том, чтобы приобрести, вернуть себе (или чтобы Господь вернул нам) возможность видеть, слышать Его и друг друга. Современный человек, к сожалению, ослеплен. Внешний мир любого из нас воспринимает как потребителя. Мы должны покупать то, что рекламируется, голосовать за тех, за кого призывают, смотреть те передачи, которые нам показывают, покупать, покупать, покупать... Мы к этому привыкаем, ведемся на этот призыв мира, лежащего во зле, и перестаем быть людьми. Разрушаются отношения, ради которых Бог создал человека. Мы становимся потребителями всего, кроме Божией благодати, потому что она не рекламируется, о ней много не рассказывают по неправославным телеканалам или в интернет-пространстве. Человек перестает быть человеком, становится приложением, продолжением этого мира. И чем дальше, тем мир становится агрессивнее. Но это же неправда, дьявольская ложь. Человек – богосозданное, богоподобное существо, которое должно быть продолжением не этого мира, а Бога, должна быть связь между Богом и человеком. И единственное предназначение Великого поста – эту связь восстановить. Религия – это восстановление отношений.

Мы не можем всю жизнь жить в духовном напряжении, но такие моменты необходимы. Надо найти свою меру. Если мы ищем для себя только послабления (может быть, буду сидя молиться, читать сокращенное правило, не буду класть поклоны), тогда мы стираем самые драгоценные грани поста и постное время у нас ничем не отличается от непостного. Не буду говорить высоких слов про диавола и слуг его, но мы становимся легкой добычей этого мира. А необходимо на некоторое время стать иным. Слово «инок» означает «иной». Мы должны стать на это время иноками, испытать, что это такое. Чтобы увидеть и вкусить, что благ Господь, что такое любовь человека к Богу и человека к человеку.

По поводу Вашей фразы: кушать то, что тебе Господь дает, что совесть позволяет, что подсказывает духовник. А насчет не «есть» людей – правда. Наверное, люди замечали, что в первую неделю поста обостряются отношения в семье, на приходах, христиане «кусают» друг друга, наступают друг другу на больные места. Так враг ищет наши слабые точки. Но люди борются, и я верю, что эти наши локальные войны, бури в стакане, по милости Божией и благодати будут утишены, умирены и у нас, и у телезрителей, потому что это всегда борьба. И если жить в Церкви и проходить этот путь с нашим Господом, то победа будет за нами. Мы победим рознь, неприязни, воцарятся нормальные отношения человека с человеком и, надеюсь, с Богом.

– Чуть ранее мы говорили о быстром ритме современного мира, и соблюдение поста в наше время может быть затруднительным. Олеся в социальной сети спрашивает: «Главный способ ощутить начало Великого поста – присутствовать на богослужении как можно чаще. У меня трое малолетних детей, посещение храма в будни невозможно, также и дома нет возможности посвятить время молитве, чтению Покаянного канона и Библии, так как если есть младенцы – это работа 24 часа в сутки. Какую задачу поставить на время Великого поста, как ощутить его полноту?»

– Чтобы ответить точно, надо знать, какое духовное состояние у этой телезрительницы...

– Пусть вопрос будет собирательный: как быть, когда ничего не успеваешь?

– Конечно, обычный, насыщенный быт семьи с тремя детьми, которых нужно кормить, поить, спать укладывать, с ними гулять, посещать докторов, не позволяет требовать, чтобы женщина надела платочек, юбочку, пришла в храм и благочестиво провела там полдня. Но можно принести элементы Великого поста домой. Например, великую и благодатную молитву святого преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» можно внести как некую святыню на время поста в свой дом и стараться совершать подвиг– читать ее в течение дня каждый час, класть поклоны, завести будильник, чтобы не пропустить. В вечерних молитвах есть 24 молитвы святителя Иоанна Златоуста на каждый час суток. Понятно, что люди, когда подвизались, каждый час прочитывали одну из этих молитв – не как мы вечером, сразу оптом все 24, а в течение дня. Это прекрасно настроит вашу душу на то, что сейчас Великий пост, время отличается от обычного.

Еще можно взять книжку с Каноном преподобного Андрея Критского, в течение дня найти 20–30 минут и постараться его прочитать. Господь услышит вас так, как если бы вы находились в это время в самом главном монастыре, в самом великом храме, и примет Вашу молитву. В конце концов в 18:00 по московскому времени можно включить телеканал «Союз» и послушать, как Святейший Патриарх или кто-то из иерархов читает Великий покаянный канон, послушать песнопения, прикоснуться к этому духу. Из таких маленьких элементов можно составить полное ощущение погружения в пост. Но, вне сомнений, надо попытаться за время продолжительного поста выкроить день, чтобы прийти в храм, пусть вместе с детьми, попросить помощи бабушек и дедушек и самой постоять на службе. Не нужно лишать себя действия живой благодати, которая присутствует в Церкви. Направляйте фантазию, она никого никогда не подведет. Если нет возможности читать книги Ветхого Завета, в Интернете можно найти аудиозаписи. Если и такой возможности нет – возьмите детскую Библию, читайте со старшими детьми. Это, без сомнения, принесет Вам утешение.

Ищите, и Господь Вам реально ответит, скажет: именно эта молитва – то, что Ему будет угодно в вашем доме. Главное – только не забрасывайте детей. Некоторые говорят: пускай сидят как хотят, а я пойду в храм, буду благочестием отличаться… Сейчас главное, что от Вас требуется, – воспитание Ваших детей православными христианами. Проживите этот пост вместе с ними, а через 15–20 лет будет полегче. Может, как наша телезрительница матушка Валентина из Каменск-Уральского, доживете до 91 года, будете ходить в храм, радоваться и вспоминать годы, проведенные с детьми, как лучшие церковные христианские годы Вашей жизни.

– Вы упомянули литургию Преждеосвященных Даров. Сегодня была совершена первая такая служба, она идет по средам и пятницам. Расскажите подробнее об этом богослужении. Для христиан есть рекомендации посетить эту службу хотя бы раз за пост.

– Это древняя традиция, когда на период Великого поста все богослужение перестраивается. Торжество, радость, ликование, переживаемые христианами на Божественной литургии, откладываются лишь на субботние и воскресные дни. В остальные дни совершаются достаточно минорно окрашенные великопостные богослужения. Тем не менее чтобы не лишать верующих христиан возможности причащаться Святых Христовых Таин, Церковь установила особый чин. За литургией в воскресный день освещаются Святые Дары: вино и хлеб, внесенные в храм, становятся Телом и Кровью Христовыми и сохраняются в особом ковчеге на престоле, чтобы можно было в среду и пятницу предстоять перед алтарем, где возлегает Телом и Кровью Сам Господь Иисус Христос, помолиться перед Ним и причаститься нашего Господа. Чин литургии Преждеосвященных Даров был составлен святителем Григорием Двоесловом. Служба эта более продолжительная, чем обычная литургия: за ней читаются отрывки из Священного Писания, ветхозаветных паремий, Книги Бытия, Книги Притчей, поются особые древние умилительные песнопения, но все обращено в центр храма, в центр жизни, где на престоле присутствует за литургией Телом и Кровью Господь наш Иисус Христос. И этими Преждеосвященными Дарами люди могут, подготовившись, причаститься все вместе.

Есть интересная практика, когда литургии Преждеосвященных Даров совершаются не утром, как обычно, а вечером. Дело в том, что служба, за которой совершается эта литургия, называется вечерня. Во многих монастырях в России и на Афоне вечерня совершается вечером, а утреня – утром. А у нас на приходах утреня совершается вечером, а вечерня – ночью либо утром. Все наоборот. И вот в некоторых храмах возвращается традиция совершения литургии Преждеосвященных Даров в том числе и вечером. То есть человек имеет возможность пойти на работу, соблюдая евхаристический пост, потом прийти вечером на службу и, помолившись, причаститься святых Христовых Таин.

Есть одна особенность: за литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев. Особенность эта объясняется определенными нюансами в совершении и приготовлении Святых Даров, поэтому младенцев, которые причащаются только Кровью, приносят на литургии в субботу и воскресенье. Дети более старшего возраста, а также отроки и отроковицы имеют возможность причащаться и за литургией Преждеосвященных Даров. Главное и существенное в этой литургии то, что во время обычной литургии мы переживаем чудо преложения Святых Даров из хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; здесь же мы предстоим уже перед Самим Господом, приносим Ему свое покаяние и причащаемся этой святыни. Такое богослужение совершается только Великим постом. Конечно, стоит погрузиться в атмосферу этой древней благодатной церковной традиции.

– Помимо Покаянного канона, литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост проходит еще богослужебное последование, именуемое «пассия». Что это такое?

– Пассия – это богослужение, посвященное Страстям Христовым. Это вечерня, за которой читается Евангелие о Страстях Господних. За одной пассией прочитывается одно Евангелие, следовательно, в течение поста прочитываются четыре страстных Евангелия последовательно, по числу пассий. По благочестивой традиции это чтение предваряется акафистом Страстям Христовым. Все это чтение призвано нам напомнить, к чему устремлен Великий пост. Ведь пост нужен не ради поста.

Великий пост оканчивается Страстной седмицей и Пасхой, и это не просто какой-то символ. На этой седмице Церковь реально переживает Страсти Христовы, Его жертву, которую Он за нас принес, и в Пасхе мы реально входим в Воскресение Христово. Господь побеждает смерть, и тех, кто с Ним желает разделить эту победу и стремится к ней, Он вводит в эту победу. Великий пост призван напомнить нам о том, что предстоит в Страстную неделю, и в Пасху, и в нашей собственной смерти, и в нашем воскресении. Это все очень серьезно. Если нам скажут: завтра Пасха, мы не сумеем сразу настроиться и войти в этот праздник. Человек инерционен, он требует настройки, подготовки. Поэтому по сложившейся традиции в богослужения Великого поста введены эти четыре очень проникновенные богослужения, за которыми мы имеем возможность пережить то, что Господь совершил ради нашего спасения. Чтобы человек не говорил потом: подумаешь, совершил грешок, покаюсь…

Любой «грешок» стоит крови Христовой. За любой наш совершенный грех Господь проливает Свою кровь, и если мы приходим каяться, прощение, которое Он нам дает, даровано страданиями Христовыми, куплено ими, чтобы мы понимали, какова цена нашего спасения и покаяния и возможности прийти к Его Воскресению. Поэтому важно прийти на эти службы. Они совершаются, как правило, в воскресные дни за вечерним богослужением, в разных храмах по-разному. Есть приходы, где пассии вообще не совершаются. Это не уставное богослужение, а достаточно позднее вкрапление в богослужебный порядок. Но я и большинство священников, которых я знаю, считаем, что по тому, насколько они располагают ум и сердце ко Христу, сила действия этого богослужения очень велика. Поэтому очень дорогого стоит прийти на него, постоять на коленочках, задуматься, поплакать.

– Вопрос от телезрителя: «Может ли быть духовным наставником священник, к которому ходишь на Причастие или на исповедь, и может ли быть наставником святой, которому мы поклоняемся, например Серафим Саровский или Сергий Радонежский?»

– Что касается святого – и может, и должен быть наставником. Но нужно понимать вот что. Мы не имеем возможности непосредственно, например, батюшку Серафима попросить наставить нас, потому что он уже со Христом воскресшим, а мы в этом мире; его явления в наш мир достаточно редки, и это его особый дар. Не стоит требовать, чтобы он был нашим наставником таким мистическим образом. А вот учиться у святого, просить наставления через труды, оставленные нам, нужно. Есть прекрасная «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная священномучеником Серафимом Чичаговым, там есть наставления, записанные за преподобным Серафимом. Если будем их читать и применять в своей жизни, безусловно, преподобный Серафим будет нашим наставником. Если будем читать житие преподобного Сергия Радонежского, молиться ему, безусловно, он будет нам отвечать, но не с какими-то громогласно разверзшимися небесами, а полагая на сердце правильное решение.

Что касается священника, который нас исповедует и причащает, то кому, если не ему, быть нашим наставником? Конечно, между вами должны быть налажены отношения, священник должен знать вашу жизнь, ваши обстоятельства, вы должны доверять ему, и тогда он сможет в полной мере наставить на путь истинный вас и вашу семью.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать