Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Передача из Москвы.

– Как понимать слова молитвы «Отче наш» «и не введи нас во искушение»? Разве Господь вводит в искушение? А если и попускает искушения, то на это есть Его воля. Зачем же просить об изменении этой воли?

– «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» – такое продолжение этих слов. Господь дает дьяволу возможность искушать нас. Здесь мы просим, чтобы дьявол, скорее всего, не ввел нас во искушение, чтоб Господь избавил нас от лукавого. Почему мы просим? Мы люди немощные и, если действуем и поступаем, рассчитывая только на свои силы, не можем преодолеть тех искушений и соблазнов, которые враг рода человеческого посылает нам в нашей земной жизни. Мы не обращаемся к Богу, чтобы изменить Его волю, мы же не просим: «Господи, избави меня от креста», но мы просим: «Господи, дай мне сил нести тот крест, который Ты возлагаешь на мои плечи». Когда мы произносим «и не введи нас во искушение», мы просим у Бога сил, чтобы бороться с искушениями, преодолевать искушения, уповая на Божию помощь. Даже Христос в Своей земной жизни молился в Гефсиманском саду: «Да минует Меня чаша сия, впрочем, не Моя воля, но Твоя воля да будет». Так и здесь: мы просим у Бога помощи – не ввести нас во искушение дьяволом и избавить нас от дьявола.

– Может ли жертвенность навредить? Например, когда мать жертвенно любит свое дитя, все для него делает, тем самым развращая ребенка или лишая его самостоятельности.

– Это не жертвенность, а слепая любовь матери к своему ребенку. Мать, к сожалению, делает очень плохой подарок своему дитя для его последующей жизни. Ему можно помочь – дать хорошее образование, чтобы он мог применить его в дальнейшем в своей жизни, дать возможность научиться какой-то профессии, научить работать, чтобы дальше он был самостоятельным. Если же мы свое дитя оберегаем от всего, пытаемся решать за него все проблемы, ребенок рано или поздно становится абсолютно беспомощным – это беда для ребенка. Это не жертвенность. Жертвенность Господа была, когда Он принес Жертв у за нас. И через Свою Жертву Господь вводит нас в Царствие Божие, если мы следуем тому, чему Он нас учит. Господь научает нас, как надо делать. Так и мать – у нее не должно быть слепой любви: «все для ребенка»; в результате, когда ребенок вырастает, такая мать прибегает в храм за помощью к батюшке и говорит, что ребенок неуправляемый. А в этой ситуации уже ничего сделать нельзя, потому что он уже далеко не ребенок и совершенно неприспособленный к этой жизни.

– Вопрос телезрительницы из г. Владимира: «Как читается полунощница – ровно в полночь или можно делать отклонения по времени?»

– Во-первых, в этот юбилейный год низкий поклон жителям града Владимира, носящего имя в честь святого равноапостольного князя Владимира, 1000-летие преставления которого мы отмечаем в этом году. Владимир – замечательный древний русский город, где огромное количество святынь.

Само название полунощницы говорит о том, что она совершается в полночь. Но в разных монастырях разное время совершения полунощницы, в этом церковном чине могут быть отклонения по времени. В редких монастырях полунощница совершается именно в полночь. В большинстве монастырей она служится на рассвете: в каких-то монастырях в пять часов утра, в каких-то – в четыре, в иных – в семь. Строгой привязки ко времени на сегодняшний день не существует.

– Как Церковь относится к революционному пути развития? Зачастую революционный скачок необходим; например, научное открытие или рождение младенца – тоже своего рода революция. Да и Сам Христос не был консерватором.

– Само понятие «революционный путь развития» не совсем правильное. Революция – это, как правило, разрушение, а не созидание. Из нашей истории мы видим, что там, где применимо слово «революция», нет созидания, но есть разрушение. Во время Французской революции разрушались устои, нравственность, то же самое было у нас во время Великой Октябрьской революции 1917 года, когда падала нравственность и разрушалась культура. Когда революции проходят и начинается момент созидания, когда люди успокаиваются, тогда начинается прогресс и в науке. Наверное, слово «прогресс» более применимо к этому вопросу. Прогрессу в науке Церковь никогда не противостояла, особенно Русская Православная Церковь. Другое дело – для чего наука, к чему она идет? Хорошо, если она идет к созиданию Богом созданного мира, который Господь нам дал. Чаще мы видим: что-то созданное в науке ведет к его разрушению – экология не очень хорошая; огромное количество рек, но когда встает вопрос в летний зной, где бы искупаться, то найти такого места не можем. Вроде бы прогресса достигли, а то, что окружает нас, данное нам от Бога, сохранить не смогли. Если бы прогресс позволял нам еще и сохранять то, что Господь дал, приумножать, благоукрашать, тогда, наверное, было бы все хорошо. С другой стороны, медицина развивается и помогает человеку лечить его физические немощи. Но некоторые этические вопросы (например, абортов), хотя тоже относятся к науке и ее возможностям, не совсем соотносятся с христианским мировоззрением.

Не надо применять слово «революция». Прогресс должен быть, он есть, и Церковь не останавливается в развитии, прогрессирует, развивается вместе с обществом. Богословская мысль тоже развивается. Каждый этап в жизни человечества имеет свои особенности, и Церковь дает свое богословское мнение по тем или иным вопросам. Каждое время преподносит свои вызовы Церкви, на которые она вынуждена отвечать. Незыблемы лишь каноны церковные, догматы, которые являются краеугольными камнями и не могут претерпеть изменения. Все остальное меняется. Служба, которая совершалась при первых христианах, сохранила свою основу, но внешне изменилась. Традиции русского православного богослужения отличны от традиций греческого православного богослужения: общий строй тот же, но присутствуют свои особенности. И Церковь, и общество развиваются. Главное, чтобы это развитие находилось в гармонии с природой, миром, Богом. Тогда мы будем получать добрые плоды.

– Вопрос из Орловской области: «Мы с мужем верующие люди. У нас есть внук, которому два года, он крещеный. Недавно мы узнали, что крестная мать ребенка верит в Бога, но в храм не ходит, ребенка не причащает. Невестка тоже невоцерковленная. Сами мы не можем повлиять на ситуацию. Мы молимся. Что еще можно сделать, чтобы вразумить их?»

– Это сложная ситуация, которая часто встречается в нашем современном мире. Мы любим своих детей, но любовь иногда не в том выражается. Мы сами жили вне Бога и не сумели воспитать своих детей в христианском духе. В какой-то момент мы пришли к Богу, Господь нам открыл этот великий дар, а дети остались там – в прошлом. Конечно, мы надеемся на то, что Господь их приведет к Себе, но когда? Они живут современными заботами, у них рождаются дети, они их крестят, и на этом все заканчивается. Стать христианином – это не значит только покреститься, это значит – вести тот образ жизни, который должен вести человек, назвавший себя христианином, надо участвовать в литургической жизни. Что Вы можете сделать в этой ситуации? Конечно, нужно молиться, но молитва должна быть внутренняя, искренняя, а не показная для Ваших детей. Не надо их упрекать, не надо делать что-то навязчиво. Можно их спросить: «Мы сегодня идем в храм, что если возьмем ребеночка с собой? Не на всю службу, а к Причастию?» Не думаю, что дети будут активно противодействовать этому, если с Вашей стороны не будет довлеющего настоятельного требования: «Вы должны, вы обязаны». Конечно, они должны и обязаны, но они для этого не созрели. Судя по всему, и Вы для своих детей не всегда находили время, чтобы отвести их в храм к Причастию. Видя Вашу любовь к ним, Вашу любовь к Богу, они сами будут приходить к Богу. Только с любовью, не настаивая, можно спросить, не сходить ли с ребеночком в храм к Причастию. Может быть, один или два раза они заупрямятся, но когда увидят, что это не навязчивая идея, а искреннее, чистое желание, то… как говорится, вода камень точит.

– Вопросы телезрительницы из г. Белгорода:

«Может ли чтение святоотеческой литературы заменять в какой-то степени молитву? Мне ближе краткие молитвы. Именно когда читаю Игнатия Брянчанинова, толкование на Евангелие Иоанна Златоуста, у меня возникает большее чувство покаяния и лучшая молитва к Богу через высказывания этих людей».

«Я больна онкологией. Прошла операцию, лечение. Я не могу обращаться к Богу с молитвой о выздоровлении. Я положилась на волю Божию, прошла лечение, мне было спокойно и хорошо. Все вокруг желают мне здоровья, долгих лет жизни, а мне спокойнее положиться на волю Божию. Может, я не права и во мне говорит гордость, что я не могу молиться о здоровье? Рассудите».

– Были святые, которые не умели читать, были безграмотные люди, но их уровень духовной жизни был высок. К примеру, Мария Египетская никогда ничего не читала, была неграмотной, но ее жизнь в пустыне и молитвенное общение с Богом дали ей возможность встать на ту ступень понимания и осознания церковных истин, что когда пришел к ней старец Зосима и стал ее слушать, то спросил: «Когда, кто тебе читал? Где ты услышала слова Священного Писания?» Он был удивлен, насколько она богословски подкована. Она отвечала, что ничего этого не знала, не читала. Она вела такую жизнь, имела молитву и покаяние, и Господь открывал ей знания тайно. Конечно, хорошо читать святых отцов, читать толкования, но молитва – это наше непосредственное общение с Богом, это наш разговор с Богом, когда нет посредников. Святые отцы помогают нам идти тем или иным путем, помогают выбрать путь, который приведет нас к спасению. Ведь у каждого из них было свое видение, каждый своим путем достигал общения с Богом. Через чтение святых отцов хорошо учиться, если Вы научитесь искренней, чистой молитве, с которой будете обращаться к Богу, тогда пойдет взаимный диалог между Вами и Богом. Когда мы оставляем молитву, мы не пьем от той живой воды, которую Господь нам дает, мы не общаемся с Ним.

По поводу кратких или больших молитв: в Евангелии Господь, когда Его спрашивают о том, как молиться, говорит: читать молитву «Отче наш…» – и этого достаточно. Некоторые старцы всю свою жизнь строили на творении Иисусовой молитвы, которая шла из глубины их сердца; она очень краткая, но заменяла все остальное. Сегодня нам Церковь рекомендует набор молитв – утренние, вечерние. Это наиболее полная подборка молитв, которая должна сподвигнуть человека идти путем христианской жизни. Но это не значит, что человек должен читать только эти молитвы. Всегда привожу в пример притчу. Два старца путешествовали в паломнической поездке. Им надо было перебраться на остров через большое озеро, они подошли к хижине старика и попросили перевезти их на остров. Озеро было неспокойным, и старик попросил их переждать до утра, пообещав утром дать лодку. Они остались. Перед ужином старцы попросили старика помолиться. В его хижине была икона Пресвятой Троицы. И старик помолился словами: «Трое нас и трое вас, Господи, помилуй нас». Старцы сказали ему, что он молится неправильно, молиться нужно так: «Отче наш, Иже еси на небесех…» – и всю ночь учили его этой молитве. Поутру старцы отправились в путь. На середине пути от берега до острова старцы вдруг услышали шум сзади, обернулись и увидели бегущего за ними по водам старичка, который кричал: «Братья, забыл, как правильно молиться-то надо?» Они увидели это и сказали ему в ответ: «Как молился, так и молись». Его молитва была простая, и она была услышана Богом. Ищите простоты в своей молитве, простоты в общении с Богом. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там нет ни одного». Стремитесь к этому.

По поводу второго вопроса: просить здоровье можно, требовать нельзя. Мы молимся о здравии: на литургии есть ектении о здравии, есть специальные молитвы о здравии, совершаются специальные молебны о здравии болящих. Хочу отметить, что ситуация с онкологией не терпит уныния. Стремитесь положиться на волю Божию, благодарите Бога за каждый прожитый день, который Господь Вам посылает. В народе есть такая шутка, возможно не очень хорошая, но в ней есть определенная правда: «Все умирают от рака, только некоторые до него не доживают». Мне приходилось в моем пастырском опыте сталкиваться с людьми, которые начинали унывать, и эта болезнь их съедала. А людям, которые стремятся к жизни – живут, радуются каждому божьему дню, Господь дает и возможность жить и бороться. Радуйтесь тому, что есть близкие люди, которые молятся за Вас и просят, чтобы Господь дал Вам здравия. Принимайте это как волю Божию. Не ищите легких путей. Не все, что для нас легче, хорошо нам для спасения.

– Можно ли вместо молитвенного правила молиться от души? Полезно ли молиться, если не понимаешь значения слов молитвы?

– Молиться можно от души, можно своими словами. Приходят иногда люди в храм и говорят с гордостью: «Я, конечно, полными молитвами не молюсь, но совершаю Серафимово правило». Не надо лицемерить. Какое Серафимово правило мы совершаем? Если бы молились так, как преподобный Серафим Саровский, то, конечно, нам было бы достаточно три раза прочитать молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры. Но для этого нужно на протяжении всего дня находиться в молитвенном настрое, как находился преподобный Серафим, Иисусову молитву всегда в себе хранить, веру такую, как у него, нужно было бы иметь. Нельзя упрощать все и не надо ничего усложнять. Если чувствуете, что Ваша душа требует простой молитвы, своими словами – ради Бога, молитесь. Но духовный опыт показывает, что мы сначала сокращаем молитвы, потом сводим их к минимуму, а потом и вообще перестаем молиться, считая, что достаточно одного крестного знамения перед сном, а порой доходит и до того, что и про это забываем. Наоборот, святые отцы восходили по-другому: они начинали с кратких молитв и потом приходили к молитвенному общению на протяжении всего своего сознательного дня. Я помню слова владыки Питирима на моем монашеском постриге, который сказал: «Твори Иисусову молитву. Я видел старцев, которые и во сне перебирали четки». Вот к этому нужно стремиться: не упрощать, не усложнять, но чувствовать ту тонкую грань, которая проходит в нашей духовной жизни, чтобы не отойти от Бога, не охладеть сердцем. И не воспламениться, как пламя, и быстро прогореть, и не затухнуть, как догорающее пламя, а чтобы теплиться, как лампадка, и это будет замечательно.

По поводу непонимания слов молитвы: безусловно, когда мы приходим к Богу, мы многого не понимаем – как ребенок, рождающийся в эту жизнь, многого не понимает. Но человек развивается, для этого он идет в школу, его учат чему-то в семье, он начинает что-то понимать. Мы не понимаем иностранные языки до тех пор, пока не начинаем их изучать. Люди говорят, что не понимают церковнославянского языка, но в сегодняшнем мире Интернета, в мире, когда издается огромное количество литературы, всегда можно иметь под рукой словарик церковнославянских слов, тем более не так много слов, которые мы не понимаем. Когда мы учим языки, мы прилагаем труд, а в духовном плане не хотим чуть-чуть потрудиться, а ищем себе оправдание: «Зачем я буду молиться долго теми молитвами, которые я не понимаю? Я лучше не буду молиться, чем потружусь и постараюсь их понять». Сейчас огромное количество книг: Священное Писание с переводом на церковнославянский и на русский язык, толковые молитвословы издаются с параллельными текстами на церковнославянском и русском языке. Берите! А мы не хотим, нам тяжело. Христос говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы», а труждающиеся и обремененные разворачиваются и бегут совершенно в другую сторону. Хорошо, если в какой-то момент удается все это осознать, вспомнить, остановиться и повернуться в сторону Бога, увидеть тот свет, который Господь нам посылает, ту любовь, ту теплоту, которую Он нам дает, пойти к своему Творцу. Некоторые, к сожалению, убегают так далеко, что не находят в себе сил повернуться и прийти к Богу.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «У апостола Павла есть высказывания о том, что сейчас мы видим как через тусклое стекло, а там нам откроется истина во всей полноте. Такие люди, как Эйнштейн, Циолковский, Менделеев, и те люди, которые за свою жизнь таблицы умножения не выучили, в том мире сравняются по уровню интеллекта? Тогда какой смысл на земле стремиться к каким-то знаниям, если там все равно всё уравняется?»

– Можно здесь на земле оставаться темными и не стремиться ни к чему, но Господь каждому дает свой талант, который должен развиваться. Менделееву Господь дал один талант, Рахманинову – другой талант. Но человек на земле, даже самый талантливый, несовершенен. При грехопадении самое страшное было не то, что человека изгнали из рая и он стал жить в другом мире, а то, что разум человеческий помутился. В момент, когда человек не принес Богу покаяние в том, что он сделал, разум отуманился. Раньше, живя в общении с Богом, человек понимал, что Бог в его жизни все – всегда и везде, Вездесущий и Всезнающий. А когда разум помрачился, человек перестал видеть это, спрятался от Бога. «Адам, где ты, Я не вижу тебя?» Бог спрашивает это не от того, что Он его не видит, Он ждет, что Адам сейчас принесет покаяние, а Адам отвечает: «Я спрятался от Тебя, потому что я нагой». Раньше Адаму это в голову не приходило, потому что он жил в общении с Богом, разум его был раскрыт гораздо шире, а теперь он помрачен, он не понимает того, что Господь Всевидящий.

Нам сложно предполагать, но в том мире человек будет уже обновленный – и разум будет обновленный. Там не нужно будет совершать открытий, там нужно будет жить в том общении с Богом, к которому мы здесь стремимся. Как и что там будет, очень сложно сказать. Святые отцы приоткрывают нам тайну, но даже из Откровения Иоанна Богослова мы можем только догадываться о каких-то вещах, о последних временах и уж тем более о том, что будет в Царствии Божием. В Царствии Божием будет общение человека с Богом. На каком уровне его интеллектуальной составляющей это будет, нам сложно сказать. Но, поверьте, интеллект человека, достигшего Царствия Божия, а не вечного поругания, будет гораздо выше того, при котором он жил на земле, потому что там он будет совершенным, каким Господь и создал человека – совершенным, а не омраченным грехопадением. Как там будет, мне сложно судить, я не Господь Бог. Но тот, кто жил с Богом, думаю, тот и будет с Богом, и его не будет смущать вопрос, почему великий ученый, композитор или художник стоит рядом с простым крестьянином, который в земной жизни интеллектом обременен не был, но его духовная составляющая была ничуть не меньше духовной составляющей этого ученого, потому что они будут находиться в Царствии Божием. В другой составляющей вечной жизни, которая будет не с Богом, тоже будет много людей с разным интеллектом.

– Вопрос телезрительницы: «Когда мы читаем Псалтирь по усопшим, мы читаем от лица усопшего человека, обращаясь к Богу с просьбой, или читаем Псалтирь от своего имени, а на слове «слава» поминаем усопшего?»

– Это Ваше молитвенное делание, которое Вы совершаете за душу усопшего, за которого молитесь. Не от лица усопшего Вы просите, а свою малую жертву приносите Богу в молитве. Чтобы Господь простил согрешения вольные или невольные человека, за которого мы молимся. Это Ваш труд, Ваша молитва, которая идет о душе человека, за которого Вы молитесь.

– Почему Крест считается Животворящим, ведь распятие – это страдание, мучение и смерть. Что в Кресте животворного?

– Крест был орудием смерти до того момента, пока на нем не распяли Христа. Не было бы крестной смерти, не было бы Воскресения; не было бы Воскресения, не была бы для нас открыта жизнь вечная. Через крестные страдания, через Животворящий Крест Господь дает нам наследовать жизнь вечную. Есть исторические примеры: когда царица Елена возгорела желанием отыскать Крест Господень, начали производить раскопки на месте Голгофы и нашли три креста. Как определить, на каком из них был распят Господь? В этот момент мимо проходила похоронная процессия. Все кресты по очереди стали возлагать на умершего. Когда к умершему приложили Крест, на котором был распят Христос, умерший воскрес. Крест Животворящий потому, что он дает жизнь человеку – жизнь через смерть. Жизнь наша земная временная, а смерть является рождением человека от жизни временной к жизни вечной. Человек, исповедующий Христа, носит на себе крест как символ того Креста, на котором Господь страдал и через который Он нам открыл путь в жизнь вечную.

– Вопрос телезрителя из г. Екатеринбурга: «Можно оставить все и пойти за Господом. Можно ли пойти к Богу ради любви к близким и дорогим людям? Или получается, что нужно оставить их?»

– Оставить все, близких и идти за Богом – Господь не требует ни от кого такого. Человек может идти к Богу своим путем. Кто-то оставляет все и идет в монашество, кто-то идет другим путем – вступает в брак, живет христианской жизнью и тоже наследует жизнь вечную. Вы должны для себя избрать тот путь, которым Вы хотели бы идти. Вы, видимо, ссылаетесь в вопросе на евангельскую притчу о том, как юноша пришел ко Христу и спросил: «Как наследовать Царствие Божие?» Христос сказал ему соблюдать заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Юноша ответил, что он все это делает. Но внутреннего духовного стержня в нем не было. Господь говорит ему: «Раздай все, что у тебя есть, и иди вслед за Мною». И юноша ушел печальным, потому что раздавать надо было много чего, жалко было того богатства, которое накоплено. Действительно, очень сложно идти вслед за Господом, когда ты хочешь оставить все, а этого всего хоть немного, но оставить очень тяжело. Повторюсь, каждый выбирает свой путь. Это не значит, что сегодня вы должны бросить свою семью, отказаться от детей, имущества и бежать в монастырь, чтобы делать дело личного спасения. Вы избрали тот путь, где есть семья, есть дети, поэтому спасение Вы должны выстраивать именно на этом пути, создавая христианскую семью, своей жизнью свидетельствуя о Христе внутри семьи. Поэтому крайности не нужны, и делать какой-то шаг в своей жизни всегда надо осознанно, от глубины сердца, а не от отчаяния или неудачи: «Сегодня в моей жизни все так плохо, что я все брошу и уйду в монастырь, буду только с Богом». В монастырь надо идти от любви к Богу, а не от неустроенности во внешней жизни. К сожалению, у нас часто получается по-другому: мы идем не из любви, а бежим от внешних проблем, поэтому не всегда это идет нам на пользу.

– Вопрос телезрительницы из г. Чебоксары: «Как Церковь относится к прорицательнице Ванге? Ведь очень многие ее пророчества сбылись».

– Слава Богу, наша Церковь никак не относится к пророчице Ванге: Ванга сама по себе, а Православная Церковь, в том числе Русская Православная Церковь, сама по себе. Давайте оставим этот вопрос на разрешение Божие, Господь Сам посмотрит, насколько она была с Богом, а насколько – без Бога. К сожалению, опыт показывает, что гордыни, несмирения и того, что исходило не от Бога, было гораздо больше, чем прорицания. Какие-то вещи предсказывать дана власть и дьяволу. Иногда он нас этим искушает. Не все то, что делается, делается на пользу. Многие ее поступки никак не соотносятся с церковной деятельностью, с церковной жизнью. Есть масса причин считать, к сожалению, что тот дар, который у нее был, – не от Бога.

– Вопрос телезрительницы: «Меня попросили помолиться о здравии пьющего человека. Я не отказалась, потому что она невоцерковленная, постов не соблюдает. Правильно ли я сделала?»

– Мы приходим к священнику и говорим: «Батюшка, помолитесь за нас». А батюшка отвечает: «Что же я буду за тебя молиться, если любви в тебе нет, гордыни много, грехов своих ты порой не видишь». Если человек ходит в храм, это не всегда говорит о воцерковленности. Однако батюшка молится за нас и не отказывает нам в просьбе молиться за нас. Если человек попросил помолиться за него или кто-то попросил помолиться за кого-то, а Вы чувствуете, что можете это сделать, – помолитесь. Если не можете – не молитесь. Искать причину в том, воцерковлен человек или нет, не надо. Мы за грешников должны молиться, а праведники и так у Бога предстоят. А за грешника помолиться, попросить милосердия Божия за него, чтобы Господь его на путь покаяния направил, чтобы дал ему возможность узреть красоту общения с Богом, радость общения с Богом, – это трудно, тяжело. Но это наша христианская обязанность, которую мы должны исполнять. «Да любите друг друга; возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего», – сказал Господь. А кто есть мой ближний? В притче Господа сказано, кто есть ближний: тот, который проходил и оказал милость, а не те, которые проходили мимо.

– Правда ли, что женившийся на разведенной прелюбодействует?

– Священное Писание нам явно говорит: «Человек совершает грех, если разводится со своей женой не по причине греха блуда». Если женщина не блудница, а хозяйка в доме (может, не всегда удачная хозяйка, у каждого свои таланты, но она старается, стремится), любит своего мужа, любит семью, а он увидел другую женщину и сказал: «Не хочу с тобой жить» – и развелся с женой, то он творит грех блуда. Выходить замуж за такого мужчину не стоит. Господь нам строго говорит: «Отпустивший жену, кроме греха блуда, совершает блуд. И женившийся на блуднице тоже блуд совершает». Но есть еще и чувство покаяния. Разбойник, на кресте висевший, принес Богу покаяние: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И Господь ответил: «Днесь будешь со Мною в раю». Так же и блудница может осознать свой грех, принести Богу покаяние. И, наверное, Господь, если покаяние искреннее, прощает. Жениться на такой можно или нельзя? Наверное, можно. Если женщина остается блудницей, то женившийся на блуднице совершает грех.

Можно ли жениться на разведенной? Если ваши отношения чистые, если вы имеете любовь к человеку, даже зная о его негативных поступках в прошлом, но видите, что человек изменился, что человек искренне любит вас и вы готовы строить совместно малую Церковь, бороться с искушениями, то, наверное, в этом греха не будет. Хуже тот грех, когда мы не дорожим браком, который имеем, тем более церковным браком, и ту благодать, которую получаем, не умеем сохранить. В каноническую комиссию приходит много людей с просьбой о расторжении брака, они говорят: «Развенчайте нас». Вот в этом грех – не смогли сохранить, не смогли удержать благодать, а жили современными заботами мира с его соблазнами и страстями, ни о чем не задумываясь, попирая все ценности, которые человеку даны Богом: моральные, этические. Делайте для себя вывод. Не всегда женившийся на разведенной грех совершает. Иногда больший грех совершает тот, кто разводится с человеком, не желая сохранять ту семью, которую создал.

– Грешно ли стремиться к успеху, признанию, благосостоянию?

– Вообще не грешно совершенствоваться человеку. Господь каждому человеку дает талант, и грех, когда человек зарывает свой талант, не развивает его, застывает на каком-то уровне. И если человек развивает свой талант, важно понимать – ради чего. Если человек стремится стать начальником ради того, чтобы показать всем свою власть и значимость, тогда лучше не стремиться к власти. Руководитель – это человек с огромным чувством ответственности. Хороший руководитель – это не самодур, а человек, который принимает возложенную на него ответственность за людей, которые ему вручены. Это очень важно, но не всегда получается. Актеру дается талант, он развивает его, становится хорошим актером, но может возникнуть проблема – гордыня может начать обладать этим человеком. Если же он остается простым, искренним, добрым христианином, то почему это грех? Можно стремиться к успеху, но важно – ради чего ты стремишься? Ради того, чтобы прославить имя Божие? Или для того, чтобы взлелеять свою гордыню, показать миру, какой ты «великий»? Если так, тогда плохо. Когда ты развиваешь дар, который дал тебе Бог, тогда это замечательно.

– Что делать мужчине, который, будучи женатым, влюбился в другую женщину?

– Прежде чем вступать в брак, нужно двум людям, которые соединяются вместе, задуматься: насколько они готовы? Чувство влюбленности, которое у них есть на тот момент, кажется огромной любовью, но надо помнить о том, что в жизни будет не все так красочно, как они себе нарисовали, могут быть и трудности. Готовы ли они настолько, чтобы пройти через все трудности вместе? Мы смотрим красивые западные фильмы, видим на венчании двух людей, смотрящих друг на друга, говорящих друг другу замечательные слова: «…и в горе, и в радости, и в здравии, и в болезни…» И в тот момент, когда начинаются горести, когда уходит здравие и начинаются болезни, когда приходят печали и нужно поддержать друг друга, к сожалению, эти слова забываются, и люди начинают разбегаться, рушится семья, разрушается малая Церковь. Если человек верующий, то должен созидать свой брак на основе взаимного уважения и любви, а любовь – это не страсть, которая в нашем сердце возгорает и прогорает, оставляя один пепел. Любовь – это жертва. Христос возлюбил нас, Он принес Себя в жертву, Он пострадал за наши грехи добровольно – вот это любовь. Готовы ли мы так же любить своего ближнего, с которым создаем пару, так, чтобы приносить себя в жертву? Или это только страсть, которая появилась сегодня? Когда вы живете вместе, у вас совместные дети, ведется совместное хозяйство – не удержит ничто, если нет взаимного уважения, нет трепетного отношения друг к другу. В моей жизни есть пример семьи, на которую я смотрю и радуюсь, с такой пары нужно брать пример всем остальным, настолько они любят друг друга, настолько трепетно относятся друг к другу, стремятся не огорчить друг друга. Если это есть, тогда и семья потрясающая, и дети, и внуки вырастают хорошие. Когда человек живет страстью – «сегодня я полюбил тебя, а завтра – другую», то есть воспылал страстью к другому человеку, то ничего хорошего в этом нет, это несерьезный разговор. Значит и там не любовь была, и нет гарантии, что эта любовь – настоящая.

Желаю всем помощи Божией! Сейчас идут дни Петрова поста: пост не очень строгий, но в этом году продолжительный. Укрепи всех нас Господь – пройдя через дни Петрова поста, прийти к светлому радостному празднику, дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Благословение Божие да пребудет со всеми нами во все дни жизни нашей! Спаси Господи!

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать